Татиана. 1 983 Опубликовано: 3 мая, 2012 Почему человек может потерять чувство радости жизни. На вопросы телезрителей отвечает иеродиакон Кирилл (Григорьев) – клирик храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Екатеринбургской Православной Духовной Семинарии. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 3 мая, 2012 Богородица принесла радость в мир - Геронда, Вы можете нам спеть величание, которое написали в честь Божией Матери? - Давайте споём его вместе. "Ты обрела у Бога многую благодать, Матерь Владыки, Многоблагодатная, воистину Благодатная, как Гавриил возгласил, Царица Ангелов, охраняй рабов Твоих". А теперь послушай догматик; "Богородица - Дочь и Мать, Раба и Царица, Царица всего мира". Вмещается это в уме человека? Благовещение - это что-то сверхъестественное, выше разума. Пусть Божия Матерь даст тебе радость Благовещения, а Ангел тебя благословит, дабы иметь духовное преуспеяние. Аминь. - Геронда, в одном тропаре поётся: "Радуйся Евы радосте, ибо оныя печаль рождеством твоим преста, Чистая". - Что бы человек ни нашёл хорошего сказать о Божией Матери, не сможет выразить Её величия. Богородица Своим послушанием вновь открыла для нас рай, который закрыло преслушание Евы. Ева разорвала звено, которое соединяло нас с Богом, и принесла в мир горе и боль. Божия Матерь вновь соединила звено и принесла в мир райскую радость. Она соединила нас с Богом, ведь Христос - Богочеловек. Архангел Гавриил принёс в мир радостное известие, что люди, благодаря Божией Матери, обрели "благодать у Бога". Радуется Всесвятая, потому что воплотилось Слово Божие и освободило нас от греха Радуемся и мы, потому что Она избавила нас от краски стыда Поэтому мы поём на Рождество: "Пустыня приносит Христу ясли, а мы люди приносим Мать Его, Богородицу". Где Христос — там истинная радость - Геронда иногда у меня не получается радоваться, и тогда я думаю, что, может быть, радость не для меня. - Ты что говоришь? Радость не для тебя? А для кого? Для тангалашки? Ты что? Радость для человека! Бог принёс не печаль, принёс только радость. - Но почему, геронда я не всегда ощущаю в сердце радость? - Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум постоянно занят работой, суетой, потому и останавливается твой духовный мотор. Включи молитву и тихое песнопение, и полетишь вперёд, и будешь обращаться вокруг Христа словно звезда. Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос даёт радость и духовное утешение. Где Христос - там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям "Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда", им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? "Я построил дома посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел всё, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно" (См. Еккл.2,4-11). Мирская радость даёт нечто временное, что приятно только в данный момент, не даёт того, что даёт радость духовная. Духовная радость - это райская жизнь. Те, кто прошли Крест и воскресли духовно, живут в пасхальной радости. "Пасха Господня Пасха"! А потом приходит Пятидесятница! А когда человек дойдёт до Пятидесятницы и на него сойдёт огненный язык, Святой Дух, тогда всё заканчивается... Духовная радость приходит в результате духовного делания - Геронда расскажите нам о небесной радости. - Существует и в этой жизни небесная радость и небесные наслаждения, и человек задаётся вопросом, есть ли в другой жизни что-то выше того, что он переживает здесь. Эту радость нельзя выразить словами, её можно только пережить. - Как можно достигнуть такого состояния? - Чтобы прийти в такое состояние, когда ты не можешь вместить переполняющую тебя радость и не можешь её выразить языком, нужно обратить внимание на две вещи: вести себя просто, не смотреть на других, творить молитву. Если будешь это делать, то придёт время, когда ты почувствуешь такую радость, что будешь мне говорить: "Геронда, я сошла с ума! Может, я не в себе? Что такое я чувствую?" Такая у тебя будет безумная радость! - Геронда, чтобы человек ощущал духовную радость, он должен находиться в добром расположении? - Как ты считаешь, когда человек