О Духовничестве
Духовничество
Наконец, мы подошли к еще одной большой и важной теме. Наверное, ни-
какой другой предмет не порождает столько вопросов, недоумений и искушений,
как духовное окормление. Зачем нужен духовник, как начинаются отношения
духовничества, как правильно общаться с духовником, а также с другими его ча-
дами, каковы взаимные обязанности духовника и окормляемых, могут ли эти от-
ношения быть расторгнуты, и в каких случаях – вот только некоторые из этих
вопросов.
Итак, зачем спасающемуся нужен духовник? Почему духовные книги и св.
Отцы единогласно говорят о необходимости духовного окормления? Почему не-
достаточно руководствоваться только книгами и собственным опытом?
Как в любом искусстве самоучки не могут сравниться с теми, у кого был
хороший учитель, так и в духовной жизни им не сравниться с теми, у кого был
опытный духовник. Годы тратятся на преодоление маленьких трудностей, кото-
рые с помощью духовника чада преодолевают, даже не замечая и не понимая их.
Таково общее правило, хотя среди самоучек бывают и «самородки».
Несколько раз в жизни любого человека наступают критические ситуации.
И именно в это время он не может ясно и трезво оценить свое положение и при-
нять правильное решение, так как находится в состоянии помрачения. Между
тем, от правильного решения зависит очень многое: самое направление и тече-
ние последующей жизни, а иногда и спасение. В этот момент необходима по-
мощь извне. Дело не в том, что ситуация очень сложная: со стороны даже не
очень опытному человеку видно, как избежать ошибки. Здесь мог бы помочь
просто благонамеренный друг, знакомый, но кто лучше поймет наше внутреннее
состояние и ситуацию, чем духовник, у которого мы не один год исповедуемся?
Надо только иметь доверие к нему и послушать его совета.
Следующая причина необходимости духовничества заключается в том, что
демоны устраивают человеку искушения на уровень выше, чем тот, на котором
он в настоящее время находится. Война идет как бы в темноте, когда человек не
видит и не понимает действий противника. Он только видит себя уже поранен-
ным, чувствует, что произошло разорение души, а каким образом это произошло
– понять не может. Когда же подвижник овладевает этим уровнем искушений,
демоны переходят к следующему, и история повторяется, пока, наконец, подви-
зающийся не постигнет хитрости бесовские до самого дна. К счастью, это воз-
можно. В данной борьбе духовник зачастую дает указания, советы, благослове-
ния наперед, видя и понимая то, что ученик пока не видит и не понимает. По
этой причине его указания кажутся ученику непонятными и даже неправильны-
ми. Ему приходится просто верить духовнику и исполнять. А задача духовника -
со временем сделать эту борьбу открытой, видимой и понятной своему духовно-
му чаду, оградить его от непосильных искушений, дать ему оружие в этой борь-
бе (трезвение, молитву, Исповедь, Причастие, знания, благочестивые навыки).
Приведем простой пример. Семилетний мальчик спрашивает у папы, как
работает автомобиль, почему он не может сам сесть за руль и поехать в гости к
бабушке? Что может сказать ему отец? «Потерпи, сынок. Вот подрастешь, и то-
гда поедешь. А сейчас старайся хорошо учиться, особенно по физике, химии и
математике». А к духовнику приходит чадо и наивно спрашивает: «Как мне
справиться с гордостью?»,– предполагая, что сейчас духовник откроет простой
способ разделаться с нею, после чего эта самая гордость уже никогда не будет
ему досаждать. Что может сказать ему духовник, если вопрошающий не знает
Священной истории, не имеет понятия о страстях и собственного опыта духов-
ной жизни? Объяснять ему сейчас все это – то же самое, что и рассказывать пер-
вокласснику, как работают системы автомобиля. «Потерпи пока, читай правило,
почаще исповедуйся, старайся никого не осуждать, а там Господь управит». Чадо
уходит очень недовольное. Слова духовника оно поймет и оценит лет через два-
дцать.
Но как бы обрадовался ребенок, если отец бы сказал ему: «Автомобиль?
Вот газ, детка, вот – тормоз, а это круглое – руль. Дорогу знаешь. Поезжай». Не
надо быть пророком, чтобы предсказать, что ждет его на первом же перекрестке.
