О самооценке с точки зрения Христианства
"Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое...» (Лк. 2,29-30).
Такие слова произнес праведный Симеон, узрев Богомладенца Иисуса. Краткая история его жизни, помещенная в Евангелии, свидетельствует о том, что он любил жизнь и в своей глубокой старости желал продолжения ее. Он любил жизнь, не имея пристрастия к земным удовольствиям. Его святая душа давно уже обитала в горних селениях и наслаждалась предвкушением небесных радостей. Он любил жизнь потому, что она могла быть еще полезна для его ближних. Он желал продолжения оной, чтобы иметь через это возможность увидеть Спасителя Мира, обратить к Нему внимание и сердца своих сограждан.
Каждый христианин должен любить жизнь и молить Бога о продолжении ее, но при всем том спокойно оставлять ее, когда Господь и Владыка жизни воззовет его в селения небесные. Утвердим эту истину, которая особенно важна в наши дни, характеризующиеся разочарованием в жизни, унынием, отчаянием и даже самоубийствами.
О происхождении и высоком достоинстве человека, о его преимуществе перед прочими земными тварями говорится в самом начале Книги Бытия, в ее первой главе. «Какая великая благость Божия: Господь неба и земли творит нас по образу и подобию Своему, тем показывая особенное к нам внимание и высоту нашей природы» (Прот. Григорий Дьяченко). В своем творении Господь нас вознес высоко. А каковы же в действительности должны быть отношение человека к себе и видение своего места в жизни? Обозначим это термином «самооценка».
Самооценка – это оценка человеком самого себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми и степени греховности пред Богом.
Человек может оценивать свои возможности в выполнении той или иной деятельности как достаточно высокие, может считать их средними, а может думать, что они весьма низкие. Это представление характеризует уровень самооценки: высокий, средний, низкий.
Самооценка может соответствовать успешности выполнения человеком деятельности, а может не соответствовать. Самооценка, которая соответствует реальной успешности деятельности, считается адекватной. Такая самооценка позволяет человеку лучше понимать причины своих успехов, ошибок, неудач, вовремя исправлять их.
Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной и заниженной. И та, и другая мешают деятельности и развитию человека, они не дают ему правильно понять, в чем причина успехов и неудач, правильно относиться к ним.
Американский психолог У. Джеймс считает, что самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордыня, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; c другой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяния.
Наверное, все согласятся, что гордыня является основой повышенной самооценки. Ведь подверженный гордыне человек хвалит себя, например, и за доброе дело, в котором якобы с такой силой проявились его дарования, и за грех, который позволил ему принести глубокое покаяние, и за покаяние, в котором проявилось его «подлинное» благочестие. Этот человек хвалит себя за все, но за все свое, а Бог при этом не нужен.
Протоиерей Владислав Свешников отмечает целый ряд проявлений гордыни, название которых начинается с «само», что дает возможность в традиционной аскетике применять вполне стандартное слово «самость». Это самолюбие, самодовольство, самонадеянность, самоуверенность, самопревозношение, самоволие, самосожаление.
Самосожаление и в некоторых случаях самолюбие могут выражаться через такую форму гордыни, как обидчивость. Обидчивость оказывается связанной с другой формой проявления гордыни - повышенной самооценкой, или, по терминологии известного духовного писателя 19 века святителя Феофана Затворника, самоценом.
Практически всегда, кроме тех случаев, когда покаяние становится устойчивой нормой нравственной жизни, самоцен, или завышенная самооценка, – постоянное явление в жизни большей части падшего человечества (Прот. В. Свешников).
Есть еще один порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, – тщеславие. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать», - говорит апостол Павел (Гл. 5, 26).
«Все боязливые – тщеславны, – уверяет св. Иоанн Лествичник, - однако же не все небоязненные смиренномудры». Некоторые отцы предупреждают нас об опасности тщеславия и честолюбия на научном пути: «Встав на этот путь, надо работать, совершать большие и маленькие открытия. Делать доклады, писать статьи, книги и т.д. – все это может быть поводом для развития тщеславия, честолюбия...» (Прот. Глеб Каледа).
Например, в Средние века часто не подписывали своих работ, т.к. авторам был нужен результат распространения идеи, а не собственное имя.
По словам протоиерея Григория Дьяченко, предметами, которые развивают и поддерживают нашу гордыню, являются богатство, красота, сила, слава, мудрость и даже добродетельная жизнь.
