Jump to content
sasha

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.)

Recommended Posts

Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.)

 

1_venzel.jpeg
28 декабря 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы

2012.doc

Share this post


Link to post

выдержка:

 

Монастыри

 

Скажу несколько слов о монастырях города Москвы и прочих ставропигиальных обителях.

 

В связи с расширением административных границ столицы в число монастырей, находящихся в непосредственном подчинении Патриарху, вошла Троице-Одигитриева Зосимова пустынь, созданная попечением святителя Филарета Московского и трудами преподобного Зосимы Верховского.

 

Таким образом, на данный момент к ставропигиальным относятся 28 обителей: 14 мужских и 14 женских.

В мужских монастырях по данным на 2012 год несут послушание 929 насельников (мантийных монахов – 705, иноков – 112, послушников, принятых в братию обителей, – 112).

В женских монастырях несут послушание 754 насельницы (пострижены в мантию – 365 человек, в рясофор – 260, послушниц, принятых в число сестер обителей, – 129 человек).

Итого: монашествующих во всех монастырях – 1683 человека. Из них постриженных в мантию – 1070, постриженных в рясофор – 372, находящихся в числе послушников – 241. Всего в обители поступило 54 человека, выбыло 29.

 

Относительно недавно в два мужских монастыря Москвы – Донской и Высокопетровский – назначены новые игумены. Желаю им всесильной помощи Божией в трудах по организации монашеской жизни, по совершенствованию пастырской работы с прихожанами.

 

В минувшем году произошли значимые для ставропигиальных обителей события: были совершены чины великого освящения возрожденных Никольского собора Покровского Хотькова монастыря, храма Смоленской иконы Божией Матери в Савватиевой пустыни на Соловках, введена в эксплуатацию летняя гостиница на Валааме.

 

Однако остается еще немало вопросов, которые необходимо решить, в том числе и в сфере повышения уровня духовного образования своих насельников и насельниц.Особенно это касается женских монастырей. Сейчас видны лишь первые, но еще недостаточные изменения.

 

Решение этой важной задачи должно быть основано на принципе, предложенном совместно Синодальным отделом по монастырям и Учебным комитетом. Он заключается в том, что духовные школы приходят в обители и монашествующие повышают свой образовательный уровень, не оставляя стен монастыря.

 

В качестве положительного примера использования данного принципа можно привести выездные занятия в Покровском женском монастыре, которые были организованы Центром образования духовенства г. Москвы при Московской духовной академии . Считаю, что этот опыт необходимо всесторонне развивать и в дальнейшем.

 

К процессу образования в монастырях целесообразно подключать профессорско-преподавательский состав духовных школ, расположенных рядом с конкретными обителями. К примеру, в московских монастырях занятия могут вести преподаватели Сретенской семинарии, в Хотьковом Покровском и Стефано-Махрищском монастырях – Московской духовной академии и семинарии, в Иоанновском монастыре – Санкт-Петербургских духовных школ. Конечно, при этом важно обращать внимание на то, чтобы приглашаемые специалисты обладали соответствующей квалификацией.

 

 

Сегодня при многих ставропигиях имеются подворья. До недавнего времени состояние их юридической документации оставляло желать лучшего. Иногда не хватало некоторых документов. В этом году принят типовой гражданский устав подворья, призванный упорядочить их деятельность. Всем подворьям необходимо активно включиться в процесс регистрации новых уставов, приведенных в соответствие с типовым, и тесно сотрудничать по данному вопросу с Юридической службой Московской Патриархии.

 

Монастыри продолжили свое социальное служение по уже ранее сложившимся направлениям работы. Нужно ясно понимать, что помощь обездоленным, утешение скорбящих и страждущих, поддержка немощных, забота о сиротах, пожилых людях являются не какой-то новомодной прихотью, данью веку сему, а нашим прямым долгом. Поэтому, со страхом и трепетом совершая свое спасение (см. Фил. 2, 12), будем соответствовать высокому званию христианина, свидетельствуя делами свою веру.

 

Добрые примеры исполнения заповедей о любви к Богу и ближним способны пробудить у прихожан, паломников и туристов уважение к монашеству, благоговение перед совершаемым подвигом. А у кого-то из посетивших монастырь возникнет желание иноческого жития.

 

При Покровском Хотьковом, Покровском Московском, Стефано-Махрищском, Саввино-Сторожевском монастырях, Троице-Сергиевой Лавре не один десяток лет существуют приюты. Хотелось бы узнать из ежегодных отчетов обителей не только о том, как живут в них дети, но и о том, как складывается их дальнейшая судьба, какой путь они выбирают, приспособлены ли они к самостоятельной жизни, какие у них профессиональные ориентиры.