испытывает духовную радость? Когда у него внутри беспорядок? Внутренняя радость приходит после того, как будет наведён порядок внутри. Она даёт душе крылья. Пока душа не согрета внутренним деланием, она похожа на машину с непрогретым двигателем, нужно толкать, чтобы она сдвинулась с места Внутреннее делание - трезвение, внимание, поучение и молитва - согревает душу, двигатель заводится, и машина бежит вперёд. Тогда человек перестаёт обращать внимание на внешнее и идёт в духовной жизни вперёд гигантскими шагами. - И тогда неблагоприятная окружающая обстановка уже не влияет на человека? - Нет, не влияет, потому что он живёт в другом мире, вне этой среды. И так как он живёт в другом мире, то этот мир не причиняет ему беспокойства Люди вокруг него словно говорят на другом языке, которого человек не знает, поэтому и не понимает, что они говорят. И хорошо, что не понимает, потому что если бы он что-нибудь понимал, даже немного, то его внимание отвлекалось бы на эти слова А теперь он полностью поглощён языком, который он знает. Так начинается внутреннее воспарение. Знаете, что такое внутреннее воспарение? Какой ангельский чин имеет крылья? Херувимы или Серафимы? "Шесть крил" (Ис.6.2), о которых говорит пророк Исайя, какой чин имеет? - Серафимы, геронда - Знаете, что делают Серафимы? Взмахивают крыльями в такт... Точно так же бьётся и сердце, когда есть внутреннее воспарение. Тогда жизнь - ликование. Но вы пока привязаны к себе, не освободились от своего "я", потому сердце не свободно и не может прийти в состояние, когда оно трепещет от радости. Вкусите прежде этой радости, а потом приходите, поговорим! Божественная радость приходит, когда ты себя отдаёшь - Геронда, каждый человек, который живёт по Богу, испытывает духовную радость? - Естественно! Чтобы человек имел истинную радость, духовную, он должен любить, а чтобы любить, должен верить. Люди не верят, поэтому и не любят, не жертвуют собой и не имеют радости. Если бы верили, то любили бы, жертвовали бы собой ради других и тогда имели бы радость. Из жертвенности происходит наибольшая радость. - Человек радуется, когда любит? - Нет, наоборот! Когда любит, радуется. А когда любовь умножается, тогда человек не ищет радости для себя, но хочет, чтобы радовались другие. - Это значит, что радость проистекает из чего-то, а любовь существует сама по себе? - Да, так и есть. Любовь существует сама по себе, в то время как радость проистекает из любви. Когда отдаёшь любовь, тогда приходит радость. Человек отдаёт любовь и получает радость, вознаграждается за любовь радостью, которую испытывает. Например, человеку дают какую-то вещь, он берёт эту вещь и радуется одной этой вещи. Другой человек отдаёт всё и радуется не об одном, а обо всём Радость, которую испытывает человек, когда получает, человеческая радость. А радость, которую испытывает, когда отдаёт, - святая, Божественная. Божественная радость приходит, когда ты себя отдаёшь! Духовная радость — дар Божий - Геронда, как человек получает извещение о своём примирении с Богом? - Внутренняя радость, Божественное утешение, которое человек ощущает, есть извещение того, что человек примирён с Богом. - А может человек чувствовать себя примирённым с Богом и при этом не ощущать радости и Божественного утешения? - Нет, не может, что-то он всё равно будет чувствовать. Возможно, он однажды испытал сильное утешение, а потом утешение стало слабее, и оттого ему кажется, что он не чувствует Божественного утешения. - Геронда, почему иногда бывает так, что находишься в добром духовном расположении и испытываешь радость, а потом вдруг теряешь эту радость? - Бог посылает тебе духовную радость, и ты радуешься. Потом отнимает её, и ты начинаешь её искать, прилагаешь больше подвига и больше преуспеваешь духовно. - Геронда, почему я ощущаю такую радость? Может, у меня нет сознания своей греховности? - Да нет! Это Бог веселит тебя конфеткой. Сейчас конфеты, а потом вино, как то, что пьют в раю. Знаешь, какое там сладкое вино? Да! Если Бог увидит хоть чуть-чуть любочестия, хоть немножко благого произволения, то щедро подаёт Свою благодать, пьянит тебя Своим вином уже