Перейти к публикации

Таблица лидеров


Популярные публикации

Отображаются публикации с наибольшей репутацией начиная с 06.09.2024 во всех областях

  1. 5 баллов
    Дело в том, что Аарон и сыны его были назначены священниками при скинии - переносном храме Божием. И именно по этой прямой заповеди священники с тех пор благословляют людей. То есть, это место из книги Чисел актуально именно для священников. Но и для мирян многократно в Писании заповедуется благословлять всех близких, даже гонителей и проклинающих. Ну, а родных и детей уж и подавно. Вот и новозаветная заповедь по этому поводу: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:8-9)
  2. 5 баллов
    Да видно по прочим поступкам. И просто по опыту, так часто бывает. Тщеславие это вообще огромный камень на духовном пути. Оно буквально везде. Я как-то об этом даже не думал. Четки живут своей жизнью, приходят и уходят. Изнашиваются, теряются и находятся, кому-то дарятся и от кого-то в дар принимаются. ) Так-то это же просто считалка, я думаю, не стоит придавать этому дополнительные смыслы. Кому-то и без них нормально, это тоже бывает. Но по всем вопросам прохождения Иисусовой молитвы надо особо советоваться с духовником. Здесь бесы особенно сильно и хитро могут действовать, для них эта молитва особо болезненна.
  3. 5 баллов
    На мой взгляд опаснее не когда человек стесняется четок, а когда он ходит с ними напоказ и тщеславится. На прохождение Иисусовой молитвы (и соответственно, на четки) нужно обязательно брать благословение у своего духовника. Не знаю как сейчас, но в Оптиной в лавке при приобретении четок раньше спрашивали, есть ли благословение на четки. И еще духовники в миру советуют четки держать в кармане, чтобы лишний раз не провоцировать остальных людей. Молиться-молись, а сообщать об этом всем окружающим не стоит. https://bible.optina.ru/new:mf:06:06 По поводу платков и юбок, человек всегда духовно восходит от внешнего к внутреннему. Платок и юбка это вспомогательные инструменты для стяжания послушания, смирения и целомудрия. Женщина, которая в храм ходит в платке и юбке, а в остальное время носит вызывающую нескромную одежду, вызывает некоторые вопросы. Но в наше время хотя бы так, тоже что-то...
  4. 4 балла
    Ну как же. Платок и юбка - признак смирения и послушная Церкви. А без этого какое спасение?) Я когда в Оптиной покупала вязаные четочки, мне брат в лавке пожелал помощи Божией и молитвенеых успехов. Восприняла это как благословение.) Это мои любимые четки, они очень тёплые к руке. А в повседневной жизни можно носить браслетик, у меня тоже из Оптиной, смотрится, как тёмный жемчуг, никто не знает что это. Просто браслет. Я на счёт не молюсь, конечно. Просто мне помогают в мирской суете вспомнить о молитве и сосредоточиться, когда просто их перебираешь.
  5. 3 балла
    Мне кажется, как только теряется благодать, там ереси прорастают мгновенно. И теряется единство, всё дробится, в частности, у тех же старообрядцев - на "толки" и "согласия", в каждом из которых просто свои ереси.
  6. 3 балла
    Просто непривычно после церковнославянского. Псалтирь в синодальном переводе на русском языке я и сам не советую никому читать, откровенно слабый перевод. Есть перевод Юнгерова, вот он гораздо лучше. Ну и церковнославянский текст Псалтири все равно лучше, на нем практически все храмовое богослужение построено. А русским можно пользоваться для пояснения непонятных мест.
  7. 3 балла
    Таких статей много, но мне кажется, не стоит сравнивать добровольно принятую смерть воплощенного Бога на кресте и смерть обычного человека по физиологическим причинам.
  8. 3 балла
    На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Кресту Твоему покланяемся, Владыко!» Дорогие братия и сестры! Крест Господень — это всемирный жертвенник, освященный кровью Агнца Божия — святой жертвы, которую принял за грехи мира возлюбивший нас Бог Отец. На кресте растерзано рукописание наших грехов, крестом убита смерть, поэтому здесь надо искать жизнь для нашей мертвой плоти. Вот почему крест — наша победа, наша слава, венец и защита. Здесь же — у креста Христова — мы видим тайну всеобщего воскресения мертвых. Перед нашим взором — святой крест и пригвожденный на нем Иисус Христос, Который распростертыми пречистыми руками привлекает к Себе людей со всех концов земли. Из-под тернового венца сочится кровь, гвозди раздирают руки и ноги. Какие страшные страдания! Спаситель вкушает желчь и оцет. Со всех сторон — поругания и насмешки. Указывая на Свои страдания и раны, Господь этими язвами как бы умоляет нас не грешить более. Спаситель научает нас здесь, у подножия креста, прощать обиды, любить не только ближних, но и врагов. Крест Христов научает нас покаянию и смирению. И чье сердце не сокрушится, может остаться спокойным, взирая на распятого на кресте Спасителя, когда даже камни вопиют! В эти дни все располагает к покаянию: и крест, и распятый Спаситель, и плачущая Богоматерь, и покаявшийся разбойник. И все это побуждает нас откликнуться на зов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arximandrita-ilii-rejzmira.shtml#ch_0_1_7 Всех форумчан и отцов Оптины Пустынь поздравляю с праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня!
  9. 3 балла
    ТГ "Екатерина Маркова Z" Убитый боец СВО очнулся по дороге в морг и рассказал про старика с крестом на шапке. Снайперская пуля была разрывной. Повредила множество органов и раздробила позвоночник. "Он вообще не должен был дышать", — говорит врач, который его оперировал. Он и не дышал. Пока готовили к операции, пульс пропал. Но по пути в морг он очнулся… Медсестра, которая видела это, потеряла сознание.Дьулустан Иванов (родом из Якутии) побывал на том свете, и от того, что он там увидел, берёт оторопь. "Это был такой высокий старик с белой бородой и крестом на шапке… Он сказал, что мне ещё рано…" — объясняет боец СВО. Этот парень не был верующим. Тем не менее на основе его детального описания священник сделал вывод, что Дьюсу явился святитель Лука Крымский. Когда раненому показали фото святого, он сразу его узнал. Для якутского бойца это явление стало переломным. Вскоре он крестился, а вместе с ним это сделали его невеста и сестра.
