Jump to content
  • entries
    223
  • comments
    246
  • views
    182290

Из писем свт. Н.Сербского

Tampy

606 views

Письмо 204

 

виноделу С., о брате

 

У тебя есть единственный брат, один-единственный. И от него ты сейчас отказываешься. “Не брат он мне,– говоришь,– не брат!”. Действительно, большое преступление он совершил. Пробрался в дом старика, убил его, а деньги украл. Суд приговорил его к смерти. Сейчас он в тюрьме ждет своего последнего часа. Он писал тебе письма из заключения и просил тебя по-братски простить его. Он просил тебя после его смерти молиться о нем и служить панихиды, просил похоронить его рядом с могилой родителей. А что ты на это? Ты гнушаешься им, не отвечаешь на письма, не приходишь к нему, даже имени его не произносишь. “Он запятнал мою честь”,– говоришь ты во всеуслышание.

 

О честолюбец, разве не видишь страшного своего себялюбия? Разве не видишь, что ты себялюбием пятнаешь то же, что твой брат запятнал преступлением? Но твой брат кается в преступлении, покайся и ты в своем эгоизме и гордости. Время не думать о себе, и тем более о чести, а о брате, который погибает и просит тебя о помощи. Если кто-то тонет в мутной воде и бьется, борясь за жизнь, и забрызгает стоящего на берегу, должен ли тот с обидой отвернуться от утопающего? Знаешь, что сказал Господь? – Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

 

Твой брат совершил зло, и за это зло он скоро понесет от людей наказание самое тяжелое, какое может быть. И он не уклоняется от наказания человеческого – он боится наказания Божия и поэтому кается пред Богом за свой грех, и плачет, сидя в тюрьме, и заклинает тебя прийти, чтобы проститься с тобой. Он знает, что никто на свете не простит его, если брат не простит. Он хотел бы уйти из этого мира хотя бы с одним прощением. И ты ему в нем отказываешь. Почему? Из-за честолюбия! Но знай, что на святых небесах его искреннее покаяние может стоить много больше, чем вся твоя праведность. Христос помиловал разбойника на кресте. А как ты думаешь причащаться и соединиться со Христом, если ты так далек от милосердия Христа?..

 

Недавно в наших краях за тяжкое преступление был казнен один человек. Он, плача и рыдая, глубоко и искренне каялся в совершенном преступлении. Он так горячо молился, следуя к месту казни, кланялся людям, восклицая: “Простите меня, братья, простите!”, что все, глядя на него, плакали. Много раз целовал он руку священника и крест, с дрожью умоляя: “Отче, молись обо мне, молись, чтобы Господь простил меня!”. Некоторые из присутствовавших рассказывали потом, что чувствовали, будто провожают в иной мир не преступника, а святого! Такое искреннее, глубокое покаяние может мгновенно изменить внутреннее состояние человека.

 

И твоего брата переродило покаяние. Прошу тебя и я: пойди и помоги ему до конца покаяться. Не осуждай осужденного, не презирай покаявшегося. Будь милостив к брату своему. Ваши родители ждут его в ином мире не как разбойника, а как свое чадо. Не оскорбляй родителей своего брата. Посети его в темнице, как будто посещаешь Христа. И Христос посетит тебя с богатыми дарами.

 

Мир тебе и брату твоему.

 

***

Письмо 163

 

жене, о безумном муже

 

Пишешь о том, сколько горя вынесла ты от своего мужа. Он поносил тебя, выгонял из дома, даже избивал. Но ты с молитвой и надеждой на Всевидящего нашла в себе достаточно сил, чтобы перенести все это, никому не жалуясь и не вынося из дома своей беды. Страдание умягчило твою душу, искоренило гордость и еще сильнее привязало тебя к Богу. Было время, когда ты думала, что сойдешь с ума, но не ты сошла с ума – твой муж сошел. Сейчас ты в тревоге за его душу спрашиваешь: “Могут ли спастись безумные?”.

 

Если веришь в Бога и Его Промысл, веруй до конца и без колебаний. Если, по слову Божию, птица не упадет на землю без воли Отца вашего [270], как же человек может впасть в болезнь и страдания без воли Его? А основная воля Божия о человеке – чтобы все спаслись. Значит, безумие попущено твоему мужу ради его спасения. Если бы милостивый Господь не желал его спасти, Он не поразил бы его такой страшной болезнью: Он поразил бы его смертью во грехах его. Всякой болезнью и мукой Лекарь небесный лечит души человеческие. Поэтому тяжелобольным следует сожалеть не столько о себе, сколько о телесно здоровых, которых смерть настигает во грехе. Сказано: в чем застану, в том и сужду [271], если во грехе – тогда осуждение, если в покаянии – прощение и награда.

