Jump to content
  • entries
    613
  • comments
    1085
  • views
    1685319

Взвешенное слово

OptinaRU

1258 views

blog-0626112001402666974.jpg

Однажды в Оптиной случился весьма убыточный пожар в гостинице. О. Моисей, зная, что все меры приняты, смотрел спокойно на огонь, который был потушен, когда против него стали с Казанскою иконою.

 

Всегда молчаливый, особенно скрытен был о. Моисей, если кто пытался расспрашивать о его жизни и внутреннем его делании. Тут ничего нельзя было от него узнать. Когда кто говорил о. Моисею о его заслугах, он недоверчиво улыбался.

 

Однажды посетил Оптину один архиерей — и, осмотрев скит, спросил о. Моисея, кто это устроил. О. Моисей уклончиво ответил, что это устроилось постепенно на здешнем месте.

 

— Я и сам вижу, что на здешнем, но кто именно построил?

— Настоятель с братиею.

— Говорят, что вы все это устроили.

— Я тоже при этом находился…

 

После таких ответов гость уже более не допытывался.

Говорил о. Моисей медленно, взвешивая каждое слово, и, слушая других творил молитву Иисусову, перебирая четки.

 

Из книги Е.Поселянина «Русские подвижники XIX века»



1 Comment


Recommended Comments

«…Биограф о.Моисея, о.Ювеналий, в свое время нашел среди бумаг скитского архива редкий документ – шесть листочков малого формата, написанных о.Моисеем…Эти записки приоткрывают его сокровенное духовное делание, которое было уже  тогда на весьма высоком уровне…  (преподобный Старец Оптинский Моисей родился 28 января 1782 года. Записи были сделаны во время его проживания в Рославльских лесах, за два года до начала строительства Оптинского Скита)

«Ноября 15-го 1819 года,- пишет о.Моисей, - по принесении молитвы исповедования грехов слагался в сердце на все следующее время блюстися опасно, чтобы не ужинать отнюдь, ибо бесчисленно страдал от того и искусом наставлен, что нет лучшего средства к благоустроению души, как вкушать пищу однажды в сутки. Господи, не остави мене, вонми в помощь мою, отселе воздержатися от вечернего употребления пищи и в обеденном трапезновании не пресыщатися в принять искус употребления одного рода пищи.

16 ноября. По духовном беседовании с братом А»лександром» (будущим Преподобным Старцем Антонием) о пользе души усмотрел после в мысли своей за необходимо нужное помнить следующее: не начинать никогда говорить брату о пользе души и о всяком исправлении, также и не выслушивать объяснения его без обращения прежде ко Господу ума своего с требованием себе и брату Его вразумления, и говорить потом с воображением присутствия Божия. По беседе же, с обеих сторон, должны паки обратиться ко Христу Спасителю и помолиться о помощи Его во исполнении Евангелия и всеблагой воли Его, каковую могли выразуметь при собеседовании нашем. Да не в праздности будет совещание наше, но поминая глаголы Господа нашего Иисуса Христа: «Яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на небесех», будем от сего в несомненной надежде о всяком исправлении нашем.

Того же 16-го. По вечери между чтением о трезвении и молитве пришло на память призывать молитвы братние и других известных лиц духовных смирения ради в мысли, и действительного, их ради молитв, пособия о Христе Иисусе Господе нашем на все борющее и упорно стоящие помыслы и страсти…

Декабря 14-го. Сподобился я благодатию Христовой приобщиться Св.Таин, с желанием положив начало благое, еже блюсти заповеди святые. В сей день воскресный 29-й недели Апостол читался к Колоссаем, начало – Евангелие от Луки зач.85-е. На сие читалось толкование св.Феофана Болгарского, Никифора Астраханского, св.Димитрия Ростовского и Преосвященного Амвросия Новгородского. Поучения св.Исаака Сирина слова 58 и 59. Полагаю все оное за основание моего предложения, чтобы всегда поучаться в самом деле по оному. После того, занимавшись правилом, пришло мне на мысль: исправя с Божией помощью труд поста обучением себя в оном роде простой пищи, начать хранение уст, в разуме грехов своих и недостоинства еже глаголати, за нечистоту и неисправность сердца и ума моего: чтобы вовсе не говорить устно ничего ни с кем, а по крайней нужде изъясняться через брата краткими словами на письме полууставом. Боже! Помоги мне сие начатии и начатое совершити. Для сего призывать в помощь св.Димитрия Ростовского и Феофилакта Болгарского.

Декабря 15-го. Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно сожительствующих со мною братьев, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Равномерно и им мои погрешности должно принимать на себя, с исповедованием пред Богом. Итак, да даст Господь разум и силы: друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои.

Декабря 31-го. На предложения старца о.Арсения взять для обучения грамоте и письму Д. я без всякого противоречия согласился, нисколько не относясь молитвою к Богу и не обдумавши. Для того за непременный долг полагаю впредь наблюдать память Божию и не решаться ни на какое предложение, не помолившись довольно Богу и не размысливши, согласно ли оное с волею Вышнего и с силами моими. Господи! Даждь ми помощь отселе положити сего чина начало…» (Из книги «Преподобный Антоний Старец Оптинский» Издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни. 2003 г.)

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...