Так же бы возрадовалось и чадо, если бы услышало от духовника: «Что там у те-
бя, гордость, что ли? Считай себя хуже скотов. Врагам делай добро. Думай, что
все спасутся, одно ты погибнешь. И еще не забудь – держи ум свой во аде, и не
отчаивайся». Что же здесь плохого, ведь это – изречения св. Отцов? Мы говори-
ли уже о лесенках духовного восхождения. Опасность здесь в том, что ученику
предлагается не постепенное восхождение, а прыжок на самый верх лестницы,
откуда он, не имея возможности удержаться там, непременно упадет вниз. И ес-
ли заранее об этом никто не подумает, то не обойдется без ушибов и переломов,
не физических, конечно, а душевных и духовных.
Каким же требованиям должен удовлетворять духовник?
У него должно быть свободное время для общения с нами: для исповедей,
бесед (хотя бы кратких), разбора недоумений, объяснения непонятного.
Духовник должен быть достижим по расстоянию. Чтобы в сложных жиз-
ненных ситуациях мы могли получать совет и благословение своевременно, а не
тогда, когда «поезд уже ушел».
Достаточный уровень благочестия и духовного образования. Кандидатуры
с наличными смертными грехами, конечно, сразу исключаются.
«Стаж» духовной жизни не менее 15 лет, причем предпочтительно именно
нашей жизни: для мирских – белый священник, для монашествующих – монах.
Должны быть видны и добрые плоды этой жизни: у священника – хорошая се-
мья, воспитанные дети, у монаха – мирное внутреннее устроение, строго право-
славное мировоззрение, смирение, молитвенность. Хочу предупредить монаха,
что если он возьмется за духовное руководство супругов, то ему придется не
только быть арбитром во всех домашних ссорах, больших и маленьких, но и ре-
гулировать рождаемость, супружеские отношения в посты и праздники, думать о
содержании, лечении и жизнеустройстве детей, рожденных по его благослове-
нию. Незаметно для себя, монашествующий духовник начинает ориентировать
подопечных-мирян на свой собственный образ жизни, что приводит их, в конце
концов, к семейным конфликтам.
Для полноценного руководства духовный наставник должен иметь воз-
можность лично наблюдать за нашим поведением. Почему это важно? Потому,
что люди рассказывают о себе необъективно, неполно, оправдывая себя и обви-
няя других, скрывая собственные проступки. Если при этом взяться за «заочное»
руководство, то со временем окормляемый все больше и больше запутывается в
жизни. Тогда становится ясным, что он рассказывает о событиях не так, как они
происходят на самом деле, и потому советы духовника оказываются ошибочны-
ми. Для сравнения, представим, что мы взялись вести чужую машину с завязан-
ными глазами, а ее владелец рассказывает нам обстановку на дороге, причем
рассказывает неверно. Безрассудность такого предприятия в случае с машиной
очевидна, а за руководство чужой жизнью при таких же условиях многие берут-
ся. В подобных случаях духовник, если не имеет от Бога прозорливости, вынуж-
ден ограничиваться общехристианскими советами: соблюдать заповеди, терпеть,
смиряться, поступать так, чтобы это вело к миру, помолиться, чтобы Бог упра-
вил. Но при таком руководстве и результаты будут очень скромными.
Как уже говорилось, обычная ошибка новоначального – сильно завышен-
ные требования к духовнику. В его глазах духовный руководитель непременно
должен быть яркой харизматической личностью, целителем болезней, изгоните-
лем злых духов, прозорливцем, непререкаемым авторитетом в церковной среде.
Обычно, это действительно достойные люди, но – труднодоступные. До нас ли
им, имеющим сотни духовных чад, окруженным толпою страждущих от неизле-
чимых болезней и злых духов, несчастных, попавших в безвыходные жизненные
обстоятельства? Человеку, у которого ничего этого нет, даже и неудобно стано-
виться в одну с ними очередь и задерживать этих страдальцев своими пустяками.
