Перейти к публикации
OptinaRU

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу Russia Today

Рекомендованные сообщения

Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу Russia Today



Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в страны Латинской Америки дал эксклюзивное интервью Эду Шульцу, ведущему программы «Новости с Эдом Шульцем» на телеканале Russia Today.

 

— На днях, как известно, состоялась историческая встреча (с Папой Римским Франциском — RT). Каким образом христиане всего мира должны воспринимать это событие? Означает ли оно, что для христианства открывается новая эра?

 

— Я бы хотел сказать о том, что встреча, конечно, имеет большое значение. Речь идет о попытке на самом высоком уровне выработать общее понимание того, где мы и куда мы идем. Во-первых, как христианская семья и, во-вторых, как человеческая цивилизация.

 

— Почему в качестве места встречи была выбрана именно Куба?

 

— Для Кубы, конечно, проведение такой встречи имеет большое значение. Но и для нас Куба была очень правильным местом. Потому что, с одной стороны, это страна католической традиции, но реально это страна секулярная, с коммунистической идеологией. И Россия, традиционно, — страна православная, но мы все вышли из того же самого идеологического и политического контекста. Поэтому для меня, как для человека, родившегося в Советском Союзе, Куба — это что-то очень понятное.

 

 

И еще один момент, который был, может быть, решающим в выборе этого места. Куба дает возможность посмотреть на наши исторические разделения и конфликты, которые были в европейском контексте, как бы со стороны. Избирая Кубу местом встречи, мы как бы хотели сказать: да, мы знаем наше тяжелое прошлое, но оно там, в стороне. А наша главная задача — вместе посмотреть в будущее. Вот поэтому избрали Кубу.

 

— В России сейчас наблюдается возрождение христианства, и многие американцы, кстати говоря, об этом даже не подозревают. Как Вы объясняете этот интерес людей к вере?

 

— То, что произошло в России в девяностые и двухтысячные годы, и то, что сейчас происходит с точки зрения возрождения веры, я описываю одним словом — чудо. Потому что после десятилетий господства атеистического режима началось действительно возрождение веры, религиозной веры людей. И это возрождение охватило разные слои общества: и простых людей, и образованных, интеллигенцию и бизнес, и политический уровень — все они имеют сегодня какое-то соприкосновение с Церковью, и мы видим, как люди очень часто мотивируют свое поведение христианскими убеждениями. Поэтому мы отметили в совместной декларации с Папой Франциском тот факт, что в Восточной Европе действительно произошли поразительные изменения за это время, и, может быть, все эти изменения и подготовили ту встречу, которая здесь состоялась. Потому что сейчас Русская Церковь, так же как и Католическая Церковь, способны иметь глобальное видение происходящего и обсуждать проблемы совместно — те проблемы, которые стоят перед христианами и перед всем человеческим родом.

 

— Все мы знаем, что сейчас происходит на Ближнем Востоке и в Северной Африке — как живущие там христиане подвергаются гонениям и даже уничтожению. И вчера Вы вместе с Папой призывали христиан во всем мире обратить внимание на происходящее. Что сейчас требуется предпринять, чтобы остановить эту катастрофу? Не кажется ли Вам, что это просто нравственный долг человечества — положить конец этим гонениям, этой кампании по уничтожению христиан?

 

— То, что происходит на Ближнем Востоке, — это трагедия. Христианство возникло там, на Ближнем Востоке. И сегодня, в результате военных действий и в результате действий террористов, мы видим драматическое сокращение христианского населения. И речь идет, конечно, о том, чтобы совместными усилиями как церквей, так и всех людей, которые способны сделать что-то положительное, остановить этот процесс. Нам нужно сохранить христианское присутствие на Ближнем Востоке, в Северной Африке. Но нам нужно сделать что-то большее. Я глубоко убежден в том, что нам нужно совместными усилиями предотвратить дехристианизацию современного общества, потому что под натиском секуляризма, который в некоторых странах становится просто агрессивным, христиане вытесняются из общественного пространства. И, в каком-то смысле, мы сегодня можем говорить о том, что в очень многих развитых странах христиане чувствуют себя некомфортно. Есть определенное давление на христиан, особенно направленное на то, чтобы ограничить проявление религиозности в общественном пространстве. Вот все это свидетельствует о том, что существуют какие-то очень опасные кризисные явления, связанные с христианской реальностью, с христианским присутствием. И, думаю, что в правильное время мы встретились с Папой Франциском, для того чтобы глубоко и подробно обсудить эту проблему и выйти на совместные размышления, заявления, которые сделаны в декларации.

 

— Не кажется ли вам, что на сверхдержавах в данной ситуации лежит особая ответственность, что они обязаны вмешаться и защитить христиан? Разумеется, решение споров военным путем не вполне отвечает нормам христианской этики, но все-таки — каким образом должны осуществляться эти усилия? Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять?