  10. 3 балла
    Молимся о Патриархе: Патриарху Кириллу стало (https://www.fontanka.ru/2024/09/12/74079485/?ysclid=m0z7f9yvwh209696745) плохо после общегородского Крестного хода, который прошел сегодня в Санкт-Петербурге в честь праздника перенесения мощей святого Александра Невского. Местные СМИ сообщают, что причиной плохого самочувствия Патриарха стала жара. После оказанной медиками помощи ему стало лучше и он уехал на своей машине. Пожелаем здравия нашему Патриарху! https://t.me/chrisma_center/8095
  11. 2 балла
    "... Незадолго до своей кончины митрополит Трифон написал этот удивительный акафист, который стал его духовным завещанием. "Слава Богу за все" - в этих словах главный духовный опыт Русской Православной Церкви во время самых жестоких гонений, когда-либо в истории переносимых Церковью Христовой. Вспомним, что этими же словами закончил свое выступление на суде в 1924 году митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), невинно осужденный и приговоренный к расстрелу на процессе по делу об изъятии церковных ценностей. Сам Христос сказал: Мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33), и потому, какими бы трудными и печальными ни были события земной истории, сила Божия всегда побеждает. Идет смертельный бой, и мы знаем, что Христос уже победил врага рода человеческого, но должен победить и каждый человек. Воскресение стало возможным только после Голгофы, и кажущееся поражение миллионов умирающих за веру и правду становится победой - путем к жизни вечной, нескончаемой, радостной. Об этом и поет вдохновенно великий сын России, благодаря Бога за "все ведомые и сокровенные благодеяния Твоя, за земную жизнь и за небесные радости Царствия Твоего будущего", чтобы, "умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуия!"..." *** Незадолго до смерти - это 73 года от роду. 1934 год. Митрополит Трифон - старый, немощный, практически постоянный голод. И в таком состоянии и в таких условиях написаны такие слова... Моя история такая. Много-много лет назад нередко слушала аудиодиск с записью этого акафиста. Воспринимала как сугубую личную историю любящего Господа человека. Потом уже, много позже, подробности узнала. А однажды подвозили из Оптины практически незнакомые женщины. Попросили прочитать этот акафист вслух. У них такая традиция. После причастия читают этот акафист. После прочтения, несмотря на дорожные автоусловия, в самую пору было читать его еще раз, теперь уже в благодарность за то, что мы едем из Оптины, вместе, после причастия, поблагодарили Господа словами этого необычного акафиста. А все остальные слова были неуместны.
  12. 2 балла
    Я сам этот акафист не читаю, просто так сложилось, но знаю многих, кто читает. Еще слышал, что были дискуссии по его поводу, и его разрешили для келейного чтения, то есть, не на богослужениях в храме, но опять же, знаю случаи, когда его и в храме читали. Вот еще, что нашел: "Из интервью с участником рабочей группы по кодификации акафистов Издательского Совета Русской Православной Церкви, клириком Саратовской епархии священником Максимом Плякиным: — Есть ли канонические нарушения в очень популярном в нашем народе акафисте «Слава Богу за всё»? — Никаких канонических нарушений там нет. Но этот акафист непривычен, так как это беспримесный русский язык. Это не славянский с вкраплениями русского и не русский, который «прикидывается» славянским, это просто современный русский язык. А поскольку богослужебный язык нашей Церкви — церковнославянский, то гимн, написанный на русском языке, вызывает определенный диссонанс. Его автор — митрополит Трифон (Туркестанов), очень авторитетный, почитаемый духовный писатель. Сам акафист получил колоссальное распространение в народе и ходил в списках начиная с 1930-х годов. Любопытно, что когда он вышел в Издательстве Московской Патриархии в 2007 году, то в издательском предисловии было написано: «К сожалению, сколько-нибудь аутентичной рукописью акафиста «Слава Богу за всё», написанного владыкой Трифоном, мы не располагали. <...> К сожалению, акафист «Слава Богу за всё» продолжает издаваться большими тиражами со значительным количеством пропущенных строк и опечаток, искажающих смысл. Мы попытались реконструировать его текст, основываясь на всех доступных нам вариантах». Но, как это обычно бывает, мелкие разночтения в одно-два слова все равно между разными текстами есть. И понять, какой из них — текст самого митрополита Трифона, пока не представляется возможным. Автограф (авторская рукопись) этого акафиста не обнаружен до сих пор. Любопытно, что «Слава Богу за всё» переводится очень активно: есть английская, французская, украинская версии. Он полюбился не только в России."
  13. 2 балла
  14. 2 балла
    Внезапно опять в фокусе теория эволюции. Развитие полемики: 1. о. Федор Лукьянов: "Хотел бы поддержать позицию, высказанную помощником председателя Правительства Российской Федерации Муслимом Хучиевым, и согласен, что необходимо исключить теорию Дарвина из школьных учебников как вводящую (детей. — Прим. ред.) в заблуждение", — сказал РИА Новости Лукьянов. Он обратил внимание на нравственный аспект теории Дарвина. "Теория эволюции изначально безнравственна, так как предполагает сиротство рода человеческого, отсутствие Создателя у столь сложного и прекрасного творения, как наша Вселенная", — заметил священник. Многие известные ученые подвергали сомнению теорию эволюции, продолжил священник, так как ее основополагающие тезисы противоречат данным современной науки. Так, он привел в пример лауреата Нобелевской премии и одного из создателей антибиотиков Эрнста Чейна, который был "последовательным критиком дарвинизма". "Теория эволюции не отвечает на вопрос зарождения жизни как таковой, на вопрос о сложности и разумности устройства живых существ, генетической деградации, свойственной изначально сложным системам, в ней отсутствует механизм, закрепляющий необратимые эволюционные изменения в организме", — пояснил глава комиссии РПЦ. https://ria.ru/20240920/darvin-1973884756.html 2. влад. Савва https://t.me/kartezianec/4836 Преамбула. Выскажусь в связи с очередным заголовком «в РПЦ поддержали идею исключить теорию Дарвина из школьной программы». Хотя не «в РПЦ поддержали», а «священник имярек высказал свою частную точку зрения» — точно так же, как сделаю это сейчас я. Не пишут же «мусульмане предложили» хотя предложение высказал бывший премьер Чечни. Первое. Со времени своего возникновения теория Дарвина была существенно скорректирована и доработана, поэтому если где-то она преподаётся в первоначальном виде, то это ерунда даже с точки зрения теории эволюции в её современном виде. Вполне бы не исключал такое примитивно-устаревшее преподавание, раз уж в попавшемся мне при написании этого текста учебнике 2014 года (Биология, 7 класс, Сухорукова и др., Просвещение, 2014) приводились в качестве аргумента бредовые картинки «человеческих эмбрионов с хвостиками», бывшие когда-то хитом советских учебников. Возвращаясь к коррекции дарвинизма, в том числе, если память мне не изменяет, «борьба за существование» сегодня не рассматривается как единственный или даже главный возможный механизм естественного отбора в процессе эволюции. А ведь именно идею «борьбы за существование» стоит считать главным недостатком дарвинизма. Фактором естественного отбора скорее можно было бы назвать «жизнеспособность». Что примечательно, при этом: вполне существуют мутации, нейтральные к жизнеспособности, то есть ни способствующие, ни препятствующие ей (не подпадающие, таким образом, под «отбор через борьбу»). Впрочем, не буду настаивать. Главной же бедой, «первородным грехом» дарвинизма я бы назвал не саму эту теорию, а безбожное применение идеи «борьбы за существование» в теориях исторических, социальных и экономических. Второе. Сама идея постепенной эволюции организмов никак не вступает в противоречие ни с фактом сотворения Богом мира (и всего что в мире), ни с Библией. Ни опровержение эволюционной теории не подтверждает Священное Писание, ни её подтверждение не опровергает Библию. Точно так, как это было с гелио- и геоцентризмом. Мой двоюродный дед, палеоботаник Сергей Викторович Мейен (1935-1987) писал в 1981 году (статья под псевдонимом Катюнин, см. полный текст по ссылке (https://t.me/kartezianec/209)), что: «принятие подлинной эволюции означает признание подлинного — онтологического — нарушения закономерностей. Но если эволюция в самой своей основе противоречит закономерности, то она становится просто синонимом чуда. Парадокс в том, что материалисты увидели врага в номогенезе, рассмотрели за ним “протаскивание чуда”, хотя если признать фундаментальную случайность эволюции, как это делает селекционизм, то эволюция становится чудом в самом строгом смысле этого слова. В этом отношении именно селекционизм, а не номогенез становится союзником религии». Тем последователям теории эволюции, которые видят в ней опровержение Божественного творческого акта, мы скажем: право же, почему вот непременно следует считать, что «случайные мутации» действительно случайны? Это предмет ли вашей веры. Что касается принципиального подхода к возможному согласованию библейского повествования и теории эволюции, то следующим постом (https://t.me/kartezianec/4837) приведу пример опыта такого согласования в 1937 году (рукопись, адресована родным, опубликована в 2010 году) пера моего прадеда — Виктора Александровича Мейена (род. в 1894, умер в 1942 в Карлаге; реабилитирован в 1957 г.). Это эссе, возможно, устарело с точки зрения развития науки, но оно отражает тот принципиальный подход, что наука, если это подлинная наука, никогда не сможет опровергнуть Библию. Заключение. Призывать исключить теорию эволюции из учебников — дело неблагодарное и ненужное (другое дело — теория Дарвина в первоначальном виде). Главной задачей мне представляется вовсе другая, а именно та задача, о которой постоянно говорит последние несколько лет Валерий Александрович Фадеев (https://t.me/president_sovet/2642): чтобы система школьного образования опиралась одновременно на три краеугольных камня познания человеком мира — науку, культуру и религию.
