Перейти к содержимому
  • Объявления

    • OptinaRU

      Объявление   12.08.2017

      Друзья, в настоящее время на форуме ведется работа по обновлению. Возможны некоторые технические неполадки. Обратите внимание, что теперь при входе на форум вместо логина нужно вводить имя (псевдоним), которое отображается в Вашем профиле.

Liubov

Пользователи
  • Публикации

    986
  • Зарегистрирован

  • Посещение

  • Дней в лидерах

    8

Последний раз Liubov выиграл 2 января

Публикации Liubov были самыми популярными!

Репутация

879 Очень хороший

О Liubov

  • Звание
    Участник
  • День рождения 03.10.1955

Информация

  • Пол
    Женщина
  • Город
    Москва
  • Интересы
    Вероисповедание: Православие

Посетители профиля

18 137 просмотров профиля
  1. Царские дети

    Дети царской семьи - Николай-II Фотосюжет "Дети царской семьи Николай-II" из серии "Листая страницы альбома" созданый Севастопольским телевидением специально для ОО "Севастополь Таврический" в рамках презентации фотоальбома "400 лет дома Романовых" Категория Музыка Лицензия Стандартная лицензия YouTube Музыка "Piano Concerto No. 1 in E minor, Op. 11: II. Romance: Larghetto" исполнителя Idil Biret
  2. Царские дети

