Перейти к публикации
.......

Проект «Положения о монастырях и монашествующих»

Рекомендованные сообщения

Может кому будет интересно, опубликован Проект "Положения о монастырях и монашествующих" на странице официального сайта Московского Патриархата....

 

Проект «Положения о монастырях и монашествующих»

 

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

 

Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

***

Настоящее Положение составлено на основании Устава Русской Православной Церкви (глава XII, §8): «Монастыри управляются и живут согласно положениям настоящего Устава, гражданского Устава, “Положения о монастырях и монашествующих” и своего собственного Устава, который должен быть утвержден епархиальным архиереем».

Целью Положения является определение основных положений монашеской (иноческой) жизни в монастырях Русской Православной Церкви в современных условиях.

 

I. Монашество

а. Общие понятия

Монашество является существенной и неотъемлемой частью Священного Предания. Монашеству, как особому виду христианского подвига, было положено начало трудами преподобных Павла Фивейского, Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Египетского и других отцов-пустынников. Основоположниками монашества на Руси стали преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские.

 

Святые отцы и учители Церкви согласно указывали, что монашество есть исполнение слов Спасителя, обращенных к Его ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25).

 

Необходимым условием выбора монашеской жизни является особое призвание, понимаемое как глубокая ответная любовь человека ко Господу Иисусу Христу, побуждающая к решительному и всецелому подвигу отвержения себя и мира. «Истинный монах, — говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, — и здесь Христа любит так, что ничто не может его разлучить от любви ко Христу (Рим. 8:35) и разрешитися желает и со Христом быти (Фил. 1:23), что показывает и в делах, убегая ради Христа в пустыни и горы, и уединенные обители, и старается быть едино со Христом, чтобы обитал в нем Христос со Отцем и Духом».

 

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

 

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

 

b. Формы монашеского жительства.

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

 

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

 

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

 

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

 

 

II. Монастыри

а. Общие положения

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

 

Открытие монастыря происходит по решению Патриарха и Священного Синода при соблюдении следующих условий:

  • ходатайства перед Патриархом и Священным Синодом со стороны епархиального архиерея;
  • наличие устава монастыря, утвержденного епархиальным архиереем;
  • наличие места и условий для жительства монашеской общины;
  • наличие существующей как минимум в течение года общины монашествующих.

Препятствием к открытию монастыря может являться нахождение в частной собственности объектов недвижимости и земель, на которых предполагается открытие монастыря.

 

Принятие решения о прекращении деятельности монастыря находится в компетенции епархиального архиерея и Священного Синода.

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

 

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

 

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

 

Открытие скита или подворья монастыря на территории иной епархии происходит по благословению Патриарха в ответ на просьбу епархиального архиерея монастыря, письменно согласованную с епархиальным архиереем той епархии, где предполагается открыть скит или подворье.

 

b. Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Ставропигиальные монастыри находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

 

Епархиальные монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

 

Открытие приписного монастыря на территории иной епархии происходит по решению Патриарха и Священного Синода в ответ на просьбу епархиального архиерея основного монастыря, письменно согласованную с епархиальным архиереем той епархии, где предлагается открыть приписной монастырь. При этом архиереями представляются на усмотрение Патриарха и Священного Синода предложения по урегулированию вопроса о каноническом подчинении приписного монастыря.

 

Полноту ответственности за фактическое управление приписным монастырем, исправную жизнь монашеской общины, соблюдение устава несет игумен основного монастыря. Игумен приписного монастыря во всех вопросах управления монастырем действует под руководством игумена основного монастыря.

 

c. Регламентация деятельности монастырей

Деятельность монастырей определяют следующие документы:

  • Устав Русской Православной Церкви;
  • настоящее Положение;
  • внутренний устав монастыря, регламентирующий деятельность монастыря согласно Церковному преданию, каноническому праву, церковному Преданию, традициям монастыря, современным условиям, — принимается Духовным собором монастыря и утверждается епархиальным архиереем;
  • гражданский устав монастыря, регламентирующий деятельность монастыря согласно действующему законодательству страны пребывания.

Общую координацию деятельности монастырей осуществляет Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

 

III. Управление монастырем

а. Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы). Настоятелем исторически значимых или крупнейших мужских монастырей епархии может быть назначен епархиальный архиерей, именуемый священноархимандритом монастыря. В таком случае монастырем руководит игумен в должности наместника. Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря.

 

Игумен отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

 

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

 

b. Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

 

IV. Внутренняя жизнь монастыря

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы.

 

Монастырь является общежитием, построенным на высоких принципах христианской общины, и поэтому все насельники должны с уважением, почтением и любовью относиться друг ко другу, видя в ближнем прежде всего образ Божий. Старшие насельники должны создавать и поддерживать в обители атмосферу братолюбия и взаимного доверия.

 

Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

 

а. Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

 

Желающий начать монашескую жизнь должен обратиться к игумену, представив следующие документы: удостоверение личности, рекомендации священнослужителей, документы об образовании и квалификации, военный билет. Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

 

b. Подготовка к монашеству

Трудничество. Все миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца (если иное не определено внутренним уставом монастыря), поступают в число трудников. Отношения монастыря и трудника определяются внутренним и гражданским уставами, а также распоряжениями руководства монастыря. Пребывание в обители трудников возможно только на добровольной основе. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушение установленных для трудников правил.

 

Послушничество. По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

 

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

 

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

 

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор). Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

 

c. Монашеский постриг

Испытательный срок, через который проходят послушники, не ограничивается упомянутым выше трехлетним периодом и может быть продлен по единоличному или совместному с Духовным собором решению игумена монастыря.