«Тяжело я страдаю, - пишет одна женщина старцу Амвросию, - душевным и телесным расслаблением, которое меня отчуждает от всех радостей и связей мирских, и даже от дел долга. Нет для меня надежды в будущности. Одна лишь усиленная молитва к Богу поддерживает меня. Но иногда мои страдания доходят до такой степени, что я совершенно отчаиваюсь. Открываю вам свое малодушие: нет сил больше терпеть».
Именно так любой человек от малодушия может перейти к таким душевным состояниям, которые относятся к пониженной самооценке (в православии являются грехами), как отчаяние, тоска, печаль, уныние.
Д. Симандз к пониженной самооценке относит страх, сомнение, злобу, враждебность, беспокойство, вину.
В помощь избавления от безотчетной печали старец Амвросий, вопреки общему обычаю святых, вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевной печали и этим повысить самооценку.
Психотерапевт В. Сатир утверждала, что все боли человека, его проблемы, а иногда недопустимо безобразная жизнь и даже преступления – все это результат низкой самооценки. Человек с заниженной самооценкой, как правило, не использует все имеющиеся у него возможности. Он готов заранее, сразу, при первой же неудаче отказаться от дальнейших попыток действовать, не прилагать усилий, чтобы добиться лучших результатов.
«Мы не смеем унывать, - говорит один проповедник, - потому что наше расположение духа отражается на окружающих, наши мрачные мысли отнимают у них надежду на будущее и силу в борьбе с искушениями. Лучше молчать, чем заранее высказывать наши опасения».
Доктор медицинских наук В. Макаров говорит: «Одной из наиболее часто встречающихся причин нарушения здоровья и неуспешности является заниженная самооценка, низкий уровень самоуважения».
Есть примеры великих людей, которые не считали себя людьми высокого достоинства. Вот один из них. После смерти своего отца Николай II писал: «Сандро, что мне делать? Что будет со мной, с тобой, с Ксенией, с Алекс, с мамой и с Россией? Я не подготовлен к тому, чтобы быть царем. Я никогда не хотел этого. Я ничего не понимаю в делах управления. Я даже не представляю, как говорить с министрами».
К средней самооценке можно отнести следующие высказывания отцов церкви: «Всякий раз ограждай себя от гордыни, - говорит Василий Великий, - смиряя себя, чтоб возвыситься, подражая Господу, нисшедшему с неба до крайнего уничижения и обратно из уничижения вознесшемуся на подобающую высоту». «Ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы себе самому, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличение от других».
Прот. Григорий Дьяченко дает рекомендацию избавления от гордыни и снижения своей самооценки до среднего уровня таким образом: «Не будь несправедливым судьей себе самому и не истязуй благодать. Если находишь что-либо доброе в себе, то, взвесивши это и добровольно предавши забвению согрешения свои, не величайся тем, что сегодня сделал доброго, равно не произноси сам себе прощения и в тех злодеяниях, которые вновь или прежде учинил. Когда же воздымают тебя настоящие добродетели, приведи себе на память прежний образ жизни, и тогда оставишь безумную гордость свою». Примерно так отцы церкви рекомендуют изменять свою самооценку.
По моему мнению, скромность можно отнести к средней самооценке. Скромность хорошо описывает архиепископ Иоанн Маховский. Он говорит: «Чем человек скромнее, тем он приятнее для всех. Скромных все любят, тщеславие всех отталкивает. Мы ясно видим, что действует – даже в неверующих людях – непреложный закон. Неверующие тоже подчинены этому закону... Скромность, безусловно, равна милосердию, т.к. в силу одной своей скромности человек уже милосерд к другим людям – не надоедает им своими претензиями, не мучает их своим посягательством на какую-то значимость. Вольно или невольно, скромный всегда отдает честь Богу и людям. Скромный никогда в жизни не проигрывает; этим его таланты и достоинства не унижаются. Скромность отнюдь не означает слабости, как думают некоторые. Она, только она есть сила и доблесть духа. И оттого Слово, создавшее миры (Иисус Христос), приняло на себя жизнь скромного человека и прошло страдальческим путем жизни, показывая дух скромности, как свет, ведущий в бесконечную славу Небесного Царства».
В заключение хотелось бы сказать, что для успешной жизненной деятельности, радости жизни и даже некоторого счастья человеку необходимо стремиться вырабатывать в себе среднюю адекватную самооценку.
Священник
Андрей ВИНОГРАДОВ
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.