Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией начиная с 01.08.2024 во всех областях

  1. 6 баллов
    С Праздником Успения Пресвятой Богородицы!
  2. 6 баллов
    Всех форумчан и отцов Оптины с праздником Успения Пресвятой Богородицы!
  3. 5 баллов
    На Успенье Осень катит, как на катере, На Успенье Божьей Матери. Всё заметней в утро раннее Дня и лета умирание, Но зато плоды все родятся На Успенье Богородицы! Звездный полог вновь раскинется, И душа как именинница: С неба ангельское пение Слышно явственно в Успение! Сердца трепетное пение Слышно в светлое Успение. О. Андрей Логвинов С праздником, отцы, братия и сестры!
  4. 4 балла
    С праздником Успения Пресвятой Владычицы нашея Богородицы В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
  5. 4 балла
    Слово на Успение Пресвятой Богородицы Дорогие наши, сегодня великий день – день начала земной и небесной славы Той, что была земным человеком, но стала и Небесной Царицей. Сегодня день окончания великого подвига Ее жизни во имя спасения человечества – день Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Так теперь величает мир единственного человека на земле – Деву Марию, Богородицу и Матерь Света. И именно в день Успения воссияла и взошла над землей воочию всему миру слава и величие доселе неведомой никому жизни, и жизни немалой. Пресвятая Дева освящала Своим пребыванием землю в течение шестидесяти двух лет. Теперь мы все привыкли к Ее славе, Ее могуществу, Ее непостижимой для ума человеческого любви. Мы так привыкли просить и получать от Нее просимое, что забываем в чувстве сердца о Ней как о живом человеке, подобном нам. Забываем, что Ее нынешняя слава и Божественное могущество – это плоды Ее земной жизни. И плоды эти родились живой верой Пресвятой Девы, Ее Божественной любовью, Богоподобным смирением и нескончаемым, непреходящим страданием – мученичеством всей жизни. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjankin/propovedi-prazdniki-v-chest-bozhiej-materi/#1_3 Прекрасная проповедь отца Иоанна Крестьянкина.
  6. 4 балла
    Вот есть заповедь Божия. "Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Кто-то наверняка ее исполняет, хотя вряд ли многие. Значит, существует и другая система оценки всего происходящего, не только ваша, о которой вы написали. В истории очень много примеров из жизнеописаний святых, в том числе и наших современников, когда люди в жизни поступали по заповедям. Так что, да, знаю. Понятно, но кто это оценивает, и по каким критериям? И кстати, возможны не два противоположных суждения, а бесконечное количество необязательно диаметрально противоположных. Два это частный случай. Добро, вы сказали, это оценочное суждение. Еще раз, откуда взялась эта абсолютность? Вы сами претендуете на абсолютное знание или где-то есть его источник? Не знаю за другие религии, а христианство никоим образом гуманизм не исповедует. И гуманизм это отнюдь не про сострадание. Гуманизм это когда человек является мерой всех вещей. А в реальной жизни это неизбежно приводит к тому, что одни люди становятся большей мерой, нежели другие. И тогда миллионам приходится умирать за чьи-то интересы. Ну пожалуйста, только зачем вы с этим пришли на православный форум? Здесь люди верящие в Бога, впрочем, Он и Творец тоже.
  7. 4 балла
    "Жили-были. Дневник валаамского пастуха" Очень рекомендую к прочтению.)
  8. 4 балла
    И рассуждается, и проповедуется, я это всё слышу постоянно, в Оптиной, во всяком случае. Требуется "сотворить достойный плод покаяния" (Мф. 3, 8). Архим. Венедикт часто об этом говорил - Иуда покаялся, но плодов никаких не сотворил, а наоборот, пошел и удавился. Естественно, одних слов о покаянии недостаточно, и исповедь это таинство покаяния, на котором должен присутствовать не "отчет о проделанной работе", а именно само покаяние, как метанойя - перемена ума, то есть, перемена взгляда на жизнь. Требуется возненавидеть грех всеми силами души и гнушаться его. Но и это невозможно без благодати Божией. А она уже подается тем, кто исполняет заповеди Нового Завета. Святые отцы говорили: "не знаешь что делать, делай что знаешь". Вот и ответ на ваш вопрос. Творите заповеди Божии, любые, какие знаете. Учите их наизусть и держите постоянно наготове. В каждой житейской ситуации первым делом ищите, какую заповедь в данном случае Промысл Божий требует исполнить. Тогда придет благодать, и Бог изменит ситуацию к лучшему. Это может делать любой человек на любом месте. В христианстве и один всегда в поле воин, если он с Богом. Именно это страшно врагу.
  9. 4 балла
    Здесь довольно большой пласт надо поднять. Государство по собственному закону имеет право на убийство. Но смертная казнь сейчас у нас отменена, значит законным остается только убийство врагов на войне. Операции спецслужб это безусловно та же самая война, только скрытая, поэтому и тут убийство врагов законно. Я, честно говоря, не знаю, какими законами руководствуются спецслужбы. По идее, должны быть свои специальные воинские уставы и секретные приказы. Но судя по доступной информации, общегражданские законы для них не работают. И поэтому за многоярусной завесой секретности открывается большой соблазн и простор для беззакония. Например, спецслужбы могут запросто воевать между собой за сферы влияния в бизнесе, в том числе и в незаконном - торговле наркотиками или оружием, даже внутри одной страны, даже между соседними подразделениями одной организации. Зачастую это не особо и скрывается... В армии вот только что вскрыли целую мафию, там все эти хищения тоже совершались под покровом гостайны... Но это все нижние этажи "тайны беззакония", а еще глубже там идет война против Христа, которой занимаются еще более секретные организации. В общем, начальствующие лица, имеющие право секретности, пользуются этим правом, но все равно отвечают за это перед Богом. И они настолько слуги Божии, насколько работают на благо страны и исполняют заповеди Божии. И еще здесь надо помнить такой момент: такое начальство поставлено данному конкретному народу не случайно, а Божиим Промыслом. Если народ будет каяться, то и начальство его будет изменяться к лучшему, Господь будет ставить более достойных начальников. Отчасти этот процесс мы сейчас наблюдаем. В последние несколько лет народ наш стал больше молиться, это я своими глазами вижу, и страна наша явно духовно меняется. Не зря на Россию пошел такой массовый навал со стороны коллективного запада.
