Перейти к публикации
sasha

29.08/11.09: Ирод безумный отсекает твою главу нещадно, обличающу сего прескверный нрав

Рекомендованные сообщения

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (СТРОГИЙ ПОСТ)

 

Тропарь Предтечи

глас 2

Память праведнаго с похвалами,/ тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/ показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший,/ яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./ Темже за истину пострадав, радуяся,/ благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/ вземлющаго грех мира// и подающаго нам велию милость.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/tropar_Predtechi-2143b9.mp3

 

Величание Предтечи: Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение

 

ib3663.jpg

Иоанн Предтеча. Москва. 2-я четверть XV века. Из Николо - Пешношского монастыря (под г. Дмитровом). С 1959 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

 

Кондак Предтечи

глас 5

Предтечево славное усекновение/ смотрение бысть некое Божественное,/ да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./ Да рыдает убо Иродия,/ беззаконное убийство испросивши:/ не закон бо Божий, ни живый век возлюби,// но притворный, привременный.

 

Стихиры на Господи воззвах

глас 6

Иоанна монаха:

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О, пира, исполнена кровей! Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

 

Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити. Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне. О, како дерзнул еси таково убийство совершити! Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию? Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

Паки Иродиа бесится, паки смущается. О, плясания льстивна и пира с лестию! Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим.

 

Стихира Святого

глас 6

Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/slavnik_GV-1709cd.mp3

 

Паремии Предтечи

Пророчества Исаиина чтение. [Главы 40, 41, 45, 48, 54.]

Тако глаголет Господь: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Бог. Священницы глаголите в сердцы Иерусалиму, умолите его, яко умножися смирение его: разрешися бо грех его, яко прият из руки Господни сугуба согрешения своя. Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Богу нашему. На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону, возвышай крепостию глас свой, благовествуяй Иерусалиму. Вознесите, не бойтеся: Аз Господь Бог, Аз услышу убогих Израилев, и не оставлю тех. Но отверзу от гор реки, и посреде поля источники, сотворю пустыню в луг, и жаждущую землю во источники водныя. Да возвеселится небо свыше, и облацы да кропят правду: да возсияет земля, и да прозябнет милость, и правда да возсияет вкупе. Глас веселия возвестите, и услышано да будет, возвестите даже до конец земли. глаголите, яко избави Господь раба Своего Иакова: и аще вжаждут в пустыни, источит им воду из камене. Возвеселися неплоды не раждающая, расторгни и возопий не болевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа.

 

Пророчества Малахиина чтение. [Глава 3.]

Тако глаголет Господь Вседержитель: се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою, и приидет во храм Свой Господь, Егоже вы ищете. И кто стерпит день входа Его? Занеже Тому приити яко огнь в горниле, и якоже былие перущих, и очистит поядая и очищая, яко сребро и злато. И приидет к вам судом, и будет Свидетель скор на лукавыя, и на прелюбодейцы, и на кленущыяся именем Моим во лжу, и на лишающыя мзды наемника, и на насильствующыя вдовицы, и пхающыя сирыя, и на уклоняющыя суд пришельца, и на не боящыяся его, глаголет Господь Вседержитель. Зане аз Господь Бог ваш, и не изменю Себе: и вы сынове Иаковли, уклонистеся от закона и не сохранисте. Сего ради обратитеся ко Мне, и обращуся к вам, глаголет Господь Вседержитель: и ублажат вас вси языцы. И разумейте, яко Аз Господь, смотряяй посреде праведнаго, и посреде беззаконника в день он, воньже сотворю снабдение любящым Мя. Познайте убо, и помяните закон Моисеов раба Моего, якоже заповеда вам в Хориве, ко всему Израилю повеление и оправдание. И се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде даже не приити дню Господню великому просвещенному, иже направит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему своему, да не пришед поражу землю вскоре, глаголет Господь Вседержитель, Бог Святый Израилев.

 

Премудрости Соломони чтение. [Главы 4 и 5.]

Праведник аще постигнет скончатися, в покои будет. Осудит же праведник умираяй живущыя нечестивыя: узрят бо кончину праведнаго и не разумеют, что совещаша о нем. Яко повержет Господь нечестивыя безгласны ниц, и поколеблет их от оснований, и до последняго исчезнут в болезни, и память их погибнет: Приидут бо в помышление согрешений своих ужасни, и обличит их сопротив беззакония их. Тогда станет в дерзновении мнозе праведник, пред лицем оскорбивших его, и отметающих труды его. Видевше же его смятутся страхом многим, и ужаснутся о преславном спасении его. Рекут бо в себе кающеся, и в тесноте духа воздохнут, и рекут: сей бе, егоже имехом некогда в посмех, и в притчу поношения безумнии, житие его вменихом неистово, и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих, и во святых жребий его есть; Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам. Беззаконных исполнихомся стезь, и погибели, и ходихом стези непроходны, пути же Господня не разумехом.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/paremii_Predtechi-f5fa17.mp3

 

Стихира на стиховне:

глас 8

Предтече Спасов, ты царя изобличил еси беззакония не делати. Темже играние беззаконныя жены повину Ирода отсещи твою главу, и сего ради от восток солнца даже до запад хвально имя твое. Дерзновение имея ко Господу, прилежно моли спастися душам нашим.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/slavnik_na_stihovne-22190d.mp3

 

Стихиры на хвалитех

глас 8: Подобен: О преславнаго чудесе!

