Перейти к публикации
Татиана.

О возникновении поста в христианстве

Рекомендованные сообщения

О возникновении поста в христианстве

 

Древние евреи с особой тщательностью и строгостью относились к соблюдению постов и считали это своим религиозным долгом. Постились евреи от вечера до вечера, то есть двадцать четыре часа. В период совершения поста, древние евреи не только воздерживались от приема пищи, но и от увеселений и чувственных удовольствий. Во время поста, как правило, древние евреи не носили красивых одежд и украшений, а одевались в рубище или во вретище (покрывало из грубой ткани). Многие евреи отказывались во время поста носить сандалии и ходили босиком, и посыпали свою голову пеплом, а также ходили с не помазанными волосами, неумытым лицом и руками.

В Палестине, во время поста, не разрешалось проявлять веселья, а нужно было предаваться печали. Поэтому в постные дни из синагог слышались вопли печали и слова покаяния. “Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем” (Ис.22:12).

В далекие времена вавилонского пленения, евреями соблюдались четыре особых поста. “Пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством” (Зах.8:19). Каждый из этих постов длился в течение дня, то есть это были четыре особых однодневных поста. Первый пост отмечался в девятый день четвертого месяца и был посвящен скорбному событию, завоеванию и разрушению Иерусалима халдеями. “В четвертом месяце, в десятый день месяца, голод в городе усилился, и не было хлеба у народа земли” (Иер. 52,6). Второй пост отмечался в десятый день пятого месяца. Этот пост был посвящен скорбному событию, связанному с разрушением Иерусалима и сожжением Иерусалимского храма. “В пятый месяц, в десятый день месяца ... пришел Навузардан ... в Иерусалим и сожег дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме” (Иер.52:12-13). Третий, особый пост отмечался древними евреями в третий день седьмого месяца и был посвящен убиению Годолии. “И встал Исмаил, сын Нафании, и десять человек, которые были с ним, и поразили Годолию, сына Ахикама, сына Сафанова, мечом и умертвили” (Иер.41:2). Четвертый особый пост отмечался в десятый день десятого месяца в честь печального события - осады Иерусалима. “В десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, сам и всё войско его, к Иерусалиму, и обложили его, и устроили вокруг него насыпи. И находился город в осаде” (Иер.52:4-5). Наряду с этим у евреев законом был предписан, в виде обязательного соблюдения, ещё один пост, отмечающийся в великий день очищения.

Пророки и учителя еврейского народа часто говорили народу о том, что формальное исполнение поста без искреннего покаяния и обращения к Богу не приносит пользы. Однако в среде еврейского народа находились лицемеры, которые постились напоказ, за что их и осуждал Иисус Христос. “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Матф.6:16).

В начале основания христианской церкви Святые Апостолы по примеру Моисея и Иисуса Христа, которые постились сорок дней, установили первый пост, длившийся сорок дней. Этот пост называют главным или Великим постом. А за то, что он длится сорок дней, его называют четыредесятницей. Это древнейшее название главного поста христианства. Святой Иероним называл этот пост преданием Апостольским. Святой Иоанн Златоуст причиной учреждения поста считал ослабление ревности к церкви. Он писал о том, что в результате ослабления религиозных чувств люди, вместо того как это положено по обычаю причащаться каждое воскресенье недели, начали производить причастие только в особенно торжественные дни. В такие как Великий четверг и Пасха. Для того, чтобы к этим великим дням верующие люди могли бы прийти достойно подготовленными, Апостолы и учредили четыредесятницу.

Сами Апостолы перед своим отправлением на проповедь Святого Евангелия, также постились. В память об их подвижническом служении был учрежден Апостольский пост, названный Петровским. В дальнейшем в православной и католической церкви были учреждены и другие посты, определена их специфика и правила их соблюдения.

Поститься христианину необходимо

Дословный отрывок из книги Святого Ефрема Сирина

“Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство и подвинуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то, отпадаем от источника жизни - Бога, и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедание и сластолюбие пригвождает нас к земле и отсекает так сказать у души её крылья... А посмотрите какой высокий полет был у всех постников и воздержников. Они, как орлы, парили в небесах; они земнородные жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости... Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божьего природа человеческая одухотворена обожжена и мы поспешаем к горнему царству”

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О соблюдении поста в христианстве.

 

В древней христианской церкви к соблюдению поста относились с большим вниманием и строгостью. Во время поста необходимо было воздерживаться от употребления пищи вообще на протяжении определенного времени. Сухоядение (употребление в пищу высушенных фруктов и овощей) разрешалось только с наступлением вечера. Во время сухого пощения не употреблялась даже вода. В одном из своих гимнов древний писатель Пруденций сообщает о том, что один из мучеников даже отказался от чаши поданной ему воды из-за того, что в это время был пост. Согласно книге “Постановления Апостольские” разрешается во время поста употреблять в пищу лишь хлеб и овощи, и запрещается употреблять мясо и вино.

В Западной Европе сухоядение, как соблюдение поста, возникло со II века и просуществовало до VII века. В странах Восточной Европы сухоядение, применяемое во время поста, просуществовало до XII века. В Западной Европе, начиная с VII века, постными продуктами питания стали считаться, помимо овощей, рыба и даже водяные птицы. Впоследствии возникла точка зрения, согласно которой вместо мяса употребление рыбы не считалось постом, а для соблюдения поста нужно было отказаться от употребления пищи, оказывающей раздражающее и возбуждающее действие на организм. И рекомендовалось в дни поста или воздержание от пищи вообще (если позволяет состояние здоровья), или умеренное употребление постной пищи. Согласно сообщению Тертуллиана признавалось не соответствующим соблюдению поста даже церковное “лобзание мира” и не допускалось проявление радости и веселья. А строгое и ревностное соблюдение всех правил поведения во время исполнения поста считалось одним из достоинств истинного христианина.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Познавательные сведения о постах

 

Посты в Русской Православной Церкви продолжаются около двухсот дней в году. Древние христиане отличались строгим соблюдением поста. Питались только сухими плодами, ограничивали употребление воды. Пищу ели один раз в день - вечером. “Чтобы принять пищу мы ожидаем вечера” - писал Василий Великий. С усилением позиций христианской церкви усиливались требования к постам. 56-е правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, гласит о том, что евшие в Великий пост сыр, яйца и мясо подвергались отлучению от церкви.