  15. 2 балла
    Глава 19, стихи 22-23: «Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый» (Притч. 19:22). Дела милостыни привносят радость в сердце милующего. Многие люди жалуются на то, что не чувствуют радости. При этом дела милосердия они оставили где-то на задворках своей христианской жизни. От того и не чувствуем мы зачастую радости, что не делаем добрых дел, не помогаем другим ради Господа. А когда мы помогаем другим не ради выгоды, и не ради того, чтобы они нас похвалили, поблагодарили или были нам обязаны, а просто ради Бога, то в сердце нашем разгорается радость. То есть Господь начинает воздавать нам уже здесь, на земле, тем, что наша жизнь наполняется светом и счастьем. «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Притч. 19:23). Речь идёт об истинном зле. Святой Василий Великий в своей 9-й беседе проводит различия между подлинным злом и злом мнимым. Подлинное зло — это грех, а мнимое зло — это различные вещи, неприятные для человека, например, болезни, стихийные бедствия, потеря имущества и так далее. Потому что посредством этого кажущегося зла на самом деле нередко приходят в нашу жизнь различные блага, и мы становимся лучше, исправляем нашу душу. Но истинное зло, а именно грех, ничего хорошего в нашу жизнь не привносит, а только губит её. И вот от этого зла страх Господень защитит человека. И такой человек «всегда будет доволен». Это тоже критерий проверки: «Какое у меня душевное состояние? Если в моём сердце, наоборот, поселилось постоянное недовольство, то не является ли это сигналом того, что нет во мне страха Господня?».
  16. 2 балла
    Преподобный Серафим (Вырицкий) крестит, гладит по головке, благословляет: – С Богом гряди. Господь тебя избрал, воля Божия есть. Так Господу угодно и Матери Божией. С Богом гряди. ТОЛЬКО ВОЗЖЕЛАЙ БОГУ ПОСЛУЖИТЬ, И ОН ВСЁ УСТРОИТ. Памяти матушки Георгии (Щукиной) В Горненской обители Иерусалима простились с почетной настоятельницей матушкой Георгией (Щукиной). Более 30 лет она была в Эйн-Кареме игуменией. Встречала паломников, сподвигала своим примером сестер на служение Богу и ближним. Люди приезжали и, просто глядя на матушку Георгию, плакали, – такая у нее была чистая любвеобильная душа. Это та высота, которую наши предшественники сподоблялись выстрадать, пройдя сквозь многие скорби с самых малых лет. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4
  17. 2 балла
    Просто в название темы.) Сегодня вдруг встретился летний еще пост такого содержания: "’Чётки- это самое главное’ Тем же днем отца Евфимия увезли в московскую больницу. На следующий день приступ болезни усилился, и отец Евфимий уже нуждался в кислородной поддержке. На другой день состояние его еще более ухудшилось, возникло подозрение на инфаркт, врачи приняли решение перевезти отца Евфимия в кардиологическое отделение. В палату к нему пришел о. Тихон, который тоже лежал в той больнице. Перед отъездом договорились с московским священством о Причастии о. Евфимия в новой больнице. Когда о. Тихон читал разрешительную молитву, о. Евфимий снимает угол кислородной маски и тихо подсказывает о. Тихону, что читать нужно «Воскресение Христово видевше!». Неожиданно из угла палаты: «Надо читать 50,90 и 26 псалмы!» — это от мужчины средних лет, полного, с бритой головой… Уже у лифта один из санитаров, обернувшись к о. Тихону, спросил: «А четки не забыли?» — «Нет» — с удивлением, радостью ответил он! — «Четки — это самое главное!» –, улыбаясь, сказал санитар… Такое краткое знакомство больных и медперсонала со отцом Евфимием мгновенно приносило свои плоды, все начинали говорить о молитве, о любви к Богу. Инфаркта в другой больнице не обнаружили. Поздно вечером о. Виктор, специально подготовленный для причащения больных в таких условиях, словно космонавт, в специальном белом костюме, причастил о.Евфимия… Источник: Пресс-служба монастыря Оптина пустынь, 29 ноября 2021 г." Да, конечно, в некоторых случаях считалка-помощь. Паломники в Дивеево по Канавке ходят, 150 молитв отсчитывают. Или дома - после кафизмы 40 молитв "Господи, помилуй! ".Или они же при подготовке ко причастию. На часах тоже 40 молитв. Кому-то удобнее с четками, чем пальцы зажимать для счета)). Иисусова Молитва - однозначно духовник - контролер.
  18. 2 балла
  19. 2 балла
    Наш форумчанин Леонид написал на форуме Азбуки: Прошу молитв об архиепископе Дамиане, архимандрите Владимире и о всей братии, терпящей гонения. Верные православные христиане, даже в теперешней ситуации на Украине сохраняющие каноничность. За то и претерпевают от власти!
  20. 2 балла
    Наверно это неправильно, но пусть лучше батюшка объяснит. Если мы по каким-то причинам не может нести светлую весть о Христе.. то уже не важно, с четками мы или без четок, в платке мы или без платка. А что правильно? Если человек, глядя на наше исправление, и счастливую (несмотря ни на что) жизнь во Христе, тоже захотел побежать в церковь.
  21. 2 балла
    В церковь - конечно в юбке и в платке.
