Перейти к публикации

Екатерина's блог

  • записей
    14
  • комментариев
    18
  • просмотров
    9 418

«Я понимаю, что дойдут до Бога и прикоснутся к Нему единицы, но ради этих единиц можно говорить» -протоиерей Андрей (Лемешонок)

Екатерина

1 620 просмотров

Протоиерей Андрей Лемешонок: «Встреча» — это или поверхностное понятие, или что-то случайное… Если же ты хочешь кого-то услышать, понять, то это — боль, огромный труд. Мы иногда скатываемся к тому, что жизнь становится мельканием каких-то силуэтов, повседневных, обыденных слов и картинок, как внешний шум, который не касается нас, не волнует, не тревожит, от которого ни больно, ни тепло, ни холодно.

Человек очень устает и начинает сильно жалеть себя. От этого становится все невыносимее жить в мире, где уже не происходит ничего интересного, нет чуда, нет красоты, все так понятно, ясно, рассортировано, пережевано. Нет борьбы и движения, и ты в недоумении: зачем ты живешь? Время идет, летит, дни календаря сменяются один другим, и скоро это время окончится, поэтому очень важно, чтобы у нас на встрече все-таки была возможность понять, услышать и принять друг друга, а значит, и помочь, поддержать.

Жизнь со Христом — это узкий путь, но нужно идти за Христом. Если мы здесь трудимся, это не значит, что мы идем за Христом. Это не значит, что в нашей жизни главное — Господь и Его любовь, а все остальное — это уже вещи сопутствующие.

Я и моя душа — мы вместе, но как трудно остаться наедине с самим собой, когда этот мир давит и жизнь постоянно меняет свои повороты! Иногда становится невыносимо жить, и ты не хочешь думать о завтрашнем дне, потому что уже не веришь, что он тебе принесет что-то хорошее. И ассортимент хорошего в этом мире становится примитивен, ограничен, душа уже не может жить этим и хотеть этого: ей это надоело.

На сегодняшний день, конечно, мать Анфиса переживает, желая, чтобы люди, которые здесь трудятся, двигались, приближались к Богу. Но это не происходит каким-то командно-административным путем. Пусть здесь каждый день будут лекции самых лучших богословов, самые лучшие концерты, но этого не произойдет. Это происходит тогда, когда у человека все болит, и он идет в храм. А в храме стоять трудно: его толкают, ему душно, но он стоит, потому что больше идти некуда. А не так что: «Открой ротик, мы тебя сейчас покормим из ложечки, вкусно же! Тебе это нужно, детка, скушай конфетку, ты же должен быть верующим человеком, тебе же Бог нужен, Он же сейчас стучится в твое сердечко!» А мы будем капризничать: «Не хочу, мне это не надо!» Так воцерковиться, искусственно приблизиться к Богу не получится. Это всегда опыт жизни, всегда крах того, чем ты дорожил, ради чего жил. Это вопль к Богу: «Сыне Давидов, помилуй меня, Иисусе, спаси меня!» Это всегда глубокий кризис, когда дальше так жить ты уже не можешь, а по-другому не умеешь: «Научи меня Господи, вразуми, утверди!» Поэтому духовная жизнь — это наше сегодняшнее отношение к самому себе, отношение друг к другу и к той же тряпке, которой ты делаешь уборку.

Мы не должны спекулировать и подменять святые понятия. Все можно приземлить, но заставить любить никого невозможно. И заставить верить невозможно. Это безумно: как можно заставить кого-нибудь?! У человека есть выбор, и он этот выбор делает самостоятельно. Другое дело, что каждому нужно видеть пример духовной жизни.

Мир воспитывает своими правилами, своими ценностями. Как часто дети видят, что родители не любят, оскорбляют друг друга, не верят друг другу, — и это уже разрушение. Этот греховный опыт человек накапливает в себе и несет груз греха, и не знает, почему ему плохо, почему его жизнь такая непутевая, непонятная, безликая. Он привыкает к этому, потому что уже ничего не ожидает, все переведено на земной язык, на язык этого мира, ширпотреб. И мы с вами — часть этого ширпотреба. Человек становится пешкой. Как страшно это бывает!..

А дальше ведь вечность, понимаете? Моя больная, черная душа, мои обиды, претензии ко всем, недовольство и ропот... Это будет вечно? Всегда во мне будут эти обида, грязь, смрад греха? Нам трудно обратить внимание на самого себя. Поэтому мы очень внимательно смотрим вокруг себя и ищем плохое в других, чтобы оправдать себя: я не такой уж и плохой, у кого-то еще хуже.

