Счастье – в Боге
Каждый из нас – людей, живущих на земле – независимо от мировоззрения, исповедуемых ценностей, конфессиональной принадлежности и личного устроения стремится к поиску и обретению счастья, справедливо полагая, что в этом заключен смысл человеческого бытия, и зачастую растрачивая годы, а иногда и десятилетия на этот поиск, но часто так и не находя для себя ответа на вопрос, в чем оно состоит...
Устремляя свои цели, желания и надежды исключительно на блага мирские – будь то мат
Священномученик Александр Миропольский
Любовь – сущность христианства
Отпадение человека от союза жизни любви с Богом
Священное Писание открывает нам, что для первозданных людей были насаждены Богом на земле, кроме обычных деревьев, «дерево жизни..., и дерево познания добра и зла» (Быт.2:9). Причем Бог велел не вкушать плодов знания (см.Быт.2:17), но поддерживать в себе Богом данную жизнь, т. е. деятельно развивать в себе дарования любви. Согласно Божественному Откровению (см. Быт.3:1–4),
Аскетические опыты. Том I
О МОНАШЕСТВЕ
Разговор между православными христианами, мирянином и монахом.
Мирянин. Отец мой! признаю себя счастливым, что, при знакомстве моем с вами, я нашел в вас лицо, пред которым могу открывать мое сердце, и от которого слышу искреннее слово. Желаю, желаю от души и вполне, принадлежать Православной Церкви, последовать ее догматическому и нравственному преданию. С этою целью стараюсь о всех предметах предания иметь определенное понятие. Неправиль
Святитель Григорий Нисский.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Матф.5,9).
В священной скинии свидения, которую Законодатель устроил Израильтянам по образу, показанному Богом на горе, святы и священны были, как все содержавшееся внутри ограды, так и всякая отдельно взятая часть. Самая же внутренняя часть была не прикосновенна и недоступна, и называлась святое святых. А сие усиленно выраженное наименование показывает, думаю, что часть сия имела святость
Святитель Игнатий Брянчанинов
Аскетические опыты, том 1
О Евангельских блаженствах
Заимствовано из Отеческих писаний, преимущественно же из книги священномученика Петра Дамаскина. Добротолюбие, ч. 3.
От исполнения евангельских заповедей являются в душе ощущения, чуждые естеству падшему и незнакомые ему. Рожденное от Духа дух есть [1], а как заповеди Христовы суть Дух [2], то и ощущения, производимый ими, суть ощущения духовные.
Какое первое ощущение является в душе от исполнения
Per crucem ad lucem: Через крест к свету. Прот.Владимир Гофман
Их было четверо. Отец Дионисий сразу подумал, что они братья, так мужчины были похожи друг на друга, различаясь разве что по возрасту: рослые, крепкие, с пронзительными черными глазами. Заговорил старший, совсем уже седой, в светлой спортивной куртке и в очках без оправы, сдвинутых на кончик носа.
– Батюшка, – сказал он и погладил короткий серый ежик на голове, – у нас мама при смерти. Хочет исповедаться и причаст
Протоиерей Владимир Гофман: Memento mori
Про таких, как Изольда Петровна Кузнечикова, поэт Некрасов когда-то сказал: «коня на скаку остановит» да еще и «в горящую избу войдет». Правда, горящих изб на жизненном пути Изольды Петровны, к счастью, не встречалось, коней она тоже не останавливала, а вот мужчин – сколько угодно. Но это в прошлом, когда ей было… ну, скажем, лет тридцать и даже сорок, теперь же годы взяли своё, и мужчины как-то незаметно исчезли из поля зрения Изольды Петровны.
Утешение святого Иоанна Златоуста потерявших близкаго сердцу.
С глубоким вниманием обратимся к беседе вселенского учителя св. Иоанна Златоустаго, и выслушаем, как он любомудрствует о усопших и как сильно гремит против тех, кои чрезмерно сетуют о лишении присных сердцу. „Не оплакивай отходящих от нас, разве тех, которые отходят без покаяния", говорит, он „Земледелец не плачет, когда увидит, что посеянная им пшеница разрушается, но болит и трепещет, когда она в земле остается твердою. На
Святые отцы о том, что такое духовная брань
Преп. Макарий Великий пишет о том, почему необходима духовная брань:
Многие, строго наблюдая за внешним, упражняясь в науках и заботясь о жизни правильной, думают, что такой человек совершенен, не вникая в сердце, не примечая там пороков, какие владеют душой. Между тем в членах есть корень порока, соразмерный внутренней порочной мысли, и в доме кроется разбойник, то есть сила сопротивная, и потому противоборная и вместе мысленная. И если кто не
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнит
Святитель Феофан Затворник
Спасение души
1. Как оно совершается
Спасение души - главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся.
Вера в Бога!.. Но деисты верят в Бога и Промысл... и дальше не идут... стали
“Никто не может служить двум господам...”
Продолжая излагать Свои истины в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матф.6:24). Как нужно понимать эти слова?
Этими словами Иисус Христос дал ответ на очень актуальный вопрос, который тревожил евреев в те давние времена и заботит многих людей в наши дни. Суть этого в
Святые отцы о зле
Святитель Василий Великий:
Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия.