Решение о совершении над послушником монашеского пострига принимается епархиальным архиереем по письменному представлению игумена или игумена совместном с Духовным собором. Прежде обращения к епархиальному архиерею игумен лично удостоверяется в отсутствии у кандидата к постригу следующих препятствий:

  • несовершеннолетний возраст;
  • документально подтвержденное серьезное психическое заболевание;
  • обремененность долговыми, семейными и прочими подобными гражданскими обязательствами;
  • нахождение под предварительным или судебным следствием по уголовному делу.

Кроме того игумен монастыря лично удостоверяется в свободном изволении послушника на принятие пострига. В случае выявления факта принуждения к постригу каким-либо лицом, постриг не может быть совершен. Если уже после пострига станет достоверно известно, что постригаемый был принуждаем к постригу, не давал добровольного согласия или не находился в полной ясности ума, то такой постриг признается недействительным. Виновные в принуждении к постригу несут каноническое наказание, определяемое епархиальным архиереем.

 

Игумен испытывает кандидата на знание содержания монашеских обетов и основ монашеской жизни, а также чинопоследования пострига, настоящего положения, внутреннего устава монастыря. Приступающему к постригу объясняется, что монашество принимается пожизненно и оставление монастыря и монашества является тяжким преступление перед Богом, Которому даются монашеские обеты. В случае каких-либо сомнений, колебаний или неадекватного поведения кандидата постриг необходимо отложить.

 

В мужских обителях монашеский постриг совершается в монастыре епархиальным архиереем или игуменом монастыря в присутствии братии с участием духовного наставника, который станет восприемником новопостриженного. В женских обителях постриг совершается таким же образом епархиальным архиереем или уполномоченным им викарным архиереем, либо монашествующим лицом в иерейском сане.

 

Монашеские постриги вне монастырей (так называемое монашество в миру) являются исключением из общего правила и могут быть совершены только по особому благословению епархиального архиерея при наличии достаточных оснований. К таковым, в частности, относится несение особых форм церковного служения, требующих нахождения в миру. Данные о лицах, постриженных вне монастырей, ежегодно направляются в Синодальный отдел по монастырям и монашеству с разъяснением причин.

Монахи, непорочно живущие в малой схиме, могут быть пострижены в великую схиму. Решение о том принимается епархиальным архиереем по представлению игумена или игумена совместно с Духовным собором. Великая схима предполагает несение усиленного молитвенного правила и особых видов духовного подвига.

 

d. Священнослужители в монастырях

Священнослужение в монастырях является формой церковного послушания. Священнослужители монастырей должны ревностно выполнять требования церковных канонов, устава монастыря, блюсти традиции обители, подавать благой пример всем насельникам. Необходимое для монастыря количество священнослужителей определяется епархиальным архиереем по представлению игумена.

В мужских монастырях кандидаты для рукоположения подбираются из числа насельников. Если обитель малочисленна, к служению могут быть допущены клирики епархии, не являющиеся насельниками данного монастыря.

 

Все кандидаты для рукоположения в мужских монастырях должны быть из числа принявших постриг монахов и соответствовать общим требованиям, предъявляемым Русской Православной Церковью к кандидатам в священный сан, включая требования к образовательному цензу. Игумену следует заблаговременно озаботиться вопросом получения духовного образования монахами, которых предполагается представлять к рукоположению в священный сан.

 

В случае согласия монаха к руположению в священный сан игумен письменно представляет его кандидатуру епархиальному архиерею, который рассматривает это представление согласно общей практики в отношении кандидатов в священный сан. Хиротонии монашествующих должны преимущественно совершаться в их обители в присутствии большинства братии.

 

Следуя древней церковной традиции, запечатленной в постановлениях многочисленных Соборов, не допускается служение монахов в женских обителях. Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «исключения могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах» (пункт 14 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). Священнослужители, несущие послушание в женских монастырях, определяются епархиальным архиереем.

 

e. Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

 

Насельники монастыря призваны регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, сообразовываясь указаниям игумена и духовника.

 

Уклад монастырской жизни предусматривает иноческое молитвенное правило, выполняемое во внебогослужебное время. Возможны различные варианты такого правила, в том числе для различных категорий насельников. Игумен, или по его поручению — духовник, может назначать индивидуальное правило для отдельных насельников сообразно их внутреннему устроению и несомым послушаниям. Все насельники монастыря должны усердно и ревностно исполнять молитвенное правило, осознавая, что без ежедневной личной молитвы невозможно очистить сердце от страстей и приблизиться к Богу. Одним из элементов иноческого правила является чтение Священного Писания и аскетической литературы.

 

f. Духовное руководство

Духовное руководство в монастыре осуществляет игумен. В мужских монастырях, для помощи в духовном руководстве братией игумен имеет право назначить духовника из числа опытных монахов, имеющих пресвитерский сан. Духовник утверждается в этой должности епархиальным архиереем. В женских монастырях духовник назначается епархиальным архиереем из числа священнослужителей, совершающих богослужения в обители.

 

Назначение духовника не освобождает игумена от личной ответственности за духовное состояние каждого насельника. Игумен и духовник обязаны выделять время для регулярных индивидуальных бесед с насельниками.

 

Взаимное согласие игумена и духовника является условием успешного духовного руководства насельниками.