Обязательным атрибутом поста была усердная молитва. Во время исполнения поста откладывали свадьбы, отказывались от театральных зрелищ. С расколом христианства на две ветви, римско-католическую и греко-православную церкви, стали меняться отношения к посту. Католики отступили от строгого соблюдения древних традиций о постах. А в лоне Православия сохранилось заботливое отношение к древним установлениям и строгое соблюдение постов. “Римско-католическая церковь в настоящее время значительно отступила от древней строгости поста. Многие из её прежних постов совершенно исчезли. А соблюдение оставшихся облегчено. Хотя в течение постного времени и предписывается скудная пища, но разрешение прибавлять к ней рыбу, яйца, молоко и масло помогало состоятельным людям изготовлять роскошные блюда. Кроме того, не достигшие двадцати одного года, беременные, больные, дряхлые, солдаты, путешествующие и занятые тяжелой работой, кроме среды и пятницы, первой недели Великого поста, могут пользоваться своей обыкновенной пищей. Наконец епископы и священники вправе и остальным разрешать употребление мяса” (Большая энциклопедия под редакцией С.Н. Южакова, Санкт-Петербург, 1896, том 15, стр. 501).

А в Православной Церкви некоторые послабления были разрешены для больных и слабых людей, для беременных женщин, для малолетних детей и для людей находящихся в пути. Как видим Русская Православная Церковь проявила себя приверженцем освященных веками древних традиций. В наше время на первом и втором предсоборных всеправославных совещаниях, которые проходили в 1976 и 1982 годах, рассматривался вопрос о постах. Группа участников, выступавшая на этих совещаниях за ослабление постов, не получила поддержки большинства. Осенью 1986 года состоялось третье предсоборное всеправославное совещание, на котором был принят документ под названием “Важность поста и его соблюдение сегодня”. Первоначальный вариант этого документа, который был отвергнут большинством участников и выражал точку зрения меньшинства, назывался “Приведение церковной дисциплины о постах в соответствии с требованиями современности”. В документе, принятом на третьем предсоборном совещании, говорится о том, что верующие “должны поститься перед божественным причастием, приучать себя поститься в знак раскаяния, при исполнении духовного обета, при достижении какой-либо святой цели, в период искушения, обращаясь с прошением к Богу, при стихийных бедствиях, перед крещением (для приступающих ко крещению взрослых), перед хиротонией, в случае наложения епетимии, во время паломничества и при других подобных обстоятельствах” (Журнал Московской патриархии, 1987, №3, стр. 55).

Как видим и в наше время Православная Церковь твердо придерживается Апостольских предписаний и Соборных правил и Святоотеческого предания, высоко ценит достоинство поста и его благотворное влияние на духовную и физическую жизнь человека, направленную на достижение спасения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рассказы о посте

 

Строгие посты не сокращают человеческую жизнь

(Пересказ отрывка из книги “Четьи-Минеи”)

 

Святые подвижники употребляли пищу самую скудную. Питались овощами, плодами деревьев, травами, пили воду, часто не свежую. Не все древние пустынники ели хлеб, редко вкушали рыбу, ни один из них не ел мяса. Во время четыредесятницы они усиленно придерживались поста. Многие из них почти ничего не ели, или употребляли только необходимое количество пищи, чтобы поддержать свои силы. Но несмотря на строгие посты, многие подвижники и древние пустынники смогли дожить до глубокой старости. Об этом красноречиво говорят примеры. Антоний Великий жил 105 лет, Павел Фивейский 113 лет, Сергий Радонежский 78 лет, Кирилл Белозерский 90 лет, Макарий Желтоводский 95 лет. Приведенные примеры говорят о том, что строгие посты не сокращают человеческой жизни. А посему несоблюдения поста с оправданием на то, чтобы уберечь здоровье, является всего лишь отговоркой людей, любящих чувственные наслаждения и не хотящих от них отказаться, склонных к чревоугодию и забывающих думать о пользе телесной и душевной.

Пост должен быть соединяем с другими добродетелями

(Пересказ отрывка из “Скитского патерика”)

 

В древности один человек возымел желание увидеть царя. Он попросил одного из своих друзей проводить его к царю. Друг согласился исполнить просьбу, но предупредил, что будет сопровождать этого человека только половину пути к царю. Тогда этот человек обратился ещё к одному своему другу, который согласился проводить его с половины пути до самого царского дворца. Затем этот человек нашел друга, который согласился провести его от дворца царя к самому царю. Поясняя эту притчу можно сказать о том, что первый друг символизирует собой пост, который доводит людей до половины спасительного пути. Второй друг есть целомудрие и чистота души, доводящая нас, людей, до небес. А третий друг есть послушание, которое приводит нас к самому Господу Богу. Из этой притчи видно, что пост обязательно должен быть соединен с другими добродетельными делами, позволяющими нам, людям, прийти к Богу.

