Перейти к публикации
sasha

Святейший Патриарх Кирилл: проповеди Страстной Седмицы 2012

Рекомендованные сообщения

Вечером 9 апреля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню Великого вторника в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

 

Ваше Высокопреподобие, матушка Афанасия! Дорогие отцы, братия и сестры!

 

Всех вас сердечно приветствую с Великим понедельником. Этим днем начинается поприще Страстной седмицы, совершенно особый период жизни христианина. Это тот отрезок времени, который позволяет нам мысленно, духовно прикоснуться ко всему тому, что произошло в Иерусалиме, тому, что предшествовало Воскресению Христову и что предопределило через Жертву Христа Спасителя спасение рода человеческого.

3_VSN0107.jpg

Проникая духовным взором в переживаемые дни, постигая их смысл, мы открываем для себя нечто очень важное. Чтения сегодняшнего дня посвящены двум темам — лицемерию и суду, и эти темы связаны одна с другой. Лицемерие есть двоедушие, когда человек живет для себя одной жизнью, одними мыслями, а представляет вовне иной образ жизни, иные слова, иные мысли.

 

Сказанное не означает, что каждый должен открывать свою душу нараспашку перед первым встречным. Это не означает, что человек должен быть наивным. Иногда обстоятельства жизни не дают нам возможности быть искренними со всеми, кто нас окружает. И Господь нигде и никогда не призывал нас к тому, чтобы мы открывали душу свою тем, кто вокруг нас. Более того, Он предупреждает нас о том, чтобы мы были мудрыми, осторожными, чтобы не метали бисер свой перед свиньями, потому что свиньи могут наброситься и разорвать (Мф. 7:6). Господь призывает нас быть мудрыми как змеи и одновременно кроткими как голуби (Мф. 10:16).

 

Тогда что же означает лицемерие, которое так сильно порицается Спасителем, особенно в преддверии Его страданий? Лицемерие есть обман, преднамеренный обман, когда мы вводим в заблуждение других, создавая неправильное о себе представление, некий образ, которого на самом деле не существует. Лицемерие всегда преследует конкретную цель — либо сделать карьеру, либо получить деньги, стать богатым, либо добиться власти; именно такое поведение Господь и порицает.

 

Но совершенно особо, грозными словами Он порицает фарисеев, и вы только что слышали эти слова из Евангелия от Матфея (Мф. 22:15 — 23:39). Он порицает их за лицемерие, которое проявлялось в самой чувствительной области человеческой жизни — в сфере религиозной, в сфере отношений человека с Богом. Здесь всякое лицемерие становится не просто грехом, а сугубым грехом; и на примере фарисеев мы понимаем, сколь опасно лицемерить в духовной и религиозной жизни.

 

А ведь бывает так, что человек исполняет внешние церковные предписания, постится, в храм ходит, иногда даже кичится своими «достижениями», создавая некое неправильное о себе представление. Но всякое лицемерие в религиозной жизни есть фарисейство — то самое, которое грозно осудил Спаситель.

 

Эти поучения Господа нашего, обличающие лицемерие, связаны с темой суда. Суд — это явление Божией правды, на суде не может быть никакого лицемерия. На Божием суде никто не может тебя защитить, ни один человек, как никто не может и оклеветать. Все человеческие хитросплетения не имеют никакой силы на суде Божием. Только Господу ведомо тайное и сокровенное, что есть в человеческом сердце, и суд Божий не есть суд человеческий, потому что Бог прозревает внутреннюю жизнь так, как не дано прозреть ни одному стороннему наблюдателю, даже самому пристальному и самому мудрому. Если лицемерие есть попытка ввести в заблуждение других людей, то суд — явление правды Божией — лишает человека всякой маски.

 

Неслучайно поучения Христа Спасителя в преддверии Его страданий связаны именно с этой темой, потому что в ней как в фокусе концентрируется самое опасное, что есть в духовной жизни человека, — ложь, становящаяся второй природой, проникающая и в сознание, и в сердце человека и покоряющая его волю.