 

— То положение, которое сейчас сложилось вокруг христианской общины на Ближнем Востоке, конечно, требует совместных усилий всех тех, кто готов защитить христиан. И совершенно очевидно, что с терроризмом невозможно разговаривать только на уровне диалога и словесных увещеваний — нужно употреблять силу. Потому что именно террористы разрушают христианские поселения, выгоняют людей с места своего проживания, разрушают храмы, монастыри, уничтожают святыни и исторические ценности. И поскольку они действуют насильственно, то ответ на эти действия всех тех, кто заинтересован в сохранении не только христианского присутствия, а вообще мира в этих местах, должен быть тоже с использованием силы. Вот почему сейчас очень важно, чтобы усилия России, Соединенных Штатов, других западноевропейских стран и некоторых арабских стран работали на достижение одной конкретной цели: прекращение войны, ликвидация терроризма и, конечно, обеспечение свободного волеизъявления людей будь то в Сирии, в Ираке, с тем, чтобы страны эти могли жить мирно, спокойно; и чтобы все религиозные группы, будь то христианские или мусульманские, могли мирно сосуществовать. И тогда это будет залог общего мира на Ближнем Востоке.

 

— Как должен решаться вопрос иммиграции с точки зрения христианства? Что должны делать страны, которые сталкиваются с этой проблемой?

 

— С гуманитарной точки зрения, с общечеловеческой точки зрения, ну и, конечно, с христианской точки зрения, нужно помогать тем людям, которые страдают. Но помощь может быть разной. Можно просто вынуть деньги из кармана и дать. Как известно, можно дать голодному человеку рыбу, а можно дать удочку, на которую он эту рыбу поймает. То есть, речь идет не только о том, чтобы оказывать помощь, поддержку, но и о том, чтобы в первую очередь ликвидировать причину, которая привела к огромному наплыву беженцев в европейские страны. А причина эта кроется, конечно, в дестабилизации политического положения на Ближнем Востоке. Поэтому все усилия сейчас должны быть направлены на то, чтобы как можно быстрее ликвидировать конфликты, которые существуют. И еще раз хочу сказать, что для этого должна быть согласованная работа всех, кто в этом заинтересован. В первую очередь Соединенных Штатов, России, Европейского союза и арабских стран. У нас не может быть нескольких коалиций, которые как бы преследуют одну цель, но на самом деле непонятно, кто какую цель преследует. Нужно, чтобы все вместе ясно поставили себе общую цель и достигали этой цели. Вот если так все удастся сделать и если страны, которые сегодня обеспокоены распространением терроризма, сумеют дать этому терроризму общий ответ, то это, несомненно, приведет к стабилизации положения на Ближнем Востоке, к прекращению потока беженцев. И я уверен, что очень многие беженцы вернутся из Европы. Вот только единственный путь, который сейчас, как мне кажется, является реалистичным.

 

— С точки зрения американцев, сейчас отношения между Россией и США крайне напряженные. Как Вы думаете, может ли объединение христиан Православной Церкви и Католической Церкви привести к тому, что наши страны осознают, что их отказ прийти к согласию по ключевым вопросам может обойтись всем нам очень дорого?

 

— Нужно сделать все для того, чтобы радикально изменить отношения между Россией и Соединенными Штатами к лучшему. Нужно ясно понять, что существуют две такие мощные страны, которые друг друга могут уничтожить, которые мир могут уничтожить своим военным потенциалом. Ни в коем случае нельзя допустить большой войны, и это была тема нашего разговора с Папой Франциском. И, может быть, Бог так сделал, что мы встретились в тот самый момент, когда так сгущаются тучи над Сирией и когда возникает угроза возможного столкновения государств, обладающих огромным разрушительным потенциалом. Нужно сделать все для того, чтобы не допустить войны. Вот это сейчас первая задача — она стоит перед американцами, перед россиянами. Она стоит перед очень многими людьми, которые способны трезво смотреть на то, что происходит. Ну, а что касается американо-российских отношений, я вспоминаю трудные годы холодной войны, когда тоже мир был близок от горячей войны, но христиане Соединенных Штатов и Советского Союза находили возможность встречаться и работать вместе для лучшего будущего. У нас были очень интенсивные отношения с христианской общиной США. Были обмены делегациями, совместные конференции. Мы вырабатывали общий подход, христианский подход к тем проблемам, которые разделяли Советский Союз и Соединенные Штаты. Почему мы не можем сегодня это делать? Почему мы так стали далеки друг от друга? Ведь большинство жителей Соединенных Штатов являются христианами, они исповедуют те же самые ценности, они принадлежат к единой христианской семье. Ведь мы должны один этот только факт и это обстоятельство использовать для того, чтобы строить мосты, а не расширять пропасть, которая существует. И тогда эта общественная поддержка, идущая снизу — от простых людей, от представителей религиозных организаций, от церквей, — поможет формировать такой климат в наших странах, который будет благоприятно влиять и на тех, от кого зависит определение внешней политики наших стран.