 

О преславнаго чудесе! Священную главу, и ангелом говейную, нечистая блудница ношаше отроковица, обличившую деяние беззаконно, прелюбодейце матери принесе. О неизреченнаго Твоего терпения Человеколюбче! Имже, Христе, спаси душы нашя, яко Един Благоутробен. [Дважды]

 

О Иродова окаменения! Обезчестивый Бога законными преступленьми, клятвы соблюдением лестне лицемерствует, и к прелюбодеянию убийство прилагает, сетовати творяйся. О неизглаголаннаго Твоего милосердия Владыко! Имже Христе спаси душы нашя, яко Един Благоутробен.

 

О паче ума удивления! Пророков печать, земный ангел, блудному плясанию показуется цена, богословный язык, предпосылается и сущым во аде Христов провозвестник. О несказаннаго Твоего промышления Владыко! Имже, Христе, спаси душы нашя, яко Един Благоутробен.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/hvalitnyi-173c6e.mp3

 

Тескт службы:

Малая вечерня

Великая вечерня

Утреня

Литургия

 

Служба в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

Воскресная служба Октоиха 4 гласа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Можно ли в день Усекновения главы Иоанна Предтечи использовать режущие инструменты?

Вопрос:

11 сентября был праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи. Скажите, пожалуйста, правильным ли было в этот день воздерживаться от использования колото-ножевых изделий, употребления в пищу круглых предметов? Или это какой-то языческий архаизм? - Богдан

 

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, посвященный молитвенному воспоминанию события, описанного в двух Евангелиях (Мф.14:1-13; Мк.6:14-30). Начало праздника относится к древним временам, когда жили еще ученики св. Иоанна, которые погребли тело своего учителя в самарийском городе Севастии. Свидетельством особого благоговения христиан к Иоанну Предтече являются поучения в день Усекновения главы св. Иоанна святителей древней Церкви: Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста, блаж. Августина. Святые Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Герман Константинопольский написали песнопения, которыми ныне Церковь прославляет страдания и смерть великого Пророка и Крестителя.

 

В день Усекновения главы Предтечи Церковью установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания. Нет никаких запретов на вкушение пищи, имеющей круглую форму, и на использование рубящих и режущих средств. Это народное поверье не являются языческим, а родились из наивно-символических представлений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

10 / 09 / 2003 Архимандрит Алипий (Воронов), Наместник Псково-Печерского монастыря (с 28/07/1959 по 12/03/1975)

Слово в день Усекновения главы Иоанна Предтечи ...

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Православная Церковь вспоминает, как злая Иродиада погубила великого пророка Божия Иоанна Предтечу. Как повествует нам святое Евангелие, Ирод, царь Иудейский, взял себе в жены жену своего брата Филиппа — Иродиаду, с которой была Саломия. Иоанн Креститель обличал Ирода за это незаконное сожительство. Злая Иродиада таила злобу на пророка Божия и, желая погубить его, оказала влияние на Ирода, чтобы он заключил в темницу Предтечу. И вот представился случай Иродиаде погубить человека Божия.

 

У царя был пир, дочь Иродиады — Саломия вошла и плясала перед гостями. Эта пляска Саломии очень понравилась Ироду, и он, в пьяном виде, поклялся дать ей все, чего бы она ни попросила, хоть полцарства. Саломия посоветовалась с матерью, и та научила просить голову Иоанна Крестителя. Эта просьба опечалила царя, но ради клятвы он исполнил ее. Иоанн был усечен мечом. Иродиада сделала свое злое дело.

Злая Иродиада живет и сейчас в сердце каждой женщины — это сатана, который влечет женщину к тому, что не дано ей от Бога — властвовать над мужем.

 

И даже добродетельные женщины, и те имеют склонность властвовать, но они стараются бороться с этим пороком. Те, которые не имеют мужей, тоже хотят властвовать или над семейными, или над соседями. Много злодеяний на земле сделало это сатанинское властвование женщины над мужем. Этим наполнена вся Священная История и вообще вся история земная.

 

Так, злая Иезавель все время гнала и травила святого пророка Божия Илию за правду. Ахав был неплохой царь, но жена его Иезавель имела на него такое влияние, что отвратила его от истинного Бога, а он отвратил весь народ и увлек в идолопоклонство. Иезавель уговорила погубить Навуфея за то, что он не хотел продать своего виноградника, и она сделала свое злое дело. Навуфей был побит камнями.