Господь говорит: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9: 60). Поэтому, я думаю, что если здесь будут ежедневные проповеди, беседы, спектакли и представления, все равно ничего не изменится, пока человек сам не захочет жить по-другому. Тогда он станет ходить в храм не в рабочее время, а в свой единственный выходной. Не будет лежать на постели под звуки телевизора и прочих звуковых систем, а посвятит свой выходной Богу. Вот тогда будет смысл.

И вот в сердце человека появляются свет и любовь. Молитва влияет на весь Дом трудолюбия, на всех. Вот это — православный подход. Мы должны учиться жить, учиться думать и честно выбирать, чего хотим. Если на одну чашу весов поставят большую зарплату, прекрасное здоровье, счастливую, безоблачную жизнь (красивую, как в рекламе), а на другую чашу — спасение нашей бессмертной души (но в этой чаше будут болезнь, скорбь, раны, потери, мучения, страдания), что мы с вами выберем? Готовы ли мы сегодня идти за Христом? Хотим ли мы идти за Ним до конца? Или Он нужен нам просто как волшебник, который будет помогать жить, по нашим понятиям, хорошо, интересно, вкусно, легко? Думаю, если разобраться, многим то, о чем мы сегодня говорим, вообще не надо, они хотят совсем другого. Быть может, если другой человек стал бы говорить о том, как поправить свое здоровье, как нужно дышать и следить за собой, какую диету соблюдать, то это, возможно, было бы интересно, практично и полезно.

Если же всмотреться в себя посерьезнее — мы безобразные, век обезобразил нас. Мы не хотим этого видеть и будем прятаться, маскироваться, обманывать себя до последней минуты жизни... А сегодня можем дурачиться сами перед собой, обманывать себя и притворяться, что живем не хуже других.

Человек по-настоящему начинает жить с Богом, когда видит, что он хуже других. В этом — условие духовного роста. Когда душа начинает болеть и днем, и ночью от того, что ты подлец, предатель, трус, что у тебя нет ничего настоящего, все искусственное, вот тогда человек начинает искать Бога. И он пойдет в душный храм, где его потолкают, помнут и ему не будет хватать воздуха, но он будет там стоять. И это будет настоящее. А убеждать: «Знаете, детки, хорошо бы вам пойти в храм на исповедь, вам полегчает, станет хорошо, вы будете здоровы и счастливы», — это чушь какая-то. Вы будете страдать и умирать, и только после смерти — воскресение.

Может, здесь никому это и не надо, а может быть, кому-то и надо. Ради того, кому надо, Господь и дает мне сегодня возможность о чем-то с вами говорить. Я могу сказать только о том, что дальше будет все тяжелее и тяжелее, и надо не свернуть, не испугаться, не сфальшивить, а идти вперед. И должно быть доверие к Богу в том, что, когда у тебя сил уже больше не будет, начнется другая жизнь, где сила Божия будет в немощи совершаться. А хлопать в ладоши и говорить: «Сейчас съездим на экскурсию или поставим вам рабочий день за то, что сходили в храм, вы денежки получите плюс в храм сходите — и все довольны, у нас святое Православие...» — это фальшь, обман. Поэтому я говорю: в храме очень тяжело. Жить с Богом очень тяжело. Это нетрудно для человека, который не боится увидеть себя со стороны. А для нас тяжело, потому что мы не готовы услышать о себе, кто мы и что на сегодняшний день из себя представляем. Мы обидимся, потому что пропитаны грехом и даже самим себе не можем признаться в каких-то элементарных вещах, в том, что мы просто непорядочные люди, потому что без Бога порядка в нашей жизни не может быть. И никакие часовни, или чудотворные иконы, или молебны человеку не помогут, если он потребитель и хочет не того, для чего пришел Христос на землю. Он пришел спасти грешника, спасти погибающую душу, которая страдает от греха, мучается и не имеет сил встать. Для такой души пришел Спаситель, а не для той, что сыта, довольна и которой еще кино покажи или еще что-нибудь... Господь дает и будет давать Свою любовь, но мы ведь должны понимать, какая это любовь. Это не любовь сериалов, не та любовь, которая захватывает своими страстями. Это любовь крестная, которая распинаема, убиваема, поругаема на этой земле, но которая побеждает смерть и сегодня дает нам возможность говорить о бессмертии как о норме жизни верующего православного человека.

 

Продолжение следует…

06.11.2013



1 комментарий


Рекомендованные комментарии

"Поэтому, я думаю, что если здесь будут ежедневные проповеди, беседы, спектакли и представления, все равно ничего не изменится, пока человек сам не захочет жить по-другому."

 

"Человек по-настоящему начинает жить с Богом, когда видит, что он хуже других."

 

Очень нужные мысли...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...