Перейти к публикации
  • ***

Фильм «Валаам. Преображение»

sasha

1 945 просмотров

Фильм «Валаам. Преображение»

 

Официальный сайт Валаамского монастыря, телеканал «Культура» и студия «Неофит» предлагают Вашему вниманию документальный фильм «Валаам. Преображение».

 

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Судьба Валаама начинается с того, что он становится миссионером на крайних северных землях Руси. Это не только политический форпост. Это духовный форпост. И то, что его основали по преданию греческие монахи, и то, что они поддерживали отношения с Великим Новгородом, и именно под их влиянием в Великом Новгороде развивается и церковная школа, и церковная письменность, и происходит обратный процесс. И мы знаем, что в наших хранилищах мы можем открыть монастырские книги, написанные монастырскими писцами в XV – XVI веках и увидеть, какой уровень книжного образования и книжной культуры, тем более что эти книги ещё написаны на пергаменте – тонко выделанной телячьей коже. Это культура книжная, которая, конечно, не могла без метрополии, то есть Великого Новгорода развиваться самостоятельно и быть более поздней.

Скрытый текст

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Бумага качественная. Даже если не понимаешь, что тут написано – просто приятно смотреть. Некоторые толстые линии, некоторые тонкие. Это как ноты, мне кажется. Но видно, как много использовали это.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

Вопрос о возникновении Валаамской обители – он относится к ряду вопросов, на которые однозначных ответов не существует, к сожалению. Потому что документов достоверных не осталось. Существует только предание церковное. Во всяком случае, мы знаем, что уже в XII веке были перенесены на Валаам мощи преподобных Сергия и Германа из Новгорода, где они пребывали временно, пока здесь происходили военные действия.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Подтверждением того, что монастырь возник очень рано, является не только факт переноса мощей, но и то, что этот факт упоминается в житиях разных святых. И Авраамия Ростовского. В самых ранних редакциях есть упоминание о том, что преподобный Авраамий крещение принял на Валааме. До официального крещения Руси. И житие Корнилия Палеостровского подтверждает то же самое. Другое дело, что все жития ещё более поздние по сроку. Такова судьба наших рукописей.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

Здесь множество было подвижников. И Авраамий Ростовский, и Александр Свирский, Савватий Соловецкий. Я называю только таких самых известных, множество было и менее известных, но не менее великих. Потому что место это само очень удобное. Недаром его называли Северным Афоном. Монастырь в те времена, когда позволяли внешние обстоятельства, процветал и уже в XV веке его именовали Великою и Честною Лаврою.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

С одной стороны Валаам был территорией Финляндии, и её тоже надо было защищать. С другой стороны, для советских войск это была территория, которую надо освободить, выражаясь тем языком. Вот эти записи о том, что бомбят монастырь – они были и у Бориса Зайцева, они были и у других свидетелей тех лет. Наверно были бомбардировки и с другой стороны. Это же война. Но советские бомбардировки были наиболее ощутимы. Ведь был момент, когда остров освободили, и он не принадлежал ни тем, ни другим. И игумен Харитон, настоятель в ту пору Валаама, на несколько дней вернулся с ближайшими братьями посмотреть в каком состоянии. И тогда игумен Харитон написал продолжение знаменитого валаамского гимна «О, дивный остров Валаам!»

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Икона осталась там в 40-м году, и братия эвакуировались только где-то в 42-м, 43-м году. И здесь мы видим, что советские солдаты сделали этой иконе. Здесь был мощевик, где была часть Ризы Пресвятой Богородицы. И вот наши реставраторы тоже писали новые глаза. Тут ещё видно есть под красками. Как бы не очень с уважением относились к этой иконе.

Первая книга, которая опубликована в 1863 году при игумене Дамаскине с видами острова Валаама. И это литография, иллюстрации, которые здесь есть. Это сделал Петр Балашов, наемный художник, который работал много на Валааме и виды Валаама писал. Интересно найти литографию. Он использовал работы других художников, например, Шишкина, Гине и так далее.