Пост по принуждению не составляет заслуги перед Богом

(Пересказ отрывка из книги “Четьи минеи”)

 

Однажды после месячной отлучки возвратился в Тавеннисиотский монастырь преподобный Пахомий Великий, который узнал, что повар этого монастыря во время поста не готовил варево, ссылаясь на то, что братия монастыря вкушали сухоядение. “Чтобы не бездельничать все это время я плел рогожи для монастыря”, - сказал повар. “Сколько же ты сплел рогож?” - спросил его преподобный Пахомий. “Пятьсот штук” - с гордостью ответил повар. Преподобный отдал приказ сжечь эти рогожи на глазах у повара и при этом сказал ему: “Это делается как наказание тебе за то, что ты нарушил устав. Если тебе надлежало готовить варево, ты должен был это делать. Возможно кто-то из братии и поел варева, но ты заставил всю братию насильственно постничать. А пост, совершаемый по принуждению, не есть заслуга перед Господом Богом.

Пример соблюдения тайного поста

(Пересказ отрывка из книги “Четьи минеи”)

 

Святой Макарий Египетский строго относился к соблюдению постов и постился всю свою жизнь. Однако когда он бывал в гостях, он никогда не отказывался от вкушения предложенной ему пищи. Даже позволял себе выпить немного виноградного вина. Но возвратившись к себе домой, Святой Макарий Египетский за каждую чашу выпитого им вина в течение суток не пил воды, изнуряя себя за отведанное угощение долговременным постом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Похвала посту

(Дословный отрывок из книги Святого Ефрема Сирина)

 

“Возлюби прекраснейший пост - дело достойное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо; пост рождает пророков, умудряет законодателей; пост доброе предохранение для души, надежный сожитель телу, пост - оружие доблесным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; пост - доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов, пост возводит молитву на небо; пост - матерь здравая; пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценная; пост успокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас приняло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Пост – благоустройство города, благочиние торжища; пост - мир в домах; пост - попечитель и предохранитель девства; пост - путь к покаянию; пост - виновник слез; пост не любит мира, ни того, что в мире (то есть бренного мирского). Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти своей огорчения и сделанное им зло, хотя по видимому молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают её в разбитую бочку: не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата.”

О посте

(Дословный отрывок из книги Святого Иоанна Лествичника)

 

“Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного раздражения, истребление лукавых помышлений, свобода от скверных поведений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечного ожесточения, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, недействие многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение”

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Пост должен быть не только телесным, но и духовным

 

Во всех странах мира, во все века, религия оказывала значительное влияние на традиции народа, его духовную и бытовую жизнь. Под влиянием религии возникли многие праздники, традиции и посты, определяющие уклад жизни людей. С появлением христианства на Руси, значительно изменился домашний стол, упорядочилось питание людей, учитывая традиции и сезонные особенности. Поведение и пища людей начали отличаться во время Пасхи, в Престольные и Великие праздники и постные дни. Стал существенно отличаться постный и скоромный стол. Много полезных и интересных рецептов дали монастыри, которые благотворно повлияли на питание христиан. Под влиянием постов употребление растительной и здоровой пищи стало главным в питании человека.

Христианская религия подробно указывает на то, какой должна быть пища, потому что она влияет на духовное состояние людей. Пост должен стать не только телесным, но и духовным. Святой Василий Великий говорил о том, что постом благоприятным мы удаляемся от всяких грехов, которые могут совершаться нашими чувствами. Этим самым мы выполняем долг благочестивого христианина.

А Святой Иоанн Златоуст о назначении поста писал так: “Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост, и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но становится легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытывать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Молитвы совершаются со вниманием, особенно во время поста, потому что тогда дума бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.” “Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост бывает тогда, когда тело постится от пищи и питья. Душевный пост бывает тогда, когда душа воздерживается от злых помыслов дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты; изрядный постник есть кто положил языку своему воздержание и удерживает от празднословия, сквернословия и клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия; изрядный постник есть, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения; изрядный постник есть кто руки свои удерживает от воровства, грабления и сердце свое от желания чужих вещей - словом добрый постник есть, кто от всякого удаляется зла” (Святой Тихон Задонский).

“Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, колдовства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от бесчестия и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это христианский пост, какого Бог наш от нас требует” (Святой Тихон Задонский).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О вкушении пищи во время постов

 

Помимо “сплошных” постных недель (то есть многодневных постов) еженедельные посты соблюдаются в среду и пятницу. В среду пост установлен как воспоминание о предательстве Иудой Иисуса Христа. В пятницу пост отмечается как воспоминание крестных страданий и смерти Иисуса Христа. В среду и пятницу православной церковью запрещено употребление мясной и молочной пищи, масла, яиц, сыра. Разрешается кушать растительную пищу, постное масло и рыбу. А во время недели Всех Святых даже запрещено употреблять рыбу и растительное масло.

nagornaya_propoved_50.jpg

Если во время среды и пятницы празднуются дни Святых, в честь которых совершается праздничная служба, то в такие дни разрешается употреблять растительное масло, а в самые значительные праздники, и рыбу.

В году существуют четыре многодневных поста. Самым главным из них является Великий пост, который длится семь недель перед Пасхой. Этот пост установлен в честь пощения Самого Иисуса Христа, продолжавшегося сорок дней. Последняя неделя Великого поста посвящена воспоминанию добровольных страданий и смерти Иисуса Христа. Эта неделя называется страстная. Согласно церковному уставу в Великий пост разрешается употреблять растительное масло только по субботам и воскресеньям. А в праздники Благовещенья (7 апреля, 25 марта по старому стилю) и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) разрешается кушать рыбу и растительное масло. В дни, в которые отмечается память Святых, в честь которых совершается праздничная служба, также разрешено кушать растительное масло. Первые и последние дни Великого поста необходимо проводить с особой строгостью и обходиться, если позволяет здоровье, без пищи.

