Перейти к публикации

EКатерина's блог

  • записи
    22
  • комментариев
    30
  • просмотров
    25 689

Рождество Христово во Владимире XIX – начала XX века

EКатерина

1 228 просмотров

Каждая владимирская семья в XIX веке традиционно соотносила ритм и уклад своей жизни с православным календарным кругом. В полном соответствии с ним жили люди, в него органично вплетались частные, семейные события. В основе православного календаря лежат события, связанные с именами Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, а также многочисленных людей, живших свято.

 

Одним из самых почитаемых православных праздников во все времена являлось Рождество Христово. Празднику предшествовал длительный 40-дневный Рождественский (Филиппов) пост, который приближал верующих к великому торжеству. Рождественский сочельник – 24 декабря (6 января по новому стилю) считался днём усиленного приготовления к празднику. В этот день православные не принимали пищу до первой звезды – символа звезды Вифлеемской. После вечернего богослужения в церкви все домочадцы собирались за столом, главным блюдом которого было сочиво – постное блюдо из пшеницы или риса с мёдом и фруктами (отсюда и название этого дня – сочельник). Люди, придерживавшиеся старых благочестивых обычаев, поста не нарушали: по церковному уставу разрешалось вкушать хлеб пшеничный, «оладьи» медовые, пироги постные, толокно, кисель.

 

Ежегодно 24–25 декабря совершалась Божественная литургия в Крестовой церкви Рождественского монастыря города Владимира Епископом Владимирским и Суздальским с участием соборного духовенства. По окончании литургии и положенного по уставу молебна, 25 декабря в Архиерейский зал собирались представители светской власти: губернатор, военные и гражданские чины, почётное купечество города Владимира, а также владимирское духовенство и корпорация духовно-учебных заведений для принесения поздравлений Его Преосвященству и губернатору.

 

Рядовые владимирцы в день праздника посещали свои приходские церкви. Так, купеческая дочь Анна Столетова в своём дневнике за 1861 год отмечает: «Декабрь. 25. В Рождество Христово все были у обедни».

 

Утром, после ранней обедни, наступало разговенье. Заканчивалась Рождественская ночь, и наступал долгожданный праздник. Как говорили: «Пост – пости, а праздник – празднуй». Примечательной чертой рождественского, а порой и предрождественского времени, был старинный обычай колядования или славления – своеобразного поздравления домохозяев с праздником. Дети в сочельник ходили группами от двора ко двору и пели «каледу», как её называли во Владимирском уезде. В домах заранее были напечены сочни в виде круглой лепёшки, которыми угощали колядовщиков. В селе Добром «каледа» пелась накануне праздника Рождества. Мальчики и девочки в сумерки ходили по домам и пели:

 

Каледа, Маледа!

 

Летела пава

 

Через сине море,

 

Ронила пава перья

 

Кому эти перья брать будет?

 

Такому-то (величают хозяина) с женой…

 

В селе Добром на угощение пекли не лепешки или пироги, а пичужек с крылышками и ножками, а также барашков.

 

С вечера 25 декабря (7 января) до Крещения 6 (19) января продолжались Святки (Святые дни). В Святки нельзя было выполнять многие виды работ: считалось, если шить на Рождество, то в семье уродится слепой, а если лапти плести – родится кривой. Это время выделялось необычайным духовным подъёмом в делах церковных и яркой праздничностью в мирской жизни.

 

Издавна в святочные дни состоятельные люди занимались благотворительностью: в сочельник щедро раздавали милостыню, носили еду в сиротские дома, дома призрения.

 

В первые дни Рождества были приняты «визиты» – посещения друг друга с поздравлением. Обычно после 9-ти часов утра появлялись визитёры – люди, связанные с хозяином дома родственными, дружескими, служебными, торговыми или какими-либо другими узами. «Визит» длился не более 10–15 минут и включал поздравление со стороны гостя и угощение (часто и подарок) со стороны хозяев, обсуждение свежих городских новостей. Иногда поздравительные визиты прерывались появлением церковнослужителей, которые приходили «славить». Обычно это были причты церквей, прихожанами которых являлись хозяева.

 

«Многие особы из владимирской публики, движимые чувством сострадания, желают ознаменовать наступивший Светлый праздник делом благотворения – согласны заменить праздничные визиты пожертвованием некоторой суммы в пользу бедных», – писали «Владимирские губернские ведомости». Списки лиц, сделавших пожертвования, постоянно публиковали в газете. Задавали тон и были первыми в этих списках губернатор, крупные чиновники, купцы. Так, в 1869 году фамилия начальника губернии Владимира Николаевича Струкова и его супруги Елены Ивановны встречается в списках и по 1-й, и по 2-й части города Владимира, причём в обоих случаях они сделали самые большие взносы (каждый по 10 рублей). Среди жертвователей встречаются фамилии купцов С. Козлова, П. Никитина, П.Ф. Петровского, А.В. Столетовой и её зятя чиновника А.П. Филаретова, дворян М.Г. и П.И. Карякиных, В.Н. де Лазари, мещан А. Терентьева, П. Бубнова.