 

g. Послушания и труд в монастыре

Совместный труд на благо обители избавляет насельников от праздности, уныния и при правильном отношении способствует духовному преуспеянию монаха. Каждый насельник несет послушания, определенные игуменом или другими должностными лицами монастыря по поручению последнего. Несение послушаний является одной из форм исполнения монашеских обетов. К послушаниям необходимо относиться с ответственностью, смирением и разумной инициативой. Недовольство монаха назначенным послушанием не освобождает его от необходимости выполнять послушание со всей тщательностью. Несение послушаний, какова бы ни была их сложность, не может служить оправданием неисправной духовной жизни.

 

h. Имущество и источники доходов монастыря

Все монастыри Русской Православной Церкви являются ее каноническими подразделениями и на них в полной мере распространяются соответствующие положения главы XV Устава Русской Православной Церкви.

 

Распорядителем финансовых средств и имущества монастыря, на основе подотчетности епархиальному архиерею является игумен монастыря.

 

Виды хозяйственной деятельности, которые осуществляет обитель, отражены в ее внутреннем и гражданском уставах. Эти виды деятельности не должны противоречить смыслу монашеской жизни.

 

Монах получает от монастыря во временное личное пользование необходимое имущество: келью, мебель, одежду и тому подобное. Все монахи должны бережно относиться к вверенному им имуществу обители. Сознательное повреждение монастырского имущества есть грех перед Богом и братией.

 

Покидая монастырь, монах не имеет прав на какую-либо часть монастырского имущества.

 

i. Монастырская дисциплина

Монастыри имеют иерархическое устройство.

Переход монашествующего в другой монастырь возможен в порядке исключения с письменного согласия игуменов обоих монастырей и благословения епархиального архиерея.

 

В случае нарушения дисциплины игумен или уполномоченные им лица увещают и вразумляют виновного. В случае систематического нарушения дисциплины к виновному применяются меры прещения согласно церковным канонам и внутреннему уставу монастыря. Значительные дисциплинарные проступки монашествующих рассматриваются на Духовном соборе монастыря, за исключением подлежащих компетенции церковного суда.

 

Удаление из монастыря применяется в качестве исключительной формы наказания, когда другие меры воздействия не принесли результата и дальнейшее пребывание нарушителя дисциплины в обители наносит значительный вред всей братии. Решение об удалении принимается игуменом с одобрения Духовного собора и вступает в силу после утверждения епархиальным архиереем. Если исключаемый из монастыря имеет священный сан, епархиальный архиерей может принять решение о его запрете в священнослужении. Исключаемому из монастыря выдаются копии документов о пострижении, о рукоположении и об отчислении из обители. Сведения о насельниках, исключенных из епархиальных монастырей, ежегодно подаются епархиальным архиереем в Синодальный отдел по монастырям и монашествующим.

 

Прием в обитель монаха, исключенного из ее братии, или из братии другого монастыря, происходит по решению епархиального архиерея на основании представления игумена. В таких случаях назначается испытательный срок, в течение которого игумен особо наблюдает за кандидатом к возвращению в обитель. По окончании этого срока может быть принято решение о его продлении или о зачислении испытуемого в братию монастыря. В случае выявления грубых нарушений устава, монашеских обетов пребывание в обители испытуемого может быть прекращено и во время испытательного срока. В случае несогласия с решением игумена исключенный может обратиться к епархиальному архиерею с прошением о пересмотре решения.

 

Самовольное оставление монастыря и монашества (уход в мир) является тяжким преступлением перед Богом. Ни при каких обстоятельствах постриженный монах не может быть освобожден кем-либо от данных Богу обетов. С монахом, принявшим решение об оставлении монастыря и монашества, игумен проводит увещательные беседы, убеждая его отказаться от пагубного поступка. В случае безуспешности этих бесед игумен извещает о том епархиального архиерея, который издает указ об отчислении указанного лица из числа насельников обители и лишении его права ношения монашеских одежд, а также именования себя монахом и монашеским именем. В случае, если насельник состоит в священном сане, епархиальный архиерей принимает решение о его запрещении в священнослужении либо о передаче дела на рассмотрение церковного суда для изучения вопроса о лишения его священного сана. Оставляющему монастырь может быть выдана справка о пребывании в обители. Сведения о самовольно покинувших епархиальные монастыри ежегодно направляются епархиальным архиереем в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

 

Вступление в законный церковный брак лиц, оставивших монастырь и монашество, невозможно. Вопрос о причащении Святых Таин лиц, оставивших монастырь и монашество, может быть решен по усмотрению епархиального архиерея. В случае смерти оставивших монастырь и монашество вопрос о возможности их отпевания решает епархиальный архиерей.

 

В случае покаяния лица, оставившие монастырь и монашество, могут быть приняты в монастырь в порядке, предусмотренном для лиц, исключенных из монастырей по решению Священноначалия. Вернувшихся в монастырь после принесения покаяния называют по их монашескому имени. После успешного прохождения испытательного срока им возвращается право ношения монашеских одежд.

 

В случае если лицо, исключенное из монастыря или оставившее монашество, не может возвратиться в свой монастырь, к примеру, если монастырь закрыт или территориально удален от места его пребывания, в порядке исключения он может обратиться в любой другой монастырь. Вопрос о принятии его в эту обитель решается епархиальным архиереем по представлению игумена обители после запроса по месту предыдущего пребывания.

 

V. Взаимоотношения монастыря и внешнего мира

а. Служение монастыря миру

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа.

Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

 

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

 

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

 

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению.

 

b. Служение монашествующих вне монастыря

В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах). Вместе с тем, для монаха неполезно постоянно нести свое служение в миру. Еще в 2004 году Освященный Архиерейский Собор выразил пожелание «вернуться к имевшимся ранее разумным ограничениям в служении монашествующих на приходах» (пункт 25 определения «О внутренней жизни Русской Православной Церкви»).