 

Наученные великими словами Спасителя, которые мы только что слышали, принесем покаяние пред Господом — у нас есть такая возможность в течение этой Страстной седмицы. Если кто-то поступал, как древние фарисеи, если кого-то обличает совесть, если наши отношения с Богом и ближними исполнены неправды, которую мы так тщательно пытаемся выдать за правду, — принесем искреннее покаяние, памятуя о том, что раскаянный грех не будет нам вменен и на Страшном суде и что только через покаяние лежит путь к оправданию нас в свете правды Божией на Его Страшном суде. Аминь.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

9 апреля 2012 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря.

 

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил в Малом соборе Донского монастыря молебен на начало чина мироварения.

 

На протяжении нескольких недель Великого поста насельники Троице-Сергиевой лавры и Донского монастыря, а также сотрудники художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» готовили емкости для чина мироварения и заготавливали различные компоненты для изготовления святого мира (фото Подготовка к чину мироварения).

2(9)NOV_4903.jpg

21 марта, в среду 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий совершил в Малом соборе Донского монастыря водосвятный молебен и окропил освященной водой приготовленные для мироварения ингредиенты. Затем благовония были смешаны со специально подготовленным елеем.

 

В Великий понедельник после совершения малого водоосвящения Святейший Владыка окропил освященной водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом, после чего, взяв трикирий, возжег специальные дрова в мироваренной печи. Предстоятель благословил ингредиенты для приготовления святого мира, и в котел были влиты святая вода, вино, елей и добавлены специи.

2(11)NOV_4984.jpg

 

Затем Святейший Патриарх Кирилл прочитал зачало 1-е Евангелия от Матфея. При чтении Евангелия два диакона взошли на помост у котла со специальными веслами для перемешивания ингредиентов мира и приступили к мироварению. Чин мироварения, во время которого будет непрерывно читаться Четвероевангелие, завершится в Великий четверг освящением мира в Храме Христа Спасителя.

2(12)NOV_5003.jpg

 

Совершив молебен, Предстоятель обратился к участникам богослужения с кратким словом:

«Всех вас, Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с началом Страстной седмицы.

В этом году мы по традиции совершили молебен на начало мироварения в Малом соборе Донского монастыря, тем самым особым образом призвав Божию благодать на Церковь нашу, на Отечество наше, на каждого верующего человека, на каждого, кто с верой и надеждой обращает свой взор к Господу.

 

Пусть предстоящая неделя будет для нас спасительной. Да поможет нам Господь защитить сердце и ум свой от всякого искушения плоти и духа. Да поможет нам Господь сконцентрировать наши мысли на самом главном, на том, от чего зависит наше спасение, — на своей внутренней жизни, на покаянии. Да поможет нам Господь предстоять Ему в молитве так сильно и так горячо, как только мы способны. И, пройдя через благодатное поприще Страстной седмицы, да сподобимся с радостью встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь».

 

***

Освящение мира — одно из священнодействий Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы.

 

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. Торжественный чин варения мира для Русской Церкви совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря (до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая (Мироваренная) палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле).

 

В Великий понедельник Патриарх в сослужении клириков полагает начало мироварению. В течение трех дней непрерывно читается Евангелие.

 

Освящение мира происходит за Патриаршей Божественной литургией в Великий четверг.

 

Освященное миро по благословению Святейшего Патриарха раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении Таинства Миропомазания, а также при освящении храмов.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фото: Молебен на начало чина мироварения

Патриаршее служение в Малом соборе Донского монастыря в Великий понедельник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий вторник в Высоко-Петровском монастыре

2(6)NOV_5170.jpg

10 апреля 2012 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

 

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Меркурий, наместник сей святой обители! Ваше Преосвященство, владыка Тихон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со вторым днем Страстной седмицы — Великим вторником!