    Православие.Ru Никакие сокровища мира не могут заменить человеку ни с чем не сравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро. Из книги «Царские дети» Записи императрицы Александры Федоровны о семейной жизни и воспитании детей Книга «Царские дети», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, воссоздает живые картины семейной жизни последних Романовых, показывая высоту их отношений и нравственных идеалов. Императрица Александра Федоровна своей рукой записала полюбившуюся ей цитату: «Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога». Именно такой видели семью последнего русского императора их приближенные, оставившие о них свои воспоминания. Выдержки из записей императрицы Александры Федоровны 1899 года В этих записях императрицы Александры Федоровны содержатся отрывки из писаний, которые ее вдохновляли. Они были записаны Государыней в сентябре 1899 года, через 5 лет после ее свадьбы, когда она имела уже троих дочерей. Тогда она с особым чувством перечитывала книгу Дж. Р. Миллера «Домостроительство, или идеальная семейная жизнь». Цитаты ясно показывают, что было близко сердцу ее, что ее мучило и беспокоило в повседневной жизни. *** Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/107061.html Царские дети. Издание Сретенского монастыря, 2003. Твердый переплет. 448 стр. Книга имеет целью воссоздать для наших современников, людей конца XX века, один из малоизвестных уголков старой России — семейную жизнь последних Романовых, а точнее — воспитание детей в царских семьях. Со страниц книги на читателя глядят живые детские лица — маленького Николая II, а тогда Ники, его брата Георгия и, наконец, царских детей следующего поколения, будущих страстотерпцев, дочерей и сына Николая II. Читателя книги ждет, вероятно, немало неожиданного. Как воспитывались дети в царских семьях? В роскоши, изнеженности, в безделье? Ничего подобного: атмосфера воспитания будущих самодержцев была далека от тепличной. Маленький Романов должен был расти прежде всего как русский человек своего времени, знающий суровость жизни, закаленный перед лицом ее трудностей и испытаний. Даже ужасов войны не скрывали от детей. Великие Княжны, дочери Николая II, исполняли обязанности хирургических сестер в военных госпиталях. А основой, фундаментом, воспитания царских детей была вера в Бога, православная церковность. Из писем царских дочерей мы узнаем многое о их внутренней жизни. И мы видим, что она протекала в постоянном памятовании о Боге и покаянии. Именно в христианской вере — корни крепкой семейственности последних Романовых, Александра III и Николая II. И именно то, что в центре религиозной жизни семьи Николая Александровича Романова всегда стоял Крест Христов, помогло в 1918 году царственным мученикам не сломаться духовно в страшные месяцы сибирской ссылки. Читатель убедится в их духовной высоте, познакомившись с помещенными в нашей книге дневниками и эпистолярными материалами. Книга эта — сборник, включающий в себя как живые свидетельства, так и художественное осмысление предмета — воспитание царских детей. В первой части сборника мы помещаем повесть эмигрантского писателя Ильи Сургучева «Детство Николая II». Впрочем, в повести этой силен документальный элемент: она написана от имени исторического лица - полковника Олленгрэна, воспитывавшегося вместе с Ники и Жоржиком, детьми Александра III. Вторая часть книги содержит воспоминания людей, близких ко двору Николая II, и некоторых из тех, чья судьба пересеклась с жизненным путем царской семьи. Наконец, знакомясь с третьей частью сборника, читатель услышит настоящий голос царских дочерей: письма доносят до нас их подлинную интонацию. Из писем мы узнаем также о глубоких и абсолютно искренних отношениях молодых девушек с их матерью, Императрицей Александрой Федоровной, выдержки из дневника которой мы также помещаем в третьей части книги. Перед читателем проходят картины жизни Зимнего дворца - размеренно-трудовые будни маленьких Царевичей и Царевен. Затем вы перенесетесь в весеннюю цветущую Ялту — любимое место пребывания семьи Николая II. И вот наконец — вехи крестного пути царской семьи: заключение в Царском Селе... Тобольск, Екатеринбург... Страшный подвал Ипатьевского дома, где была расстреляна царская семья, и сияющая белая яхта «Штандарт» посредине Ялтинской бухты — можно ли представить себе контраст более разительный, более неожиданный и трагический!.. Переживая вместе с гибелью молодых Романовых конец старой России, читатель книги, однако, не остается в состоянии удрученности. Прочитав книгу, он получает такой мощный заряд душевного здоровья, любви и веры, что приходит к убеждению: нет таких жизненных ситуаций, в которых нельзя противостоять унынию, страху, безнадежности. Укрепленные великой верой во Христа, члены царской семьи служат для нас образцом мужественной твердости и непоколебимой надежды. Они - помощники России, всякого русского человека в трудных поисках верного жизненного пути. Источник:http://xn--ww-imc.pravoslavie.ru/5928.html Н. БОНЕЦКАЯ. ЦАРСКИЕ ДЕТИ (01) Н. БОНЕЦКАЯ. ЦАРСКИЕ ДЕТИ (02) Н. БОНЕЦКАЯ. ЦАРСКИЕ ДЕТИ (03) Н. БОНЕЦКАЯ. ЦАРСКИЕ ДЕТИ (04) Н. БОНЕЦКАЯ. ЦАРСКИЕ ДЕТИ (05) Н. БОНЕЦКАЯ. ЦАРСКИЕ ДЕТИ (05) Н. БОНЕЦКАЯ. ЦАРСКИЕ ДЕТИ (06) Н. БОНЕЦКАЯ. ЦАРСКИЕ ДЕТИ (07)
  3. Покров Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный... Духовное покровительство, ходатай­ство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор, как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова,— это покро­вительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так — Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и свя­тее которого нет на земле. «Жено! се, сын Твой!» — звучит с Креста из уст Божественного Страдальца (Ин. 19, 26). И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названным сы­ном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отны­не его небольшие радости будут Твоим счасть­ем, его боль, беда и скорбь — Твоим великим горем и слезами; и главное — непрестающая дума и забота о чаде, забота, не знающая уста­лости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир наполнился многими знаме­ниями покровительства Божией Матери — зна­ками Ее материнской любви. Примеров несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней. Память нынешнего праздника, Покрова Матери Божией, сохранена с X века, когда в годину бедствия, нашедшего на греческое госу­дарство, гибель его была предопределена всем ходом событий «и не имам заступающаго». Вар­варское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), дви­жимое ненавистью к христианам, обложило Кон­стантинополь с единственной целью стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их. Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обра­титься с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и един­ственная надежда. Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло ды­ханием смерти. Все земное забыто, впереди — дверь в вечность и мученическая насильствен­ная смерть на пороге. Глубина покаянного чувства сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Цари­ца Небесная Сама поспешила явиться к моля­щимся и утешить их. Ее блистающий паче лучей солнечных омофор становится Покровом от гря­дущей на них беды. Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, правде и истине, чье сердце у ног Спасителя, только они пораже­ны видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и уче­ник его Епифаний. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога уз­рят» (Мф. 5, 8). Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, покаянием очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело — враг внезапно, без всякой ви­димой причины, оставил свое намерение. А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Право­славная Россия — удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Ра­донежскому, Серафиму Саровскому и другим. Их было много, всех теперь не перечислить. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси. Наиболее почитаемые у нас иконы — Вла­димирская и Казанская. Их значение в жизни русского народа огромно. Они сделались всенародной святыней и знамением Небесного По­крова над Русской Церковью и нашим Отече­ством. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов; "I" 1857) назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покровом Пресвятой Богородицы над Россией. В Смутное время 1612 года дружина Димит­рия Пожарского несла список чудотворной Ка­занской иконы в своих рядах и изгнала из Мос­квы польских интервентов. В память этого события в 1649 году было установлено всерос­сийское празднование Казанской иконе, совер­шаемое 22 октября. В 1709 году, накануне Пол­тавской битвы, Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и была одержана по­беда. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войс­ка неизменно брали с собой иконы Божией Ма­тери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступ­ницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избав­ление ее помощью нашего Отечества от вра­га. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в на­шей святой обители, оградил Псков и псковс­кую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была при­везена в XII веке в Смоленск. Тогда соверши­лось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью ли­товских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Ко­строму от нашествия татар. Князь Василий ве­лел нести сей образ во главе своего войска. Яр­кие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Про­славилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявших­ся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охва­ченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это про­изошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И ска­зала Она, что отныне Сама будет охранять Рос­сию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее держав­ный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очи­стившим свои сердца. Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззако­нием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть «малое стадо» несет и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступ­ление Матери Божией — мы не погибнем. Мы не должны ни сомневаться, ни смущать­ся всем тем, что видим и слышим теперь. «На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог» — так говорят святые отцы. И нынешние события — это не такое уж открытие для всех нас, ибо это подтверждение того, что ни одно слово Божие не изнеможет, но все совершится до малейшей подробности в свое время. Разве не читаем мы с вами двадцать столе­тий назад написанные апостолом Павлом слова, обращенные к его ученику апостолу Тимофею. Наверное, апостол Тимофей тогда удивился им и не понял во всей полноте, а нам остается тоже удивляться, видя сбывшимися слова, сказанные в глубокой древности: «Знай же, что в после­дние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, над­менны, злоречивы, родителям непокорны, небла­годарны, нечестивы, недружелюбны, неприми­рительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщен­ны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрек­шиеся». И последние слова — заповедь нам: «Таковых удаляйся»! (2 Тим. 3, 1—5). Можно не поверить словам, но как нам, всем живущим теперь, не верить делам, которые уже совершились? Как не верить Богу? Слово Божие — в нем все, вся жизнь навеки. Двадцать столетий пронзил взором апостол и увидел нас, живущих в эти тяжкие времена. Посмотрим на себя, посмотрим в себя и вок­руг себя, и если мы такие, то возопиим к Богу и Матери Божией об исправлении. Удалимся от беззаконных и удалим беззакония от себя. И еще один страшный бич, разоряющий все живое от государства до Церкви, и его видел Господь, и устами верного ученика поведал миру — удаляйтесь разделения. В Первом послании к Коринфянам Господь через апостола кротко просит народ Божий: «Умоляю вас, братия... чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но что­бы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10). Это настолько важно, что в другом месте, в Послании к Римлянам, опять и опять апостол умоляет братии остерегаться разделения: «Умо­ляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны... уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и крас­норечием обольщают сердца простодушных (Рим. 16,17—18). Господь наставляет, предупреждает, остере­гает, умоляет. И надо всем нам усилиться услы­шать слово Божие, ибо верно — нечто совсем страшное для жизни таится в деле разделения. Народ на народ, и царство на царство, и соседи на соседей, и родители на детей, и дети на роди­телей — все восстает, все распадается. Нет еди­нодушия, и иссякает любовь — единственный источник истинного неложного знания. А для тех, кому слово Божие — сама жизнь, нет страха. Покроет их Господь в тайне селения Своего. Они не поколеблются, но останутся вер­ны и в тяжкую годину испытаний. И слово Божие проведет их сквозь тень и сень смерт­ную. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте муже­ственны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13—14). А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по сло­вам святителя Иоанна Златоуста,— первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее. Так будет всегда, до последнего часа и мгно­вения жизни мира. И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть все­гда припадает к ногам Божией Матери со свои­ми воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 13 октября 2003 г. Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/1509.html http://www.pravoslavie.ru/32265.html http://www.pravmir.ru/pokrov-bogorodicy-spravka-o-prazdnike/
  4. "Где смирение, там и покой, а где гордость, там смущение и нестроение. Спасение снискивается смирением, а не гордостию".

    Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского

  5. О восьми главных страстях и о победе над ними

    Александр ! Спаси Господи . "Кто поработил себя страсти этой (гордости), тот сам и бес и враг (ратник), - тот в себе самом носит скорую гибель. Да боимся и страшимся убо гордыни; да отреваем ее от себя всевозможно, всегда памятуя, что без помощи Божией никакое добро не может быть сделано, и что ежели оставлены будем от Бога, то по подобию того, как лист колеблется или как прах возметается от ветра, так и мы будем от диавола смятены и поруганы, соделаемся предметом плача человеков. Уразумев сие, всемерно потщимся проходить жизнь нашу во смирении". Преп. Нил Сорский. О восьми главных страстях и о победе над ними
  6. Преподобный Нил Сорский Из предисловия к "Преданию о жительстве скитском" преподобного отца нашего аввы Нила Сорского (†1508) Кто посвятит себя всецело делу Божию - того сама благодать Божия вразумляет, тому она способствует отныне и до века. Тех же, кои не хотят подвизаться и суесловят, будто бы в настоящее время не подает Бог уже древних дарований, - тех, говорю, Апостол называет прельщаемыми и прельщающими других. Преподобный Нил Сорский. "Вседействием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и при помощи Пречистыя Его Матери, написал я душеполезное наставление сие для себя самого и для присных братий моих о Господе, которые единого со мною нрава. Братиями своими я вас называю, а не учениками: ибо един наш учитель - Господь Иисус Христос, Сын Божий, давший нам божественное Писание, также святые Апостолы и преподобные Отцы, которые научили и научают спасению род человеческий. Они первее сами исполнили всякую добродетель, а потом иных наставляли. Я же ни единой не совершил добродетели, а только сказую божественное Писание тем, которые приемлют оное и желают спастися". О мысленной в нас брани Он именует несколько видов ее. "Различно в нас происходит борьба, или брань мысленная, сопровождаемая победою или поражением, учат святые Отцы: прежде возникает представление помысла, или предмета (прилог), потом принятие оного (сочетание), далее - согласие с ним (сложение), за ним - пленение, или порабощение от него, и, наконец, страсть". 2. Что называют святые Отцы прилогом"? "Прилогом святые Отцы (Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие) называют помысл простой, или воображение какого-либо предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстающее. Св. Григорий Синаит говорит: "Прилог есть внушение, от врага происходящее: сделай то или другое, как то было Самому Христу Богу нашему: рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3). Или проще сказать: это какая-либо мысль, на ум человеку пришедшая. И таковой прилог называется безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не от нас зависит. Ибо не возможно, чтобы не было приражения нам вражеских козней, говорит Симеон Новый Богослов, после того, как диавол с бесами получил доступ к человеку, за преслушание удаленному из рая и от Бога, а в сем состоянии удаления он может колебать мысли и ум всякого. Разве одни совершенные и восшедшие на высокую степень духовной жизни могут пребыть непоколебимыми, и то на время, говорит святый Исаак". 3. Что называется в брани духовной сочетанием? "Сочетанием св.Отцы называют собеседование (соглаголати)с пришедшим помыслом - страстное или бесстрастное- или принятие мысли, от врага принесенной, удержание оной, согласие с нею и произвольное допущение пребыть ей в нас. И это святые Отцы уже не всяко почитают безгрешным. Если же кто в таком обстоятельстве поступит как должно, то может заслужить похвалу и Богу благоугодить. А для сего будем поступать так: если не отринешь в самом начале лукавого помысла, но удержишь его в себе, и враг станет порабощать тебя ему страстно, то старайся противопоставить ему помыслы противные - благие. Как же противопоставлять злым помыслам благие и сими одолевать первые, о сем, аще Бог вразумит, скажем впоследствии". 4. Что называется сложением в мысленной брани? "Сложением св. Отцы называют благосклонный от души приём помысла, в нее пришедшего, или предмета, представившегося ей. Это бывает, напр., тогда, когда кто-либо мысль, врагом порожденную, или предмет, от него представленный, примет, с ними вступит в общение чрез мысленное разглагольствование, и потом склонится - расположится в уме своей поступить так, как внушает вражий помысл. О вменяемости сего св. Отцы рассуждают по той степени и мере духовного возраста, в коих находится подвизавшийся. Именно: если кто достиг некоторого преспеяния и удостоился получить от Бога помощь и силу отревать помыслы лукавые, но не отженет их по лености и небрежению, таковому не безгрешно сие. Если же новоначальный и к отреянию прилетов и наведений лукавого еще бессильный склонится несколько на сторону лукавого помысла, но вскоре, раскаясь и зазревая себя, исповедует сие Господу и Его призовет на помощь, по глаголу сему: исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его (Пс. 104, 1), то ему Бог прощает ради милости Своей за немощь его. Вот что Отцы сказали о сложении мысленном, об уступке, о склонении на сторону помысла, когда кто-либо из подвизающихся, хотя бывает побежден в мысли, но когда корень ума его (во глубине сердца своего) твердо стоит в том, чтобы самим делом не согрешить и беззакония не совершить. И это есть первый вид сложения". 5. А второй вид сего состояния души инока в чем состоит? "В том, говорит св. Григорий Синаит, когда кто волею своею приемлет вражия, т.