Перейти к публикации

Сербский Патриарх Павел

  • записей
    97
  • комментариев
    49
  • просмотров
    69 426

Беседа в неделю Поста

Миха

901 просмотр

Беседа на святой литургии на пятой неделе Поста, в монастыре Святого Архангела Гавриила в Земуне

 

"Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих."

(Марк 10, 32-45; Зач. 47)

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры! На этой неделе, пятой неделе Великого поста, церковь совершает святое поминовение Святой Марии Египетской, которая, как и многие святые, сначала была грешницей, но потом поняла, что такая жизнь ведет в духовную пропасть, поэтому покаялась и оставшиеся годы своей жизни провела в монашестве, очистив и освятив свою душу и тело.

 

Истинное покаяние, братья и сестры, как мы видим из жизни святой Марии и всех святых, это становление на путь истинный и не оправдывание греха своего, не самооправдание, а признание греха своего, как это сделал блудный сын. Он не стал оправдываться в том, что жил распутно, когда покинул дом отца своего, говорить, что его кто-то заставил так жить. Он признал свой грех: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою" (Лука, 15, 21), согрешил и по Божьему, и по людскому закону. Ведь если кто-то другой виноват в моем грехе, то он должен каяться. Если бы я не был виноват, у меня не было бы причин каяться. Но я виноват. Если меня кто-то уговорил и заставил согрешить, а я согласился, то я и виноват. Да, он уговорил меня, заставил, но я сам поддался на уговоры и его силу. Меня можно убить, но заставить меня нельзя, если я буду стараться выдержать это, с Божьей благодатью. Оправдывать свои грехи — значит, бежать от искреннего покаяния.

 

С другой стороны, в святом Евангелии Господь напоминает нам о смирении. Братья Иаков и Иоанн, Его апостолы, попросили, чтобы они могли сесть в Царстве небесном по правую и по левую руку от Него. А Господь напоминает им:"не от Меня зависит, но кому уготовано". А уготовано тем, кто готовится к этому. Как? Служением Богу и ближним. "Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить", служить до самой смерти, смерти на кресте. Из Евангелия вы знаете, какой была Его жизнь, что он подвергался гонениям, еще будучи ребенком, и позже, в Назарете и в других городах, как его унижали. "Не слушайте Его, в Нем нечистый дух!" (Марк, 3, 32), говорили злые люди. Но он перетерпел все эти муки ради нас и нашего спасения, и молился в муках на кресте, пока толпа издевалась над ним:"Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем." (Марк, 15, 32). А Он молился, жалея их и страдая больше за них, чем за себя: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают." (Лука, 23, 34).

 

Вот видите, в чем несчастье греха — человек становится рабом и отворачивается от Царства небесного, от Бога, от Сына Божьего в Царстве небесном и идет в противоположном направлении, не понимая этого, потому что не знает, что делает. А если мы знаем, что он делает, если мы возлюбим и врага своего, если мы увидим, что тот падает в пропасть и пожалеем его, его душу, и помолимся Богу, чтобы Он сделал все, что в его силах, чтобы и тщеславный задумался. Бог всемогущ и может все, но не может сотворить насилие над тем, кто не желает спасения, потому что насилие есть немощь. Да, Бог всемогущ, но насилие и любое зло — немощь, а Бог всемогущ во всем, что является добром и святостью. Пусть же Он поможет нам, чтобы мы с Его помощью и своим трудом брали пример со святых и святой Марии Египетской, и, как сказал Святой Григорий Богослов, делали одно из двух: или не грешили, потому что после этого легче воздерживаться от грехов, или, если мы уже согрешили, чтобы сразу покаялись и исправились.

 

Пусть же Господь поможет и вам, и мне, чтобы мы все встретились в Царстве небесном на той стороне, которую Господь узнает и признает Своей. Благослови вас Бог!

 

 

13 апреля 1997 г.



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...