в этой жизни. Духовное изменение, которым изменяется человек, и сердечная радость, которую ощущает, когда его посещает Божественная Благодать, не может дать человеку ни один... кардиолог, даже самый великий. Когда ты чувствуешь эту радость, постарайся её удержать как можно дольше. - Мы должны просить у Бога, чтобы Он подавал нам духовную радость? - Мелочно просить духовную радость, она приходит сама, когда есть предпосылки. Если ты хочешь постоянно радоваться, то в таком желании есть себялюбие. Христос пришёл в мир, чтобы за любовь принять Крест. Он сначала распялся, а потом воскрес Чада Божии трудятся не за небесное воздаяние, не за духовную радость в этой жизни. Ведь Отец не платит детям за их труд, потому что им принадлежит всё Его состояние. Другое дело Божественные дары, которые Бог, как Благой Отец, подаёт в этой жизни и в будущей. Духовная боль - это духовная радость - Геронда, как человек может удержать в себе радость? - Если он ко всему относится духовно. Тогда даже болезни и испытания не отнимают у него радости. - Разве человек, для того чтобы относиться к испытаниям духовно, не должен сначала избавиться от страстей? - Если человек и не избавился от страстей, то всё равно может чувствовать радость, когда его постигают испытания, огорчения. Если он будет думать, что эти огорчения - лекарство от страстей, тогда примет их с радостью, как больной принимает с радостью горькое лекарство в надежде, что оно его вылечит от болезни. - Но как увязать между собой радость и боль? - В духовной жизни происходит нечто удивительное: когда человек терпит что-то ради любви Христовой, даже мучения, то его сердце наполняется Божественным наслаждением То же самое, когда он соучаствует Страстям Господа Чем больше он проникается мыслью о том, что Христос распался за наши грехи, и болезнует, тем богаче вознаграждается Божественным ликованием. Боль - ликование, боль - ликование. И чем сильнее болезнует, тем большую радость испытывает. Он ощущает, словно Христос его ласково гладит по голове и говорит: "Не беспокойся обо Мне". Одна сестра говорила: "Мне не нужна радость, я хочу печалиться ради Христа Христос распялся за меня, как я могу радоваться? Зачем Христос мне даёт радость?" Она переживала духовные состояния, и чем больше соучаствовала Страстям Христовым и имела любочестную печаль, тем больше радости ей подавал Христос Христос лишил её рассудка в хорошем смысле! Распятие всегда предшествует воскресению и приносит победу. Крест приносит славу. Христос, после того как взошёл со Крестом на Голгофу и после того как распялся, взошёл ко Отцу. Распятый Христос услаждает горечь людей, а распятый человек подражает Богочеловеку Иисусу. Благой Иисус вместе с грехами всего мира принял на Себя и все его горечи, а нам оставил радость и ликование, которое ощущает тот, кто совлёкся своего ветхого человека, и в котором теперь живёт Христос Такой человек ощущает на земле часть райской радости, по слову Евангелия: "Царствие Божие внутрь вас есть" (.Лк.17,21) Благодарю Бога, что Он удостоил меня знать многих таких людей, и прошу Его, чтобы Он мне помог и я перестал Его огорчать, пусть даже сам и не удостоюсь таких состояний. Желаю вам всегда в этой жизни иметь духовную радость, а в другой, вечной - радоваться уже постоянно рядом со Христом. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 3 мая, 2012 Можно ли улыбаться православным? На сложные вопросы отвечает известнейший богослов современности диакон Андрей Кураев Диакон Андрей Кураев— Скажите, почему церковные люди такие неулыбчивые? — Потому что в нашей Церкви уже произошла революция бассет-хаундов. Знаете такую собачку с вечно-грустными большими еврейскими газами? Отчего-то в 90-х годах, на исходе ХХ столетия, уже выйдя из полосы гонений, мы где-то потеряли Православие. Произошла революция унылых пессимистов. «Феррапонтов» дух явно оттеснил дух «зосимов» (это если говорить терминами «Братьев Карамазовых»). Серафимово Православие, умеющее радоваться Богу, Пасхе и человеку, стало редкостью. Греческое слово орто-доксия имеет два смысла: право-верие и право-прославление. Можно быть правоверным и