е. от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается от них так, что уже не токмо не противоборствует им, но решается исполнить по внушению страсти, и если не исполняет самим делом почему-либо, как по неулучению времени или места или по иной причине. Таковое состояние души весьма виновно и подлежит запрещению". 6. Как рассуждает преподобный Нил о том состоянии иноческой души, которое называется пленением? "Пленение есть, когда сердце насильно и против воли устремляется к нашедшему помыслу и, водворяя его в себе, чрез то ниспадает из своего духовного настроения. В первом случае, когда умом овладевают помыслы, и он насильно и против твоего желания уносится лукавыми помыслами, - ты вскоре, Божией помощию, удерживаешь его и возвращаешь его к себе и к делу своему. Второй случай бывает тогда, когда ум, как бы бурею и волнами подъемлемый и отторженный от благого своего устроения к злым мыслям, уже не может придти в тихое и мирное состояние. Это обыкновенно происходит от рассеянности и от излишних неполезных бесед". 7. Как преподобный Нил учит о вменяемости воздействовавшего злого помысла? "Она различна, смотря по тому, когда и как помысл внедряется в душу и действует: во время ли молитвы или не во время молитвословия келейного и соборного; средний ли то - безразличный, не греховный помысл, или прямо злой. Если ум находится в плену лукавых помыслов во время молитвы, это очень виновно и осудительно: потому что во время молитвы ум должен быть весь обращен к Богу и внимать молитве и всяких сторонних мыслей отвращаться. Если же не во время молитвы и в необходимых для жизни потребностях входят в душу мысли и в ней остаются, то таковое состояние безгрешно. Ибо и святые благословно и безвинно исполняли необходимое для жития телесного. Во всяком сего рода помысле ум наш, если соблюдает себя в благочестивом устроении, бывает с Богом (неразлучен), говорят Отцы. От лукавых же мыслей да отвращаемся". 8. Что называет преподобный Нил страстью? "Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми. Это происходит, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь или лицо, питающие страсть, и воспламеняет его к (исключительному) люблению их или так, что волею-неволею человек мысленно порабощается им. Причиною сего, как мы сказали, бывает, по небрежению и произволению, долговременное занятие предметом. Страсть непреложно подлежит во всех ее видах или покаянию, соразмерному с виною, или будущей муке. Подобает убо каяться и молиться о избавлении от всякой страсти. Ибо всякая страсть подлежит муке не за то, что подверглись брани от нее, но за нераскаянность. Ибо ежели бы токмо за брань врага было сие, то не могли бы некоторые получить избавления, не достигнув еще совершенного бесстрастия, говорит Петр Дамаскин. Обуреваемому какою-либо страстию подобает всеусиленно ей противиться, сказали Отцы. Возьмем, например, страсть блудную. Кто борим этою страстию к какому-либо лицу, тот пусть всячески удаляется от него, удаляется и от собеседования и сопребывания с ним и от прикосновения к его одежде и от обоняния аромата его одежд. Кто не соблюдет себя от всего этого, тот образует страсть и любодействует мысленно в сердце своем, сказали Отцы: он сам в себе возжигает пламя страстей, вводя и приемля лукавые помыслы, как некие звери". Источник и продолжение:https://days.pravoslavie.ru/Life/life1007.htm http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2346 Читать онлайн Преподобный Нил Сорский Родился в 1433 г. Монашеский постриг принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия Ярославова, святой отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на святой горе Афон, изучая творения святых отцов, воспринимая их умом и сердцем и превращая их в практическое руководство в своей жизни. После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный не остался жить в нем. Но, желая еще больших подвигов, построив себе келлию, святой поселился в 15 верстах от монастыря на реке Соре. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, начали приходить к нему другие иноки. Так возник монастырь. Но устав в новом монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси — скитский, по образу афонских скитов. Преподобный отличался крайней нестяжательностью. При скитском образе жизни преподобный Нил исключал монастырское землевладение, считал, что иноки должны жить только трудами своих рук. Сам же он был для братии образцом трудолюбия и нестяжания. Преподобный Нил известен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писатель. Составив устав на основании творений святых отцов, преподобный более всего обращает внимание иноков на умное делание, под которым также подразумевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество. Преподобный Нил мирно скончался 1 мая 1508 г. Будучи глубоко смиренным, он завещал братии после смерти бросить тело его в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей. Тропарь преподобному Нилу Сорскому глас 4 Удалився бегая Давидски мира, и вся яже в нем яко уметы вменив, и в месте безмолвне вселився, духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле: и Единому Богу изволив служити, процвел еси яко финикс, и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни. Темже благодарственно вопием: слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства, слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна, слава молитвами твоими и нас Спасающем. Источник: http://monasterium.ru/publikatsii/2013-06-03-11-28-40/516-prepodobnyj-nil-sorskij/