  10. 3 балла
    Прошу молитв о моем сыне отроке Дмитрии. Скоро 1 сентября. Книжки, тетрадки, карандаши, ручки (и валерьянку для меня) приобрели. К школе готовы. Новый учебный год начинается... У всех прошу молитв за моего ребенка.
  11. 3 балла
    Дал Бог побыть сегодня в храме св. Кн.Владимира! С Праздником!
  12. 3 балла
    Стихира праздника: О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает. Веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.
  13. 3 балла
    Замечательно! Написано просто, но прочитывается запоем.) Там, если что, уже пять частей выложено, ждем продолжения...
  14. 3 балла
    Выражается в количестве и качестве паломников в Оптиной. ) По количеству - оно стабильно растет. Даже во времена, когда обычно затишье бывает, все равно много народу. По качеству - очень много новоначальных, с ними хлопот больше, но зато видно, что народ активно интересуется, со своими проблемами начинает идти к Богу. В Москве, кого знакомых ни спрошу, храмы полные везде. Прихожане, конечно, свои приходы не оставят, в Оптину ведь не наездишься. Но в Оптиной, например, можно подробно исповедоваться без ограничений по времени, на приходах с этим проблемы. А что говорят в интернете - там один человек напишет, не факт что разумное что-то, даже если просто неправду, все равно прочитают миллионы. Кстати, вот, перед этим Великим постом на одном известном новостном сайте вывесили опрос: соблюдаете ли вы Великий Пост. В опросе за пару дней успело поучаствовать 17 тыс. человек. "Соблюдаю регулярно" - ответили 10,4% из них. А ведь известно, что даже не все воцерковленные посты соблюдают. Вот вам и цифра в "2% воцерковленных", которая везде привычно цитируется. Этот результат меня удивил, и наверное не только меня, так как опрос быстро удалили. Но скриншот я успел сделать ))
  15. 3 балла
  16. 2 балла
    Хороший анализ А.Малера: "основная причина всех причин и корень всех корней таких глобальных проблем мирового Православия, как безграничный произвол Фанара, антицерковная вакханалия на Украине и, между прочим, совершенно теплохладное отношение к вопросам миссионерства среди очень многих православных людей заключается только и только в том, что в современном Православии вопреки собственному догматическому вероучению нет совершенно ясного, категоричного, недвусмысленного, безоговорочного понимания того, что вне канонической Православной Церкви нет и не может быть никакого спасения. Именно потому, что очень немногие священнослужители позволяют себе в наше постмодернистское время честно и открыто проповедовать сотериологическую эксклюзивность канонического Православия, очень многие верные прихожане, не говоря уже о захожанах и мимохожанах, даже не задумываются на эту тему и не способны внятно ответить, что сущностно плохого в том, чтобы не быть православным, не принадлежать канонической Православной Церкви? Как правило, любой разговор на эту тему ограничивается призывами к патриотизму, к верности каким-то традициям предков, к сохранению какой-то этнокультурной идентичности, в общем, к чему угодно, кроме самого главного и единственно онтологически важного – к тому, что вне канонической Православной Церкви нет спасения. Ведь что такое с православной точки зрения запретить людям участвовать в богослужениях канонической Церкви? Если они уже крещеные, то это значит лишить их благодатных Таинств, начиная с исповеди, и поэтому радикально ограничить их путь к спасению. Если они еще не крещеные, то лишить самого Крещения, то есть спасения как такового. Таким образом, проблема не в том, что людей лишают возможности быть именно в русской Церкви, или именно в “московской” Церкви, или именно в той Церкви, где служат на церковно-славянском языке и сохраняют юлианский календарь, а в том, что их лишают возможности быть в Церкви как таковой, лишают возможности спасения и обожения, то есть достижения главного смысла человеческой жизни. Много ли архиереев и священников Украинской Православной Церкви регулярно и настойчиво объясняли своей пастве эту истину? Много ли из них указывали на эту непреодолимую сотериологическую границу между канонической УПЦ МП и всеми остальными церквами и сектами на всем пространстве украинского государства? Многие ли из них внятно объясняли пастве, что главная проблема униатов или автокефалистов не в том, что они как-то по-другому выглядят и как-то по-другому служат, или как-то слишком любят всё западное, или как-то слишком не любят всё русское, а именно в том, что они вообще – не Церковь, что это просто неканонические религиозные образования, в которых нет никакого спасения именно потому, что они неканонические? Предполагаю, что совсем немногие на Украине проповедовали эту элементарную общеправославную истину. Вот в чем причина причин и исток истоков всех основных проблем всего мирового Православия. И вот почему сегодня в колыбеле Святой Руси своре тотально далеких не то что от Православия, а от какой-либо христианской культуры клоунов и проходимцев, так легко удалось без малейшего ощутимого сопротивления запретить самую большую и самую древнюю Православную Церковь страны. https://t.me/arkadymaler/1017
  17. 2 балла
    С Преображением Господним! Помощи Божьей!
  18. 2 балла
    На Преображение Господне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение». Дорогие братия и сестры! За шесть дней до преображения Господь беседовал в Кесарии Филипповой с учениками о Своей смерти и о воскресении, а затем, подозвав народ, говорил о несении креста . После этих бесед Господь повел учеников Своих на гору Фавор и преобразился пред ними. По древнему преданию, Господь преобразился за сорок дней до Своих страданий. Преображение Господне происходило в феврале, но Церковь Христова перенесла празднование его на август, потому что иначе это совпало бы со святой четыредесятницеи, что несовместимо с великопостным богослужением, печальным временем поста и покаяния, преображающим собой настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. Шестого августа, а не в другой какой-либо день празднуется Преображение Господне, потому что на четырнадцатое сентября приходится Воздвижение Креста Господня, когда вторично совершается воспоминание страданий Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от Воздвижения сорок дней, установили празднование Преображения Господня шестого августа. Спаситель знал, что приближается время Его страданий и смерти, что свидетели этого, Его ученики, могут соблазниться Его уничижением, а потому надо было утвердить их в вере, явить им видимым образом славу Своего божества, чтобы они потом поняли тайну Его добровольных страданий и смерти и чтобы это напоминало им пророчества об Избавителе Израиля. https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arximandrita-ilii-rejzmira.shtml#ch_0_1_5 Всех форумчан и отцов Оптиной Пустыни с прекрасным праздником Преображения Господня!