 

Господь, взойдя в Иерусалим и посетив святыню израильского народа — Иерусалимский храм, вечером вернулся в Вифанию. В понедельник он снова пошел в Иерусалим, и мы знаем, какие обличительные слова Он произнес в адрес фарисеев, обличая их лицемерие. Вечером Спаситель снова пошел в Вифанию, в дом Лазаря, и провел там ночь, а во вторник вернулся в Иерусалим.

 

Первые дни Страстной седмицы отмечены особой силой слов Христа Спасителя. Хотя в эти дни Он нередко говорит притчами, притчи эти очень целенаправленны: они помогают людям понять самое главное — что их ждет, какова их судьба, что впереди, как нужно жить, чтобы войти в Царствие Божие.

2(2)VSN_0066.jpg

Вот и сегодняшний день продолжает тему Великого понедельника — это тема суда. Суд Божий, Страшный суд — по-разному называют то, что ждет каждого человека и все человечество, все поколения, все народы, все нации; то для нас неведомое событие, смысл которого приоткрывается в словах Спасителя, произнесенных в понедельник и вторник в канун Его страданий.

 

Из Его слов становится ясно, что суд — это не раздача даров или наказаний. Суд есть явление правды. Правда скрывается людьми, и это сокрытие правды мы нередко называем лицемерием. Иногда правда скрывается жизненными обстоятельствами, иногда — целенаправленными действиями, но скрыть правду от Бога невозможно.

 

Великий суд Божий — это снятие всех масок, всех искусственных изображений, всего того, что человек пытался создать, формируя некий положительный образ. Мы все предстанем пред Богом обнаженными — в том смысле, что все искусственное, наносное, специально или случайно вошедшее в нашу жизнь, будет снято, уничтожено; и правда о нашей жизни будет высвечена силой Божественной правды. Притчи, которые Господь произнес во вторник Страстной недели, помогают понять каждому из нас, что произойдет с нами в тот самый момент, когда мы обнаженными предстанем Богу (см. Мф. 24:36 — 26:2).

 

2(4)VSN_0079.jpg
Из трех притч, посвященных теме суда, которые мы сегодня слышали, особое место занимает притча о десяти девах — пяти мудрых и пяти неразумных. Светильники, которые были в руках этих дев, суть образ души человеческой — по крайней мере, так толкует этот евангельский текст святоотеческое предание. Что означает масло в светильниках и что означает пустой светильник? Если светильник есть образ души, то неужели душа человека пуста? Даже если он не верил в Бога, даже если он не сотворил ничего доброго пред очами Божиими, ведь чем-то душа наполняется? Мы же получаем какое-то образование, какое-то воспитание — тем самый формируется некий культурный или бескультурный образ человека, хотя сейчас все это смешано и нет твердого и ясного критерия, который отличал бы одно от другого. Но, в конце концов, есть достижения человека. Некоторые поднимаются по лестнице власти, некоторые обретают большое богатство, экономическое могущество, многие за свою деятельность получают светские награды. Разве все это не наполняет душу? Разве все это не входит во внутреннюю жизнь человека? Да, несомненно, входит и формирует образ человека. Так почему же все то, что перечислено, не считается и не признается ценностью пред Богом? Но ведь это не елей, который питает светильник и дает ему возможность возгореться при встрече Жениха. А значит, все то, что мы чаще всего называем ценностями и достижению чего посвящаем жизнь, ценностями пред Богом не является.

 

