"Святой Василий Великий объяснил, что такое грех. Он говорил о грехе, пороке и добродетели. Слово грех используется для одного конкретного согрешения. Порочность постоянна, представляет собой хроническое пленение воли каким-то грехом, привычку к греху. Говоря богословским языком, порок и грех означают употребление даров Божьих, которые являются благом, во зло, а добродетель – употребление даров Божьих на добро.
Не позволяйте греху завладеть вами, иначе вы станете его рабами, и
«Грешный, порочный, погрязший в страстях человек не в состоянии ощутить сладость вечной жизни, радость спасения, не может почувствовать Бога. Если бы даже грешник и попал в рай, в блаженство, он бы не почувствовал его, потому что привык к греху, и нет у него ни слуха, ни других ощущений для того, чтобы ощутить божественное, небесное и вечное. Это приблизительно то же самое, как если бы мы поместили пьяницу в комнату, где есть только молоко. Он не захотел бы даже понюхать это молоко, а тем бол
Никогда не забуду его благой и тёплый взгляд, с которым он обращался к простым людям, в то время как на священников вокруг себя он смотрел строго, особенно, когда он видел, что они что-то делают не так. Ни перед кем другим я до тех пор не испытывала такого благоговения. Он действительно был «особенным».
"Гордыня – источник всех грехов. В основе любого греха лежит эгоизм, себялюбие. В эгоизме человек не хочет признавать других господ, а хочет сам быть господином и поэтому отрицает Бога. Бог сказал: «Не прелюбодействуй! Не кради! Не убий!» Но гордыня не дает человеку услышать это. Поэтому грех - это беззаконие, непослушание Богу. Если бы не существовало Бога, то тогда бы и не было греха, т.к. были бы утеряны понятия о морали»."
"Владыка много раз говорил о том, что мы должны думать не только о себе, но и о других людях, и свою жизнь сообразовывать с ними. Однажды за ужином он сказал: «На нас смотрят все. Все взгляды устремлены на Церковь, ведь Церковь – сила Сына Божьего. У нас нет права унижать ее своими самовольными поступками.
Чтобы вы ни делали, знайте, что на вас обращены очи мучеников. Пусть и они будут у нас перед глазами, чтобы мы не позорили их, не позорили имя христианское и всю Церковь. Если
Патриарх Павел был строг, в первую очередь по отношению к себе, а затем к другим. Он подавал пример всем нам, и за это народ его искренне любил и ценил. Он говорил: «Нужно прожить жизнь так, чтобы когда мы умрём, мы радовались, а люди плакали, что такой человек ушёл». Именно так и произошло, когда он ушёл. По неофициальной информации, власти Белграда не собирались организовывать такие масштабные похороны, но когда они увидели, сколько людей приходит проститься, они в спешном порядке спланировали
Беседа на Святой Литургии в понедельник тридцать шестой недели по Пятидесятнице, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого.
"Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы
"Само поведение Владыки во время Литургии производило сильное впечатление. Когда он служил, я всегда поражался его спокойствию и благостному выражению лица. Это спокойствие показывает, насколько он сосредоточен. Он весь здесь, весь в Литургии. Эта его сосредоточенность выражается и в голосе. Он действительно обращается только к Богу. В его служении пленяет то, что его пение и движения исполнены значением и искренностью и мы видим человека, который ведет нас к Богу и заступается за нас перед Ним.
"Махатма Ганди, выдающаяся личность для индийского народа и для всего человечества, сказал: «Если бы женщина развивала в себе материнское, женственное, то, что действительно свойственно женщине, мир не мог бы ей противостоять». Похоже, что погоня за эмансипацией – это освобождение не личности в женщине, а блудницы… "
Действительно, есть над чем подумать...
Разумеется, что «земной человек своим анатомическим телом не имеет возможности вступать в контакт с Божьим небесным штабом», как вы пишете, а только своими духовными способностями, которые выходят за пределы Вселенной.
Материалисты утверждают, что со смертью тела умирает и душа. Тело и душу сравнивают с какой-то машиной, как, например, с автомобилем. Когда все его рычаги, шестеренки и провода находятся на своих местах, когда есть бензин, то стоит его завести — и он едет. Если всего лишь один пр
"Известно то, что у Святейшего патриарха нет фаворитов, то есть любимчиков, потому что он придерживается святоотеческой максимы — любить всех в одинаковой мере. Он не обращал особого внимания на тех певчих, которые, например, совершенствовали только свой голос или певческое искусство, пренебрегая всем остальным. Патриарх о таких певчих не желал и слышать. Поэтому он говорит: „Тот, кто поет в церкви, должен быть истинным христианином, который должен не только понимать то, о чем он поет, но и вмес
"Владыка Павел и для преподавателей семинарии был учителем и воспитателем. Он приходил на уроки, давал советы по работе с учениками, часто присутствовал на собраниях учительского совета. Он говорил, что учитель не должен быть несправедливо строг к ученику, но и не может быть чрезмерно снисходителен, потому что попустительство – это не доброта.