 

Полагаю важным упомянуть и об активности монастырей в сети Интернет. Что представляют собой сегодня сайты некоторых обителей? Размещено много красивых фотографий и минимум информации. Такие интернет-странички мало о чем говорят посетителям. Иногда даже отсутствуют сведения о времени совершения богослужений, исповеди, о том, как добраться до монастыря, о возможности остаться на ночлег. Сайты редко обновляются и не содержат актуальных сведений о жизни монастырей.

 

Многие обители являются объектами культурного наследия и привлекают множество интересующихся не только духовной жизнью, но и историей, архитектурой, памятниками прошлого. Потому, создавая сайты, необходимо позаботиться об их достойном наполнении, чтобы люди могли найти ответы на самый широкий круг вопросов, связанных и с современной жизнью монастыря, и с его историей.

 

Наши интернет-проекты должны стать действенными инструментами интерактивной проповеди, миссионерства, вызывать у виртуальных гостей обители желание стать ее реальными посетителями, а может быть, даже и насельниками.

 

 

Монашествующие, зная, каким авторитетом среди верующих пользуется сам институт монашества, должны понимать свою высокую ответственность перед Богом и Церковью, являя пример подлинно христианской жизни, относиться ко всем приходящим в святые обители с терпением и смирением, без какого бы то ни было высокомерия и пренебрежения.

 

Будем помнить слова свт. Игнатия Брянчанинова: «Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему как на основание твоего жительства и монашеского подвига» (свт. Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству. Том 5, часть 3).

Share this post


Link to post

выдержка:

 

Актуальные вопросы пастырского служения и приходской деятельности

 

В соответствии с практикой, оправдавшей себя в ходе подготовки и проведения предыдущих епархиальных собраний, я через своего Первого викария направил запросы управляющим викариатствами, благочинным, членам Епархиального совета, главам епархиальных комиссий с просьбой представить свои отзывы, предложения и замечания относительно организации приходской жизни в столице.

 

В результате был получен весьма значительный объем информации, полный пересказ которой занял бы продолжительное время и потому не может быть сделан в рамках настоящего доклада. Тем не менее, все поступившие сведения были систематизированы, проанализированы и на их основании сформулированы вопросы, вызывающие особое беспокойство московских клириков, а также выявлены наиболее актуальные темы для обсуждения.

Следует сказать, что сегодня именно приходские клирики в первую очередь сталкиваются с проблемами, являющимися следствиями тех общественно-политических процессов, о которых шла речь выше.

 

 

Известно, что пастырское служение не просто весьма ответственно, но чрезвычайно трудно, и мы не должны искать для себя легких путей и ждать благодарности от мира за свои труды на ниве Христовой. Всем представителям духовенства следует постоянно помнить слова Спасителя, свидетельствующего: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

 

Это мужество перед лицом испытаний должно отличать всякого подлинного служителя алтаря Господня, призванного быть примером в этом для своей паствы. С позиций современности те притеснения, которым подвергалась Православная Церковь в советскую эпоху, выглядят неприкрытыми, прямолинейными и в чем-то даже неуклюжими. Сегодня каждый священник должен понимать, что он в своей ежедневной литургической деятельности, в проповеди Евангелия Христова, в пастырском душепопечении противостоит разрушительным силам, использующим для утверждения своих идей весь арсенал средств современной цивилизации: телевидение, Интернет, радио, печатные средства массовой информации. Но борьба с Церковью, с христианскими ценностями происходит сегодня, в отличие от советского времени, неявно, она не преподносится открыто как самоцель. Потому и способы такой борьбы стали более изощренными и разнообразными. Главными же ее инструментами стали ложь и клевета.

 

При этом ложь подается нередко в прикровенном виде, проникая, подобно яду, даже в правдивую информацию, дабы вред этой лжи был более значителен. Об этом не раз говорилось в официальных церковных документах, и мне самому приходилось не раз заявлять об этом в своих выступлениях перед разными аудиториями.

 

Всем труженикам Виноградника Господня следует твердо помнить о том, что они являются для мира представителями Церкви, которая призвана свидетельствовать об Истине, называя ложь – ложью, а правду – правдой.

 

Мы живем в условиях информационного давления на Православную Церковь, искусственного раздувания недовольства ею, открытого проявления антирелигиозных и в том числе антихристианских настроений со стороны незначительной, но в то же время весьма заметной части нашего общества. Поэтому сегодня многократно увеличивается ответственность каждого клирика и мирянина за свои слова и поступки. Любой, даже самый незначительный повод для обвинений будет использован врагами веры. Поэтому нам надлежит действовать в соответствии со словами апостола Павла: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5; 15), «чтобы не дать повода ищущим повода» (2 Кор. 11, 12).

 

Преосвященных викариев я призываю с особой бдительностью наблюдать за ситуацией на приходах и при обнаружении случаев, порочащих Церковь, немедленно принимать меры. Благочинные и настоятели храмов призваны помогать в этом архипастырям.