Чтобы понять, о чем идет речь, лучше всего привести какой-то конкретный пример из жизни. Дерзну привести пример, далекий от духовной жизни, но понятный современному человеку. Представьте себе, что вам нужно расплатиться за товар, приобретенный в магазине. Вы открываете кошелек, протягиваете кассиру купюру, а он говорит: «Эти купюры мы не принимаем. Они не имеют ценности. Может быть, когда-то имели, но теперь мы их не принимаем». Так вот, эти «ценности», которые мы создаем в течение всей жизни, — это вексель, который не принимается к оплате. Это ничто пред лицом Божиим, ничто с точки зрения Божественного суда. Может быть, тогда все это вообще не является никакой ценностью, и мы напрасно учимся, получаем образование, делаем карьеру, достигаем каких-то успехов в своей жизни? Но Господь никогда и нигде не осудил человека за то, что он обретает человеческую силу, будь то сила интеллектуальная, политическая или экономическая. Господь никогда и нигде не сказал: не нужно иметь материальных ценностей, не нужно стремиться к власти, не нужно получать образование — нигде ничего подобного не сказано. Просто все эти ценности невозможно предъявить на Божием суде в качестве оправдания своей жизни. Можно предъявить только те ценности, о которых Господь говорил в иной притче: ты накормил? напоил? посетил? разделил страдания? — то есть те добрые дела, в которых мы жертвуем себя другому человеку. Кстати, эти дела могут сочетаться и с профессиональной, политической, экономической, социальной деятельностью, когда человек употребляет силы для того, чтобы сотворить благо для другого. Он, может быть, в прямом смысле не посещает заключенного в тюрьме или больного в больнице, но он отдает свою жизнь — то, что имеет — другим людям. Вот это то, что востребовано Богом, то, что будет принято в качестве оправдания наших грехов. Мы должны ясно понять: единственное, что нас спасает, — это пронизанная Божественной благодатью жизнь, направленная на то, чтобы разделять то, что имеешь, с другими людьми. В центре жизни должно быть доброе дело, а доброе дело всегда требует от нас жертвы, способности наступить на горло собственной песне, ограничить свои потребности, свои устремления, отдать другому часть того, что имеешь, — разным образом и под разными видами. Это и есть то, что наполняет душу елеем, который способен возгораться при встрече Жениха.

2(7)VSN_0113.jpg

Сказанное имеет отношение не только к нашей личной жизни, хотя к личной жизни в первую очередь. Ведь если так праведно следует жить человеку, то, наверное, так же нужно жить и человеческому обществу. И если в обществе формируются ценности потребления — иметь как можно больше, а добрые дела вытесняются на периферию, забываются, попираются или предаются осмеянию, то такая общественная жизнь — это пустота, это светильник, который никогда не возгорится светом.

 

Притча, которую мы слышали, имеет очень большое значение для понимания будущего мира и человека, для понимания нашей с вами личной жизни в будущем веке. И неслучайно эти пронзительные слова Спасителя, которые с такой предельной ясностью говорят нам о том, как мы должны жить и что мы должны делать, произнесены в дни, предшествовавшие Его страданиям. Проникаясь в смысл этих слов, погружаясь в глубину богатейшей литургической жизни Церкви этих дней, постараемся вынести из них, может быть, самый важный урок в нашей жизни — тот урок, который сформирует нужный вектор жизненных устремлений, определит направление нашего личного и, по милости Божией, при наших общих усилиях, общественного бытия. Аминь.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Великий четверг в Храме Христа Спасителя

12 апреля 2012 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

2(27)VSN_1434.jpg

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великим четвергом.

Этот день в середине Страстной седмицы мы именуем великим праздником, и он действительно является таковым наравне с двунадесятыми, потому что воспоминание о событии, которое легло в основу этого празднования, живет в Церкви особым образом.

 

Многое, что приходит к нам из прошлого, содержится в летописях, в книгах. Открывая их, мы можем узнать о том, что было до нас, что было в прошлом, и это возбуждает наше воображение — мы стараемся представить себе древних героев, вождей, полководцев, императоров, князей. Такое воспоминание, которое порождается чтением, осуществляется в нашем сознании, в нашей памяти, в том числе силой нашего воображения.

 

Но Господь Иисус Христос, совершив Тайную Вечерю, сказал Своим ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание; и когда вы будете есть хлеб сей и вкушать от чаши сей, то вы смерть Мою будете возвещать до тех пор, пока Я не приду» (см. 1 Кор. 11:26). Совершенно очевидно, что воспоминание о Тайной Вечери — это не то воспоминание, которым мы связываем себя с прошлым. Если нечто совершается до скончания века, то это уже не воспоминание — это некая связь с той реальностью, которая была тогда, когда Христос произнес эти слова.