  22. 2 балла
    Трость Скорописца ЧЕТВЕРГ, 19 СЕНТЯБРЯ 2024 Г. Отменяет ли наша личная борьба за умерщвление ветхого человека наш долг обличать ересь и бороться с ней? Архимандрит Павел (Димитракопулос), настоятель храма Честного Креста в Пирее Около месяца назад, где-то в середине июля, наша святая Церковь почтила память святых и богоносных отцов IV Вселенского Собора, предлагая их в качестве образца для подражания как за святую и добродетельную жизнь, так и за пламенную борьбу с ересью монофизитства. Через несколько дней, во второе воскресенье октября, она будет праздновать, с помощью Божией, память святых и богоносных отцов VII Вселенского Собора, предлагая их в качестве образца для подражания по тем же причинам, что и выше. Не случайно наша Церковь установила подобные праздники и в два другие воскресенья церковного года, желая этими повторяющимися праздниками обратить наше внимание на опасность ереси, которая является губительной для души. Однако сегодня, в наше время, в эпоху всеобщей апостасии и религиозного синкретизма, борьба наших святых отцов с ересями, к сожалению, понимается и истолковывается иным образом, чуждым преданию нашей Церкви. Сегодня в некоторых богословских кругах, даже среди епископов, культивируется идея и представление о том, что святые отцы нашей Церкви боролись с еретиками именно потому, что они были святы. Они достигли высокой степени добродетели и святости, познали догматы веры, а потому они и только они были достойны и способны вести борьбу против ересей. Мы же, живущие сегодня, грешные и подверженные страстям, не достигли такой святости и поэтому мы не способны обличать ересь и еретиков, но должны обратить свое внимание на себя. Мы должны постоянно стремиться к покаянию, чтобы очистить свою душу от страстей. Некоторые даже заходят так далеко, что утверждают, что обличение ереси и еретиков рассматривается как оскорбительное поведение и фанатизм, как недостаток любви, как своего рода осуждение. И поэтому те, кто обличает еретиков, впадают в грех осуждения, на который указывает Господь словами «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). А чтобы исцелиться от этой страсти, они должны перестать обличать ересь и еретиков и практиковать самоукорение и самоосуждение. Еще говорят, что для борьбы с ересью более чем достаточно проповедовать Православие словом и делом, так что нет необходимости ниспровергать ересь свидетельствами из Священного Писания и трудами святых отцов. Но так ли обстоит дело? Прежде всего следует сказать, что если бы обличение ереси и еретиков являлось грехом и подлежало осуждению, то первыми, кто старательно избегал бы греха такого рода, были бы наши святые отцы, т. е. именно те, кто в первых рядах боролся с ересью и еретиками. Те, кто на Поместных и Вселенских Соборах не только ниспровергали их заблуждения, но и отсекали их от Церкви и предавали анафеме, поскольку видели их решительное упорство в заблуждениях. Обличение ереси не просто не является грехом или осуждением других, но ровным счетом наоборот. Это наша необходимая обязанность, исповедание веры, заповедь Господа, по Его слову: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным…» (Мф. 10, 32). Обычно, когда мы слышим это слово Господне, наш ум восходит к святым мученикам Церкви, которые в первые три века гонений боролись с идолопоклонством и его служителями, и после доброго исповедания веры сподобились улучить мученический венец. Но это слово Господне, как мы уже неоднократно подчеркивали и в других текстах Отдела по ересям и культам нашей митрополии, применимо не только к святым мученикам и к борьбе с идолопоклонством, но и к борьбе с ересью, потому что ересь по своей сути есть не что иное, как разновидность безбожия и язычества. Св. Григорий Палама в письме к Дионисию называет ересь вторым видом безбожия: «Второй же вид безбожия представляет собой многоразветвленный и многообразный обман еретиков, которые Бога Отца называют безчадным... и считают Его нетварным Отцом тварного Сына и Духа... Все они и подобные им ни в чем не отличаются от безбожников...».[1] На ту же истину указывает и св. Афанасий Великий в послании к Серапиону: «Кто отделяет Сына от Отца, или Духа низводит до тварей (=еретик), тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен и хуже неверного, и является кем угодно, но только не христианином».[2] Как святые мученики получили венец исповедничества, так и те, кто разоблачает и обличает ересь и еретиков, получат подобный венец за исповедническое и подвижническое житие во Христе. И как те претерпели ужасные мучения, так и эти сподобляются ради любви Христовой претерпевать гонения и скорби, подобно вышеупомянутым святым, из которых первый заслужил поношение, клевету и четырехлетнее заключение в тюрьму от тогдашнего Вселенского Патриарха Калеки, а второй — пятикратное изгнание, преследование до смерти от ариан и низложение на арианских соборах. Напротив, те, кто отрекся от Христа в годы гонений, чтобы спасти свою жизнь, будут отвергнуты Христом по Его страшному слову: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 33). Те, кто вместо того, чтобы бороться с ересью, покрывают и прикрывают ее и сходятся с еретиками от малодушия и боязни потерять игуменство и митрополичью кафедру или подвергнуться другим гонениям, фактически отрекаются от Христа. Посему и Христос отречется от них в день Суда. В упомянутом выше послании св. Григорий Палама называет и третий вид безбожия — «отказываться говорить свои взгляды о Боге». То есть молчание из малодушия и страха и отказ излагать догматические истины веры, открыто противопоставляя их нечестивому учению и заблуждениям еретиков. Подобным же образом осуждает молчание перед лицом ереси и св. Феодор Студит: «Ибо заповедь Господа не молчать в то время, когда в опасности вера. Итак, когда идет дело о вере, то не следует говорить: «Кто я такой? Священник? Нет. Начальник? Нет. Воин? Какой я воин! Земледелец? Также нет. Я бедняк, зарабатывающий только дневную пищу. Меня не касается речь и забота об этом предмете». Увы, камни вопиют, а ты остаешься безмолвным и беззаботным?». По мнению святого, никто не имеет права молчать когда в опасности вера, даже самый простой мирянин, например крестьянин, как это происходит в наше время, когда ересь экуменизма сметает на своем пути все. Поэтому все без исключения — и духовенство, и миряне (вот что значит «всякий, кто…») — призваны соблюдать вышеприведенную заповедь Господню, независимо от того, являются ли они святыми или не являются, но стремятся достичь святости. Много ли в них самоукорения или они не имеют его в надлежащей степени. Познали они догматы веры или еще не познали их так, как подобает. Вслед за Господом, слова Которого мы рассмотрели выше, нас призывает бороться с ересью и апостол Павел в своем послании к Ефесянам. Он пишет: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 11). Под бесплодными делами тьмы в данном случае следует понимать не только многообразное зло, несправедливость, безнравственность и развращение, господствующие в мире. Бесплодными делами тьмы (в равной степени с вышеперечисленными) являются, без сомнения, и всякое извращение истины, всякое заблуждение и ересь, ибо они тоже ведут к разрушению и уничтожению. Все эти бесплодные дела апостол увещевает нас не только не прикрывать своим предосудительным молчанием, но, напротив, разоблачать и обличать их. Поэтому борьба с заблуждениями и ересями (и теми, кто их пропагандирует) рассматривается апостолом как настоятельная необходимость для каждого христианина. Также апостол Павел в Первом послании к Тимофею пишет: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5, 20). Тем, кто осуществляет пастырское служение (епископам, пресвитерам), апостол настоятельно рекомендует обличать виновных в грехах, причем «перед всеми», публично. Конечно, здесь, в данном отрывке, к грешникам относятся и все те, кто впал в худший из всех грехов, то есть в грех ереси. В частности, пастырь должен их публично обличать, опровергая их нечестивое учение. Следует также подчеркнуть, как именно святые отцы боролись с еретиками. В своей борьбе они не ограничивались только ниспровержением нечестивых догматов, но и поименно обличали еретиков, причем не из ненависти к ним, а для того, чтобы защитить верный народ Божий от их развращающей и разрушительной деятельности. И они не остановились на этом, а пошли еще дальше. На соборах они отсекали их от Церкви и предавали анафеме, когда видели, что те упорствуют в своих заблуждениях. Эту их тактику сегодня многие экуменисты считают совершенно неприемлемой. Это связано с тем, что анафемы сегодня рассматриваются как своего рода проклятие, плод недостатка любви, и поэтому некоторые считают, что им не место в современной церковной жизни. Сегодня есть место только прощению и примирению с еретиками, даже если они упорствуют в своих заблуждениях. Неужели наши святые отцы были лишены любви, когда анафематствовали еретиков? Я так не думаю. Или мы, страстные и грешные, далеко отстоящие от меры их святости, имеем больше любви, чем они? Конечно же, нет. Значит, мы, а не они, находимся на неправильном пути, если насаждаем иное, чем они, отношение к анафемам. Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к следующим выводам. Мы, без сомнения, должны вести свою личную борьбу за умерщвление ветхого человека. На нас лежит пожизненная обязанность приносить покаяние — постоянно и до последнего вздоха. Однако личный подвиг покаяния не отменяет нашей обязанности обличать ересь и бороться с ней, как мы доказали выше свидетельствами из Священного Писания и святоотеческих трудов. Те, кто преувеличивает значение покаяния и замалчивает (намеренно или по незнанию?) обличение ереси и «бесплодных дел тьмы», находятся на неправильном пути. Они дают искалеченную и однобокую картину евангельского учения со всеми вытекающими отсюда последствиями для созидания верного народа Божия во Христе и для их собственного спасения. По моему скромному мнению, им следовало бы сесть и заново изучить Евангелие от первого и до последнего слова. Пирей, 21 августа 2024 г. [1] Св. Григорий Палама, К благоговейнейшему монаху кир Дионисию, Ε.Π.Ε. т. 4, с. 408. [2] Св. Афанасий Великий, Послание к Серапиону, епископу Тмуисскому, 30, PG 26, 597 C. Источник: https://aktines.blogspot.com/2024/08/blog-post_81.html?m=1 @Перевод «Трость Скорописца», 2024 г. 1 комментарий: 22 сентября 2024 г. в 16:34 Для меня всегда было камнем преткновения в том, что будучи далеким от исправления себя ветхого кого то упрекал в ереси, хотя, сам далек не просто от праведности, а хотя-бы стоящим на пути покаяния. Помимо этого 3/3 православных почти ни чего не знает о своей вере, далекие, и духовная безграмотность сделала православных продуктом потребления за что купили, за то и продали....ужасъ! Когда, человек Божий в самом широком смысле этого выражения истинно приносит покаяние, не смотря на все еще свою ветхость, он уже перерождается из ветхого раба, пока, еще грешного человека (блудного сына) в Божьего человека и восстанавливается потерянная связь со своим истинным Отцом (Отче наш...) и Отец наш небесный восклицает: ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться (Лк.15:24) (от Лук.15, 10-32). Поэтому, очень трудно не впасть из одной крайности (прелести) в другую где с одной стороны мы обличаем, а с другой стороны духовно слепы и безграмотны и в чем то ином поступаем не лучше еритиков, это чем то схоже с выражением о сучке в глазу др. Очень сложно найти грань, когда мы духовно ослепли и поступаем зачастую как те Евангельские слепцы. Поэтому, частенько приходится обращаться за помощью к собственной совести она как прокурор подлавливает о себе мнящуюся душу и возвращает с небес на землю, а то и глубже. Если кто то скажет, что их совесть не упрекает в том или ином лжет, если совесть полностью не соженная грехами, она не промолчит и обличит похлеще бесов на Страшном Суде у Бога! Совесть первая кто встретит (облечит) новопредставленного: Сла́ва: На Стра́шном Суди́щи без оглаго́льников облича́юся, без свиде́телей осужда́юся, кни́ги бо со́вестныя разгиба́ются, и дела́ сокрове́нная открыва́ются. Пре́жде не́же во о́ном всенаро́дном позо́рищи и́маши испыта́ти, я́же мно́ю соде́янная, Бо́же, очи́сти мя́ и спаси́ мя́. (По 3-й кафисме тропари́, гла́с 3). ☦ Азъ есьмъ воленъ Человекъ Божий Георгий ☦
  23. 2 балла
    В этих вопросах (да и не только в этих) обычно присутствуют две крайности. Первая "вправо", что надо всем рассказам о чудесах верить без разбора, а вторая "влево" - наоборот ничему не верить. Истина же всегда посередине, и к ней прийти не в человеческих силах, только с помощью благодати Божией, которая нам подается за исполнение заповедей. В общем, надо и все установленные церковные формы поминовения использовать, и архангелу Михаилу молиться разумно. А все прочее в руках Божиих. Это просто исполнение заповеди "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут". Там где нам требуется помилование от Бога, нужно нам самим проявлять милость, подавать милостыню бедным и нуждающимся и просить их помолиться за наших усопших. Даже просто птиц кормить, это тоже милостыня.
  24. 2 балла
    Здесь вопрос местами непростой. На верхнем уровне, да, те кто уклоняются от Христа изобретают себе новые "богослужения" и ритуалы, типа факельных шествий и тд. Это неизбежно для всех идолослужителей, что бы ни выступало в роли идола. С другой стороны, Украина всё еще содержит какие-то остатки православия, множество святынь и верных христиан. Это уже знает только Бог. У свт. Николая Сербского в его "Войне и Библии", кажется, говорится о том, что на поле боя могут встретиться два православных солдата и убивать друг друга. Человеческая цивилизация, отступающая от Бога, завязывает такие узлы противоречий, что не в состоянии обойтись без военного способа их разрешения. В конечном счете, для всех людей главным остается исполнение заповедей Христовых, и судить об их исполнении будет Он Сам лично
  25. 2 балла
    Отсюда: https://t.me/s/archbishopambrose Самая большая проблема в безуспешных поисках Бога даже не в том, что мы подвержены греху и грешим. Самая большая проблема в том, что мы рассеянны, мы практически никогда не бываем достаточно внимательны, сосредоточенны, осознанны. Большую часть жизни мы проводим в суете, как будто во сне, не задействуя собственных сил, не напрягая своей воли. Мы и грешим-то чаще всего по невнимательности, расслабленности и по привычке. Самая большая проблема поиска Бога в том, что на самом деле мы Его не ищем. А значит, наша духовная жизнь бывает обездвижена, мы не возрастаем духом, не становимся лучше. Мы не можем сосредоточиться на текущем моменте, осознать, что прямо здесь и сейчас каждый из нас предстоит перед Богом лицом к Лицу. У нас не получается по-настоящему пережить великое таинство настоящего момента — момента, когда каждый из нас может побыть с Богом наедине. Внимательность к своему внутреннему миру, наблюдательность, трезвенность — вот те качества, которые мы должны бы воспитывать в себе, как христиане. По-видимому, исходя из аскетического опыта великих отцов Церкви, именно эти качества помогают найти Царствие Небесное внутри себя, найти Бога в своей жизни, реализовать потребность, заложенную в каждого из нас при сотворении человека. Из того же святоотеческого опыта, из опыта святости людей великих, мы знаем, что один из самых действенных способов взращивать внимательность и трезвенность — внутренняя молитва. Как правило, это призывание священного имени Господа в Иисусовой молитве: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Она короткая, и благодаря этой краткости мы можем не рассеивать ум в различных образах, не концентрироваться на ворохе множества своих потребностей и просьб, но просить только помиловать нас, вкладывая в это слово тот смысл, который лежит на сердце. Этот способ молиться помогает нам быть внутренне собранными, внимательными, осознающими присутствие Бога в нашей жизни каждую минуту, а главное — Его присутствие в жизни прямо сейчас. И это очень просто: достаточно только, насколько это позволяют внутренние силы, как можно чаще внимательно произносить слова этой короткой молитвы. И мы тут же станем гораздо более чувствительными к своему внутреннему миру, понемногу сбрасывая с себя узы внутреннего омертвения. Начнем замечать святость мира вокруг и близость Бога. Мы потихоньку начнем вновь переживать удивление, которое так часто посещало нас в детстве, когда мы еще не огрубели настолько, что перестали чувствовать чудесность простых вещей. Понемногу, но с каждым днем всё больше мы начнем открывать мир, людей, Бога и отношения с людьми заново. В сердцах наших поселится чувство трепета и радость.