 

— Что нужно сделать, чтобы обуздать терроризм и положить ему конец? Ведь сейчас человечество столкнулось с терроризмом совершенно иного уровня — это терроризм с использованием современных технологий. Складывается впечатление, что этот терроризм невозможно победить военными силами. Как нам победить этот терроризм?

 

— Нужно понимать причины, которые побуждают честных людей становиться террористами. Я постоянно задумываюсь о том, что, конечно, есть террористические лидеры, которые ставят перед собой политические цели и считают, что эти политические цели проще всего достичь путем терроризма: взрывать честных и ни в чем не повинных людей, создавать панику, разрушать стабильность. Это, конечно, то, что называется тактикой или стратегией терроризма. Но ведь взрывают честных людей простые люди, которых вербуют для террористических действий. И вот возникает вопрос: а как можно завербовать человека, часто честного человека, и превратить его в террориста? Я специально занимался этим вопросом и убедился в том, что людей вербуют, используя очень благородные идеи. Чтобы заставить человека пойти на смерть, причиняя смерть другим, нужно очень сильно его вдохновить, очень сильно его мотивировать. И какая же мотивация? А мотивация вот какая, в двух словах: «Мир погружается во зло. Современная западная цивилизация — это зло. Там изгоняют Бога, мир превращается в безбожный сатанинский мир. И только ты своим подвигом можешь внести лепту в то, чтобы победить это зло. Это твой религиозный долг. Ты борешься с темной силой, ты с дьяволом борешься. Ты на стороне Бога и света». Вот именно так некоторые исламские проповедники после пятничной молитвы обращаются к своим верующим. У человека, может быть, и мысли не было о том, чтобы взять бомбу, оружие и идти убивать. Но он вдохновляется такими словами и считает себя борцом за Божию правду с этим ужасным миром, который может уничтожить и ислам.

 

Так вот, для того чтобы нам победить терроризм, нам всем нужно стать другими. Терроризм — это, в первую очередь, философский вызов. Мы должны осознать, что происходит с людьми, которые берут в руки оружие, чтобы бороться за Бога. Глубоко убежден в том, что развитие человеческой цивилизации, которое, к сожалению, сегодня включает в себя отказ от Бога — от божественного, нравственного закона — является силой, провоцирующей появление терроризма. Нам очень важно добиваться общего глобального нравственного консенсуса. На основании чего люди могут жить вместе? На основании неких общих ценностей. Как можно добиться общих ценностей, когда существуют различные политические партии, различные философские системы, различные религиозные системы? Как можно добиться некоего консенсуса в глобальном масштабе? Только одним способом — нужно в качестве основы для такого консенсуса использовать нравственное чувство человека. А нравственное чувство, нравственная природа Богом заложена в человеческую душу. И что для Вас, американца, что для меня, русского, — одни и те же нравственные понятия. Если мы приедем в Папуа — Новую Гвинею, мы увидим, что и там в глубине человеческой души — те же самые нравственные понятия.

 

Нам нужно не бороться с этим нравственным чувством — в том числе, кстати, вводя законы, направленные на разрушение традиционной нравственности, — а нам нужно договориться об этих общих нравственных ценностях и на основании этого консенсуса строить общую глобальную цивилизацию. В такой цивилизации не будет места для терроризма, а если кто-то и будет пытаться использовать людей, для того чтобы причинять зло другим, то сделать это будет очень тяжело, потому что эти призывы пойдут против общего понимания добра и зла. Мы все вместе должны попытаться построить новую цивилизацию, глобальную, на основе общего нравственного консенсуса. Я верю, что это возможно.

 

И в этом смысле моя встреча с Папой Франциском была очень важной. Две самых больших Церкви в мире в лице своих Предстоятелей встретились, чтобы сверить часы, чтобы поговорить об одних и тех же проблемах — каждый со своей точки зрения. И мы убедились, что можно достигать общего ответа и — может быть, я удивлю Вас — с легкостью достигать. Потому что у двух собеседников был общий нравственный консенсус — вера в Господа Иисуса Христа, в Его заповеди, в Его законы. Но ведь эти же заповеди и законы присутствуют и в мусульманском мире, и даже в светском гуманизме, — по крайней мере, на каком-то этапе развития светского гуманизма так было. Даже если мы возьмем Всеобщую декларацию прав человека, — там содержится ссылка на нравственность как на то, что может ограничивать человеческие права. Сегодня никакой ссылки на нравственность с точки зрения ограничения человеческой свободы не существует. Мы, к сожалению, всё дальше и дальше отходим от того, что нас всегда соединяло на самом глубоком онтологическом уровне. Я думаю, что если это разделение и дальше так пойдет, то у человечества очень плохая перспектива. Мы не можем жить на одном небольшом земном шаре, раздираемые глубинными противоречиями на онтологическом ценностном уровне. Полагаю, что моя встреча с понтификом внесла свой скромный вклад в формирование этого будущего нравственного консенсуса для всех людей.