Великий пост представляет собой время особого покаяния и усиленной молитвы. Духовная подготовка к Великому посту начинается за несколько недель до его начала воспоминанием притчи Иисуса Христа о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также о грядущем Страшном Суде и об изгнании человека из рая. Мясо не употребляют в последнюю неделю перед началом Великого поста, называемую масленицей. Ещё эту неделю называют сырной. Название этой недели связано с тем, что во все дни можно употреблять молочную пищу. По учению Православной Церкви Великий пост представляет собой духовную “десятину” года, жертву, которую человек преподносит Богу, путь, который человека через покаяние возвращает в рай. Поэтому повседневная служба в церкви должна сопровождаться только земными поклонами. В период Великого поста христианам обязательно нужно исповедаться, для того чтобы встретить Пасху Христову духовно исправившимися и нравственно обновленными.

Близким по строгости исполнения к Великому посту есть Успенский пост, начинающийся с 14 августа (1 августа по старому стилю) и продолжающийся до 27 августа (14 августа по старому стилю). Этот пост установлен для почитания Пресвятой Богородицы, которая предстоит перед Богом и непрестанно ходатайствует и молится за людей. В Успенский пост питание должно быть таким же как в Великий пост. Рыбу можно кушать только в праздник Преображения Господня 19 августа (6 августа по старому стилю). Если окончание Успенского поста совпадает со средой или пятницей, то в этот день разрешается вкушать только рыбную пищу, а разговение (то есть употребление мясной пищи) начинается со следующего дня.

Рождественский пост длится сорок дней с 28 ноября (15 ноября по старому стилю) по 6 января (24 декабря по старому стилю) и предшествует Рождеству Христову. Во время исполнения этого поста в понедельник, среду и пятницу не употребляют ни рыбы, ни постного масла. После праздника Святого Николая Угодника 19 декабря (6 декабря по старому стилю) вкушение рыбы допускается только в субботу и воскресенье. В последние дни Рождественского поста, начиная со 2 января (20 декабря по старому стилю) следует питаться также как и в Великий пост. Усиливается соблюдение поста накануне Рождества Христова, когда только один раз и то вечером при появлении первой звезды, которая возвещает час Рождества Христова, допускается вкусить “сочива” (сухих плодов, смоченных водой). По названию этой пищи и сам этот день называется сочельником. Рождественский пост называется ещё и Филипповым так как этот пост начинается днем памяти Апостола Филиппа.

Апостольский или Петров пост начинается через неделю после праздника Святой Троицы и длится до дня памяти Святых Апостолов, Петра и Павла, до 12 июля (29 июня по старому стилю). Питание в Апостольский пост должно быть таким же, как и в Рождественский пост. Если конец поста припадает на среду или пятницу, то разговение должно начинаться на следующий день. А в этот день нужно кушать только рыбу.

Кроме перечисленных постов соблюдается строгий пост 18 января (5 января по старому стилю), накануне праздника Богоявления (Крещения Господня). Наряду с четырьмя длительными постами, в христианстве постными праздниками являются Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижение Креста Господня 27 сентября (14 сентября по старому стилю). В эти дни разрешается употреблять и постное масло. В церковных уставах говорится о сухоядении, то есть об употреблении не вареной пищи и о варении, то есть приготовлении пищи без масла, и указаны дни однократного приема пищи. Беременным женщинам, больным людям и занимающимся тяжелым физическим трудом разрешены некоторые послабления в соблюдении поста. Это делается для того, чтобы пощение не вызвало упадка сил, и для того чтобы люди имели силы на молитву и труд. Но употребление рыбы и масла в неположенные дни, а также несоблюдение поста недопустимо для истинных христиан. В одном древнем творении под названием “Наказание (наказ) отца духовного к христианам” сказано так: “Пищу имей умеренну да не в объядение впадеши ибо не сладкоядение и многоядение гроб всем страстям... Егда же хочеши собрати трапезу, первее сотвори три поклона и благословися с молитвою глаголя: “Благослови Отче собрати на стол пищю”. И обычно помоляся сяди со страхом Божим, в великом безмолвии, благодаря Бога, вкушай. Аще же без страха Божьего и с празднословием ясти, то уподобишься псу, кошке и свинье... И благодарствуя питающих, глаголя “Бог спасет” или “Спаси Господи за хлеб и за соль питающих мя родителей (или православных христиан)”. И наконец положи три поклона с обычною молитвою: “Боже, милостив буде мне грешному”.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Также, когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры”

 

Продолжая Свои поучения в Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Матф. 6,16). Для того чтобы понять эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что в культуре и религии еврейского народа существовал особый обряд, называемый постом, который евреи тщательно соблюдали и выполняли.

nagornaya_propoved_48.jpg

Пост представлял собой временное воздержание человека от веселья, от ношения красивых одежд и украшений. Чаще всего умеренное употребление пищи и питья. Во время поста (употребляя определенную еду и питьё) человек также должен был избегать излишеств в пище, не удовлетворять свои гастрономические прихоти и аппетит вкусовым разнообразием и обилием блюд. В зависимости от своих сил, возможностей и здоровья человек мог применять полное или частичное воздержание от еды и питья.