 

В то же время необходимо помнить, что сегодня нередки случаи провокаций и даже клеветнических обвинений в адрес клириков. Поэтому ваша решимость в противостоянии недостаткам должна сопрягаться с рассудительностью, осторожностью, аккуратностью и взвешенностью в принятии решений. Сегодня каждый, я подчеркиваю – каждый, священнослужитель может быть обвинен в самых нелепых и неправдоподобных поступках. Подобная информация легко распространяется в блогах и иных средствах массовой коммуникации. Однако ни широта ее распространения, ни кажущаяся достоверность не свидетельствуют об ее истинности.

 

 

Вместе с тем, клирик, совершающий свое служение в Москве, должен понимать, что его личная жизнь в условиях современного мегаполиса и развития средств коммуникации может в любой момент сделаться общественным достоянием. На любого из вас устремлены взгляды множества людей, не только православных христиан или тех, кто ищет дорогу к храму, но и зложелателей, не брезгующих ничем и ищущих повод опорочить Церковь Божию.

 

Более того, люди малоцерковные или вовсе чуждые Церкви судят о священнике чаще всего по внешнему виду, особенностям общения. Поведение священнослужителя, его манера служить, держать себя и вести беседу, его внешний, в том числе и внебогослужебный вид, наконец, то, что он ест и пьет и где и как это делает, то, на чем он передвигается по городу, подвергается оценке других людей. Все это может как вызывать симпатию, так и раздражать, соблазнять людей, как еще больше привлекать к пастырю, так и отталкивать от него.

 

В связи с этим считаю полезным обратить внимание всех присутствующих на суждение протоиерея Александра Абрамова, благочинного храмов Покровского округа, председателя Комиссии по протокольному обеспечению мероприятий при Епархиальном совете г. Москвы.

 

«Необходимо обратиться и к проблеме внешнего вида духовенства. Безусловно, работа, которая ведется в данном направлении уже много лет, дает свои результаты. Особенно это заметно при общих сборах духовенства различных епархий, когда московских клириков можно узнавать по опрятному внешнему виду. Однако некоторые уважаемые священнослужители позволяют себе вольности в форме одежды, отказываясь от ношения камилавки или надевая цветные куртки поверх подрясника или рясы. К тому же, не соответствующими форме выглядят фотоаппараты, сумки и рюкзаки, надетые поверх подрясника или рясы», – отмечает отец Александр.

 

Нельзя не согласиться с высказанными замечаниями. Духовенство столицы должно являть образец для подражания не только в вопросах духовной жизни, но и во внешнем виде.

 

К вопросам дисциплинарного характера относится также тема канонической ответственности управляющих викариатствами, благочинных и настоятелей храмов в подведомственных приходах.

 

Как свидетельствует благочинный того же Покровского округа, «некоторые сотрудники синодальных отделов совершают богослужения и требы в храмах г. Москвы, не являясь при этом московскими клириками. При этом указанные священнослужители не только не имеют благословения правящего епископа, то есть Святейшего Патриарха, но даже не ставят в известность управляющего викариатством. В связи с этим представляется необходимым упорядочить эту практику в соответствии с церковными канонами».

 

 

Полагаю, что эта проблема должна быть урегулирована на каноническом основании. Прошу Первого викария Патриарха в соработничестве с прочими управляющими викариатствами внести свои предложения по упорядочению практики совершения служб в Москве священнослужителями синодальных учреждений, не являющимися клириками столичной епархии.

 

К этому вопросу тесно примыкает вопрос служения в московских храмах духовенства иных епархий. Все службы, проводимые клириками других епархий, в том числе находящимися за штатом, в обязательном порядке должны согласовываться с благочинным округа, который в свою очередь информирует об этом управляющего викариатством.

 

Если же речь идет о продолжительном времени служения, то этот вопрос относится исключительно к компетенции викария, который по изучении ситуации принимает решение о целесообразности или нецелесообразности оформления командировки клирика на тот или иной московский приход.

Еще один вопрос дисциплинарного характера: отсутствие оперативной связи с духовенством по мобильному телефону. Реалии современной жизни не позволяют священнику отказываться от этих средств коммуникации. Считаю необходимым напомнить, что сотовый телефон непременно должен использоваться не только благочинными, настоятелями, администрацией приходов, но и рядовыми клириками. Это бывает принципиально значимо в тех случаях, когда епархиальному начальству необходимо срочно связаться со священнослужителями или довести до их сведения важную информацию.

Как свидетельствуют управляющие викариатствами и благочинные, еще одной весьма актуальной проблемой является соотношение времени отпусков настоятелей и клириков Москвы с потребностями храмов и всей столичной епархии.

Обращаю внимание всех присутствующих, что за исключением крайних случаев никто не может пребывать вне места своего служения в следующие дни и периоды года:

− Святки;

− Первая и Страстная седмицы Великого Поста;

− Пасха;

− Пятидесятница;

− День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия («День славянской письменности и культуры»);

− Успение Пресвятой Богородицы (престольный праздник Патриаршего Успенского собора Московского Кремля);

− Воздвижение Креста Господня;

− Празднование Казанской иконе Божией Матери – 4 ноября («День народного единства»).

