Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    170
  • comments
    86
  • views
    120437

Дайте умереть .

О_К (fakel)

1952 views

http://www.pravoslavie.ru/smi/60581.htm

Дайте умереть

 

Дмитрий Соколов-Митрич

3 апреля 2013 г.

 

:

 

 

 

110021.p.jpg Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон Интересно, а куда у нас подевалась смерть? Почему больше не слышно похоронных оркестров во дворах? Где еловые ветки, которыми покойнику выстилали дорогу от квартиры до катафалка? Почему не видать встревоженных лиц соседей: «Ой, это что — Геннадий Сергеевич из 53-й квартиры? Я ведь еще на прошлой неделе с ним здоровалась».

 

Когда вы вообще последний раз видели нормальные человеческие похороны? Люди, вы что — перестали умирать?

Ну, согласитесь — как-то все стало с этим делом неправильно. «Последний путь» превратился в какую-то санитарную процедуру. Собирается кучка родственников у морга, заходят в специальный зал, полчаса помолчали, повздыхали и уступили место следующему трупу, у которого тоже есть право на свои полчаса. Хорошо если усопший был верующим — хотя бы в церкви полежит, подышит. А если нет? Сразу на кладбище! Из всех посмертных ритуалов — только вскрытие. Такого покойника даже покойником не назовешь. Так — продукт жизнедеятельности.

Когда я, наконец, заметил пропажу смерти, до последнего надеялся, что все это результат какой-нибудь дурацкой реформы, официального запрета на содержание трупов за пределами моргов или еще чего-нибудь в этом роде. Но вот я звоню Евгению Евгениевичу — моему дальнему родственнику, владельцу похоронного бюро в подмосковном Обухово — и он одним махом мои надежды развеивает.

— Никаких запретов нет, просто люди изменились. Ты разве не знаешь, что каждые двадцать лет люди полностью меняются? Ничто не мешает им и сегодня хоронить как раньше — ну, разве что с оркестрами теперь проблема. Раньше при каждом ДК был оркестр, на каждом предприятии был оркестр, в одном Обухово у нас было три коллектива. А сегодня на весь Ногинский район, пожалуй, только МЧС играет, и то не на похоронах. После перестройки люди стали умирать по-другому.

— По-другому — это как?

— Сегодня о смерти вообще никто не думает. Люди живут кое-как, умирают кое-как и очень удивляются, когда чья-то жизнь вдруг заканчивается. Приходят к нам беспомощные, как дети — ой, а что теперь надо делать?

Говорят, в некоторых недоделанных регионах люди еще не разучились нормально умирать. Но странное дело: чем сильнее там или сям влияние развитого гуманизма, тем больше ужаса испытывает человек перед смертью и тем решительней гонит ее приметы с глаз долой. Люди готовы платить любые деньги, лишь бы отгородиться от смерти, не пускать ее в свой мир. Не держать покойника в квартире, не омывать его собственноручно, не читать над ним Псалтирь, не хоронить по-человечески. Чем короче путь от морга до могилы, тем лучше. Пробки опять же, расстояния огромные, не наездишься. Даже дома, в которых мы живем, не приспособлены для выноса гробов. Год назад в нашем доме хоронили по-человечески одного армянина — они еще умеют. Вынос гроба из подъезда превратился в сложнейшую инженерную операцию — чуть за болгаркой бежать не пришлось.

За последние пару десятилетий произошла полнейшая эмансипация покойников. Они теперь лишены всех посмертных обязанностей, которыми были обременены еще совсем недавно. Они больше не вынуждают весь двор выражать соболезнования родным и близким, а заодно вспомнить, кого из соседей как зовут. Они больше не обогащают сознание живущих рядом подростков первыми размышлениями о смысле жизни, а также знакомстсвом с творчеством Фредерика Шопена. Как только человек умирает, он перестает иметь всякий смысл для окружающих. Три дня до похорон нужны лишь для того, чтобы собрать необходимые справки, заказать и оплатить все услуги, купить венок и снять ресторан.

А раньше эти последние три дня жизни покойника имели огромное значение. Он успевал сообщить родным и близким едва ли не больше, чем за всю предыдущую жизнь. Вообще — от нежелания живых общаться с мертвыми, проигрывают прежде всего живые.

110025.p.jpg Фото: Геннадий Михеев / Фотополигон — Здесь, в этих местах от старых людей мы слышали такое поверье, что можно искупить грехи, обмыв семь покойников, — рассказал мне однажды публицист Андрей Рогозянский, который уехал жить из Питера в глухой конец Костромской области. — На первый взгляд, это звучит дико, но на самом деле в этом бездна здравого смысла. Встреча со смертью дает массу переживаний. Раньше жизнь человека всегда была устроена так, что даже в быту он постоянно был вынужден вспоминать о конечности земного бытия. В этом не было никакого пессимизма, смерть мыслилась просто как еще одна стихия, а постоянный контакт с ней развивал опыт будущего собственного умирания.

 

Сегодня люди сознательно отказываются от этого опыта. Это так же странно, как, например, лишить себя возможности регулярно видеть море. Ну да — море большое и страшное. Но в то же время — оно очень красивое. Нет ничего лучше — посидеть на берегу, послушать прибой, повглядываться вдаль, помочить ножки.

