Перейти к публикации
Ивушка - Ирина

Почему болеют святые? За что их наказывает Бог?

Рекомендованные сообщения

http://www.pravmir.ru/article_4277.html

 

Почему болеют святые? За что их-то наказывает Бог?

Юра

Отвечает Ирина ДМИТРИЕВА, редактор православной газеты Якутии «Логос»

 

Юра, в Православии вопрос «за что?» не актуален. Разумнее искать ответ на вопрос «для чего?». По поводу «наказания» тоже не всё так просто. То, что грешный человек воспринимает как кару Господню, для святого – милость Божия, проявление Его любви к нему.

 

Болезнь и немощь – удел не только больших грешников. «Более того, – писал учёный и богослов Н.Е.Пестов, – слабое, болезненное состояние тела типично для носителей высокого Духа». Но я не дерзну отвечать на Ваш вопрос, а попробую переадресовать самим святым. Что они-то говорят по этому поводу?

Святитель Тихон Задонский учил: «Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от неё усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо».

Преподобный Варсонофий Великий советовал: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки?». О себе святой пишет так: «Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того, как я заключился в келию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезней: скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть – не знаю».

Святитель Григорий Богослов говорил: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше».

 

 

А ещё очень важно свидетельство врача и пастыря, который не причислен к лику святых (жил совсем недавно – 1914-2003), но многие современники не сомневаются в его святости.

 

Митрополит Антоний Сурожский, автор книги «Жизнь. Болезнь. Смерть», знал об этих предметах не понаслышке. Он окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны, служил хирургом во французской армии, а в период немецкой оккупации – врачом в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда был призван к священству. На его руках умирали во Франции русские эмигранты первой волны, в Англии он проводил в последний путь среди множества православного народа родную мать. Подвижник, аскет сам тяжко болел в последние годы жизни.

 

В своей проповеди «О болезнях» Владыка Антоний так ответил на этот вопрос:

«Но почему болеют святые? Почему они, как бы вкраплённые в Божию благодать, могут болеть?.. Тут другой момент, тот же самый момент, который является перед нами в страшные минуты распятия Христа и Его смерти. Святой несёт на себе крест всей земли, святой – это человек, который вместе со Христом несёт на себе последствия человеческого греха. Я вспоминаю сейчас одного валаамца. Он был послушником в течение пятидесяти лет, на работах потерял ногу, был уже стариком, когда его встретил отец Афанасий, посетивший тогда Валаам в поисках духовной жизни. Он спросил этого старика: “Скажи, почему ты, после пятидесяти лет, не принимаешь пострига, остаёшься послушником?” И тот ответил: “Я не готов. Я не научился сострадать и плакать плачем всея земли”. Вот почему и святой может болеть, может страдать: потому что умеет сострадать, разделять страдание и плакать над страданием, над греховностью, над отпадением от Бога всей земли».

 

Источник. Православная газета Якутии Логос, май 2009.

 

bce4e1202bd0.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Святитель Феофан Затворник

Наставления в духовной жизни

 

http://profi-rus.by.ru/pravoslavie/text/feof.htm

 

Болезни телесные

 

1. Они служат нам и для спасения, и на погибель. Терпение болезней есть мученичество

 

Здоровье ваше пошатнулось. Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния. Да поможет вам Бог избавиться от той и другой беды!.. Видите, куда я веду речь-то?! У вас прорываются такие речи, а речи, конечно, от чувств и помышлений, эти же последние суть такого рода, что при них дело спасения не в силе. Извольте внять сему и поправиться... Здоровье и нездоровье в руках Божия Промышления о нас суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Что для вас особенно потребно - есть терпение благодушное и Богу покорное. Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения - в рай. И смотрите, тогда воодушевляйтесь!..

 

Вам делали операцию. Даруй, Господи, чтобы она сделала дело, для которого была принята. Господь да помилует и спасет вас!..

 

Другая у вас боль от болезней дочери... Вот что вам скажу... Как вы уже все возможные средства перепробовали, то вам остается одно - помириться с этим горем и нести его с покорностью Богу, веруя, что вся эта болезнь необходима для спасения вашего и дочери вашей.., а также и мужа ее.