  19. 2 балла
    Воспоминания об архим.Кирилле Павлове https://eparhia-saratov.ru/Articles/_ya-dumal-gospodi-kak-zhe-khorosho-bylo-by-umeret-sejjchas_-_-silnye-istorii-o-vstrechakh-so-starcem-kirillom-_pavlovym_
  20. 2 балла
    И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ СВЕТ — 1.... И стал свет.На цсл: «И рече Бог: "Да будет свет". И бысть свет». Как обычно в короткой простой фразе Писания богатство смыслов. Господь творит свет Своим Словом: «сказал». Бог вообще всё творит Своим Вечным Ипостасным Словом, то есть Логосом. Которое ... Да, сразу оговорюсь, что это у нас в языке слово — среднего рода. В греческом Логос — рода мужского или как в наших старых грамматиках сказано: мужескаго. Логос — Он (а не оно). Хотя это не то, что надпись в крестчатом нимбе у Христа на иконах, впрочем, совпадение интересное, но о нём чуть позже, просто кто-то возможно обращал внимание, то на иконах Спасителя написано три буквы в нимбе: О ОН. Первое О — это артикль, но что значит ОН? Как говорится, оставайтесь с нами, ещё и не то узнаете! На фреске, которую я тут предположил тексту мы видим как никто иной как Сам Иисус Христос творит мір, вселенную, в частности — создаёт свет. Тут же присутствует и ангел с таким ликующим и недоуменным выражением лица и положения тела. Смысл понятен из толкования Палеи: «Ангелы - светы - созданы в первый день. («Суть служебные духи, посылаемые на служение» Евр 1:14) В конце веков ангелы освободятся от обязанностей своей службы, которую они осуществляют ради человека. («Ибо тогда силы небесные поколеблются, а звезды словно листья, спадут с неба на землю» Мф 24:29)» Действительно ангелы созданы очень рано и фактически о их творении сказано в первом же стихе этой главы Книги Бытия: «сотворил небо и землю». Мы всё говорили про землю, то есть про мир вещественный, (грубо) материальный, но кроме земли создано также и небо, но не космос, не а том вещественном небе здесь говорится, но о мире духовном, мире ангельском, так сказать мире тонко- хотя и тоже материальном. Ангелы ограничены временем и местом, хотя куда свободнее нас с вами, но если ангел на небе, то он не на земле и т.п. Вездеприсутствие ангелам не дано — это прерогатива одного Бога, Который только и есть Чистый Дух, никак никакими формами материальности не ограниченный. И да, свет сотворённый Богом в первом акте творения есть свет именно что тварный. Это вовсе не тот нетварный свет, о котором учит исихазм и в частности великий Григорий Палама. Кстати сказать, солунский Святитель был старшим современником преподобного Сергия Радонежского, с которого на Руси умная молитва и сугубое почитание Троицы открывает новый этап отечественной истории. А.Люлька
  21. 2 балла
    Отсюда: https://t.me/s/otec_nik СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ ДУБИНИН. Белгородская Митрополия. Настоятель храма Феодора Стратилата, город Старый Оскол, Белгородская область Друзья. Помолитесь пожалуйста усердно за нашу землю, за наших защитников. Положим земной поклон за страну нашу, обратимся к Пречистой Матери Божией, чтобы сохранила дом Свой. Идут тревожные сообщения об угрозах на АЭС в Курчатове и Запорожье. «Господи, разори совет языков нечестивых, суди, Господи, обидящих мя; побори борющая мя», по слову царя Давида.
  22. 2 балла
    Я не об этом диалоге. Этот вопрос выяснился очень давно, может год, может, два назад. Да, так бывает, что священником Господь руководит, и вопрошающий получает тот ответ, который должен получить. Это состояние благодатное. Часто заслуги личной священника в этом нет никакой. Хотя священник может знать являет ли он волю Божию, или просто отсебятину говорит, основанную на своем опыте. Про оптимистов и пессимистов неудачно. Это все равно что "не согрешишь = не покаешься". Можно очень стройную систему необходимости грешить и творить зло сочинить, основываясь на таком песке. Ну, людям свойственно как-то обосновывать все факты жизни. Вот они и сочиняют всяких пессимистов, оптимистов, и прочие теории. Так как в этих теориях, как правило, для Бога места нет, то все они ущербны.
  23. 2 балла
    Для себя нашел наиболее актуальным и интеллектуальным лекции Авдеенко, про творение, конечно, книга Бытия. Про падение Адама и Евы тоже замечательно. Не на правах рекламы, а исключительно для расширения кругозора.
  24. 2 балла
    Отец Лостшип считает такие проповеди приемлемы, а я уже говорил, что это неудачные проповеди. Господь таких не произносил. Он только учил и тянул выше, к небесному. Всякую грязь, если человек обучаемый, вообще не упоминал. Любому священнику за образец.