 

— Папа Римский Франциск уже выступал перед Конгрессом США. Вы бы не хотели тоже выступить перед Конгрессом?

 

— Я готов обращаться к людям в любых аудиториях. У меня бывало так, что мне приходилось выступать в парламентах, перед правительствами, перед простыми людьми каждое воскресенье. Я открыт к такому общению и считаю, что, в принципе, было бы неплохо, если бы такая возможность открылась.

 

— Как Вы думаете, у Вас будут новые встречи с Папой Франциском?

 

— Я не исключаю этого. Это, конечно, возможно. Мы не договаривались ни о каких встречах, но поскольку первая встреча произошла, то может быть и вторая, и третья.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: sasha
      Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя Николая Чудотворца.

      Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
       
      Милостью Всещедрого Бога и Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, нашей Церкви дарована неизреченная радость: в пределы Отечества приносится часть мощей великого святого, почитающегося по всему миру, ― святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
       
      Сей дивный угодник Божий был погребен на месте своего упокоения в том самом граде, где подвизался в Винограднике Христовом на протяжении многих лет. Во времена, когда земли православной Византии подпали под власть иноверных завоевателей, возникла реальная опасность осквернения святыни, и промыслом Божиим мощи святителя были перенесены на территорию современной Италии в г. Бари и положены в местном соборе.
       
      На протяжении почти тысячи лет сюда стремились попасть многочисленные паломники из самых разных стран и частей света, дабы приобщиться благодати, источаемой от мощей всемирно почитаемого угодника Христова. Особым почитанием святитель Николай пользовался на пространстве исторической Руси. Ему посвящено множество храмов. Несчетное количество православных христиан были наречены в его честь во святом крещении и монашеском постриге.
       
      Все это свидетельствует о том, сколь усердным предстателем и скорым заступником был и остается Мирликийский чудотворец для притекающих к нему с молитвой в многоразличных нуждах и обстояниях. Святитель Николай почитается нашим народом как верный помощник в самых скорбных и безвыходных ситуациях, как покровитель стремящихся жить чисто и целомудренно, как защитник твердо хранящих правую веру и апостольское предание, завещанное нам от отцов, трудившихся на ниве Господней прежде нас.

      Памятование об этих благодеяниях святителя Николая побуждает тысячи людей предпринимать путешествия к его мощам, дабы почтить память святого и вознести теплые и усердные молитвы тому, кого Православная Церковь именует правилом веры и образом кротости. Однако далеко не у каждого нашего соотечественника имеется возможность осуществить таковое паломничество, поэтому в Россию приносится значительная часть мироточивых мощей святителя.
       
      С 21 мая по 12 июля святыня будет находиться в Москве, а с 13 по 28 июля ― в Санкт-Петербурге. Это поистине уникальное событие за все 930 лет пребывания честных останков в Бари.
       
      Поклоняясь чудотворным и многоцелебным мощам сего великого угодника Господня, необходимо помнить о том, что мы призваны быть подражателями добродетелей Мирликийского святителя, и помощь, ниспосылаемая нам по его ходатайству, будет тем очевиднее и щедрее, чем более мы будем уподобляться ему в любви ко Христу и всем людям.
       
      Дай Бог, чтобы это важное событие в истории нашего Отечества и всего русского Православия послужило духовной пользе архипастырей, клириков, монашествующих и всех верных чад Русской Православной Церкви, дабы предстательством таинника благодати Христовой исполнились на нас слова молитвы: «Да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога и покланяемаго, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
       
      +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
       
    • Автор: sasha
      Святейший Патриарх Кирилл обратился к главам государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю ВСЦ в связи с планируемым принятием Верховной Радой Украины антицерковных законов

      18 мая 2017 года в Верховной Раде Украины запланировано вынесение на голосование законопроектов № 4128 и № 4511.
       
      Законопроект № 4128 «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно смены религиозными организациями подчиненности)» предлагает ввести в религиозное законодательство расплывчатое понятие «принадлежности лица к религиозной общине» на основании некоей «самоидентификации». Лиц, «принадлежащих к религиозной общине», кто бы на это звание ни претендовал, предлагается наделить правом изменения устава общины путем голосования простым большинством. Фактически законопроект предлагает легализовать практику фиктивных «референдумов» с участием всех жителей населенного пункта (а возможно, и приезжих), претендующих на принадлежность к данной религиозной общине.

