Перейти к содержимому
  • Объявления

    • OptinaRU

      Объявление   12.08.2017

      Друзья, в настоящее время на форуме ведется работа по обновлению. Возможны некоторые технические неполадки. Обратите внимание, что теперь при входе на форум вместо логина нужно вводить имя (псевдоним), которое отображается в Вашем профиле.

Елена Панфилова

Пользователи
  • Публикации

    65
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    5

Последний раз Елена Панфилова выиграл 16 июня

Публикации Елена Панфилова были самыми популярными!

Репутация

213 Очень хороший

1 подписчик

О Елена Панфилова

  • Звание
    Участник

Информация

  • Пол
    Женщина

Посетители профиля

3 597 просмотров профиля
  1. Гелати. Академия

    XI—XII века - «золотой» период в истории Грузинской Православной Церкви. В 1089 г. на трон Грузии вступил святой царь Давид IV Строитель, при котором были разрешены многие церковно-административные и канонические проблемы Церкви, построены новые храмы и обители. В 1103 г. царь созвал Руисско-Урбнисский Собор, утвердивший православное исповедание веры и принявший каноны для направления жизни христиан [1, 2]. В личной жизни царь отличался высоким христианским благочестием, любил духовное чтение и не расставался со Святым Евангелинм [2]. По преданию, св. Давид Строитель велел похоронить себя в Гелати в проходном месте. Считается, что могила в южных вратах монастыря с надписью на каменной плите: «Это покой Мой навеки, здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (Пс. 131, 14), — является местом его упокоения [3]. Св. царь Давид приложил старание и к просвещению Грузии. При монастырях, по примеру Византийской империи, начали открываться новые (по характеру обучения) школы. По сохранившимся историческим сведениям, такие школы были открыты при Икалтоитском, Гелатском и других монастырях Грузии. Эти учебные заведения, согласно традиции, назывались академиями. «Существовавшие за пределами страны грузинские научные центры — Афонская, Петрицкая, Черногорская (в Сирии), Иерусалимская и другие школы — в силу отдаленности не могли удовлетворить интересам Грузии. Потребность в образованных людях была велика, и Давид Строитель вернул на родину ... передовых деятелей грузинской культуры, иммигрировавших ранее в Византию и другие соседние христианские страны» [4], среди них: Иоанн Петрици, Арсен Икалтоели, Иоанн Таричидзе, Иезекииль и др. [4]. Перед монастырем Гелати царь ставил большие государственные задачи, не только религиозно-духовного значения, но и задачи по подготовке и переподготовке кадров для светской службы. В монастыре, к западу от главного храма — собора во имя Рождества Пресвятой Богоматери, — было возведено здание академии. Оно было выдержано в едином архитектурном ритме с собором, украшено широкими арочными проемами окон и дверей. Новое высшее учебное заведение было открыто в 1106 г. и просуществовало до монгольского нашествия. Помещение почти в неизменном виде сохранялось до середины XVII в., но к этому времени оно изменило свое назначение [4]. К концу ХХ столетия от здания академии сохранились лишь наружные стены и портик, пристроенный во 2-й половине XIII – нач. XIV вв. [5, c. 551]. Академия содержалась за государственный счет. Подбором преподавателей занимался сам Давид Строитель. Приглашенные царем ученые развернули здесь педагогическую и научно-исследовательскую деятельность, для чего были созданы все необходимые условия. Ректором Академии был назначен, как принято считать, Иоанн Петрици († около 1125 г.). «Воспитанник Константинопольской философской школы, он проводил в жизнь систему организации образования, разработанную Михаилом Пселлом, Иоанном Италом и их учениками. Учебные планы были построены по образцу программ по философии и праву, принятых в константинопольских школах» [4]. В Гелатской академии, по-видимому, преподавались: геометрия, арифметика, музыка, грамматика, риторика, философия, медицина, астрономия [4]. При здании академии была оборудована обсерватория, причем наблюдения за звездами велись и днем, из специально устроенного глубокого колодца. В академии изучались восточные и западные языки, что было вызвано и многонациональностью грузинского государства, и увлечением образованного грузинского общества иранской, арабоязычной и античной культурой. Ученикам до 16-ти лет преподавались только свободные дисциплины, т. е. языки, история [4]. В XI—XII вв. грузины интересовались в области философии теми же проблемами, какие занимали передовые умы тогдашнего христианского мира и на Востоке, и на Западе, и «работали во всеоружии образцовой для своего времени текстуальной критики непосредственно над греческими подлинниками» [6]. Иоанн Петрици, основоположник грузинского неоплатонизма, получивший глубокое философско-богословское