***

Верность идеалам монашества, строгое соблюдение канонов, неукоснительное исполнение решений церковной власти, и твердое следование традициям является условием сохранения монашествующими неповрежденного православного вероучения и истинно евангельского образа жизни, приводящего к неразрывному единству с Богом и Спасителем, Господом Иисусом Христом.

 

1 — Symeon Thessalonicensis Archiepiscopus, De sacramentis. PG 155, col. 197.

2 — «Слово мир — есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти»: BEDJAN, P. (ed.), Marlsaacus Ninivita. De perfectione religiosa. Parisiis-Lipsiae: Harrassowitz, 1909, p. 18.

3 — Далее по тексту, за исключением особо оговоренных случаев, все описанное в отношении игуменов и братии мужских монастырей также относится к игумениям и сестрам женских монастырей.

4 — К примеру Стоглавый Собор определил, что «В монастыре, в котором живут монахини, должны служить женатые священники, а монахам в таком монастыре жить нельзя» (гл. 82).

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Игумен монастыря — назначать или избирать?

 

Дискуссия о документе Межсоборного присутствия «Положение о монастырях и монашествующих» продолжается не первый месяц. Одним из принципиальных вопросов обсуждения стал вопрос о том, должен ли игумен монастыря избираться или назначаться епископом.

 

Настоятелем исторически значимых или крупнейших мужских монастырей епархии может быть назначен епархиальный архиерей, именуемый священноархимандритом монастыря. В таком случае монастырем руководит игумен в должности наместника. Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря»

 

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Московского Сретенского монастыря, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, один из авторов «Положения» рассказал корреспонденту Правмира о своем видении данного вопроса.

40404.p.jpg

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Радует небезразличие

«Положение о монастырях и монашествующих» — документ более чем специальный, обращенный к весьма немногочисленной части Церкви, - вдруг вызывал весьма широкое и бурное обсуждение. Знаменательно, что в дискуссии участвуют далеко не только монашествующие, горячо включились в обсуждение представители белого духовенства, миряне. Происходит это не только потому, что многим небезразлично, как живут и будут жить наши монастыри. У этой заинтересованной дискуссии есть и другая, не менее значительная причина: проблемы, предложенные для обсуждения, напрямую, казалось бы, говоря о жизни монастырей, затрагивают материи, живо волнующие гораздо более широкие сообщества, чем насельники русских монастырей.

 

К примеру, вопрос — избирается ли игумен братией обители либо назначается правящим епископом. При всей значимости обсуждения этой альтернативы, речь подспудно идет совсем не только об иноческих проблемах. По сути ставится вопрос, повесткой дня нынешней дискуссии совершенно не предусмотренный: о власти епископа в Церкви. О столь различно понимаемом сегодня значении слова «соборность». О желании гораздо более деятельного участия клириков и мирян, монастырского братства и прихода в принятии решений, касающихся важнейших аспектов их церковной жизни.

1268597127.jpg

Хорошо это, или плохо? Не знаю. Самые насущные и правильные дискуссии, как мы знаем, могут приносить и добрые плоды, и жестокие разделения. Все зависит от того, присутствует ли среди христиан тот самый дух истинной соборности, вслушивания в волю Божию. Или стороны ищут своего. И в первую очередь, как это ни банально — власти. Причем это имеет отношение совсем не только к епископам, но не в меньшей степени к монахам, священникам, мирянам, участвующим в дискуссии.

 

 

Игумен – избирать или назначать?

Сразу обозначу свою позицию. В идеале игумен должен избираться братией и утверждаться епископом. Так происходит сегодня во многих православных Церквах. Это веками проверенный, совершенно правильный опыт для монастырей с глубоко укоренившимися иноческими традициями, преемственным, передающимся из поколение в поколение монашеским благочестием и живым аскетическим опытом. Классический пример, на который ссылаются практически все ревнители избрания игумена братией - Афон, где столетиями не прекращалась монашеская преемственность.

IMG_5973-400x600.jpg

Вполне соглашаясь с этим, необходимо только обратить внимание на две немаловажные вещи. Первая: в русской церкви подобная традиция распространена не была. Нравится это кому-то, или не нравится, но не учитывать это нельзя. И второе, более важное: сегодняшние русские иноческие общины не просто молоды — они очень, очень юные. И с этим вряд ли кто может поспорить. Лет еще пятнадцать назад модно было поиронизировать: какие это монастыри – «комсомольский набор»! В этих ядовитых, несправедливых по сути словах, все же была своя правда: в значительной части братию монастырей составляли в буквальном смысле призванные Богом вчерашние атеисты и комсомольцы.

 

Этим монахам сегодня по сорок, пятьдесят, шестьдесят лет. Но речь идет, разумеется, не о человеческом возрасте, а о духовном совершеннолетии монашеской общины. Об очевидном и совершенно естественном факте, что далеко не все обители уже вступили в «избирательный возраст». Отсюда и обоснованные опасения, что выборы игумена могут обернуться в ту же самую, упомянутую нами уже «борьбу за власть», то есть в противостояние различных групп, «фракций» и «партий». А хуже этого для жизни монастыря сложно что-либо придумать. Кстати и в Греции, несмотря на всю многовековую преемственность, такое время от времени случается.

