Jump to content
  • entries
    33
  • comments
    13
  • views
    51222

Сретение Господне

Московское подворье

1007 views

blog-0073626001392452066.jpg

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В Священном Писании, возлюбленные о Господе братия и сестры, мы слышим такие слова: «многие пророки желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13, 17). И нам, людям Нового Завета, живущим в благодати Божией, открыто это величайшее таинство — таинство Боговоплощения, о котором апостол Павел сказал: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16).

Нам теперешним, живущим под благодатным покровом Божиим, покровом Церкви дарована величайшая благодать соединения с Самим Богом, Богом воплотившимся здесь, в этом грешном мире. Святой Афанасий Великий сказал: «Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать богом по благодати».

В акафисте Христу Спасителю есть слова, которые свидетельствуют как раз о том, что для того Бог воплотился в этот грешный мир, чтобы мы вознеслись на небеса душой и духом. Нам не нужно, как праведному Симеону, ждать Спасителя 270 лет после обетования о том, что он сам своими глазами увидит Спасителя мира. Нам Господь открывается в Таинствах Церкви, в богослужениях, в молитве, в Священном Писании.

Но, самое главное, Он открывается нам таким образом, который был невозможен до пришествия в этот мир Спасителя — только теперь, после нашего искупления, мы имеем благодать и радость внутри себя, мы имеем неизреченное и непостижимое, но всеосвящающее, всепреображающее Таинство Святого Причащения, когда мы существенным образом, таинственно соединяемся с Самим Христом, с Самим Богом. Слова молитв перед Причащением говорят нам, что Дух Святой питает нас таинственно, неизреченно, питает как тело, так и наш дух.

Нам дарована такая величайшая благодать, о стяжании которой мы должны как можно больше стараться, чтобы стать причастниками Святых Христовых Таин. Но стараться не только вникновением в смысл читаемого, а прежде всего стараться самим образом своей жизни, проводя ее чисто, благочестиво, свято, по-христиански: в доброте, чистоте и целомудрии.

Апостол Петр нам говорит: «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1, 5–7).

Вот последовательность нашего возрастания в вере. Нам даровано Самим Богом теснейшее соединение с Ним, которое мы должны искать день и ночь, но должны и помнить слова святых отцов: «Бог открывается не пытливому уму, но смиренному сердцу». Господь же говорит нам: «И дам вам сердце новое» (Иез. 36, 26). Для получения этого нового сердца к чему мы должны стремиться? Мы призываемся к чистоте, к смиренномудрию, доброделанию, возрастанию в любви к храму Божиему, к молитве, к постоянной памяти о Боге. Ведь нам даровано благодатью Духа Святого здесь, в этом мире, иметь Бога в своем сердце.

И не обязательно каждый день быть в храме — не у каждого есть такая возможность, но каждый человек в любую минуту своей жизни может быть с Богом, может быть в этой соединенности с Ним — в глубинных тайнах своей души, через делание молитвы, которая, как ручеек, должна струиться в его сердце.

Все это возможно. Возможно не только монахам, которые призваны молиться, но и каждому, кто обременен мирскими делами, работой, попечениями, семьей. Ибо заповедь дана всем: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37).

Возможно носить Бога в своем сердце, памятуя о Нем, а эта память выражается в молитве. Молитва есть как бы верх добродетельной жизни человека. Молитва, как сказали святые отцы, включает в себя все добродетели вместе. От правильной молитвы, смиренной и сокрушенной, проистекает и правильная духовная жизнь, жизнь благочестивая, жизнь в вере, жизнь в духе.

Но чтобы найти Бога и соединиться с Ним, нужен труд. Господь в Евангелии нам сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7), тем самым показывая последовательность этого труда, неуклонность и неустанность, без которых невозможно для нас стяжание благодати Божией.

Эта благодать, с одной стороны, дается за наши труды, а с другой стороны, как сказал преподобный Исаак Сирин, «не трудам и не добродетели, ради которой предпринимаются труды, открывается Бог, но за проистекающее от них смиренномудрие». Вот кому открывается Бог и кому дается благодать! Не просто за труд и добродетель, а за результат труда и добродетели: за смиренномудрие.