      Законопроект № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховною радой страной-агрессором» предлагает навязать всем общинам, канонические центры которых находятся в России (то есть, в первую очередь, общинам Украинской Православной Церкви), некий «особый статус», связанный с существенным поражением в правах. Помимо принудительной перерегистрации всех общин Украинской Православной Церкви, что неминуемо спровоцирует новые захваты храмов и столкновения между верующими различных конфессий, законопроект предоставит правительственным органам светского государства широчайшие полномочия в сфере контроля внутренней жизни религиозных общин: утверждать назначение руководящих кадров общин, разрешать или не разрешать визиты иностранных религиозных деятелей, а также принудительно ликвидировать религиозные общины по широкому кругу оснований.
       
      Законопроекты вступают в противоречие с Конституцией Украины и действующими законодательными нормами. Против их принятия высказались Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины, Комитет Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека В.В. Лутковская. Наконец, с острой критикой законопроектов выступили несколько украинских конфессий, включая римо-католиков, лютеран, иудеев.
       
      В связи с готовящимся принятием данных законопроектов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланиями к Президенту Украины П.А. Порошенко и участникам «Нормандской четверки»: Президенту России В.В. Путину, Федеральному канцлеру Германии А. Меркель, Президенту Франции Э. Макрону. Обращение Предстоятеля Русской Православной Церкви направлено также Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю Организации объединенных наций А. Гутерришу и генеральному секретарю Всемирного совета церквей О. Фюксе Твейту.
       
      В посланиях отмечается, что в случае принятия данных проектов будет узаконена неслыханная для современной Европы дискриминационная правовая практика в отношении большинства православного населения Украины. Столь ограничительное религиозное законодательство не действовало на Украине даже в период коммунистического режима, а на остальной территории Европы нечто подобное существовало разве лишь во времена нацистского правления в Германии.
       
      Украинская Православная Церковь — это крупнейшая конфессия страны, присутствующая во всех ее регионах и обладающая колоссальным миротворческим потенциалом, констатирует Святейший Патриарх. Попытки втянуть ее в политическое противостояние недопустимы и могут привести к необратимым последствиям. Как отмечается в посланиях, принятие законопроектов № 4128 и № 4511 «поставит под угрозу конституционные права миллионов украинских верующих, способно вызвать волну насилия и новых захватов храмов, обострить гражданский конфликт на Украине, переведя его в религиозную плоскость». Это, по мнению Святейшего Владыки, способно еще более осложнить реализацию Минских соглашений.
       
      «По имеющимся данным, за 2014-2016 год на территории Украины праворадикальными элементами было насильственно захвачено более 40 храмов Украинской Православной Церкви, — напоминает Его Святейшество. — Формальной основой для таких захватов служит так называемый "референдум" жителей села, принимающих решение о "переходе" общины. Мнение действительных учредителей и членов общины как юридического лица в таких случаях не учитывается».
       
      Святейший Патриарх Кирилл обратился к руководителям государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Православных Церквей, Главе Римско-Католической Церкви, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю Всемирного совета церквей с призывом приложить все усилия к тому, чтобы воспрепятствовать принятию дискриминационных законопроектов № 4128 и № 4511, которое «грозит стать вопиющим примером попрания прав человека на свободу религиозного исповедания».
       
      Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
    • Автор: OptinaRU
      Слово на заседании Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года

      4 апреля 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

      Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

      Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.
       
      Практически на каждом заседании мы рассматриваем вопросы образования; вот и сегодня ряд пунктов повестки дня будет связан с этой темой. Хотел бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями в качестве вступления к нашей дискуссии.

      До сих пор некоторые люди живут стереотипами советского времени, утверждая, что образование и просвещение находятся в конфликте с религией. Этот тезис получает сегодня новое звучание, новые акценты; его пытаются вписать в общественную повестку дня. Но ведь совершенно очевидно, что этот тезис ложный. Русская Православная Церковь считает, что результат работы образовательной системы — это всестороннее развитие человеческой личности. И ведь нас интересует не только количество часов школьной программы, посвященных религиозной культуре, как утверждают некоторые. Современный человек призван быть компетентным и в естественных, и в гуманитарных науках, и в вопросах религии, вне зависимости от своих религиозных взглядов. Пробелы в знаниях из любой области унижают достоинство человека, приводят его в состояние мракобесия. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, призван стремиться к знаниям об окружающем мире. А несведущий в религии человек может в наши дни стать жертвой вербовщиков экстремистского толка.
       