  26. 2 балла
    Популярная сегодня тема, куда ни пойди: всё вокруг не так, власти не те, чиновники не те и тд. У того же о. Романа это красной нитью проходит. Очень многим эти разговоры тешат слух и душу. Но во-первых, а что вы предлагаете? Обычно ничего толкового предложить никто не может, и неспроста: всё это "не то" попущено Богом персонально нам за наши грехи и для нашего исправления. Хочешь бунтовать против Божия вразумления? Твое право, следующее будет еще тяжелее, по любви Божией, Он будет вынужден применить еще более сильное лекарство. Ну и в конце концов, мы все части одного народа. Поставь любого критика власти на место власти - будет еще хуже, чем есть. Именно потому он и не том месте. Исправление окружающей ситуации надо начинать с осознания всего этого и с исправления себя через заповеди Божии.
  27. 1 балл
    Глава 19, стихи 28-29: «Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду» (Притч. 19:28). Здесь говорится, что человек, который лжесвидетельствует на суде, не только причиняет вред тому, о ком лжесвидетельствует, но и выражает неуважение к суду. Поэтому лжесвидетельство до сих пор является уголовно наказуемым преступлением. Но в переводе от Семидесяти этот стих звучит по-другому: «Ручающийся за неразумного отрока оскорбляет правосудие, и уста нечестивых поглощают суд». Это можно отнести к тем случаям, когда беспутный молодой человек делает преступления, а потом богатые родственники его «отмазывают». Такой отмазывающий совершает грех, оскорбляет правосудие. «Готовы для кощунствующих суды, и побои — на тело глупых» (Притч. 19:29). Суды, которые готовы для кощунствующих — разумеется, не человеческие, потому что далеко не всякий кощунник и в прошлом был осуждён, а тем более в настоящем. Однако суды Божии для них готовы, и этот человек не останется без наказания, как в этой жизни, так и в будущей, и многие из кощунников в этом убеждались. А «побои на тело глупых» — это про жизненные уроки, которые вызваны поведением глупых людей, то есть, идущих по пути греха.
  28. 1 балл
    ПОНЕДЕЛЬНИК ВАИЙ. НА ВЕЧЕРНИ. Притч 19:16–25 Иже хранит заповеди, соблюдает свою душу, а нерадяй о своих путех, погибнет. Милуяй нища, взаим дает Богови, по даянию же его воздастся ему. Наказуй сына твоего, тако бо будет благонадежен, в досаждение же не вземлися душею твоею. Злоумен муж много отщетится, аще же губитель есть, и душу свою приложит. Слушай сыне отца твоего наказания, да мудр будеши в последняя твоя. Многи мысли в сердцы мужа, совет же Господень во век пребывает. Плод мужеви, милостыня, лучше же нищ праведный, нежели Богат лжив. Страх Господень в живот мужеви, а безстрашный водворится на местех, идеже не наблюдается разум. Скрываяй в недрех руце свои неправедно, ниже ко устом своим принесет я. Губителю раны приемлющу, безумный коварнее будет, аще же обличаеши мужа разумна, уразумеет чувство.
  29. 1 балл
    И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их. Книга Чисел 6 гл. , 22-27стихи Отче Лост Шип, насколько актуально такое благословение детей в наше время?
  30. 1 балл
    Отсюда: https://t.me/s/otec_nik Вот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев - это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает. И человек ходит в церковь, читает Евангелие, слушает проповеди, целует иконы - и продолжает гневаться, продолжает быть в обиде, продолжает не прощать и продолжает быть уверенным, что он прав. Да, ты тысячу раз прав, пожалуйста, успокойся, ты во всем прав, но ты гневлив, поэтому Христа не увидишь ни в этом веке, ни в будущем, хоть каждый день причащайся, хоть выпей три тонны святой воды, хоть съешь все просфоры, которые выпекли сегодня в Москве, хоть объезди все монастыри, хоть живи в самом святом месте, с головой туда заройся - ничего не выйдет. Почему? Потому что гнев - это страсть, а ни одна страсть не пускает благодать Божию в сердце. Поэтому пока человек от страстей не освободился, благодать Божия к нему приблизиться не может. Следовательно, такой человек не может приблизиться ко Христу, потому что он сам Христа отгоняет. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". А Христа можно познать только благодатью Божией. Когда благодать Божия приходит в сердце, она наставляет человека на всякую правду и очищает от всякой скверны.
  31. 1 балл
    Глава 19, стих 21: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» Это изречение может помочь нам успокоиться и принять происходящее достойно христианина. Когда случается не то, что мы хотели бы, когда срываются планы, это не без воли Божией. Надо напоминать себе, что за этим стоит любящий Отец и в происходящем есть благая причина. Может быть, Он таким образом уберегает нас от какой-то ошибки или от большей беды. Поэтому не следует слишком огорчаться и возмущаться, если что-то не получается. Напоминайте себе, что Господу виднее, по слову преподобного Серафима Вырицкого: «Не как я хочу, а как Бог даст». Блаженный Августин пишет, что эти слова сказаны для того, «чтобы мы понимали или верили, что поскольку Бог вечен, постольку вечен и Его совет, а потому и неизменен, как и Он Сам. И то же, что говорится о замыслах, может быть сказано и о волях: «Много произволений в сердце человека, воля же Господня пребудет вовеки»».
  32. 1 балл
    Да, это давно известно, нужно четки до пола обязательно, кирзовыми сапогами шаркать и мрачно на всех смотреть. Уже половина духовного пути, как минимум )
  33. 1 балл
    Отец Георгий пишет в своем ТК: "Хорошая новость! Вышла в свет моя новая книга - толкование на Книгу Притч. Плод пятилетних трудов, пожалуй, самое значимое, что выходило у меня за последние годы. Приобрести можно по ссылке: https://www.blagovest-moskva.ru/product/kak-uznat-volyu-bozhiyu-pravoslavnyy-kommentariy-na-knigu-pritch-ierey-georgiy-maksimov-40814.html Аннотация: "Как узнать волю Божию? Чего Бог хочет от меня? Как поступать богоугодно в любой жизненной ситуации? — ответы на эти вопросы дает настоящая книга. Она составлена на основе православных толкований на Книгу Притч царя и пророка Соломона, прежде всего, святоотеческих. Толкования пятидесяти святых из разных стран и эпох включены сюда, также как и десяти неканонизированных православных авторов. Все это вместе составляет уникальный компендиум знаний о том, как правильно и богоугодно поступать почти в любой жизненной ситуации. Читателю представлено, как Книга Притч понималась и понимается в православной христианской традиции на протяжении двух тысяч лет"."
