Святой настоятель и старец
По слову апостольскому, любовь всему верит (1 Кор. 13, 7), отец Моисей верил совести каждого и верил не на словах только, а на самом деле, и по вере его сбывалось. Если и попадались люди, которые не оправдывали его доверия, то таковые скоро обнаруживались и сами не могли находиться в обители, хотя их и не высылали. Для всех доверие настоятеля было лучшим поощрением и лучшею наградою, потому все и старались, как только могли, все трудились не со стесненным сердцем, а от души. Он редко взыскивал, долго молчал, хотя и видел какие-либо беспорядки.
Он часто покупал вещи, вовсе ненужные или совершенно устаревшие, только потому, что их продавал бедный человек. В Козельске был разорившийся торговец по фамилии Далматов, который возил о. архимандриту всякие ненужные вещи. Раз он привез старые хомуты, никуда уже негодные. Отец архимандрит купил и их…
Нередко отец Моисей при своей проницательности и обширной опытности ясно видел, что его обманывают, но не показывал этого. Один раз соседние мужики украли рыбу из монастырского садка и принесли ему же продавать. Он купил, не подавая и вида сомнения, а на слова келейника: «Батюшка, да ведь эту рыбу они у нас же украли», – отвечал: «Ну уж, это на их совести, а они люди бедные».
Когда кто-нибудь просил то или другое из обители «на благословение», то о. архимандрит отдавал всегда лучшее, а иногда и последнее.
«Это был муж дела, а не словес похвальных», – как говорили об отце Моисее. При нем Оптина Пустынь стала известной во всем православном христианстве… Одни труды, всегда труды и заботы как бы не давали места какому-либо праздному и личному чувству зайти в эту великую душу, посвятившую себя на служение Богу и ближним. На все похвалы отец Моисей отвечал едва заметною улыбкою, которая говорила: «Не соглашаюсь я с вами, а сомневаюсь».
Отпинские старожилы из братии рассказывали, что однажды посетил Оптину Пустынь проездом в столицу один Преосвященный. Осмотрев монастырь, он пошел в Скит, любовался его уединенным местоположением и устройством и потом спросил сопровождавшего его настоятеля: «Кем это все устроено?» Отец Моисей сказал несколько уклончивых слов вроде того, что это устраивалось постепенно на здешнем месте. Преосвященный отвечал: «Я и сам вижу, что Скит устроен на здешнем месте, но желаю знать, кто именно построил Скит?» – «Настоятель с братиею», – сказал отец Моисей. – «Говорят, что Вы все это устроили», – продолжал Преосвященный. – «Да, и я при этом находился», – ответил отец Моисей. После этих слов у посетителя отпала охота еще его спрашивать…
Из жития прп. Моисея Оптинского
Слово в день памяти преподобного Моисея Оптинского и преподобного Тихона Калужского (прочитано на вечернем богослужении в Оптиной Пустыни)
В 1821 году по приглашению святителя Филарета (Амфитеатрова), бывшего тогда епископом Калужским, в Оптииу Пустынь для постройки Иоанно-Предтеченского скита и основания в нём монашеской жизни приехали братья монахи Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся до этого в Рославльских лесах. Преподобный Моисей вскоре стал настоятелем самой обители. Старые храмы при нём поновлялись и благоукрашались, воздвигались новые, вокруг них росли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки. Большое значение придавал он делу книгоиздания. Но главным при этом оставалось попечение о братии, её преуспеянии в благом и высшем из всех дел — деле спасения души. Преподобный был чадолюбивым аввою, ибо непреложный знак старчества есть — молитвенное предстательство пред Богом за грешника со стороны старца. Не только слово, но и сокровенная молитва его за братьев исцеляла, умягчала грубость, укрепляла малодушных. Никогда не говорил он брату о пользе души и о всяком исправлении, не выслушав прежде самого брата и не обративши лица своего ко Господу с просьбой о вразумлении. Молитвенной сосредоточенностью в сердце и кротко-незлобивым обращением с ближними авва Моисей достиг мира души и хранил его. Взыщи мира, и пожени и, то есть: ищи мира и стремись к нему (пс. зз. is> — любил повторять преподобный эти слова псалма.
Сегодня мы также чтим память преподобного Тихона Калужского. Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. В последние годы жизни святого неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое «стояние на Угре» (1480 г.), положившее конец татарскому игу на Руси. Подвижник жил в глубине дремучего леса, в дупле огромного дуба. Однажды во время охоты князь Василий Ярославич, обнаружил жилище святого, и приказал немедленно убираться из его владений, причём дерзнул замахнуться на преподобного плетью. Рука князя тотчас онемела. Вразумлённый таким наказанием, князь раскаялся в своём поступке, и по молитве святого Тихона получил исцеление. Он просил преподобного навсегда остаться в его владениях и устроить обитель для иноков, и обещал снабжать её всем необходимым. Святой устроил обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он стал первым игуменом монастыря и управлял им со смиренномудрием, кротостью и незлобием. Память преподобного Тихона благоговейно чтится не только в Калужской земле, но и по всей России.
Преподобные отцы наши, Моисее и Тихоне, молите Бога о нас!
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.