Самсон любил свою жену, и она любила его, однако сама предала его на смерть.

 

svioannpredt.jpg

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Конец XVI - начало XVII века

 

«Лучше жить с аспидом — самой злой змеей, нежели со злой женой», - говорит русская пословица; и еще русская пословица: «Где не справится жена, туда посылается сатана». Такие злые, коварные жены имеют большею частью влияние над порочными мужьями, как Иродиада над Иродом, потому что он был сребролюбив, блудник, пьяница. Они пользуются слабостью своих мужей и держат их «под башмаком».

 

Стремление женщины управлять государством есть безумство. Екатерина Великая, мудрейшая из всех цариц, когда настало тяжелое военное положение, и то опустила руки. Великий русский полководец Суворов пришел к ней, повернулся на каблуках, пропел петухом и сказал: «Курица не птица и баба не человек». Вы, женщины, не должны на это обижаться, потому что женщина не есть целое, но часть целого. Часть не может быть главной. Например, глаза остаются глазами, руки руками, ноги ногами. Эти части и другие части тела не могут быть главой. Женщина есть часть, а не глава, глава есть муж.

 

В Евангелии сказано, что Господь накормил в пустыне пять тысяч человек — кроме жен и детей (Мф. 14, 21). Жена должна знать, почему она создана, знать свое назначение. Она есть помощница мужа, должна воспитывать детей в страхе Божием. Те христианские жены, которые понимают это назначение, есть добрые матери, сестры, жены. И блаженны те, которые признают это и не стремятся к тому, чего не дано им от Бога — быть главой над мужем.

 

Если муж имеет такие недостатки, как пьянство, жена должна простить своему мужу эту слабость, потому что и сама не без слабостей. Какой бы ни был муж, но он есть глава в доме, он — хозяин.

Апостол Павел пишет в послании к Коринфянам, что жена должна молчать в храме Божием, то есть она не должна поучать в храме Божием; должна молчать и дома, так как глава — муж, и у него спрашивать, что не понятно.

 

Посмотрим, что же постигло после такого злодеяния Ирода, Иродиаду и Саломею. Их постигло тяжелое наказание Божие. Римский император сослал их в ссылку, где они проводили жизнь в нищете и бесчестии. А дочь Иродиады Саломея шла по реке, лед проломился, она своими ногами плясала подо льдом, а голову ее отрезала льдина. Эту отрезанную голову и принесли матери ее, Иродиаде, и Ироду.

 

Главой нашего христианского общества являются священники, которые ведут за собой в Царствие Божие и жен и детей, постоянно учат, что в Царство Божие надо идти путем смирения. Но среди наших христианских жен есть много и злых иродиад, которые не принимают этих поучений священников, а сами хотят поучать их. Но какой бы ни был священник, он есть служитель Бога, облеченный властью свыше.

 

Я получаю целые пачки писем от злых женщин христианок, которые хотят поучать нас, священников, и даже угрожают: если не сделаете так, как я хочу, то я пойду жаловаться выше. Сначала я читал эти письма, а потом стал узнавать по почерку и, зная, что в них нет ничего умного, но есть одна грязь и глупость, не читая, стал бросать их в печку. Все эти иродиады стоят здесь в храме!

 

В каждой обители есть свой устав, которому и надо подчиняться. Но женщины, и приезжие и местные, хотят ввести свои порядки. По утрам у нас служат братский молебен, на котором может присутствовать только вся братия. А мы, священники, по христианской любви допускаем и посторонних на этот молебен. Но как ведут себя эти посторонние богомольцы? Они раньше братии спешат приложиться даже к чудотворному образу Владычицы и к мощам преподобномученика Корнилия, ходят по солее, оближут весь иконостас в Успенском храме, ходят там, где никто, кроме священника, не должен ступать ногой. Братия также порой нарушает порядок, а порядок должен быть такой: сначала должен приложиться к чудотворному образу глава обители, потом братия, а потом уже прихожане. Мы поступаем иногда грубо, удерживая беспорядочных людей, но это мало помогает, а нас за это не любят.

 

Христианские жены! Чтобы вам получить спасение, вы должны слушать только православных священников, а не самих себя или кого-то на стороне, особенно людей в черных одеждах, которые часто учат других, а сами себя не исправляют. Если тебе что непонятно, приди и спроси в простоте души: почему ты грубый или что другое, и мы объясним.

Итак, да смиримся, отсечем всякую гордость, желание властвовать, и тогда, с Божией помощью, мы спасемся. Аминь.

 

Андрей Устинов. Женщина не человек? (К "Слову в день ...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Слово на Усекновение главы ...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как удивительно прекрасен тот человек, которого мы прославляем сегодня. Прекрасен и загадочен. Прекрасен той единственной красотой, которая должна быть в человеке, в падшем человеческом существе, и которая приводит человека к богоподобию – красота бесконечной верности, веры, смирения и совершенно непостижимой для того же падшего человеческого существа духовной силы.