 

Помирившись таким образом, и держите себя спокойно и то же спокойствие одолжите и дочери. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет - на 5, 10, 20. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай пред глазами... за терпение. (Вып. 3, пас. 470, стр. 113)

 

2. Их нравственное значение

 

Терпите благодушно вашу болезненность и благодарите за нее Бога.., потому что, не будь ее, вы бы, может быть, ходили кверху ногами, а теперь и сидите и ходите все как следует. Другая польза та, что будь вы здоровы, вам следовало бы, если бы вы вздумали деятельно содевать свое спасение, держать строгие посты, бдения, долгие молитвословия, выстаивание общих церковных служб и прочие труды. Теперь же это у вас заменяется терпением болезненности. Терпите же и о прочем не беспокойтесь. Только душу держите, как следует. Духовная сторона у вас цела. Следовательно, ею вы должны служить Богу во всей полноте: трезвиться и бодрствовать, дух сокрушенный и смиренный иметь, в молитве (умно-сердечной, предзрении пред собою Господа) пребывать, помыслы отгонять, смирение питать, не осуждать, с радующимися радоваться, со скорбящими скорбеть, памятовать Бога и смертный час, и прочее подобное.. Вот вам и спасение! (Вып. 1, пис. 33, стр. 35)

 

Всем надо держать в мысли закон, по которому Господь размеряет участи наши на земле. Тут все от Господа от мала до велика, и се есть средство в деле приготовления к будущей жизни. Такой же смысл болезней и здоровья; таков смысл и болезни вашей Н. Ей на дороге к будущей блаженной жизни непременно, по Божию премудрому и благому Суду, надо потерпеть, что терпит. Усвойте это воззрение и ей то же самое внушите, и то, что есть тягостного в этой болезни, перестанет тяготить душу и успокоит ее. Вера - целительница души, упованием окрыленная и любовью согретая.

 

Установясь в сем убеждении, о лечении всю заботу имейте и сердечное попечение, но с душевным спокойствием и преданием всего в волю Божию. Пусть и Н. так расположится. Счастье земное тоже благо в своей мере. Но если Господь находит, что для меня лучше не иметь той части сего счастия, которая зависит от здоровья, - буди воля Божия! Довольно с меня любви мужа, матери, отца, родных. Приношу благодарение Господу и за это, и за то, что дается и что не дается. Да даст только мне Господь благодушие и терпение и такое настроение духа, с каким не стыдно явиться пред Господа. (Вып. 3, пас. 466, стр. 109)

 

3. Причины их появлений

 

Обратитесь к лекарю, но в то же время паче Господа и святых Его молите, чтобы вразумили его угадать лекарство. И ко святым угодникам прибегайте, и все делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях (только знахарок не знайте). Ибо не знаете, где сокрыта для нее помощь Божия. Может быть. Бог судил ей быть таковою, потому что для нее это спасительно. И она во всю жизнь такою останется ради своего спасения. Или послал Бог сию болезнь на время, чтобы испытать веру ее и родителей ее. Бог один все это ведает. Болезнь - не позор и не есть знак отвержения Божия. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда. Пусть молится сестра усерднее Богу, но, молясь, пусть не говорит: "Дай здоровье", а - "Буди воля Твоя, Господи! Слава Тебе, Господи! Если угодно Тебе, Господи, избавь, а не угодно, буди воля Твоя. Верую, что и это (болезнь) хорошо, как хорошо здоровье. Благодарю Тебя милостивого Создателя!" (Вып. 1, пас. 38, стр. 39)

 

4. Как их переносить

 

Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтоб опомнился человек, иное, чтоб избавить от беды, в какую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от всякой страсти, и для других причин... Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: "Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимью в наказание!" Когда вспомнишь, что прежде не всегда помнила Бога, говори: "Слава Тебе, Господи, что Ты дал мне повод и науку почаще вспоминать о Тебе!" Когда придет на мысль, что если бы была здорова, то иное и не доброе сделала бы, говори: "Слава Тебе, Господи, что не допускаешь меня до греха", и так все... Так и благодушествуй!

 

Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь; ибо и разум лечебный Бог дает, и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры - те не Божий, туда и нечего ходить. (Вып. 1, пас. 42, стр. 41)

 

В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпимость - это дело человеческое. Придет - отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если не чувствуется тяготы, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождаете желанием ее сбросить, то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начнется, когда вследствие этого чувства - душа поддается нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. Пришло чувство, надо его прогнать. Бога же поблагодарить. (Вып. 8, пис. 1343, стр. 97)

 

Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, - к добру.

 

Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стеснение обстоятельств - от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа.

 

Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот. (Вып. 8, пис. 1298, стр. 61)

 

5. Как молиться во время болезней

 

Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: аще волиши, Господи! Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа Благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он или оздравит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения. (Вып. 1, пис. 35, стр. 37)

 

6. Есть такие, на исцеление которых Господь налагает запрет

 

Есть болезни, на исцеление коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. (Вып. 6, пис. 1018, стр. 167)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...