 

Но ты можешь сказать: ведь сейчас он не может ни каяться, ни молиться. Поэтому ты будешь молиться за него, ты будешь приносить жертву. А он в своем теперешнем состоянии может только страдать себе на спасение, другим на страх. Всякая больница указует перстом на Бога, но никакая не делает этого так явно, как больница для душевнобольных.

 

Возложи упование свое на Господа и будь спокойна.

 

***

 

 

***

Письмо 215

 

продавцу газет, о жизненных испытаниях

 

Не унывай. Не думай о плохом. Господь рядом с тобой, Он все видит. Он милостив и помилует тебя, Он и сейчас милостив к тебе, хотя ты болен и печален. Он испытывает твое мужество. Испытывает веру и надежду. Бьет же всякого сына, которого принимает,– говорит апостол (Евр. 12, 6), который сам был многажды бит: – От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение (2 Кор. 11, 24–25). Все эти удары принимал апостол от людей, но благодарил за них Бога так, как будто принимал от Него, и никогда не роптал и не жаловался на своих мучителей, но, измученный и гонимый, ободрял других, говоря: радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь [311]. Ты скажешь: я не апостол Павел! Знаю, что не апостол, но ты христианин – духовное чадо апостолов, наших духовных отцов, так же как и все мы духовные дети их.

 

Ты думаешь, сейчас нет христиан, которые с радостью переносят удары и мучения? Сейчас в России повторяется история апостольских страданий. У нас есть множество свидетельств о том, как радостно переносят муки и гонения русские христиане. И среди нас есть христиане, с апостольской радостью претерпевающие все жизненные скорби. Но мир не ведает о них, и газеты о них не пишут. Они шепотом исповедуются духовникам и молятся за своих гонителей. Ледяной ветер страданий не охлаждает тепла их упования. Как можно назвать человека, в холодную зиму не верящего в приход весны? Неопытным. Лютая зима вдвойне люта для тех, кто не ждет весны.

 

И зиму твоей жизни, по милости Творца, сменит весна. И возрадуешься, и возвеселишься, и будешь досадовать на свое маловерие. Поэтому не унывай! Не думай о плохом. Господь рядом с тобой. Пройдет зима, а весна уж у порога.

 

Мир тебе и благословение от Господа.

 

***

Письмо 235

 

человеку, который не видит себя: о страстях

 

Люди указали тебе на твою постыдную страсть, но ты не поверил. Почему не поверил? Разве не знаешь, что уродство нашего лица со стороны виднее? Глаз видит все вокруг себя, а себя не видит. Другим наше лицо видно без зеркала, а нам только в зеркале. Наше зеркало – Христос. Посмотри на Христа, вглядись в Него, словно в зеркало, и задумайся: стал бы Он делать то, что делаешь ты? Конечно, нет. Зеркало дало бы тебе отрицательный ответ, то есть оно показало бы твое душевное уродство.

 

Пьяный человек всегда доказывает, что он трезв и знает, что говорит. Хвалящийся не сознает, что хвалится, и обижается, когда ему говорят: не хвались! Не случайно сказано, что страсть слепа. Воистину, это слепая сила, влекущая человека в пропасть.

 

Нужно увидеть и признать свою страсть, говорят моралисты. Но разве этого достаточно? Пока человек не убоится и не возненавидит свою страсть, как телесную болезнь, не сможет исцелиться. Пусть каждый представит свою страсть подобно телесной болезни. Это важно для исцеления. Например, славолюбие как воспаление легких, блуд как рак, упрямство как туберкулез, зависть как холеру, пьянство как тиф, чревоугодие как оспу, тщеславие как ревматизм, гордость как паралич. Тогда, может быть, человек воскликнет, как некогда пророк Исаия: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 6). Или как апостол: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? [327]

 

Избавит, и излечит, и помилует только Тот, Кто один взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17).

 

Посмотри и ты на Него, как в зеркало, чтобы увидеть свои раны, прикоснись к Нему, чтобы исцелил тебя, поклонись Ему – Богу, чтобы открыл тебе Свои вечные тайны.