далее:

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Useknovenie_tihon-065acb.mp3

32053.p.jpg?0.4234473170670985

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священник Димитрий Миролюбов Беседа на трезвенный праздник – Усекновение главы Иоанна

Московские церковные ведомости. 1914. № 43. С. 647–650.

 

БЕСЕДА НА ТРЕЗВЕННЫЙ ПРАЗДНИК – УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

 

Пир, данный галилейским властелином Иродом Антипой в день своего рождения, подходил к концу. Во влажном, насыщенном ароматными испарениями изысканных блюд, драгоценных вин и увядающих уже цветов воздухе тускло мерцали светильники. Роскошный зал тонул в полном неги и чарующих грез полумраке, лишь изредка при колеблющимся свете вспыхивала позолота и поблескивал мрамор. Пресыщенные гости лениво перекидывались короткими фразами, в их взглядах, которые они часто бросали в сторону хозяина, читалось некое ожидание. Задумчив и безмолвен был властелин. Он знал, чего ожидают гости.

23741.p.jpg

Пир Ирода. Джованни Пауло, 1453г.

 

По принятому из Рима обычаю, Ирод, как хозяин пира, в конце его должен был устроить для гостей такое зрелище, которое могло бы приятно возбудить их уснувшие нервы и лениво движущуюся кровь. Над изобретением такого зрелища он и задумался. Но в отуманенной вином голове его мысли или медленно проплывали какой-то бесформенной, тяжелой, темной массой, или же мелькали с быстротой молнии, и его усилия сосредоточиться на чем-либо были мучительны, но бесплодны. А между тем из внутренних покоев на него был обращен пристальный, испытующий, горящий, как у кровожадного зверя, почуявшего близость добычи, взор Иродиады.

 

Давно уже она выжидала удобного случая, чтобы отомстить за свои погибшие мечты и рухнувшие честолюбивые планы, ради которых она оставила своего мужа Ирода Филиппа, родного брата Ирода Антипы. Виновником всех своих злоключений она считала Иоанна Крестителя. В ее ушах запечатлелся его обличающий голос, обращенный к Ироду Антипе: «Не достоит ти имети ее (Иродиаду)» (Мф. 14: 4).

После этого обличения Ирод не посмел исполнить тех заманчивых обещаний, коими в Риме прельстил Иродиаду. Он совершенно оставил мысль жениться на ней и украсить ее главу царским венцом. И гордая честолюбивая женщина оказалась в незавидном положении наложницы Ирода. Тяжело ей было переносить такое унизительное положение, и она жаждала крови Иоанна Крестителя, требовала смерти его. Но преданный всевозможным страстям и порокам, потерявший всякое самоуважение Ирод, топивший остатки своей совести во все в новых и новых пороках, не мог решиться предать смерти Крестителя. Кроме страха перед этим величайшим пророком, Ирод чувствовал благодарность за те беседы с ним, которые давали мир и отраду его мятежному сердцу и воскрешали его убитую грехом душу. Под влиянием этих бесед Ирод как-то обновлялся и порой становился даже добродетельным. «Ирод бо бояшися Иоанна, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его; и послушав его, много творяше, и всласть его послушаше» (Мк. 6: 20), – так говорит Евангелие об отношении Ирода к Иоанну Крестителю.

 

Но бесхарактерный и страстный по натуре Ирод скоро опять подпадал под тлетворное влияние хитрой и лукавой женщины. Такая двойственная жизнь, конечно, в минуты трезвых размышлений приводила его к отчаянию, и он все чаще и чаще устраивал пиры, на которых, по примеру Рима, допускались уже прямо оргии. Вероятно, ни на одном из предшествующих пиршеств Ирод так не злоупотреблял вином, как на этом, окончившимся кровавой драмой. Иначе Иродиада не нашла бы его состояние подходящим к исполнению ее замысла и на этом пиру. Она была уверена, что план мщения на этот раз удастся, когда посылала дочь Соломию в пиршественный зал.

 

Тихо и неожиданно появилась в зале красавица Соломия и начала пляску, в которой игрою глаз, губ, движением ноги, руки, изгибами всего тела старалась наглядно выразить то, что для человека представляет приятный яд. Апатия гостей быстро сменилась живым интересом. Ирод забыл свои думы и благодарным взором глядел на плясунью. И это позорное зрелище вознаграждено было священнейшей главой Крестителя, которая тут же, в этом пропитанном пьянством и развратом зале была передана плясунье на окровавленном блюде.

23743.p.jpg?0.5627638545809293

"Саломея" Лукас Кранах, 1530г.

Ужасается истинный христианин дерзости Ирода и Иродиады и, вместе с тем, в самом событии, как и во всех жизненных явлениях, видит внушение свыше. Ведь почти 2000 лет прошло со времени усекновения главы Иоанна Крестителя. А кажется, будто не было этих двадцати веков, и в наше время весьма часто совершаются кровавые преступления, условия возникновения которых напоминают ту великую драму, которой закончился пир Ирода.