 

Последнее, конечно, совсем не означает, что надо отказаться от стремления к правильному устроению монашеской жизни. Напротив, как раз стремиться к ней мы и должны. Ведь преимущества разумного и законного избрания совершенно очевидны: если монастырское братство решается испросить у епископа выбор игумена, то этим они свидетельствуют, что их избранник - не только лучший и достойнейший для них собрат, но, что они сами хотят почитать его за отца, повиноваться не за страх, но за совесть. И, наконец, избрание означает готовность всей братии разделить с игуменом ответственность за обитель перед Богом и Церковью.

 

Стремиться к такому действительно необходимо, Но — помня слова преподобного Амвросия Оптинского: «Чтобы не ошибаться, не должно торопиться».

 

Глубоко убежден: пройдет немного времени и один за другим монастыри – женские и мужские – будут получать право на избрание игумена от своих епископов. Да и нынешнее «Положения о монастырях» этого совсем не должно исключать.

 

Награды монахам не нужны, но вот чего действительно хотелось бы, так это того, чтобы благоустроенные в духовной жизни обители могли бы, как высшую церковную награду и признание, получать от священноначалия право на участие в избрании игумена или игуменьи.

 

Продолжение беседы с архимандритом Тихоном над страницами документа «Положения» следует.

Можно прочитать так же:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В продолжение обсуждения "Положения о монастырях и монашествующих":

 

Вениамин (Тупеко), епископ Борисовский:

...В рамках настоящего отзыва хотелось бы кратко указать на некоторые отрицательные моменты в жизни наших монастырей.

1. К концу XIX – началу XX вв. наблюдался упадок монастырской жизни. В советский период ещё более нарушилась преемственность, а опыт умного монашеского делания сохранился, по большому счёту, только в книгах.

2. Стремительный рост монастырей и числа монашествующих в 1990-х годах привёл, в целом, к невысокому уровню духовной жизни в обителях.

3. Отсутствие единства духовной и административной власти в монастырях, т. е. игумена и духовника.

4. Преосвященные, являясь настоятелями обителей, зачастую не имеют внимания и времени, а также монашеского опыта для полноценного руководства обителью.

5. Некоторые настоятели, наместники не имеют достаточно монашеского опыта, мало знакомы со святоотеческим учением и традицией. Оторванные от братии, живут своей жизнью, больше времени отдавая попечениям о внешнем устроении обители, чем о духовном её становлении. Часто управляют обителью административно-командно, а не в духе евангельском, зачастую не имеют отеческого попечения и сознания высокой ответственности.

6. Понятие о монастырском братстве утрачено: в общежительных монастырях зачастую братия живут как «особножители», только под одной крышей и с общей трапезой.

7. Нет понимания монашеской общины как евангельского идеала жизни по примеру Христа и учеников.

8. Понятие о монастырской и христианской жизни, об учении Церкви у младшей братии порой расплывчатое, неправильное, не соответствующее учению святых отцов.

9. Зачастую неверно понимается монашеская добродетель послушания, наблюдается большое доверие своему разуму и знаниям, нет отречения своей воли и плотского мудрования. С другой стороны, требуемое многими настоятелями «абсолютное послушание» также является искажением и, вместо духовного преуспеяния, ведет к развитию таких пороков, как лесть, человекоугодие и лицемерие.

10. Отсутствие монастырского устава или использование Устава Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, составленного в 1980 г. в условиях стеснения и ограничения монашеской жизни.

11. Отсутствие канонического и юридического регулирования монастырской жизни, что приводит к злоупотреблениям власти со стороны начальствующих и совершенной незащищённости простых монахов перед их произволом.

12. Превращение монастыря в «социальный институт», «миссионерскую организацию», «центр паломничества» и т. д., что нарушает основную идею монашеской жизни как жизни уединённой и «иной» для мира.

Это лишь часть проблем, решение которых нельзя откладывать. В противном случае, это грозит совершенным оскудением монашества и запустением наших обителей. Известно, что некоторые духовники сегодня с осторожностью относятся к избранию молодыми людьми монашеского образа жизни, понимая, что при современном положении дел жизнь в некоторых монастырях может не помочь, а лишь навредить духовно неопытной и незрелой душе. В связи с этим именно «Положение о монастырях и монашествующих» должно отражать пути решения сегодняшних насущных проблем.

Со своей стороны хотелось бы предложить следующее:

1. Необходимо практическое ознакомление с живым опытом благоустроенных монастырей Православного Востока, в которых сохранилась преемственность монашеской жизни. Такими обителями могут быть монастыри Афона, либо те русские обители, в которых уже наладилась духовная жизнь в соответствии со святоотеческой традицией.

2. Организация монашеской жизни по принципу единоначалия и на основе евангельского учения и в соответствии со святоотеческим наследием. Духовник исполняет обязанности в полном согласии и послушании игумену. Лучше, если это сам игумен, что позволит избежать разделения и образования группировок в братстве.

3. Разработка общих принципов устроения монашеских общин в настоящее время и на основании этого – уставов отдельных монастырей. Проведение монашеских съездов в епархиях и в масштабах всей Русской Православной Церкви с целью обсуждения имеющихся проблем и обмена опытом, знакомства и преодоления взаимной изоляции.