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Самое валаамское слово – это «ласковость». Это подтверждали даже представители животного мира. Белочка, которая забегала в часовню, лиса, которая мелькала. Потому что звери уже не боялись. Они вот эту любовь, данную здесь как закон, они видели, они чувствовали, понимали, тоже как бы в райскую жизнь начинали свой путь. И вот эта духовная судьба Валаама она связана с его названием. Преображенский монастырь. Это начинается с преображения земли, камня, на котором возник монастырь. Это земля неплодоносная приносила плоды, которые были награждены самыми высочайшими наградами всех ботанических и биологических выставок в России. Игумен Дамаскин состоял в переписке с директором Ботанического сада и лично выписывал любимые кедры, лично их сажал и на Валааме был сад – прообраз райского сада. Не только земля преображалась, но и душа человеческая может преобразиться. Вот это слово «преображение» всё время повторяю, потому что оно ключевое здесь. И люди приезжающие видели, что может преобразиться.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

К XVIII веку, к сожалению, Валаам был разорен очень сильно. И почти столетие здесь не было монашеской жизни. И только лишь уже во времена Петра Первого, который издал соответствующий указ, здесь началось снова восстановление монашеской жизни, которое шло трудно. И только лишь в конце XVIII века на Валааме появился преподобный Назарий. Он, придя из Саровской пустыни, принёс сюда те правила, те принципы устроения монастыря, которые были в Сарове.

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Так ему удалось найти эти связи, что возможно было построить такой великолепный большой каменный собор. И вообще в таком пустом месте, в котором не было никаких связей с внешним миром – как они вообще восстанавливали и построили монастырь тогда?

В начале XIX столетия в состав России входит Великое княжество Финляндское. Дивный Валаам становится его частью. Императорские особы неоднократно посещают обитель. Но воистину золотой век наступает при игумене Дамаскине.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

В его время были заложены основные скиты валаамские. В это же время очень много подвижников было здесь, старцев валаамских, почитаемых церковным народом того времени.

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Если смотрю его портрет или фотографию, видно, что он был с одной стороны очень твёрдый человек, с другой стороны – очень духовный и мягкий.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

Образцовое монастырское хозяйство было создано в это время. И рыболовное хозяйство, водопровод. Порядка 30-и мастерских было самых разнообразных к концу XIX века, которые производили все, что можно было здесь на Валааме произвести, начиная от самых простых вещей, обиходных и заканчивая предметами церковной утвари и даже часами и паровыми машинами.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Дамаскин хочет, чтобы на Валааме сады были красивыми. Каналы были чистыми. Чтобы красота острова поражала всех, кто приплывает сюда. И ещё он отдает все силы свои поиску жития преподобных Сергия и Германа. Он связывается со всеми архивами. Он оплачивает все эти работы. И он верил, что это житие найдется.

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Как он с этим ректором художественной академии Федором Йорданом эту связь устроил. И потом приглашал будущих известных художников, начиная с Шишкина и заканчивая Петром Балашовым.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

В это время приезжали композиторы и писатели знаменитые, и художники, которые, как правило, оставляли некоторые свои работы здесь в обители. Сейчас они находятся в музее Нового Валаама. Чайковский посвятил одну из своих симфоний Валааму.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Вот как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, он говорил о другом, о валаамском пении, в котором слышны отзвуки валаамского шторма, валаамского ветра. И у Петра Ильича Чайковского случилось тоже самое – он услышал Валаам как композитор.

 

Архимандрит СЕРГИЙ, настоятель Ново-Валаамского монастыря

 

Когда Финляндия получила независимость, большинство братий взяли финское гражданство. Но вскоре началась неразбериха с церковным календарем. Новый календарь, утвержденный Финской православной церковью, разделил братий. Те, кто не принял таких изменений – вынужден был покинуть монастырь.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

