Перейти к публикации

О Пасха!

  • записи
    83
  • комментариев
    100
  • просмотров
    3 805

Как узнать согласие отцов?

Юрий Кур

502 просмотра

В наше время на православных ресурсах популярен жанр "критического богословия". Его суть - разоблачение того или иного учения  методом сравнения: "автор говорит то-то, а вот (например) Василий Великий / Иоанн Златоуст /... учит так-то". 

 

Создаётся ощущение, что у сторонников такого подхода существует представление о Православной вере, как о некоей логически стройной системе, которая сформулирована в каком-то каноническом сборнике книг и может быть просто изучена. Мы видим более-менее удачные попытки формирования "истинно-православных" библиотек на разных сайтах, которые декларируются как носители чистого святоотеческого православия, не замутненного духом ереси, модернизма, экуменизма и прочих измов..."

Но давайте зайдем на один из таких сайтов, с которым меня познакомила одна из участниц нашего форума, и который, к слову, мне очень понравился: verapravoslavnaya.ru.

 

Заходим в раздел "Алфавит духовный" и открываем статью "Помыслы". В ней находим изречения разных отцов, второй сверху - Евагрий Понтийский, знаменитый аскетический автор IV в., ученик великих каппадокийцев, которым зачитывались и греки, и латиняне... Но, увы, осужденный V Вселенским Собором вместе с Оригеном . 

 

И это не случайность. Аскетическое учение Евагрия Понтийского до сих пор воспринимается Православной Церковью, достаточно сказать, что его слова входят в первый том Добротолюбия.

Известны также отнюдь не единичные случаи, когда отдельные изречения и поучения осужденных авторов сохранялись Церковью под другими именами и фактически становились частью Предания.

 

И наоборот, не принятые Церковью идеи можно встретить у великих святых.

 

Отсюда первый вывод: важно не просто, что сказал тот или иной отец, а то, как это учение воспринято Церковью.

 

Как же это можно узнать обычному христианину? Ответ - по соответствию духа учения Духу Церкви.

Но для этого   сам христианин должен быть сопричастен Духу Церкви.

 

Как же узнать это? По плодам (Гал.5:22), по наличию / отсутствию кротости и смирения...

 

Именно этих плодов часто и не достаёт, кстати, "критическому богословию".

 

Вывод второй: не дерзай обличать то, что выше тебя.

 

Примечание:

Вопрос 608, того же. Ужели не должно читать книг Евагриевых?   

Ответ Иоанна. Не принимай только таких мнений, а если хочешь, читай там то, что служит к душевной пользе. В евангельской притче о мреже сказано, что «избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон» (Мф. 13:48); так и ты поступай.

(преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников)

 

 

 

 

 

 

 

  • Like 1
  • Спасибо! 1


1 комментарий


Рекомендованные комментарии

из ТГ-канала иг.Виталия Уткина "Два града":

За что Пятый и Пято-Шестой Вселенские соборы анафематствовали (https://t.me/Christ_and_the_antichrist/1163) Евагрия Понтийского? А вот за всё за это. Ниже – из статьи (https://www.pravenc.ru/text/180865.html) в «Православной энциклопедии». Собственно, вся тщательно проработанная аскетика была нужна Евагрию и его кругу вот для этого самого. Итак, по Евагрию Понтийскому:
Все разумные существа были сотворены равными между собой, безгрешными и благими, наслаждались совершенным познанием («существенным ведением») Бога в райском блаженстве, добре, единстве, согласии, мире (εἰρήνη) и покое (στάσις).
Но вследствие «нерадения» (ἀμέλεια) и «небрежения» (ἀφυλαξία) этих умов, к-рые по своей воле ослабили познание Бога и стремление к Нему, произошло распадение первичной «генады» разумных существ: это было их «первым движением» (πρώτη (αὐτεξούσιος) κίνησις), в результате к-рого они не только отпали от Божественного Единства, утратив истинное знание Бога и оказавшись во тьме неведения (ἀϒνωσία), но и потеряли единство и равенство между собой, что привело к возникновению различий между ними. В зависимости от степени их падения, т. е. от большей или меньшей степени небрежения и ослабления познания Бога, они образовали иерархию существ, состоящую из 3 основных «чинов», или порядков (τάξεις): ангелов, людей и демонов.
В своем падении разумные существа не были оставлены Богом. За первым творением последовало второе - творение тел (σώματα), или «вторичных творений» (τὰ δεύτερα ϒεϒονότα, δευτέρα φύσις ), в результате к-рого Бог по Своему справедливому «первому суду» (πρώτη κρίσις) наделил каждый из падших умов подобающим ему телом и средой обитания, или миром (κόσμος, αἰών), чтобы постепенно благодетельным Промыслом (πρόνοια) привести всех к истинному богопознанию и возвращению в первоначальное состояние единства.
Различия, возникшие между разумными существами после падения, определяются, т. о., не только их различными названиями, но и различными телами и соответствующими местами их обитания, к-рые Е. П. также называет мирами; есть мир ангелов, мир людей и мир демонов. Тела ангелов, людей и демонов, созданные из одних и тех же материальных элементов, различаются между собой лишь разным соотношением этих элементов, а также разной степенью их разряженности-плотности, легкости-тяжести или теплоты-холодности.
Согласно Е. П., возникновение первого порядка разумных существ - ангелов также было обусловлено падением бестелесных умов, часть которых стала ангелами, получив от Бога особое служение др. падшим умам.
Противоположный ангелам порядок разумных существ - демоны, к-рые суть «разумная природа, из-за преизбытка гнева (διὰ περισσὸν θυμοῦ) отпавшая от служения Богу». Начальник демонов - диавол был «инициатором [первого] движения и в самом начале преступил границы зла, а потому был назван началом [второго] творения Господа».
«Демоны, ведущие брань с [нашим] умом, называются [в Писании] птицами; приводящие в смятение яростное начало называются зверями; а возбуждающие вожделеющее начало называются скотами».
Поскольку же различие между разумными существами не относится к их природе (ибо по природе все они - умы), но лишь к степени их духовного совершенства и познания Бога, от Которого зависит качество их тел, природа миров, где они обитают, и особенность их названия, то они могут свободно переходить из одного разряда (τάϒμα, τάξις, κατάστασις) в другой, и наоборот: «Из ангельского и архангельского разряда возникает разряд душ, из душевного - демонический и человеческий, а из человеческого вновь возникают ангелы и демоны». Тем самым спасение разумных существ достигается посредством их многократных преобразований (μεταθέσεις) и перевоплощений (μεταβάσεις ἐπ τὰ σώματα, ἀλλοιώσεις τῶν σωμάτων) - причем не обязательно в лучшую сторону,- т. е. переходов из одного тела в другое, из одного мира и разряда в другой, пока тварные умы, постепенно освобождаясь от материи и места, не обретут вновь истинного познания Бога и единства с Ним. Продолжение (https://t.me/Christ_and_the_antichrist/1166) 

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...