Когда однажды обсуждали ученика, который ходил в кафану (заведение, куда приходят поесть, выпить, договориться о делах и послушать живую музыку) и
"Одну беседу, которая состоялась в том же месяце, сразу после чтения Евангелия, он начал словами: «Братья и сестры! Слово Божие вечно и действует во все времена. Его следует читать снова и снова, чтобы накормить свои души…» Во всей проповеди чувствовалось стремление верно и в полном объеме передать евангельское наставление, без лишних и витиеватых слов. Это была единственная цель проповеди."
"Владыка постоянно думал о спасении. У него была цель – переносить Евангелие на людей вокруг: в духовной семинарии, в монастырях и в любом другом месте, учить евангельской жизни, показывая при этом и свой собственный пример. Об этих его усилиях особенно ярко свидетельствует один случай в монастыре Девич. Глядя, какой жертвенный труд совершают монахини по реставрации церкви и гостиниц, он похвалил их, а затем сказал:
– Если бы мы могли сейчас спросить святого Иоанникия, чего бы он хотел от на
"ГОСПОДЬ ПРИНЕС МЕЧ"
Беседа на Святой Литургии в пятницу третьей недели по Пятидесятнице, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого
"Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью е
Беседа на Святой Литургии на праздник Святых Иоакима и Анны, в церкви Святого Георгия в Бежании.
"Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое; и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал е
Эти воспоминания написал мой друг, Сергей, очевидец событий:
Так случилось, что в Белград я попал на следующий день после кончины 44-го Патриарха Сербской православной церкви Павла. Узнал я об этом событии накануне вечером, Патриарх скончался 15-го ноября 2009, а вылетал я 16-го. Если честно масштаб события я недооценил. Понятно, что люди рождаются, умирают. Некоторые оставляют больший след в жизни, некоторые меньший. Умирают артисты, деятели науки, культуры, политики. Некоторые собирают бол
"Владыка Павел и пение на клиросе превратил в духовную школу. Он стоял на клиросе за каждой утренней и вечерней службой, тихо следил за пением учеников и, если они ошибались, исправлял их. На клиросе царил порядок, ученики заранее учили песнопения и во время службы редко допускали ошибки. А после службы начинался настоящий духовный урок: все певчие собирались на правом клиросе, и Владыка объяснял им порядок очередной службы. Сначала он предлагал кому-нибудь из учеников самостоятельно рассказать
"О СЛОВАХ И ДЕЛАХ"
"Беседа на Святой Литургии в день Святого Кирилла Иерусалимского, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого
"И так всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что он был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на
"Беседа на Святой Литургии после разрезания славского калача в день Святого Иоанна Богослова, на Славе студентов Богословского факультета
«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе,... Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно св
"Отвыкание от греха – то же самое, что утрата собственного глаза.
Каждый грех, который мы совершаем, мы совершаем от суеты. Конечно, некоторую роль в этом играют незнание, наивность. Поэтому от нас требуется быть мудрыми, как змеи, и незлобивыми, как голуби. Нам нужно и то, и другое. Ничего не стоит ни остроумие без кротости, которое есть зло, а также незлобивость без мудрости, которая есть глупость.
Человеку, который страдает от суеты и служит самому себе, есть дело до того, как к нему от
"В праздник вознесения Господня, 28 мая 1987 года, призренская духовная семинария, преподаватели и ученики, совершили однодневную экскурсию по монастырям Косова, приняв участие в освящении церкви и церковного колокола в селе Ливадже близ Липляна. Владыка произнес яркую проповедь. И словом, и тональностью речи он показал веру, которую имеют только святые. Я не запомнил все, что он говорил, т.к. был занят, но вот эту часть проповеди запомнил хорошо:
«Строительство храмов было традицией наших п
В материалах о Сербии, порой, встречаются такие темы, которые требуют пояснений для русского (российского) читателя. «Сербская Слава» - одна из таких тем сербской жизни.
Мы знаем, что в России принято отмечать именины или день тезоименитства. Также мы знаем, что при Крещении выбирается, как правило, имя православного святого. Именины, таким образом, - день почитания нашего небесного покровителя, будут праздником для человека. Для человека, имеющего такое же имя, этот святой становится небес
"НА СВЯТОГО ЛУКУ
Беседа на Святой Литургии и Славе, в праздник Святого Евангелиста и Апостола Луки, в капелле Святого Луки при больнице "Святой Савва" в Белграде.
"Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имeние его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня упра
"Беседа на освящении креста и земли под строительство церкви Св.Дмитрия Солунского в Новом Белграде, в день Святого Дмитрия.
Во имя Отца и Сына и Святого духа. "Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!". За все эти дни и годы мучений и несчастий, братья и сестры, у нас было не так много времени для того, чтобы сделать передышку.
Но сегодня как раз настал такой день, которому мы можем радоваться, потому что освящаем эту землю и этот крест, место, на котором с Божьего