  25. 2 балла
    24. стыдитесь сего и пред истиною Бога и завета Его. Стыдись и облокачивания на стол, обмана при займе и отдаче; https://ekzeget.ru/bible/kniga-premudrosti-iisusa-syna-sirahova/glava-41/?verse=8:8-8/ Получается тоже грех. Интересная глава 41 в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
  26. 2 балла
    О ЦЕРКОВНОМ ПЕНИИ Главным условием церковного пения Оптинские старцы считали понимание смысла песнопений. “Чтобы пение производило должное впечатление, необходимо вникать в смысл этих песен, и тогда не оторвёшься от них”, - говорил отец Варсонофий (Преподобные старцы Оптиной Пустыни. Жития- Чудеса- Поучения. Издательство “Благовест”. 1995 год. Стр.49.) Пример пения разумного был преподан старцем Макарием одному скитскому регенту отцу Платону. Когда регент пришёл к отцу Макарию за благословением пропеть на службе новым напевом догматик “Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево…”, то старец, желая показать, каким должно быть истинное церковное пение, сам запел этот догматик своим старинным напевом. Об этом есть воспоминания самого отца Платона: “Строго церковное его нотное пение проникнуто было самым искренним чувством вполне понимаемого им песнопения. Он воспевал Небесную Царицу Деву, как бы стоя пред Нею и созерцая славу Её. Я забыл свои ноты и с изумлением глядел на поющего старца и не мог надивиться: как это у такого маститого старца, строгого подвижника, мудрого учителя, такое детски нежное чувство, такая пламенная, младенчески верующая любовь к Божией Матери! Батюшка чем дальше пел, тем глубже проникался чувством песнопения. Голос его уже начал дрожать. И лишь только пропел он: быв человек нас ради, пение его прервалось. Слёзы полились у него ручьём. Склонив голову, он плакал сильнее и сильнее, и, наконец, зарыдал, как дитя, оторванное от любящей его матери – единственного утешения. Долго стоял я, изумлённый таким явлением. Прошло с полчаса, а рыдания батюшки не прекращались. Вместе с тем виделось в нём такое глубокое чувство смирения и пламенеющей любви к Господу и Пречистой Богоматери, что мне даже стало стыдно и смотреть на него. Так я и не дождался конца рыдания старца и, глубоко растроганный, пошёл со своими нотами к себе в келию» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Издательство “Отчий дом”. Москва, 1997 год. Стр.56.) Старец Амвросий, поздравляя своих духовных чад с праздниками, часто обращается к богослужебным текстам этих праздников и разъясняет их смысл. В одном из таких писем он говорит: “Предложил вам аз грешный объяснение сих песнопений, побуждаемый к сему псаломскими словами: “Пойте Богу нашему, пойте разумно” (Пс.46,7,8). Объясняю простейшим, что петь разумно, во первых означает, чтобы понимать то, что поём или слушаем в церкви; во вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно. Если же мы поём или слушаем рассеянно, или ещё с кем либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За таковое безстрашие явно обличает нас Господь через пророка Исаию: приближаются Мне люди сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя (гл. 29, ст. 13). Чтобы разумно приносить пение Богу нашему, потребна, кроме того, и вообще исправная жизнь”. (Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в 3 –х частях. Издательство «Паломник». Москва. 1995 год. Часть 2. Стр.25. №19.) “Многие люди, не понимая богослужения, главным образом всенощной, скучают в церкви, и ждут, не дождутся, когда она кончится, - говорил старец Варсонофий, - Чтобы наслаждаться богослужением, надо его понимать, а для этого хорошо, хотя более трудное для понимания, например канон, прочитывать перед службой дома. Я знал одного высокопоставленного человека, который обыкновенно перед церковным богослужением собирал всю семью, читал и объяснял им канон, кафизмы, те молитвы, которые поются за всенощной, и, все, слушавшие его, стояли затем в церкви с большим вниманием, и служба проходила незаметно. Старайтесь и вы вникать в богослужение Православной церкви, и оно откроет вам источник такого утешения, что вы с радостью будете спешить в храм Божий”. (Житие схиархимандрита Варсонофия. Издание Введенской Оптиной Издательство «Благовест». 1995 год. Стр. 360.) Примером такого глубокого восприятия церковной молитвы служит высказывание старца о шестопсалмии. Он говорил, что шестопсалмие, это “духовная симфония, жизнь души, которая захватывает всю душу и даёт ей высочайшее наслаждение”(Преподобные старцы Оптиной Пустыни. Жития. Чудеса. Поучения. Пустыни.1995 год. Стр.295). В воспоминаниях паломника, посещавшего литургию в Оптинском скиту, рассказывается о служении скитоначальника старца Иллариона: “…Ни в чьих устах ещё литургия не получала такого глубокого и верного смысла, никто не совершал её с таким безпредельным благоговением, каким проникнута она была в устах о. Иллариона. Есть в ней некоторые изречения, некоторые возгласы, которым большинство священнослужителей, кого слыхал путешественник, не придаёт, произнося их, соответственно важного значения. Но теперь, когда своим старческим, мягким, несколько утомлённым голосом произносил их о. Илларион, они получали всю свою силу, весь скрытый в них смысл. Каким искренним благоговением, какой внутренней сладостью дышали они в устах отца Иллариона! У него не произносились только одни слова, требуемые ходом богослужения, и не облекались они в непродуманную, непрочувствованную, не соответствующую смыслу их, общераспространённую традиционную интонацию. Нет, это была глубоко осознанная, благоговейно прочувствованная и вместе, ясная, чистая речь, обращённая к самому Господу Вседержителю, вот здесь, в этом храме, на этом престоле как бы видимо восседающему”. (Благословенная Оптина. Воспоминания паломников об обители и её старцах. Издательство “Отчий дом”. 