Преосвященным викариям следует взять этот вопрос под свой личный контроль.

 

 

Отдельно мне хотелось бы сказать о замечаниях по поводу совершения богослужений.

На Епархиальном собрании 2011 года председатель Богослужебной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы протоиерей Александр Дасаев сообщил о недочетах, обнаруженных на инспектировавшихся приходах.

 

Как указывает отец Александр, «по тем замечаниям, которые были сделаны в докладе нашей Комиссии в прошлом, 2011 году, в приходах была проведена соответствующая работа, что документально подтверждают настоятели 7 приходов нашего Первопрестольного града, приславшие в Комиссию объяснительные с уверениями в исправлениях допущенных ими нарушений, что и имеет место в действительности по показаниям новых проверок».

 

Отрадно, что деятельность Комиссии способствует исправлению недостатков богослужебной жизни в храмах столицы.

В добавление к этой оптимистичной информации мне хотелось бы изложить суждения благочинного Богоявленского округа архимандрита Дионисия (Шишигина) о порядке совершения исповеди.

 

«Таинство исповеди необходимо совершать вечером во время или после вечернего богослужения. Особенно это касается воскресных и праздничных дней. Необходимо освободить Литургию для полноценного участия в этом Таинстве как прихожан, так и священнослужителей. Во время Литургии исповедь проводится в качестве исключения только для желающих причаститься детей, престарелых, немощных и других прихожан, по уважительной причине не бывших на вечерней службе».

 

Поддерживаю высказанные соображения. Прошу всех настоятелей принять изложенное во внимание и стараться, насколько это возможно, организовывать практику Исповеди перед Причастием именно таким образом.

 

 

Несмотря на то, что на прошлом Епархиальном собрании уже говорилось об облегчении отчетного бремени приходов, избавлении их от излишнего «бумаготворчества», вопрос до некоторой степени сохраняет свою актуальность. Москва – это огромный мегаполис, имеющий свои особенности. Жизнь москвичей в центре столицы, где сосредоточены административные и офисные здания, весьма отличается от жизни окраинных районов. Соответственно, и приходская деятельность имеет свою специфику в зависимости от расположения храма. Тем не менее, этот фактор не учитывается при составлении опросников для оценки приходской жизни, которые присылают для заполнения различные комиссии и отделы.

 

На частный случай подобного рода, а именно на ситуацию с требованиями, предъявляемыми к миссионерской работе, указывает благочинный Сретенского округа протоиерей Олег Клемышев:

«На заседании Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы в сентябре с.г. настоятельно рекомендовалось назначить в каждом храме миссионерского работника, хорошо знакомого с работой на компьютере. В дореволюционной России вообще никогда не было на приходах штатных миссионеров: были епархиальные миссионеры-священники, возможно, были миссионеры на уровне нынешних викариатств, особенно в районах распространения сектантства. Также необходимо помнить, что не у всех приходов есть возможность работать одновременно во всех направлениях, и имеет смысл сконцентрироваться на том, что лучше получается».

 

Мне уже доводилось указывать в прошлые годы, что развитие приходской жизни должно быть постепенным и планомерным, подобно тому как локомотив сдвигает с места по цепочке один вагон за другим. Готов повторить это еще раз. Требование выдающихся результатов от всех приходов по всем направлениям работы выглядит утопично. Достичь этого невозможно сразу в краткие сроки. Однако мы призваны к тому, чтобы по мере сил развивать все направления деятельности, востребованные сегодня жизнью.

 

Тот же благочинный предлагает:

«В связи с участившимися случаями вандализма и кощунственных действий в храмах, представляется актуальным разработать методичку (инструкцию) для работников храма о правилах поведения и порядке действий в такого рода случаях».

 

Очевидно, что умение сотрудников прихода оперативно действовать в упомянутых критических ситуациях может в значительной степени уменьшить тот эффект, на который рассчитывали организаторы провокаций. Предлагаю Епархиальному совету подумать над данным вопросом и представить мне плоды своих размышлений в письменном виде в форме конкретных предложений.

 

Протоиерей Евгений Жиганов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне Донского благочиннического округа, отмечает в своем отзыве, что, к сожалению, многими настоятелями и клириками задача по организации работы с молодежью воспринимается как процесс создания условий для комфортного и непринужденного времяпровождения в рамках прихода. Отец Евгений указывает: «Необходимо сменить акцент в молодежном служении с развлекательного и патриотического на служение Богу и Церкви (на том месте, где Бог поставил молодого человека). В первую очередь, молодежь нужно привлекать к миссионерскому служению (проповеди Евангелия)».

 

Согласен, что молодые люди должны сознавать себя полноправными участниками церковной миссии. Им необходимо внушать ответственность за судьбу Церкви, прививать идею служения ближним по образу Христа Спасителя, Который Сам свидетельствовал о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).

