Преподобный Макарий Оптинский .Письма к мирским особам .№57
Макарий Оптинский. Письма к мирским особам.
57.
Достопочтеннейший о Господе N N.
Почтенное письмо ваше от 11 декабря я имел честь получить; ответствую на оное, рекомендуя себя и прошу принять в ваше христианское расположение. Зная по наслышке вашу матушку, а братца лично, в христианских правилах жительствующих, полагаю и о вас, как видно из письма вашего, что вы имеете христианския чувства, желаете приблизить себя к Богу, и приобрести вечное спасение. О сем сердечно радуюсь! Про́сите меня о молитвах за вас; это есть наш долг молиться друг за друга, и о заповедавших нам о сем; хотя мы и не смеем быть дерзновенны, зная худость и недостоинство свое; но уповая на благость и человеколюбие Божие и на веру просящих о сем, прибегаем в Его благости. Вы ищете от меня советов и наставления в снискании спасения; похваляя сие ваше искание, или паче сказать алчбу и жажду истины, и, хотя невежда, не отрекаюсь сколько могу, предложить вам, или паче сколько Бог вразумит, по мере веры вашей, слово для пользы душевной; а между тем скажу вам, что не мало удивляюсь: полагая что вы довольно просвещенный в познаниях разнаго рода, неужели в сем, столь важном предмете — училище веры — не имели упражнения? Всякой христианин, отрожденный в купели святаго крещения, должен непременно знать, что он стал Сын Божий по благодати, и какую принял на себя обязанность, в исполнение святых Его заповедей, которыя свидетельствуют его веру и любовь к Богу; в противном случае известно, что должно последовать.
Гдеж и каким образом можем мы учиться правилам веры, и исполнению оных? Церковь, мать наша, есть столп и утверждение истины (1 Тим. 8, 15.)! Вы, так как сын Церкви православной грекороссийской восточной, то и должны свято почитать в хранить ея догматы, уставы, правила в законоположения, ведущие вас к прямой цели спасения. Ибо оные установлены, по временам, святыми Апостолами, святыми вселенскими соборами и богодухновенными пастырями святой Церкви, коим в лице Апостолов изрек Господь наш Иисус Христос: слушаяй вас Мене слушает, отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене отметается Отца, пославшаго Мя (Лук. 10, 16.), и паки: а иже преслушает Церковь, буди тебе, якоже язычник и мытарь (Матф. 18, 17.). Почему всякому православному христианину должно повиноваться церковным учениям и постановлениям, основанным на слове Божием, ибо Сам Христос есть краеугольный камень Церкви и глава оной; и отнюдь ничего противнаго слову Божию не постановлено. Но есть люди, которые сами собою полагают смысл Святому Писанию, только в противную сторону, и снисходя своим слабостям, не только не считают нужным исполнять законоположения Церкви, но и сами уставляют себе правила, по своему разумению, чем премного погрешают и аще не покаются, безответны на суде Христовом обрящутся; они не разсуждают, дозволил ли кто им входить в суждения о законоположениях Церкви и даже судить самую ее. Святый Апостол Павел учит, что Господь наш Иисус Христос дал Церкви Своей овы убо Апо–столы, овы же убо пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители (Ефес. 4, 11.) и в другом месте: како проповедят аще не послани будут (Рим. 10. 15.). Святая Церковь, когда нужно было сделать какое законоположение касательно веры догматов и прочих постановлений, повелением благочестивых царей, по временам созывала вселенские Соборы из патриархов и епископов, и прочих церковных пастырей и учителей православных; и разсуждая о нужных вещах, низлагали возникавшия ереси и утверждая правила, для содержания оных в единстве повсеместно; на которых Соборах Сам Дух Святый действовал к утверждению в правоверии; и учение нашей православной восточной Церкви, так как еще древле изследовано правильно и благочестиво, определено и утверждено святыми вселенскими Соборами. Прибавлять к ним, или отнимать от них что либо–непозволительно; наш долг есть свято почитать и повиноваться уставам Церкви, как и выше сказано; а в случае неисполнения и преступления их, по немощи ли, по нерадению, или по заблуждению, должны сознавать себя преступниками, каяться в оном, смиряться, и исправляться, на которыя действия призрит Господь, и простит в грехе и подаст Свою помощь к исполнению; а не опровергать оные, и считать излишними, или ненужными, думая сим сбросить оковы с совести, отягощающей их за преступления. Но обманутся бедные! Может быть скажет кто, что правила и постановления Церкви не есть заповедь Божия; а разве оное не есть заповедь Божия: повеление слушать Церковь и ея пастырей? Без сего же сколько произошло там заблуждений и ересей: кто как разумел, тот так и постановлял, отделяясь от единости Церкви. Но мы, оставляя других, невнимая их учению, неприемля на себя суда, а предоставляя оный Богу нашему Иисусу Христу, должны обращаться к себе и, находясь в православной Церкви, на основании ея учения, созидать спасение свое исполнением заповедей Господних; видя же свою немощь, просить молитвою помощи от Бога, но молитвою смиренною, мытаревою, а не фарисейскою, и иметь всегдашнее самоукорение в сердце, иметь также благорастворенное сердце к милованию и состраданию ближним, помогать в их нуждах, снисходить в немощах, прощать оскорбивших нас; и ежели и случится что сделать по воле Божией, не приписывать себе, а помощи Божией; паче же помнить свои грехи, с надеждою на милосердие Божие, что ведет нас к смирению и восполняет наши недостатки пред милосердым Господом, смирившим Себя даже до рабия образа.
Примите сие малое начертание, и ежели оно принесет плод и найдете в нем пользу и средство к приобретению живой веры, и успокоению вашего сердца то воздайте благодарение премилосердому Господу, хотящему всем спастися и в разум истины придти. Декабря 22 дня 1840 года.
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.