Перейти к публикации
Татиана.

Сила Моя в немощи совершается.

Рекомендованные сообщения

архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Сила Моя в немощи совершается.

 

У святого апостола Павла было жало в плоть. Этим жалом был медник Александр, ненавидевший его, повсюду и всегда его преследовавший, чинивший ему всяческие неприятности, поносивший его злыми словами. И трижды молился святой Павел Богу, прося, чтобы избавил его от этого жала в плоть, но Господь сказал ему: "Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, – пишет святой апостол Павел. – Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12, 9-10).

Как, как это может быть, чтобы немощный был силен? Неужели может быть, чтобы старик, страдающий тяжелой одышкой, едва ходящий на разбитых ногах, с руками дрожащими, чтобы он был силен, ибо он немощен?

Так скажет с удивлением и даже с насмешкой человек душевный, не духовный, который совершенно не понимает того, что у Бога все совершенно иначе, чем у нас, людей; что пути Его – это особенные, святые, часто непонятные нам пути.

Он этого не понимает, не понимает, что Священное Писание совсем не то, что книги, хотя бы и самые мудрые, написанные людьми.

Что же мы ответим ему, этому непонимающему?

О ты, бедный! Ты разумеешь только цели и дела мира сего, дела и цели, направленные к благосостоянию твоему телесному, и совсем, совсем не понимаешь ты того, что надо понимать духовно.

Ну как же ты не понимаешь, что эти слова Павловы: "когда я немощен, тогда силен" и слова Божии относятся не к телесной немощи, а к немощи духовной.

Никогда ты, верно, не слыхал того, что говорил апостол Павел: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничтоженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее..." (1 Кор. 1, 27-28).

 

Ты этого никогда не слыхал, не понимаешь, а для нас это великое откровение, ибо знаем мы, как немощными, ничего не значащими рыбарями, апостолами Своими посрамил Господь всю мудрость мира, явил миру совершенно новое, никогда не слыханное учение – учение не о царстве земном, а о Царстве Небесном.

Мы, христиане, задачей своей ставим не построение царства земного, а достижение Царства Небесного. Это нечто совершенно иное.

В царстве земном и мы живем, и мы участвуем в нем делами своими, но сердцем своим прилепляемся к Царству Божию, к Царству Небесному.

Что такое немощь духовная и что такое сила духовная?

Наше христианское и мирское понимание силы духовной совершенно различны.

Сила духовная людей мирских имеет в своей основе самоуверенность, самонадеянность, самоутверждение – гордость.

Эта сила, часто огромная, действительно может творить великое, преображая жизнь человеческую, изменяя во благо социальные и международные отношения. Она на наших глазах с небывалым успехом строит царство земное.

Но в основе этой силы духовной лежит гордость, лежит отвержение всякой помощи Божьей, само- утверждение, безусловная вера в свои человеческие силы. А Бог гордым противится, и только смиренным дает благодать.

Они этого не слышали, а если бы и слышали, то посмеялись бы над этим.

А нас глубоко поражают слова св. пророка Исаии: "...так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий – Святый имя Его: я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис. 57, 15).

И в другом месте тот же пророк говорит: "А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис. 66, 2).

О, как велики для нас эти слова! Разве не хотите вы, чтобы в сердце вашем жил Сам Бог?

А Он говорит, что живет в тех сердцах, которые смиренны и сокрушенны.

В сердце человеческом живет Сам Бог...

И вот только тогда, когда Бог, ненавидящий гордость и превозношение, вселится в сердце смиренное, сокрушенное и трепещущее пред словом Его, тогда в этом немощном сердце совершается великая сила Божия – и только в таком сердце, ни в каком другом.

Что же такое нищета духовная, которую Бог ставит необходимым условием того, чтобы в нас действовала Его Божественная сила, что это такое?

Вот там в притворе стоят бедные нищие. Они ни над кем не превозносятся, стоят они с дрожащими коленами, с опущенной головой, считая себя ниже всех. Они ничего не имеют своего и сознают себя ничего не имеющими. Они питаются той милостыней, которую подаете им вы, одеваются теми обносками, которые получают от вас. Это телесно нищие.

И вот такими должны быть и нищие духом. Они, подобно нищим телесно, должны сознавать себя не имеющими ничего доброго, от них самих зависящего.

Они себя сознают совершенно нищими в добродетелях.

Они думают искренне и говорят, что все доброе, что совершают они, совершают не своей силой, не своими добродетелями, а по Божьей благодати.

Они одеваются и покрываются не драгоценными одеждами, а кровом крыл Всевышнего.

Только этой одежды ищут они, только под кровом крыл Всевышнего хотят они жить, а не в роскошных домах – им этого не нужно.

Они смиренно сознают себя ниже всех. И чем праведнее человек, тем глубже сознание своей греховности в нем.