 

***

Письмо 249

 

доброй супруге, о муже-сектанте

 

Твой муж попал в секту, и с тех пор в вашем доме начались раздоры, теперь вы не можете найти согласия ни в чем. Его новая вера пронизывает все его чувства и мысли, даже те, которые, казалось бы, не имеют с вопросами веры ничего общего. Так было испокон веков: православные никогда не могли найти взаимопонимания с еретиками ни в вопросах государственного и общественного устройства, ни в вопросах семьи и воспитания.

 

Молись Богу, и Он поможет тебе. Не отказывайся от мужа, не осуждай его, не говори и не думай о нем плохо: так ты не исправишь его. Когда отец святителя Григория Богослова невольно впал в ересь, его благочестивая жена Нонна очень горевала о нем; она молилась Богу, чтобы Он, всемогущий, просветил мужа светом истины. И теплая молитва жены вернула его в истинную веру. Есть другой пример: жена царя Юстиниана Феодора обратила своего супруга в ересь монофизитства, но, к счастью, ненадолго. Юстиниан и Феодора по молитвам Церкви вернулись в Православие. По этим примерам ты поймешь, что жена может повлиять на веру мужа и в добрую, и в дурную сторону. И ты победишь, не сомневайся. Сказано: Просите, и дано будет вам [335].

 

Если просим дурного, оно не дается нам, а доброе раньше или позже будет дано. Ибо Господь хочет, чтобы у Него непрестанно просили добра, и только добра. Когда мы взыскуем добра, особенно для укрепления веры, для своих ближних, мы взыскуем Царства Небесного. А это первое и главное, что заповедал нам Господь. В церковных молитвах часто звучит моление о вере непостыдной и любви нелицемерной. Существует вера постыдная, которой постыдятся еретики и сектанты и на земле, и на Суде Божием. А вера православная – вера непостыдная.

 

Тебя обижает соседка, насмехается над тобой, говоря: “Смотри, мы с мужем и без веры живем в мире и согласии!”. Не обращай на нее внимания. И беззаконники известное время могут жить в согласии. И черви, поедающие падаль, живут в мире, пока не съедят добычу, а потом начинают поедать друг друга. Не начало судья концу, а конец – началу.

 

Мужества тебе и утешения от Господа.

 

***

Письмо 258

 

судье М. Д., о редком открытии

 

Пишете, что не верили в существование хороших людей, пока не оказались по делам службы в селе Ясеневе. В этом селе Вы встретились с группой людей, которые называют себя богомольцами. Все жители села православные. Но разница между богомольцами и их односельчанами в том, что богомольцы живут по канонам православной веры, в то время как другие, считающие себя православными, живут скорее как язычники. Первые пребывают в мире со всеми, вторые бранятся и судятся. Первые – в церковь, вторые – в кабак. Первые говорят о Боге и душе, вторые – о политике и судебных процессах. Первые соблюдают пост, вторые не различают ни дней, ни пищи. Первые празднуют церковные праздники и молятся, вторые – на охоте и партсобраниях. Первые говорят: “Нужно жить по заповедям”, вторые: “Надо жить как все!”. Те, вторые, не стали для Вас открытием, но настоящим открытием стали первые. Теперь Вы называете Ясенево Божиим селом. И со вздохом спрашиваете: разве весь наш народ всех городов и сел не может стать таким, как богомольцы из Божиего села Ясенева?

 

Конечно, может. В этом и заключаются смысл и цель всех трудов Церкви, в этом цель христианства. Такими были первые христиане, за исключением еретиков. Тертуллиан свидетельствует, что в его времена ни один христианин не представал перед судом за преступления: христиан судили только за веру.

 

Почему христиане тех времен были настоящими христианами, а в наше время не так? Потому, что они соблюдали закон Божий, ставя его выше всех законов. Первой и главной обязанностью человека они считали исполнение заповедей. Ибо невозможно исполнять закон человеческий, не исполняя закон Божий. Богомольцы села Ясенева – лучшие граждане, потому что они лучшие исполнители заповедей.

 

Посему почтите своим долгом перед народом и отечеством всюду, где бы Вы ни оказались, рассказывать об удивительном селе Ясеневе.

 

И Господь благословит Вас.