 

В контексте сказанного и патриотическое воспитание должно быть нацелено на формирование у детей и подростков чувства долга перед своим Отечеством, благоговения перед национальными святынями, любви к духовному и культурному наследию своего народа. И тем не менее, считаю, что организация досуга приходской молодежи также дело весьма важное. Оно способствует формированию правильного отношения молодых людей к приходу как к общине единомышленников, как к общему очагу, формирует добрую семейную атмосферу, в которой воспитывается ответственная забота о Церкви.

 

Благочинный храмов Богоявленского округа архимандрит Дионисий (Шишигин) указывает на необходимость создать условия для передачи богатого пастырского опыта представителями старшего поколения духовенства молодым священнослужителям. В противном случае возникает опасность, что «из-за недостатка общения многие опытные пастыри так и унесут свой драгоценный опыт в деле традиций, возможных практик служения, правильного понимания духовных проблем и их решения и многое другое. А ведь для движения необходимо использовать уже накопленный опыт, а не изобретать каждый раз заново колесо».

 

Для этого предлагается «в рамках благочиний проводить пастырские совещания по актуальным вопросам приходской жизни». «Такая практика могла бы снять многие недоуменные вопросы пастырской деятельности, привести к единообразию в подходах к современным проблемам. Информация о таких мероприятиях могла бы распространяться в Интернете, а также в каждом из храмов благочиния».

 

Поддерживая данное предложение, хотел бы сказать, что подобные совещания должны проводиться под патронатом благочинного округа. На них можно было бы приглашать известных священников, духовников, специалистов в различных областях знаний. Форматы общения также могли бы быть многообразными (круглые столы, конференции, беседы и т.д.), в зависимости от темы конкретного мероприятия и других факторов. При этом на совещаниях необходимо создать атмосферу творческой свободы и непринужденности, для чего следует постараться оградить данные мероприятия от излишнего администрирования.

 

Благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев поднимает важный вопрос о существовании на территории практически всех районов Москвы, почти в каждом более или менее крупном торговом центре или возле станций метро так называемых «церковных лавок», которые не только предлагают иконы и утварь, но и принимают записки и распространяют свечи. При этом данные точки зачастую не связаны ни с каким московским приходом или позиционируют себя как «представительства» приходов, находящихся в других епархиях.

 

В связи с этим благочинным всех округов поручается собрать сведения о наличии на территории своих округов точек распространения предметов религиозного назначения, позиционируемых как православные и при этом не принадлежащие храмам Московской городской епархии. После этого следует письменно доложить о ситуации викарному архиерею, курирующему округ.

 

Епархиальному совету поручается обобщить информацию и предложить методы решения данной проблемы.

Благочинный того же округа обращает внимание на тот факт, что в настоящее время большинство православных гимназий весьма стеснены в своих возможностях ввиду отсутствия необходимых зданий и помещений.

 

«В этих условиях было бы целесообразно, если найти средства, в каждом административном округе в рамках «Программы-200» построить по одному принадлежащему Церкви зданию школы на 800-900 человек». Таким образом, размещенная в этом здании гимназия приобрела бы не только межприходское значение, но стала школой всего викариатства. Это позволило бы решить многие проблемы, с которыми сталкиваются православные школы.

 

Это хорошее предложение, реализация которого, однако, во многом зависит от финансовых ресурсов. Предложил бы викариям и благочинным тщательно изучить данный вопрос, уточнить наличие крупных приходских домов, участков для застройки, с тем чтобы можно было объективно оценить перспективу осуществления этой идеи. Размер школы при этом необязательно должен быть таким большим.

 

По традиции хотел бы напомнить отцам настоятелям и наместникам, матушкам игуменьям о необходимости регулярно знакомиться с информацией об обновляющемся ассортименте изделий церковного назначения, выпускаемых на художественно-производственном предприятии «Софрино», а также о важности приобретения его продукции для текущих нужд храмов.

 

 

В завершение своего обзора вопросов приходской жизни столицы напоминаю всем вам и о нашем общем долге молитвенного поминовения тех, кто предшествовал нам в служении в Первопрестольном граде. Богослужебной комиссией при Епархиальном совете завершена работа по составлению Синодика московских священнослужителей. Он размещен в сети Интернет и доступен любому пользователю.

Share this post


Link to post

Постановление Епархиального собрания г. Москвы о нынешнем состоянии церковной жизни, ее актуальных задачах и вопросах дальнейшего развития в Первопрестольном граде и ставропигиальных монастырях

 

28 декабря 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось годичное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

 

Заслушав детальный обзорный доклад Его Святейшества как правящего епископа Москвы о нынешнем состоянии церковной жизни, ее актуальных задачах и вопросах ее дальнейшего развития в Первопрестольном граде и ставропигиальных монастырях, Епархиальное собрание Москвы постановляет:

 

1. Выразить сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху как правящему архиерею Первопрестольного града за понесенные им в отчетный период неустанные каждодневные труды по благоустроению церковного бытия, по личному руководству приходской и монастырской жизнью российской столицы, за регулярные Первосвятительские посещения московских приходов, ставропигиальных монастырей и Патриарших подворий. Эти посещения сопровождались совершением Патриарших богослужений, совместной молитвой Предстоятеля Церкви с духовенством и народом Божиим, произнесением вдохновенного Первосвятительского слова, обращенного ко всем верным чадам нашей Церкви, ко всему обществу.

