Перейти к публикации

Tampy's "Мысли в слух".

  • записи
    223
  • комментариев
    247
  • просмотров
    188 589

Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров (святого Григория Двоеслова)

Tampy

1 457 просмотров

ПОНЯТИЕ О ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии - проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных;

в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

 

О ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСАХ

 

Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории.

Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата.

Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день.

На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.

На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.

На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.

Служба часов, совершаемая во время Великого: поста, имеет в сравнении с вседневными (великопостными) часами свои особенности.

  1. На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду).
  2. На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами.
  3. На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.
  4. В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...", с великими (земными) поклонами.
  5. Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

 

 

 

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ 3-го, 6-го и 9-го

 

Великопостные часы начинаются возгласом священника: Благословен Бог наш...

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный... Трисвятое по "Отче наш".

Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... (трижды).

Затем на третьем часе следует чтение трех псалмов: "Услыши, Господи, правду мою..." (16-й псалом); "К Тебе, Господи, воздвигох душу мою..." (24-й псалом) и "Помилуй мя, Боже..." (50-й псалом).

Час шестой читается непосредственно по окончании третьего часа и начинается возглашением чтеца: Приидите, поклонимся... (трижды), затем читаются три псалма: "Боже, во имя Твое спаси мя..." (53-й), "Внуши, Боже, молитву мою..." (54-й) и "Живый в помощи Вышняго..." (90-й псалом).

Девятый час следует за шестым и начинается с чтения "Приидите, поклонимся..." (трижды), затем читаются псалмы: "Коль возлюбленна селения Твоя..." (83-й псалом); "Благоволил еси. Господи, землю Твою..." (84-й псалом) и "Приклони, Господи, ухо Твое..." (85-й псалом).

По прочтении трех псалмов чтец на каждом часе произносит: Слава и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне... Затем он читает рядовую кафизму.

По прочтении 1-го антифона (иначе, первой "Славы") кафизмы чтец произ носит: Слава Отцу, я Сыну, и Святому Духу, а хор поет: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Далее чтец произносит: И ныне... И читает второй антифон кафизмы. Затем повторяются краткие молитвословия в том же порядке, как и после первого антифона.

По прочтении третьего антифона кафизмы чтец произносит: Слава, и ныне... Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды).

После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа.

На третьем часе (глас 6-й): Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благйй, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.

1-й стих: Сердце чисто созижди во мне...

2-й стих: Не отвержи мене от Лица Твоего...

На шестом часе (глас 2-й): Иже в шестый день же и час на Кресте при гвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.

1-й стих: Внуши. Боже, молитву мою...

2-й стих: Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.

На девятом часе (глас 8-й): Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.

1-й стих: Да приближится молитва моя...

2-й стих: Да внидет прошение мое пред Тя, Господи...

Хор по произнесении священником тропаря поет его в первый раз. По произнесении священником 1-го стиха хор поет тропарь во второй раз и по произнесении 2-го стиха поет его в третий раз.

Во время произнесения священником тропаря (или стиха) певцы и все молящиеся совершают коленопреклонение, а во время пения хором тропаря священник и молящиеся преклоняют колена.

  1. В среду и пяток сырные тропарь часа священник произносит нараспев, а чтец читает его.
  2. В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храма и великого святого читается тропарь празднику, а постовой тропарь оставляется.

Священник после пения тропаря часа произносит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Чтец: И ныне... И Богородичен часа.

На третьем часе: Богородице, Ты еси Лоза истинная...

На шестом часе: Яко не имамы дерзновения...

На девятом часе: Иже нас ради рождейся от Девы.

На шестом часе после Богородична чтец произносит, Тропарь пророчества (т. е. тропарь, который по своему содержанию имеет отношение к далее Читаемому пророчеству (паримии). Хор поет этот тропарь дважды (второй раз - на "Слава, и ныне").

Затем священник возглашает: Вонмем. И чтец перед чтением паримии произносит прокимен Триоди (например: глас шестый: Спаси, Господи, люди Твоя...), но самое слово "прокимен" чтец не произносит.

Хор поет прокимен Триоди. Читается паримия;из книги пророка Исаии, а по прочтении поется другой прокимен Триоди.

На третьем и девятом часах (после Богородична); и на шестом часе (после второго прокимна) читаются следующие молитвы:

На третьем часе: Господь Бог благословен...

На шестом часе: Скоро да предварят ны щедроты Твоя...

На девятом часе: Не предаждь нас до конца...

Если на часах бывает чтение Евангелия (в первые три дня Страстной седмицы), то молитвы, положенные после Богородична, читаются после евангельских чтений или паримии (как на шестом часе).