1998 год. Стр.47.) Оптинские старцы Макарий, Нектарий, Никон, Исаакий I, Анатолий (Зерцалов), Исаакий II пели на клиросе. Старец Макарий любил во время Страстной седмицы на утрени петь светилен “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный”. В жизнеописании есть воспоминание о пении старца: “И как он пел! Казалось слово “вижду” имело в устах его подлинное значение, и, что пение его выражало то, что, в самом деле, видели его душевные очи. Старческий голос дрожал от возбуждения чувства духовного, слёзы катились по бледным его ланитам; сердца же слушающих проникались умилением. Невольно, присутствующим в это время в храме Божием почитателям старца, могла приходить мысль: “Тебе ли, земной ангел и человек небесный, облечённому в одежду смирения, вопиять ко Господу: одежды не имам, да вниду в онь?” но сам старец вполне чувствовал свою греховность пред Тем, пред Коим самое небо нечисто (Иов, 15, 15)”. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. Издательство “Отчий дом”. Москва. 1997 год. Стр.57.) Это же песнопение пел и старец Исаакий I. У него был красивый бас. Старец Нектарий, будучи ещё послушником, пел в скитской церкви великим постом светилен “Разбойника благоразумнаго”. (Житие иеросхимонаха Нектария. Издание Введенской Оптиной Пустыни. 1996 год. Стр.30.) Оптинские Старцы высоко ценили древние распевы. Старец Варсонофий рассказывал о своём впечатлении от слушания древнего знаменного пения: “Однажды, я был в одном монастыре у обедни, и в первый раз слушал там, так называемое, столбовое пение. “Херувимская” и “Милость мира” произвели на меня сильное впечатление. Народу было мало, я стоял в уголке один и плакал, как ребёнок. После обедни я зашел к игумену и рассказал ему о своем впечатлении. -А Вы, верно, никогда не слышали столбового пения? – спросил меня игумен. -Нет, - отвечал я, - даже названия не знал. -А что такое столбовой дворянин? -Ну, это значит древний род. -Так и столбовое пение – это древнее пение, мы заимствовали его от отцов, а те – от греков”. (Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Издательство “Благовест”. Москва-Рига. 1995 год. Стр.21.) Старец Варсонофий также говорил о том, что старинное пение высокохудожественно, но его не все могут понять. Для понимания произведений светского искусства необходимо иметь художественный вкус. Ещё труднее постичь истинное духовное искусство. (Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Издательство “Благовест”. Москва-Рига. 1995 год. Стр.21.) Он с сожалением замечал, что в церковь стало проникать много театральных напевов разных композиторов: Алябьева, Львова и других. (Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Издательство “Благовест”. Москва-Рига. 1995 год. Стр.21.) Будучи скитоначальником, старец заботился о сохранении традиции молитвенного пения и не благословлял распространяться новым напевам, развлекающим мысли и внимание молящихся. “Недавно регент спрашивает меня, - говорил старец, Благословите запричастное спеть “Воскресения день”. -Бог благословит, - отвечаю, - это и нужно. -Только новым напевом. -Каким же? Пропойте хотя бы на один голос. – Он пропел. -Ну, - говорю, - такой напев может вызвать только слёзы уныния, а совсем не радостное настроение. Нет уж, пойте по–старинному. – Так и спели”. (Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Издательство “Благовест”. Москва-Рига. 1995 год. Стр.21-22.) (Текст со странички во Вк "Воскресная онлайн-школа "Светоч"" от 1 августа 2024 г.)
  27. 2 балла
    Зачем каяться, если я знаю, что снова согрешу Иеромонах Роман (Кропотов) Для многих верующих покаяние – это естественный и обязательный элемент духовной жизни, небесный дар и целительное средство, незаменимое в духовной брани. Не только постоянные прихожане спешат на Исповедь за вторым шансом, но и «пасхальные христиане» подсознательно чувствуют необходимость подойти раз в год к исповедальному аналою и поговорить со священником о наболевшем. Однако далеко не все понимают, в чем именно состоит покаяние, в чем его секрет, механизм его работы, если так можно выразиться. Проходят месяцы и годы, люди каются и каются, но снова приходят с теми же грехами. У человека складывается ощущение, что он стоит на месте или крутится в колесе: движение есть, но прогресса не наблюдается. Наконец, приходят сомнения и помыслы: зачем каяться, если я снова согрешу? В чем вообще смысл, и есть ли он? Для начала нужно понять, что Бог не заповедует бессмысленного. Было бы нелепо утверждать, что Бог установил «неработающие» таинства и не приложил гарантийного талона. Ему не нужен наш труд ради труда. Он настолько желает нашего спасения и возвращения человека в его первоначальное достоинство, что не пощадил Своего Сына ради достижения этой цели. Самый этот поступок говорит о том, насколько серьезен и важен для Бога вопрос нашего спасения. А потому каждая Его заповедь в высшей степени целесообразна и мудра. И если смысл в Божественных предписаниях все же есть, значит, проблема в нас самих. Возможно, это мы что-то делаем не так. . https://pravoslavie.ru/162408.html
  28. 1 балл
    Бог в помощь! Помолюсь. Закажите молебен Пресвятой Богородице! ЕЕ иконе Прибавление ума. Или сама читайте. Хоть иногда)
  29. 1 балл
    Схиархим.Виталий Сидоренко говаривал: "Все ангелы, один я сво..." https://svyatye.online/articles/obraz-svyatosti/on-byl-samoy-lyubovyu-o-yurodivom-skhiarkhimandrite-vitalii-sidorenko/
  30. 1 балл
    На улице ленина, Анапа. Весь комплекс возведен в честь Крещения Руси по инициативе прежнего мэра. И фрески, и хор, и множество вежливых людей, - все оставило по себе очень хорошее впечатление
  31. 1 балл
    У каждого своя правда - эта поговорка говорит о том, что у каждого человека, не просвещенного Духом Святым, свое собственное представление о добре и зле. Субъективное. Но эти категории абсолютны и объективны, потому что даются Богом, Который благ, и даются Духом Святым. Именно в Духе Святом, Его объективных ценностях добра и зла, Церковь едина. Личное (субъективное) мнение может быть близко к объективному, в этом случае его признают адекватным, либо далеко. В этом случае его признают бредом. Чистить бред в голове может только тот, кто признает его бредом. С этим очень туго, все себя и свое мнение считают самим совершенством, поэтому к реальности приближаются единицы. Остальные бредят. Святые отцы про это говорят, что весь мир в прелести. Факт...
  32. 1 балл
    Наверное, разместят. Еще рано
  33. 1 балл
    Телеграм надо осваивать.) Все можно прочитать.
  34. 1 балл
    Трогательные слова. Такой простой незамудреный стих, а лег на сердце.