Нарушились привычные связи. И не хватало всего, даже продуктов питания. В монастыре был голод, эпидемии. И только лишь благодаря тому, что в это время во главе монастыря оказался игумен Харитон, человек очень мудрый, духовный, он смог всё-таки удержать обитель.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Когда время испытаний настало, уже настоящее, я думаю, что Господь не случайно сохранил уже на территории Финляндии Старый Валаам. Потому что вспомним опять же Зайцева и Шмелёва. Они писали о том, что для русского человека, оказавшегося вне России, это была единственная возможность вернуться в Россию. Как они любили Валаам, подтверждает то вынужденное изгнание, которое произошло в годы советско-финской кампании, когда братия была вынуждена покинуть остров, унося с собой святыни и все, что они могли унести. Да, это было вынужденно. Они ушли, но верили, что они вернутся на Старый Валаам.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

К Олимпиаде вообще знали, что инвалидов после войны убрали из города. Убрали подальше. Потом выяснили, что они живут на Валааме.

 

Сергей ГРУЗДЕЙ, житель Валаама

 

Валаамский дом инвалидов. Он был для ветеранов войны как бы сначала предназначен. Ну а потом уже всяких их здесь хватало: после войны, после тюрьмы. В Никольском скиту находились отдельно психохроники, которые буйные они там всегда и находились. Стояла таможня и не пропускала туда никого и оттуда тоже. А те, которые тихо помешанные, такие внешне нормальные, они их использовали как рабсилу в основном. Они трудились: перемещали грузы, в подсобном хозяйстве, кололи дрова. За месяц им выдавали пенсию небольшую, ведь всю пенсию забирало государство, не было пенсии. Постоянно, вот эти два дня гульба у них была в доме инвалидов. И были убийства часто среди мужчин.

 

Александра ИСАКОВА, жительница Валаама

 

Было всякое. Инвалиды. И инвалиды были всякие.

 

Сергей ГРУЗДЕЙ, житель Валаама

 

В нижнем соборе как склад продуктовый. Вот привозили когда продукты на корабле, надо было разгрузить, и в этот собор мы разгружали. Где Сергия и Германа рака, там стояли, в моей памяти осталось, ящики с водкой. А перед алтарем, я сам заносил лично, стояли два холодильника, с обоих сторон как бы, и там хранились туши с мясом замороженные. Я помню, мы таскали.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

13-го декабря 1989-го года в день памяти апостола Андрея Первозванного первые монахи высадились в монастырской бухте. И таким образом вновь, по благословению апостола Андрея, на Валааме началась монашеская жизнь. Все это жило в душе ожиданием, что Валаам должен вернуться. Я помню страшные статьи в газетах ленинградских: в «Ленинградской правде», в «Смене», когда совершенно серьезно обсуждались проекты устройства на Валааме элитной зоны отдыха. С канатной дорогой, с отелями. И вдруг – решение о передаче Валаама. Это казалось невозможным, это казалось чудом!

 

Сергей ЖИТИНЕВ, историк

 

Я помню 92-й год, лето, Президент Ельцин на Валааме, Святейший Патриарх, а также Глава Карельской республики. Там был подписан указ Президента Российской Федерации о том, чтобы Валаам передать Русской Православной Церкви. Возражал очень Глава Карелии, но Патриарх настаивал. Борис Николаевич подписал этот указ и Святейший посмотрел на небо, перекрестился, глубоко вздохнул и сказал: «Слава Богу! Свершилось!» И вдруг я увидел, что Святейший Патриарх отошел в сторонку, подошел к борту катера и стал молиться. Это у меня просто в глазах стоит. Причём яркий солнечный день, голубое небо, голубая вода и молящийся Патриарх.

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Теперь это богатство для Церкви. Имеем два Валаама – один в России, один в Финляндии. Когда основывали Валаамский монастырь – это, мне кажется, останется тайной. Но, на самом деле, это не очень важно, когда жили преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские. Самое главное, что они были как маяк, который светил не только на этом острове, не только в Карелии. И их света хватает и здесь – в глубине Финляндии.

