Вот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев - это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает.
Приезжая в Оптину, не чувствуешь себя чужим. Это проявляется и в подобных мелочах, и вообще в атмосфере тихой радости о Господе, которая объединяет всех.
Нельзя не отметить необыкновенную красоту этих мест. Густые влажные леса, воздух упругий и сладкий, почти осязаемый, нигде больше таким не дышала, блестящая, покрытая солнечными зайчиками маленькая речка, богато расцвеченное небо на заре, одинокий колокол и очертания куполов в предрассветной дымке! Их темные силуэты напоминают о величии Бо
Насколько приятно Богу смирение в человеке, настолько неприятен Ему порок, противоположный смирению, — гордость, самая страшная душевная болезнь человечества, необычайно трудная для излечения.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Иак. 4, 6
Гордость — это семя сатаны, это самый глубокий из корней греха, бич человечества, оторвавший людей от Бога и погрузивший мир в неисчислимые беды и страдания и породивший безумие безбожия и самообожения.
Как пишет прп. Антоний Великий
3 января 2014 года – 40 дней со дня кончины монахини Евгении (Мавринской). Резкой она была на язык и казалась иным неприветливой. А после ее смерти открылось, какой же отзывчивой она была на чужую беду.
Пенсионерка Людмила Гайдукова рассказывала, как в ее доме случился пожар:
– Стою я в отчаянии на улице, все сочувствуют, но руку помощи не протянул никто. А мать Евгения привела меня в свою келью, накормила, утешила. Потом уложила спать на свою кровать, а сама легла на полу.
А вот рас
Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить). Чем доказать это? Это с очевидностью доказывается настоящим состоянием некоторых грешников и свойством самого греха - держать человека в плену своем и заграждать ему все исходы. Кто не знает, как трудно без особенной благодати Божией обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели! Как глубоко грех
Молитва священника Ольга Рожнева
(В этой истории, произошедшей на самом деле, имена и название храма изменены)
Всё утро протоиерея Бориса, настоятеля храма Всех Святых, одолевали воспоминания. Прошлое виделось так ярко, так отчётливо, как будто было вчера. А ведь прошло уже лет пятнадцать... Да, пожалуй, не меньше...
Отец Борис только что отслужил литургию. Высокий, широкоплечий, плотный, с чёрной, начинающей седеть бородой, батюшка благословлял народ. Люди подходили ко кресту. Их было мно
Н.Е.Пестов. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ
Глава 39. Т.1. БЛАГОСТЬ И ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ
Плод же духа — любовь, благость и милосердие.
Гал. 5, 22
Любите врагов ваших.
Мф. 5, 44
Люби грешника, но ненавидь дела его.
Прп. Исаак Сирин
Среди плодов Святого Духа апостол Павел упоминает также о «благости» (Гал. 5:22). Господь говорит: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17).
Таким образом, «благость» — это свойство Самого Бога.
Но Госп
63. ГОРДЫЙ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ИСКАТЬ СТАРЦА СТРОГОГО. ЗА ОТСУТСТВИЕМ СТАРЦА РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЗАПОВЕДЯМИ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ. СТРАСТНЫМ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО
Ты жалуешься на свое одиночество и желаешь теперь воспользоваться отношением к какой-нибудь старице, чего прежде не хотела понять и оценить, имея близ себя старицу, по благословению покойного отца Макария. Ты, может быть, скажешь в свое оправдание, что она была строга. Но я тебе на это противопоставлю слова святого Лествичника; он говорит: "Кто склонен к
Неслучайные случайности. Схимонахиня Мария
История о том, как пришли ко мне воспоминания о схимонахине Марии (Стецкой), сама могла бы стать сюжетом для рассказа. Так много оказалось в этой истории неожиданных встреч, и того, что я называю «неслучайными случайностями», а, на самом деле является проявлениями Промысла Божьего в нашей жизни.
Началась эта история с одного неспешного вечернего разговора в келье монастырской гостиницы Оптиной Пустыни. Зашел разговор о современной жизни, о том
Сердце мое возлюбило Тебя, Господи, и потому скучаю по Тебе и слезно ищу Тебя.
Ты украсил небо звездами, воздух - облаками, землю же - морями, реками и зелеными садами, где поют птицы,
но душа моя возлюбила Тебя и не хочет смотреть на этот мир, хотя он и прекрасен.
Только Тебя желает душа моя, Господи.
Приди, и вселись, и очисти меня от грехов моих.
Ты видишь с высоты святой славы Твоей, как скучает душа моя по Тебе.
Не оставь меня, раба Твоего; услышь меня, вопиющего, как пророк Давид: "П
Слава Богу! Великий пост; пятой недели понедельник.
Бог – благости пучина!..
А суетам – придет кончина.