Святитель Афанасий Великий:
Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, но лю
Духовная брань
Святой Иоанн Лествичник говорит, что не открываемые духовному отцу помыслы в дела происходят (ст. 26, отд. 21) и что, напротив, открываемые язвы в горшая не простираются, но паче врачуются. Из собственного опыта видим, что человек крайне немощен и бессилен в духовной борьбе без помощи Божией. В борьбе этой, <как> говорит преподобный Марк Подвижник, мы имеем одного помощника, таинственного, в нас сокровенного со времени крещения — Христа, Который непобедим. Он будет споб
Святые отцы о борьбе с грехом
Преп. Антоний Великий: "Зло прилепляется к нашему естеству, как ржавчина к меди или грязь к телу. Но, как не медник произвел ржавчину и не родители - грязь на своих детях, так и не Бог произвел зло. Он вложил в человека совесть и разум, чтобы он избегал зла, зная, что оно вредно для него и ведет к мучениям. Следи же за собой внимательно: увидев какого счастливца в силе и богатстве, ни под каким видом не хвали его. Но тотчас представь перед собою смерть, и ты ник
Воля Божия
Т.!
Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией - единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием.
А человек может делать любую работу - от самой ничтожной до самой великой - и спасаться этим или погибать.
Будешь жить для Бога, ради Бога и во славу Божию - вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни. И если бы была воля Божия быть тебе ж
Преподобный Ефрем Сирин
Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово
По слав. пер. Ч.I. Сл.106.
Я, наималейший, грешный, исполненный проступков, Ефрем, в состоянии ли буду выговорить, что выше сил моих? Но поелику Спаситель по благоутробию Своему и некнижных научил премудрости, а чрез них повсюду озарил верных; то и мой язык соделает. Он без недостатка ясным к пользе и назиданию как меня самого, который говорю, так и всех слушателей. Но с болезнию начну
Св. Василий Великий
О том, что Бог не виновник зла
Много видов учения, какие чрез священного псалмопевца Давида показал нам действовавший в нем Дух. Иногда пророк, описывая собственные свои страдания и мужество, с каким переносил он встречавшееся с ним в жизни, в примере своем оставляет нам самое полное учение о терпении. Например, когда говорит: Господи, что ся умножиша стужающии ми (Псал. 3, 1.)? А иногда изображает он Божию благость и скорость помощи, какую подает Бог истинно взыска
Святитель Григорий Палама
Омилия II 1. В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее
Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. — М.: Паломник, 1993
Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Пер. с греч. Архимандрита Амвросия (Погодина). — Издание Братства преп. Иова Почаевского. Монреаль, 1965. С. 21-30.
Изобретателен на зло духовный князь зла и искусен сразу же в начале, отчаянием и маловерием, ниспровергнуть тех людей, которые уже вло
«Откровенные рассказы странника» и учение о молитве святителя Игнатия (Брянчанинова)
30 декабря 2008 г.
Адриан (Пашин), игумен
Опираясь на наследие святителя Игнатия Кавказского, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов размышляет о вопросах духовных практик в восточной и западной христианских традициях, а также месте "Откровенных рассказов странника" в духовной жизни христианина.
Иеромонах Адриан (Пашин): Алексей Ильич, недавно вышла Ваша брошюра,
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
ПСИХОЛОГИЯ ОБИДЫ
Все мы знаем, что такое обида потому, что обижали и обижались. Сами того не сознавая, всякий обижающий и всякий обижающийся ранят себя, так как лишают себя солнца любви. Обидчик ранит, не только свою душу, но и тело: злые эмоции рождают в человеке болезненное напряжение тела, что отражается на его физическом обмене веществ и нарушает жизнь. Обидчик обижает, прежде всего, себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам
http://www.pravklin.ru/publ/opasnost_prelesti_v_dukhovnoj_zhizni/8-1-0-819
Опасность прелести в духовной жизни
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Если смиренномудрие и любовь, простота и благость не будут в нас тесно соединены с молитвой, то сама молитва, лучше же сказать - личина молитвы, весьма мало может принести нам пользы. И это утверждаем не об одной молитве, но и о всяком подвиге и труде: девстве, или посте, или бдении, или псалмопении, или служении, или о каком бы то
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) ОБ ОПАСНОСТИ МНИМОДУХОВНЫХ СОСТОЯНИЙ
Свт. Игнатий (Брянчанинов), клеймо.
Работа Алексея Козлова
Духовный мир являет собой неизмеримую глубину пред теми, кто вступает в него. На нашем пути к Богу имеется множество препятствий, не распознав которые с самого начала, можно направить свою душу в иную сторону и вместо богообщения достичь прелести – самообольщения, бесовского обмана. И значит, необходимо заранее знать, какие ошибки н
Святая скорбь
«И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
а теперь оно умерло, зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне»
(2 Цар. 12, 22, 23)
В этом трогательном случае из жизни Давида, в его скорби проявилась благодать Божия, освящающая ее. Когда скорбь можно назвать святою? Когда мы в ней видим любовь Божию и уверены в благом наме
Святитель Иоанн Златоуст:
Любовь есть основание всякой добродетели
…"
Заповедь новую даю вам
" (ст.34). Так как они, слыша эти слова, естественно могли придти в смущение, как люди, которые будут лишены всякой помощи, то Он утешает их, ограждая любовью – этим
корнем и утверждением всех благ
. Он как бы так говорил: вы скорбите о том, что Я отхожу? Но если вы будете любить друг друга, то вы будете еще сильнее. Почему же Он не так сказал? Потому что сказал то, что было для них го