      Знания о религии невозможно исключать из картины мира точно так же, как невозможно исключить из нее знания о математике и физике. И Церковь встречает понимание в этом вопросе как со стороны государства, так и со стороны десятков тысяч родителей, которые выбирают модуль православной культуры для изучения в школе. Важным достижением является создание диссертационного совета по теологии. Первая в нашей стране диссертация по теологии будет представлена к защите 1 июня этого года, и я хотел бы сказать, что это очень значительное событие в российском образовании.

      В годовщину революции 1917 года как никогда важны исторические знания, позволяющие людям, особенно молодым, не наступать еще раз на грабли, на которые наступили наши отцы и деды, погубив страну. Ведь история хранит память об искренних революционерах, которые, выступая за справедливость, в результате были использованы силами зла и стали участниками массового братоубийства, потеряли человеческий облик и в большинстве своем сами сгинули в пучине беззаконий.
       
      Нельзя отрицать воспитательную функцию образования. Образование — это процесс межличностного общения, который немыслим без этических норм. Этико-нравственный компонент должен быть базовым в данном взаимодействии. Слишком долго у нас в сфере образования наблюдался полный идейный вакуум. Но хорошо известно, что свято место пусто не бывает. Идейная пустота привела к тому, что на школу стали смотреть как на место формального предоставления определенных образовательных, услуг, а не место всестороннего развития личности. Это издержки коммерциализации системы образования, которая не может быть сектором рынка, — просто потому что человек не производственный модуль, которого надо научить десятку функций, а затем вставить в механизм национальной экономики.

      Указанные проблемы актуализируют вопрос: какой должна быть ценностная среда в нашей школе? Как сделать ее пространством передачи нравственных максим, на которых веками зиждилась наша культура? Как должны сотрудничать Церковь, государство, общество для достижения этой цели?
       
      Мы подошли к тому, чтобы начать новый этап церковно-государственного взаимодействия в вопросах образования. Необходимо объединить все здоровые силы нашего общества, желающие всестороннего развития системы образования, в том числе с учетом его ценностного измерения. Поэтому неслучайно уже не один год вопросы образования остаются главной темой работы Высшего Церковного Совета. Мы продолжим уделять особое внимание к этой теме, и на сегодняшнем заседании также состоится дискуссия о системе образования, которую мы выстраиваем, в том числе, внутри Русской Православной Церкви. Благодарю вас за внимание.

      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
       
      ФОТО: Заседание Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года
    • Автор: OptinaRU
      Патриаршее слово в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице



      19 марта 2017 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного московского храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. 
      Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       
      Сегодня третье воскресенье Великого поста, Крестопоклонное, и в течение всей последующей недели наши мысли должны особым образом устремляться к Кресту Господню. Крест — это вселенная, это концентрация таких мощных смыслов, которые могут преобразовать личность человека и весь мир, ведь Крест — это не только орудие смерти, но по воле Божией также орудие спасения.

      Сегодня мы слышали евангельские слова, исполненные величайшего смысла. Они звучат очень просто: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Казалось бы, простая фраза, но как же трудно понять ее подлинный смысл! Человек может отвергнуть врага или даже недостойного родственника, но как можно отвергнуться себя? И что это за крест, который нужно взять? Стало быть, надо самого себя отвергнуть, поставить на некую периферию, а крест, то есть страдания, взять на себя и последовать за Христом? Так неужели нельзя следовать за Христом, если себя не отвергнешься и некие страдания не понесешь?

      Наверное, у многих людей, особенно современных, далеких от христианской традиции, может возникнуть неприятие этих слов. Мол, это не для меня, мне проще музыку включить, потанцевать, выпить, погулять, отдохнуть, позагорать, поплавать, на лыжах покататься или на мотоцикле — да мало ли удовольствий в этом мире. Почему же я должен все это отвергнуть? Так вот, чтобы понять смысл слов Спасителя, достаточно обратить внимание на то, что Господь не повелевает нам принять на себя все страдания, а только те, которые возлагаются на нас. Необходимо принять крест, то есть нечто уже данное тебе, — лишь согласиться с тем, чтобы принять эти страдания на себя. Эта фраза ключевая, ведь большинство наших страданий не являются крестом, — они результат нашей глупости, распущенности, слабости характера, разного рода злоупотреблений и того самого образа жизни, который для многих представляется вожделенным.

      Как правило, мы страдаем не от того, что на нас возлагает Господь, — мы сами на себя навлекаем страдания, употребляя алкоголь и наркотики, не сдерживая свое плотское начало, не контролируя поведение по Божиим заповедям. Это приводит к катастрофам в личной и семейной жизни. У нас не хватает времени и сил, чтобы достойно воспитывать своих детей, передавать им все доброе, что у нас есть, а по мере их взросления делиться также опытом собственных неудач, чтобы их от этих неудач оградить. Где уж нам за всем этим угнаться? Нам некогда...

