Попробуйте не осуждать — и продлится радость Рождества .
http://www.pravmir.ru/poprobujte-ne-osuzhdat-i-prodlitsya-radost-rozhdestva/
Попробуйте не осуждать — и продлится радость Рождества
6 января, 2013 • Епископ Воскресенский Савва
«Вот и канун Рождества — Сочельник. В палево-дымном небе, зеленовато-бледно, проступают рождественские звезды. Вы не знаете этих звезд российских: они поют. Сердцем можно услышать, только: поют — и славят. Синий бархат затягивает небо, на нем — звездный, хрустальный свет. Где же, Вифлеемская?.. Вот она…»
Так проникновенно о Рождестве, которое помнил с малых лет, и которое только и может быть в России, писал Иван Шмелев. Проходят годы, они летят стремительно, но каждый год одно и то же чувство — близости Рождества, возвращения в детство и ожидания чуда. Эти праздничные дни наполнены радостью. Это те дни, когда не потребно, не благословляется никому печалиться, потому что в мир пришел Спаситель, чтобы спасти каждого из нас.
Что такое радость в жизни и готовы ли мы оставить все и следовать за Вифлеемской звездой спустя более 2000 лет от Рождества Христова? Мы разговариваем с епископом Воскресенским Саввой, викарием Святейшего Патриарха, наместником Новоспасского ставропигиального монастыря:
— Владыка, мы часто говорим о радости. А в Вашем понимании, что такое радость, когда она наступает?
— На самом деле чувствуешь радость, когда Господь тебя слышит и отвечает тебе. Ощущение, что ты все время ходишь перед очами Божьими Когда ты это чувствуешь, то это радость. Ты нужен, ты Богу для чего-то нужен. Ты не одинок.
В дни Рождества во всех храмах звучит «С нами Бог» — и это, наверное, самая большая радость. Он пришел в этот мир, чтобы быть с нами, с каждым из нас. И когда это чувствуешь, что именно для тебя родился Христос — это большая радость, которая обращает тебя посмотреть на свою жизнь. И если Бог в сердце — то жизнь наполнена светом и радостью, несмотря ни на какие перипетии, неустройства, болезни, страдания. И сколько бы не прошло времени на этой земле, Его рождение — основа всей истории человечества. Даже летоисчисление ведется от Рождества Христова.
Еще испытываешь ощущение радости на службе. Очень часто Церковь ассоциируются у людей с печалью. Там учат страдать, смиряться, терпеть, потупить глаза в пол; но Церковь — это прежде всего радость бытия, радость вечной жизни. У нас религия оптимистов, наполненная радостью. Надо только это понять. А еще радость не может быть в полном одиночестве, а Церковь — это соборность.
Что такое Литургия — это совместное служение, совместная молитва, которую все мы разделяем. А молитва может и горами двигать. Разве это не радостно? У апостола Павла в послании есть такие слова: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).
Я люблю ощущение храма, мерцания лампад, его тишину и пение хора. В памяти остался хор бабушек. И их пение на всю жизнь вкралось в сердце. Они, несмотря на их трудную, полную испытаний жизнь, сохранили радость и любовь к людям, которую мы ныне в полной мере не имеем, потому что погружены в свой мир проблем и суеты. Мы перестали быть щедрыми в заботе друг к другу, в душевной теплоте, в любви. Все наше внимание направлено на себя, и мы замыкаемся в своем мире. И в «своем аквариуме» (а чаще это террариум) очень трудно мыслить масштабами вечности, любви.
Еще мне радостно, когда к тебе люди приходят. Эта такая любовь Божия к тебе, что Он через тебя позволил сотворить доброе дело одному, второму или третьему человеку…
Сейчас еще для меня радость в тишине, в неком покое, в спокойствии, в умиротворении. Эти минуты редки, но когда они приходят, я это ценю. Надо ценить каждое мгновение жизни, дарованное Богом, и тогда будет больше радости. Мы не умеем видеть радость в солнечном дне, во встрече с людьми, в возможности ходить в храм… В жизни много радости, только надо уметь ее ощущать и творить.
— Вопрос Вам покажется немного традиционным. Но до сих пор, даже по прошествии стольких веков, люди ищут на него ответ: для чего родился Спаситель в этой убогой пещере? Неужели только для того, чтобы быть распятым?
— Спаситель принес людям заповедь любви. Он показал, что все покрывается любовью. И нас Он учил любить ближних. А то, что Он распят — это уже завершение пути, пути любви Богочеловека. Он распят по любви к нам, из любви к своему творению. И рожден в убогой пещере, потому что пришел в мир не как царь, покоритель, властелин; пришел не унижать, а возвышать человека…
— А Вы раньше как праздновали Рождество?