  7. Церковь празднует преставление преподобного Сергия Радонежского В воскресенье 8 октября 2017 года Православная Церковь празднует преставление великого русского подвижника, «игумена земли Русской», преподобного Сергия Радонежского (+1392). Преподобный Сергий — один из самых почитаемых русских святых. О том, как он подвизался в лесной глуши, кормил с руки медведя и благословил Московского князя Дмитрия на Куликовскую битву, известно всем. Сергий Радонежский приходит на помощь Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой и все прощайте друг другу, как дети одного Отца. Я же за всех вас буду молиться, и всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь... Однако далеко не все знают, почему этого святого называют «игуменом земли Русской». Дело в том, что более двадцати монахов — непосредственных учеников великого старца — основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV-XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения преподобный Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом — создателем северного иночества. Источник: http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-prestavlenie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html 8 октября — преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 8 октября 2009 г. 00:00 Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году от знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в храме во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем. Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму. Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский Патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав. Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Прп. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же совершал панихиды. В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6/19 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его. Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси. Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...» Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 году он был причислен к лику святых. И по нынешнее время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой лавре. Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/51983.html День памяти преподобного Сергия Радонежского Преподобный Сергий Радонежский Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392). Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/31224.html Образ преподобного Сергия Радонежского в иконописных источниках Образ Сергия Радонежского, запечатленный в произведениях религиозного творчества XIV-XVI вв. (прежде всего) и умопостигаемый как образ «совокупный», как некое обобщение и согласование впечатлений от многих «частных» образов, представляет собой один из основных источников наших сведений о Преподобном. Чем этот род источников уступает письменным («словесным») источникам, известно, и здесь об этом говорить нет необходимости. Но и у произведений «изобразительного» ряда есть свои преимущества. Одно из них состоит хотя бы в том, что количество людей, прочитавших «Житие» Сергия и в XV веке, после того как оно было составлено, и в любой другой век, по XX включительно, было несравненно меньше, чем тех, кто видел иконные изображения Сергия. Чтобы их увидеть, надо было хоть раз побывать в церкви, а так как в старину люди обычно ходили в церковь постоянно, то они постоянно и видели образ Сергия, и впечатления от него суммировались, уплотнялись и жили не только в сознании верующего. И это последнее отсылает и к другому преимуществу. Рака с мощами прп. Сергия Радонежского. Троицкий собор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра «Житие» Сергия в Епифаниевой (да и более поздних) редакциях, не считая специально предназначенных для народа, предполагает значительную затрату времени, определенный уровень «логико-дискурсивного» умения и солидную практику применения этого умения при самостоятельном чтении (стоит напомнить, что Епифаниевский текст «Жития» очень пространен и образует, собственно говоря, целую книгу; в нем многое не имеет отношения непосредственно к Сергию, он изобилует длиннотами и повторениями, а иногда и не вполне ясен; недаром история «Жития» Сергия есть история упрощений, прояснений, адаптации текста к уровню народного сознания, а иногда и просто понимания, вкуса, читательских предпочтений [1]. Учитывая эти особенности отношения читателя и «Жития» и то, что само чтение – акт сознательный и целеполагающий, требующий принятия решения, а зрение-созерцание чаще всего не требует ни каких-либо решений, ни целеполагания, ни даже участия сознания (разумеется, конечно, далеко не во всех случаях), а наоборот, часто связано с некиим «сном» сознания, с отключением «логико-дискурсивного», с известной спонтанностью, приходится заключить, что в случае зрения-созерцания многое совершается на нижних этажах сознания, в подсознании, в сфере бессознательного – как индивидуального, так и «коллективного». Словесный текст характеризуется дискретностью, прерывностью и по необходимости ориентирует читателя на некие аналитические процедуры. Живописный (в данном случае – иконописный) текст непрерывен [2] и воздействует именно непрерывностью на зрителя, вовлекая его в себя, отвлекая от рефлексии по поводу частностей и анализа и вовлекая в целостно-единое восприятие синтезирующего характера (нередко даже не считаясь с желанием, намерением и волей зрителя). В силу хотя бы только этих обстоятельств роль иконных изображений Сергия Радонежского в формировании