образование в Константинополе, и явился крупнейшим представителем церковно-философской мысли в Грузии [7]. Петрици большое внимание уделял теоретическому наследию Аристотеля. Им были переведены и снабжены комментариями «Топика» и «Об истолковании» великого древнегреческого философа [8]. Для своих слушателей в Гелатской академии Петрици составлял учебные пособия. Таким пособием, например, стал его перевод книги Немесия Эмесского «О природе человека» [8]. Петрици также перевел трактат Прокла Диадоха «Первоосновы теологии». Перевод дошел до нас в рукописи более раннего периода, чем текст самого трактата. Петрици написал книгу «Рассмотрение Прокла Диадоха и платоновской философии». Это — «его главный философский труд. По силе и глубине раскрытия античной мысли он представляет собой выдающееся произведение» [8]. При сопоставлении грузинского перевода с греческим оригиналом Прокла «мы наглядно видим высокие качества грузинского перевода, его идеальную стройность и в то же время верность греческому подлиннику не только в передаче смысла, но до крайней возможности и во внешней форме [8]. Петрици стремился к дословному переводу, вплоть до передачи греческих частиц и порядка слов. Он создал искусственный стиль грузинского языка, ориентированный на греческую языковую систему [7]. Его философская терминология передает грузинскими корнями все те термины, которые европейские языки заимствовали в греческом и латинском языках [8]. А.Ф. Лосев в своей книге «Эстетика Возрождения» пишет, что грузинские мыслители явились «застрельщиками неоплатонического … Ренессанса в Европе, ... им, безусловно, принадлежит в этом отношении приоритет и ... они здесь на несколько столетий опередили Западную Европу» [9, с. 21]. Он подчеркивает, что «неоплатонизм был воспринят в Грузии … как христианско-теистически переработанная и одухотворенная диалектика Прокла» [9, с. 18]. Ионна Петрици Лосев называет глубочайшим неоплатоником, отмечая, что он был православным монахом и даже настоятелем монастыря [9, с. 14]. В числе многих переводов Иоанэ Петрици — и его прозаический перевод на грузинский язык «Лествицы» Иоанна Лествичника, а также ее ямбическое переложение, с названием «Лествица добродетелей», содержащее несколько акростихов. Последний акростих представляет собой молитвенное воззвание к прп. Иоанну Лествичнику: «Сотвори молитву, отче Иоване, обо мне, Иоване, уповающем на тебя» [7]. Таким образом, можно видеть, какая сложная и глубокая научная и духовная деятельность происходила в академии Гелати, образованной св. царем Давидом, во время его правления. Ныне Гелатская духовная академия находится в г. Кутаиси, ее ректор с 1991 г. — митрополит Кутаисский и Гаэнатский Каллистрат (Маргалиташвили) [10]. Здание академии в Гелатском монастыре восстановлено, 22 октября 2009 г. состоялось его торжественное открытие. Церемонию открытия возглавили президент Грузии Михаил Саакашвили и Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в присутствии представителей высшего духовенства страны [11]. Источники: Грузинская Православная Церковь: http://knowledge.su/g/gruzinskaya-pravoslavnaya-tserkov (14.09.17) Грузинская Православная Церковь: http://drevo-info.ru/articles/10.html (14.09.17) Гелатский монастырь: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40305.htm (14.09.17) Эпоха и жизнь Иоанэ Петрици. Автор статии — И. Д. Панцхава; Материал взят из книги: «Петрици», Москва, изд-во «Мысль», 1982 г. http://www.dzeglebi.ge/rus/statiebi/istoria/epoxai_jizn_petrici1.html (14.09.17) Гелати //Православная энциклопедия. Т. 10. С. 551-555. Грузинская афонская литературная школа: http://www.dzeglebi.ge/rus/statiebi/istoria/gruzinskaia_afonskaia.html (14.09.17) Православная Энциклопедия. Электронная версия. Иоанн Петрици: http://www.pravenc.ru/text/471437.html (14.09.17) Тевзадзе Г.В. Иоанэ Петрици. Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха. Академия Наук СССР. Институт философии. М: «Мысль», 1984. — От переводчика: Иоанэ Петрици: https://scicenter.online/drevnegrecheskaya-filosofiya/perevodchika-55966.html (14.09.17) Лосев Алексей. Эстетика Возрождения: https://lib.rmvoz.ru/sites/default/files/fail/aleksey_losev_estetika_vozrozhdeniya.pdf (14.09.17) Грузинская Православная Церковь: http://otechnik.narod.ru/gruzin.htm (14.09.17) GeorgiaTimes: http://www.georgiatimes.info/news/24042.html (14.09.17) 1. Здание академии 2. Академия. Входной портик, вид с южной стороны 2.1. Вид портика с севера 3. Каменная дорожка ко входу 3.1. Какого века эти камни? 4. Над входом в академию - знаки солнца и открытой книги 4.1. Потолок портика 5. Входная дверь 6. Лекционный зал - южная сторона 7. Стол лектора 8. Ниша в стене 9. Северная часть помещения 10. Южная стена здания академии и вход в обсерваторию
  2. Сохранять ли беременность?