И в наши дни весьма часто кутежи в блестящих ресторанах, трактирах и других притонах, где льется рекою вино, где в лице женщин известного сорта присутствует разврат, оканчиваются кровопролитием и убийством. И все же люди, зная, каким опасностям подвергают свою жизнь в этих местах разгула, неудержимо стремятся туда.

 

Сами собою напрашиваются вопросы: для чего же всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и весьма часто попускает подобному совершаться и в наши дни? Частое повторение одного и того явления при одних и тех же обстоятельствах исключает всякую мысль о случайности и говорит о персте внушающем и указующем. Не должно ли все это понимать так: Господь попустил завершиться Иродову пиру великим злодеянием и при этом не пожалел величайшего из пророков, строго постника и воздержника, чтобы ясно показать нам, как много зла, несправедливости, жестокости и лжи в пьянстве и разврате?

 

Мы и сами видим, что пьянство и его непременный спутник – разврат разрушают жизнь человека во всех отношениях. Не говорим уже о многочисленных болезнях телесных. Жутко и больно вспоминать о детях-калеках, обреченных целый свой век страдать и, может быть, проклинать своих пьяных и развратных родителей. Какой ужас охватывает нас при виде дикой схватки озверевших пьяниц, с пеною у рта, с непримиримой злобой в налитых кровью глазах набрасывающихся друг на друга: их озлобленные сердца распалены несвойственным нормальному человеку желанием уничтожить друг друга. Без содрогания сердца нельзя представить то море слез, проливаемых малыми, голодными детьми и несчастными матерями вследствие пьянства отцов, мужей и взрослых сыновей… А сколько людей сделалось ворами, исключительно благодаря пьянству и разврату!

 

Мир и любовь в жизни семейной и общественной стали весьма редкими явлениями. Места, где все дышит любовью, где незримо, чудесно, снисходит в сердца людей утешение, покой и ободрение, где льются радостные, благодарные, очищающие душу слезы, – я говорю о храмах Божиих – находятся в пренебрежении. Перед ними как бы гордятся своим ярким светом, блеском своей декоративной роскоши и многолюдством разного рода трактиры. И вообще жизнь людей представляется такой, как будто люди задались желанием до крайних пределов испытать долготерпение Божие, как и было это перед потопом и сожжением Содома.

 

Но Господь как добрый, терпеливый, любящий Наставник не хочет подвергать нас заслуженному наказанию, а с терпеливой настойчивостью требует, чтобы мы сознали, что, если не оставим пьянство и разврат, подойдем к какой-то неведомой для нас страшной беде. Отдавая в жертву пьяному Ироду и развратной Иродиаде Иоанна Крестителя, о котором сказано было, что он не пил ни вина, ни сикера, Господь желает не только внушить отвращение к вину пьющим его, но и показать, что при имеющей разразиться беде пострадают и непьющие. Последние виноваты уже тем, что, проводя жизнь трезвую, не старались воздействовать на пьяниц.

 

Но мы к внушению Господа относимся как ленивые и шаловливые школьники, для которых одно и то же нужно повторять несколько раз. И Господь, желающий нам всякого блага, весьма часто напоминает нам о кровавом пире Ирода. Ведь мы часто видим и слышим, что пирушки в местах пьянства и разврата оканчиваются кровопролитием и убийством без всякой сколько-нибудь основательной причины, а единственно вследствие злоупотребления вином и страстным, греховным желанием, как было и тогда, на пиру Ирода.

Впрочем, Господь и прямо предупреждает о той опасности, к которой приведет беспечная жизнь пьяниц и развратников, с одной стороны, и людей трезвых, если они не стараются воздействовать на первых, с другой. «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41), – предупреждает Он нас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

если вдруг кто болеет или по еще каким-то причинам не сможет в храм попасть...

 

Всенощное Бдение в Сретенском Монастыре накануне дня Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

32051.p.jpg?0.9779547581640871

28 августа / 10 сентября 2011 г. Суббота 13-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. Продолжительность 152:46 мин (текст служб выше #1 )

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Useknovenie_Gl_I.K._vsenosch_100911-b042ea.mp3

 

Божественная Литургия в день Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

29 августа / 11 сентября 2011 г. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Useknovenie_Gl_I._K._lit_110911-f868b8.mp3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Слово на Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна

Игумен Амвросий (Коньков)

Трудно нам, современным людям, потонувшим в расслабленности и плотских грехах, понять человека, который был послан Богом на великое служение, выполнил это служение, и ничто не могло воспротивиться ему в этом служении. Он был послан Богом проповедовать Царство Небесное, он крестил народ в реке Иордане, он учил людей, как им следует поступать, чтобы были прощены их грехи.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Useknovenie_Amvrosiy-bb9bea.mp3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Святитель Иоанн Златоуст. Слово на день усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна

 

Снова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Изавель умышляет восхитить виноградник Навуфеев и умышляет изгнать в горы святого Илию. И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин. Ибо что мы слышали? Иродъ пославъ ятъ Иоанна, и связа его в темнице. За что? Иродиады ради, жены Филиппа брата своего.