некоего усредненного, «соборного» образа Сергия в сознании, в чувствах, в переживаниях русского народа совершенно особая. При этом, разумеется, нужно учитывать, что существует, помимо «соборного» образа Сергия, много градаций, определяемых и личными особенностями зрителя, и – шире – типологией отношений между иконой и зрителем, распределением активной и пассивной ролей при первой встрече зрящего и зримого. От того, настигает ли с неожиданностью и внезапностью иконный образ своего зрителя или он по собственной инициативе, целенаправленно и сознательно сам выбирает эту первую (да и не только первую) встречу, зависит многое, между прочим, и сам результат встречи, зависящий, впрочем, и от других обстоятельств. Но уже после первых встреч зрителя с иконным образом, когда первое общее впечатление отстоится и начинается некая глубинная работа сознания в поисках смысла, у заинтересованного зрителя возникает желание узнать и почувствовать, чтобы потом самому пережить это в глубине своей, как это было и каков сам этот Сергий. Чтобы удовлетворить это желание, человек обращается к иконному образу и как бы обращается безмолвно к нему, входя с ним в сношения, и, при удаче, образ отвечает зрителю на его вопросы. Иначе говоря, возникает ситуация немого вопросо-ответного диалога двух безмолвствующих, но понимающих друг друга. Такой диалог, все огромное количество таких диалогов, где инициатива чаще всего принадлежит вопрошающему, образуют то пространство Сергия в народном сознании, в котором объединены и – по идее – свободно общаются верующие и Сергий. Но и в индивидуальном личностном сознании, в сознании исследователя-специалиста неоднократно задаются подобные вопросы – и не столько о жизненном пути святого, о его делах, сколько, прежде всего, о том, каков Сергий. Именно в этой точке испытывается наибольший дефицит. Конечно, о Сергии судят по его жизни, по его делам, по его духу, по всему тому, что в той или иной мере отражает «человеческое» Сергия. Но зная то, что знают о Сергии, как бы еще и сознают неполноту этого знания – и не только в деталях, но именно в главном, в той глубине тайны, которая предполагается в Сергии. И решение этой загадки ищут во многих случаях именно в иконописных источниках, где святой оказывается как бы один на один с предстоящим ему, где жизнь и дела чаще всего оттеснены на второй план, на периферию, образуемую клеймами, или же вовсе отсутствуют. Источник и продолжение:http://www.stsl.ru/news/all/obraz-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-ikonopisnykh-istochnikakh
  8. 21 сентября отмечается один из важнейших церковных праздников – Рождество Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь радуется рождению девочки, в будущем ставшей участницей Великой и непостижимой Тайны воплощения Господа на земле. Родители Девы Марии – благочестивые Иоаким и Анна – до преклонных лет были бездетны. Они молили Бога о даровании им чада, и наконец им явился Ангел, сообщивший, что у них родится дочка, которая, как поется в тропаре праздника, «радость возвестит всей вселенной». Богу было угодно, чтобы именно через Нее пришел в мир Спаситель. Как и другие Богородичные праздники, Рождество Пречистой стало отмечаться довольно поздно, лишь в V-VI веках. Примечательно, что день, когда верующие вспоминают, как появилась на свет Божья Матерь, – первый из двунадесятых (основных двенадцати после Пасхи) и великих праздников в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Последний же из двунадесятых праздников в церковном году – Успение Богородицы, день, когда христиане вспоминают конец Ее земного пути. Источник и продолжение :http://foma.ru/kakoy-tserkovnyiy-prazdnik-21-sentyabrya.html http://www.pravoslavie.ru/73781.html Рождество Пресвятой Богородицы – радостный праздник. Есть церковные праздники, которые соединяют в себе радость и печаль. Например, в день Вербного воскресенья нам и радостно – от торжества Спасителя в Иерусалиме – и горестно, потому что мы знаем, что случилось после этого. В день Воздвижения Креста Господня нам радостно, потому что была обретена великая христианская святыня, но и печально от воспоминания страшной крестной смерти Христа. В праздник же Рождества Девы Марии нам только радостно. Если когда рождается простой ребенок в мир, мы испытываем радость, хотя не знаем, будет ли это дитя добрым или злым, то в Рождении Пресвятой Девы мы испытываем двойную радость: ведь в Ее Рождестве заключено и Рождение Христа Господа. Наверное, эти же чувства испытывали и святые отцы древности, поэтому и составили тропарь праздника Рождества Богородицы таким похожим на тропарь Рождества Христова. И поется он на один и тот же торжественный и бодрый богослужебный глас (то есть имеет одинаковую музыкальную мелодию). Господь благоволил, чтобы Его пришествие в мир сопровождалось не одним каким-нибудь чудом, а было окружено множеством чудес. Чудесно Его непорочное зачатие и рождение от Девы, чудесная звезда вела волхвов к Вифлеемской пещере, чудо привело пастухов поклониться Богомладенцу, чудом Христос избежал смерти от руки Ирода, чудо заставило Симеона Богоприимца прожить более 300 лет, ожидая пришествия в мир Спасителя, ожидая исполнения пророчества, когда можно будет взять на руки Святого Младенца и произнести: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» (Лк. 2:29). Чудом появилась на свет и Та, ради Которой Бог отделил еврейский народ от развращающей среды идолопоклонников. Рождество Божией Матери – это тот апогей праведности, которого смогло достичь человечество. В этом