 

***

Письмо 262

 

владельцу кофейни И. У. в Мостаре, о недоверии

 

Твой близкий друг услышал о тебе дурное и поверил в это. Все твои оправдания и доказательства невиновности напрасны. Если молчишь, он говорит: молчание – знак согласия; если защищаешься, не верит ни одному твоему слову: только слухам он верит.

 

Скажи своему другу правду, не клянись, не подбирай слова, чтобы он скорее поверил тебе, скажи правду и замолчи. А в сердце молись Богу, чтобы Он просветил его разум и чтобы друг тебе поверил. Можешь повторить слова патриарха Фотия: когда посланники папы в Цареграде судили сего великого патриарха, они спросили его: “Что ты можешь сказать в свое оправдание?”.– “Мое оправдание,– ответил патриарх,– не на этом свете!”.

 

Вспомни, как молчал Господь Иисус Христос перед евреями и Пилатом. Когда Ему сказали: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений [353], что ответил Иисус? Ничего. Ни одного слова не произнес Господь, ибо знал, что не на этом свете оправдание Его.

 

Тебя оправдает время. Недавно произошел такой случай: муж избил жену за то, что, придя на обед, не застал ее дома. Жена молча стерпела его оскорбления и побои, ничего не ответила, ни слова. Между тем за неуплату по векселям ему угрожала долговая яма. На следующий день этот человек узнал, что получил отсрочку по платежам. Он очень обрадовался, но радость его обратилась в стыд, когда он узнал, что жена опоздала к его приходу, потому что ходила просить за него и договорилась с кредиторами. Горько раскаялся муж, что заподозрил свою верную жену и избил ее. И было странно ему, что она все перенесла молча и терпеливо.

 

Но Всевышний всегда на страже невиновных. Оправдает Он и тебя перед твоим недоверчивым другом. Случится по воле Божией так, что убедится твой друг в твоей невиновности.

 

Господь тебе в помощь.

 

***

Письмо 272

 

бесплодной жене, о детях

 

Глубоко скорбишь о том, что не имеешь детей. Сетуешь на мужа, считаешь его виновником. Дерзаешь роптать и на Творца. Не бери грех на душу, покорись воле Божией. Ибо дитя по Его воле родится, а родители лишь проводники благой воли Творца. В Книге жизни есть такой пример: Рахиль, жена Иакова, не имела потомства и в печали своей укорила она мужа и сказала: дай мне детей или я умру. Разгневался Иаков на неразумие жены своей и ответил: разве я, а не Бог не дает тебе потомства? [363] Случается, что Господь не дает супругам детей по грехам одного из супругов. Например, случай с Мелхолой, женой Давида. Молодая жена Давида, дочь царя Саула, увидев, как муж ее в духовном упоении скачет и пляшет вокруг ковчега завета, посмеялась над ним в сердце своем [364]. Этой насмешки не видел и не слышал никто, кроме Всевидящего, но за это наказал Он жену Давидову, и Мелхола, дочь Саулова, не имела потомства до смерти своей [365].

 

Испытай и ты свое сердце и сердце своего мужа: посмотрите, не согрешили ли вы в чем-то перед Господом. Если же нет на вас вины, тогда, без сомнения, воля Божия на то, чтобы приняли вы в свои объятия сирот, как родных детей, а в очах Божиих это великий подвиг. Я знаю одну знатную госпожу, у которой нет родных детей, но с самого начала войны она собирала сирот, сотни сирот, и воспитывала их, как своих детей. А на исповеди говорила: “Никого и ничего не любила я так, как детей. Еще девочкой я мечтала скорее выйти замуж, чтобы иметь как можно больше детей, но не дано мне было. Дважды я была замужем, но ни в одном браке не было у меня детей. Однако Господь сторицей исполнил мое желание и даровал мне больше тысячи детей, и сейчас, в старости, я бесконечно радуюсь, что Творец не дал мне родить, ибо тогда у меня было бы двое или трое, может быть, десять детей и всю жизнь я бы заботилась только о них и не знала бы счастья назвать родными тысячу чужих детей. Слава за это милостивому Господу!”.

 

Молись Богу чисто и усердно, как молились Иоаким и Анна. Он бесконечно милостив, и в Его власти дать тебе потомство. А если не даст, не сердись. Подари свою любовь детям умерших матерей и назовешься матерью, а не бесплодной в Царстве вечной красоты и правды.



0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...