      И вот нам посылаются кресты, причем страдаем мы будто не по своей вине. Как бы со стороны, извне приходят болезни, скорби, случаются аварии на дорогах, ведущие к гибели или инвалидности. Человек иногда оказывается буквально раздавлен тяжестью страдания, он не видит смысла в своем существовании — все померкло, жизнь закончилась. А Господь говорит: «Отвергнись себя, возьми крест — тот самый, который тебе посылается, — и следуй за Мной». И когда люди именно так воспринимают посланный им крест — не страдания, порождаемые нашей греховностью, а скорби, которые от нас не зависят, тот крест, который Господь возлагает на наши плечи, чтобы мы могли пойти за Ним, — вот тогда мы оказываемся сильнее этих страданий. Есть множество людей, которые победили страшные недуги и стали известны всему обществу. С них берут пример как с героев, потому что страдание, причиной которого они не были, не раздавило их, не выбросило на периферию, но, напротив, наполнило великой силой, которая по милости Божией помогла преодолеть тяжкий недуг и скорбные жизненные обстоятельства.

      Мы освятили этот храм в честь Иова, Патриарха Московского. Святитель, будучи насельником Старицкого монастыря на Тверской земле, в постриге принял имя Иова Многострадального — того самого, о котором нам повествует Ветхий Завет. Иов обладал огромным имуществом, у него была большая семья, много слуг и рабов, он был счастлив, но в одночасье потерял все. Однако Иов не похулил Бога, и даже на гноище, куда люди приходили, чтобы выкинуть нечистоты, он сохранил в душе ту силу, которую дал ему Бог. Как повествует слово Божие, Господь вернул Иову утраченное, и он сделался примером для всех народов на все времена.

      Наверное, неслучайно святитель получил имя в честь Иова Многострадального, который с достоинством пронес Богом данный ему крест. Царь Иван Грозный отличил архимандрита Иова как человека умного, получившего хорошее образование в Старицкой обители, и пригласил его в Москву, где он стал настоятелем вначале Симонова монастыря, позднее Новоспасского, а затем возведен в сан епископа Коломенского.

      Начиная со времени правления Ивана Грозного в русском обществе укреплялось мнение, что московский Первосвятитель должен иметь сан Патриарха. Царь Борис Годунов продолжил церковно-дипломатические усилия в этом направлении, и в 1589 году здесь, в Москве, Патриарх Константинопольский Иеремия II возвел митрополита Московского Иова на Патриарший престол.

      Время царствования Бориса Годунова было очень значимым для нашей страны. Царь Борис многое сделал для укрепления нашего Отечества. Достаточно сказать, что именно в его царствование началось освоение Сибири, а Патриарх Иов учредил четыре новых митрополии: Ростовскую, Казанскую, Новгородскую и Крутицкую. Церковь становилась сильнее, становилось сильнее и государство. Однако все-таки неслучайно наш первый Патриарх получил свое имя. После смерти Бориса Годунова престол не перешел к его сыну Федору, о чем молился и на чем настаивал святитель Иов, понимая, что только так можно сохранить законную власть. В это время появляется Лжедмитрий — Гришка Отрепьев, послушник Чудова монастыря, которого Патриарх Иов прекрасно знал (какое-то время будущий самозванец исполнял у него обязанности писаря). Явившись в Москву, Гришка потребовал признать его законным наследником Ивана IV ― царевичем Дмитрием. Однако Патриарх Иов, несмотря на все посулы и угрозы, отверг Лжедмитрия, после чего был низвергнут с престола и отправлен в Старицкий монастырь. Но следующим законным Патриархом стал святитель Гермоген Казанский, тот самый, при ком была обретена Казанская икона Божией Матери. Став достойным продолжателем трудов нашего первого Патриарха Иова, святой Гермоген мужественно сопротивлялся оккупантам и мученически погиб в подвалах Чудова монастыря в Кремле от голода, жажды и холода — лишь потому, что отказался обращаться к народу с призывом признать власть иноземных захватчиков.

      Радуюсь тому, что в Москве освящен храм в честь святителя Иова ― первого Патриарха Московского, всея Руси и, как значилось в грамоте, подписанной всеми восточными Патриархами, всех северных стран.Таков, кстати, и доныне титул Патриарха Московского: «Московский, всея Руси и всех северных стран». По смирению нашему мы не используем в полноте этот титул, но это не значит, что титул потерял свою силу и свое значение. Вспоминая же первого из святителей, и радуюсь тому, что в честь него этот храм, также я рад тому, что монахи Старицкого монастыря, посещая город Москву, смогут совершать здесь богослужения, и тогда действительно установится духовная связь между Первопрестольным градом и замечательной Старицкой Успенской обителью, связанной с жизнью и смертью святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Аминь.
       