  35. 1 балл
    Утащила отсюда: https://t.me/s/soyuz_russkih_zhenshin Вечностью дышит вселенской Небо в мерцании звёзд. А на пороге – Успенский Краткий спасительный пост. Тёмной губительной бездны Переступивший межу, Кроткой Царице Небесной Как я в глаза погляжу? Сосны под бурею гнутся, Стонут в мольбе и алчбе. …К Господу надо вернуться. …Надо вернуться к себе. (Николай Коновский)
  36. 1 балл
    Очень незрелое суждение, как мне кажется. Но сегодня такая т.з. распространена, к сожалению...
  37. 1 балл
    ДВА ЭТАПА ТВОРЕНИЯ А если мы посмотрим на текст с философской точки зрения? В НАЧАЛЕ (или, как мы помним, ИСКОНИ) Бог творит небо и землю — об этом сказано как о завершённом действии: СОТВОРИЛ — СЪТВОРИ. Дальше говорится о земле, и то не очень понятно, если не иметь в виду рассмотренные нами объяснения, а о небе вообще только в восьмом стихе. И как бы получается, что Бог уже сотворил небо и землю, но почему-то творит небо ещё раз. Как это понимать? Что Господь дважды творит одно и тоже? Или как? Если читать Библию всё-таки целиком, особенно, если не отбрасывать те тексты, которые протестанты объявили апокрифами (потому что их нет в еврейском масоретском тексте), а католики по той же причине называют их второканоническими.. То бишь, есть канонические книги и это одно, но помимо них в Библии есть некие второ~, не совсем канонические книги, и это совсем другое что-то, мы их не выкидываем, оставляем в наших католических изданиях, но статус их под некоторым сомнением. Протестанты, которые отличались особой резкостью и прямотой, эти книги действительно сократили. Так что если у вас протестантское издание Библии, то у вас Библия неполная, в чём легко убедиться, открыв книгу на первой странице. Если видите там надпись «канонические», то знайте, что десяти книг как минимум у вас не хватает. Любопытно, что и логически, и хронологически это не православные что-то добавили в известную с древности Библию, а протестанты её сократили, обрезали. Как говорится, nota bene и sapienti sat. Ну так вот, если мы читаем Библию в целом, иными словами, каждый стих рассматриваем в контексте и в соответствии с принципами библейской традиции, то мы узнаем, что это такой способ изложения. Сперва говорится о чём-то в общем, затем — в подробностях. По правде говоря, я не представляю себе, а как можно ещё излагать сложную мысль или — пускай не сложную, — но необычную. А творение мира из НИЧЕГО для языческого сознания вещь отнюдь не рядовая. И почему я сказал о философском подходе. Святые первых лет Христианства постоянно спорят с языческими философами именно об этом. Последние не могут себе представить и как-то философски объяснить происхождение «чего-то» из «ничего». На что христианские апологеты во-первых, говорят, что мало ли что кто-то не может себе представить и рационалистически обосновать, а во-вторых, долго и подробнейшим образом приводят именно что философские аргументы в защиту этой идеи, которая тоже скандал и безумие для обывателя, даже и с философским дипломом (тогда — в философском плаще). И говоря уже языком древнегреческой философии — и с помощью греческого языка, — мы можем трактовать сказанное в Писании так. Древнегреческий язык имел два выражения для «ничто», для НЕ существования: «мэ он» и «ук он». Первое есть несуществование относительное. Нечто просто не существует (здесь и сейчас) лишь по причине его отсутствия. Как объяснить? Например, нет воды — это не значит, что Н20 вообще не существует, просто это химическое соединение недоступно в некоем конкретно взятом кране. Напротив, «ук он» это указание на абсолютное несуществование, полнейшее ничто как таковое. И мы можем через это пояснить библейское повествование о творении так. Бог действительно творит — творит абсолютно, ибо творит из абсолютного небытия — мир в его целокупности, то есть небо и землю («видимое и невидимое» как сказано в Символе Веры). Но состояние это ещё неопределённое, «смазанное», аморфное. Это как бы глина, материал, из которого гончар лепит горшок или кувшин, или статую. Глина — это «ме он» в отношении будущей скульптуры, которой ещё нет, которая существует лишь в сознании своего творца. Язычник понимает вторую часть творчества, когда из уже имеющейся глины Демиург вылепляет всё сущее многообразие предметов. И это безусловно так — Бог Истинный конечно является создателем, поскольку может создавать всё из уже существующей материи. А кто вспомнит, как это происходит в Новом Завете? В Евангелии почти буквально воспроизводится подобное действие. Хотя и с особенностью... Но, продолжаем, Бог не просто демиург, ибо в отличие от ремесленника Он создаёт и сам материал. Из состояния «ук он» — отсутствия всякого состояния, — Он переводит ничто в нечто, «мэ он», а затем устраивает эту первоматерию, в том числе и по Своему Собственному образу. И на полях заметим, что это помимо прочих очевидных выводов, имеет также и выводы чисто правовые и политические. А.Люлька
  38. 1 балл
    Я специально этим не интересовался. К уранополитизму отношусь, как к правильной теоретической базе, но вырванной из контекста. Да, наше вечное отечество на Небесах, и Божественное всегда выше земного, но мы-то живем во временной земной жизни, Божий Промысл именно сюда нас поместил на данном этапе. Значит, нельзя пренебрегать и земным, о чем и история мировая, Предание Церкви нам говорит. Просто все в человеческой жизни должно пребывать в должной пропорции. А пропорция определяется благодатью. Кому-то в странники и пустынники Промысл Божий, а кому-то воевать. Только заповеди Божии едины для всех.