    ПРЕПОДОБНЫЙ ДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ Святый Давиде, молись ко Господу Иисусу Христу, да помилует нас Св. Давид пришел в Иверию из Сирии около середины VI в. Он был в числе 12 учеников св. Иоанна Зедазнийского — монахов, великих подвижников и аскетов, высоких богословов и философов. Они несли в Иверию евангельскую проповедь и утверждение православной веры. В Грузии их называют «тринадцать ассирийских отцов». Игумен Иоанн основал в Зедазени монашескую обитель и разослал своих учеников проповедовать по всей Картли и Кахети. Святой Давид избрал Тбилиси — большой торговый и ремесленный город-крепость. Он поселился на горе, вдали от населенной части города. Ныне эта гора называется Мтацминда (Святая Гора), поскольку в XVI в. афонскими иноками здесь был основан монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. С VI же века она называлась «Давидовская». Давид устроил в скалах маленькую пещеру и маленькую часовню, где стал проводить дни и ночи в молитве; питался он скудной горной растительностью и пил холодную ключевую воду. Каждый четверг, как говорит предание, преподобный спускался в Тбилиси: проповедовал Евангелие, беседовал с народом, обращал в христианство, молился в храмах; остальные шесть дней он проводил в безмолвии в затворе. Огнепоклонники и другие враги православия, завидуя святости Давида и успехам его проповеди, решили очернить преподобного, заставить народ изгнать его, и для этого навели на него страшную клевету. Они научили и подкупили некую девицу, соблазненную кем-то и сделавшуюся беременной, назвать виновником святого Давида. Его потребовали на суд. Святой не стал оправдываться, а коснулся посохом ее чрева и спросил зачатого ребенка: «Я ли отец твой?». Из утробы обольщенной послышался голос: «Не ты», — и был назван некий кузнец. Святой Давид сказал ей: «Да родишь ты камень». Вдруг девица почувствовала страшные боли и родила камень. Тогда толпа, не внимая просьбам святого, побила клеветницу камнями. Св. Давид был весьма опечален смертью девицы. Он испросил у Бога источник чудодейственной воды, который имел бы целебную силу, в особенности — даровать право чадородия неплодным женщинам. Этот источник чистой ключевой воды и ныне находится на склоне Мтацминда, к северо-западу от церкви преподобного Давида. После этих событий святой Давид решил покинуть город Тбилиси — по лукавству его жителей и в поисках местности, более подходящей для аскетического подвига. Он положил на волны Куры свою монашескую мантию, встал на нее вместе со своим учеником Лукианом и поплыл вниз по реке. Так они добрались до пустыни Кахетинской, называемой «Гареджи» (уединенное место). Это высокое плоскогорье, суровая безводная пустыня, где летом жара достигает 50 градусов, а зимой — морозы до 30 градусов. Поселились Давид и Лукиан в маленьких естественных пещерах хребта, высекши каждый себе в стене узкое низкое ложе. Молились они под открытым небом. Питаться поначалу пришлось корнями и листьями некоторых растений, а для питья собирать дождевую воду. Но с наступлением жары растения засохли. Тогда, по упованию святого Давида на Господа, Он послал ему трех ланей с детенышами, и так подвижники получили в питание молоко. В пещере, находившейся ниже, жил дракон. Как-то он похитил детеныша одной из ланей. Блаженный Давид взял посох с изображением Креста Христова и направился к злоисточавшей пещере. Он велел дракону выйти из этого места и уйти прочь. Дракон попросил святого проводить его взглядом, пока он не войдет в реку. Когда дракон уже приблизился к реке, Давиду явился Ангел Божий и воззвал: «Давид». Святой оглянулся, и тут же с неба сошел огонь и сжег дракона. Ангел утешил его: «Так Богу угодно было. Иначе дракон натворил бы много зла». Спустя несколько дней в ту местность пришли охотники, а затем стали приходить и окрестные жители — за благословением. Некоторые из них оставались, поселяясь в пещерах. Постепенно создалась обитель, которая в дальнейшем превратилась