      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
       
      ФОТО: Патриаршее служение в Крестопоклонную Неделю. Освящение храма святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице
    • Автор: OptinaRU
      Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день памяти св. блгв. кн. Даниила Московского в Даниловом ставропигиальном монастыре


      17 марта 2017 года, в пятницу третьей седмицы Великого поста, день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы. По завершении Литургии Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом.
      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! 
      Всех вас сердечно поздравляю с праздником — днем памяти святого благоверного князя Даниила Московского, основателя сей святой обители, князя, прославившегося многими добродетелями.

      Когда историки оценивают деятельность того или иного государственного деятеля, полководца, исторической личности, то в оценке такой деятельности используют некие критерии, которые невозможно применить к святому Даниилу. Он не был выдающимся полководцем, он не завоевывал земли, не расширял свое княжество, не противоборствовал татарам. А что же он сделал? И почему в его честь мы сегодня собрались в сей святой обители? Как и в каком случае можно оценить результаты жизни выдающегося государственного деятеля, не прилагая к нему те критерии, которые обычно используют исследователи? Только тогда это возможно, когда духовное значение правителя, государя, его духовное наследие в истории нашего народа превышает все другие его достижения, в том числе как государственного деятеля.


      Что же совершил святой Даниил, что мы прославляем его как преподобного и благоверного князя? А совершил он очень многое: он осуществил духовный идеал христианства в той области и в таких условиях, в каких этот идеал осуществить почти невозможно. Действительно, в его время на просторах Руси, оккупированной Ордой, вспыхивают постоянно междоусобные брани. Русские князья, сознавая, что у них нет сил освободиться от татаро-монгольского нашествия, начинают друг за счет друга завоевывать пространства жизненные и обогащать свою казну. И кровные братья — почти все находились в родстве — вступают в кромешную тьму кровавых междоусобных браней. Значительным становится тот князь, который больше отобрал земли у соседей, у кого богаче казна, у кого более сильное воинство. Но чаще всего эти князья с подобострастием относились к своему верховному правителю, к хану и, нередко опираясь на силу хана, боролись со своими братьями, преумножая свою местную власть и богатство.
       
      Святой Даниил отказался от такого образа жизни и от таких действий. Он никогда первым ни на кого не нападал, и даже когда на него нападали, делал все для того, чтобы примириться. С точки зрения тогдашних средневековых нравов он совершал невероятные шаги самоуничижения. Но именно эти шаги и привели к тому, что, будучи князем, он стал святым.

      Но святость это не синоним слабости, и прекрасным примером тому является отец святого благоверного князя Даниила — святой благоверный и великий князь Александр Невский. Он тоже был человеком любвеобильным, добрым, мягким, но когда нужно было — он обнажал меч и защищал свой народ. То же самое произошло и в жизни святого князя Даниила. Когда Рязанский князь, желая расширить свои владения за счет Москвы, решил захватить Московское княжество, святой благоверный князь Даниил обнажил свой меч и защитил Москву, да так, что наголову был разбит завоеватель. А что дальше? Обычно победитель въезжал в столицу завоевателя, пленял людей, опустошал казну и присоединял земли. Святой князь Даниил ничего этого не сделал, и Рязанское княжество, потеряв возможность нападать на Московское, мирно продолжало свое бытие.


      Жизнь святого Даниила являет нам удивительный пример того, как святость может реализовываться на любом уровне человеческой жизни, на любых должностях, при любой власти или безвластии. Святым может стать каждый человек — и правитель, и военачальник, и простой солдат, и светский человек, будь то ученый, представитель власти, учитель в школе, нянечка в больнице или сторож на кладбище — любой человек может стать святым. И никакие внешние обстоятельства не могут ему помешать, если он сам себе не мешает. А святость — это есть осуществление Божиего закона в своей жизни. Это не отказ от преодоления неправды, человеческой злобы, агрессии, это не синоним слабости. Это выражение огромной внутренней духовной силы, которая помогает достигать в том числе успеха в земной жизни, потому что перед святым человеком не только открываются сердца людей, но и многие двери, закрытые для людей злых.
       
      Пусть пример святого благоверного и преподобного князя Даниила всех нас вразумит, а его молитвы укрепят нас в нашем христианском делании и помогут в оставшиеся дни до святой Пасхи с пользой для души и тела своего провести дни Святой Четыредесятницы. Аминь.
       
      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

      ФОТО: Патриаршее служение в день памяти св. блгв. кн. Даниила Московского в Даниловом ставропигиальном монастыре
×
×
  • Создать...