Между тем новоначальному нужна не пятиминутная беседа. Ему необхо-
димо жить при духовнике хотя бы первые несколько лет. Редкие поездки к ду-
ховнику подобны поездке на курорт во время отпуска. Совсем другое дело – по-
стоянно жить на курорте в качестве местного жителя. По этой причине лучше
предпочесть знаменитому духовнику, который находится где-то далеко, посред-
ственного, но который находится рядом. По крайней мере, на первое время. Но-
воначальный не нуждается в тонкостях и глубинах духовной премудрости. Ему
необходим хлеб насущный, то есть то, что знакомо любому священнослужите-
лю, окончившему семинарию и имеющему опыт духовной жизни лет 15-20. А
главное, в первое время ему нужно внимание, общение, разбор недоуменных
жизненных ситуаций, объяснение непонятного в Православном вероучении и
церковной жизни. Когда новоначальный усвоит этот «ликбез», можно поискать
более опытного руководителя. После приобретения правильного внутреннего
устроения, поездки к духовнику могут быть не столь частыми, хотя ничто не в
состоянии заменить личного общения с духовником при исповеди и беседах,
связанных с важными обстоятельствами.
То же мы видим и в обычных школах: в начальных классах преподают од-
ни учителя, в старших – другие, а в высших учебных заведениях – профессора и
доценты. Что скажут люди, если профессор будет обучать чтению по слогам и
счету на палочках в начальных классах? Мы же хотим именно этого в духовном
аспекте: чтобы известный духовник обучал нас правильно зажигать лампадку,
читать утренние и вечерние молитвы, складывать руки для благословения, по-
ститься в среду и пятницу, посещать богослужение в воскресные и праздничные
дни.
С какими вопросами обращаются к духовнику руководимые им? Обычно
это трудные житейские ситуации: как вести себя при ссорах, в тяжбах, конфлик-
тах, подавать ли в суд, чем лечить болезни, делать или нет операцию, менять ли
работу и место жительства. У духовника просят благословение на какое-то дело,
путешествие, покупку. К духовнику несут также свои несчастья, пожары, разво-
ды, смерти, автокатастрофы, кражи, и не только собственные, но и своих детей и
родственников. Конечно, и без этого не обойтись, но надо понимать, что свя-
щенник обычно не может дать квалифицированный совет медицинского, юриди-
ческого, экономического характера, его дело – благословить нас пойти к врачу,
юристу или кому-то другому, а главное – помолиться за нас. Может быть, дать
совет из своего жизненного опыта. Часто трудные, тупиковые ситуации, с кото-
рыми приходят к духовнику, невозможно решить советами, вещественной по-
мощью и другими человеческими средствами. Только через молитву и милость
Божию могут поменяться обстоятельства и появиться выход из тупика. Поэтому
люди взывают к духовнику: «Помогите!», а он им отвечает: «Давайте молиться».
Нельзя не заметить, что если старца древности можно было уподобить
опытному проводнику, который прекрасно знает весь путь и ведет любозна-
тельных путешественников кратчайшей дорогой прямо к горному озеру, то со-
временный священник-духовник видится таким же путником, как и другие, но
лучше их ориентируется по карте, опытнее в дорожных приключениях, крепче
силами и имеет обязанность помогать другим. Поэтому в наше время изменился
сам способ духовного окормления по сравнению с древним старчеством: это уже
не послушание без рассуждения, а самостоятельная жизнь под наблюдением
священника, который оберегает от грубых ошибок, помогает подняться после
падений, объясняет духовные законы, с которыми нужно считаться. Частое не-
доразумение состоит в том, что приходящий за духовным руководством ожидает
первого способа окормления, а священник предлагает второй, причем оба молчат
об этом предмете и удивляются странному поведению друг друга.
Многие считают, что духовные отношения начинаются следующим обра-
зом. Ищущий подходит к священнослужителю, о котором он слышал похваль-
ные отзывы от своих знакомых, и говорит ему (иногда с земным поклоном):
«Святой отец, будьте моим духовником!» Он же, глядя с отеческой любовью на
совершенно незнакомого человека, отвечает: «Принимаю вас в свои духовные
чада». Несмотря на всю внешнюю привлекательность такого начала, в реальной
жизни правильные духовные отношения начинаются не так. Почему же? Потому
что духовные отношения – дело серьезное и ответственное, связывающее обе
стороны обязательствами. Они не уступают в важности браку или усыновлению.
Нельзя связывать себя такими узами поспешно и с кем попало. Духовному союзу
должен предшествовать испытательный срок.
Подготовительной ступенькой к сему служит регулярная Исповедь у одно-
го священника и посещение его богослужений. Со временем мы почувствуем пе-
ред этим священником ответственность за свои грехи, пока только за тяжелые.