Пост древние евреи использовали не только для усмирения страстей похотливого тела, не только для борьбы с искушениями, но и для достижения победы духа над телом, разума над глупостью, духовного начала над телесным. Но наряду с этим у древних евреев пост являлся тем отрезком жизни, во время которого нужно было поразмыслить о своих грехах, лучше познать их, осудить их и покаяться, обратившись к Богу с искренними чувствами сожаления о своей греховности. Во время поста древние евреи скорбели о греховной природе человека и оплакивали свою жалкую участь, связанную с грехопадением прародителей и с тяжестью первородного греха, повлиявшего на всё человечество. Таким образом, пост это не только сожаление о греховной природе человека, но и победа человека над грехом через искреннее покаяние.

Как видим обряд поста у древних евреев представлял собой не просто полезное воздержание от пищи и питья, но и служил для достижения духовного совершенствования человека, связанного в первую очередь с осознанием греховной природы человека и с улучшением её через искреннее покаяние в своих грехах перед Богом.

Книжники и фарисеи во время исполнения поста старались казаться истинно постящимися и благочестивыми людьми, используя для этого различные лицемерные ухищрения и приемы. Так в дни поста книжники и фарисеи надевали на себя старые ветхие одежды или носили рубище, голову посыпали пеплом и имели унылые и печальные лица. С тех давних времен и до наших дней даже сохранилась поговорка, отражающая и характеризующая выражение лиц фарисеев и книжников, которое им было свойственно во время поста. В народе так говорили о них “постные лица”, точно подметив, что у фарисеев и книжников однообразно одинаковое уныло-тоскливое выражение лиц в период поста. Своей необычной одеждой, словами, манерой поведения, выражением лиц, в дни поста фарисеи хотели привлечь к себе внимание людей для того, чтобы выглядеть перед ними постящимися праведниками и точно соблюдающими предписания Божьи. И окружающие их люди, видя демонстрируемое фарисеями показное благочестие и не зная, что это всего лишь лицемерные действия, прославляли их за праведное служение Богу, воздавая им почести и похвалы. На самом деле благочестие фарисеев было мнимым, показным и ничего общего не имело с искренним раскаянием.

Именно такое ложное соблюдение поста и осудил Иисус Христос, сказав: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися”. Иными словами Иисус Христос говорит, что истинное исполнение поста проявляется не во внешнем виде людей, выражающимся в показном унынии, мрачном выражении лица, а в искреннем сожалении о греховности человечества, в чистосердечном осуждении и покаянии своих собственных грехов перед Господом.

Истинно постящемуся человеку не нужно демонстрировать своё сожаление о грехах прилюдно, а необходимо искренне раскаяться в своих грехах и признать себя перед Богом грешным человеком, стремящимся достичь искупления своих грехов. Истинно постящийся человек стремится к исправлению греховного начала в себе самом, в людях и окружающем его мире. Ведь во время искреннего покаяния человек превозмогает свой эгоизм, побеждает свою гордыню, критически переосмысливает свою жизнь и открывает своё сердце Богу. Слова Бога, обращенные к Израилю гласят так: “Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему” (Иоил.2:13). Из этой фразы видно, что Бог учит человека заниматься не внешне показными действиями, что в данной цитате символизирует одежду, а обращаться к Богу через искренние чувства, что в данной цитате аллегорически представлено переживаниями раздираемого тяжестью грехов человеческого сердца.

И чистосердечно раскаявшись в своей греховности, человек должен обратиться к Богу, чтобы стать на путь исправления и истины. Также, как Господь предостерегает людей, делающих добрые дела, от тщеславия и гордыни за свои добрые поступки, и от раздачи милостыни напоказ, чтобы избежать восхвалений. Точно также Господь учит людей совершать пост, искренне, без лицемерия и демонстративно-показных наружных действий, так как для человека важно не показное, а искреннее служение Богу. А фарисеи и книжники за то, что показываются перед людьми постящимися, за своё мнимое благочестие “уже получают награду свою” – говорит Иисус Христос.

Под наградой, которую получают фарисеи за их лицемерие, Спаситель имеет ввиду великий закон воздаяния Божьего, о котором в Библии говорится так: “Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Матф.7:2). А в другом месте Библии об этом говорится так, Господь “воздаст каждому по делам его” (Матф.16,27). То есть слова Иисуса Христа о награде, уготованной фарисеям, нужно понимать как карающее воздаяние, основанное на возвращении фарисеям их же нечестивых поступков, за которые им придется расплачиваться как за неискреннее служение Богу во время исполнения поста.

Почему же Иисус Христос осуждает фарисеев и книжников за ложное показное исполнение поста и призывает людей к искреннему служению Богу? Потому что пост, данный людям от Бога, не является простым формальным обрядом и представляет собой не только временное воздержание в еде и питье, но и духовное очищение человека. И к соблюдению поста нужно относиться с особой ответственностью, как к выполнению Богом назначенному действию.

Во время поста человек должен не только сожалеть о своей греховной природе, запятнанной, искалеченной первородным грехом, но и должен познать природу своего греха и искренним раскаянием победить грех. Во время поста человек через размышления может прийти к нужным мыслям, через смирение открыть своё сердце Богу, через чистосердечное раскаяние добиться искупления и освобождения от греха. И так как осознание своей греховности и борьбы с ней через искреннее раскаяние проходят через разум и сердце человека, то нравственное совершенствование человека не нуждается в том, чтобы его выставляли напоказ. Об этом и говорит Иисус Христос, указывая на то, что Господь в соблюдении поста ценит искренность и чистоту души человеческой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А ты, когда постишься...”

 

Продолжая излагать свои мысли о посте, Иисус Христос провозгласил: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Матф.6:17-18). Как нужно понимать эти слова Спасителя?

 

Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать о том, что в древнееврейском государстве люди очень часто совершали омовение своих тел (то есть купались). А также очень часто мазали волосы различными пахучими маслами. Об этой процедуре говорили так - умащать волосы маслом. Это увлажняло волосы и одновременно заменяло собой духи. Совершение этих гигиенических процедур было вызвано жарким климатом Палестины.