неправославным. Быть православным — это значит стяжать умение правильно славить Господа, жить молитвой, радоваться ей. Есть три типа молитвы. Самый распространенный и самый низкий — просительный. Почему самый низкий? Потому что просить Бога может даже атеист. Я помню свою первую молитву в жизни, когда я был еще юным пионером и атеистом: «Господи, хоть бы учительница заболела!». Вторая молитва, более высокая, — благодарственная: Господи, благодарю Тебя за те дары, что Ты мне дал. Здесь память о Боге уже начинает теснить заботу о себе, любимом. Такая молитва встречается уже гораздо реже просьб. В Евангелии мы помним, что только один из десяти исцеленных Христом прокаженных вернулся благодарить (Лк. 17). Но и в просительной молитве, и в благодарственной я на первом месте, Бог на втором. А вот третья, славословящая молитва бескорыстна. Но главное в ней то, что ее нельзя творить вдали от Бога. Просить Бога можно из греховного и мрачного далека: «из глубины воззвах к Тебе, Господи». Но славословить Бога можно только внутри Бога. Славить Бога, петь может только сердце, которого Господь уже коснулся. В Евангелии мы видим два случая, когда люди не просят Бога и не благодарят, а именно радуются Ему: при встрече апостолов с воскресшим Спасителем «горело… в нас сердце наше» (Лк. 24, 32). И так же было на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4). Вот эта радость встречи — это и исток Православия, и его цель. Читать продолжение... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Татиана. Опубликовано: 18 мая, 2012 Как много радости в жизни Марина Ярославцева. Жизнь – колесо, а я в нем – белка. Мелькают житейские проблемы – спицы этого колеса, сливаются и не видишь за ними, как прекрасен мир и сколько в нем счастья. Однажды ко мне в аську постучал молодой человек и сказал, что он не хочет больше жить. И рассказал, как ему говорили о том, что тяжело больного человека, мучающегося от своей страшной участи, в случае самоубийства Господь прощает. Мы разговорились. Он поинтересовался у меня – так ли это?.. Оказалось, что он болен миопатией – заболеванием, при котором постепенно атрофируются мышцы. Этот чудесный парень жил с тяжелой душевной болью, намного превосходившей боль физическую: он хотел семью и очень страдал, что у него никогда не будет ни детей, ни жены, он хотел ходить в горы и плавать в море, хотел жить и радоваться жизни… Я не знала, чем его утешить. Мы стали говорить о святых, которые несли тяжкий крест болезни, о монахах, намеренно лишавших себя радостей мирской жизни, о том, что сила свершается в немощи и дальнейшая жизнь души гораздо важнее секунды телесной жизни на земле… Прошел год – год переосмысления им и себя, и мира, год пути к Богу, и вот – первая исповедь и причастие. Он написал мне, что все прошло хорошо, что сам смог говорить и покаяться на исповеди и даже постоять на службе, а я отвечала, что рада за него. А в этот момент меня душили слезы: накануне у моего сына предположили такой же диагноз – миопатию… Мне было страшнее – я теперь слишком много знала об этой болезни и видела своего родного мальчика на месте этого несчастного страдающего молодого мужчины, как будто столкнулась с самим повзрослевшим сыном сквозь время. Но… всех тех слов утешения, что я сама находила для того парня, я не на ходила для себя… Боясь просить избавления для своего ребенка, зная, что все мне – по заслугам, молила только: «Ты знаешь, что нам полезно… Господи, дай только силы мне хотя бы не плакать…» И Он дал. В кабинете генетика я не проронила ни слезинки. Они с новой силой полились уже после получения результатов анализов – нет, не миопатия, не дал Господь нам это го креста. Когда я смогла оглянуться по сторонам и перевести дух, увидела, что у моей знакомой умер сынок – наш тезка, на годик помладше, от менингита, за несколько часов… Вечером она планировала, что будет делать с ним завтра. А завтра для него уже не оказалось… То ли ожидание трагедии с моим ребенком, то ли огромное горе, случившееся с другим мальчиком, повлияло на меня, но во мне все как-то перевернулось. Куда-то ушло все лишнее. Были логично расставлены приоритеты… И в