Перейти к публикации

МАРГАРИТКА's блог

  • записей
    7
  • комментариев
    12
  • просмотр
    7 241

схиархимандрит Гавриил Бунге "Объядение, лакомство, чревоугодие"

МАРГАРИТКА

2 154 просмотра

"...Пост представляет собой лекарство: если применять его правильно и в разумных дозах, то есть соответственно силам и потребностям каждого человека, то оно должно как раз предохранить душу и тело от вреда и излечить болезни. Сегодня огромное число людей-в богатых странах больше, чем-либо, -причиняют себе вред неразумным питанием, и вряд ли многие доводят себя до истощания постом"....

 

"Вопреки разумной мере бесы побеждают ослабленного болезнью подвижника поститься и стоя воспевать псалмы. В таких случаях следует учитывать, что подвижнеческое правило должно соответствовать конкретным жизненным обстоятельствам"



5 комментариев


Рекомендованные комментарии

"...Известно, что монахи самоотверженно заботились о здоровье братии, среди них было не мало врачей, которые предпринимали даже хирургические операции! Самоотверженно ухаживая за больными, монахи не останавливались ни пред какими жертвами ради того, чтобы исполнить желание болящего брата, пусть даже столь экстравагантное, как просьба принести душистых лепешек из Александрии(Достопамятные сказания. Об авве Макарии Великом) Кроме того, в пустыне действовала своего рода медицинская служба. Один из братьев каждую неделю обходил келии и наблюдал, нет ли у кого нужды. Если какой-то брат в субботу-воскресенье не являлся к общему богослужению, все монашеское собрание после литургии отправлялось к нему в келию, чтобы убедиться, что с отсутствующим братом ничего не случилось..."

 

Читая строки о лепешках из Александрии, вспомнила случай из своего детства: Осенью мы поехали в Троице-Сергиеву Лавру. Тогда при Лавре работала гостиница №2, что напротив надвратного храма Иоанна Предтечи, где мы и остановились по благословению нашего батюшки(ныне покойного). На второй день у меня поднялась высокая температура. Есть ничего не хотелось, только пить и.....бабушкиных  соленых огурцов из бочки, вкус которых не оставлял меня ни на минуту. ) Бедная моя крестная, она не отходила от меня, стараясь угодить чем-нибудь вкусненьким. Но эти огурцы из бабушкиной деревянной бочки не давали мне покоя. :help0000:  Я и рыбку сухую умяла, которую мне прислала т. Н. , но огурцов хотелось еще сильнее.Тогда т. Настя, дежурная по гостинице,  принесла мне из братской кухни целое блюдо настоящих соленых огурцов из деревянной бочки! Крестная и т. Настя с жадностью наблюдали, как их "бедный ребенок" уплетал за обе щеки "кисло-соленые" огурцы! За то через некоторое время температура у ребенка значительно спала, а на столе стояло пустое блюдо с остатками огуречного рассола) :good0000:А рядом на кровати спала девочка, в руке, который был зажат недоеденный огурец.... 

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

...Овощи и другие утешения-вещи сами по себе редкие и дорогие в пустыне-приемлемы для тех, кто действительно слаб. как мы видели, телесные болезни и немощи для Евагрия и других отцов в данном отношении не составляют проблемы. Но если даже мирские "атлеты" (как в древности называли спортсменов) соблюдают строгую диету ради достижения преходящей награды, то настолько строже ее должен придерживаться "атлет Христов", подвизающийся за непреходящий венец бесстрастия!

Вероятно кто-то будет удивлен, узнав, что под запретом оказываются среди прочего овощи и фрукты....

...Вместе с тем подвижники тщательно стремились избегать всякого лицемерия. Например, о преподобном Арсении Великом, младшем современнике Евагрия, известно, что во время урожая он всегда просил принести ему свежих плодов, вкушал от них и затем снова переходил к воздержанию. Смысл этого действия очевиден: лучше исключение из правила, чем высокомерный помысел-"Я никогда не вкушаю плодов!"....

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Прекрасный рассказ из "Лавсаика" учит нас, как отцы-пустынники решали некоторые проблемы с угощением. В нем повествуется рассказ о виноградной кисти, присланной в подарок преподобному Макарию Александрийскому. Разумеется прп. Макарий не стал вкушать ее сам, хотя испытывал сильный голод. Он отослал виноград другому брату. Так же, один за другим, поступили и другие братья, пока кисть снова не вернулась к авве,-никто не хотел вкушать виноград. Преподобный Макарий, снова увидев кисть, тем более удержался от этого ( Лавсаик. О Макарии Александрийском)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Многочисленные высказывания о чревоугодии, а также о воздержании и посте разбросаны в различных местах творений Евагрия. наибольшего внимания в этом отношении заслуживает "Опровергатель"-одно из самых объемных сочинений понтийского монаха. Он состоит из длинного "Пролога" и восьми частей или книг, логосов, каждая из которых посвящена одному из восьми "пораждающих помыслов".

Авва Лукий спрашивает Евагрия:"Как можно распознать демонские козни, с хитростью устрояемые на пути подвижника, и если их удалось распознать, как с ними бороться?" Поскольку искушения монаха приходят большей частью через помыслы, то это значит: каким образом можно справиться с диавольским внушением? Евагрий отвечает: им нужно противопоставить "непоколебимый помысел", следуя примеру Христа.

История искушения Христа в пустыне говорит о том, что, что эти "непоколебимые помыслы" содержатся в Священном Писании. Ведь Христос не вступал в беседу с искусителем и отвечал ему не своими словами, а словом Писания, потому что слово Божие сводид на нет демонские внушения.. Христос во всем должен служить нам примером для подражания. Только так можно избавиться от опустошающей внутренней болтовни наших помыслов. Евагрий изучил Священное Писание в поиске таких опровержений. Об этом говорит как название книги ("Опровергатель"), так и вступительная формула "Против помысла чревоугодия, который.....говори...." (и далее приводится короткое изречение, помогающее пресечь то или иное внушение)

...Важно отметить, что речь идет отнюдь не о беседе с помыслом: ведя такую беседу, можно получить большой вред и в конце концов потерять рассудок. Цель заключается в пресечении этого постоянного мельтешения помыслов. Евагрий подчеркивает, что в основе такого метода лежат крепкая вера и строгая самодисциплина. Использование слов Писания в аскетической практике не несет в себе ничего магического, а является выражением осознанного выхода за пределы собственного "я" в уверенности найти поддержку в Божественном Ты. А это и есть вера.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Евагрий пишет как монах для других монахов, то есть как аскет для людей подобного же склада. Между тем искушения лишь на первый взгляд характерны для монахов. За каждым из них видны проблемы, не связанные с определенным жизненным статусом.

"Против помысла, который жалуется на обыкновенную пищу и сухой хлеб, говори: Лучше кусок хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, и с раздором".

Конечно можно возразить, что обычный рацион пустынника-сухой хлеб и вода, при том в малых количествах, может опротиветь любому человеку. Однако, дело заключается в другом. Пост-это лишь средство преодоления внутреннего разлада, порождаемого ненасытным вожделением. Поэтому голос вожделения воспринимается аскетом всего лишь как обман искусителя, желающего ввести в грех..

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

...Пост, если мы понимаем его в собственном смысле, вовсе не является чисто терапевтической или косметической процедурой. Для человека, стремящегося изменить свое человеческое бытие, пост становится скорее пробным камнем его верности Богу.(схиархим. Гавриил)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...