Мысль о том, как нам будет стыдно ему исповедоваться, а он будет за нас пере-
живать, удерживает нас от больших грехов. Но во всем остальном мы чувствуем
себя вполне свободными. Это еще не духовное руководство, а Исповедь у одного
священника. Некоторые большего не желают и на этом останавливаются.
Если же мы желаем большего, надо начинать советоваться со священни-
ком в трудных случаях. Его советы и просьбы надлежит исполнять так, как если
бы он уже был нашим духовником. Предложить ему помощь в храме и в быту.
Если эти отношения сложатся, и мы увидим их пользу для себя, то тогда и уме-
стно спросить священника, может ли он стать нашим духовником? Если же они
не сложатся, или мы увидим, что они не приносят нам духовной пользы, что бы-
вает гораздо чаще, то лучше тихо отойти и поискать другого. Когда же духовный
союз уже заключен, то разрыв его бывает так же болезнен, как лишение роди-
тельских прав или уход детей из родительского дома. Случается, что священник
с легкостью берется за духовное руководство движимый скрытой гордостью или
ради материальных интересов, не возлагая на себя при этом никакой ответствен-
ности за последствия. Если же священник не гордый, не ищет выгоды, знает, что
придется отвечать за ошибки в руководстве, сопереживать все скорби, искуше-
ния, жизненные невзгоды своих подопечных, терпеть от них неблагодарность и
недоверие, семь раз подумает, прежде чем согласится на духовное окормление
Христа ради.
Тупиковая жизненная ситуация, возможно, и подходит для начала духов-
ных отношений с духоносным старцем, но, когда речь идет об обычном священ-
нике, это время наименее благоприятно. Почему-то люди этого не понимают.
Вот несколько примеров, как это происходит в жизни.
– Отец, я приехал из Казахстана. Мне негде жить и я никак не могу устро-
иться на работу.
– Меня бросил муж, и я осталась с четырьмя малолетними детьми.
– Неизвестные лица преследуют меня. Они читают мои мысли и воздейст-
вуют на меня психотронными излучателями.
– У меня обнаружилась большая недостача в магазине.
– Я в таком горе! Мой сын оказался замешан в уголовном преступлении, и
т. д.
После подобного вступления дальше следует призыв о помощи: «Помоги-
те мне ради всего святого! А заодно возьмите меня в свои духовные чада…»
Начинать духовные отношения надо, когда у вас все благополучно, и если
будете жить по совету священника, то вероятность оказаться в тяжелой ситуации
будет сведена до минимума. Если всѐ же какое-то неожиданное несчастье слу-
чится во время его духовного руководства, духовник будет обязан вам помочь по
чувству ответственности. Но в ходе общения не мешает выяснить, как ваш свя-
щенник понимает ответственность за свои духовные советы. Об этом и пойдет
речь ниже.
Ответственность – очень важный аспект духовничества. Основной его за-
кон гласит: «Духовник отвечает за духовное чадо в меру его послушания».
Безусловно, духовник отвечает за то, что сделано чадом по его благословению.
Перед кем отвечает? Перед судом Божиим, своей совестью, и перед человеком,
который доверил ему свою жизнь и спасение. В отдельных случаях и перед свя-
щенноначалием. Перед государственным законом ответственность за это не пре-
дусмотрена. Может быть, поэтому некоторые так смело распоряжаются челове-
ческими судьбами? Вот один нюанс современного духовничества, который впо-
ру сравнить с медвежьим капканом, в который попадается множество новона-
чальных.
Является слух, что в сельской глуши (или в монастыре) обнаружен старец.
Кого-то он уже назвал по имени, видя его впервые, другому объявил его тайный
грех, а третьему мимоходом предсказал важное событие в его жизни… Духов-
ный голод и потребность в чуде среди верующего народа всегда были велики. И
вот уже из разных епархий едут автобусы, несутся автомобили, идут ходоки в
полной уверенности, что направляются к возвестителю воли Божией, прозорлив-
цу, чудотворцу. А священник, к которому они стремятся, вовсе не претендует на
духоносное старчество, а, в полном согласии со свт. Игнатием Брянчаниновым,
дает ближнему советы, которые тот может исполнять, а может и не исполнять.
