Монашествующие. Доклады
Молитва по учению преподобных Оптинских старцев
__________________________________
Доклад игумении Евфросинии (Куракевич), настоятельницы Спасского женского монастыря в г. Кобрине Брестской епархии, на заседании монашеской секции «Монастыри и монашество: опыт преподобных Оптинских старцев в условиях современности» Десятых Белорусских Рождественских чтений (Жировичский монастырь, 26 ноября 2024 года).
___________________________________
"...Перед тем, как устремиться к высотам духовной жизни и молитвенным состояниям, Старцы считали христианину необходимым в первую очередь возродить в себе совесть, направить усилия на достижение и поддержание мира с ближними, научиться без искажения оценивать свои мысли, слова и поступки в свете Евангелия.
Универсальная основа молитвенного пути, по учению Старцев, – смирение. Поэтому многие их поучения, касающиеся молитвы, прямо или косвенно затрагивают тему смирения...
...Все Оптинские старцы учат, что Бог ждет от человека прежде всего смирения, именно смиренная молитва угодна Богу. Правильное дело и для начинающих, и для средних, и для совершенных есть молитва, очищение помыслов и терпение постигающих нас скорбей. Да и сама молитва без очищения помыслов и без перенесения скорбей совершаться не может [прп. Амвросий].
Дар умной молитвы, по мысли Старцев, надо заслуживать, причем не одной молитвой, но и прочими благими делами, то есть смирение в молитве должно быть дополнено смирением во всей жизни. Прп. Макарий говорит определенно: без добродетелей, порождаемых смирением, молитва не является подлинной. В этом случае она есть лишь маска молитвы, то есть образ, лишенный своего внутреннего содержания. И в этом подходе нет никакого «новаторства». Ещё свт. Иоанн Златоуст утверждал, что молитва есть плод жизни по Евангельским заповедям, а добродетель есть плод молитвы.
Главное, чтобы исполнять правило со смирением и не думать о себе, что «я правило исполняю — и достаточно мне». Я писал к тебе, что хотя ты и будешь исправлять правило, но не будешь нудить себя к терпению, смирению и любви, послушанию и прочим добродетелям, то одни правила не принесут тебе никакой пользы [прп. Макарий].
Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, оптинские Старцы убеждали: несвоевременное стремление к высокой, созерцательной жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической смертью. Своих чад они стремились направить на борьбу со страстями, коренящимися глубоко в душе, понимая, что преодоление себялюбия, самомнения и других пороков гораздо более тяжелый труд, чем выполнение молитвенного правила.
Большинству из нас известен случай, когда брат, выпрашивающий у прп. Леонида благословение на ношение вериг, не смог снести даже пощечины от кузнеца.
Человек может достигать совершенства только при помощи Божией, а это в корне подсекает всякую гордую мысль.
Вот несколько цитат из писем прп. Анатолия: «Мы дали тебе лёгенькую-прелёгенькую молитву – всего пять слов. А ты и тут ухитрилась отыскать что-то особенно великое, отличающее тебя от других, то есть то, что, собственно, тебя должно было бы смирить, тем ты в безумии своем думаешь ещё и гордиться».
И в другом месте: «Не знаю, какова ты теперь стала на деле, а на словах — просто пророк Илия: затворяет и, по крайней мере, растворяет молитвою небо и сводит [свыше не дождь, а] снег! Чудо чудное! Я, грешный, тридцать лет живущий в пýстыни, никак не могу собраться с силами начать молиться о грехах, а Н. небо отверзает. Увы моему окаянству! Помолись, чтобы Господь отверз мне двери покаяния. Впрочем, и тебе сего желаю!».
То есть, по мысли Старцев, главная добродетель молитвы – смиренное прохождение степеней своего несовершенства, а не горделивая демонстрация степеней своего совершенства. Ведь ещё не все Давиды, прочетшие Псалтирь, и не все Дамаскины, прочетшие каноны. Лучше простое, всем нам близкое мытарево моление [прп. Лев].
Не любили Старцы, если кто-то усиленно выражал в словах и поступках внешнее смирение, неискреннее усердие, наигранное благоговение и называли это «химерою».
Как молитва виляет на отношения с людьми, так и отношения с окружающими напрямую влияют на молитву. Тем, кто осуждает других, Иисусова молитва не дается. Поэтому так много внимания Оптинские старцы уделяли вопросам отношений с ближними. В последнее время у нас часто говорится о любви игумена к послушнику, что, безусловно, является очень важной темой. Но, к сожалению, совсем ничего не слышно о любви послушника к игумену. А ведь любовь без смирения не может быть прочна и тверда. Прп. Никон писал: «Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба – там гордыня». Во взаимоотношениях насельников друг с другом Старцы побуждали иметь уважение и любовь о Господе, соблюдая себя от празднословия и кощунства. Хочу заметить, что уважение здесь стоит на первом месте, предваряя любовь"...(c)...
( из доклада. доклад полностью, на официальной страничке Свято-Троицкого Махрищского ставропигиального женского монастыря, по ссылке: https://stefmon.ru/node/14972 )
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.