2(26)NOV_5992.jpg

И действительно, из слов Священного Писания, из великой святоотеческой традиции мы знаем, что воспоминание, которое творит Святая Церковь, совершая Святую Евхаристию, подобно Господу и Спасителю освящая хлеб и вино, пресуществляя их в истинное Тело и Кровь Спасителя, есть не ментальное воспоминание на уровне разума, сознания, памяти. В этом действии присутствует Дух Святой, и Он непостижимым образом вводит нас, людей XXI века, соединяющихся в храме вокруг своего епископа или священника, в соприкосновение с той Тайной Вечерей, которую совершил Господь. Находясь в храме, будучи отделены временем и пространством от той Тайной Вечери, мы силой Святого Духа становимся не зрителями, вспоминающими только сознанием своим, но реальными соучастниками той Тайной Вечери, которую Господь совершил с учениками Своими.

 

Вот почему воспоминание о Тайной Вечери, Таинство Святой Евхаристии мы именуем Таинством Церкви. Не сегодня появилось это определение — оно появилось в святоотеческой древности, потому что Церковь призвана все то, что совершил Господь Иисус Христос не силой человеческой, а силой Духа Святого, актуализировать, делать достоянием каждого последующего поколения. И, подобно апостолам, мы с вами были сегодня на Тайной Вечери, оставаясь здесь, в этом храме, отделенные от Тайной Вечери двумя тысячами лет. Силой Святого Духа мы совершили то, что совершил Господь Иисус Христос, учредив Таинство Святой Евхаристии.

 

А почему преподобный Симеон Новый Богослов и вслед него многие другие учителя Церкви именуют Евхаристию Таинством Церкви? Да потому что Церковь есть Тело Христово, по слову апостола (1 Кор. 12:27), и оно являет себя как Тело Христово, совершая Таинство Евхаристии. Мы Церковь, когда мы вместе молимся и когда мы от единого Хлеба и от единой Чаши причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Христовых.

 

В этот момент происходит нечто опять-таки непонятное человеческому уму. Причащаясь от единого Хлеба и Чаши, мы входим друг с другом во Единого Духа причастие, мы входим в нерасторжимое единство. Именно в этом Божественное обоснование единства Церкви, именно из этого факта проистекает осуждение всяких расколов, ересей, которые препятствуют людям участвовать в этой священной Евхаристической трапезе. Тот, кто разделяет Тело Христово, тот разрушает Святую Евхаристию, тот идет против Бога, против Его заповедей, против всего того, что запечатлено мудростью святых отцов и кровью мучеников, — против единства Церкви Христовой.

2(18)NOV_5846.jpg

Поэтому сегодняшний праздник установления Святой Евхаристии есть праздник Церкви, праздник молящейся евхаристической общины, праздник нашего нерасторжимого единства, и никому не дано этого единство поколебать, несмотря на соблазны века сего, ложь, клевету, сомнения, которые сеются врагом рода человеческого. Именно из этого проистекает учение Церкви о том, что всякое разделение наносит непоправимый духовный ущерб, является несмываемым грехом для того, кто вступает на путь разделения. Но каким бы ни было по масштабу это разделение, будь то единицы, сотни или даже тысячи людей, никакое разделение неспособно разрушить единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, которая будет до скончания века, ибо по обетованию Спасителя «врата ада не одолеют ю» (Мф. 16:18).

 

Пусть сегодняшний день, осознанное духовное переживание Таинства Святой Евхаристии, Таинства нашего участия в жизни, страданиях, смерти и

 

Воскресении Спасителя, Таинства нашего участия в Его последней вечери с апостолами укрепит каждого в вере, единомыслии, твердости и непоколебимой решимости, следуя за Христом, соблюдать все то, что Он передал нам, все то, что Духом Святым укоренено в жизни Церкви и в сознании верных, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4:3). Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

12 апреля 2012 года

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...