Причем давший совет не несет ни-ка-кой ответственности за последствия своего
совета*.
Но вот беда, приехавший-то этого не знает! Он думает, что слышит Волю
Божию, которую грех не исполнить, что давший совет несет ответственность за
свои рекомендации, как это бывает обыкновенно на приемах у должностных
лиц. Что же дальше? Кто-то продал дом, выписался из квартиры, уволился с ра-
боты, бросил учебу, вышел замуж за незнакомого человека, развелся с женой,
принял монашество и т.д. Но вместо ожидаемого благополучия попал в отчаян-
ное положение. Он опять спешит к духовнику: «Почему так получилось? Что же
мне теперь делать?» И тут только узнает, что духовник решительно отказывается
от ответственности, что он получил лишь совет, который мог бы и не исполнять.
Как же избежать подобного? Хорошо, если бы на хибарках для приема по-
сетителей висел листок, например, такого содержания:
Жильем, работой и материальной помощью не обеспечиваю. Это сразу
уменьшило бы поток посетителей.
Не чудотворец, не прозорливец.
* Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, гл.13
Даю духовные советы, которые вы можете исполнять или не исполнять –
греха не будет.
За последствия ответственности не несу.
Если на дверях такого листка нет, то приходящему следует самому разо-
браться в этих вещах прежде, чем совершить какой-либо серьезный поступок в
своей жизни. Но обычно условия приема «массовыми» духовниками именно та-
ковы, что какой-либо ответственности за последствия своих советов и благосло-
вений не предполагается. Впрочем, их труды относятся больше не к духовному
руководству, а к духовной «скорой помощи» в чрезвычайных ситуациях, что на-
кладывает свой отпечаток на стиль решений и взаимоотношений.
Настоящий духовник обычно очень осторожен в советах и благословениях.
Незнакомому человеку он не будет давать указаний о серьезном переустройстве
жизни, но предостережет от смертных грехов, а в остальном посоветует посту-
пать учитывая обстоятельства, помолившись о Божьем вразумлении. Читать
Евангелие, Псалтирь, какие-то молитвы, исповедоваться, причащаться, что при-
влекает ко всякому человеку милость Божию. Если же речь идет о том, кого он
давно окормляет, то он не отказывается от ответственности, если с его чадом что
случится, а помогает ему выйти из затруднительных обстоятельств, используя
все свои возможности.
Есть круг вопросов, которые каждый человек должен решать самостоя-
тельно вне зависимости от своего духовного возраста. Вот эти вопросы: какую
выбрать профессию в жизни, куда пойти учиться, идти в монастырь или женить-
ся, с кем именно соединить свою жизнь, уходить ли из монастыря, разводиться
или нет. Напрасны попытки переложить их решение на кого-то другого, даже на
духовника. Хотя в житийных книгах мы и читали, что старцы решали эти вопро-
сы, но в том случае, если конкретно знали волю Божию по этому вопросу.
Обычный же священник, если ему воля Божия не открыта, благословляет во-
прошающего сделать выбор самостоятельно, помолившись.
Следующий вопрос: как правильно относиться к духовнику и каковы наи-
более частые ошибки в отношениях с ним? Оказывается, правильным отношени-
ям с духовником тоже надо учиться. Не имея опыта правильных отношений, че-
ловек пытается построить их по известным ему образцам. Обычно вначале бе-
рется за образец отношение ученика к учителю в учебном заведении, и это не-
плохо. Но, немного побыв в таком качестве, чадо пытается мало помалу изме-
нить их на дружественные или на родственные. Первый случай обычно имеет
место при окормлении мужского пола. Духовное чадо начинает вести себя «на
равных», позволяет себе панибратство, споры, дерзость. Второе же случается
при окормлении женского пола – дело доходит до ревности, слежки, скандалов и
истерик. Много труда, времени и строгих мер приходится приложить духовнику,
чтобы привести эти отношения в порядок. Нередко оказывается, что чадо не спо-
собно изменить своего поведения. Тогда духовнику не остается ничего другого,
как расстаться с ним, подобно тому, как учитель выгоняет из класса малолетнего
хулигана, чтобы получить возможность проводить урок с другими учениками.
