Перейти к публикации

Tampy's "Мысли в слух".

  • записи
    223
  • комментариев
    247
  • просмотров
    189 797

Апостольские правила (с толкованиями)

Tampy

1 760 просмотров

Правило 9.


Всех верных, входящих в церковь, и
писания слушающих, но не пребывающих
на молитве и святом причащении до
конца, как безчиние в церкви
производящих, отлучать подобает от
общения церковного.



 

Зонара.
 Настоящее правило требует,
чтобы во время совершения святыя
 жертвы, все пребывали до конца на
молитве и святом приобщении. Ибо
тогда и от мирян требовалось, чтобы
постоянно причащались. Есть правило
собора сардикийскаго и другое
трулльскаго, и еще правило собора
 антиохийского, предписывающая, чтобы
подлежал отлучению тот, кто, 
присутствуя при богослужении в три 
воскресные дня, не причастится. Посему
и настоящее правило подвергает
отлучению не прибывающих на молитве
и святом причащении, как нарушающих
порядок. И второе правило 
антиохийского собора говорит об этом.



 

Аристен. 
Отлучай не пребывающаго
на молитве и причащении. Должно
подвергать отлучению того, кто не
пребывает в церкви до конца, но еще во
время совершения святой литургии
выходит из церкви; ибо такой
производит в церкви бесчиние.
Вальсамон. Определение
настоящаго правила весьма строго. Ибо
отлучает бывающих в церкви, но не
остающихся до конца и не
причащающихся. И другия правила
подобным образом определяют, чтобы
все были готовы и достойны
причащения, и подвергают отлучению
не причащающихся в три воскресные
дня.

 Славянская кормчая.
Пребывати в
церкви молящимся до последния
молитвы. Да отлучени будут не
прибывающии в церкви до последния
молитвы, ни причащающиеся.
Толкование. Иже не пребывают во
святе церкви до последния молитвы, но
еще святей службе поемей и
совершаемей, исходят из церкве,
таковии яко бесчиние творяще во святей
церкви, да отлучатся.



1 комментарий


Рекомендованные комментарии

20. Кто из клира даст себя порукою за кого-либо: да будет извержен.

 

Зонара. Поручительство дают или за себя, или за другаго. Кто дает поручительство за другаго, тот делает это или из-за прибыли, или из любви, по которой нам заповеданно и души наши полагают за братий наших. Итак запрещено вместо другаго поставить себя, или сделает себя повинным, например, за мытыря. Быть мытарем - древнее зло; а мытарями называются те, которые берут на откуп собирание народных податей. Если они не имеют наличного имущества; то от них требуют поручительства и они приводят кого нибудь, кто закладывает за них свое имущнство. Итак это и подобное этому запрещено клирикам, дабы они не вдавались в беспокойная дела, избегали придирок и судебных кляуз: ибо в таком случае они дают подозрение будто принимают это на себя из-за корысти4 а корыстолюбивым клирикам быть не должно. Посему таковые и подвергаются извержению. Но если клирик, кем либо привлекаемый к суду, будет просить за себя поручительства в том, что он явится в суд к судебному заседанию, в таком случае давший поручительство не будет сам подлежать епитимии; поелику и божественные отцы, собравшиеся на четвертом вселенском соборе и бывшие с ними царские советники требовали от египетских епископов поручительства в том, что они явятся на суд или, если таковаго кто из них не имеет и просит дать отсрочку, приказывали дать клятву. Но если клирик встретит человека, которого влекут к суду и который просит поручительства в том, что он явится, - или о чем либо другом, или человека которого сажают в тюрьму за то, что не может представить поручительства, и, умилосердившись над страждущим, себя самого предложит порукою за него, быв преклонен несчастием страждущего; в таком случае, не думаю, что он будет извергнуть, но будет принят от Бога и благомыслящих людей, как исполнивший евангельскую заповедь. И светский закон повелевает, чтобы клирики, подлежащие суду, давали за себя поручительство.