Давно уже об этом я с вами не говорил. Быстрее стрелы несется время к цели окончания своего! Как все проходит неприметно, возлюбленная моя сестра о Господе, и проходит невозвратно! Когда довольствуемся настоящим, тогда и следующее встречает нас; от благих начинаний – благие и последствия; от воздержания и поста – следует чистота душевных чувств, радость сердца и веселие такое приятное и сла
Н.Е.Пестов. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ. Том первый
Глава 19. ПОСТИЖЕНИЕ ВОЛИ БОЖИЕЙ
Испытывайте, что благоугодно Богу.
Еф. 5, 10
В практике жизни могут встретиться случаи, когда христианин будет лишен руководства или временно разлучен со своим духовным отцом или руководителем.
Вместе с тем и при наличии духовного отца не всегда явится возможность спросить его, как надо поступить в отдельных случаях, требующих быстрого решения.
Да и кроме того, в жизни встреча
Апокалипсис мелкого греха
архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
"Братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем"... Так говорит в последней главе своего послания к Фессалоникийцам апостол Павел. Ясны слова эти, просты, немногосложны, но сколько в них света, сколько добра и правды.
Трудно живется нам, людям, – от нашего зла челове
Много я страдал! Страдал наиболее из-за своей пламенной крови, из-за своей пламенной любви к ближнему, любви, соединенной, казалось мне, с чистым, полным самоотвержением; из-за расположения к справедливости; чести; из-за своего плотского разума. И теперь должен смотреть и смотреть за своею кровию, без этого она как раз похитит у моего сердца святой мир, отнимет меня из водительства Святого Духа, предаст водительству сатаны.
Знай: Бог управляет миром, у Него нет неправды. Но правда Его отлича
Избранные места из дневника (беседа с Богом)
(Митрополит Мануил Лемешевский)
Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.
Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.
***
Когда скорби и уныние начнут терз
Давно собирался я успокоить вас, многозаботливая NN.. касательно боязни вашей, что будто я оставляю вас и не буду писать к вам. Ежели я по слабости моего характера не отказался от вас, не знавши вас как должно, а согласился на предложение ваше, не желая оскорбить вас, в крайней нужде духовной находящуюся, то теперь ли мог оставить вас, когда я по недостатку истиннаго разсуждения презрел свою душу и собственное спасение оставил на произвол судьбы, мняся заботиться о душевной пользе ближних? Не зн
2. О борьбе с собой и о хранении себя от соблазнов
Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит, отвыкает от борьбы с собой, расслабляется в духовном отношении. Отвыкнув от борьбы в вещах ничтожных и малых, по его мнению, он вообще отвыкает от борьбы с собой и не выдерживает уже искушения, когда требуется оказать доблесть о Господе и в важном деле. Прекрасно рассуждает о сем преп. Авва Дорофей.
В такое состояние самоугодия и нежелания бороться с собой можно пр
Если спросить муху, есть ли здесь в
окрестностях цветы, то она ответит:
- Не знаю. А вот навоза вон в той канаве
полным-полно.
И муха начнёт по порядку перечислять все
помойки, на которых она побывала.
А если спросить пчелу:
- Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-
нибудь нечистоты? – то она ответит:
- Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так
много благоуханных цветов!
Муха на самом цветущем лугу найдёт нечистое
место и сядет на него, а пчела в болоте отыщет
цветок лотоса и с
протоиерей Виктор Гурьев ,
Месяц Сентябрь. 9-й день.
О том, как лучше поступать тому, кто желает обратить грешника от заблуждения пути его (Слово, как не осуждать, а миловать согрешающих. Пролог Сент. 9) Одно из дел милости духовной состоит в том, чтобы обратить грешника от заблуждения пути его. Это дело есть дело великое и для нас спасительное. Апостол Иаков говорит: братие, если кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути ег
Алексей Федорович Пряшников
Отец Дионисий так бесшумно поднялся по скрипучей лестнице гостиницы Оптиной Пустыни, что увидев его, я не сразу понял: явь ли это?
Передо мной стоял высокий человек в темной монашеской одежде. Лицо бледное, одухотворенное. Я спросил:
- Чаю не хотите? У меня и мед есть.
- Очень хочу, - охотно ответил он. Я понял, что весь день молясь с братией, он забыл даже поесть.
После чая началась наша беседа.
- Я - иеромонах Дионисий. Священник. Прохожу послушани
Как удивительно просто свершается здесь переход от временной жизни в небесную вечность! - ни слез безутешных, ни жгучего горя: точно переезд с одной квартиры на другую. Пожил себе человек, сколько Бог положил сроку, и - с Богом: нечего тут заживаться! Там много лучше...
"Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (I Кор. 2, 9).
- И что это за прекрасная страна, из которой никто назад вернуться не хочет? - С таким полувопросом обрати