Сшить сознание
Сшить сознание
Владимир Легойда. Фото: РИА Новости
«Псковская правда» публикует некоторые выдержки из лекции главного редактора журнала «Фома» Владимира Легойды
Вопрос добра и зла
Почему я хотел предложить вам поразмышлять на тему религии? Почему это важно сейчас и вообще в жизни? Как-то на одной пресс-конференции одна продвинутая журналистка спросила у меня: почему вы все время говорите о религии, ведь религиозная идентичность – это не единственная идентичность человека? Действительно, не единственная идентичность, но, как говорят философы, предельная идентичность.
Смотрите: я – мужчина, брат, отец, преподаватель, журналист, и у меня есть набор идентичностей или социальных ролей, социальных масок. Но никакая из этих ролей в отдельности и не все они вместе определяют мое отношение к тому, что такое хорошо и что такое плохо. Скорее напротив.
То отношение, которое у меня есть к глубинным ценностям человеческой жизни – что такое хорошо и что такое плохо – определяет и то, какой я отец, и то, какой я брат, и то, какой я преподаватель. То есть сначала я решаю для себя вопрос добра и зла, сначала решаю для себя вопрос цели в жизни, а уже потом это решение я реализую в жизни. То есть связь именно такая.
Современный человек – существо очень нецельное. Выдающийся русский социолог Питирим Сорокин, характеризуя сознание пуритан, сказал замечательную вещь: по воскресеньям пуританин верит в бога, а по остальным дням – в фондовую биржу. Демонстрируя тем самым, что у человека есть уголочек, в котором живет его религиозное чувство. И он там, в этом уголочке, очень верующий человек. Но вот он вышел из церкви, молельного дома, вышел из храма – и оставил все свое религиозное чувство там.
Конечно, так не может быть. Именно в религиозной плоскости решаются вопросы добра и зла, решаются вопросы жизни и смерти. Потому что основной вопрос, на который отвечает или пытается ответить любая религия, это вопрос, что такое смерть, а значит, что такое жизнь. Единственное, что мы с вами знаем о себе, это то, что мы все с вами умрем. Как бы ни печально это было осознавать, но это единственное знание, которое, безусловно, есть у человека. И вот единственность этого знания определяет его важность.
Кто-то скажет: почему вы считаете, что это религиозный вопрос? Сдаюсь, можно сказать, что нерелигиозный вопрос в том смысле, что человек не находит для себя религиозного ответа. Но это все равно попытка ответить на вопрос, что такое добро и что такое зло. Почему эта связь не так очевидна сегодня? В том числе и потому, что у нас принято считать: религия – это частное дело. Это справедливо.
Преодоление одиночества
Религия – это не просто личное, это, может быть, самое личное, самое интимное, что есть в человеческой жизни. И религия – это, по большому счету, не определение, а одна из характеристик, это способ преодоления одиночества. Мы понимаем, что каждый человек в этом мире одинок. Думаю, что каждый переживал минуты, когда вы понимаете: сейчас вам никто не может помочь, сейчас вас, к сожалению, никто не понимает. Все попытки излить душу, найти поддержку даже у самых близких людей натыкаются на стену непонимания. Каждый человек переживал такие минуты. Кто-то чаще, кто-то реже.
У «Машины времени» когда-то давно была такая песня «Она идет по жизни смеясь». Слышали? Там есть такие строчки: «Все с восхищением смотрят ей вслед и не замечают, как плачет ночами та, что идет по жизни смеясь».
Любой человек – это существо, которое «плачет ночами».
В этом смысле религия как преодоление одиночества. Религия – это есть выход и возможность связи с тем, кто тебя всегда поймет. Вот когда весь мир, кажется, против тебя, всё против тебя ополчилось – у тебя всегда есть выход: ты всегда можешь обратиться к Богу, ты всегда можешь эту связь реализовать.
Одна из этимологий слова «религия» (вы, наверное, об этом знаете) означает «связывать». Происхождение слова и обозначает связь. Вот в этом смысле, конечно, религия – это глубоко интимное, личное дело. Но религия никогда не была (обращаю на это ваше внимание) и не может быть только частным делом.
Разрыв сознания
Если религия, то есть мои ответы на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо, что такое жизнь и что такое смерть, не определяют мои поступки в семейной жизни, в общественной жизни, в какой угодно жизни, то значит, этой связи меня с вечностью и продолжения меня в социуме нет. Если я говорю, что я верующий человек и нахожусь в храме, молюсь, потом выхожу из храма, сажусь в автобус, мне наступают на ногу, и я все, что думаю о человеке, выдаю коротко и емко, то, наверное, у меня эта связь еще очень плохо стыкуется. Особенно если я еще при этом считаю, что так и должно быть.
Если я говорю, что я православный бизнесмен, но первое, что я сделал с началом кризиса, это уволил половину сотрудников, а остальным сократил зарплату, то я, простите, фиговый православный бизнесмен. И у меня мои эти представления о добре и зле, даже если 8 церквей построил, не определяют мою жизнь.
Почему это иногда происходит? Потому что существует такой разрыв: человек не реализует в своей жизни то, что он призван реализовать как верующий человек, как христианин. Разорванность человеческого сознания – это очень большая проблема. Приведу два примера, которые покажут, как по-разному можно к этому относиться. Был такой губернатор Нью-Йорка. Он говорил, что как верующий человек он выступает категорически против абортов, но как губернатор он приложит все силы для того, чтобы женщины могли осуществлять право и на это действие. То есть здесь он как человек, а здесь – как чиновник.
Но в современном мире есть люди, которые поступают по-другому. В 1990 году бельгийский король, когда стал обсуждать вопрос об отмене запрета на аборт, сказал: «Я не хочу быть королем в стране, которая принимает такие законы». И отрекся от престола.
Пятое измерение
Нам долгое время говорили, что религия отрывает человека от реальности, но она предельно реалистична. Она понимает, что человек не может измениться. Даже если он с детства будет воспитываться в религиозных традициях, все равно будет подвержен каким-то соблазнам
Есть такое русское слово – «покаяние», у греков означает – перемена ума. То есть покаяние – это не стоять и осознавать, какой я плохой, несчастный, а ты меняешь взгляд на мир, меняешь свое отношение к поступку. И в разговоре с Богом (а молитва – это разговор с Богом) ты констатируешь это.
С христианской точки зрения грех – это то, что оскорбляет самого человека в первую очередь. Один из возможных переводов слова «грех» – промах. То есть грешник не человек, которому надо пятки поджаривать, а промахивающийся человек. Человек не идет к цели, а промахивается.
Религия – это дополнительное измерение. В религии человек обретает возможность посмотреть на это мир, на себя, на свои взаимоотношения с другими людьми по-другому. Он получает, если хотите, дополнительный инструментарий, чтобы посмотреть на эту жизнь.
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.