 

Собранные деньги (в декабре 1869 года – это 220 рублей) владимирский полицмейстер раздавал бедным людям, действительно нуждавшимся в помощи. Архивный документ рассказывает, что таких горожан в 1869 году оказалось в 1-й части города 58 человек, во 2-й – 64 человека, а в 3-й – 75. Это были вдовы с детьми, отставные солдаты, дети, одинокие престарелые люди. Среди них – мещанская вдова Прасковья Алексеева с четырьмя малолетними детьми получила 1 рубль, солдатка Надежда Леонтьева (муж был на Кавказе на службе) с детьми Александрой (7 лет) и Фёдором (6 лет) получила 25 копеек, мещанские сироты Елизавета (11 лет), Екатерина (8 лет) и Матвей (7 лет) Лялины получили 3 рубля, а отставной унтер-офицер Вукол Михайлов – 50 копеек. В этом году 1 килограмм ржаной муки стоил 6 копеек, фунт (400 грамм) говядины свежей – 17 копеек, свинины – 15 копеек, масла коровьего топлёного – 58 копеек.

 

В начале XX века с ростом общественной инициативы возникали благотворительные организации, такие как «Общество детской помощи и детских развлечений» (1906 г.), которые ставили перед собой цель «оказывать подрастающему поколению г. Владимира материально нравственную поддержку в деле воспитания и образования и доставлять детям разумные развлечения». Члены общества, совершая обход бедных семей города, собирали сведения о нуждающихся детях. В одной маленькой избушке на ул. Ямки (район современной пл. Фрунзе) наблюдали такую картину: «Окна замёрзли, кое-где продавленные стёкла заткнуты тряпками. В углу, в куче тряпья, копошатся 5 человек детей, стараясь согреться. Мать ушла на работу, отец больной на печи, уже 2 месяца лежит. Когда я предложила билеты на ёлку и спросила, есть ли что надеть, маленькая 6-летняя девочка подошла ко мне: «Дай мне платьице, у меня только то, что на мне, – всё рваное, а валенки у нас (т.е. у двух старших братьев и у неё) мамины, я не могу в них ходить, а братья их носят по очереди». Пришлось одеть её с головы до ног». Для таких детей, которые «всю зиму проводят в тёмных и сырых углах и не знают светлой радости» в Святки в Народном доме (ныне кукольный театр) были организованы бесплатные спектакли и ёлки на 500 человек с раздачей лакомств и подарков.

 

Сбором пожертвований занимались и другие благотворительные общества. В списке членов Владимирского Благотворительного общества мы находим фамилии профессора физики Московского университета А.Г. Столетова и его сестры В.Г. Филаретовой, которые в январе 1879 года сделали свои взносы для поддержания деятельности общества, осуществлявшего попечение о взрослых и детях.

 

В тяжёлые времена войн, эпидемий страшных болезней организовывали специальные сборы для вспомоществования пострадавшим. Так, 9 января 1855 года во Владимире в пользу нижних чинов, раненных под Севастополем (шла Крымская война 1853–1856 годов), состоялся благотворительный спектакль – водевиль «Отец, коих мало». Общий сбор составил 700 рублей, которые были переданы начальнику губернии для отправки по назначению.

 

В 1873 году жители Саратовской губернии сильно пострадали от неурожая. «Дадим алчущим хлеба», – призвал в своей рождественской проповеди священник Николо-Галейской церкви города Владимира отец Симеон. Его пастырское слово о необходимости подать руку помощи бедствующим от голода самарцам произвело такое впечатление, что многие из прихожан плакали. Результатом кружечного сбора были 15 рублей 10 копеек и одно золотое колечко. Подобные сборы были организованы в Успенском соборе, а также в Суздальском, Вязниковском, Судогодском и других уездах. В ответном благодарственном письме Самарская губернская земская управа сообщила, что помощь получена.

 

Тяжёлое положение из-за голода от неурожая в Уфимской, Саратовской, Казанской, Харьковской губерниях в 1906 году было осложнено эпидемиями брюшного тифа и цинги. Владимирцы снова организовали благотворительные сборы. Даже дети не остались в стороне: ученицы женского приходского училища решили отказаться от ёлки и деньги, выданные попечителем на праздник, послали голодающим. Святки – это великое для христиан время, исполненное благочестия.

 

Суслина Ольга Николаевна, источник: http://eparh33.ru/ne...achala_XX_veka/



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...