31986.p.jpg?0.019740949163501775

Кто в достаточной мере обличит безумие Иродово, проявившееся по причине его чрезмерной женоугодливости? Или кто опишет неслыханную дерзость злых женщин? Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене (ныне я говорю лишь о злой женщине, а не о доброй и целомудренной, ибо знаю, что есть много женщин кротких и благонравных, о добродетельной жизни которых будет упомянуто впоследствии, к пользе и для подражания добродетельным, дабы мы возлюбили то, что добро и честно).

 

Ни один зверь в мире не похож на злую женщину. Что может быть яростнее льва, среди четвероногих? Ничто. Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто; однако, лев и змий питают менее злобы, нежели женщина (злая), как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря: лучше жити со львом и змием, иже жити с женою лукавою и злоязычною. Пусть не подумает никто, что пророк изрекал сие, посмеиваясь (над женщиною): – самые дела удостоверяют с точностью то же самое: Даниила во рву львы устыдились; праведного же Навуфея умертвила Иезавель. Кит сохранил невредимым Иону во чреве; Далида же, остригши и связавши Самсона, предала его иноплеменникам. Змии, аспиды и гадюки убоялись Иоанна в пустыне: Иродиада же усекла его на вечери. Вороны питали Илию на горе: Иезавель же устремлялась убить его, после того, как он благодействовал, низведши дождь. Вот что она говорила ему: «Если ты Илия, то я – Иезавель; пусть сотворят со мною боги (что хотят), и пусть увеличат возмездие мне, если завтра в сей же час твоя душа не будет умерщвлена». И убоялся Илия, и ушел ради спасения души своей, и скрылся в пустыне, идя сорок дней, и начал искать смерти себе, сказав:»Господи, Боже! Достаточно для меня (страданий сих): возьми от меня мою душу, ибо я нисколько не лучше отцев моих»!

 

О горе! Пророк Илия испугался женщины; убоялся женщины тот, кто носил в себе дождь вселенной над язычниками, кто свел с неба огонь, кто молитвою воздвиг мертвого. Да, действительно, убоялся. Ибо никакая злоба не может быть сравнена со злобою женщины. Мои слова подтверждает и книга Премудрости, говоря: несть главы паче змиины и нет злобы более злобы женской!

 

О зло диавольское, и острейшее оружие!

Издревле в раю диавол уязвил Адама женщиною, женщиною кротчайшего Давида склонил к обманному убийству Урии, женщиною склонил к преступлению мудрейшего Соломона, женщиною мужественнейшего Самсона ослепил, по вине женщины умертвил сыновей священника Илии, по вине женщины заключил в оковах в темницу благороднейшего Иосифа, по вине женщины предал на усечение Иоанна, светильника всего мира.

 

Да, что говорю я о людях (вообще)? по вине женщины диавол и святых отвлекал от добродетелей; он (диавол) женщиною всех посекает, всех убивает, всех порочит, всех уничижает; ибо женщина бесстыдная никого не щадит, священников не чтит, левита не стыдится, пророка не стесняется. О зло, злейшее всякого зла, женщина злая! Если она бедна. Богатеет злобою, если же имеет богатство, способствующее ее лукавству, то это вдвойне пагубно. Женщина нетерпеливое животное, неисцельный недуг, неукротимый зверь. Я видел и аспидов неукротимых укрощенными, и львов, и единорогов и медведей прирученными; женщина же злая и, будучи обличаема, гневается, и будучи усовещеваема с ласкою, превозносится.

 

Если муж ее облечен властию начальственною, то она и днем, и ночью, развращает его речами, побуждая к злодейству, как Иродиада Ирода; если же она имеет бедного мужа, то побуждает его к гневу и брани. Если она вдова, то самолично бесчестит всех; ибо не обуздывает языка своего страхом Господним, не взирает на будущий суд, не уповает на Бога, не хранит законов любви. Злой женщине ничего не стоит предать смерти своего мужа. Ибо жена праведного Иова советовала ему отдать себя на смерть через хуление (Бога), говоря: «Скажи некое слово ко Господу и умри».О нрав лукавый! О намерение неблагочестное! Жена Иова не явила милосердия, видя своего мужа, страдавшего утробою по причине тяжелой болезни, подобно углю распространяющему искры, – видя все тело его покрытым язвами и снедаемым червями; не склонилась к милосердию, видя его скорченным, весьма болезненным и крайне страдавшим, испускавшим сквозь болезненно отверстые уста учащенное дыхание. Не смягчилась сердцем, видя ходившего некогда в царской порфире, ныне лежащим на гноище, обнаженного телом. Не вспомнила прежнего обычного нежного супружеского отношения, не вспомнила о том, сколь много славы и добра получила она от него ранее. Но что говорит она: «Скажи некое слово ко Господу, и умри».