После молитвы часа чтец читает Трисвятое по "Отче наш".

Священник: Яко Твое есть Царство...

Чтец: Аминь.

Далее на третьем часе: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры словцы явлей... "Слава..." - Скорое и известное даждь утешение... "И ныне" - Надежда, и Предстательство, и Прибежище христиан...

На шестом часе: Спасение соделал еси посреде земли... "Слава..." - "Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий..." "И ныне,..": в понедельник, иторник и четверг - "Милосердия сущи Источник..."; в среду и пятницу вместо "Милосердия сущи Источник..." - Крестобогородичен: Препрославлена еси. Богородице Дево...

На девятом часе: Просветивый земныя Крестом... "Слава" - Яко разбойник исповедаяйся, вопию Ти, Блаже... "И ныне" - Нас ради Распятаго приидите, вси, воспоим. На часах вместо указанных кондаков читаются в положенные дни, например, в Великий понедельник, и другие кондаки (см. Последование часов в Триоди постной).

Далее чтец: Господи, помилуй (40 раз); Иже на всякое время... Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне... Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче.

Священник возглашает: Боже, ущедри ны...

После этого возгласа священник на каждом часе произносит молитву св. Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми. - И совершает великий (земной) поклон. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. - Великий поклон. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. - Великий поклон и 12 поклонов малых, т. е. поясных, с молитвой "Боже, очисти мя, грешнаго".

Далее священник произносит всю молитву св. Ефрема Сирина без разделения на части и совершает один великий поклон.

На третьем и шестом часах полагаются 16 поклонов, а на девятом часе, если далее следуют изобразительны (а не междочасие), полагается только три великих поклона.

Молящиеся также совершают поклоны.

После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба: после третьего часа - служба шестого часа, затем девятого часа и чин изобразительных.

Молитва третьего часа:

Владыко Боже Отче Вседержителю...

Молитва шестого часа:

Боже и Господи сил...

Молитва девятого часа:

Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш...

 

ПОСЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ

 

Непосредственно за девятым часом совершается краткая служба, которая на зывается Последованием изобразительных.

В Великий пост Последование изобразительных совершается в таком порядке.

После заключительной молитвы девятого часа: Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш... служба начинается пением Блаженн, а псалмы 102-й ("Благослови, душе моя. Господа...") и 145-й ("Хвали, душе моя, Господа...") опускаются.

Хор поет на глас 8-й (особым великопостным роспевом):

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Блажени нищий духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Блажени плачущии, яко тии утешатся. Помяни нас. Господи, егда...

Блажени кротции, яко тии наследят землю. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся; Помяни нас, Господи, егда...

Блажени изгнана правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда...

Блажени есте, егда поносят вам. мир ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Помяни нас, Господи, егда...

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Помяни нас, Господи, егда...

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Помяни нас. Господи, егда...

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Помяни нас, Господи, егда...

И далее высоким гласом:

Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.

Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем.

Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствие Твоем.

Блаженны не поются, а читаются в среду и пятницу сырной седмицы, в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовый и великого святого; в четверг и субботу Страстной седмицы.

После пения Блаженн чтец: Лик небесный поет Тя и глаголет... "Слава" - Лик святых ангел... "И ныне..." - "Верую во Единаго Бога..."

И молитву: Ослаби, остави... "Отче наш..."

По возгласе священника: Яко Твое есть Царство... и произнесении чтецом: "Аминь" следует чтение кондаков.

Если на утрени положено "Аллилуиа" или нет празднуемого святого, что но Часослову, вначале читается кондак Преображения Господня, который напоминает о событии Преображения, как бывшем пред страданиями Господа - в период времени нашей Святой Четыредесятницы.

Далее читается кондак дневной (см. в Часослове наряду, на каждый день). (чтем кондак храма и рядовому святому. На "Слава" - Со святыми упокой... "Н ныне" - Богородичен: Предстательство христиан непостыдное... (Типикон, 1 я седмица Святой Четыредесятницы, глава 52-я).

После кондаков читается: Господи, помилуй... (40 раз). Слава, и ныне: Честнейшую Херувим... Именем Господним благослови, отче.

Священник: Боже, ущедри ны, благослови ны, просвети Лице Твое на иы и помилуй ны.

Чтец: Аминь.

Священник глаголет молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего... (с 16 поклонами).

После молитвы и поклонов чтец: Трисвятое по "Отче наш". И по возгласе нященника - Господи, помилуй (12 раз) и молитву: Всесвятая Троице...