 

Аристен. Клирик не дает поручительства; если же даст, извергается. Не должно клирику брать на себя дела и хлопоты в судах из-за какой либо постыдной корысти. Ибо если, например, Павел заключает договор с казною или частным лицем, и если ему не верят, а требуют от него поручительства, и поручится за него клирик: таковый окажется виновным и должен подлежать извержению, потому что сделался презрителем сего запрещения из-за какой либо корысти. Если же клирик встретит человека в беде, содержимаго под стражею, который оттуда может выдти не иначе, как если даст какого либо поручителя в том, что он не убежит, и если клирик из сострадания и человеколюбия возмет таковаго и поручится, что он явится в суд, когда его потрубуют,- в том случае не только не будет подлежать извержению, но и будет признан достойным похвалы, как положивший душу свою за ближняго. А когда от клириков, подлежащих суду, требуется поручительство в том, что они явятся; это не делает их подлежащими извержению, потому что и в четвертом деянии халкидонских актов святый собор и заседавшие на нем славнейшие сановники требовали, чтобы египетские епископы представили поручительство в том, что они останутся, а от тех из них, которые не могли представить поручительства, требовали клятвенного удостоверения.

 

Вальсамон. Давать поручительство, по словам одних, значит поручаться клирику за другаго, а по словам иных, клирику ставить поручителем за себя. Итак, говорить, что подлежит извержению тот клирик, который не допускается до суда или до ведения по бедности или по другой какой благословной причине, и посему употребляет поручителей, чтобы освободить себя от хлопот, - весьма жестко и недостойно апостольскаго человеколюбия. Но поручительство клирика за другаго иногда, может быть, и должно подлежать наказанию. ибо если клирик поручится за кого либо из-за корысти, он должен подлежать извержению, так как подобное поручительство постыдно. но он не будет подлежать извержению, если поручится за какого кибудь беднаго из сострадания и поставит себя за другаго по какой нибудь благочестивой причине. И на 4 вселенском соборе были многие епископы и клирики, которые требовали, или от которых было требовано поручительство, и никто из них не потерпел вреда. Так изъясняй относящееся до поручительства. Читай еще и 123 новеллу Юстиниана, находящуюся в 3 книге Василик в 1-м титуле или 13 главу сего титула, в которой говорится, между прочим, следующее: пресвитерам, диаконам и иподиаконам, которые исключительно по одному праву родства призываются к опеке или попечительству, принимать на себя такую службу допускаем. И немного после еще: но ни сборщиком народных податей, ни приемщиком их, ни откупщиком пошлин или чужих имений, ни управителем дома, ни ходатаем на суде, ни поручителем во всех этих делах не дозволяем быть епископу, или эконому, или другому клирику какой бы то ни было степени, или монаху от собственнаго имени или от имени церкви или монастыря, дабы под сим предлогом не было вреда святым домам, и дабы не было препятствия божественным служениям. Таким образом и из сихъ слов новеллы, в которых говорится, что никто из посвященных не бывает поручителем в сих делах, то есть, исчисленных, хорошо видно, что клирик может быть поручителем в других благочестивых делах, равно как и сам заниматься сими делами. Ищи еще 9 тит. настоящего собрания гл. №4 и 27 и что написано там, и 30 правило халкидонскаго собора.

 

Славянская кормчая. Причетником в мирския поруки и вещи себе не влагати.

Причетник поручения да не дает. Поручив же ся, да извержется (1 Никон. 14).

 

Толкование. Не подобает причетнику в мирския вещи себе влагати, ни на судища ходити, ни молвы творити, некоего ради скареднаго прибытка. Якоже Павел глаголет, аще между двема некима будет потязание за некое имение, или за злато, и неверовати начнет един другому, и вопросит на нем поручника. Причетник же поручится понь, и поставит себе повинна, таковый яко нерадив о своем запрещении быв, некоего ради прибытка, да извержется. Аще ли причетник обрящет некоего человека обидима, или мучима, и в темнице держима, или инако како оттуду немогуща излести, аще никого не даст за себе поручника, да не побегнет, и милосердия ради и человеколюбия восприиет на ся таковаго, и представити его поручится, дондеже взыскан будет, таковыи не токмо не извержется от сана, но и похвален наречется, яко свою душу за друга положив. а еже причетником притязаемым, просити поручения да не побегнуть, но предстанут на судищи во время подобно, таковое поручение аще дает поручник, несть повинен извержения. Понеже обретается в четвертом соборе в Халкидоне, яко божественнии отцы, и сидящии с ними преславнии боляре, понудиша египетския епископы, вдати им на себе поручение, яко да не изыдут до времене урочна от Константина града. Аще же не обрящут поручника, да клятвою уверятся; сеже есть халктдонскаго собора правило 30. Такоже и градский закон повелевает, потязаему причетнику даяти поручение.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...