  34. 1 балл
    Генерал-майор Апти Алаудинов "Ахмат"в своём ТК сегодня: "Православные священнослужители по всему миру непрерывно возносят молитвы за Россию и её славных воинов-защитников. Особое усердие проявляют священники внутри страны, ежедневно оказывая бесценную духовную поддержку нашим бойцам и проявляя особую заботу о тех, кто находится на излечении в госпиталях. Выражаю искреннюю благодарность и взаимное желание встретиться при первой возможности!"
  35. 1 балл
    Глава 19, стих 16: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет» (Притч. 19:16). Вот как объясняет этот стих епископ Виссарион (Нечаев): «Хранение заповедей Божиих, данных чрез Моисея, есть необходимое условие для сохранения своей души не только от вечной погибели, но и от временных бед и напастей. Итак, будь верен Закону Божию, и Господь будет верен в Своих обетованиях». Поэтому, когда мы исполняем заповеди Божии, то не для Бога что-то делаем, но самим себе приносим пользу. Для того Господь и указал нам заповеди. Есть физические законы, они действуют на всех, независимо от того, знают ли о них люди, согласны ли они с ними. Ты можешь сколько угодно быть несогласным с законом всемирного тяготения, но если ты прыгнешь с большой высоты, то разобьешься. Вот и в духовной жизни тоже есть свои законы, которые действуют на людей независимо от того, знают те о них или не знают. Заповеди открывают эти законы и помогают избежать поступков, приводящих к гибели души.
  36. 1 балл
    Сейчас церковь не просто больница, а больница интенсивной терапии. Все духовно больные, все в тяжелом духовном состоянии. В нашем храме батюшки запрещают делать замечания людям, которые зашли в храм. Как сказал один из священников в нашем храме - каждый день что-то такое происходит. Например, заходит какой-то невоцерковленный человек в храм, и встает на колени, когда не должно... К нему бегут воцерколенные люди, начинают его поднимать, шикать на него, громко делать замечания, объяснять (чуть ли не громче чем священник служит), он пугается. Четки напоказ... Я не знаю что страшнее - четки напоказ или нескромная одежда.
  37. 1 балл
    Признак смирения и послушания Церкви - в покаянии, борьбе со своими страстями, терпении, любви к людям. Можно 30 лет в церковь проходить, в платке и в юбке, и не спастись. 30 лет проходить в церковь, и не знать что такое настоящее покаяние, постесняться рассказать батюшке какой-то свой грех.
  38. 1 балл
    Глава 19, стих 13: «Глупый сын — сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба» (Притч. 19:13). В переводе от Семидесяти этот стих звучит иначе, там говорится, что «не чисты обеты из платы блудницы». По объяснению святого Иоанна Златоуста, «От худого действия не принимается приношение; дар нечистой души не угоден Богу». Также и в другом месте Писания сказано: «Не вноси платы блудницы… в дом Господа ни по какому обету, это есть мерзость пред Богом» (Втор. 23:18). И в целом, если человек приносит то, что приобрёл греховным способом, такая жертва является мерзостью перед Богом, она не только не умилостивит Бога по отношению к этому человеку, но произведёт обратное действие. Как пишет святой Василий Великий: «Ибо не от всякого дар благоприятен Богу, но только от того, кто приносит от чистого сердца». Если же говорить о первой половине стиха, что глупый сын является сокрушением для отца своего, то это применимо как в отношении сына по плоти, который расстраивает родителей недостойным поведением, так и в отношении духовных чад, которые расстраивают своих духовных отцов. При этом в синодальном переводе указывается, что сварливая жена ещё хуже, чем глупый сын, и она сравнивается со сточной трубой. Это приведено не как ругательство, а как точное описание того, кем делает себя человек, который становится сварливым. Сточная труба — это та, по которой выходят различные нечистоты. И человек сварливый, который постоянно попрекает своих близких их старыми грехами и нынешними оплошностями, язвит, издевается и сквернословит, во что еще он себя превращает, как не в канал для извержения словесных нечистот? Разумеется, и отношение к себе он вызывает неприязненное. Кто имеет такой грех, должен напоминать себе это сравнение из Писания, чтобы одёргивать себя, когда это только начинается. В принципе, любой человек хочет выглядеть хорошо и быть красивым, но, в особенности, это естественно для женщин. И может быть, осознание того, что сварливое поведение делает тебя уродливой и отвратительной, кому-то поможет уберечься от этого греха. У мужчин такое тоже встречается, но реже.
  39. 1 балл
    Глава 19, стихи 11-12: «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Притч. 19:11). Святитель Григорий Двоеслов говорит: «Следовательно, тем менее является кто-либо разумным, чем менее бывает терпелив. Ибо он не может истинно сообщать научение добру, если в жизни не умеет равнодушно переносить оскорблений со стороны других». Известно такое определение добродетельного человека: «Строг к себе и снисходителен к другим». А человек, не достигший добродетели, наоборот, строг к другим и снисходителен к себе. Но здесь указывается, что слава для человека в том, чтобы быть снисходительным к проступкам других людей, при этом относиться к себе строже. «Гнев царя — как рев льва, а благоволение его — как роса на траву». (Притч. 19:12). Ранее царь Соломон уже говорил об этом. Как вы помните, эти наставления он записывал для своего сына, которому надлежало стать царём после него. И он указывал, что гнев царя делает его звероподобным и облекает в недостойный человека облик. Наоборот, благоволение царя, то есть, когда у него благая воля и благое настроение, сравнивается здесь с росой, выпадающей на траву.
  40. 1 балл
    Глава 19, стих 9: «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет» (Притч. 19:9). В пятом стихе было сказано: «Кто говорит ложь, не спасётся» (Притч. 19:5), а здесь говорится: «Кто говорит ложь, погибнет». Это важное дополнение с учётом того, что есть фантазёры, которые начинают придумывать какое-то среднее место между раем и адом, и говорят: «Ладно, может, в рай я и не попаду, но и в аду не окажусь, а буду где-нибудь посередине, в каком-то промежуточном месте». Но никакого промежуточного места нет. Господь об этом сказал, когда пообещал, что после Страшного Суда «поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф. 25:33). Никакого среднего места Он не указал. Всякий, кто не спасается, погибает, и всякий, кто не погибает, спасается, и из сопоставления двух стихов данной главы это становится очевидным.
  41. 1 балл
  42. 1 балл
    Глава 19, стихи 6-7: «Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки» (Притч. 19:6). Здесь продолжается описание людей, которые не имеют искреннего отношения, но общаются с другими по выгоде, и чем более выгоден для него какой-то человек, тем более угодливо они с ним общаются. Это не тот путь, по которому следует идти верующему человеку. Описание такого недостойного отношения продолжается и в следующем стихе. «Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет» (Притч. 19:7). Некоторые даже на звонки не отвечают, если видят, что звонит человек, общение с которым выгоды не приносит. Или же сокращают разговор: «Ой, мне пора бежать, дела», хотя дел никаких нет. Стоит задаться вопросом: «А если бы этот человек был богат и влиятелен, я бы тоже с ним так общался? Или у меня сразу нашлись бы и время, и интерес к разговору?». И если я общался бы не так же, это повод избавляться от лицемерия. Общение с бедными людьми может быть для нас не очень интересно, но через это мы можем морально поддержать человека, исполнить заповедь о любви. Особенно в случае одиноких людей — им некому поплакаться, пожаловаться на жизнь. Почему бы не посидеть, послушать и не помолиться за него про себя, сказать пару добрых слов? Иногда и просто выслушать человека — это для него поддержка. Конечно, бывают какие-то нездоровые вещи, связанные с общением, но речь сейчас не о них.