4. Поскольку настоятель монастыря должен быть отцом братству (это отражено и в тексте обсуждаемого проекта «Положения»), необходимо определить принципы его избрания братством и поставления архиереем в соответствии с монашеской традицией. Известно, что вся отеческая традиция, начиная с преп. Пахомия Великого, заповедует добровольное избрание братией своего духовного наставника. «Любимый братией, угоден и Богу», –говорит святитель Алексий Студит в своем монастырском «Уставе», который, по свидетельству историков, получил на Руси самое широкое распространение. Здесь можно указать на некоторые условия порядка избрания: а) избрание членами Духовного собора монастыря либо общим монастырским собранием, в котором предоставляется право участия мантийным и рясофорным монахам, прожившим в обители не менее трех лет (эти тонкости могут регулироваться, но общий принцип не должен изменяться); б) избрание монаха, прожившего в обители не менее трех-шести лет, дабы сохранялась духовная преемственность обители; в) назначение указом епархиального архиерея только в том случае, если избрание невозможно по каноническим причинам: разногласие братии либо малочисленность насельников и неустроенность монастыря.

5. Активное и максимально возможное участие настоятеля (игумена) во всей жизни обители: богослужении, трапезе и общемонастырских делах и послушаниях. Отделение настоятеля от остальной братии: отдельный стол, отдельная кухня, излишние материальные приобретения, не говоря уже об имущественных приобретениях вне обители, – это начало разрушения братства и упадка духовной жизни монастыря. «Положение» обязательно должно оговаривать подобные вопросы и пресекать злоупотребления со ссылкой на соответствующие каноны.

6. Небольшие (до 20 минут) чтения-беседы о монашеской жизни, проводимые настоятелем или духовником с братией 1–2 раза в неделю, либо комментарии читаемого за трапезой. Повседневное неформальное общение игумена и духовника с братией – залог внутреннего единства и взаимного доверия в монастыре.

7. Поскольку цель монашеской жизни – удаление от мира, «Положение» обязательно должно оговаривать это важнейшее монашеское делание, без которого смысл монашеской жизни теряется. Должно быть предусмотрено ограничение общения с миром (особенно с противоположным полом), отделение братии от паломников и экскурсий. С этой целью определяется 1 человек для представления при необходимости обители в миру, 1–2 из старшей братии – для общения с приезжающими, но все, находящиеся на данных послушаниях, должны быть под постоянным контролем игумена.

8. Социальные и благотворительные мероприятия и проекты осуществлять как дополнение к главному – внимательной монашеской жизни. Не должно быть искусственного навязывания монашествующим «послушания» в миру или искусственного включения их в какие-либо социальные, миссионерские и прочие епархиальные проекты. Стремление многих преосвященных навязывать монастырям несоответствующий их внутреннему уставу образ жизни и деятельности должен быть ограничен на основании уставов святых Отцов, канонического права Церкви, подробно регулирующего полномочия епископа в монастыре.

Максимально возможная польза, приносимая монастырями обществу, достигается через напряжённую сосредоточенную внутреннюю жизнь монашествующих на основе евангельского учения и святоотеческого предания.

9. Открывать новые монастыри следует с большой осмотрительностью и лишь при наличии необходимых условий (не только внешних) для организации монашеской жизни. В случае же отсутствия таковых направлять желающих в уже имеющиеся обители.

10. Ограничение числа проживающих при обители трудников, особенно ранее судимых, имеющих дурные наклонности. Организация духовной работы с трудниками с целью выявления и приготовления способных к монашеству и удаления вредящих братству. Паломников размещать на ночлег вне стен монастыря или хотя бы вне прямого общения с братией.

11. В больших монастырях, живущих по принципу большого прихода и ведущих обширную миссионерскую и просветительскую деятельность, по возможности стараться упорядочить монашескую жизнь и больше напоминать братии о монашеском делании.

12. В малых монастырях нужно организовывать жизнь более уединённую, более соответствующую святоотеческой традиции, избегая «рекламы», меньше привлекая паломников, наёмных работников, особенно лиц противоположного пола.

13. Следует ограничить выход монашествующих из обители, но предоставлять возможность для лечения.

14. Старшая братия (члены Духовного Собора, в том числе и духовник) являются помощниками игумена и во всем проводят его линию, не допуская разногласий и разделений, которые пагубно сказываются на жизни братства. При несогласии с игуменом со смирением говорят ему об этом, обсуждая при необходимости проблему на Духовном соборе и совместно находя богоугодное решение. Игумен ничего значительного не предпринимает без предварительного обсуждения со старшей братией и, заботясь о лучшем воплощении евангельского учения в жизнь, является исполнителем в этом воли братства. Общемонастырское собрание необходимо для обмена мнениями и консультации и не может принимать окончательных решений – все решения принимаются Духовным собором (старшей братией) во главе с игуменом.

15. Учитывая, что монастырская жизнь предполагает ежедневное участие в полном круге богослужений, а также келейное совершение молитвенного правила (прежде всего Иисусовой молитвы по чёткам и с поклонами), следует обратить особое внимание на распорядок дня монастыря. В последние годы в связи с проблемами строительства и возрождения из руин многих обителей распорядок работ и послушаний представлял собой непрестанный 12–14 часовой рабочий день. Излишне говорить, что при таком режиме участие в богослужениях и исполнение молитвенного правила оказывается невозможным, а братия теряет навык келейной молитвы, внимания к внутреннему деланию. В настоящее время, когда многие монастыри уже не живут в таких «спартанских» условиях, опущение богослужений и молитвенного правила со ссылкой на «послушания» представляется недопустимым. Вo многих монастырях монашествующие, привыкшие к рабочим будням, с неохотой идут на богослужение и предпочитают ему работу и повседневные дела. При этом многим монахам, желающим посвящать больше времени для молитвы, не всегда удаётся преодолеть установившиеся «обычаи». В связи с этим следует определить, что в монастырях первое место должно быть отдано богослужению, а затем уже «послушаниям» или как говорят на Афоне «делам послушания», трудовым будням. По примеру многих благоустроенных обителей следует ограничить «рабочий день» 5–6 часами с тем, чтобы у монахов было время для посещения богослужений, выполнения келейного правила, чтения духовной литературы, отдыха и необходимого уединения. Опыт показывает, что без этого монашеская жизнь теряет свою духовную насыщенность и превращается в жизнь рабочего на предприятии, а сам монастырь, по верному наблюдению многих, в некий «православный колхоз». Ни в коем случае нельзя забывать, что основной смысл пребывания в монастыре, пусть даже восстанавливаемом, – это не возведение стен и зданий, а совершение монашеского делания, состоящего главным образом в молитве, уединении и внимании к себе. Последнее будет содействовать первому.