 

2. Принять к сведению и одобрить сообщение об успешной реализации постановлений Епархиального собрания 2011 года. Выразить удовлетворение достигнутыми за минувший год практическими результатами в соборном решении столичным духовенством актуальных проблем внутрицерковной жизни. Принимая во внимание, что многие решения Епархиальных собраний 2010 и 2011 годов носят долгосрочный, протяженный во времени и не ограничивающийся годичной хронологией характер, необходимо рассматривать соответствующие определения указанных Епархиальных собраний как актуальные на предстоящие годы.

 

В связи с решениями предыдущих Епархиальных собраний сочтено необходимым:

— продолжить диалог с органами власти на предмет оказания помощи в улучшении жилищных условий многодетных семей священнослужителей, зарегистрированных как в Москве, так и в Московской области;

— обеспечить на уровне викариатств информирование прихожан о планах приходских и межприходских мероприятий, в том числе через издание и раздачу в храмах соответствующих буклетов;

— Преосвященным, управляющим викариатствами, уделить особое внимание развитию межприходских связей и проведению межприходских мероприятий;

— комиссиям по делам молодежи и по воскресным школам активизировать разработку форм приходской отчетности, оптимальных применительно к практике церковной жизни;

— продолжить проведение курсов для свечниц и других церковных работников с целью повышения их церковной грамотности и культуры общения, а также для выработки навыков поведения в нестандартных и экстраординарных ситуациях;

— продолжить совместную с городскими властями работу по освобождению приходских и монастырских территорий и зданий от сторонних организаций;

— Управлению Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и Управлению Московской Патриархии по городу Москве к 1 марта 2013 года завершить составление проекта Положения о приходских и благочиннических паломничествах;

— продолжить наблюдение за реализацией законодательства о социально ориентированных некоммерческих организациях применительно к общинам Русской Православной Церкви и созданных ими НКО, а также законодательства о финансировании негосударственных учебных заведений применительно к православным школам;

— проработать вопрос об изменении уставов православных общеобразовательных школ с целью усиления контроля Церкви над образовательным процессом;

— завершить формирование епархиального Отдела религиозного образования и катехизации;

— закончить работу по созданию базы данных, которая позволит координировать деятельность всех московских викариатств в области развития православного образования;

— рекомендовать Синодальному отделу религиозного образования и катехизации изучить вопрос о разработке единого пособия для лиц, стремящихся приступить ко Крещению и другим Таинствам Церкви;

— для достижения согласованности действий по оформлению отчетов, а также в имущественной и других областях создать Совет юристов викариатств при координирующем участии Юридической службы Московской Патриархии.

 

3. В связи с осуществлением в последнее время целой череды кощунственных антицерковных актов, осуществленных силами, враждебными Православию, а также по причине развернутой ими широкомасштабной информационной войны против Церкви призвать всех ее верных чад к твердому стоянию в отеческой вере, внутреннему сосредоточению и духовной дисциплине, к единению во Христе Иисусе друг с другом и со Священноначалием, к готовности всечасно свидетельствовать перед миром об Истине Божией.

 

 

4. Всемерно развивать деятельность православных общественных организаций, искать новые формы консолидации и активизации общественности в деле защиты наших святынь, катехизаторско-просветительских трудов, социальной и молодежной работы, внутренней миссии в современном обществе.

 

5. Отметить особую значимость улучшения взаимодействия Церкви со средствами массовой информации, которое не должно ограничиваться простым сообщением в Интернете о тех или иных событиях, но предлагать широкой общественности содержательный интерактивный диалог. В связи с этим особое внимание надлежит уделить качественному изменению монастырских интернет-сайтов, зачастую нуждающихся в существенном обновлении и обогащении их контента, адресованного нашим современникам, в том числе паломникам и богомольцам.

 

6. Отцов настоятелей, наместников и матушек настоятельниц призвать к осуществлению надлежащего контроля за печатной продукцией, распространяемой в храмах и книжных лавках. Вся распространяемая продукция должна иметь гриф Издательского совета или Синодального информационного отдела.

 

 

7. Обратить сугубое внимание клириков на то, что их присутствие в информационном пространстве, в том числе в теле- и радиопередачах, в печатных СМИ и в Интернете не является только их частным делом: оно налагает на них исключительную ответственность. Деятельность священнослужителей в данной сфере должна быть ничем иным, как свидетельством о Христе, о нашей вере и о соборной позиции Церкви, в лоне которой они служат.