Это покажется вам странным. Скажете, что это, как это возможно, чтобы святые считали себя грешнее всех?

Поверьте, поверьте, что возможно, что совершенно искренне считали себя святые грешнее всех.

Как это возможно? Вот как.

Если в комнату чрез окно упадет яркий солнечный луч, то увидите вы в этом луче миллионы носящихся пылинок. Пока не было света, не видели пыли; увидели только тогда, когда пыль осветило солнце.

Духовное зрение святых обострено до крайности, они видят то, чего не видят люди обыкновенные, люди мира сего.

Их сердце и ум озаряет яркий свет Христов, и в этом Христовом свете своим обостренным зрением видят они в сердце своем все мелкие и мельчайшие грехи, а их много в нашем сердце.

И тогда святой человек ужасается и говорит: "О Господи, Господи! Сколько же у меня грехов!"

И он совершенно искренне будет считать себя хуже, грешнее всех.

Вот это смирение – основа всякой праведности, ибо без смирения все дела праведные не имеют цены в очах Божиих.

Можно, творя добрые дела, творить их с гордостью и тщеславием. Это не праведность пред Богом – это мерзость пред Ним. Бог ждет только подлинной нищеты духовной, Бог говорит устами св. апостола Павла: "Сила Моя совершается в немощи".

Только в сердцах сокрушенных и смиренных творится великая тайна силы Божией.

Чтобы творить что-либо доброе, подлинно доброе, мы должны быть смиренными. Смирению учит нас Господь и Бог наш Иисус Христос. Разве не помните слов Его: "Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем".

Кто был так смирен, как Он? Помните, что говорил о Нем святой Павел в послании к Филиппийцам: "...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу – Он был равен Богу, Он мог и смел считать и объявить Себя Богом. Он этого не делал; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних..." (Фил. 2, 5-11).

Вот чему должны мы подражать – смирению Христову, смирению святых. Никогда не забывайте страшных слов апостола Петра: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".

Будем же смиренными, будем нищими духовно, будем немощны, и тогда сила Божия будет в нас совершаться – только тогда.

Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, и вознесет вас в свое время.

Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Петра Московского, 6 сентября 1972 г., в храме святителя Николая, что в Кузнецах, Москва

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Как беспомощно мы себя чувствуем перед жизнью, перед самой простой человеческой жизнью и ее трагедией и сложностью и перед жизнью нашей с Богом. И как может нас вдохновить и обрадовать и утешить слово апостольское, которое я вчера упоминал, о том, что довольно нам благодати Господней, ибо сила Божия в немощи совершается. Если бы не так, то ни за какое дело нельзя было бы взяться. Все казалось — да и было бы, вероятно — слишком для нас тяжело и трудно.

Приступает священник к Божественной литургии. Как мог бы он дерзнуть говорить такие святые слова, как мог бы он надеяться на какие-то свои силы, чтобы совершилось чудо, и освятились Дары, и хлеб стал Телом Господним, а вино — Кровью Христовой?.. Не своей силой совершает он это, а силой Господней. В начале Божественной литургии, когда все готово к совершению таинства, когда и священники помолились, и народ собрался, когда хлеб и вино приготовлены и, казалось бы, теперь время священнику действовать, дьякон подходит к нему и говорит: Время сотворити Господеви! В греческом тексте это звучит выразительнее; в греческом тексте это ясно значит: "а теперь приспелоСамому Богу действовать..."

И действительно — что может человек? Как может он освятить эти дары? Как может он низвести Святого Животворящего Духа в среду верующих? Неужели его словами, его молитвами Дух Святой нас осенит и дары станут Телом и Кровью Господними? Нет; но с нами Бог. Он — посреди нас; каким-то непостижимым чудом через крещение мы делаемся частицей тайны Христовой, каким-то чудом в миропомазании мы делаемся храмом, местом вселения Святого Духа. Как это дивно и непостижимо!..

 

И вот мы празднуем сегодня память Петра, митрополита Московского. Он сумелтак раскрыться благодати Божией, что сила Божия беспрепятственно совершалась в нем. Любовь Божия охватила его душу, и он любил, умел любить не только простой, живой, трогательной человеческой любовью, но той великой, порой страшной нам любовью Господней, которая Живого Бога низвела с небес на землю, ради которой Слово Божие стало человеком, Сын Божий вошел в ряды человеческие. И полюбив Божественной любовью, он смог раздавать нам дары Божественной благодати; но опять же, благодаря тому, что сила Божия в немощи совершается.

Но, скажете: неужели достаточно быть немощным, быть слабым, бессильным, беспомощным, чтобы в нас совершилась сила Божия? Нет — если мытолькослабы, если мы только беспомощны, тогда нас жизнь гнет и ломит, тогда грех берет верх и побеждает. Не об этой слабости просто человеческого бессилия говорит апостол. Он говорит о той слабости, которая рождается, когда человек отдает себя, как ребенок, в руки Божий, когда он делается гибким, послушным, когда он дает Богу действовать, не напрягая своих сил в надежде, будто человеческими силами он сможет делать дело Божие, а отдается Богу и дает Богу действовать свободно. Можно пояснить это примерами.