Книжники и фарисеи, чтобы показать свою чрезмерную набожность во время поста, как правило, не умывали своих лиц, не купались, не смазывали волосы маслом и не расчесывали их. Временная неряшливость помогала им выглядеть более унылыми и печальными. Их тоскливый вид дополнялся также рваной старой одеждой или рубищем, которое они одевали во время поста, и волосами, посыпанными пеплом. Завершающим штрихом внешности постящихся фарисеев была умелая актерская игра с унылым выражением лица, печальными жестами, мимикой грусти и печальным голосом. Именно с таким внешним видом, якобы убитых горем и страданием людей, фарисеи и книжники отмечали все дни поста.

Как уже говорилось, фарисеи и книжники это делали для того, чтобы выглядеть постящимися людьми и продемонстрировать народу свое чрезмерное благочестие, за которым скрывалось лицемерное служение Богу. Потому что искренние чувства осознания своей греховности и раскаяния в сердцах этих комедиантов, какими были фарисеи и книжники, отсутствовали.

Говоря в Своих проповедях о том, что у них есть Отец Небесный, Господь Бог, фарисеи и книжники во время поста из-за своего жалкого вида выглядели как несчастные сироты о которых некому позаботиться. То есть своим внешним видом они не походили на служителей Бога у которых есть Отец Небесный, проявляющий свою отцовскую заботу об этих людях.

Иисус Христос справедливо осуждал такое фарисейское служение Богу во время поста. Спаситель призывал Своих последователей в дни поста ничем искусственно не ухудшать свою внешность, не привлекать своим удрученным видом к себе внимание окружающих людей и не быть унылым и мрачным. Наоборот, согласно советам Иисуса Христа, люди, не подражая фарисеям и книжникам, должны умывать свои лица и мазать свои головы маслом, исполнять все необходимые гигиенические процедуры, связанные с омовением тела. Это нужно делать для того, чтобы явиться постящимся не перед людьми, а перед Богом. Иисус Христос предписывает людям предстать пред Господом во дни поста с умытым лицом, с помазанной головой. Такой совет очевидно обусловлен тем, что всё, что делается человеком для прославления имени Божьего и исполнения Его заповедей, должно делаться радостно, от чистого сердца, без печали, досады и уныния. Потому что исполнение Воли Божьей всегда должно быть для человека праздником. Это касается и служения Богу во время поста.

Но главное, о чем говорит Иисус Христос, это то, что человек должен служить Богу искренне и чистосердечно. И даже во дни поста, в противоположность фарисеям и книжникам, человек не должен быть унылым, неумытым, с не помазанной головой. Ведь главное - это искреннее отношение человека к Богу, а не внешние атрибуты: унылые лица и старая потрепанная одежда, при помощи которых фарисеи и пытались продемонстрировать не Богу, а людям свое, якобы усердное благочестие.

Противопоставляя унылое, показное служение Богу, исходившее со стороны фарисеев, искреннему и радостному стремлению человеческой души к Богу, Иисус Христос осуждает в фарисеях хитрость, приспособленчество, высокомерие, гордыню, лицемерие и показное благочестие. И приветствует возникшую у Его учеников и последователей искренность сердец радостно стремящихся к Богу. Человек, представший перед Богом во время поста в искренности своих чувств, желающий покаяться в своих грехах и стать на путь исправления и истинного служения Богу, достоин благоприятного воздаяния, то есть счастливой награды. “И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” - говорит Иисус Христос. Как нужно понимать эти слова?

В этих словах Иисус Христос говорит о Боге-Отце, Который возлюбил людей безгранично и желает им помочь. Но для Бога важно как к Нему относится человек. Для Господа нет никаких тайн и Он, как Всезнающий и Всевышний, видит самые тайные чувства и мысли любого человека. Отец наш Небесный видит любые наши тайные дела, знает наши помыслы, слышит наши молитвы и видит служение Богу, совершаемое втайне от окружающих людей. И видя наши самые тайные мысли и дела, Господь Бог воздаст нам явно.

За добрые поступки Господь Бог посылает нам благоприятное воздаяние, которое проявляется явно. То есть Господь воздаст таким воздаянием, которое станет явным, заметным человеку, которому оно ниспослано, и людям, окружающим его. Например, человек, ставший на путь духовного развития, ревностно исполняющий Божьи заповеди, заметно преображается. Это преображение становится видно и самому человеку, и людям, живущим с ним рядом. Такой человек становится добрее по характеру, миловидней по внешности, мудрее в своих речах, осмотрительней в поступках, дальновидней в своих планах и решениях. Это происходит под неизбежным воздействием благодатного влияния Господа Бога на душу человека, который искренне и преданно служит Богу.

Таким образом, Господь Бог, видящий любые тайные поступки и малейшие помыслы и желания человека, воздает ему явно благодатью Божественной любви, которая и становится заметной (явно выраженной) в улучшении характера, здоровья, мудрости и жизни такого человека. Ибо человек “соблюдающий заповедь, не испытывает никакого зла” (Еккл.8:5), потому что пребывать (находиться) “будет Господь с добрым” (2Пар.19:11).