последнее время я смотрю на мир глазами человека, которому сказали – ты завтра умрешь. Но вот еще и еще один день – и ты живешь, ловя эти мгновения с благодарностью, наслаждаясь ими каждую секунду. Я думаю, что, если бы диагноз подтвердился, я бы сейчас ходила и не видела ничего вокруг. Думала бы о том, сколько лет сынок может быть еще на ногах, и снова стояла бы под дверями генетиков, умоляя: «Ну, хоть что-то еще можно сделать?!?!», зная заранее ответ… Я не верила в положительный исход. Полагала, что в духовной жизни наступил период топтания на месте, что пинок в виде больного ребенка мне, видимо, необходим. Я даже молиться не могла за сына – только думала: «Господи, дай мне силы это пережить». …А тут – такое счастье! Здоров. Есть проблема, но это – уже просто мелочь по сравнению с тем, что могло бы быть. А ведь тогда, когда он однажды потерялся, мы могли бы его не найти, и я всю жизнь бы думала – где он и что с ним, жив или нет?! Сейчас смотрю и на другого сына, думаю – а ты бы мог родиться такой, как прогнозировали, не разливал бы сейчас чай по столу, не мешал бы мне, залезая на руки целоваться, лежал бы, не в силах поднять ни ручки, ни ножки. Ведь прогнозы к его рождению были не лучшие… И у младшей дочки не все было благополучно – в 30 недель сердцебиение не прослушивалось. А если бы оказалось, что оно и в правду не бьется?.. И вот она – вредная, с дерматитом – но живая и дорогая, любительница мультиков и розовых кофточек. Моя старшая – родилась буквально черная – не закричала, не задышала… А потом в 1.5 года наглоталась бабушкиного клофелина и лежала, привязанная к реанимационному столу … А если бы не выжила? Испытания, испытания, испытания… Они помогают переосмыслить жизнь, выдвинуть на первый план иные ценности. Вчера муж пришел с работы, трое из четырех детишек вопят и ссорятся. А я улыбаюсь… Он глянул на меня подозрительно: «Что ты такая довольная?!» Обычно к вечеру я уже кричу на всех и угрожаю уйти на все четыре стороны из «этого дурдома». А я рада до безумия – вот они, все, живые-здоровые, муж любимый пришел, сейчас ужинать сядем – счастье-то какое!!! …А сегодня утром всех проводила, пошли с младшим в сад гулять. Взяли секатор, обрезали к весне кусты вьющихся роз. На улице солнышко, сынок на четвереньках в желтых листьях ползает. Как же спокойно и радостно… Да, пусть домик у нас не в 500 кв м, ремонт недостаточно дорогой, одеваемся мы не от лучших фирм, и минивэн для нашей большой семьи купили подержанный, да и отдыхали мы не в Италии, а все больше на речке у дачи. Но, ёлки-палки, зато как мне хорошо-то!!! Смотрю на последние теплые дни – и радуюсь. Любуюсь, как мелкий сам смешно кушает, мимо рта промахиваясь – и радуюсь. И спекла вкусный пирог – радуюсь… Старшая уже – почти настоящая девушка, а средние такие повзрослевшие хулиганы – радуюсь им… Уборку сделала, чисто в доме – радуюсь… Как много в жизни радостей, когда их перестали закрывать глупые, на самом деле ничего не значащие, мелкие житейские проблемы… Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Татиана. Опубликовано: 18 мая, 2012 Радость – это внешнее проявление любви, или что значит «Всегда радуйтесь!» Есть знаменитая фраза «Всегда радуйтесь!» Но многих новоначальных смущает, что в храме не часто можно увидеть улыбки верующих, их лица скорее строгие, а то и хмурые. Словно верующие решили: раз я хожу в храм, то должен быть очень серьезным. Получается странное несоответствие, которое очень смущает неофитов. О радости мнимой и настоящей и как ее достичь, мы решили поговорить со священником храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади Игорем ФОМИНЫМ. Двое у окна Свой ответ я бы хотел начать с примера. Два человека ночью смотрят в окно и видят на улице путника. Один говорит: «Наверняка это страшный разбойник. Грабил, убивал, пил, блудил и теперь еле тащит ноги». Другой отвечает: «Нет, что ты! Это замечательный человек. Он наверняка весь день трудился на работе, вечером пошел в храм на службу. Потом кому-то еще помог, и теперь идет домой». Так давайте будем изначально оправдывать людей, а не осуждать, договорились? Если отвечать на вопрос, что