ЧЕТВЕРГ, 19 СЕНТЯБРЯ 2024 Г.
Отменяет ли наша личная борьба за умерщвление ветхого человека наш долг обличать ересь и бороться с ней?
Архимандрит Павел (Димитракопулос), настоятель храма Честного Креста в Пирее
Около месяца назад, где-то в середине июля, наша святая Церковь почтила память святых и богоносных отцов IV Вселенского Собора, предлагая их в качестве образца для подражания как за святую и добродетельную жизнь, так и за пламенную борьбу с ересью монофизитства. Через несколько дней, во второе воскресенье октября, она будет праздновать, с помощью Божией, память святых и богоносных отцов VII Вселенского Собора, предлагая их в качестве образца для подражания по тем же причинам, что и выше. Не случайно наша Церковь установила подобные праздники и в два другие воскресенья церковного года, желая этими повторяющимися праздниками обратить наше внимание на опасность ереси, которая является губительной для души.
Однако сегодня, в наше время, в эпоху всеобщей апостасии и религиозного синкретизма, борьба наших святых отцов с ересями, к сожалению, понимается и истолковывается иным образом, чуждым преданию нашей Церкви. Сегодня в некоторых богословских кругах, даже среди епископов, культивируется идея и представление о том, что святые отцы нашей Церкви боролись с еретиками именно потому, что они были святы. Они достигли высокой степени добродетели и святости, познали догматы веры, а потому они и только они были достойны и способны вести борьбу против ересей. Мы же, живущие сегодня, грешные и подверженные страстям, не достигли такой святости и поэтому мы не способны обличать ересь и еретиков, но должны обратить свое внимание на себя. Мы должны постоянно стремиться к покаянию, чтобы очистить свою душу от страстей. Некоторые даже заходят так далеко, что утверждают, что обличение ереси и еретиков рассматривается как оскорбительное поведение и фанатизм, как недостаток любви, как своего рода осуждение. И поэтому те, кто обличает еретиков, впадают в грех осуждения, на который указывает Господь словами «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). А чтобы исцелиться от этой страсти, они должны перестать обличать ересь и еретиков и практиковать самоукорение и самоосуждение. Еще говорят, что для борьбы с ересью более чем достаточно проповедовать Православие словом и делом, так что нет необходимости ниспровергать ересь свидетельствами из Священного Писания и трудами святых отцов. Но так ли обстоит дело?
Прежде всего следует сказать, что если бы обличение ереси и еретиков являлось грехом и подлежало осуждению, то первыми, кто старательно избегал бы греха такого рода, были бы наши святые отцы, т. е. именно те, кто в первых рядах боролся с ересью и еретиками. Те, кто на Поместных и Вселенских Соборах не только ниспровергали их заблуждения, но и отсекали их от Церкви и предавали анафеме, поскольку видели их решительное упорство в заблуждениях. Обличение ереси не просто не является грехом или осуждением других, но ровным счетом наоборот. Это наша необходимая обязанность, исповедание веры, заповедь Господа, по Его слову: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным…» (Мф. 10, 32).
Обычно, когда мы слышим это слово Господне, наш ум восходит к святым мученикам Церкви, которые в первые три века гонений боролись с идолопоклонством и его служителями, и после доброго исповедания веры сподобились улучить мученический венец. Но это слово Господне, как мы уже неоднократно подчеркивали и в других текстах Отдела по ересям и культам нашей митрополии, применимо не только к святым мученикам и к борьбе с идолопоклонством, но и к борьбе с ересью, потому что ересь по своей сути есть не что иное, как разновидность безбожия и язычества. Св. Григорий Палама в письме к Дионисию называет ересь вторым видом безбожия: «Второй же вид безбожия представляет собой многоразветвленный и многообразный обман еретиков, которые Бога Отца называют безчадным... и считают Его нетварным Отцом тварного Сына и Духа... Все они и подобные им ни в чем не отличаются от безбожников...».[1] На ту же истину указывает и св. Афанасий Великий в послании к Серапиону: «Кто отделяет Сына от Отца, или Духа низводит до тварей (=еретик), тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен и хуже неверного, и является кем угодно, но только не христианином».[2] Как святые мученики получили венец исповедничества, так и те, кто разоблачает и обличает ересь и еретиков, получат подобный венец за исповедническое и подвижническое житие во Христе. И как те претерпели ужасные мучения, так и эти сподобляются ради любви Христовой претерпевать гонения и скорби, подобно вышеупомянутым святым, из которых первый заслужил поношение, клевету и четырехлетнее заключение в тюрьму от тогдашнего Вселенского Патриарха Калеки, а второй — пятикратное изгнание, преследование до смерти от ариан и низложение на арианских соборах.