в Лавру, самую большую в Грузии, объединившую 12 монастырей. Однажды преподобный Давид решил совершить путешествие в Иерусалим, ко Гробу Господню, взяв с собой несколько иноков. Когда они дошли до места, откуда виден святой город, Давид по смирению не вошел в него и молился на Горе благодати: «... С этого места не осмеливаюсь продолжать путешествие, дабы освященные Святыми Стопами Твоими места не попрать моими нечистыми ногами. И того довольно мне, что я, грешный, удостоился видеть эти святые места издалека». Он отправил иноков далее, а сам взял с горы 3 камня и пошел обратно в Гареджи. В ту же ночь Иерусалимскому патриарху Илии во сне явился Ангел Господень, сказавший, что грузинский монах вынес всю благодать из Иерусалима. Скороходы патриарха нагнали преподобного и по указанию Ангела забрали 2 камня, оставив один, приравненный Ангелом к 1/3 благодати Гроба Господня. Давид же через некоторое время прибыл в пустыню и положил принесенный камень в церковь. При прикосновении к этому чудотворящему камню исцелялись немощные, больные и прочие страждущие верные христиане, поэтому в Лавру Гареджийскую стекалось несметное количество богомольцев. Монахи Гареджи многие века сохраняли камень благодати возле могилы Давида. Ныне камень хранится в Грузинской Патриархии. Как свидетельствует благочестивое предание грузинских христиан, троекратная молитва возле него равняется одному паломничеству в Иерусалим. Преподобный Давид отошел ко Господу в четверг по Вознесении Господнем, 7(20) мая 604 г. Перед смертью он призвал всех своих братьев-монахов и преподал им душеспасительные наставления. Эти дни — 7(20) мая и четверг по Вознесении — являются днями его памяти, и в Грузинской Церкви, и в Русской. 7(20) мая поминают также прп. Иоанна Зедазнийского и его учеников. Усыпальница преподобного Давида Гареджийского находится у южной стены церкви Преображения Господня, в монастыре Давид-Гареджи. Эта церковь была высечена в скале еще при его жизни. В первый четверг по Вознесении Господнем в Грузии совершается церковный праздник в честь Давида Гареджийского. Посещают храм его имени на Мтацминда, его келлию и источник «слезы Давида». 7(20) мая в Тбилиси — большой праздник, к Мтацминда стекается целый город. Начиная с этого дня, почти целый год, по четвергам в церкви совершается Божественная Литургия в память о преподобном Давиде. Особенно много собирается молодых женщин и девушек, просящих у святого помощи в семейном благополучии и даровании чад. Монастырь Давид Гареджи — действующий, в прошлом году там подвизалось восемь монахов. Источники: 1. Давид Гареджийский: http://sakartvelotour.com/david-garedzhiyskiy 2. Преподобный Давид Гареджийский и его Святая Лавра: http://www.georgianweb.com/religion/ru/gareja.html (здесь содержится Житие прп. Давида) 3. Православная Энциклопедия. Электронная версия. Давид и Лукиан Гареджийские: http://www.pravenc.ru/text/168562.html 1. Пейзаж вблизи монастыря Давид Гареджи. 2. У входа в монастырь. Вдали - монастырская лавка. 3. Вход в монастырь. 4. Пещеры подвижников. В пещере св. Давида виден крест. 5. Крест стоит на ложе св. Давида. 6. Под навесом - дверь в храм, на стене - его окна. 7. На верхнем ярусе монастыря. 8. Жилые келлии. 9. В храме Преображения Господня. Женщина справа стоит у усыпальницы прп. Давида. 10. Царские Врата. 11. Икона прп. Давида Гареджийского - вторая слева от Царских Врат. 12. Икона прп. Давида на его усыпальнице. 13. Икона храма - вторая справа от Царских Врат. 14. Распятие в храме.
  3. Сохранять ли беременность?

    Попытаюсь написать, и о монастыре Давид-Гареджи, с фотографиями. Помоги мне, Господи.
  4. Сохранять ли беременность?

    Фотография маленькой иконы св. Давида Гареджели, из монастыря, где он жил и творил свои подвиги. Святый Давиде, моли Господа о наших непраздных матушках.
  5. 19.

    Из альбома В мире цветения

  6. 17.

    Из альбома В мире цветения

  7. Крокусы

    Нежные, почти прозрачные. И чистые, как снег...
×