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Самое валаамское слово – это «ласковость». Это подтверждали даже представители животного мира. Белочка, которая забегала в часовню, лиса, которая мелькала. Потому что звери уже не боялись. Они вот эту любовь, данную здесь как закон, они видели, они чувствовали, понимали, тоже как бы в райскую жизнь начинали свой путь. И вот эта духовная судьба Валаама она связана с его названием. Преображенский монастырь. Это начинается с преображения земли, камня, на котором возник монастырь. Это земля неплодоносная приносила плоды, которые были награждены самыми высочайшими наградами всех ботанических и биологических выставок в России. Игумен Дамаскин состоял в переписке с директором Ботанического сада и лично выписывал любимые кедры, лично их сажал и на Валааме был сад – прообраз райского сада. Не только земля преображалась, но и душа человеческая может преобразиться. Вот это слово «преображение» всё время повторяю, потому что оно ключевое здесь. И люди приезжающие видели, что может преобразиться.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

К XVIII веку, к сожалению, Валаам был разорен очень сильно. И почти столетие здесь не было монашеской жизни. И только лишь уже во времена Петра Первого, который издал соответствующий указ, здесь началось снова восстановление монашеской жизни, которое шло трудно. И только лишь в конце XVIII века на Валааме появился преподобный Назарий. Он, придя из Саровской пустыни, принёс сюда те правила, те принципы устроения монастыря, которые были в Сарове.

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Так ему удалось найти эти связи, что возможно было построить такой великолепный большой каменный собор. И вообще в таком пустом месте, в котором не было никаких связей с внешним миром – как они вообще восстанавливали и построили монастырь тогда?

В начале XIX столетия в состав России входит Великое княжество Финляндское. Дивный Валаам становится его частью. Императорские особы неоднократно посещают обитель. Но воистину золотой век наступает при игумене Дамаскине.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

В его время были заложены основные скиты валаамские. В это же время очень много подвижников было здесь, старцев валаамских, почитаемых церковным народом того времени.

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Если смотрю его портрет или фотографию, видно, что он был с одной стороны очень твёрдый человек, с другой стороны – очень духовный и мягкий.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

Образцовое монастырское хозяйство было создано в это время. И рыболовное хозяйство, водопровод. Порядка 30-и мастерских было самых разнообразных к концу XIX века, которые производили все, что можно было здесь на Валааме произвести, начиная от самых простых вещей, обиходных и заканчивая предметами церковной утвари и даже часами и паровыми машинами.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Дамаскин хочет, чтобы на Валааме сады были красивыми. Каналы были чистыми. Чтобы красота острова поражала всех, кто приплывает сюда. И ещё он отдает все силы свои поиску жития преподобных Сергия и Германа. Он связывается со всеми архивами. Он оплачивает все эти работы. И он верил, что это житие найдется.

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Как он с этим ректором художественной академии Федором Йорданом эту связь устроил. И потом приглашал будущих известных художников, начиная с Шишкина и заканчивая Петром Балашовым.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

В это время приезжали композиторы и писатели знаменитые, и художники, которые, как правило, оставляли некоторые свои работы здесь в обители. Сейчас они находятся в музее Нового Валаама. Чайковский посвятил одну из своих симфоний Валааму.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Вот как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, он говорил о другом, о валаамском пении, в котором слышны отзвуки валаамского шторма, валаамского ветра. И у Петра Ильича Чайковского случилось тоже самое – он услышал Валаам как композитор.

 

Архимандрит СЕРГИЙ, настоятель Ново-Валаамского монастыря

 

Когда Финляндия получила независимость, большинство братий взяли финское гражданство. Но вскоре началась неразбериха с церковным календарем. Новый календарь, утвержденный Финской православной церковью, разделил братий. Те, кто не принял таких изменений – вынужден был покинуть монастырь.