Напротив, те, кто отрекся от Христа в годы гонений, чтобы спасти свою жизнь, будут отвергнуты Христом по Его страшному слову: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 33). Те, кто вместо того, чтобы бороться с ересью, покрывают и прикрывают ее и сходятся с еретиками от малодушия и боязни потерять игуменство и митрополичью кафедру или подвергнуться другим гонениям, фактически отрекаются от Христа. Посему и Христос отречется от них в день Суда. В упомянутом выше послании св. Григорий Палама называет и третий вид безбожия — «отказываться говорить свои взгляды о Боге». То есть молчание из малодушия и страха и отказ излагать догматические истины веры, открыто противопоставляя их нечестивому учению и заблуждениям еретиков.
Подобным же образом осуждает молчание перед лицом ереси и св. Феодор Студит: «Ибо заповедь Господа не молчать в то время, когда в опасности вера. Итак, когда идет дело о вере, то не следует говорить: «Кто я такой? Священник? Нет. Начальник? Нет. Воин? Какой я воин! Земледелец? Также нет. Я бедняк, зарабатывающий только дневную пищу. Меня не касается речь и забота об этом предмете». Увы, камни вопиют, а ты остаешься безмолвным и беззаботным?». По мнению святого, никто не имеет права молчать когда в опасности вера, даже самый простой мирянин, например крестьянин, как это происходит в наше время, когда ересь экуменизма сметает на своем пути все. Поэтому все без исключения — и духовенство, и миряне (вот что значит «всякий, кто…») — призваны соблюдать вышеприведенную заповедь Господню, независимо от того, являются ли они святыми или не являются, но стремятся достичь святости. Много ли в них самоукорения или они не имеют его в надлежащей степени. Познали они догматы веры или еще не познали их так, как подобает.
Вслед за Господом, слова Которого мы рассмотрели выше, нас призывает бороться с ересью и апостол Павел в своем послании к Ефесянам. Он пишет: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 11). Под бесплодными делами тьмы в данном случае следует понимать не только многообразное зло, несправедливость, безнравственность и развращение, господствующие в мире. Бесплодными делами тьмы (в равной степени с вышеперечисленными) являются, без сомнения, и всякое извращение истины, всякое заблуждение и ересь, ибо они тоже ведут к разрушению и уничтожению. Все эти бесплодные дела апостол увещевает нас не только не прикрывать своим предосудительным молчанием, но, напротив, разоблачать и обличать их. Поэтому борьба с заблуждениями и ересями (и теми, кто их пропагандирует) рассматривается апостолом как настоятельная необходимость для каждого христианина.
Также апостол Павел в Первом послании к Тимофею пишет: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20). Тем, кто осуществляет пастырское служение (епископам, пресвитерам), апостол настоятельно рекомендует обличать виновных в грехах, причем «перед всеми», публично. Конечно, здесь, в данном отрывке, к грешникам относятся и все те, кто впал в худший из всех грехов, то есть в грех ереси. В частности, пастырь должен их публично обличать, опровергая их нечестивое учение.
