Jump to content
Sign in to follow this  
sasha

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Неотложный шаг культурной политики — увеличение количества часов литературы в школе

Recommended Posts

Архимандрит Тихон (Шевкунов): Неотложный шаг культурной политики — увеличение количества часов литературы в школе

 

2 октября 2013 года Президент России В.В. Путин провел заседание Совета по культуре и искусству, посвященное роли культурной политики государства в укреплении единства страны, значению отечественной культуры в укреплении российской идентичности.

К собравшимся обратился член Совета, наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря, секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов):

1sovet-kult.jpg

«Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемое собрание!

 

В Вашем докладе, Владимир Владимирович, сегодня сказано самое главное: в стране будет разработана концепция государственной политики в области культуры, и эта концепция будет органично связана с образованием и воспитанием. Решение, о котором объявлено сегодня, — это переход к практическому решению вопросов, о которых мы так долго говорили.

Такая концепция призвана решить немало задач. В первую очередь она поможет, наконец, хотя бы отчасти выйти из затянувшегося состояния идеологической аморфности, станет платформой, на базе которой можно будет избежать бесконечного шараханья из стороны в сторону в вопросе поддержки тех или иных творческих проектов, позволит сосредоточивать средства и силы на важнейших выбранных направлениях. Концепция создаст здесь разумную определенность.

 

Вот уже несколько лет идет работа над законом о культуре. Но то, что мы видим, пока представляет собой документ чисто технический. Концепция государственной политики в области культуры даст направление и смысл этому закону, станет его идеологическим базовым документом.

 

Одна из главных задач при создании концепции — определение приоритетов. Этот вопрос чреват бесконечными и непродуктивными спорами. Но есть путь, держась которого, мы можем твердо надеяться, что не ошибемся. Это приоритет базовой для нас и неоспоримой русской и мировой классической культуры. В истории нашей страны не раз бывали этапы, когда возникали проблемы с преемственностью культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей — ничего нового в этом нет. Главное вовремя заметить и осознать болезнь и принять правильные меры к исправлению ситуации.

 

В послереволюционный период стремительное разложение всех элементов общей культуры было предотвращено возрождением ряда важнейших составляющих традиционной в России системы классического образования, включением огромных возможностей государственной машины для приобщения народа к русской и мировой классической культуре. Результатом этого в целом удачного решения, к примеру, стала система советского гуманитарного образования в школах и вузах. Именно эта система приобщения к классической отечественной и мировой культуре, а также система воспитания, во многом основанная на исторически сложившихся в России духовно-нравственных национальных идеалах, несмотря на все давление тоталитарной идеологии, во многом сформировала мировоззрение, наверное, всех сидящих в этом зале.

 

Некоторые реформы образования иногда приводили у нас к духовной примитивизации личности. Так, в середине XIX века, как раз в период воодушевления разного рода реформами, решительно изменили и систему образования. В частности, как и сегодня, было сокращено количество часов по литературе и истории, и вместо них сделали прагматический упор на естественные науки и законоведение. В результате, когда через 10 лет в учебные заведения были направлены комиссии, выяснилось, что выпускники гимназий почти поголовно не имеют совершенно никакого представления о лучших произведениях отечественной литературы, а такие имена, как Гомер, Шекспир и Гёте, им ничего не говорят. Реформой министра народного просвещения Головина в 1864 году ситуация была решительно и вовремя исправлена.

 

Представляется, что важнейшим неотложным практическим шагом сегодня должно стать возвращение на должное место великой русской литературы в школах, вузах и в целом в духовном пространстве России. В первую очередь речь идет об увеличении количества часов по русской и мировой литературе в школах. Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу.

 

Для нашей страны приобщение к великой русской литературе и к культуре в целом — это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений. Здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры.

 

И эти вопросы, и важнейшие вопросы воспитания, и разработка системы посещения всеми детьми страны в период школьного обучения основных памятных мест, связанных с историей культуры России, и, наконец, долгожданное стимулирование СМИ, телевидения, интернета, кинематографа к ответственному, гражданскому и этическому служению — все это возможно, если будет создана и утверждена концепция государственной политики в области культуры, образования и воспитания, отражающая наши основополагающие духовные, нравственные и культурные ценности, историческую преемственность и социальные цели.

 

И последнее. Чтобы работа по созданию такой концепции была продуктивной, необходимо просить, чтобы этот проект возглавлялся не менее статусным чиновником, чем, к примеру, проект по созданию единого учебника истории в российском историческом обществе.

 

Спасибо».

Share this post


Link to post

Как хочется, как желается изменений в школьной политике и живого внедрения основ православной культуры. На практике вот,что получается:основы православной культуры вроде бы как преподаются, а вроде бы и нет. Этот факультатив(так называют в школе), зачастую ведет классный руководитель класса...В большинстве случаев-это не верующий человек, информация, преподаваемая им сухая, скучная, не "живая". Нудно самому учителю "это" рассказывать, а тем более детям- это слушать. Итог- нет интереса, все что связано с православием скучно, безжизненно, одним словом-Не интересно.Повезет тому, у кого преподаватель-верующий человек и сумеет достучаться до детских сердец. Уж кто-кто, а дети быстро отличают искренность от фальши. Хотели мы батюшку позвать в свою школу, так он говорит, что надо благословение у Владыки брать, там свои тонкости,своя жизнь...Вот и остаются дети без основ- и православных, и жизненных....Жалко их ,маленьких, время уходит, а когда большие станут,захотят ли слушать.....

Share this post


Link to post

...я просто промолчу.

Нам достались российские учебники.Дети их берут когда нужно скрасить досуг!!представляете уровень местного материала...за 5 классов 2 раза стихи учили..А взрослые стихи рифмы не содержат-так их учат!!

..если сам лично не возьмёшься никто и не обьяснит детям..

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...