 

Епископ ПАНКРАТИЙ, наместник Спаса-Преображенского Валаамского монастыря

 

Нарушились привычные связи. И не хватало всего, даже продуктов питания. В монастыре был голод, эпидемии. И только лишь благодаря тому, что в это время во главе монастыря оказался игумен Харитон, человек очень мудрый, духовный, он смог всё-таки удержать обитель.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

Когда время испытаний настало, уже настоящее, я думаю, что Господь не случайно сохранил уже на территории Финляндии Старый Валаам. Потому что вспомним опять же Зайцева и Шмелёва. Они писали о том, что для русского человека, оказавшегося вне России, это была единственная возможность вернуться в Россию. Как они любили Валаам, подтверждает то вынужденное изгнание, которое произошло в годы советско-финской кампании, когда братия была вынуждена покинуть остров, унося с собой святыни и все, что они могли унести. Да, это было вынужденно. Они ушли, но верили, что они вернутся на Старый Валаам.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

К Олимпиаде вообще знали, что инвалидов после войны убрали из города. Убрали подальше. Потом выяснили, что они живут на Валааме.

 

Сергей ГРУЗДЕЙ, житель Валаама

 

Валаамский дом инвалидов. Он был для ветеранов войны как бы сначала предназначен. Ну а потом уже всяких их здесь хватало: после войны, после тюрьмы. В Никольском скиту находились отдельно психохроники, которые буйные они там всегда и находились. Стояла таможня и не пропускала туда никого и оттуда тоже. А те, которые тихо помешанные, такие внешне нормальные, они их использовали как рабсилу в основном. Они трудились: перемещали грузы, в подсобном хозяйстве, кололи дрова. За месяц им выдавали пенсию небольшую, ведь всю пенсию забирало государство, не было пенсии. Постоянно, вот эти два дня гульба у них была в доме инвалидов. И были убийства часто среди мужчин.

 

Александра ИСАКОВА, жительница Валаама

 

Было всякое. Инвалиды. И инвалиды были всякие.

 

Сергей ГРУЗДЕЙ, житель Валаама

 

В нижнем соборе как склад продуктовый. Вот привозили когда продукты на корабле, надо было разгрузить, и в этот собор мы разгружали. Где Сергия и Германа рака, там стояли, в моей памяти осталось, ящики с водкой. А перед алтарем, я сам заносил лично, стояли два холодильника, с обоих сторон как бы, и там хранились туши с мясом замороженные. Я помню, мы таскали.

 

Ирина ОЛЬШАНСКАЯ, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга

 

13-го декабря 1989-го года в день памяти апостола Андрея Первозванного первые монахи высадились в монастырской бухте. И таким образом вновь, по благословению апостола Андрея, на Валааме началась монашеская жизнь. Все это жило в душе ожиданием, что Валаам должен вернуться. Я помню страшные статьи в газетах ленинградских: в «Ленинградской правде», в «Смене», когда совершенно серьезно обсуждались проекты устройства на Валааме элитной зоны отдыха. С канатной дорогой, с отелями. И вдруг – решение о передаче Валаама. Это казалось невозможным, это казалось чудом!

 

Сергей ЖИТИНЕВ, историк

 

Я помню 92-й год, лето, Президент Ельцин на Валааме, Святейший Патриарх, а также Глава Карельской республики. Там был подписан указ Президента Российской Федерации о том, чтобы Валаам передать Русской Православной Церкви. Возражал очень Глава Карелии, но Патриарх настаивал. Борис Николаевич подписал этот указ и Святейший посмотрел на небо, перекрестился, глубоко вздохнул и сказал: «Слава Богу! Свершилось!» И вдруг я увидел, что Святейший Патриарх отошел в сторонку, подошел к борту катера и стал молиться. Это у меня просто в глазах стоит. Причём яркий солнечный день, голубое небо, голубая вода и молящийся Патриарх.

 

Епископ АРСЕНИЙ, временно исполняющий обязанности игумена Ново-Валаамского монастыря в Финляндии (2011—2012 гг.)

 

Теперь это богатство для Церкви. Имеем два Валаама – один в России, один в Финляндии. Когда основывали Валаамский монастырь – это, мне кажется, останется тайной. Но, на самом деле, это не очень важно, когда жили преподобные отцы Сергий и Герман Валаамские. Самое главное, что они были как маяк, который светил не только на этом острове, не только в Карелии. И их света хватает и здесь – в глубине Финляндии.

 

 

ТК "Культура"

студия "Неофит"

2013 г.



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...