Общим явлением при общении духовных чад с духовником является рев-
ность на общение. Чада бдительно наблюдают, кому духовник оказывает больше
внимания и расположения, с кем проводит больше времени, кого принимает вне
очереди. «Избранники» чувствуют себя счастливыми, остальные же относятся к
ним с враждою и неприязнью. В чем причина подобного поведения? Не ошибем-
ся, если укажем на эгоизм и вытекающие из него высокую самооценку, зависть и
желание занять при духовнике привилегированное положение, а если этого уда-
ется достигнуть – охрана своего положения от посторонних посягательств.
Излишне говорить, насколько это несообразно с христианством, с каким
прискорбием наблюдает за этим духовник. Но он терпит, пока есть надежда на
исправление. Напротив того, нет цены чаду, которое не рвется быть на виду, не
ревнует духовника к другим, но в терпении, год за годом выполняет порученные
послушания, работает над своим характером. Духовник видит таких чад и ценит
более других.
Мы часто забываем, что пришли к духовнику за тем, чтобы он научил и
указал нам, как спасаться. Мы начинаем искать личных, душевных отношений,
шуток, ласки, знаков внимания, и в них полагать смысл и главную цель общения
с духовником. Конечно, в общении с духовником есть, кроме духовной, и ду-
шевная составляющая, но необходимо помнить о должной мере и правильной
расстановке акцентов. Духовное в этих отношениях должно быть на первом мес-
те, а душевное и личное – на втором. У неразумных чад весь труд, постоянное
переживание и главная забота заключается в том, чтобы приобрести и сохранить
личные, душевные отношения с духовником. При этом обличение неблаговид-
ных поступков и черт характера, назначение врачующих епитимий и послуша-
ний воспринимается как угроза этим отношениям, и вызывают со стороны ду-
ховного чада огорчение, тревогу и даже панику. Хотя беспокоиться надо как раз
в противоположном случае - при отсутствии обличений и епитимий, так как
именно в этом заключается непременная обязанность духовника и условие наше-
го спасения.
В духовном окормлении существует лесенка, в которой каждая ступень
имеет свои особенности, соответствующие духовному возрасту. Она очень по-
хожа на воспитание ребенка родителями. Первые три года - это младенчество,
полная родительская опека. Когда же младенец немного подрастет, ему говорят,
что хорошо, что плохо, что можно делать, что нет. Пока без объяснений. Затем
учат читать, писать, считать, правильно себя вести, дают ребенку больше само-
стоятельности. Далее учат принимать решения и отвечать за свои поступки. На-
конец, выпускают в самостоятельную жизнь. Эти же этапы должны быть и при
духовном руководстве. В первые годы от ученика требуется полное послушание
духовнику, а со стороны духовника – внимание ко всем сторонам его жизни. В
этот период необходимо часто советоваться, брать благословение, и подробно
исповедоваться во всем, что касается внешней и внутренней жизни, даже отно-
сительно помыслов. Что можно делать и что нельзя, говорится пока без объясне-
ний, так как ученик не имеет понятийной базы и личного духовного опыта, на
которые объяснения могли бы опираться.
Вот одна распространенная ошибка в отношениях с духовником на этом
этапе. Новоначальный раз за разом приходит к духовнику уже после своего не-
верного поступка или грехопадения, и спрашивает, что ему делать теперь? Таким
образом, духовнику предоставляется не направлять жизнь своего подопечного, а
только сопереживать его ошибки и вытаскивать его из трудных ситуаций. «По-
чему же ты не пришел прежде своего поступка, не посоветовался, не взял благо-
словение?» – говорит он с укоризной. После нескольких подобных случаев, ду-
ховник такие отношения прекращает.
На «младенческом» этапе образ духовника нередко заслоняет от его чад
образ Христа, вся их внутренняя жизнь замыкается на духовника. Самым мелким
деталям его внешней жизни и поведения придается преувеличенное значение.
Внутренний же его мир остается для окормляемых недоступен и непонятен. Это
видно по жизнеописаниям известных духовников их духовными чадами: обстоя-
тельно, даже скрупулезно описана внешняя сторона их жизни, а о внутренней –
ничего, а если и написана какая малость, то с ошибками и неточностями.
