Jump to content
  • entries
    60
  • comments
    346
  • views
    103858

Прп. Серафим Саровский. Правда и мифы

"Простираясь к вящему подвигу, он возымел ревность стоять на камне, в подражание преподобному Симеону Столпнику. Камней, на которых он стоял, было два. Один находился в самой келлии (который по кончине его положен по словесному его завещанию на его могиле), другой — в лесу, на половинном расстоянии от обители к его келлии. Образ стояния его был таковой: на одном камне, что был у него в келлии, стоял он с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи, какую приносил ему усердствовавший к нему брат из монастыря. На другом же стоял с вечера до утра и с воздетыми горе руками, взывая к Господу Богу мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне, грешному (Лк. 18, 13).

 

gallery_4_91_52719.jpg
В таковом подвиге он находился тысячу дней и тысячу ночей (о сем подвиге он сказывал многим из братий), от чего и получил в ногах болезнь, которая продолжалась до самой его кончины. Подвиг сей проходил он так тайно, что в продолжении его стояния никто не мог знать о сем. В последствии же времени открыл это он некоторым из братий. Один брат возразил старцу, будучи удивлен таковым подвигом, что это превосходит силы человеческие. Отец Серафим, указав на пример Симеона Столпника, присовокупил: «Сей подвижник благочестия лет стоял на столпе, а мои труды похожи ли на его подвиг?» Тогда тот же брат спросил старца: «Конечно, в этом подвиге для него ощутительна была помощь укрепляющей благодати, иначе не достало бы сил человеческих?» На сие старец отвечал: «Точно так, внутренно подкреплялся и утешался я тем небесным даром, который снисходит свыше от Отца светов, — и помолчав, присовокупил. — Когда умиление есть, то с нами Бог»".

 

 

Примечание:

 

Повествование о стоянии на камнях принадлежит Иоасафу (Тихонову), который сообщал, что старец Серафим ему «открыл дивный свой подвиг» за несколько месяцев до кончины и «попросил найти тот камень, на котором он бдел 1000 ночей» (Иоасаф, 1849, с. 70-74).

 

Однако из сохранившихся материалов следует, что настоятели Саровской пустыни ничего не знали об этом подвиге. В архиве Саровского монастыря находится черновик ответа игумена Нифонта на запрос Тамбовского преосвященного о старце Серафиме, в котором отмечено, что «те обстоятельства из жизни его, кои могли быть видимы, я не отвергаю, а о невидимых бывших ему духовных видениях и о том, как он в пустыньке якобы тысячу дней и нощей на камнях молился, неизвестен» (Степашкин, 2002, с. 40. Ср.: Житие, 1863, с. 71 — Чичагов, 1903, с. 82).

 

Более подробно об этом пишет настоятель Исайя (Путилов)* в своем письме иеромонаху Авелю (Ванюкову) от 7 декабря 1849 г., который называет повествование «о камне на коем будто стоял Серафим 1001 ночь», которое в 1849 году было опубликовано Иоасафом (Иоанном) Тихоновым в составе других сказаний, «выдумкой» автора и поясняет: «Истинное понятие о камне (которой можно назвать камнем претыкания, по причине неправой разгласки Иваном Тихоновым, будто на этом камне о<тец> Серафим стоял тысячу и более дней и ночей на молитве) следующее: о<тец> Серафим, когда только начал пустынную отшельническую жизнь в отдаленной от монастыря келлии, то имел правило молитвенное чрезвычайно продолжительное (по его словам, одному близкому тогда монаху Авелю сказанных, именно: стоял неподвижно по 17 часов). И в таком положении подвизался более 3-х лет неизменно, с 1804 по 1808 год. А когда от напряжения ноги его отекли, сделались в ранах, то он такое правило уменьшил. Вот, впоследствии, и повторял старец в своей беседе: «Было время, Серафим стоял в своем правиле более тысячи ночей, как камень неподвижно». Эти слова и теперь у некоторых на памяти. Но ложный ученик иначе о камне разъяснил. Теперешний камень для Ивана превратился в бриллиант.» (ОР РГБ, ф. 213, к. 96 (материалы Моисея Путилова), ед. 5, л. 1 об., 2).

 

"Преподобный Серафим Саровский. Жизнь и подвиги". Москва, 2004 г.

 


* Саровский настоятель Исайя (Путилов) - родной брат оптинского старца преподобного Моисея (Путилова)

  • Thanks 1


2 Comments


Recommended Comments

Надо же, как это на самом деле! А ведь даже иконография существует - преп. Серафим на камне. Это открытие для меня. Вокруг преп. Серафима и Дивеево есть так много апокрифов, но про его стояние на камне - удивительно. Такой подход (работа с источниками) к сложившимся и привычным образам очень важен, чтобы не запутаться во множестве благочестивой (иногда с виду) информации.

Отец Даниил, спасибо за публикацию!

  • Like 1

Share this comment


Link to comment

Спасибо за разъяснение! 

"Благочестивые мифы", увы, не приносят пользы... Сначала смущается разум, а потом и вера начинает колебаться...

 

Сразу вспоминается Достоевский:

- Да, вот вы тогда обедали, а я вот веру-то и потерял! 

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...