такое радость, думаю – это внешнее проявление любви. Когда ты в любых обстоятельствах, с любыми людьми можешь так пообщаться, так заглянуть им в глаза, что и у них на душе станет светлее, чище. С радостным человеком приятно находиться рядом. Мне вспоминается моя первая встреча со знаменитым старцем Кириллом (Павловым) из Троице-Сергиевой Лавры. Я тогда был еще студентом семинарии и шел к отцу Кириллу из-за эгоистических чувств: все ходят – и мне тоже надо приобщиться к духовности. …После долгого ожидания подошел мой черед. Отец Кирилл пригласил меня в келью, усадил на стульчик, пошутил, подарил иконку. А я был словно не в себе, ошеломленно наблюдал за ним. И ушел от него с необычайным чувством радости. Это ощущение похоже на то, как входишь с мороза в натопленную комнату: тебя сразу обнимает тепло. А здесь – любовь. Я тогда не ожидал такого и запомнил эту первую встречу на всю жизнь. Золото тонет, мусор всплывает… О неулыбчивых верующих могу сказать… Знаете, золото всегда тонет, а мусор всплывает и бросается в глаза. Если немного успокоить свое раздражение на других и приглядеться, обязательно увидишь эти сокровенные золотинки. Признак того, что человек на правильном пути в деле спасения своей души – это как раз радость и любовь. Господь дал четкое определение, кто Его ученики: их можно будет узнать по тому, что они будут любить друг друга. Тем не менее, наличие в храме людей со знаком «минус» не означает, что нет никого со знаком «плюс». Если хочешь найти хорошее, обязательно найдешь. Чтобы рутина не заслонила Христа Узнать, настоящая твоя радость или нет, можно по плодам. Например, люди собрались на пикник за город, пожарили шашлычки, весело поговорили, выпили, разошлись за полночь. Вроде все хорошо. А с утра у одного с похмелья голова раскалывается, другой подсчитывает, сколько его посуды побили и потеряли, третий вообще с больной ногой: вчера полез купаться и поранился. Важны последствия. Духовная же радость совсем другая. Каждый из вас наверняка испытывал такое. Приходите на концерт классической или народной музыки, не имеющий отношения к Православию. Например, в Москву каждый год приезжает Кубанский хор, я всегда хожу его слушать. И знаете, они начинают петь – и ты просто плачешь. Это показатель того, что радость духовна. И утром просыпаешься с легким сердцем, голова не болит и не сожалеешь о проведенном вечере. Сам Cпаситель, апостолы, пророки говорят, что радость – это один из основополагающих моментов бытия Божия. И очень важно, чтобы верующий человек, который образован духовно, исполняет внешние правила – не терял этой радости, не ходил с угрюмым, напыщенным лицом, как сегодня некоторые делают, считая, что это важный показатель их веры. Бывает и так. Человеку легко, радостно в храме. Выходишь, как на крыльях: «Я готов обнять весь мир!». Заходишь в метро – а тебе там наступили на ножку. Как у нас часто бывает, наступили немножко, а получили множко – и понеслось-поехало: «Ах, ты корова, смотри, куда лезешь!». И благодать от тебя отлетела, а вместо нее пустота. Потом начинаются думы о земном: «Сейчас приду домой. Надо столько дел переделать…Обед приготовить, дать по уху старшему сыну – наверняка уроки не сделал, прибить полку…». Как будто человек и не был в храме. То есть очень важно уметь сохранять эту хрупкую радость. У английского писателя и богослова Клайва Льюиса есть рассказ «Расторжение брака», который подходит к нашей теме. Сюжет его вкратце таков. Есть день, когда из ада приезжает поезд в рай, умершие грешники могут посмотреть, чего они лишились. И вот в раю встречаются двое. В земной жизни они вместе учились в университете на богословском факультете. Один стал епископом – и после смерти попал в ад. А другой стал богословом и попал в рай. Он говорит епископу: «Слушай, тебе надо успеть взойти на эту гору до рассвета. Тебя там встретит Христос – и тогда ты останешься здесь навсегда. Пойдем быстрее. Я тебе помогу». А епископ отвечает: «Понимаешь, у нас там, в преисподней, на завтра назначен богословский кружок. Мне надо будет выступить с докладом как раз по теме Христа: какой бы Он был, если б дожил до 50-летнего