Но продолжим о лесенке возрастания под руководством духовника. Нако-
нец, начинается период объяснений, приучения к самостоятельности. На этом
этапе могут быть конфликты следующего характера. Как младенец проявляет
недовольство, когда его учат ходить, отучают от соски, оставляют надолго одно-
го, и он со слезами просится «на ручки», вопиет, чтобы привлечь к себе внима-
ние, так и духовное чадо протестует и огорчается. Оно обычно не желает само-
стоятельной духовной жизни, боится ее, хочет и дальше быть носимо духовни-
ком на руках, прятаться от трудностей за его широкой спиной...
Впоследствии, по мере духовного роста, отношения «учитель-ученик» ос-
лабевают и, по инициативе учителя, а отнюдь не ученика, постепенно переходят
в дружеские, «на равных», если большая разница в возрасте не является этому
преградой. Мне думается, что эти же этапы обучения проходили духовные уче-
ники и в древности, но в литературе по этому вопросу сделан сильный акцент
именно на первом этапе, «младенческом», от чего у читателя создается впечат-
ление, что он должен продолжаться бесконечно, до самой смерти учителя.
У обыкновенного ребенка при долгой искусственной задержке на первом
этапе происходит нарушение нормального развития, но до смерти родителей он
может жить благополучно. Что же делать ему, когда родители умрут? Поискать
других родителей? Но кто усыновит беспомощного взрослого человека с мла-
денческим интеллектом?
Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Мы видим духовников,
окруженных чадами, которые просто «висят» на них, потому что им легче жить,
переложив на духовника груз своих проблем и ответственности за свою жизнь.
При каждом затруднении, когда надо напрягать ум и чем-то рисковать, они спе-
шат к духовнику за благословением и получают готовый рецепт, как надо посту-
пить, обычно удачный. И больше им ничего не нужно. Они думают, что это и
есть настоящее духовное руководство. Годами находясь при духовнике, они ни-
чему не могут научиться, духовных плодов не приносят, поведением мало отли-
чаются от мирских людей, и когда им говорят, что они обязаны духовно расти, –
не понимают, о чем идет речь. Однако, духовник, наконец, умирает.
– Батюшка, на кого же вы нас оставляете!? Для них это не просто горе, это
– катастрофа: они отвыкли от самостоятельной жизни и в то же время ничему не
научились.
– Оставляю вас на попечение Божией Матери.
Этот ответ можно понять по-разному, я же понимаю так: «Поскольку вы
все равно не учитесь, для вас полезнее жить самостоятельно». Но тех, кого надо
учить дальше и кто способен к этому, духовники передают «из полы в полу», как
прп. Лев Оптинский передал перед смертью прп. Макарию будущего старца Ам-
вросия.
Но вот младенческий этап благополучно пройден, чадо нормально разви-
вается. Что же обычно бывает дальше? Если руководство не благодатное, а чело-
веческое, то есть почти в 100% случаев современной жизни, дальше наступает
момент, когда окормление как бы исчерпывает себя. Чадо, вследствие своего ду-
ховного взросления, более близкого знакомства с наставником, накопления опы-
та его «промахов», перестает удовлетворяться руководством, перестаѐт находить
в нѐм что-то для себя новое, назидательное. И тогда оно по какому-либо поводу,
серьѐзному искушению или пустяку, взрывается неудовольствием, критикой, не-
послушанием, подводит итоги. В серьѐзных случаях это происходит лет через
десять.
После этого наставник и ученик расстаются на длительное время. Иногда
потом они опять сближаются, уже на ином уровне, ближе к равенству, иногда
уже нет. Особенно расстраиваться наставнику не стоит. Чадо как бы закончило
среднюю школу и хочет учиться дальше у более опытных, или жить самостоя-
тельной духовной жизнью. Что ж, Бог в помощь и доброго пути!
Недавно услышал слова замечательного проповедника нашего времени,
протоиерея, раскрывающие суть отношений духовника с чадом: это отношения
по духовной любви и послушание по духовной любви. Отсюда должны возни-
кать и советы, и благословения, и ответное послушание. Совсем не по принуж-
дению и насилию. И цель этих отношений – в уподоблении, со временем, чада
духовнику, а совсем не удачное решение затруднительных жизненных ситуа-
ций. Встречаются такие отношения не чаще, чем вообще духовная любовь ме-
жду людьми. Очень глубокие и правильные мысли.
http://babayki.orthodoxy.ru/book.pdf
архимандрит Борис (Долженко)
"К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ"
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.