  39. 1 балл
    Глава 18, стихи 7-8: «Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его» (Притч. 18:7). Это продолжение предыдущего стиха о том, что неразумные речи приводят к неприятным последствиям для человека, произносящего их. Иногда это бывает и физическая гибель, сколько примеров мы знаем из новостей, когда люди встретились, сели за стол, поначалу все было хорошо, потом кто-то над кем-то пошутил, и в результате все закончилось убийством. Второй не снёс обиды и убил своего приятеля, пошутившего над ним. Даже этих случаев достаточно, чтобы учиться осмотрительности в речах. А то многие, заразившись от массовой культуры, любят говорить с родственниками, коллегами и друзьями язвительно, саркастически. Стоит удерживать себя от обидных речей. Но «язык глупого гибель для него» и в духовном смысле, — через многие грехи, которые он совершает языком, душа его уловляется, как сетью. А кто ловит на грех? Дьявол. Куда пойманные отправляются? В ад. Так что даже если при жизни никто не спросит с него за его гнилые речи, в конце концов на Страшном Суде придется за них ответить. «Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать» (Притч. 18:8). По объяснению святителя Иоанна Златоуста, «Ленивые — лишенные мужества; души подобных женам — расслабленных, изнеженных». Здесь мы видим продолжение проповеди против лени. Но если раньше говорилось о том, что лень приводит к тому, что человек будет голодать, у него окажется недостаточно средств для содержания себя, то здесь говорится о том, что лень делает душу человека более подверженной различным страхам.
  40. 1 балл
    Глава 18, стих 6: «Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои» (Притч. 18:6). Святитель Иоанн Златоуст так комментируют это: «Мысли и слова безумного приводят его к бедствиям душевным и телесным. Если смерть происходит от дерзости, то смерть лишает душу истинной жизни. Как от дерзости рождается смерть, так от кротости — жизнь, потому что дерзости противоположна кротость». Человек, желающий показать себя, выпячивающий своё «я», часто не терпит даже простого несогласия. Он легко вступает в ссору с людьми, не согласными с ним и порой за свои слова ему приходится терпеть даже и какие-то физические последствия. Умный же будет избегать ссор, даже когда его провоцируют на них.
  41. 1 балл
  42. 1 балл
    Глава 18, стих 5: «Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде» (Притч. 18:5). С чего бы человеку быть лицеприятным к нечестивому? Разумеется, либо этот нечестивый приходится ему родственником или другом, либо подкупил его чем-нибудь. Понятно, что в узком смысле слова это касается судей — тех, кто выносит решения в рамках судебных процессов. В более широком смысле это касается вообще наших суждений о ком-либо. Многие искренне считают, что их родные или друзья должны всегда их поддерживать — даже в злых поступках они будто бы обязаны быть на их стороне, защищать или покрывать. Это не так. Христианин должен быть на стороне правды Божией. У всех вызывают неприятие случаи, когда отмазали от наказания какого-нибудь сына богатого чиновника. Как-то давно был резонансный случай: парень сбил насмерть пешехода, а высокопоставленный отец избавил его от надлежащего наказания. Люди возмущались этим, но я тогда задумался: а если бы то же самое случилось с их сыновьями, многие ли из этих возмущающихся сказали бы: «Знаешь, сынок, по закону ты должен сидеть, поэтому я для твоего спасения ничего делать не буду. Прими положенное наказание»? Не поступил бы каждый из них точно так же, как этот чиновник, окажись на его месте? Христианин должен быть нелицеприятным в изначальном значении этого слова. То есть при рассуждении о том, что хорошо, а что плохо, не взирать на лицо того, кто совершил этот поступок. Судить непредвзято о самом поступке. Это сложно, но возможно.
  43. 1 балл
    Я, конечно, не могу утверждать, что все храмы пустеют или наполняются, но свидетельствовать о том, что в праздники и воскресные дни (там где я бываю) храмы полные, могу. А бываю я в разных городах. Конкретно в нашей епархии, пусть небольшое, но увеличение есть. Так же известна статистика, в России каждый день вводится в строй три новых храма. Также известно, что они заполняются не в ущерб действующим. 30 лет назад было 6.500 церквей, сейчас 40.000. Значит в целом пока рост прихожан есть.
  44. 1 балл
    Пока что Россия поднимается во всех отношениях, а западный мир продолжает самоубиваться, но будущее зависит от покаяния народа и его молитвы, от благочестия в личной жизни, личном примере для детей. Здесь ключ ко всем дальнейшим событиям. Обращение к православию я вижу каждый день, и оно в ближайшем будущем будет продолжаться. А прочую конкретику говорить тут не стоит, у нас всех есть чем заняться на духовном поприще. А как займемся, так сами все и увидим )
  45. 1 балл
    Глава 18, стих 3: «С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение» (Притч. 18:3). В переводе Семидесяти этот стих звучит иначе: «Когда достигнет нечестивый до глубины зол, нерадит, и находит на него бесчестие и поношение». То есть переводчики Септуагинты поняли этот стих так, что, когда нечестивый доходит до глубины зол, приходит высокомерие. Чем больше он грешит, тем более высокомерно относится к другим людям. И вот, как объясняет преподобный Иоанн Дамаскин: «Тем более возрастают в нем грехи сии, чем более душа его привыкает к ним и чем легкомысленнее о них думает». А святитель Иоанн Златоуст, комментируя этот стих, говорит: «Страшно, возлюбленный, быть уловленным кознями диавола. Тогда душа уже запутывается как бы в сетях, и как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония грехов». В свою очередь синодальный перевод допускает другое понимание, а именно, что, когда нечестивый приходит в какое-то сообщество, то оказывает на него негативное влияние, так что там начинает появляться презрение, бесславие, поношение. И отец Даниил Сысоев говорил, что этот стих можно понимать и как указание на необходимость как-то ограничивать деятельность смутьянов. Потому что иногда и один человек, ведущий себя негодно, может расстроить хороший коллектив.