Вот даже сейчас, уже почти написав колонку про простую человеческую смерть, я все равно никак не могу впихнуть себе в голову мысль, что смерть — это не про кого-то там. Смерть — это про меня. И морг, и вскрытие, и дурацкий трупный макияж, придуманный, чтобы покойники не пугали трусливых живых людей своей мертвой рожей, и вообще весь этот унылый маскарад, в который мы превратили свои похороны — это все будет актуально для каждого из нас. И не когда-нибудь, а, может быть, даже завтра. Или даже сегодня.

А я не хочу маскарад. И в морг не хочу. И пожалуйста — не надо пудрить мне лицо перед панихидой, я ведь не клоун. Конечно, теоретически мне должно быть все равно, что там происходит с моими осколками после смерти. Но почему-то очень хочется поваляться три дня дома, сослужить родным и близким последнюю службу. Я обещаю сильно не вонять. Я очень постараюсь.

Смотри также: 92878.n.jpg Игумен Нектарий (Морозов). Размышления у последней черты

Надо чаще не только вспоминать о смерти, помышлять о ней, но и как бы поставлять себя на этот край здешнего бытия, прислушиваясь к тому, как реагирует и отзывается на это наша душа. 57420.n.jpg Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить

«Господи, пошли мне память смертную», — повторяем мы за Иоанном Златоустом в вечерней молитве. И что же — есть она в нас, эта самая смертная память? И что она такое и почему она нам так нужна? Для того, чтобы мы боялись ответа за свою жизнь и старались поменьше грешить? Да, но не только для этого. О памяти смертной как обязательном условии духовной жизни христианина мы беседуем с главным редактором журнала «Православие и современность» игуменом Нектарием (Морозовым). 42366.n.jpg Встреча грядет. История одного расставания

Как одно мгновение промчались десять лет счастья. Будто вчера мы только встретились с Димой и решили навсегда быть вместе. А на самом деле прошло уже почти шесть лет, как беда разлучила нас и я услышала в телефонной трубке слова, которые до сих пор возвращают меня в те дни: «Погибли они...» 42210.n.jpg Протоиерей Андрей Ткачев. «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира»

Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах

Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли. Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже.



6 Comments


Recommended Comments

Совсем недавно об этом тоже думала,когда столкнулась с похоронами в Москве.Все именно так,как описано,только еще 5-ти минутная панихида в морге,и даже священник не дал близким поплакать на груди усопшего сродника. А еще в день смерти 10 или 15 звонков от похоронных бюро с предложением своих услуг... Хорошо,что урбанизация не докатилась до села,но там другая беда- сплошные суеверия что можно и чего нельзя делать.

 

И кстати,я тоже подумала тогда,что это власти обязывают вести в морг,но буквально через два дня вижу новопреставленную старушку в нашем храме во гробе. Так и не поняла тогда,как же ей можно не в морге,а другим-нет...

Share this comment


Link to comment

Помню в " лихии 90-е" ,в городах, везде были развешаны объявления "Прозъба трупы оставлять в целлофановых мешках . А то переносить неудобно ".Мертвых тогда не только отпевать , но и хоронить было не на что , а уж про то что бы обмыть и разговор не вёлся. Мой дядя скончался в клиники ,тётя не успела домой приехать из больницы куда её не пустили из-за эпидемии гриппа , как телефон начал разрываться .Звонили не только из всех моргов Москвы (они там проживают) , но и из организаций по продажи квартир .Телефон пришлось просто отключить . Моя мама с отчимом поехали В Москву на следующий день .Мы все кто сколько мог сбросились и купили простенький гроб . Отчим взял на прокат у друга прицеп к машине и поехали за дядей. За такое "самоуправство" труп в морге не хотели отдавать (видети ли ,там у них мы обязаны всё приобрести )Цены Московские и Подмосковные разняться .Вобщем после вызова милиции , им выдали труп. Пока их небыло мои два брата и их друзья копали могилу . Гроб повезли сразу на кладбище , там быстренько все попрощались и похоронили . Только до сих пор тётя как вспомнит похороны , так с улыбкой говорит :"Он (дядя) и во сне новерное не представлял , что его так хорошо похоронят "... Потом через год они смогли сходить в церковь и заказать панихиду. .Мир изменился , все спешим .Быстро надо , а то не успеем .А куда бежим то ? Слушаю записи песнопения и ловлю себя на мысли , что слишком как то затянуто поют ,быстрее бы , а вроде время как удлиняется . Читают ,не зависимо что , быстро , проглатывая иногда целые слова .В школах , чтение на время и если ученик не успевает за несколько секунд прочитать обзац , то это моральная катастрофа . Неважно понял что читал , главное успеть . Вот так и бежим все . А самое главное что бы было модно и красиво ....У моих знакомых мать всё накрашивалась и пудрилась , даже когда ложилась спать , приучила себя даже во сне улыбаться ,Всё говорила "Что даже умирать надо красиво !А то во сне умрёшь и все бояться будут подойти ." В итоге у неё случился инсульт и , так как жила она одна и далеко от сына , то целую неделю она не выходила из квартиры .Когда приехал сын , то был в ужасе .После инсульта было осложнение и его мать не ведала что творила . Он долго приходил в себя после того как увидел свою мать в помешательстве . Мы не думаем о смерти как таковой , мы боимся , что нас увидят без прикрас . А сколько сейчас фильмов , в которых так красиво умираю и лежат в гробу . Мы не видим больных своих близких , зачем для этого есть больницы . Ведь как мы все давно слышим" Красота спасёт мир" . Красота чего , кого , и вообще что подоразумивается под этим . Мы не знаем как нужно и что нужно когда умирает ближний . Да и слышим то только "Ну , давайте быстрее , а то меня с работы отпустили всеволишь на похороны ." И вновь бежим ...А старушка в храме ,это видно та о которой позаботились , те кому не безразлично , как она предстанет пред БОГОМ . Ведь многие даже и незнают , что нужно брать в церкви венчик ,землю , грамоту и КРЕСТ .Многие и не понимают , что отпевая умершего, мы облегчаем его путь к БОГУ .А может просто уже столько неверующих ?