Заповеди Иисуса Христа не запрещают человеку явное, прилюдное исполнение добрых дел и молитв в том случае, когда они совершаются не с мнимой набожностью, не для внешней демонстрации, ради похвал, а для лучшего исполнения добрых поступков, молитв и более осознанного покаяния. Также и явное, прилюдное совершение поста не запрещено Иисусом Христом в том случае, когда постящийся человек не преследует эгоистические и честолюбивые цели выглядеть благочестивым верующим в глазах других людей. Но исполняет пост с искренним чувством в сердце своем, совершая служение Господу Богу нашему, чтобы подчинить тело свое духу, очистить душу, осмыслить низменную природу греха и победить грех искренним покаянием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молитвы, которые необходимо читать не только во время поста, но и в остальные дни

 

Молитва мытаря или покаянная, читаемая перед всеми молитвами

 

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную).

Молитва перед началом всякого дела и перед приготовлением пищи

 

Господи Иисусе Христе, Единородный Сын Безначального Отца! Ты рекл еси пречистыми Твоими усты, яко без Мене не можете творити ничегоже. Сего ради приподая к Твоей благости просим и молим Тя рабом Твоим (имя) и всем зде престоящим и молящимся Тебе, помози во всех благих их делах, начинании их и намерении их. Яко Твоя держава, царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Краткая молитва перед приготовлением пищи

 

Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Молитва перед вкушением пищи (молитва Господня)

 

Отче наш, иже еси на небесах! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, и избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй (дважды произнести). Господи благослови (поклон).

Краткая молитва перед вкушением пищи

 

Очи всех, на тя Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаешь Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Молитва после вкушения пищи

 

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил есть нас земных твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Призывание помощи Божией во всяком добром деле

 

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.

Перед началом всякого дела помолись мысленно: “Господи благослови!”.

После окончания всякого дела помолись мысленно: “Слава Тебе Господи!”.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ПОСТ - ЧТОБЫ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ

Отвечает: Священник Иоанн КЛИМЕНКО, кандидат богословских наук, настоятель Боголюбской церкви, г.Пушкино

Через апостола Павла сам Господь говорит нам: "Едим ли мы что, ничего не приобретаем, и не едим ли мы что, ничего не теряем". Важно не то. хороша наша пища или плоха, обильна или скудна. Главное - это наше духовное состояние, не воздержание в пище. а воздержание как таковое.

Не столь существенно, что человек ест или не ест. Важно, что человек воздерживается. И воздерживается, прежде всего, от того. чего ему больше всего хочется. Хочется, скажем, мясо или рыбу есть. - надо от этого и воздерживаться. Не оттого, что это вредно здоровью, а для того, чтобы усмирить тело, дать свободу Духу, и тем самым, по возможности, восстановить утраченную после грехопадения гармонию.

Когда человек постится, приходит понимание других людей. Мы начинаем понимать, почему люди грешат: им тоже чего-то очень хочется, как постящемуся скоромного, и они не справляются со своими желаниями. Т.е., постигая человеческую слабость, мы учимся любить и не осуждать людей, учимся той любви, о которой говорил нам Господь, - любить ближнего и прощать грехи его.

Если человек постится со смирением, с целью освобождения Духа, с благословления Церкви, для Бога постится, то все то, чего не хватает в физическом питании, восполняется благодатью Божьей.

Что же касается телесного, то известно, что организм наш должен очищаться. При питании мясной, молочной пищей, животными жирами, в организме в специальных "депо" наливаются аминовые радикалы, которые являются ядами организма. Постящийся человек потребляет много клетчатки, которая имеетсвойство выводить из организма аминорадикалы и кроме того, выводит из нервных клеток жиры, что приводит к омоложению всего организма. Но, повторяю - главная цель поста - это не здоровье физическое, а здоровье духовное.

По поводу поведения в гостях есть вполне конкретное определение Церкви: если постишься и пришел в гости, ешь что дают. Угощают мясом в Великий Пост, значит ешь мясо, не заикайся о том, что постишься. Говоря, что постишься, тем самым, как бы других, непостящихся, попрекаешь. И впадешь в еще более тяжкий грех - грех гордыни. Любая добродетель должна быть целомудренной, должна скрываться.

Если мы постимся демонстративно, то в таком посте нет никакого смысла. Господь говорит: "Не постись как фарисеи”, которые на каждом углу взывают, а умойся, приведи себя порядок и пост твори так, чтобы правая рука не знала, ч делает левая".

То же самое и пост в супружеских отношениях. В Священном Писании говорится, что если один супруг хочет поститься, другой не хочет, то надо поступать по желанию того, кто поститься не хочет.

Пост не относится к беременным и кормящим женщинам, детям, к людям больным и тем, кто занимается тяжелым физическим трудом.

Пост - дело исключительно добровольное. Поэтому, если ребенок, увидев, что родители искренне постятся, тоже захочет поститься, то не надо ему препятствовать. Если же ребенка заставляют поститься родители, то от такого поста больше вреда,чем пользы.

Мы очень ценим свое мнение. Мы часто пытаемся навязать свое мнение другим. А пост - это воздержание не столько даже в пище, сколько воздержание душевное, обуздание чувств самолюбия, гордыни.

В человеке сбалансировано два естества - духовное и физическое. Дух есть высшая часть человека. Тело, которое смертно, которое само по себе не жизнеспособно, - часть низшая. Высшее, более совершенное, должно управлять менее совершенным. В грехопадении эта иерархия была нарушена, и смертное тело стало вести дух к смерти.

Если слепой ведет зрячего, то оба упадут в яму. Господь Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы искупить человек. от этого, но искупление дается не насильно, а добровольно Бог свободу воли человека не нарушает, т.е. если человек сан того хочет, он приобщается искупительным заслугам Иисус. Христа, а хочет - отвергает это...

Приобщение к освобождению, к искупительной жертве Христа, дается нам через таинства. Но и мы сами тоже должны принять какие-то меры к своему совершенствованию Православие - это религия, в которой человек стремится к Богу а Бог идет навстречу человеку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что такое Великий Пост и как его провести?