Вот растет ребенок; приходит ему время учиться писать. Мать дает ему в руку карандаш, и ручку детскую берет в свою руку и водит ею. И пока ребенок не знает, чего от него ожидают, только с изумлением чувствует, что его рука свободно движется и так красиво выводит линии — все хорошо; он тогда гибкий, он свободный, он отдался. Но в какой-то момент ребенку кажется, будто он понял, будто он теперь знает, чего от него ожидают, и он своими силенками начинает помогать, дергать карандашом туда-сюда — и уже ничего не выходит. Он приложил свою человеческую малюсенькую силу там, где он должен был отдаться... Так бывает и на море. Парусная лодка идет, — что может быть более хрупким на этой лодке, чем парус? И вместе с этим, потому именно, что он такой хрупкий, гибкий, отдающийся, если его верно направить, в него вольется струя ветра и понесет корабль к цели; а замени этот парус сильной, крепкой доской — ничего не выйдет. Тут то же самое чувствуется: от хрупкости, которая себя свободно отдает, зависит, чтобы сила Божия, словно мощным ветром, дыханием то бурным, то тихим, заполнила Духом Святым этот парус и повела к цели. Вот о какой немощи, о какой слабости говорит апостол. Этого нелегко достигнуть.Просто быть бессильным, просто быть беспомощным — не так уж трудно: жизнь достаточно тяжела, чтобы нас сломить. Но сломлен ты или нет, отдаться в руку Божию не всякий сумеет. Для этого надо учиться изо дня в день; учиться просто прислушиваться к тому,что говорит Господьтебе; прислушиваться так, чтобы как можно лучше понять, и потом как можно проще, как можно более честно это исполнить. И постепенно наша жесткость, наша кажущаяся сила начинает делаться гибкой. Христова Церковь не призвана к тому, чтобы быть мощной и победоносной внешне. Христос сравнивает нас и Свое учение, Свою Церковь с солью, с дрожжами. Что может быть более хрупким? Вот бросили соль — она растаяла, ее больше как будто и нет,— а вместе с этим весь вкус пищи изменился. Бросили дрожжи в тесто,— как будто их не стало; а все тесто сквашено,все переменилось.

Такими призваны быть в жизни и мы. Утверждать себя, быть сильными, защищенными — не наше дело. Наше дело — отдаться в руку Божию с тем, чтобы Он нас сеял, как пшеницу; а вы помните образ, который Христос дает: если не умрет зерно, оно останется одно, если умрет, то принесет богатый плод. Здесь речь идет не о том, чтобы телесно умереть, чтобы быть убитым, уничтоженным, а о таком соединении с той средой, в которую мы брошены, чтобы уже самих себя не помнить, самих себя не утверждать: толькобыть и приносить плод.

Так умели жить святые: отдавать себя людям и Богу. И Христос нам дал пример, когда говорит, что Свою жизнь Он отдает Сам, никто у Него ее не отнимает. Свободной, вольной волей Он отдал Себя, прошел ужас Гефсиманского сада, через внутреннее борение (потому что умирал-то Он не Своей смертью, а нашей), умер на самом деле на кресте, оставленный людьми и как будто таинственно, промыслительно забытый Богом. Не Он ли воскликнул: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..Всего Себя отдал; всего Себя сделал послушным воле Отчей, стал жертвой произвола людей — и победил, потому что любовь, как смерть, крепка: она, только она может сразиться со смертью и победить. И воскресил Его Отец, Который послал Его свидетельствовать: Его слово настолько истинно, настолько важно, что стоит не только жить, но и умереть за него...

И нас Он так же посылает в жизнь: как пшеницу, сеет, как дрожжи, кидает в тесто, как соль, прибавляет туда, где без соли было бы гниение. Неужели мы, после того как настак возлюбил Господь, откажемся Его полюбить ответной любовью, иЕго любовью, царствующей в нас, полюбить и нашего ближнего, всякого ближнего, каждого ближнего — не только тех, которые нам дороги, а тех, которые нуждаются в любви, чтобы воскреснуть? Вот к чему мы призваны: быть теми людьми, которым Бог вместе со Своим Единородным Сыном поручил заботу о других людях, которых послал жизнь свою отдавать. Иногда жить труднее, чем умирать. Нам надо научиться жить — любовью, немощью, но той немощью, которая крепка непобедимой силой Господней, как святые, как Петр Московский, память которого нас сегодня собрала не потому, что он умер, а потому, что онжил и показал нам образ, как можно жить Христовым учеником.

Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Необыкновенной силы и глубины проповеди! Мне еще хотелось бы понять, можно ли к этому контексту применить и слова "воля Божья"? С первого взгляда кажется да, но я не уверена:

 

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Петра Московского, 6 сентября 1972 г., в храме святителя Николая, что в Кузнецах, Москва

 

Но, скажете: неужели достаточно быть немощным, быть слабым, бессильным, беспомощным, чтобы в нас совершилась сила Божия? Нет — если мытолькослабы, если мы только беспомощны, тогда нас жизнь гнет и ломит, тогда грех берет верх и побеждает. Не об этой слабости просто человеческого бессилия говорит апостол. Он говорит о той слабости, которая рождается, когда человек отдает себя, как ребенок, в руки Божий, когда он делается гибким, послушным, когда он дает Богу действовать, не напрягая своих сил в надежде, будто человеческими силами он сможет делать дело Божие, а отдается Богу и дает Богу действовать свободно. Можно пояснить это примерами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Его сила благодатная также совершалась в немощи…».

 

 

 

 

Проповедь отца Иоанна Кудрявцева за Божественной литургией в неделю 19-ю по Пятидесятнице, свв.отцов VII Вселенского Собора (787), прп.Амвросия Оптинского, 23 октября 2011 года

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

111027221403-l.jpg

Сегодня Господь опять привёл нас в храм Божий, и опять мы слышали Слово Божие, которое утешает нас, которое укрепляет нас в наших немощах.

Сегодня мы слышали слово о немощах человеческих. Апостол Павел говорит: «Чем похвалюсь?..» Апостол, самый великий из апостолов, который прошёл всю Вселенную, который привёл ко Христу тысячи и тысячи людей, который совершил множество чудес, множество знамений, – и он говорит: «Чем же мне похвалиться? Похвалюсь только немощами моими». И вспоминает, сколько скорбей он перенёс в жизни, сколько немощей испытал. И даже не утаил о том, что ему было попущено терпеть пакости, терпеть досаждения от ангела сатанина, испытывать какую-то тяжёлую немощь, которая постоянно его угнетала, которая постоянно мешала ему, о которой он молился Господу, чтобы Господь отнял эту немощь от него. Не раскрывает нам Слово Божие об этой немощи, но говорит о том, что Павел молился, чтобы Господь избавил его от искушения. И Господь отвечает ему: «Достаточно тебе и этого, потому что сила Божия в немощи совершается». Потому что немощь бывает полезна для человека, потому что немощь приводит к смирению, а значит, привлекает Божию благодать.

И вот удивительно, как эти слова апостольские, которые мы сегодня с вами слышали, совпадают, сочетаются – и не случайно совпадают– с памятью преподобного Амвросия, старца Оптинского. Сто двадцать лет назад почил этот великий старец, молитвенник, чудотворец, прозорливец. Человек, к которому съезжалась вся Россия: простой народ, интеллигенция, – и для каждого у него находилось слово. Так вот его сила благодатная также совершалась в немощи. Вспомните, ведь почти всю свою монашескую жизнь он проболел. Поступив в монастырь молодым послушником, вскоре он заболел настолько сильно, что, будучи священником, не мог даже совершать Божественную литургию, хотя ему было около 40 лет. Многие даже осуждали и соблазнялись, осуждали его, но он всё переносил благодушно, с терпением.

И вот это благодушное перенесение немощей своих и терпение немощей человеческих, наверное, и сделало его великим старцем и привлекло к нему Божию благодать. Как он со смирением относился к тому, что его осуждали. Одна женщина, обсуждая Амвросия, говорила: «да это лицемер! Зачем вы к нему ходите?» И, конечно, если бы мы с вами узнали о том, что о нас кто-нибудь говорит «лицемер», как бы мы негодовали, каким «праведным гневом, как бы нам захотелось обличить человека, и мы бы сказали: «Да мы не едим и не спим, мы молимся, в храм ходим, и нас называют лицемерами!» Какое негодование было бы в нашем сердце. А старец поступает иначе. Он относится к этому добродушно, даже с юмором, даже со снисхождением. И когда эта женщина пришла как-то к нему, он говорит: «Вот Вера пришла послушать лицемера». С шуткой, с доброй улыбкой, потому что не было у него злобы в сердце. Потому что понимал, что это ангел сатанин, который каждому человеку попущен, чтобы сила Божия совершалась в немощи человеческой.

А как он с любовью обличал грехи людей. Одна женщина, отправляясь в монастырь, говорит своим знакомым: «Пойду, поболтаю с Амвросием». Приходит в монастырь и стучится в келью к старцу. А старец не открывает ей, а посылает послушника. И тот выносит стакан чая, а в стакане ложечка. И говорит послушник: «Вот, старец сказал – поболтай. Ты хотела поболтать у Амвросия, вот поболтай, на тебе стакан и чайную ложку – поболтай». Так старец вразумлял, обличал людей. Но обличал без негодования, без осуждения, а со снисхождением, потому что любил тех, кто к нему приходил, потому что любил Бога.