Священник: Премудрость.

Хор: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне... Господи, помилуй (трижды).

В заключение Последования изобразительных священник произносит малый отпуст.

Хор: Господи, помилуй (трижды).

Далее сряду начинается вечерня, соединяемая с литургией Преждеосвященных Даров.

 

 

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ НА ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕНЫХ ДАРОВ

 

Перед началом вечерни священнослужители совершают на солее входные молитвы (по обычаю), а затем по входе в алтарь облачаются.

Входные молитвы священнослужители читают после великих поклонов на девятом часе и во время пения: Во Царствии Твоем... В составе их те же молитвы, что и на полной литургии, за исключением молитвы: Господи, низпосли руку Твою... в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бес кровной Жертвы, что бывает на полной литургии.

Скуфьи и камилавки принято снимать, как и перед полной литургией, при целовании икон. Потом, по облачении, надевают скуфьи и камилавки и снимают перед перенесением Святых Даров с престола на жертвенник. Затем надевают их и стоят в них до пения: Да исправится молитва моя... Перед сугубой ектенией вновь надевают их и снимают перед пением: Ныне Силы Небесныя... Далее, как и на полной литургии, скуфьи и камилавки надевают пред ектенией: Прости, приимше... и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы).

После входных молитв священнослужители входят в алтарь, трижды по пленяются пред престолом, целуют престол, Крест на нем и Евангелие, затем Облачаются у священные одежды. Облачение совершается до отпуста изобразительных.

Диакон, получив благословение на облачение, целует на облачении крест и тихо произносит: Господу помолимся.

Священник при облачении в каждую священную одежду творит над нею .крест, целует и также тихо произносит: Господу помолимся. Таким образом священнослужители при облачении не говорят молитв, положенных при этом на полной литургии.

Облачившись, священник и диакон трижды благоговейно поклоняются пред престолом с словами: Боже, очисти мя, грешнаго. Священник целует Евангелие, диакон - престол и Крест на престоле.

По отпусте изобразительных диакон, получив у предстоятеля благословение и поклонившись ему, исходит северными дверьми на солею, становится на амвоне и, помолившись, по обычаю, к востоку, возглашает: Благослови. владыко.

Священник в это время молится у престола и по возгласе диакона, взяв Евангелие, изображает им знак креста над антиминсом, возглашая: Благословено Царство... По возглашении он полагает Евангелие на антиминсе.

Хор: Аминь.

Чтец произносит: Приидите, поклонимся... (трижды) и читает 103-й (предначинательный) псалом.

Священник исходит северными дверьми на солею и пред царскими вратами тайно читает светильничные молитвы, прося Бога, чтобы Он просветил очи сердец молящихся к познанию истин веры и облек их во оружие света.

При этом первые три светильничные молитвы он читает в дальнейшем при малых ектениях по порядку и, по прочтении каждой молитвы, в заключение (после ектений) произносит возглас. Здесь же он прочитывает тайно 4-ю, 5-ю, 6-ю к 7-ю молитвы:

 

Молитва четвертая:

 

Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому: и даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Гебе истиною и хранящими заповеди Твоя, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Молитва пятая:

 

Господи, Господи, Пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготер-пяй на всех нас и каяйся о злобах наших! Помяни щедроты Твоя и милость Твою, посети ны Твоею благостию и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне Твоею благодатию от различных козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию Всесвятаго Твоего Духа.

Милостию и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Молитва шестая:

 

Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляяй всяческая, и мирская, нам благая даровавый, и споручйвый нам обещанное Царство обещанными (в некоторых изданиях: дарованными) благими, путесотворивый нам и дне прешедшую часть от всякаго уклонитися зла! Даруй нам и прочее непорочно совершити пред святою Славою Твоею, пети Тя, Еди-наго Благаго и человеколюбиваго Бога нашего.

Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Молитва седьмая:

 

Боже великий и вышний, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою и солнце положйвый во область дне, луну же и звезды - во область нощи, сподобивый нас, грешных, и в настоящий час предварити Лице Твое исповеданием и вечернее Тебе славословие принести! Сам, Человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило, пред Тобою и приими ю в воню благоухания: подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мйрну: облецы ны во оружие света: избави ны от страха нощнаго и всякия вещи, во тме преходящий: и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диаволя отчужденный. Ей, Владыко, благих Подателю, да, и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощй Имя Твое и, поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще о своих согрешениих и всех людей Твоих, яже молитвами Святыя Богородицы милостию посети.

Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем. Отцу, и Сыну, и Св



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...