Сегодня много людей, тянущихся к вере, решают вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета, от которой, может быть, и есть польза, но только для желудка, да и то весьма относительная. А пост имеет смысл как воздержание Христа ради — и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в самом воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в Великий пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освобождающиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом или у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь даже если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет. Так что каждому, вступающему в Великий пост, следует подумать, чего он хочет достигнуть и чем может себя ограничить ради Христа, ради своих ближних, и в конце поста отдать себе трезвый отчет — что из этого выполнено? прот. Максим Козлов

Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять постом? Ксения

 

Здравствуйте, Ксения!

Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, то посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его.

С уважением, священник Алексий Колосов

Читать полностью...

Пост. Ответы на вопросы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, или в противоположность — у пожилого, или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов или в периоды длительных постов могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека.

Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6,2). Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это, полезное для души время. Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем?

Как пишет О.Александр Ельчанинов: «Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте как о неядении мяса. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями».

Душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни. Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений — хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизоров. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает некоторое усилие, чтобы оторвать от него свое сердце во дни поста. Здесь нужно вспомнить, что по пятницам преподобный Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании.

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить 5 ступеней физического поста: отказ от мяса, отказ от молочного, отказ от рыбы, отказ от масла, лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста.

Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами и чувством преобременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста. Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени, как в обычные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на «духовный» пост — это чаще всего самообман. Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет.

Например, откажется от всяких равлечений, от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет подбирать пищу так, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старости или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то он может хотя бы несколько ограничить ее в постные дни. Например, не есть мясного. Словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.

Кроме проявления своего чувства покаяния и ненависти ко греху, пост имеет и другие стороны. Время поста занимают не случайные дни. Среда — это предание Спасителя — наивысший из моментов падения и позора человеческой души, идущей в лице Иуды предавать за 30 серебренников Сына Божия. Пятница — это терпение издевательств, мучительные страдания и крестная смерть Искупителя человечества. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?

В чем должен состоять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зависеть и от состояния здоровья, от возраста и условий жизни. Но здесь надо непременно задеть за живое свое плотоугодие и сластолюбие.

Есть и еще одна сторона у поста. Вот кончилось его время. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост. Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то

мере не приобщился к этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти «не в брачной одежде», не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.

Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь безпокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И душа его будет «брошена во тьму внешнюю» — останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода — «плача и скрежета зубов».

Пост есть воспитание духа человеческого против своих поработителей — сатаны и разнеженного, избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего стало господином души. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя, и у других оружие против диавола и против многострастной плоти своей, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит грех». Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спасительности которого говорил Господь.

Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф.6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что близкие и родные вооружатся на постящегося: «пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя». Мягкие вначале разговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстанет против постящегося через близких и приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом.

Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту на сердце, слезы умиления и горячность в молитве. Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: «... служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам», — говорится в притче рабу (Лк. 17,8).

По существу отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через последнюю — ко Христу. Как пишет о.Александр Ельчанинов: «В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы — пост открывает истинную сущность человека».

Многое вышеизложенное относится однако лишь к здоровым людям. Как и для всякой добродетели, и для поста также нужна рассудительность. Как пишет преподобный Кассиан Римлянин: «Крайности с той и с другой стороны равно вредны — и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом, и впали в ту же страсть чревоугодия, по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя.

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, что каждый, сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения».

Господь говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,16-18). Поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние — молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.

Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбой и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптиной пустыни. Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.

Пост будет неразумен и тогда, когда он будет ставить преграды гостеприимству угощающих нас. Мы этим будем укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали: как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства его надо было пригласить к обеду. За столом подавали скоромное, а день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущаясь хозяев, вкусил скоромного. Так снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь он ставит выше, чем соблюдение поста.

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально, и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2,27). Как пишет митрополит Иннокентий Московский: «Были примеры, что даже монахи, как, например, святой Иоанн Лествичник, употребляли во всякое время всякую пищу и даже мясо. Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Таин и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым. Конечно, не благоразумно без нужды нарушать пост употреблением скоромной пищи. Тот, кто может соблюсти пост разбором пищи, тот соблюдай. Но главное: соблюдай и не нарушай поста душевного, и тогда пост твой будет приятен Богу. Но кто не имеет возможности разбирать пищу, тот употребляй все, что Бог даст, но без излишества; но зато непременно строго постися душой, умом и мыслями, и тогда пост твой так же будет приятен Богу, как пост самого строгого пустынника».

Поэтому, учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле, преклонном возрасте для поста делать послабления и исключения. Святой апостол Павел так пишет своему ученику Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5,23).

Епископ Герман пишет: «Изнеможение есть признак неправильности поста. Оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой неделе Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать».

Итак, всякое ослабление здоровья и трудоспособности при посте говорит уже о его неправильности и превышении его нормы. Лучше всего, когда постящиеся руководствуются указаниями опытных духовных руководителей. Мудрая подвижница благочестия игумения Арсения так писала престарелому и больному брату епископа Игнатия Брянчанинова в дни Великого поста: «Боюсь, что вы обременяете себя тяжелой постной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать скоромную пищу, питательную и легкую. Разность дней дана нам церковью, как узда здоровой плоти, а вам дана болезнь и немощь старости».

Однако, нарушающим пост по болезни или старости все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания. Поэтому, когда духовным детям старца Алексия Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост» и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте, как о скудности и изменении состава пищи, следует заметить, что этот подвиг ни во что вменяется Господом, если христианин не будет в то же время соблюдать Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближнему, словом, всего того, что спросится с него в день Страшного Суда (Мф. 25, 31-46).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...