Мы с вами постоянно видим свои немощи и видим немощи чужие. И вот эти немощи мы порой воспринимаем неправильно. Мы начинаем или унывать в немощах, или озлобляться, или осуждать немощи других людей. И у нас не хватает какого-то великодушия, чтобы спокойно к этому отнестись. Может быть, даже с шуткой, со снисхождением, потому что только тогда Господь может исцелить наши немощи. Только тогда Господь исполнит наше сердце благодатью, когда мы будем нести немощи своих ближних и свои немощи без осуждения и без укоров, а со смирением и с любовью.

Вот поэтому и мы с вами исполнены немощи, потому что Господь желает и хочет нас исполнить своей благодатью. Поэтому так и умножаются немощи в нашей стране. Но если мы будем осуждать, осуждать порядки, осуждать правительство, осуждать людей, то мы ничего не исправим. Потому что нет в этом воли Божией – осуждать. А воля Божия в том, чтобы молиться Богу, чтобы в немощи находить силы для того, чтобы пожалеть людей, которые рядом с нами. И чтобы нам с вами смиряться.

Что нужно сделать, чтобы Россия возрождалась? Нужно, чтобы каждый человек смирился. Смирился перед своими близкими, смирился на своей работе, смирился в любых обстоятельствах, в которых он находится. Смирился – это значит принял волю Божию, исполнял волю Божию, а не свою волю. И тогда Господь посылает благодать, и Сам устраивает всё, что нужно ко спасению.

И дай Бог, чтобы по молитвам старца Амвросия и наше сердце исполнялось любовью и снисхождением к близким, чтобы Господь и нас укреплял в наших немощах, чтобы нас сподобил Царства Небесного. Аминь.

 

 

Источник: Храм свв. мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Сила Моя в немощи совершается...». Община глухих

 

 

 

 

Я проснулась от сигнала будильника. «Услышалась» с мамой по телефону. Спросила на улице, как доехать до нужной мне остановки. Зазевавшись на дороге, чуть не попала под машину – спасло ее отчаянное «бибиканье». Сев в трамвай с намертво замерзшими окнами, пропустила бы свою остановку, если б водитель ее не объявил. Вечером была на концерте в филармонии; сидеть пришлось далековато, но главным было не видеть исполнителей, а слышать музыку.

Эта маленькая зарисовка – о способности слышать. О физиологической способности. Она воспринимается людьми слышащими «по умолчанию», мы постоянно ею пользуемся и при этом почти ее не замечаем. А если ее нет?

Это значит, что не услышишь голоса родного человека – но, если человек действительно родной, способ общения будет найден; не узнаешь многого из того, что говорят в транспорте, в очереди, на работе, по телевизору или радио – зато останешься вне злословия, сплетен и брани; не сможешь напевать любимую музыку, потому что музыка тебе не знакома – да, честно говоря, все меньше в этом громком мире звучит настоящей музыки, все больше навязчивых подделок. В той тишине, которая дана тебе Богом, может быть, проще встретить Его и общаться с Ним? Ведь для чего-то Он послал тебе крест тишины…

«Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога твоего. Я Господь Бог ваш».

Левит 19,14

7 апреля 2001 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в Екатеринбурге впервые состоялась необычная Божественная Литургия. В храме во имя Трех Вселенских Святителей при Екатеринбургской православной духовной семинарии собралась Община глухих и слабослышащих. Богослужение велось на жестовом языке. Именно этот день стали считать днем рождения Общины. С тех пор прошло почти 10 лет. На протяжении этого времени по воскресеньям в семинарском храме служатся две Божественные Литургии: ранняя – для всех, поздняя – для глухих и слабослышащих.

 

«ИДИТЕ, НАУЧИТЕ…»

Началось все с того, что однажды в храм на исповедь пришел некий молодой человек. Он протянул священнику листочек, на котором были записаны грехи. Батюшка спросил, как его имя – вместо ответа молодой человек знаками дал понять, что он глухой.

Этим священником был игумен Донат (Малков), духовник семинарии. Тогда у отца Доната и возник интерес к проблеме глухих людей: как общаться с ними? Как нести им слово Божие? Как им вообще живется? Отец Донат начал учить жестовый язык; кроме того, он нашел единомышленников среди студентов. А через некоторое время произошел целый ряд встреч и событий, которые и привели к созданию Общины глухих и слабослышащих во имя праведного Иоанна Кронштадтского.

Рассказывает сурдопереводчик Общины глухих и слабослышащих Раиса Михайловна Егорушкина:

– Хотелось собрать неслышащих людей вместе, чтобы они тоже могли ходить в храм, молиться и получать знания о Православии. Сначала это были только мечты, я не знала, с чего начать.