В Патерике есть такое повествование: однажды авва шел со своими учениками. Было время жатвы, и на одном поле авва попросил жнеца поделиться с ними урожаем. Тогда последний спрашивает: «Отче, разве ты сеял, для того чтобы взять урожай?». Старец ответил, что не сеял. Тогда жнец спросил: «Но если ты не сеял, как ты можешь жать?». Отошел авва в молчании от него. Пройдя некоторое расстояние, ученики решили спросить своего старца, в чем был смысл этой просьбы. Тогда авва ответил: «Вы видели, как в земной жизни: если человек ничего не посеет, то он ничего и не пожнет. То же происходит и в жизни духовной».

Будучи в Псково-Печерском монастыре несколько лет тому назад, я сподобился услышать один курьезный случай, рассказанный отцом Иоанном (Крестьянкиным). Рассказан он был с некоторым намеком для тех, кто был на беседе с ним, и всем, кому этот рассказ будет передан. Раньше, до революции, на одной из ярмарок был такой аттракцион: «Покажем всем желающим за 5 копеек живого Петра Первого». Заключался он в следующем: человек платил деньги, его подводили к большой подзорной трубе, закрытой темным материалом, и предлагали смотреть. Человек, конечно же, никого не видел; ему говорили повернуть туда-сюда трубу, подкрутить что-то, но он все равно не видел и начинал возмущаться, что он заплатил и — никого не видел! Тогда хозяин аттракциона говорил ему: «Что ж вы хотели, за 5 копеек увидеть живого Петра Первого?!».

Так порой и мы наивно думаем, что за 5 копеек или за какой-то труд с нашей стороны, или «подвиг» должны реально видеть, ощущать, чувствовать себя в соединении с Богом, чтобы Он нам открывался существенным образом, чтобы мы всегда были в благодати, имели духовные силы.

Это, конечно, для каждого из нас желательно и отрадно. Но оказывается, Бог готов дать нам Самого Себя везде и всегда, да вот наша беда — нет у нас решимости к духовной жизни, нет смирения, нет соответствующего сосуда, чтобы принять в себя эту благодать Божию, то есть нет делания заповедей Божиих, нет молитвенного состояния, доброты, любви и через это наша жизнь не похожа на горение, а похожа на тление, потому что мы не можем оставить все прежнее.

Но лучшие стремления человеческой души переданы великим Достоевским. Так, Алёша Карамазов признается, что, услышав слово Божие в Евангелии о том, что нужно оставить все и последовать за Ним, не смог под словом «всё» оставить только два рубля, а должен был на самом деле все оставить. Когда же он услышал слова: «следуй за Мною» (Мф. 9, 9), то ему оказалось недостаточным ходить только к одной обедне.

Человек решился на все, чтобы найти Христа. И всякий, кто на самом деле внутри себя, внутри своей души молитвой, исполнением Евангельских заповедей, доброделанием каждый день и каждый час ищет Бога, тот, безусловно, находит Его, несмотря на всю внешнюю неустроенность, болезни, скорби, несчастья. Какими бы ни были внешние обстоятельства, он всегда находится в этой встрече с Богом, потому что Бог живет внутри его любящего сердца. Это — всем возможно.

Вспомним слова Евангелия: «наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12, 31). Дай Бог, чтобы и в этот благодатный день — день празднования Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — мы любящим сердцем благодарили Бога за то, что Он реально вошел в этот мир. Чтоб и мы реально, духовно и телесно всем своим существом соединились с Ним, чтобы достигали с Его благодатной помощью самого главного — обожения. А это есть то, ради чего Бог пришел в этот мир — пришел Он, чтобы человек искал соединения с Ним. Только Его благодать, приложенная к нашим трудам и смирению, способна каждого из нас соделать сынами Воскресения, сынами благодати, сынами вечной жизни! Аминь.

архимандрит Мелхиседек



0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...