Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 18.05.2011 в Записи блога
-
4 баллаНаписание этого письма является следствием чувства огромной благодарности, переполняющей меня. Наверное, каждый человек, открывающий для себя православие, читающий творения Святых Отцов, тянется в Оптину, как мотылек к свету. Так стремилась и моя душа. И вот мы поехали всей семьёй на один день. Уже вечером я покидала монастырь, увозя необычайные по силе и красоте впечатления о его стенах, о доброжелательных людях, которые мне повстречались, с кем я перекинулась двумя-тремя словами при входе и в книжной лавке. Мне почему-то вообще не хотелось ни с кем много говорить, хотелось уединения. Я отказалась от экскурсии и просто бродила по дорожкам монастыря. На входе храма в честь Преображения Господня мне встретился совсем седой, худощавый, невысокого роста, пожилой человек, одетый в черное монашеское одеяние. Я робела, но всё же осмелилась попросить благословение, не зная, кто это, какой сан… Меня поразило лицо этого человека-оно всё светилось внутренним светом и радостью. Ответ меня впечатлил еще больше, он не мог дать благословления, сказал только: «Я без креста», но сказал так, что я не почувствовала ни малейшего огорчения, а скорее восхищение его мягким спокойным голосом, доброжелательным тоном и ласковой улыбкой. И стало радостно от встречи. Вот оно, на деле, настоящее христианство, о котором я, новоначальная, узнавала потихонечку из творений Святых Отцов. Передо мной стоял потрясающий человек, и я им любовалась. Еще два раза случайно я встретила его, хотелось подойти и сказать: у меня к Вам душа тянется, но я не осмелилась. Вечером я уже ехала домой, а перед моим внутренним взором всё стояли иконы, храмы монастыря, я словно опять стояла на службе… В моем сердце навсегда поселилось что-то очень хорошее. Это потрясающее место, чудесным образом сочетает в себе и красоту природы, и красоту архитектуры, и красоту людей-Оптина Пустынь. Это святая земля, прекрасный благодатный островок, куда хочется возвращаться снова и снова. Откуда мне тогда было знать, что, там, в миру, куда я возвращалась, навсегда в душе поселится тоска по этому уголку земли, а воспоминания долго еще будут согревать . Мне не хотелось ни говорить, ни смотреть по сторонам, чтобы подольше сохранить то чувство, которое было на сердце. И долго в памяти стояло доброе лицо того пожилого монаха, я мысленно улыбалась и тихонечко молилась, благодаря Бога…Как бы хотелось еще раз согреться в лучах любви к ближнему, исходящих из глаз старца. Для меня, стоящей только на самом пороге христианства, только открывшей дверь и с интересом заглядывающую в нее, каждая такая встреча имеет огромное значение и в укреплении веры, и в критическом взгляде на самою себя. Каждая такая встреча-урок настоящей любви, доброжелательности вплоть до интонации, до тона, которым надо говорить с людьми…И только хочется поблагодарить Бога за то, что он хранит эту священную землю, Оптину Пустынь, монахов и монахинь, которые хранят священную Веру, и попросить вас, дорогие Братья и Сестры, одетые в черное монашеское одеяние –самое красивое, самое прекрасное одеяние в мире, молитв о моей душе. Светлана (Красногорск)
-
2 баллаДля помещения приезжих и приходящих были выстроены им гостиницы, на которых беcплатно предлагалось и помещение, и пища от Обители. Вместо урочного платежа, кто сколько хотел, столько и клал, по мере своего усердия, в кружку, прибитую к стене в коридоре. Об этом порядке на гостиницах сохранился в памяти братии такой раcсказ. Во время игуменства о. Моисея заехал на монастырскую гостиницу один богатый купец вместе со своим взрослым сыном. Внезапный разлив воды заставил их прожить здесь несколько дней. Купец этот с недоверием смотрел на монахов и не был к ним расположен, и медлил он в монастыре только по необходимости. Видя, что монах гостинник усердно прислуживает им несколько дней и приносит кушанье, он, раз, во время обеда, сказал ему: угощаете-то вы нас усердно, да что-то вы с нас за это после положите. – Ничего не положим. – Как ничего? – Да так; у нас есть кружка запечатанная на стене, что вам Бог положит по сердцу, то вы в нее и опустите. -- Ну конечно я-то опущу, но ведь другой ничего не опустит, да может быть и много таких найдется. Так всех-то монастырю кормить даром убыточно будет. – На это наш о. Игумен говорит: если и 99 ничего не заплатят, так Бог пошлет такого сотого, который за всех вознаградит. При этих словах купец взглянул на своего сына и сказал: ну, сотые-то верно мы с тобою. И с тех пор, пораженный такою верою Настоятеля, сам сделался постоянным благодетелем Оптиной Пустыни. Из жития прп. Моисея Оптинского