  43. 1 балл
    Донбасс: «Наши страдания обусловлены нашими страстями» Беседа с монахиней Зосимой из Свято-Никольского монастыря Петр Давыдов Сейчас Свято-Никольская обитель почти разрушена: находится она на линии боевого соприкосновения в ДНР. Сотни иноков и инокинь, беженцев из двух монастырей вынуждены были покинуть их – нашли временный приют в нескольких местах Донбасса. Часть иноков, несмотря ни на что, остались. Игуменья Анна постоянно в пути: все время навещает сестер, утешает, привозит помощь. Ее сопровождает и монахиня Зосима, которая рассказала немного о нынешней жизни гонимых братьев и сестер обителей, основанных старцем Зосимой (Сокуром). – Матушка Зосима, Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель, построенная трудами старца Зосимы (Сокура) и старанием благотворителей из числа его духовных чад, сейчас находится в руинах. Там живет лишь небольшая часть братии и сестер – они решили не покидать ее, несмотря на близость линии фронта. Какая там близость – обитель, точнее, то, что от неё осталось, буквально находится на линии боевого соприкосновения. Так вот, матушка Зосима, то обстоятельство, что обитель физически разрушена, почти уничтожена войной, является ли, по вашему мнению, поводом для отчаяния? – Ничто не является поводом для отчаяния! Об этом ясно свидетельствует библейская книга Иова, которую часто упоминал в проповедях наш батюшка Зосима: «неужели мы будем принимать от Бога только хорошее, а плохого не примем?» (Иов 2, 10) – и знаменитое: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21). В Никольском монастыре сейчас живут около 50 человек – половина братьев, половина сестер. За всё это страшное время богослужения ни разу не прерывались. Оставшиеся «на боевом посту» насельники ежедневно совершают литургии и все уставные богослужения, а также монашеское правило. Конечно, чтобы жить в таких условиях, нужно иметь крепкие нервы. Тем, кто послабее, пришлось выехать. Давили на психику не только постоянные обстрелы (линия боевого соприкосновения находится в километре), а страх того, что, не дай Бог, эта самая линия сдвинется в нашу сторону, и в монастырь придут те, кто откровенно называет себя врагами христианства. https://pravoslavie.ru/163347.html
  44. 1 балл
    Глава 19, стих 2: «Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится» (Притч. 19:2). Необходимо учиться, хотя бы понемногу, но регулярно. Господь дал нам разум прежде всего для того, чтобы мы познавали Его. Как мы можем познавать Его, будучи ещё людьми страстными и не очистившимися в полной мере? Через Его Откровение и Его действия в мире. Увы, многие верующие не учатся, ссылаясь на занятость земными делами. И об этом сказано во второй части изречения, что «торопливый ногами оступится». То есть та суета, ради которой человек пренебрегает познанием, надеясь, что он больше сможет успеть и лучше устроить свои земные дела, в результате приводит к тому, что он оступается, происходят события, через которые Господь останавливает его, чтобы он мог задуматься, вырваться из суеты.
  45. 1 балл
    Из интернета. Один отшельник достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей и они его не трогали. Он даже кормил их детенышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он посоветовал: — Если ты хочешь достичь еще большего совершенства, иди в монастырь и попробуй ужиться с братьями. )
  46. 1 балл
    Очень интересная беседа.
  47. 1 балл
    Глава 18, стихи 24-25: «С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо» (Притч. 18:24). По мнению отца Даниила Сысоева, «Соломон здесь говорит: не удивляйся этому, но сам так не поступай, смотри за собой и помни, что лицемерие у человека в крови из-за первородного греха, но это нехорошо». Очень важно отучиться говорить грубо, высокомерно. Современные люди часто впадают в этот грех и общение в интернете этому способствует. Раньше страх физического наказания многих сдерживал и приучал к осторожности в словах, а сейчас, когда все общаются по большей части дистанционно, эта грубость в речах уже не только у богатых людей, но у всех проскальзывает. «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притч. 18:25). Верный друг бывает ближе по духу, чем кровный родственник. Но, если ты хочешь иметь друзей, ты не должен ждать, что друзья тебя полюбят первыми, ты сам должен любить друга. А то бывает, что отношения в дружбе становятся односторонними. Человек хочет, чтобы его выслушали, но при этом сам не особо выслушивает, хочет, чтобы его поддержали, при этом сам не спешит поддерживать, может позвонить и полчаса жаловаться на жизнь и при этом не спросить даже у друга, а как у него дела. Если мы хотим стать хорошими друзьями, то должны заботиться о друге больше, чем о себе, а не воспринимать его как некий придаток, существующий ради нас.
  48. 1 балл
    У меня немного другая была мысль. То что Вы пишите, согласна. Я больше думала об отпевании, когда прощаются с умершим. У нас часто в храмах делают земной поклон, испрашивая прощения, или поклон и прощаются. Может это только у нас? Не знаю. Об этом была мысль моя. Наши бойцы этот поклон заслужили. Это мое личное мнение.
  49. 1 балл
    Глава 18, стих 22: «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» (Притч. 18:22). Святитель Николай Сербский так толкует эти слова: «Не подтвердил ли это Сам Господь Иисус, сказав, что за всякое праздное слово люди дадут ответ на Страшном Суде? Не предостерег ли Он категорически: "От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12:36-37)? Кто оправдается — примет жизнь, а кто осудится — примет смерть. Итак, замечаете ли, что и жизнь, и смерть — во власти языка? Воистину велика и неисследима тайна слова; влияние слова нельзя ни измерить, ни исчислить. В наши дни человеческое слово с помощью искусных приспособлений способно переноситься с одного конца нашей планеты на другой. Не образ ли это всеслышания Божия? О, братья мои, ничего не можем мы шепнуть земле, о чем бы не услышали небеса. Каждое наше злое слово принимает ад, храня его как залог нашей вечной смерти; а каждое доброе слово принимает рай, храня его как залог нашей вечной жизни». Святитель Дмитрий Ростовский говорит: «Без нужды никогда не желай что-либо сказать или возвестить. Ибо от этого обыкновенно рождается много зла. Страсть говорить лишнее больше всех страстей незаметно вредит. Часто, начав с божественных слов, переходим к сквернословию, клятвам из всему злому».
  50. 1 балл
    Отсюда: https://t.me/s/hristianskaya_mudrost Мы будем умирать. Будем ли мы перед смертью молиться, зависит не в последнюю очередь от того, молимся ли мы сейчас. Удостоит ли нас Господь смерти «безболезненной, непостыдной, мирной» – это вопрос. Может быть, самый важный вопрос. И мы будем стареть. Мы уже стареем. В этих печальных словах есть немножко радости, радости о том, что избавление приближается. Кто знает, удастся ли нам дожить до почтенного возраста и полной седины? Если удастся, то сохраним ли мы ясный ум и твердую веру, тоже пока неизвестно. Важно принять жизнь, как подарок, и отпущенную чашу допить до капли, ничего не проливая и не расплескивая. Важно жить так, чтобы пребывая еще на земле, душевные корни пускать в иную, пока еще невидимую для глаз жизнь, и к ней готовиться. Жизнь молодежи полна целей и планов. Но есть своя цель и у старости. Звучит она грозно, и коротко, и не всем понятно. Цель старости – приготовиться к вечности, и шагнуть в нее с молитвой Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» (Протоиерей Андрей Ткачев)
×
×
  • Создать...