16. Практика переводов монахов из монастыря в монастырь, а также их назначения на различные послушания в епархиальных учреждениях, хотя и имеет основание в каноническом праве Православной Церкви (см. пр. 21 Седьмого Вселенского Собора), однако при этом обязательно следует учитывать согласие на таковой перевод как игумена обители, так и самого монаха. Опыт показывает, что те монашествующие, которые переводятся без их добровольного согласия, часто переживают сильные душевные потрясения, которые в некоторых случаях приводят к оставлению обители и уходу в мир. Таким образом, вместо пользы происходит вред. Добровольное согласие монаха на его перевод в другую (восстанавливаемую) обитель нужно не только по человеческим и моральным причинам, но и по причинам каноническим. Назначение на должности вне обители, таким образом, должно происходить на основе согласования: 1) с архиереем, 2) игуменом и братией монастыря, из которого назначается монах, 3) игуменом и братией монастыря, в который назначается монах, 4) и с самим назначаемым монахом.

17. В настоящее время всё большее распространение получает практика возведения настоятелей (игуменов) некоторых крупных монастырей в епископский сан, либо назначение епископов настоятелями. Эта мера должна оставаться исключением, поскольку она нарушает основной экклесиологический принцип: епископ является предстоятелем христианской общины региона (области) и не может одновременно быть предстоятелем обители, так как эти две должности являются разными по иерархической степени. Даже епископ, поставленный на кафедру из обители и являющийся ее священноархимандритом (игуменом), в силу епархиальных забот со временем «теряет квалификацию» и монастырские вопросы считает второстепенными. Об этом косвенно свидетельствует и сравнительно небольшое участие преосвященных в обсуждении «Положения». В подавляющем большинстве случаев епископский сан становится началом отчуждения игумена и братии, что плохо сказывается на жизни обители.

18. Следует также обратить особое внимание на пункт проекта «Положения», в котором указывается, что духовником в женских обителях может быть только белый священник, при этом даётся ссылка на постановление Стоглавого собора. Однако в тексте постановления, который цитируется в примечании, говорится лишь о запрете на проживание монаха в женской обители, а не о запрете на духовное руководство монахинями. Нужно отметить, что, вопреки сказанному в проекте «Положения», каноническое право не знает запрета на духовное руководство монахинь со стороны духовников-монахов. Более того, история Церкви и история большинства женских обителей свидетельствует об обратном: излишне даже упоминать примеры Дивеевской обители, Шамординского монастыря или более современный пример Свято-Троицкого женского монастыря на о. Эгина, основанного в начале XX века святителем Нектарием Эгинским.

Продолжение....

 

Также ранее:

 

Отзыв прот.Валентина Асмуса на "Положение о монастырях и монашествующих"

 

О взаимоотношении епископа и монастыря, или о какой независимости просят монашествующие

 

"Страсти по монашеству"-статья иг.Феофилы(Лепешинской)

 

Ответ ин.Кассианы на статью "Страсти по монашеству"

 

Еще раз текст Положения с комментариями внизу

 

Кому интересны обсуждения Положения среди самих монашествующих и монахолюбивых мирян, кто неравнодушно следит за претворением Положения в жизнь, можно порекомендовать почитать комментарии внизу всех статей, посвященных Положению, на этом же портале bogoslov.ru. Вот уж действительно разыгрались "страсти по Положению", а заодно-и по состоянию нынешнего монашества...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ОТВЕТ ПОРТАЛУ "БОГОСЛОВ.RU" В СВЯЗИ С ОБСУЖДЕНИЕМ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА "ПОЛОЖЕНИЕ О МОНАСТЫРЯХ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ"

Архимандрит Ефрем

efrem.jpg

Учитывая особую значимость дискуссии вокруг проекта "Положения о монастырях и монашестве", мы обратились к настоятелю Ватопедского монастыря Святой Горы Афон игумену Ефрему с просьбой поделиться своими размышлениями как об актуальных проблемах российского монашества в целом, так и в связи с вышеупомянутым документом.

В Ватопеде 6/19 сентября 2012

№ исх. 388

№ прот. 818 / 5.1.1

Досточтимому

Протоиерею о. Павлу Великанову,

Проректору Московской Духовной Академии,

Главному Редактору портала "Богослов.Ru"

 

Досточтимый отец Павел, братски во Христе приветствуем Вас!

Настоящим письмом отзываемся на Вашу просьбу выразить наше мнение о проекте «Положения о монастырях и монашествующих», который опубликован на Вашем сайте для обсуждения. К сожалению, у нас не было возможности наблюдать за дискуссией и может быть то, что мы написали будет повторением уже сказанного другими.

 

Кроме Вашей просьбы и нашей любви к Русской Церкви, подвигает нас к этому и тот факт, что мы, несмотря на скудость наших сил и наше недостоинство, подвизаемся в месте, которое является вселенским центром православного монашества и где более тысячи лет неугасимо горит лампада деятельного благочестия нашей непорочной веры.