-
1 баллЖизнь и подвиги преподобного Пафнутия Боровского приходятся на XV век. 20-ти лет он принял постриг в Высоком Покровском монастыре близ Боровска, многие годы подвизался в этой обители, был избран ее игуменом и старцем-духовником. На 51-м году жизни преподобный Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления он ушел из монастыря и поселился с одним иноком в безлюдном месте на берегу реки Протвы. Вскоре к нему стала собираться братия. Был построен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в росписи которого принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу. Преподобный пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к нему был направлен 20-ти летний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий. За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел ко Господу 1 мая 1477 года. Преподобне отче Пафнутие, моли Бога о нас! Из жития преподобного Пафнутия Боровского (прочитано на вечернем богослужении в Оптиной Пустыни) <iframe width="560" height="349" src="http://www.youtube.com/embed/Hk75kOuohLc?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
-
1 баллВ русском человеке из простонародья нужно уметь отвлекать красоту его от наносного варварства. Обстоятельствами всей почти русской истории народ наш до того был предан разврату и до того был развращаем, соблазняем и постоянно мучим, что еще удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то что сохранив красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа. Кто истинный друг человечества, у кого хоть раз билось сердце по страданиям народа, тот поймет и извинит всю непроходимую наносную грязь, в которую погружен народ наш, и сумеет отыскать в этой грязи бриллианты. Повторяю: судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает. А ведь не все же и в народе - мерзавцы, есть прямо святые, да еще какие: сами светят и всем нам путь освещают! Я как-то слепо убежден, что нет такого подлеца и мерзавца в русском народе, который бы не знал, что он подл и мерзок, тогда как у других бывает так, что делает мерзость, да еще сам себя за нее похваливает, в принцип свою мерзость возводит, утверждает, что в ней-то и заключается l'Ordre и свет цивилизации, и несчастный кончает тем, что верит тому искренно, слепо и даже честно. Нет, судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностию и широким всеоткрытым умом, и всё это в самом привлекательном гармоническом соединении. А если притом и так много грязи, то русский человек и тоскует от нее всего более сам, и верит, что всё это - лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и что непременно воссияет когда-нибудь вечный свет. Я не буду вспоминать про его исторические идеалы, про его Сергиев, Феодосиев Печерских и даже про Тихона Задонского. А кстати: многие ли знают про Тихона Задонского? Зачем это так совсем не знать и совсем дать себе слово не читать? Некогда, что ли? Поверьте, господа, что вы, к удивлению вашему, узнали бы прекрасные вещи ....Мне припомнился август месяц в нашей деревне: Я прошел за гумна и, спустившись в овраг, поднялся в Лоск. И вот я забился гуще в кусты и слышу, как недалеко, шагах в тридцати, на поляне, одиноко пашет мужик. Я знаю, что он пашет круто в гору и лошадь идет трудно, а до меня изредка долетает его окрик: "Ну-ну!" Я почти всех наших мужиков знаю, но не знаю, который это теперь пашет, да мне и всё равно, я весь погружен в мое дело, я тоже занят: я выламываю себе ореховый хлыст, чтоб стегать им лягушек. И теперь даже, когда я пишу это, мне так и послышался запах нашего деревенского березняка: впечатления эти остаются на всю жизнь. Вдруг, среди глубокой тишины, я ясно и отчетливо услышал крик: "Волк бежит!" Я вскрикнул и вне себя от испуга, крича в голос, выбежал на поляну, прямо на пашущего мужика. Это был наш мужик Марей. Не знаю, есть ли такое имя, но его все звали Мареем. Я знал его, но до того никогда почти не случалось мне заговорить с ним. Он даже остановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг. - Волк бежит! - прокричал я, задыхаясь. Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив. - Где волк? - Закричал... Кто-то закричал сейчас: "Волк бежит"... - пролепетал я. - Что ты, что ты, какой волк, померещилось; вишь! Какому тут волку быть! - бормотал он, ободряя меня. Но я весь трясся и еще крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. Он смотрел на меня с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня. - Ишь ведь испужался, ай-ай! - качал он головой. - Полно, родный. Ишь малец, ай! Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке. - Ну, полно же, ну, Христос с тобой, окстись. - Но я не крестился; углы губ моих вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. Он протянул тихонько свой толстый, с черным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивавших моих губ. - Ишь ведь, ай, - улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, - Господи, да что это, ишь ведь, ай, ай! Я понял наконец, что волка нет и что мне крик: "Волк бежит" - померещился. - Ну, я пойду, - сказал я, вопросительно и робко смотря на него. - Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. Уж я тебя волку не дам! - прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь, - ну, Христос с тобой, ну ступай, - и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. Я пошел, оглядываясь назад почти каждые десять шагов. Марей, пока я шел, всё стоял с своей кобыленкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая мне головой, когда я оглядывался. Мне, признаться, было немножко перед ним стыдно, что я так испугался, но шел я, всё еще очень побаиваясь волка, пока не поднялся на косогор оврага, до первой риги; тут испуг соскочил совсем, и вдруг откуда ни возьмись бросилась ко мне наша дворовая собака Волчок. С Волчком-то я уж вполне ободрился и обернулся в последний раз к Марею; лица его я уже не мог разглядеть ясно, но чувствовал, что он все точно так же мне ласково улыбается и кивает головой. Я махнул ему рукой, он махнул мне тоже и тронул кобыленку. - Ну-ну! - послышался опять отдаленный окрик его, и кобыленка потянула опять свою соху. Я тогда, придя домой от Марея, никому не рассказал о моем "приключении". Да и какое это было приключение? Да и об Марее я тогда очень скоро забыл. Встречаясь с ним потом изредка, я никогда даже с ним не заговаривал, не только про волка, да и ни об чем, и вдруг теперь, двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил всю эту встречу с такою ясностью, до самой последней черты. Значит, залегла же она в душе моей неприметно, сама собой и без воли моей, и вдруг припомнилась тогда, когда было надо; припомнилась эта нежная, материнская улыбка бедного крепостного мужика, его кресты, его покачиванье головой: "Ишь ведь, испужался, малец!" И особенно этот толстый его, запачканный в земле палец, которым он тихо и с робкою нежностью прикоснулся к вздрагивавшим губам моим. Конечно, всякий бы ободрил ребенка, но тут в этой уединенной встрече случилось как бы что-то совсем другое, и если б я был собственным его сыном, он не мог бы посмотреть на меня сияющим более светлою любовью взглядом, а кто его заставлял? Был он собственный крепостной наш мужик, а я все же его барчонок; никто бы не узнал, как он ласкал меня, и не наградил за то. Любил он, что ли, так уж очень маленьких детей? Такие бывают. Встреча была уединенная, в пустом поле, и только Бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещенным человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика, еще и не ждавшего, не гадавшего тогда о своей свободе. И вот, когда я сошел с нар и огляделся кругом, помню, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моем. Я пошел, вглядываясь в встречавшиеся лица. Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице и хмельной, орущий свою пьяную сиплую песню, ведь это тоже, может быть, тот же самый Марей: ведь я же не могу заглянуть в его сердце. Дневник писателя, 1876 г.