  46. 1 балл
    Старец Феофан: «Во многих людях бес сидит. И таких все больше…» Сотни паломников каждый день едут к схиархимандриту Феофану (Даньков) в Макаровский Иоанно-Богословский монастырь: одни — за утешением, другие — за... 21:06, 28 июля 2015 Этой статье более 8 лет Этот материал был опубликован в «Столице С» в октябре 2011 года. Тогда старец Феофан впервые согласился встретиться с журналистами. Он ушел из жизни 16 мая 2013 года. Количество желающих побывать на его могиле с каждым годом только растет… Тысячи верующих в самых отдаленных уголках России и даже за границей говорят с благодарностью: «Батюшка Феофан помог!» Эти слова произносят, когда Господь дарует долгожданного первенца. Когда муж возвращается в семью или перестает злоупотреблять алкоголем. Когда отступает неизлечимая болезнь. Когда на душе становится светло… Сотни паломников каждый день едут к схиархимандриту Феофану в Макаровский Иоанно-Богословский монастырь: одни — за утешением, другие — за исцелением или добрым советом. Для многих батюшка стал самым дорогим человеком на Земле. Старец впервые согласился побеседовать с журналистами и впустил их в свою келью. Историю жизни и духовные наставления Феофана выслушал Михаил Никишин. …Батюшка слегка волновался, вздрагивая от щелчков фотокамеры. «Не мое это все — вспышки, красивые слова и позы, популярность, — говорит духовник. — Монашеское послушание, молитва и пост — вот что главное. В своей келье молю Господа нашего за всех скорбящих, болящих, оступившихся и попавших в плен сатаны…» И лучшее доказательство этих слов — неземной свет, льющийся из чистых и мудрых глаз… Подвиг Старчество — особый иноческий подвиг, который во все времена почитался на Руси. Говорят, настоящим духоносным старцам открыто намного больше, чем простым священникам. Спустя долгие годы затворничества созревшие духом подвижники выходили к людям и по милости Божьей исцеляли недуги, утешали скорби, давали советы. В наше время старчество стало крайне редким явлением. Лишь по великой милости Бог посылает истинных пастырей, в чьих душах живет благодать. К таким праведникам люди тянутся сами, несмотря на то что общение с ними дает ощущение собственного несовершенства и греховности. Старчество — это особенное служение, которое Господь дает только ИЗБРАННЫМ. К их числу относится батюшка Феофан — духовник Макаровского монастыря и всей Саранской епархии. В молодом возрасте он посвятил себя служению Богу. Уже долгие годы он продолжает молиться за всех… https://stolica-s.su/archives/13409
  47. 1 балл
    Воскресная проповедь. Иеромонах Нил (Парнас) https://t.me/Optina_monastery/7078 В проповеди о расслабленном отец Нил упоминает о схимонахине Феодосии, которая 60 лет была парализована, из которых 20 лет пролежала в коме: https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/103468.html
  48. 1 балл
    Глава 17, стих 28: «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным» (Притч. 17:28). Это тоже выражено в народных пословицах и поговорках. В более высоком варианте это сформулировано, как «Молчание — золото», а в более низком, как «Помолчи — за умного сойдёшь». Дело не в том, чтобы казаться кем-то, кем не являешься, а в том, что если ты начинаешь так поступать, то действительно становишься умнее. Если не говоришь, когда тебя не спрашивают, не влезаешь со своими советами, то меньше совершаешь ошибок и меньше раздражаешь людей. Вот один из шагов к тому, чтобы продвинуться вперёд на пути мудрости. В переводе от Семидесяти этот стих звучит иначе: «Неразумному, спрашивающему о мудрости, сочтется это за мудрость». Задавая вопросы, глупый понемногу перестает быть глупым, потому что тем самым он, во-первых, признает свое невежество, а во-вторых, показывает желание узнать истину.
  49. 1 балл
    Глава 17, стихи 22-23: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. 17:22). Эту взаимосвязь уже увидели и признали учёные, а именно, что мрачное, подавленное состояние, если оно продолжается долго, начинает оказывать разрушительное воздействие на тело человека. Он хуже и медленнее выздоравливает, чем человек с теми же болезнями, но с бодрым настроем. Так что не стоит легкомысленно относиться к унынию. Оно не только расслабляет, отягощает, и помрачает душу, но и приводит к болезням тела. Надо стараться, чтобы сердце было весёлым. А как этого добиться? Очищая совесть. Когда у христианина чистая совесть, она становится для него источником радости. Для большинства людей совесть — это голос, который тебя обличает, угрызает за твои грехи. Но, если совесть чиста, она создает весёлый настрой сердца, который оказывает благотворное влияние на все состояние человека. «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» (Притч. 17:23). Тут обличается грех взяточничества, который указывается как нечестие. Нечестие — это невоздавание чести Богу. Когда мы поступаем по правде, судим справедливо, мы тем самым своими делами, самой жизнью воздаём честь Богу. А извращая путь правды ради собственной корысти, мы вступаем на путь нечестия. Это разрушает наши отношения с Богом. Также по словам святого Иоанна Златоуста, этот стих означает то, что «если кто принимает в сердце неправедные мысли, то пути его не бывают успешны. Дарами назвал страстные и самые постыдные мысли, внушаемые нам демонами». То есть по более духовному толкованию это относится к тому, что человек принимает греховные помыслы и под их влиянием искажает свои пути и суждение.
  50. 1 балл
    Глава 17, стихи 20-21: «Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду» (Притч. 17:20). Значит, нужно стараться искренне общаться с людьми. Это достойно христианина. К счастью, и характер нашего народа в целом такой. Многие другие народы говорят, что русские — прямые, если ты русскому не нравишься, он тебе улыбаться не будет, если он несогласен, то говорит: «Нет» и т.д. Во многих других народах принято отвечать уклончиво, лицемерно. Но все должно быть, как Господь говорит: «да — да», «нет — нет» (Мф. 5:37), искренность, прямота. Сама наша культура и ментальность подталкивают к этой евангельской искренности. Хотя и у нас хватает и лукавства, и коварных людей. «Родил кто глупого, — себе на го́ре, и отец глупого не порадуется» (Притч. 17:21). Напоминаю, что под глупостью в Книге Притч имеется в виду не недостаток умственных способностей, а жизнь по греху. Выберет ли человек такую жизнь отчасти зависит от родителей. Не полностью, потому что определяется человек все-таки сам. Но от родителей зависит получил ли он знание о Боге и заповедях Его, был ли у него опыт молитвы, видел ли он добрый пример жизни верующего, а также объяснили ли ему, что земные блага не являются высшей ценностью. Если мы говорим ребенку, что Бог должен быть на первом месте, а делами показываем, что для нас самих именно земные ценности на первом месте, то своими делами мы учим его прямо противоположному. И отец такого человека впоследствии не порадуется тому жизненному пути, которое выбрало его чадо.
×
×
  • Создать...