 

Принимая в виду и тот факт, что русское монашество только несколько лет назад начало вставать на ноги после безбожного урагана семидесятилетного коммунистического режима, мы постарались не останавливаться на второстепенном, а обратить Ваше внимание на самое, как мы посчитали, важное.

 

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря.

 

Игумен монастыря – в первую очередь, духовный отец братии. Духовное руководство монахов – его главное служение. Если он со всеми другими обязанностями справляется хорошо, но духовно окормлять братию не может, то должен просить освобождения от несения послушания игумена. Духовное единство братии возможно только при «духовной монархии» в монастыре. Иначе трудно, чтобы не сказать невозможно, избежать разделения насельников на партии и группы.

 

Духовники (исповедующие священники) монастыря предназначаются, в основном, для паломников и гостей. Помогают же духовники игумену в духовном руководстве братии только в отсутсвии последнего или в случаях его чрезмерной занятости. Причем, если иеромонах несет послушание духовника, то этим он никак не освобождается от духовной зависимости и послушания игумену, как единоличному духовному отцу монастыря.

 

Для того, чтобы игумен смог духовно окормлять монахов, они должны принимать его, как своего духовного отца. Этого трудно добиться в случае, если игумен не выходит из числа братии, а назначается или переводится из другого места. Тогда существует опасность, что он станет только управляющим-администратором монастырских дел, а не духовным пастырем словесных овец. Идеальным решением вопроса является избрание братией одного из монахов монастыря в игумены (священнический сан не является догматическим предусловием для того, чтобы кто-нибудь стал игуменом).

 

 

Традиция избирать игумена братией из числа братии наблюдается во всей истории киновиального монашества. Немаловажен и тот факт, что на Святой Горе, единственном монашеском государстве, хранительнице подлинной и неподдельной православной духовности, эта традиция сохранилась, как единственный способ поставления игумена (причем, избирается он пожизненно). Священный Афон издревле был исторической колыбелью и центром равнения русского монашества. И великие родоначальники общежительного монашества на Руси не упускали из внимания этот важный момент при духовной организации русских обителей. Бытующая в Русской Церкви практика разделения обязанностей между игуменом и духовниками (первому административные, а последним духовные) – есть икономия, которую, также как и идиоритмический (особножительный) вид монашества, уместно применять только в чрезвычайных обстоятельствах. Ныне же, когда Русская Церковь свободно шествует по своему духовному пути, полезнее применять акривию, то есть точность соблюдения монашеских преданий.

 

Следуя древней церковной традиции, запечатленной в постановлениях многочисленных Соборов, не допускается служение монахов в женских обителях. Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «исключения могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах»... Священнослужители, несущие послушание в женских монастырях, определяются епархиальным архиереем....

 

В женских монастырях духовник назначается епархиальным архиереем из числа священнослужителей, совершающих богослужения в обители.

Монашество – особенный, можно сказать, сверхъестественный образ жизни, который во многом отличается от простого мирского благочестия.

 

Монашеству не научиться по книгам. Если человек сам опытно не живет монашеством, он не может ни сам понять его, ни научить ему других. Как понять, а тем более вдохновить монахинь-девственниц, самому не подвизаясь в девстве? Как научить других отсекать свою волю, никогда не быв послушником? Как научить умной молитве, самому не занимаясь ею?

 

«Свет монахам ангелы, а свет мирянам монашеское жительство» – говорит святой Иоанн Лествичник. История Церкви показывает, что мирские клирики чаще сами учатся у монашествующих, чем преподают им. Единственное служение, несомое женатыми клириками в монастырях, в основном женских, это совершение таинства Божественной Евхаристии и, реже, других таинств. Этим, однако, не умаляется их значение для Церкви – у них другое служение.

 

Духовный руководитель женской обители – игумения. Она принимает исповеди помыслов сестёр. Духовник, опытный иеромонах – ее помощник. Но исповедь, как таинство покаяния и отпущения грехов, совершает только он.

 

Гарантом духовной безопастности присутствия священника в обители является не наличие у него семьи, ни даже его возраст, а его духовный подвиг, чистота жизни и правильная духовная зависимость.

 

Женские монашеские общины преуспевали, в основном, при наличии духовной опоры в виде старца, опытного (иеро)монаха. Причина же необходимого присутствия духовного мужа вблизи [монашеского] парфенона – в немощи женской природы.

 

Кроме вышеупомянутого, считаем нужным подчеркнуть важность правильного и систематического духовного сотрудничества между правящим архиереем и братией в лице игумена обители. Этим обеспечивается, с одной стороны, необходимая автономность монастыря, а с другой – должное почтение к церковным началам.

 

Монашеский опыт братии отдельно взятой обители формируется в течении многих лет. На пути становления будут выявляться как проблемы, так и их решения. В этом процессе большую помощь может оказать живая связь с теми монашескими центрами, где духовная преемственность не прерывалась.

Верим, что благодатью Божьею и молитвами Пресвятой Богородицы, Честного Предтечи и всех святых, русское монашество найдет свой путь и вернется к духу великих старцев и христоносных отцов Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского и многих других великих святых Русской Церкви.

 

Пребывая в любви к Вашей Досточтимости, испрашиваем Ваших святых молитв.

 

Игумен Священной и Честной Великой Обители Ватопед(Архимандрит Ефрем)

и иже со мною во Христе братья

Архимандрит Ефрем

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...