Перейти к публикации

Летопись Оптиной Пустыни

  • записей
    613
  • комментарий
    1 081
  • просмотров
    1 708 508

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского

OptinaRU

2 678 просмотров

gallery_825_102_54793.jpg
Посещайте монастыри, особенно в праздники; когда и меня не будет, не забывайте приезжать сюда, чтобы отдохнуть душой. А может быть, кого из вас Господь сподобит монашеского чина. Хотя монастырская жизнь полна скорбей и искушений, но она же несет с собой и великое утешение, о котором мир совсем не имеет ни малейшего понятия. Впрочем, как бы ни спасаться, только бы спастись и достигнуть Царствия Небесного, которого да сподобит нас всех Господь.

 

Мы все должны стремиться к Богу, Небу, к востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его — и так над всеми... С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога. Правда, "лицом к лицу" видят Его немногие, вроде Серафима Саровского, но хотя бы отображение Его видеть должны стремиться все без исключения. Если веруем во Христа и по силе стремимся исполнять его заповеди, то хотя бы в щелочку, а все же видим Его. Наше зрение, то есть способность видеть Христа, и зрение святых людей можно сравнить со способностью человека и орла смотреть на солнце. Орел высоко поднимается над землей, парит в небе и немигающими глазами смотрит на солнце, а человеческое зрение к этому не приспособлено, человек не может вынести всей полноты света, а орел может. Так и с Божественным Светом: те, у кого приспособлено к тому духовное зрение, будут Его видеть, а прочие — нет.

 

Пишет мне один мятущийся интеллигент: "Очень тяжело мне. Внешне все обстоит благополучно, и дела идут хорошо, семья дружная, жена хорошая, но беда в том, что душу свою мне открыть некому. Того, о чем я тоскую, не понимает жена, а дети теперь еще малы. Что мне делать? Как избавиться от тоски и скорби?".

Я посоветовал ему читать Псалтирь. Там есть в 93-м псалме: "По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою" (Пс. 93, 19). "Возьмитесь за этот стих, — написал я ему, — и принимайтесь читать Псалтирь. Думаю, что Бог Вас утешит".

Проходит некоторое время, получаю письмо: "Послушал Вас, начал читать Псалтирь и ничего там не понимаю". Отвечаю: "Ты не понимаешь, но зато бесы понимают и бегут прочь. Читай пока, не понимая, а когда-нибудь понимать начнешь". Не знаю, что будет с ним дальше. И вам повторяю: читайте Псалтирь ежедневно, хотя бы понемногу, и Господь не оставит вас Своею милостью, будет всегда вам Помощником и Утешителем.

 

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского



4 комментария


Рекомендованные комментарии

"Посещайте монастыри, особенно в праздники; когда и меня не будет, не забывайте приезжать сюда, чтобы отдохнуть душой." ... А в миру все больше создано для людей чтобы они отдыхали от души. Не думали, что она есть или болит...

Я слышал, что адмирал Ушаков на всех кароблях где он находился утром с экипажем после правила читал еще 90 и 26 псалмы. Говорят что на тех кораблях нкогда никто не погиб и не убился!!!...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Преподобный Варсонофий очень мне близок и любим. Мне иногда кажется, что я его давно знаю и мне он родной - родной. Он дает ответы на все мои вопросы, даже те, которые только еще начинают назревать.

Я благодарю Бога, что он дал возможность мне обрести для себя такого Преподобного.

Я верю, что преподобный Варсонофий, не оставляет меня, грешную, своими молитвами.

Преподобный отче Варсонофие, моли Бога о мне.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Пс.93:15. Дондеже правда обратится на суд, и держащиеся ея еси правии сердцем. Бог не оставит людей Своих, доколе Сам Он, Высочайшая Правда, не придет судить вселенной и доколе не восторжествуют держащийся ея еси правии сердцем.

Пс.93:20. Да не пребудет тебе престол беззаконiя, созидаяй труд на повеленiе.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В псалме, к коему принадлежит сие изречение, св. пророк изображает угнетения, которым нечестивые подвергают благочестивых. Доколе грешницы восхвалятся ? Люди Твоя смириша, вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша. Потом обращается к благочестивым с утешением. Для сего он, во-первых, представляет, что неправда нечестивых не может укрыться от всеведения Божия; напрасно думают нечестивые, что Господь не узрит, — Ш Во-вторых, показывает источник утешения в законе Божием или в слове Его; и блажен тот, который изучил дух закона Божия, — сей дух умиротворит его сердце покорностью судьбам Божиим и среди скорбей подаст спокойствие.

Так должно понимать слова: укротите его, от дней лютых. Ибо он научает его, что Бог праведен, что не оставляет людей Своих без помощи.