Следует также подчеркнуть, как именно святые отцы боролись с еретиками. В своей борьбе они не ограничивались только ниспровержением нечестивых догматов, но и поименно обличали еретиков, причем не из ненависти к ним, а для того, чтобы защитить верный народ Божий от их развращающей и разрушительной деятельности. И они не остановились на этом, а пошли еще дальше. На соборах они отсекали их от Церкви и предавали анафеме, когда видели, что те упорствуют в своих заблуждениях. Эту их тактику сегодня многие экуменисты считают совершенно неприемлемой. Это связано с тем, что анафемы сегодня рассматриваются как своего рода проклятие, плод недостатка любви, и поэтому некоторые считают, что им не место в современной церковной жизни. Сегодня есть место только прощению и примирению с еретиками, даже если они упорствуют в своих заблуждениях. Неужели наши святые отцы были лишены любви, когда анафематствовали еретиков? Я так не думаю. Или мы, страстные и грешные, далеко отстоящие от меры их святости, имеем больше любви, чем они? Конечно же, нет. Значит, мы, а не они, находимся на неправильном пути, если насаждаем иное, чем они, отношение к анафемам.
Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к следующим выводам. Мы, без сомнения, должны вести свою личную борьбу за умерщвление ветхого человека. На нас лежит пожизненная обязанность приносить покаяние — постоянно и до последнего вздоха. Однако личный подвиг покаяния не отменяет нашей обязанности обличать ересь и бороться с ней, как мы доказали выше свидетельствами из Священного Писания и святоотеческих трудов. Те, кто преувеличивает значение покаяния и замалчивает (намеренно или по незнанию?) обличение ереси и «бесплодных дел тьмы», находятся на неправильном пути. Они дают искалеченную и однобокую картину евангельского учения со всеми вытекающими отсюда последствиями для созидания верного народа Божия во Христе и для их собственного спасения. По моему скромному мнению, им следовало бы сесть и заново изучить Евангелие от первого и до последнего слова.
Пирей, 21 августа 2024 г.
[1] Св. Григорий Палама, К благоговейнейшему монаху кир Дионисию, Ε.Π.Ε. т. 4, с. 408.
[2] Св. Афанасий Великий, Послание к Серапиону, епископу Тмуисскому, 30, PG 26, 597 C.
Источник: https://aktines.blogspot.com/2024/08/blog-post_81.html?m=1
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
ЦитатаБлагодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
на 9/19/2024 12:16:00 PM
1 комментарий:
22 сентября 2024 г. в 16:34
Для меня всегда было камнем преткновения в том, что будучи далеким от исправления себя ветхого кого то упрекал в ереси, хотя, сам далек не просто от праведности, а хотя-бы стоящим на пути покаяния.
Помимо этого 3/3 православных почти ни чего не знает о своей вере, далекие, и духовная безграмотность сделала православных продуктом потребления за что купили, за то и продали....ужасъ!
Когда, человек Божий в самом широком смысле этого выражения истинно приносит покаяние, не смотря на все еще свою ветхость, он уже перерождается из ветхого раба, пока, еще грешного человека (блудного сына) в Божьего человека и восстанавливается потерянная связь со своим истинным Отцом (Отче наш...) и Отец наш небесный восклицает: ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться (Лк.15:24)
(от Лук.15, 10-32).
Поэтому, очень трудно не впасть из одной крайности (прелести) в другую где с одной стороны мы обличаем, а с другой стороны духовно слепы и безграмотны и в чем то ином поступаем не лучше еритиков, это чем то схоже с выражением о сучке в глазу др.
Очень сложно найти грань, когда мы духовно ослепли и поступаем зачастую как те Евангельские слепцы.
Поэтому, частенько приходится обращаться за помощью к собственной совести она как прокурор подлавливает о себе мнящуюся душу и возвращает с небес на землю, а то и глубже.
Если кто то скажет, что их совесть не упрекает в том или ином лжет, если совесть полностью не соженная грехами, она не промолчит и обличит похлеще бесов на Страшном Суде у Бога!
Совесть первая кто встретит (облечит) новопредставленного: Сла́ва: На Стра́шном Суди́щи без оглаго́льников облича́юся, без свиде́телей осужда́юся, кни́ги бо со́вестныя разгиба́ются, и дела́ сокрове́нная открыва́ются. Пре́жде не́же во о́ном всенаро́дном позо́рищи и́маши испыта́ти, я́же мно́ю соде́янная, Бо́же, очи́сти мя́ и спаси́ мя́. (По 3-й кафисме тропари́, гла́с 3).
☦ Азъ есьмъ воленъ Человекъ Божий Георгий ☦
- 2
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.