Евангельский путь жизни – собрание добродетелей воедино
У тебя есть немощь: простой путь Господень разветвлять на многие стези, тогда как и Священное Писание, и самый опыт доказывают, что нужно упрощать Евангельский путь жизни, меньшие заповеди и добродетели совокупляя во едины большие. Святой псалмопевец Давид говорит об этом так: Вси путие Господни милость и истина (Пс. 24: 10), то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии совокупляя как бы только в две стези...
Ты единственный путь монашеский разветвляешь на многие стези, так ты мне и написала в письме своем, вскоре после моего полученном, в котором говоришь: «Я не знаю и недоумеваю, каким я иду путем: путем ли молитвенным, но не вижу его; путем ли послушания и отсечения своей воли, — и это незаметно; путем ли безмолвия во уединении, — но сестра и келейница мне мешают». И еще каких-то два или более путей насчитала, забывая, что путь монашеский один, а все остальное — его принадлежности для монаха, как апостол говорит: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диаволским (Еф. 6: 11, 18).
А если кто захотел довольствоваться одним только оружием, тем или другим, оставляя прочие, такой уподобился бы человеку, который вместо правильного хождения прыгает то на одной, то на другой ноге, а когда устанет, ложится совсем и пыхтит; и, видя, что неудобно такое прыганье, придумывает, нельзя ли ползти на руках и волочить ноги. Само собой разумеется, что такое ползание неудобно и только без толку утомляет... Тогда такой чудотворец взывает: «Недоумеваю, как после этого ходить?» На что ему просто отвечают: «Ходи обеими ногами, делай обеими руками, смотри обоими глазами, слушай обоими ушами и не придумывай прыгать на одной ноге, или ходить на руках, тогда не будешь без толку утомляться и избежишь неразсудных недоумений».
Всякий монах, если хочет быть истинным монахом, должен по силе своей облекаться во все сии оружия духовные, держась каждого в свое время, по потребности, смотря по мере своего устроения и силы телесной и душевной, а не так, чтобы избирать какое вздумается, а другие оставлять, когда в них бывает существенная потребность. Главное — всякому должно иметь, по слову Лествичника, самопознание, то есть знать свои силы телесные и недуги душевные, чтобы неразсудно не употреблять первых, и не усиливать последних.
Вот отныне и начнем многие стези и разветвления собирать в единообразный путь Господень, как сказано выше. Это средство тем хорошо, что человеку-христианину дает возможность успокоиться, чего человек не достигает, если решится на многие стези, раздробляя и разветвляя простой путь Божий. Когда же человек успокоится, тогда он способен бывает направляться к исполнению всех заповедей Божиих, глаголя со Псаломником: От заповедей Твоих разумех, сего ради возненавидех всяк путь неправды (Пс. 118: 104).
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.