Share this comment


Link to comment

есть один фильм про польского священника,который один живет в скиту,который находится в деревне. К нему несколько раз приезжали,чтобы побыть или вовсе остаться,но не выдерживали тишины,не представляли,чем там можно заниматься и уезжали.

Вот даже в метро раньше не могла понять как это ехать и ничего не делать,ведь обязательно надо что-нибудь слушать,чего-нибудь читать,сейчас иногда так хорошо хоть полчаса,сидя в метро,н-и-ч-е-г-о не делать,а побыть сам в себе.

 

А вообще тема серьезная, и приближается Пасха, единственный день в году,когда все живущие( Ставропольский край) идут на кладбище,а дети, простите,но как ненормальные,хватают еду с могил. Но это уже другая грустная история.

Share this comment


Link to comment

ИннаАнна , это так по всей стране .А главное взрослые детям чаще всего говорят "Вот , помру , и ты ходить на кладбище тоже будешь ." И мне в своё время такое говорили . Вот я своих и прошу , можите на кладбище не ходить , но очень прошу в церкви поминайте меня .Особенно в родительскую субботу ." Не знаю , что там дальше . Но не люблю походы на кладбище . Приходят убраться как на субботник и помянуть бутылкой водки и всё .Но это для тех кто пришёл , а для тех кто уже "дома", нужно ли им это ?Как многое утерено всеми нами , то что раньше было просто положено в наше сознание . Поэтому и тяжело всем . А самое главное большая часть населения интересуется больше как дела у тех кто снимается в программе "ДОМ" или телесериалы , чем просто хотя бы по чучуть читать ЕВАНГЕЛИЕ . Не даром сказано из слов Спасителя: не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Что может и душу и тело погубить в геенне огненной (Мф. 10:28); Вот что страшно . Духовное опустошение . С этим мы сталкиваемся каждый день . И тяжело если видим и неподдающихся в познании законов БОЖИХ родных и близких . Будем молиться о них .СПАСИ и ПОМИЛУЙ нас ГОСПОДЬ!

Share this comment


Link to comment

Мне кажется,что не по всей стране,мы когда из Красноярского края перебрались в Ставропольский первый раз это увидели,уже 20 лет не можем привыкнуть. А в Красноярском все ходят на Радоницу,для этого даже выходной день объявляют...хотя может уже и изменилось все с тех пор.

 

ага,вот и я боюсь,что меня поминать не будут,потому как не кому.Одна надежда на молитвы Церкви матери.

Share this comment


Link to comment

Моя бабушка умерла в 1997 году в Подмосковье, а прописана была в Москве. Справку о смерти по подмосковным законам должен был выдавать участковый врач, а по московским - врач по месту смерти. Красота. Жара 30 градусов, милиция заявляет,что они - не труповозка, в местном морге холодильника нет в принципе. Справки о смерти нет. Труп никуда везти без нее нельзя. Бабушка всегда просила ее отпеть. Но в церковь тоже не берут,т.к. труп уже несвежий.

Нашли бабулю, которая имела благословение отчитывать покойников по домам (если я все точно понимаю). Нашли медсестру, которая колымила заморозкой покойников. За взятку купили справку о смерти. В итоге на третий или четвертый день повезли бабушку в гробу на прицепе к машине уже на кладбище, т.к. при наличии справки о смерти свидетельство о смерти и все, что необходимо, сделал агент, вот где их скорость пригодилась.

Share this comment


Link to comment

Светлана, бедная бабулечка Ваша и ее родственники,которым пришлось пройти через эти мытарства.Тут уж и правда не до молитвы.

вот в очередной раз и думаешь город/или деревня? В деревне помрешь спокойно,полежишь дома,или,если прихожанином был,то в храме.

моя мама сама мыла и мать свою и бабушку,хотя нам и говорили,что это должны чужие люди делать.А дядя всю ночь просидел 3 января на улице у гроба своей матери,периодически гревшись в машине.Думаю много тогда было обдумано и сказано,и понято.

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...