— Конечно, Рождество — это снег, зима, это дорога в храм. Меня водила бабушка. Ходили в валенках. Это ощущение всегда какой-то тайны. Главное, что дошли в храм, а там уже тепло, радостно, ощущение происходящего великого события. В Церкви всегда это присутствует, Церковь всегда из года в год возвращает нас к переживанию светлых чувств, каждый год дает нам возможность размышлять, возвращаться.
Рождество всегда возвращает в детство. Это детское восприятие великого праздника остается на всю жизнь. Сидишь, взгрустнется, и вдруг — этот путь в зимний храм, и в душе — колокольчики Рождества из того самого детства. И воспоминания уводят к тем людям, которых уже нет в этом земном мире, но они всегда с тобой. Они живы и в твоем сердце, у Бога. Именно они вели тебя к Рождеству, по этому пути, который, кстати сказать, никому не обещает легкой жизни, но это путь любви. Это огромный труд человеческой души. И в этом труде, работе над собой — тоже радость. Это я к слову сказал, памятуя Ваш предыдущий вопрос.
— В древние времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от таких представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда» и «погасла звезда». Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни. Но в этом символе можно прочесть и обращение к нам, живущим через 2000 лет, — а мы кто такие? Идем ли мы за Вифлеемской звездой?
- Господь не обещает нам радостей земных, Он нам обещал, и тогда, и сейчас Царство Небесное. Но не просто так. Надо к этому приходить, надо от чего-то отказываться, от привязанностей к этому земному своему жительству, от своих страстей, грехов…
Определенная часть идет, но, конечно, далеко не большинство. Это малая часть, но Господь и сказал, что «малое стадо спасется». А остальная часть, большинство, будет занята той суетой, которая окружает: кому-то нужно зарабатывать деньги, кому-то надо пойти в больницу, кому-то на рынок, кому-то в магазин, кому-то нужно отдыхать. Та суета, которая сейчас существует, она захватила людей. Тем более сейчас есть телевизор, радио, интернет, различные развлечения.
Узкими вратами человек должен всегда себя теснить, а человек этого делать не хочет. Он хочет по максимуму себя расширить. А эти узкие двери являются великим препятствие. Помню высказывание одного олигарха, который сказал: «Для меня человек начинается с миллиарда». Господь его посрамил, потому что начался кризис, и у него миллиарда не стало.
Слава Богу, что есть величайшие подвижники, которые идут на свет Вифлеемской звезды. Они есть в любое время и в любом веке. Есть и сегодня. Мы просто мало о них знаем. Но те бабушки, которые рядом с нами, которые вставали ни свет ни заря, которые, преодолевая все трудности и запреты, шли за несколько километров в храм по настоящему морозу. Разве они не шли за Вифлеемской звездой ?
- Рождество всегда считалось самым главным праздником детства. Что значит быть как дети?
— Радоваться. Радоваться всему. Эта радость должна быть естественной, детской. Она идет из глубины души, она не объясняет это событие, она просто знает, что оно есть. Искренне все воспринимать, бесхитростно.
— А как сохранить эту радость после праздника? Ведь Рождество заканчивается, наступают будни…
— Это самое сложное. Радость не должна превратиться в обыденность. Радость не должна стать тем, к чему мы начинаем привыкать. Радость — это состояние души, мы радуемся чему-то светлому, великому. И тут опять же нужен подвиг, подвиг не осуждения. Как только не судишь никого — радостно.
Мне как-то один человек говорит, что у него такое горькое состояние, постоянно состояние огорчения. Я ему задаю вопрос, как там у него дома, на работе, есть ли проблемы. Он признался, что приходится иметь конфликтные ситуации. «А ты постарайся никого не осуждать». Человек был разочарован, он думал, что надо какое-то грандиозное дело сделать, может съездить куда-то по святым местам, таблетки дорогие попить…
Мы всегда думаем о значительном, масштабном и не замечаем простого. Я ему отвечаю: «Не надо этого ничего — постарайся никого не осуждать». «Это так просто», — был его ответ. «Просто? А ты попробуй. Я тебя ничего не прошу, постарайся хотя бы неделю прожить, не осуждая никого». Через три дня приходит: «Невозможно! Я даже поражен, не могу никого не осудить. Я специально с утра встал, все мысли гоню, телефон отключил. Но проходит час — два, и я про кого-то начинаю думать плохо. Только я эту мысль прогоню, такое благостное состояние». В состоянии «вне осуждения» он продержался полдня. Так было на душе хорошо. Но потом вышел из дома, зазвонил телефон… И он почувствовал, как потерял эту радость.
Попробуйте пожить в мире со всеми. Вы скажете, что это невозможно, этого никак нельзя осуществить в реальном мире. Но ведь все подвижники жили в реальности мира, и даже тогда, когда старались уйти от него, мир сам приходил к ним, чтобы учиться радости и любви. Попробуйте не осуждать — и ваша рождественская радость продлится.
Записала Юлия Стихарева
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.