возраста. Я бы с удовольствием поднялся, но не могу» – «Какой кружок! Вот гора, брось все и пойдем!» – «Скоро отправление поезда, я могу опоздать. И мой доклад…» И уезжает, так и не поднявшись на гору. А совсем рядышком был Христос. Надо было сбросить с себя всю эту рутину и просто пойти Ему навстречу. Эта напыщенность заслоняет от человека радость, заслоняет самого Господа. Это не значит, что надо перестать мыть посуду, пылесосить – нет, есть необходимые вещи – я говорю об отношении к ним. «Радость моя» Есть еще один момент, связанный с радостью. Это защитное средство от любых скандалов. Если ты все переводишь, скажем так, в смешную, улыбчивую плоскость, очень часто с тобой просто связываться не будут – все равно не разозлишься. Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: «Здравствуй, радость моя!» Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему. Мне кажется слова «радость моя», сказанные с любовью – это то, что может обезоружить грубияна в семье. Я специально ограничиваюсь семейными проблемами, потому что мы читаем: надо возлюбить ближнего. Но насколько же легче любить на расстоянии! Говорят, что любовь к ближнему измеряется километрами: чем дальше, тем крепче. Когда человек, живущий рядом с тобой, храпит, ругается, пьет… Возлюбить его, лежащего пластом на диване в нетрезвом состоянии или валяющегося около входной двери очень сложно. Позвать в нашу жизнь радость – это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: «Я вас люблю!». И здесь Господь дает нам очень четкий ответ. В 15 главе Евангелия от Иоанна есть прямая речь Христа к нам. Он сравнивает Себя с лозой, нас с ветвями, а наши дела – с виноградной гроздью. И там есть слова о том, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды – добрые дела. Виноградная лоза получает двойное питание: из земли соки, воду и из воздуха – солнечный свет. То есть должна быть гармония нашего общения с миром небесным, духовным и с земным. И наш плод должен рождаться таким, чтобы с нами рядом легко жилось нашим ближним. Бывает, близкий человек радуется, как тебе кажется, какой-то ерунде. У него выиграла любимая футбольная команда. Не надо портить ему настроение: «Ну что, закончился твой дурацкий футбол? Сходи, наконец, за молоком, козел!» Извините за грубость, внешне все может звучать гораздо мягче, но в душе-то мы ворчим, возмущаемся. А у человека убито хорошее настроение. Обрати ты его в мирное русло, порадуйся вместе с ним, посидите рядом. Может, он увидит, что ты его понимаешь – и перестанет пить или не замечать тебя, наоборот, вы по-новому сблизитесь. И самое главное: радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам это понять. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: «Не смотри ты воплощением мирового горя. Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают? » – толку не будет. Также, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Тот человек может над тобой смеяться. издеваться. А потом останется один и подумает: «Какой все-таки он хороший, ничего плохого мне не сделал. После него легко на душе». Безусловно, в поисках радости очень поможет Священное Писание. В нем столько мест, которые открывают человеку совершенно потрясающий мир, мир духовной радости. Мы каждое утро встаем и заглядываем в зеркало, чистим зубы, причесываемся, прихорашиваемся. Наводим марафет, чтобы выйти к людям в приличном виде. А Священное Писание – это зеркало нашей души. Заглянешь туда и скажешь себе: «О! Как тебя перекосило, дружок. Надо что-то менять, надо подтянуться». Мы даже не представляем, что Господь нам подарил. Эту небольшую книжечку – Евангелие – человек может читать на протяжении всей жизни и каждый раз находить что-то новое, жить этим. Господь дал нам прекрасный стартовый капитал: ум, сердце, душу. Нам нельзя все это расточить, как младший сын из знаменитой Притчи о блудном сыне. Но нельзя и, как старший сын, требовать от отца награду. Лучший путь – царский, посередине: покаяние и смирение от младшего сына и трудолюбие старшего. И получится замечательный, радостный человек. Записала Елена Меркулова Поделиться сообщением Ссылка на сообщение