 

 

8. Считать полезным привлечение к процессу богословского образования монашествующих профессорско-преподавательского состава близлежащих духовных школ.

 

9. С удовлетворением отметить успехи в реализации «Программы-200» по возведению новых храмов. Вместе с тем подчеркнуть, что Финансово-хозяйственному управлению необходимо внести предложения по оптимизации расходов на строительство храмов, равно как и продолжить поиски по изысканию недостающих финансовых средств. ФХОЗУ совместно с Юридической службой следует в ближайшее время согласовать с городскими властями вопросы по юридическому закреплению участков земли под строительство новых храмов. Председателю ФХОЗУ, Преосвященным, управляющим викариатствами, и настоятелям строящихся храмов особое внимание надлежит уделять развитию диалога и разъяснительной работы с населением о целях и задачах «Программы-200».

 

10. Епархиальному совету поручается представить Святейшему Патриарху предложения по практике служения сотрудников Синодальных учреждений в священном сане в храмах г. Москвы.

 

11. Совету также необходимо разработать методичку в помощь приходу на случай возможных кощунственных действий и актов вандализма со стороны злоумышленников.

 

12. Признать полезным проведение в рамках викариатств регулярных совещаний пастырей по актуальным текущим вопросам приходской жизни. Преосвященным, управляющим викариатствами, надлежит всемерно содействовать этому начинанию.

 

13. Комиссии Епархиального совета по благотворительности и социальному служению поручается продолжить работу по заключению договоров между каноническими подразделениями Московской городской епархии и медицинскими учреждениями г. Москвы. Преосвященным, управляющим викариатствами, изучить вопрос о возможности создания в подведомственных округах Центров помощи семье. Свои предложения направить в Епархиальный совет, который должен рассмотреть сделанные предложения, систематизировать их и направить на утверждение Святейшему Патриарху.

 

14. Отметить эффективность работы православных волонтеров, откликнувшихся на призыв Его Святейшества о помощи пострадавшим от наводнения в г. Крымске. Использовать накопленный практический опыт в развитии социальной работы по данному направлению.

 

15. Констатировать успешное развитие церковных молодежных программ: волонтерских, культурно-массовых, спортивных, досуговых. Признать актуальным создание Добровольной всероссийской ассоциации православной молодежи.

 

16. Выразить надежду, что существовавшая в столице до недавнего времени практика финансирования православных школ из средств городского бюджета в пониженном объеме по сравнению с иными государственными и негосударственными образовательными учреждениями будет изменена в ближайшее время.

 

17. Отметить исключительное значение для Москвы как мегаполиса миссионерской деятельности Церкви. Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы надлежит заняться подготовкой и организацией Первого епархиального миссионерского съезда Московской городской епархии.

 

18. Преосвященным, управляющим викариатствами, проработать вопрос об организации на базе духовных семинарий г. Москвы, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Российского православного университета курсов подготовки педагогов общеобразовательных школ для преподавания предмета «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

 

 

19. Преосвященным викариям, отцам благочинным, настоятелям, наместникам, клирикам, матушкам настоятельницам, приходским работникам, всем труждающимся в домах Божиих приложить максимум усилий для исполнения благословений, указаний и поручений, данных Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в ходе настоящего собрания.

 

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Share this post


Link to post

Предстоятель Русской Церкви призвал духовенство к «мудрому самоограничению» в вопросе выбора личного автомобиля

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам Епархиального собрания г. Москвы, констатировал, что в «современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу», сообщает Патриархия.ru.

96131.p.jpg?0.8540652736489332

«То, что сегодня происходит в медийном пространстве в отношении Церкви, можно квалифицировать как информационную войну, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — А потому мы как члены Церкви призваны быть примером и для неверующих, и для маловерующих».

 

Указав, что «инциденты, связанные с нарушением правил уличного движения клириками, явились поводом для агрессивных антицерковных комментариев», Святейший Владыка напомнил, что государство ужесточает меры воздействия на тех, кто управляет транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения любой степени, даже самой незначительной. В связи с этим Предстоятель призвал «позаботиться о том, чтобы диакон или священнослужитель, который потребляет Святые Дары, ни в коем случае садился за руль», а имел возможность «спокойно вернуться домой при поддержке прихода».

 

Обращаясь к священнослужителям, Святейший Патриарх Кирилл сделал акцент на необходимости «мудрого самоограничения» в вопросе выбора личного автомобиля.«Сегодня уровень производства автомобилей таков, что разница в комфорте между престижными и менее престижными моделями — минимальная, — сказал Святейший Владыка. — Так давайте подумаем о том, чтобы использовать такие транспортные средства, которые не могли бы стать поводом для дискредитации духовенства».