Сама я стала плохо слышать с пяти лет, слух начал падать в результате заболевания. Четыре класса окончила в обычной школе, но это было тяжело – слышала я плохо, дети порой смеялись – а потом перешла в спецшколу для слабослышащих. Правда, языку жестов я там не выучилась. Потом поступила в Челябинский техникум, там познакомилась с мужем (он не слышит совсем), и уже в общении с ним чему-то научилась. В 1997 году мы с мужем крестились. А потом я стала думать, что, если я крещеная, значит, надо что-то делать. Стала ходить в храм, читать литературу – особенно православные газеты и календари. У меня не было наставников, как сейчас у нас в общине, все потихоньку сама. И опыта общения в храме не было.

Но было желание помочь глухим прийти в храм. В душе молила Бога, чтобы помог. И вот начались маленькие сдвиги в этом направлении. Сначала поговорила с настоятелем храма Рождества Христова отцом Владимиром Зязевым – он благословил сразу, сказал, что поможет, только соберитесь. Повесила в школе рабочей молодежи для глухих и слабослышащих объявление, что рядом есть храм – кто хочет, может прийти на встречу. Назначила время и ждала, ждала, но никто не пришел. В душе появились отчаяние и слезы. Но опять нашла поддержку в лице о. Владимира, он успокоил и сказал, что дело доброе, нужное, и Господь обязательно поможет.

Шли дни. Я продолжала ходить в храм. После работы, по пятницам, помогала там мыть полы. Однажды в храме ко мне подошла молодая, симпатичная женщина и жестами спросила, смогу ли я помочь глухим людям рассказать о православной вере. Так мы познакомились с Оксаной Коржавиной. Я так обрадовалась, что совершилась долгожданная встреча с верующими глухими! Оказалось, что они искали помощи переводчика на службе в храме.

Несколько человек стали приходить в храм Рождества Христова на богослужения в воскресные дни, приводить деток. Литургию мы вместе читали по книге. Потом нам подсказали, что можно заниматься в воскресной школе православного Центра на улице Ломоносова, 155 (ныне там храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»). Там у нас 7-8 человек просвещала преподаватель катехизаторских курсов Валентина Пантелеимоновна. Вместе со слышащими мы слушали чтение и разъяснение Евангелия, правила поведения в храме, задавали вопросы. Спасибо Валентине Пантелеимоновне за ее внимание к нам и неравнодушие к людям, лишенным слуха.

Господь повел нас дальше. Была встреча в епархии с отцом Владимиром Зязевым. Тут он напрямую позвонил в духовное училище и попросил для нас помощи в изучении православной веры. Так мы познакомились с отцом Петром. К нашему счастью, в детской воскресной школе при духовном училище преподавала Лидия Ивановна Липенская, раньше работавшая в школе № 89 для глухих детей. Надо было видеть, какая радость была в ее глазах при встрече с нами! Конечно же, она согласилась нам помочь, и на воскресенье были назначены занятия. Нашей радости не было предела, так наши души истосковались по вере.

Но еще больше была наша радость, когда на занятия к нам пришел батюшка Донат. Об этом, т.е. о приходе священника, мы даже и не смели мечтать. С ним был его помощник, выпускник духовного училища Игорь Кукушкин (ныне он тоже наш батюшка – отец Виссарион). И так мы стали познавать Бога. Встречи наши имели характер бесед, но хотелось большего.

И вот, слава Богу, с праздника Благовещения Пресвятой Богородицы начались богослужения с сурдопереводом, а самое главное, что и батюшки изучили язык жестов. Были встречи в ВОГ (Всероссийское Общество Глухих), были поездки по святым местам; и по сей день наши службы и занятия продолжаются. С Божией помощью живет наша община во имя святого Иоанна Кронштадского.

Спаси, Господи, и помогай московской общине глухих Симонова монастыря, которая нам дала первые знания. Их опыт помог нам встать на ноги, освоить новые жесты, касающиеся Православия. Спаси Господи и нашу Тамару Ивановну Кузнецову – бывшего председателя областного правления ВОГ, опытного сурдопереводчика, которая внесла большой вклад в развитие общины своими знаниями, своим авторитетом среди глухих. Ее помощь в изучении жестов отцом Донатом и отцом Виссарионом очень существенна.

Слава Богу за все! И помогай нам Бог сохранить веру православную.

 

РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ

Тамару Ивановну Кузнецову священники общины называют равноапостольной, и в этом нет ни капли иронии. Слышащая дочь глухих родителей, всю жизнь посвятившая помощи глухим и слабослышащим, Тамара Ивановна была в этой среде очень уважаемым человеком. Ее обращение к православной вере повлияло на многих.

Читать полностью:http://orthodox-maga.../articles/at501

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Когда я немощен, тогда силен

 

Огромное значение для всех христиан имеют глубочайшие слова святого апостола Павла, которые слышали вы в нынешнем апостольском чтении.

