Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    24
  • comments
    59
  • views
    39075

У нас должна быть одна печаль — о своей душе...

Sign in to follow this  
Андрей Ъ

… истинные христиане, почувствуют кончину мира подобно тому, как птицы чувствуют приближение смерти людей. И мы, если будем иметь в себе благодать, почувствуем, что мир уже приближается к своей кончине, что он должен погибнуть, превратиться в труп, мертвое тело. И поэтому не столько нужно наблюдать внешние признаки, которые иногда бывает очень трудно угадать, сколько заботиться о своем внутреннем состоянии. Это нужно для того, чтобы прийти в такое восприятие действительности, при котором мы внутренним, непостижимым для нас самих чувством, ставшим под действием благодати Божией нашей природой, будем чувствовать, какие сейчас времена — действительно ли наступает кончина мира, или говорить об этом еще рано.

Можно еще прочитать из Евангелия от Марка о том, как мы должны над собой бодрствовать: «Блюдите, бдите и молитеся» (Мк. 13, 33). Замечательные слова, необыкновенно глубокие! В трех словах сказано всё, что необходимо для спасения всякому христианину, и что в особенности приличествует монаху. И далее: «Не весте бо, когда время будет. Якоже человек отходя оставль дом свой, и дав рабом своим власть, и комуждо дело свое, и вратарю повеле, да бдит. Бдите убо, не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро; да не пришед внезапу, обрящет вы спяща. А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» (Мк. 13, 33–37). Здесь прямое и ясное указание на то, что это относится не только к апостолам, но и ко всем людям, в том числе и к нам, слушающим сейчас Евангелие и пытающимся его понять. «А яже вам глаголю, всем глаголю: бдите». Сказано еще проще, одним словом — «бдите». Вот что нужно делать, чтобы кончина мира или наша собственная кончина, которая рано или поздно обязательно придет, не была для нас внезапной. И мы не должны успокаивать себя тем, что мы, возможно, еще долго проживем.

Мы не должны надеяться на свой разум и рассуждать на темы, которые недоступны для нашего понимания. Бывает, что человек прекрасно образованный, имеющий обширные знания, путается в вопросах духовной жизни по той причине, что считает себя мудрым. Господь ведь сказал: «Исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем» (Мф. 11, 25). Мы должны научиться быть душой младенцами, чтобы всегда и во всем надеяться на Бога, а не на свой разум и силы. Мы должны полагаться на волю Божию и заботиться только об одном: чтобы бодрствовать над собой, очищать свою душу и быть готовым на всякое время сохранить себя от искушений, соблазнов, быть готовым ко всякому испытанию. Иначе может получиться так: мы будем ждать опасности со стороны ИНН, а придет антихрист и скажет: «Я помогу вам, избавлю вас от ИНН, защищу от глобализации». И мы пойдем за антихристом. Преподобный Ефрем Сирин предсказал, что антихрист будет выдавать себя за ревнителя Православия. Ему незачем будет прельщать людей уже погибающих, сектантов и еретиков. Прежде всего он будет стараться прельстить и увлечь за собой тех, кто исповедует истинную веру и еще может спастись (Ефрем Сирин, прп. Толкования на послания Божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам // Полн. собр. творений: в 4 т. Т. 4. С. 125–132).

Это всё, что я хотел вам сказать, братья. Это полезно знать, конечно, всем — и мирянам и монашествующим. Но с нас, монашествующих, спрос будет больше, чем с мирян, потому что мы отреклись от всех земных попечений именно для очищения своей души. И поэтому, чем бы мы ни занимались, какое бы служение (или, как принято говорить, послушание) мы ни несли, мы должны бодрствовать над своей душой, не поддаваться беспечности и понимать, что на первом месте должно быть бодрствование, а на втором — всё остальное. Может получиться так, что мы, будучи в монастыре, можем оказаться в числе тех, кто отяготил свое сердце «объядением и пиянством» и, в особенности, «печальми житейскими». У нас должна быть одна печаль — о своей душе, о спасении, покаянии, а у тех, кто преуспел или несет особенное послушание, — и о спасении своих ближних.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман) «О том, как распознать признаки последних времен», из книги «Благая часть»

73487017_RRRRyoSRRyoR_RRRSSRRSRyoR_RRRRRRRRRRyoS_____RRRR.jpg

Константин Аполлонович Савицкий «Инок»

Sign in to follow this  


1 Comment


Recommended Comments

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...