 

Святейший Патриарх уточнил, что передвигается на автомобилях, предоставленных государством. «Эти автомобили отвечают соответствующим требованиям безопасности, и я как охраняемое лицо не могу использовать другие машины», — пояснил Предстоятель.«Я не призываю вас к сугубому аскетизму — я призываю вас к умеренности и к разумному подходу, — заключил, обращаясь к духовенству, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Share this post


Link to post

Святейший Патриарх Кирилл: Внутрицерковные разделения, распри и вражда – свидетельство младенчества в вере

 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще раз напомнил пастырям об особой миссии Церкви в современной информационной среде. «Присутствие Церкви в информационной среде, в том числе в Интернете, дает многим людям возможность сделать первые шаги по пути спасения», — отметил Патриарх Кирилл сегодня в своем докладе на Епархиальном собрании города Москвы. В качестве примера Предстоятель привел кампанию по оказанию помощи и сбору средств людям, пострадавшим от наводнения в Крымске, которая была развернута в Интернете.

 

Вместе с тем, Патриарх Кирилл напомнил: «В современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу. Любой недостойный поступок человека, связанного с Церковью, вызывает шквал негативных публикаций. Несомненно, что ряд СМИ прибегает к использованию недостоверной, заведомо ложной информации, практикует технику информационных вбросов».

96125.p.jpg?0.49001150395740084

Святейший Патриарх призвал пастырей активно развивать приходские интернет-ресурсы и общаться с молодежью в социальных сетях. «Неразумно ждать, пока современная молодежь посетит храм, когда нам будет удобно их принять», — отметил Предстоятель. Но общение с паствой в социальных сетях, сколь бы интересным и полезным оно ни было, не может заменить общения личного. «Наша задача заключается в том, чтобы, свидетельствуя о Христе всеми доступными нам способами, помогать людям найти Бога, прийти в храм, обрести духовную опору и осознать ценность личного общения с братьями и сестрами о Господе», — особо подчеркнул Святейший Патриарх.

 

«Церковь учит людей праведной жизни, и мы, ее члены, призваны быть примером для неверующих и маловерующих не только в словах, но и делах. Тогда мы выиграем любую информационную войну, не вступая в нее», — заявил Предстоятель, напомнив, что сказанное не освобождает священников от необходимости изучения и понимания современной медийной ситуации. «Церковь обязана отвечать на вызовы времени, и священнослужители должны иметь представление об основных тенденциях развития информационной среды», — сказал Патриарх Кирилл.

 

В связи с этим, по мысли Предстоятеля, особые информационно-просветительские и миссионерские задачи возлагаются на церковные средства массовой информации.

 

«С появлением масс-культуры черты массовости приобрели многие стороны культурной жизни. Массовым стало и публичное слово, ценность и влиятельность которого сегодня не всегда зависит от интеллектуальных дарований говорящего. Теперь трибуна зачастую принадлежит не тем, кто умнее, опытнее или компетентнее, а тому, кто хочет самоутвердиться и доказать другим свое превосходство. Современные СМИ, особенно Интернет, с одной стороны, каждому подарили право свободно высказываться, но, с другой стороны, они же стали и своеобразной ярмаркой тщеславия, шумным базаром, на котором побеждает тот, кто кричит громче», — сказал Патриарх Кирилл.

 

«Ради повышения рейтингов читаемости некоторые медиаресурсы не только могут воспользоваться некачественной, недостоверной и непроверенной информацией, но и нередко не стесняются прибегать к откровенной, прямой лжи, чтобы „жареными“ новостями привлечь внимание людей», — отметил Предстоятель. «Священники, посещающие теле- и радиопрограммы, рассматриваются как участники склок на потеху публике. К сожалению, некоторые из нас вольно или невольно становятся жертвами подобного формата общения. Это позорит достоинство священнослужителя, призвание которого быть не самым крикливым участником спора, но свидетелем Истины. Победить человека в споре — „пиррова победа“ для пастыря, если это вызывает ожесточение и ненависть оппонента. Если клирик не способен сохранять пастырское достоинство в дискуссии, лучше вообще в нее не ввязываться», — сказал Патриарх Кирилл.

 

«Естественное для Церкви разномыслие, о котором говорил апостол Павел (см. 1 Кор. 11, 19), отражаясь в информационной среде, подчас принимает абсурдные формы. Многообразие мнений вполне проявилось в оценках многих событий минувшего года. В виртуальном пространстве формируются группы церковных либералов и консерваторов, которые ищут не Истину, не правду Божию, а способ как больнее уколоть, острее уязвить друг друга. Это весьма печальная тенденция. Внутрицерковные разделения, распри и вражда — свидетельство младенчества в вере, ребячества, которое подчас принимает хулиганские формы. Но если для медийного формата общения подобные явления вполне естественны, поскольку соответствуют современным представлениям о свободомыслии, то для нашей многовековой церковной традиции все это глубоко чуждо, как чуждо и противно это самому духу Евангельского учения», — особо подчеркнул Патриарх Кирилл.

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...