Потому хочу разъяснить его вам, хочу, чтобы запечатлели вы эти слова в сердцах своих, хочу, чтобы поняли их надлежащим образом, хочу, чтобы в жизни своей руководствовались все вы ими.

Слушайте же, о чем говорит св. апостол Павел: "Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним" (2 Кор. 12, 1).

Ему не полезно было хвалиться, он знал, как вредны похвалы – и те похвалы, которые получаем мы от людей, и те похвалы, которыми хвалимся мы сами – ибо все тщеславны, все честолюбивы, все ищем похвал.

У нас, убогих христиан, много ли есть, чем хвалиться? Мало, мало, совсем мало; и не хвалиться, а каяться должны мы, во многом каяться.

А у апостола Павла, конечно, не было многого такого, в чем должен он был бы каяться; у него было очень, очень много такого, чем мог бы он, если бы только захотел, хвалиться.

Он говорит, что если бы вздумал хвалиться, то пришлось бы ему хвалиться видениями и откровениями, которые имел он от Бога, а он не хочет, не хочет людям сообщать об этих откровениях и видениях.

Ему являлся не один раз Сам Господь наш Иисус Христос и давал указания о том, что должен он делать.

Он имел откровения и от Духа Святого, чрезвычайно важные откровения. Дух Святой руководил им во время его бесчисленных путешествий для насаждения веры Христовой. Дух Святой указывал, куда ему надо идти и куда не следовало идти.

Слушайте то, что написано в Деяниях апостольских об этом:

"Прошедши чрез Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии, – не были допущены, от Духа Святого получил он запрещение проповедовать в Асии, куда собирался идти. – Дошедши до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их, – опять Дух не допустил. – Миновавши же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его, и говоря: приди в Македонию и помоги нам" (Деян. 16, 6-9).

Вот этим видением Дух Святой направил св. Павла и его спутников в Македонию, куда он не собирался идти.

Множество, множество других откровений имел апостол Павел, и много, много других видений имел он.

Но о всех них он умалчивает, не хочет говорить о них. Он имел так много видений и откровений, что если бы захотел хвалиться ими, не был бы неразумен, сказал бы лишь истину, "но я удерживаюсь, – говорит он, – чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит, или слышит от меня" (2 Кор. 12, 6).

Он не хотел открывать никому видения и откровения свои, чтобы кто-нибудь не счел его величайшим святым, если имеет он такие дивные откровения. Но ведь видения и откровения получал не один апостол Павел, их получали и многие святые, и даже получаем мы, убогие и грешные христиане. Ибо не сомневаюсь я, что есть среди вас такие, которые получали откровения и имели видения.

Так вот, апостол Павел научает нас не хвалиться никогда этими видениями и откровениями, умалчивать о них, не тщеславиться, не хотеть, чтобы видели в нас более того, что явно всем о нас.

Он сам хотел, чтобы думали о нем только сообразно тому, что видят в нем и слышат от него, а не по похвальбе его.

Тем не менее, слышали вы в нынешнем апостольском чтении, что он рассказал о величайшем из видений и откровений своих, о том, как был он восхищен в рай и видел неописуемое, и слышал глаголы неизреченные, которые невозможно передать людям.

Он говорит это прикровенно, говорит как бы не о самом себе; он не хотел, чтобы подумали, что это он сам был восхищен в рай. Он говорит, что некоторый человек был восхищен в рай, и хвалит не себя, а этого человека.

Зачем это сказал, зачем не умолчал совсем об этом? Потому что всем людям надо было знать, что Господь святым Своим дивно показывает то, что ждет их в раю.

Так был восхищен в рай не один апостол Павел, так был восхищен и наш величайший преподобный Серафим Саровский, и никто из них не хвалился этим.

Апостол и сам понимал, что нельзя, что неполезно хвалиться, но и Бог помогал ему удерживаться от похвал, от которых мы никогда не удерживаемся, всегда трубим о себе.

Чем и как помогал ему Бог не хвалиться? Он дал ему жало в плоть. Это был медник Александр, всей душой ненавидевший святого Павла, везде и всюду следовавший за ним, при всем народе бранивший его, уничижавший и оскорблявший.

Тяжко было апостолу переносить эти постоянные преследования медника Александра, и трижды молил он Бога, чтобы избавил его от этого жала в плоть.

"Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова".

И он хвалится немощами своими, он говорит: "Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен".

О, какие поразительные слова! О, какая глубокая мудрость Божия сокрыта в этих словах! О, как надо, чтобы поняли вы глубину их, чтобы запечатлели навсегда в сердцах своих!

"Сила моя совершается в немощи".

"Когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 9, 10).

О вы, мудрецы века сего! Ведь вы издеваетесь над этими словами, вы считаете их нелепостью; вы говорите, что сильны тогда, когда полны сил телесных, когда обладаете огромным вооружением, когда имеете власть и силу.