 

О милость женщины! О средство к врачеванию скорбей! О узаконение любви супружеской! Разве он (т.е. муж) когда-либо говорил тебе, бывшей в болезни, такие слова? Не молитвами ли своими и делами благими он излечивал тебя от болезней? Разве не достаточно было для него и сего временного наказания, что ты испрашиваешь для него вечное мучение через хуление (Господа)? Или ты не знаешь, что всякий грех отпустится людям, хуление же, – грех против Духа Святаго, – не отпустится им ни в сей жизни, ни в будущей? Желаешь видеть иную (женщину), подобную сей своим лукавством?

 

Посмотри на Далиду, которая, связав сильного Самсона, предала его иноплеменника; она предала иноплеменникам своего супруга, которого любила, ласкала, которому говорила, что любила его больше, чем себя. Того, кого вчера любила, ныне обольщает, кого вчера согревала лобзанием, ныне, обольщая, предает смерти. Разве он был не красив? Кто был красивее его тогда, когда, нося на голове семь кос, он являл образ седмосветлой благодати? Разве он не был мужествен? Но кто был мужественнее его тогда, когда он один поборол в пути страшного льва и одною лишь челюстию ослиною побил тысячу иноплеменников? Нет, он был добродетелен настолько, что ощутив некогда жажду, он помолился о воде (о ниспослании ему от Бога воды) и из держимой им в руках мертвой челюсти истекла вода, которою он утолил жажду. И вот такого прекрасного, такого мужественного, такого добродетельного мужа, собственная жена, как врага, связала и отдала в руки неприятелей. Но каким образом женщина возмогла победить такого сильного? По причине свойственной мужчинам доброты: ибо, лишив его ночью тайны его силы, она связала его нагого крепким вервием. Посему мудрость (Божественная) повелевает тебе: от сожительницы твоея хранися, еже сказати ей что.

 

Какое животное, скажи мне, могло помыслить таковое на сродный себе мужеский пол? Какая змея намеревается погубить своего сожителя? Какая львица отдаст на заколение своего льва? Ты видишь, что справедливо изрекает Книга премудрости, говоря, что несть главы паче главы змиины, и нет злобы более злобы женской!

 

Скажу прямо: тот, кто имеет злую жену, пусть знает, что он имеет возмездие своим беззакониям. Дабы слово сие было не бездоказательным, слушай Премудрость, изрекающую, что злая жена посылается беззаконному мужу за его дурные дела.

Доселе мы говорили о злой женщине, и здесь окончим сию речь. Подобает теперь воспомянуть и добрых женщин, в особенности ради тех, кто присутствует здесь.

 

Почему же сии женщины называются добрыми? Потому, что когда видят добродетели, угодные Богу, творимые иными, то радуются о них, как о своих, и труды тех усвояют себе, как награду за добродетель.

 

Добродетельною и нищелюбивою женщиной была соманитянина, которая, испросив согласие мужа, устроила для Елисея место обитания, дабы он мог иметь у нее отдых; она устроила для него постель, светильник и трапезу; постель не была лишена одеяния, но была снабжена приличным пророка убранством; светильник не был не без света, но с елеем, горящим и светящим; трапеза была не без хлеба, но преисполнена пищи.

 

Точно также кто скажет, что дурное относительно той убогой вдовицы, которая принимала пророка Илию? Она не имела многих пенязей, но явила богатство благорасположения. У нее не было ни пшеницы, ни вина, ни иного чего из числа предметов земных; у нее не было поля, засеянного пшеницей, которое приносило бы ей хлебные злаки; виноградник не родил для нее сладостного гроздия; растения не рождали для нее сладких овощей. Каким же образом она могла принимать и питать пророка? Хотя она не имела даже и пяди земли для обработки, не имела также виноградника и на локоть (т.е. площадью, или объемом), но всегда во время жатвы ходила по меже и, наклонявшись к земле, собирала колосья, падавшие из под серпов жнущих; таким образом она на каждый года запасала для себя необходимое количество пища. К сей то вдовице пришел Илия во время голода, когда вся земля истаявала от бездождия, когда небо разгаралось, воздух раскалялся, облака заключились; когда не было ни злака. Ни цветка, ни отпрыска растения, ни дыхания влажного ветра, орошавшего и поднимавшего рост молодых колосьев; когда реки иссохли, источники, питавшие реки, исчезли от зноя, а море стало весьма соленым, ибо пресные воды не попадали в него по причине того, что дождь и потоки иссякли. Тогда-то пришел Илия к убогой вдовице. Но вы знаете, как страдает вдовица и во время хорошего урожая. Однако пророк оставил богатых, имевших обильные запасы хлеба, и, сойдя с горы, пришел к сей вдовице. Но почему Илия, низведший с неба огонь своим словом, не низвел себе хлебов? Может быть потому, что не мог? Нет, мог, но не сделал так. Почему же? Дабы не лишить плодов нищелюбия вдовицу, и дабы увеличить благословением сосуд с мукою и небольшой запас масла. Ибо пророк пришел не столько с целию напитаться, сколько с целью напитать убогую и сделать явным скрытую в сердце ее добродетель и благорасположение. Так творит Бог: ибо, будучи в состоянии питать всех рабов Своих, бывших вместе с Ним в мире, Он требует подаяния, дабы обнаружить благорасположенные сердца делами их нищелюбия. И когда уже не бывает никого, кто мог бы напитать их (рабов Своих), тогда Он питает их или птицами, как Илию на горе, или чужестранным пророком, как Даниила во рву, или зверем морским, как Иону китом, или Сам от Себя посылает пищу, как отцам нашим в пустыне; ибо, когда у них не было ничего, что бы они могли взять (себе для питания), тогда Он ниспослал им с неба манну и источил из камня воду. Но когда святые Его живут в миру с прочими людьми, то Бог удерживает десницу Свою, хоты и видит их скорбными; оставляет их, дабы вознаградить благодатию тех, кто пожелает благотворить им; ибо через сие могли бы получить спасение многие.

