Гелати. Академия
XI—XII века - «золотой» период в истории Грузинской Православной Церкви. В 1089 г. на трон Грузии вступил святой царь Давид IV Строитель, при котором были разрешены многие церковно-административные и канонические проблемы Церкви, построены новые храмы и обители. В 1103 г. царь созвал Руисско-Урбнисский Собор, утвердивший православное исповедание веры и принявший каноны для направления жизни христиан [1, 2]. В личной жизни царь отличался высоким христианским благочестием, любил духовное чтение и не расставался со Святым Евангелинм [2]. По преданию, св. Давид Строитель велел похоронить себя в Гелати в проходном месте. Считается, что могила в южных вратах монастыря с надписью на каменной плите: «Это покой Мой навеки, здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (Пс. 131, 14), — является местом его упокоения [3].
Св. царь Давид приложил старание и к просвещению Грузии. При монастырях, по примеру Византийской империи, начали открываться новые (по характеру обучения) школы. По сохранившимся историческим сведениям, такие школы были открыты при Икалтоитском, Гелатском и других монастырях Грузии. Эти учебные заведения, согласно традиции, назывались академиями. «Существовавшие за пределами страны грузинские научные центры — Афонская, Петрицкая, Черногорская (в Сирии), Иерусалимская и другие школы — в силу отдаленности не могли удовлетворить интересам Грузии. Потребность в образованных людях была велика, и Давид Строитель вернул на родину ... передовых деятелей грузинской культуры, иммигрировавших ранее в Византию и другие соседние христианские страны» [4], среди них: Иоанн Петрици, Арсен Икалтоели, Иоанн Таричидзе, Иезекииль и др. [4].
Перед монастырем Гелати царь ставил большие государственные задачи, не только религиозно-духовного значения, но и задачи по подготовке и переподготовке кадров для светской службы. В монастыре, к западу от главного храма — собора во имя Рождества Пресвятой Богоматери, — было возведено здание академии. Оно было выдержано в едином архитектурном ритме с собором, украшено широкими арочными проемами окон и дверей. Новое высшее учебное заведение было открыто в 1106 г. и просуществовало до монгольского нашествия. Помещение почти в неизменном виде сохранялось до середины XVII в., но к этому времени оно изменило свое назначение [4]. К концу ХХ столетия от здания академии сохранились лишь наружные стены и портик, пристроенный во 2-й половине XIII – нач. XIV вв. [5, c. 551].
Академия содержалась за государственный счет. Подбором преподавателей занимался сам Давид Строитель. Приглашенные царем ученые развернули здесь педагогическую и научно-исследовательскую деятельность, для чего были созданы все необходимые условия. Ректором Академии был назначен, как принято считать, Иоанн Петрици († около 1125 г.). «Воспитанник Константинопольской философской школы, он проводил в жизнь систему организации образования, разработанную Михаилом Пселлом, Иоанном Италом и их учениками. Учебные планы были построены по образцу программ по философии и праву, принятых в константинопольских школах» [4]. В Гелатской академии, по-видимому, преподавались: геометрия, арифметика, музыка, грамматика, риторика, философия, медицина, астрономия [4]. При здании академии была оборудована обсерватория, причем наблюдения за звездами велись и днем, из специально устроенного глубокого колодца.
В академии изучались восточные и западные языки, что было вызвано и многонациональностью грузинского государства, и увлечением образованного грузинского общества иранской, арабоязычной и античной культурой. Ученикам до 16-ти лет преподавались только свободные дисциплины, т. е. языки, история [4].
В XI—XII вв. грузины интересовались в области философии теми же проблемами, какие занимали передовые умы тогдашнего христианского мира и на Востоке, и на Западе, и «работали во всеоружии образцовой для своего времени текстуальной критики непосредственно над греческими подлинниками» [6].
Иоанн Петрици, основоположник грузинского неоплатонизма, получивший глубокое философско-богословское образование в Константинополе, и явился крупнейшим представителем церковно-философской мысли в Грузии [7].
Петрици большое внимание уделял теоретическому наследию Аристотеля. Им были переведены и снабжены комментариями «Топика» и «Об истолковании» великого древнегреческого философа [8].
Для своих слушателей в Гелатской академии Петрици составлял учебные пособия. Таким пособием, например, стал его перевод книги Немесия Эмесского «О природе человека» [8].