Ведь вы смеетесь над этими словами, говоря: "Что за нелепость такая! Как это можно сказать, что сила совершается в немощи!"

Да, это можно сказать, это должно сказать, ибо в этом великая Божия премудрость. А вы, мудрецы века сего, не понимаете того, что от Духа Святого, понимаете только то, что от мира. Не понимаете вы, о каких немощах говорит апостол Павел, какими немощами хвалится и почему хвалится.

К вам относятся другие слова Павловы: "Душевный человек не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2, 14).

А вы не умеете судить духовно, вы чужды духовности, вы бесконечно далеки от нее.

Как же сила Божия совершалась в апостоле? Почему это, когда мы немощны, тогда сильны?

Вспомним о великих подвижниках Христа ради юродивых. Кто был более немощен, чем они, когда по целым дням преследовали их грубые люди насмешками, издевательствами, ругательствами, побоями?

Кто страдал на жестоком морозе почти без одежды, с босыми ногами, кто спал на камнях паперти церковной, кто терпел голод и жажду – кто был более немощен, чем они?!

Но в этой немощи их совершалась великая сила Божия, ибо Бог за эти тяжкие подвиги их даровал им великие силы духовные, дар прозревать в сердца человеческие. Божия сила изрекала пророчества устами этих немощных, всеми презираемых и гонимых.

Вспомним о великом юродивом московском Василии Блаженном; вспомним, как царь Иоанн Грозный пригласил его однажды на свой пир, ибо любил и уважал его. Василий трижды вылил на пол поднесенный ему кубок с вином. Царь заметил это, разгневался и сказал: "Ты что же не пьешь, зачем выливаешь то, что посылает тебе царь?" – "Не гневайся, царь: это я тушу пожар в Новгороде".

Как узнали потом, горел и пылал в это время великий Новгород.

Божией силой предсказывали они будущее: сила Божия совершалась в немощи их. Преподобные блаженные столпники были немощны свыше меры, ибо от постоянного стояния ноги их распухали, появлялись на них тяжкие язвы, причинявшие жестокую боль. Они стояли во всякую погоду полураздетые. Один из них едва не замерз в зимнюю ночь, когда свирепствовала снежная буря, он весь закоченел. Когда утром пришли его ученики, поднялись на столп и старались отогреть его, он им сказал: "Да, братия, я чуть было не умер, я весь окоченел, но Господь помог мне, и я согрелся".

Это ли не сила Господня, совершающаяся в немощи? Не сила ли Божия привлекала к столпу огромные толпы людей не только из близких мест, но и из мест самых дальних, ибо слава о подвигах столпников разносилась повсюду. А что скажем о бесчисленных преподобных, живших и в знойных пустынях Африки, и в непроходимых болотистых лесах нашего дальнего севера?

Что скажем об этих немощных, всегда голодных, постоянно недосыпающих, часто подвергающихся нападению разбойников и диких зверей? Разве не были они великими светочами мира?!

Не раз бывало, что Бог, разгневанный грехами людей, готовил тяжкие кары в наказание им, а по неотступным молитвам святых Он отлагал исполнение Своей страшной кары.

Подумайте, не сила ли это Божия, совершающаяся в немощи?

Бог призирает на немощных, Бог руками их творит великие Свои преславные дела.

Но есть славные великие дела человеческие, творимые людьми весьма гордыми, весьма сильными, далекими от того, чтобы гордиться немощами своими. Что скажем о них? Скажем, что в них не сила Божия совершается, а сила человеческая.

А нам, смиренным христианам, надо искать именно Божьей силы и, подобно апостолу Павлу, хвалиться только немощами своими.

Надо благодарить Бога, когда мы в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо тогда мы истинно сильны.

Будем искать не силы мира сего, а немощей, Богом посылаемых.

Будем благодарить, будем радоваться, когда Бог посылает нам болезни, когда претерпеваем великую скорбь от смерти близких своих, когда терпим нужду, голод, холод, когда преследуют нас, когда издеваются над нами, когда поносят нас.

Ибо, если тогда будем благодушествовать в немощах своих, а не роптать на Бога, помня, что сила Божия в немощи совершается, сбудутся на нас слова Христовы: "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах" (Лк. 6, 22-23).

Этой награды, награды пророков, награды мучеников, награды исповедников, награды верных чад Божиих да сподобит всех вас Господь наш Иисус Христос, Ему же слава и держава со Безначальным Его Отцом и Пресвятым Духом вовеки.

Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Матрона Московская святая блаженная. «Сила моя в немощи совершается»

 

Одна из самых известных и почитаемых в России святых. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.

31.jpg

Рака с мощами святой Матроны

Она будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие…Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…

Слепая девочка

 

Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.

Со временем же, та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…

…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Вера

Осознание полной своей безпомощности пред лицем Божиим-состояние в которое приводит только сам Господь,но по нашему произволению.Путь к этому долог и труден.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...