 

Итак Илия пришел к вдовице, у которой не было ничего, кроме горсти муки, которой ей могло хватить разве только на один обед для нее и для детей ее. Что же говорит ей пророк?

– «Принеси мне немного воды в сосуде, дабы я мог напиться.»

Когда она пошла за водой, то он сказал в след ее:

– «Принеси мне также в руке твоей и хлеба печеного».

Она сказала о том, чего не имела, но то, что имела, не утаила, а объявила, сказав: «Жив Господь! Разве есть у меня где хлеб в потаенном месте? У меня нет ничего, кроме горсти муки и небольшого количества масла в сосуде.»

 

Замечательно уже то, что несмотря на такую скудость, она не утаила бывшего у нее небольшого остатка пищи. Как много ныне таковых, которые, имея много золота и серебра, не делятся с друзьями своими, когда те просят у них? Даже и тогда, когда их упрашивают с любовию, они говорят, что не имеют ничего, не желая давать; но если, после долгих просьб склонятся к тому, чтобы дать кому-либо взаймы, тогда берут с тех, кому дают, расписку, более прочную, чем железо, связывают подписью руку принимающую, в присутствии свидетелей и поручителей. Но та вдовица по одному слову не отреклась от горсти муки.

 

Что же сказал ей пророк? «Поспеши и приготовь опресноки, прежде всего, для меня, потом же для тебя и для детей твоих.» Сие слово пророческое было испытанием, – было испытанием сердца, было испытанием благорасположения. Сердце блаженной вдовицы находилось как бы в тисках, будучи в недоумении, что предпочесть, любовь ли к своим детям, или нищелюбие к пророку? И предпочла вдовица лучше обидеть себя и детей своих, пророка же принять, ибо знала, что приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу прииметъ; и напоивший чашею студеной воды во имя ученика, не потеряет награды своей.

 

Но почему же пророк сказал: «Поспеши!» Разве он был настолько голоден, что нуждался в особенном усердии вдовицы? Нет, ни в каком случае, но он таинственно знаменовал сим, что благое дело должно творить с усердием и радостию, а не с печалию и тоскою: доброхотна бо дателя любитъ Богъ. «Поспеши и приготовь, прежде всего, для меня, потом же для тебя и для детей твоих». «Поспеши», – подобно тому, как Авраам, когда к нему пришли ангелы, поспешил к волам и заколол тельца, дабы принять Агнца; также подобно тому, как Сарра поспешила к опреснокам, дабы получить хлеб, сокрытый в небесах. «Поспеши и поступи так, как Авраам с жертвами Богу; не тебе первой и потом мне, как поступили: Каин, Офни и Финиес, сыновья священника Илия, которые уничижали Бога, взимая в свою пользу начатки даров, приносимых Богу. Вдовица исполнила приказание пророка с усердием.

 

Пророк же, приняв хлеб, хоть и малый, но поданный с великим усердием, вкусил от него и наполнил благами дом ее, ибо он сказал: «Не оскудеет горсть муки в водоносе, и масло в сосуде, до тех пор, пока Господь не пошлет дождя на землю.» Но почему, – до того времени (когда будет ниспослан дождь)?

 

Дабы таинственно показать, что ветхий закон оканчивается тогда, когда явилась новая благодать, как дождь с неба.

И действительно случилось так, как сказал пророк.

Видишь ли, как добрые женщины получили плоды нищелюбия? Ибо благие труды дают благие плоды и неистлевающий корень целомудрия. Вы, женщины, слышали о делах злых женщин и о добродетели благих; одних возлюбите, других же сторонитесь; тем подражайте, других же избегайте, дабы, следуя пути благих (женщин), вы были бы сопричислены к лику святых, о Христе Иисусе, Господе нашем, Коему подобает слава и держава вечно. Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...