Петрици также перевел трактат Прокла Диадоха «Первоосновы теологии». Перевод дошел до нас в рукописи более раннего периода, чем текст самого трактата. Петрици написал книгу «Рассмотрение Прокла Диадоха и платоновской философии». Это — «его главный философский труд. По силе и глубине раскрытия античной мысли он представляет собой выдающееся произведение» [8]. При сопоставлении грузинского перевода с греческим оригиналом Прокла «мы наглядно видим высокие качества грузинского перевода, его идеальную стройность и в то же время верность греческому подлиннику не только в передаче смысла, но до крайней возможности и во внешней форме [8].
Петрици стремился к дословному переводу, вплоть до передачи греческих частиц и порядка слов. Он создал искусственный стиль грузинского языка, ориентированный на греческую языковую систему [7]. Его философская терминология передает грузинскими корнями все те термины, которые европейские языки заимствовали в греческом и латинском языках [8].
А.Ф. Лосев в своей книге «Эстетика Возрождения» пишет, что грузинские мыслители явились «застрельщиками неоплатонического … Ренессанса в Европе, ... им, безусловно, принадлежит в этом отношении приоритет и ... они здесь на несколько столетий опередили Западную Европу» [9, с. 21]. Он подчеркивает, что «неоплатонизм был воспринят в Грузии … как христианско-теистически переработанная и одухотворенная диалектика Прокла» [9, с. 18]. Иоанна Петрици Лосев называет глубочайшим неоплатоником, отмечая, что он был православным монахом и даже настоятелем монастыря [9, с. 14].
В числе многих переводов Иоанэ Петрици — и его прозаический перевод на грузинский язык «Лествицы» Иоанна Лествичника, а также ее ямбическое переложение, с названием «Лествица добродетелей», содержащее несколько акростихов. Последний акростих представляет собой молитвенное воззвание к прп. Иоанну Лествичнику: «Сотвори молитву, отче Иоване, обо мне, Иоване, уповающем на тебя» [7].
Таким образом, можно видеть, какая сложная и глубокая научная и духовная деятельность происходила в академии Гелати, образованной св. царем Давидом, во время его правления.
Ныне Гелатская духовная академия находится в г. Кутаиси, ее ректор с 1991 г. — митрополит Кутаисский и Гаэнатский Каллистрат (Маргалиташвили) [10].
Здание академии в Гелатском монастыре восстановлено, 22 октября 2009 г. состоялось его торжественное открытие. Церемонию открытия возглавили президент Грузии Михаил Саакашвили и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в присутствии представителей высшего духовенства страны [11].
Источники:
- Грузинская Православная Церковь: http://knowledge.su/g/gruzinskaya-pravoslavnaya-tserkov (14.09.17)
- Грузинская Православная Церковь: http://drevo-info.ru/articles/10.html (14.09.17)
- Гелатский монастырь: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40305.htm (14.09.17)
- Эпоха и жизнь Иоанэ Петрици. Автор статии — И. Д. Панцхава; Материал взят из книги: «Петрици», Москва, изд-во «Мысль», 1982 г. http://www.dzeglebi.ge/rus/statiebi/istoria/epoxai_jizn_petrici1.html (14.09.17)
- Гелати //Православная энциклопедия. Т. 10. С. 551-555.
- Грузинская афонская литературная школа: http://www.dzeglebi.ge/rus/statiebi/istoria/gruzinskaia_afonskaia.html (14.09.17)
- Православная Энциклопедия. Электронная версия. Иоанн Петрици: http://www.pravenc.ru/text/471437.html (14.09.17)
- Тевзадзе Г.В. Иоанэ Петрици. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. Академия Наук СССР. Институт философии. М: «Мысль», 1984. — От переводчика: Иоанэ Петрици: https://scicenter.online/drevnegrecheskaya-filosofiya/perevodchika-55966.html (14.09.17)
- Лосев Алексей. Эстетика Возрождения: https://lib.rmvoz.ru/sites/default/files/fail/aleksey_losev_estetika_vozrozhdeniya.pdf (14.09.17)
- Грузинская Православная Церковь: http://otechnik.narod.ru/gruzin.htm (14.09.17)
- GeorgiaTimes: http://www.georgiatimes.info/news/24042.html (14.09.17)
2. Академия. Входной портик, вид с южной стороны
4. Над входом в академию - знаки солнца и открытой книги
6. Лекционный зал - южная сторона
10. Южная стена здания академии и вход в обсерваторию
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.