Катехизация
Здравствуйте братья и сёстры!
Сегодня я хочу вам рассказать о тех мыслях и воспоминаниях, что посетили меня при чтении замечательной книги диакона Павла Гаврилюка "История катехизации в древней церкви". И далее в тексте будут приведены цитаты из этой книги.
Я вспомнил свое крещение. Это было в 2012 году в одном знаменитом до революции монастыре, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
В этот монастырь я прибыл в качестве трудника, в желании посмотреть православную монашескую жизнь и поучаствовать в ней во славу Божию. Но моя встреча с Богом, если так можно выразится, состоялась еще в детстве, когда брат (баптист на тот момент) подарил мне детскую библию с картинками, а родственники из америки (иммигрировавшие после революции баптисты), прислали пластинки с записями своих песен. Тогда для меня открылся таинственных, красивый, сказочно добрый, грустный и страшный, но несомненно торжествующий и радостный библейский мир, который не мог ни тронуть мое детское сердце. Непонятная и невыразимая слезная грусть и тихая радость посетили меня тогда в осознание того, что всемогущий и всемилостивый Бог всегда со мной рядом и Его Сын, Господь Иисус Христос, ждет только когда я открою Ему свое сердце, и как только я его открою, Господь уже там и радости моей нет предела. Такая большая и в то же время тихая была радость, что я запомнил, как мама, не зная тому причину (родители атеисты, но верующие по своему), взглянув на меня говорит, "как ты светишься сегодня, а щечки прям горят!"... Детство прошло с ним и тихая радость, но память о "первой встрече с Богом" я сохранил на всю жизнь. Через много лет, эта память и побудила меня посетить ближайший от моего дома монастырь.
Через две недели моего прибывания в святой обители, игумен сказал мне готовится к крещению на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Я же, почему-то, считал себя не готовым еще к такому шагу, спросил у батюшки позволения повременить с таким ответственным делом. На что он мне сказал: "Надо изгнать врага из сердца!".
И вот моя первая, "страшная" исповедь, (и все последующие исповеди для меня страшные, я чувствую себя, как перед важным экзаменом, который боюсь не сдать или забыть на главные вопросы ответ), в прекрасном древнем храме, я стоял на коленях и долго исповедовался, отвечал на вопросы священника, вспоминал и каялся, слезы текли ручьем, а я и забыл когда в последний раз плакал. Тихая радость вновь пришла ко мне сквозь горечь отчаянных сокрушений, и сняла легкой рукой священника вместе с епитрахилью, камень с моего сердца. Только на следующий день утром, я почувствовал жжение на запястье руки и обнаружил небольшой ожег от батареи о которую держался рукой, когда был на исповеди. На одной из службы в храме, еще до крещения, когда священник произнес: "оглашенные, изыдите", я, сам не зная почему, вышел из храма. Что-то заставило меня выйти и я посчитал, что так надо сделать и вышел, а на улице подумал -- зачем я вышел, ведь так было хорошо и интересно и совсем не хотелось выходить (к тому же, выходить до окончания службы из храма без благословения нельзя). И я бы не вспомнил про этот случай, если бы меня не спросили братья об этом -- знал ли я такое правило, так как поступил верно. Такого правила я не знал, и этой истории не предал большого значения, до сей поры, когда стал читать эту книгу о катахизации, то вспомнил и "встречу с Богом", и первую "страшную" исповедь, и "оглашенных".
Оказывается катахизация, как "начальная школа христианина", имеет наиважнейшее значение для подготовки к крещению и последующему воцерковлению. В древности этот процесс занимал несколько лет и делился на два этапа. Так "Катехизация на втором этапе была делом весьма ответственным и потому являлась первостепенной обязанностью епископа. Взрослых крестили обыкновенно перед большими праздниками, чаще всего на Пасху. Не случайно на Литургии преждеосвященных Даров, которую служат во время Великого поста, начиная с Крестопоклонной (четвертой) седмицы, помимо обычной ектении об оглашенных, добавляется специальная ектения о “готовящихся к просвещению”, т. е. о катехуменах второго этапа. Покаянная и аскетическая практика Великого поста выросла в контексте предпасхальной катехизации. Огласительные беседы нередко проводились ежедневно и предварялись экзорцизмами."
С таким подходом катехизации, который был в древности, Церковь, несомненно, была крепче верой и благочестивее, ведь ряды верующих пополнялись уже подготовленными к духовным подвигам людьми, и в миру постоянно шел процесс благовестия, к чему и призваны все, как священнослужители, так и прихожане.
"Отказавшись от обучения взрослых, церковь с удивительным консерватизмом сохранила ритуальную сторону катехизации, адаптировав древние огласительные обряды
взрослых для воцерковления младенцев и маленьких детей" (История катехизации в древней церкви. диакон Павел Гаврилюк).
Дописав эту статью, я включил недосмотренное видео с беседой игумена Ефрема (Виноградова) и монаха Иоанна (Адливанкина) и как будто сразу открыл книгу на нужном месте. Уважаемые отцы говорят (с 1:10:40) о подготовке к крещению бывших участников различных культов, оккультных и эзотерических практик и язычников. Интересно, что слово "катехизация" за все время разговора, не прозвучало ни разу (но может я невнимательно слушал?). Много говорилось о чинах для крещения и возможных видах отречения для жертв культов. Очень интересно и познавательно. Но у меня сложилось впечатление, что отцы, ввиду своего высокого профессионализма и большого опыта, несколько усложняют вопрос обращения и крещения жертв демонического мира, пытаясь вновь "изобретать велосипед", предавая большое значение внешней стороне вопроса -- чинам и обрядам, нежели содержанию -- святоотеческой традиции. И я возвращаюсь именно к ней -- святоотеческой традиции, и к основной теме данного поста -- катехизации, о которой почти ничего не было сказано, к сожалению, в разговоре двух столь опытных и уважаемых священников. А ведь "первым катехизатором в истории христианства был Сам Христос" (История катехизации в древней церкви. диакон Павел Гаврилюк). И в катехизации есть все что необходимо для оглашенных и новоначальных, будь то иудеи или Элины, покаявшиеся грешники; колдуны, маги, экстрасенсы, оккультисты и прочие чародеи и язычники, начиная от огласительных бесед и изучением Слова Божия, и заканчивая таинствами и практиками экзорцизма. И это тяжелейшая утрата в современной истории православной Церкви -- практическое отсутствие катехизации для широких масс населения, когда русская нация имела православное самосознание и святоотеческую традицию. В таких тяжелейших условиях, при внешнем блеске и благополучии православной Церкви, Слава Богу, что в России существует хотя бы один Душепопечительский Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского.
"Мы сидим у разбитого корыта гуманизма. Мы танцуем на гробах старых ценностей. Мы пробуем пировать во время чумы, ищем спасения в экономике и притворяемся, что можем устроиться в этом мире, ну совсем как буржуа. Мы изверились и устали. После кровавых войн и абсурдных революций мы уже не так слепо верим в торжество человеческого разума, как наши просвещенные предки. Некоторые Кассандры на Западе уже не первое десятилетие пророчат о том, что мы вступаем в пост-христианскую эпоху, когда с христианством будет покончено раз и навсегда. Не будет даже старых понятий, сошедших с ума, – они просто выйдут из употребления. О христианах все забудут. Мы, однако, спим, забыв призыв древнейшего крещального гимна: “Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос” (Еф.5:14)." История катехизации в древней церкви. диакон Павел Гаврилюк.
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.