Как узнать согласие отцов?
В наше время на православных ресурсах популярен жанр "критического богословия". Его суть - разоблачение того или иного учения методом сравнения: "автор говорит то-то, а вот (например) Василий Великий / Иоанн Златоуст /... учит так-то".
Создаётся ощущение, что у сторонников такого подхода существует представление о Православной вере, как о некоей логически стройной системе, которая сформулирована в каком-то каноническом сборнике книг и может быть просто изучена. Мы видим более-менее удачные попытки формирования "истинно-православных" библиотек на разных сайтах, которые декларируются как носители чистого святоотеческого православия, не замутненного духом ереси, модернизма, экуменизма и прочих измов..."
Но давайте зайдем на один из таких сайтов, с которым меня познакомила одна из участниц нашего форума, и который, к слову, мне очень понравился: verapravoslavnaya.ru.
Заходим в раздел "Алфавит духовный" и открываем статью "Помыслы". В ней находим изречения разных отцов, второй сверху - Евагрий Понтийский, знаменитый аскетический автор IV в., ученик великих каппадокийцев, которым зачитывались и греки, и латиняне... Но, увы, осужденный V Вселенским Собором вместе с Оригеном .
И это не случайность. Аскетическое учение Евагрия Понтийского до сих пор воспринимается Православной Церковью, достаточно сказать, что его слова входят в первый том Добротолюбия.
Известны также отнюдь не единичные случаи, когда отдельные изречения и поучения осужденных авторов сохранялись Церковью под другими именами и фактически становились частью Предания.
И наоборот, не принятые Церковью идеи можно встретить у великих святых.
Отсюда первый вывод: важно не просто, что сказал тот или иной отец, а то, как это учение воспринято Церковью.
Как же это можно узнать обычному христианину? Ответ - по соответствию духа учения Духу Церкви.
Но для этого сам христианин должен быть сопричастен Духу Церкви.
Как же узнать это? По плодам (Гал.5:22), по наличию / отсутствию кротости и смирения...
Именно этих плодов часто и не достаёт, кстати, "критическому богословию".
Вывод второй: не дерзай обличать то, что выше тебя.
Примечание:
Вопрос 608, того же. Ужели не должно читать книг Евагриевых?
Ответ Иоанна. Не принимай только таких мнений, а если хочешь, читай там то, что служит к душевной пользе. В евангельской притче о мреже сказано, что «избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон» (Мф. 13:48); так и ты поступай.
(преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников)
- 1
- 1
1 комментарий
Рекомендованные комментарии
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.