В-третьих, чтобы усилить сие утешение, пророк указывает на собственный свой опыт: Аще не Господь помог бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя; милость Твоя, Господи, помогаше ми. Наконец, ощутив в душе своей, как трудно благочестивым проходить их путь, когда нечестивые усиливаются и берут преимущество, в сем чувстве молит Господа: да не прибудет Тебе престол беззакония. Что же это значит? Престол у св. писателя означает высшую степень силы, выражение сие можно приложить ко всякому состоянию, в котором человек действует, никого не боясь, ничем не стесняясь, как бы независимый; или, выражаясь словами Премудрого: якоже Царь обладаяй, и кто речет ему: что твориши (Екк.8)? В книге Притчей жена, ненавидящая правды, названа престолом бесчестия (Притч.11:16). Без сомнения, св. писатель разумел жену развратную, которая, потеряв страх Божий, свободно предается всякому беззаконию. Так что же хочет сказать чрез сие св. пророк? Слово пророка заключает большое богатство назидательных мыслей в своем приложении. Представьте, что св. Давид обращается на мир языческий, — он видит, что везде царствует и преобладает беззаконие, что есть в некоторых странах благочестивые поклонники Единого Бога, но царствующее нечестие накладывает тяжелые труды на повеления Божий, делает великое затруднение в исполнении заповедей Божиих. Истина сия оправдалась в Истории Церкви не только иудейской, но и христианской. Так, в дни рабства народа израильского в Египте беззаконие, восседавшее на престоле в лице нечестивых фараонов, полагало препоны тому, чтобы израильтяне служили истинному Богу; так и в последующие времена иногда грозили огнем поклонникам Его, как было во времена Даниила; иногда воздвигали общее на них гонение, как во времена царей сирийских; иногда пользовались святым покоем субботы, чтобы невооруженных предать мечу и плену, — Церковь христианская испытала то же, и еще более, нежели иудейская. Что видим мы до того времени, как благочестие, в лице Константина Великого, взошло на престол царский? Множество жестоких мучений, потоки крови и беспрестанное гонение на Церковь.

Сия истина, столь ясно оправдавшаяся на Церкви вообще, оправдывается часто на семействах и на частных обществах.

Представьте неправославного, неблагочестивого владельца! Редко и среди .домочадцев его увидите усердных к Церкви, честных, целомудренных. Одни, увлекаясь его соблазнительным примером, живут развратно, другие, угнетенные работою, не имеют времени к исполнению церковных обязанностей. Неправда ли, что это престол беззакония? Неправда ли, что он действует как не подчиненный никаким правилам и творит труд к исполнению повелений Божиих.

Или, что то же, вообразите в каком угодно состоянии начальника, руководителя, который имеет полную власть в своем обществе, преданного беззаконию, — вы увидите, что он творит труд на повеления, то есть делает трудным исполнение заповедей Христовых.

Нередко случается, что жена хотела бы принять странных и подать нищим, а корыстный муж не дает ей воли, порицает и грозит ей. Отчего живущие в рукодельных заведениях забывают святить день субботний, не говеют? В самые святые дни не посещают церкви? Весьма нередко оттого, что начальники сих заведений, побуждаемые корыстию, обременяют их работами и делами.

Отчего многие, кажется, благовоспитанные, в самой старости чувствуют великий труд в исполнении церковных уставов и даже заповедей Божиих, — отчего не могут произнести откровенной и полной исповеди грехов своих? С великим принуждением предпринимают пост, и притом самый сокращенный и слабый? Отчего так неохотно бодрствуют со Св. Православной церковью? Оттого, что глава семейства, в котором они родились, был неправославный, правоправитель — неправославный и общество, в котором они с малолетства обращались, неправославное, да и священника православного редко они видели в доме своих родителей. Пришедши в возраст, они и чувствуют, что якорь душевного спокойствия лежит на берегу Православия, но, увлеченные мнениями, которыми были напитаны с малолетства, они так далеко отстали от сего спасительного берега, что потребно много силы, времени и подвига, чтобы соединиться с ним (Вас. Великий).

Наконец, есть в каждом человеке свой престол. Св. отцы называют его владычнею частью человека. С него, как с престола, изрекается закон, которым человек управляется в путях жизни. Есть дух века сего; св. апостол говорит: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, воеже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим.12:2)

Есть дух владычний, дух истины и святыни. Если владычний Дух Божий соединен владычнею частью нашего бытия, тогда на престоле внутренней области существа нашего царствуют мир, правда и радость, и всякая заповедь Божия делается легкой и удобной; а если дух века утвердил в ней престол свой и владеет умом нашим, тогда в нем утверждается престол беззакония, и он творит человеку труд в исполнении повелений. О сем молится Давид в словах: да не обладает мною всякое беззаконие. При сем преобладании беззакония над нашим умом и сердцем повеления или заповеди Божий представляются нам весьма трудными, неудобоисполнительными. Неправда ли, что лихоимцу трудна заповедь милосердия? Самолюбивому и славолюбивому тяжело отдать справедливую честь достоинствам другого? Непокорному и горделивому удобное к исполнению приказание кажется тяжким и несносным бременем? Как трудно воздержание преданному пьянству? Не кажется ли невозможной чистота расслабленному от сладострастной жизни? Неправда ли, что те же дела, которые мы весьма удобно совершаем, одушевленные любовью, подавляют нас, когда принимаемся за них без любви и усердия? Будем же беречься, чтоб владычней части существа нашего не отдать под власть беспокойного духа, действующего в сынах настоящего века; напротив, будем молиться, да приидет в нас святое и мирное Царствие Божие, да воцарится вера в уме, любовь в сердце нашем; тогда не будем чувствовать труда в исполнении заповедей Божиих, а опытно познаем, что иго Христово — благо, и бремя Его легко есть. Аминь.

http://mystudies.nar.../ternovsky.html

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...