деле соединились два действия: Божие и человеческое. От себя люди принесли ту праведность, на которую были способны – праведность Авраама, Моисея, Давида и других праотцев. От Бога была дана благодать удержать ее и соединить в Пречистой Матери Господа. Результатом этого чудесного соработничества стала Преблагословенная дочь Иоакима и Анны. Родители Пресвятой Богородицы были праведными, но бездетными людьми. С этой скорбью они дожили до преклонного возраста (Предание говорит, что им было за 60, когда родилась Дева Мария). Видимо, хотел Господь и в этом совершить чудо, чтобы никто не посмел унизить достоинство Пресвятой Девы и сказать, что она – обычная дочь обычных родителей. Нет, Ее рождение – сверхъестественно. Она – плод молитв. Всю жизнь Ее праведные родители молились о даровании им ребенка. Даже тогда, когда по нашим, человеческим меркам уже нужно просто смириться (в 60-то лет!), они все равно продолжали молиться. И, наконец, окончилось испытание их праведности! В этом месте можно было бы сказать, что «Господь услышал их». Но Он всегда слышал их, как всегда слышит и наши молитвы. Только не спешил с исполнением, закаливая веру Иоакима и Анны в горниле скорбей, разгорячая их молитву, приводя их к истинно праведной жизни. И вот тогда-то у истинно праведных родителей родилась истинно праведная Дочь. Православная Церковь верует, что Пресвятая Дева не имела личных грехов. Не вследствие какой-то необычной «очищающей» благодати Божией, как веруют католики, не вследствие Ее якобы непорочного зачатия, нет. Божья Матерь была из такой же плоти и крови, как и мы. Из чудес Божиих, направленных на Ее рождение, – лишь длинная вереница святых бабушек и дедушек, праведников в роду. Но этот «святой» генофонд ничуть не умаляет личных усилий Божией Матери в борьбе с личным грехом. То, что Дева Мария не имела личных грехов – это Ее личная праведность, Ее личный подвиг. Она стала «Честнейшей Херувим» и «Славнейшей Серафим» благодаря Рождению Христа. Но совершиться это Рождение могло лишь благодаря Ее чистой и аскетичной жизни. И это, братья и сестры, для нас огромный урок. Будем же в этот праздник радоваться о Рождении Матери нашего Господа, будем обращаться к Ней с молитвами и искать у Нее заступления. Вспомним в этот день и о наших матерях. Так ли мы их радуем, как радовала Пресвятая Дева святую Анну? Или вспоминаем о них только на Новый год да на день рождения? Вспомним и о наших детях. Какой духовный генофонд мы им передали? Букет, сплетенный из страстей, греховных наклонностей, дурных привычек? Чему же удивляться, когда наши дети дурно поступают? Не по нашим ли стопам они идут? Вспомним о всех, помянем всех молитвенно, а после службы в храме (благо – выходной день) возвеселимся в простоте сердца каждый со своими близкими, как некогда Иоаким и Анна о Рождении Дочери. Священник Сергий Бегиян 20 сентября 2013 г. Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/64242.html
  9. Успение Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Ставроникита, Афон. Автор: Феофан Критский После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу. Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/27499.html Успение Божией Матери
  10. «Искренняя и горячая вера в Бога может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха. Вера сохраняется лишь при доброй нравственности» (прп. Никон Оптинский).

  11. Календарь Успенского поста 2017

    Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы. Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице. Когда начинается Успенский пост в 2017 году? У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты. Поэтому на вопрос: «Когда начинается Успенский пост в 2017 году?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы. На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост. На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых — Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы. Что можно есть в Успенский пост? Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником. Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой. Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели. Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления». Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок». Источник и продолжение:http://foma.ru/kalendar-uspenskogo-posta-2016.html http://www.pravmir.ru/uspenie-presvyatoj-bogorodicy-ystoriya-ikony-molitvy-propovediaudio-video/ Дни Успенского поста уже считаются осенними, и, действительно – они открывают врата нового времени года, а завершают церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха. Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение. По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее. В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны. Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы. После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова. И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни. Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников. Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.” Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело. Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г. Источник и продолжение:http://www.pravmir.ru/uspenskij-post-2/
  12. 17 июня. ПРАВМИР. Более 60 тысяч человек приняли участие в покаянном Царском крестном ходе от места убиения Царской семьи до места сокрытия останков. В ночь с 16 на 17 июля около трех часов ночи верующие начали молитвенное шествие по маршруту, которым в 1918 году провезли убиенных членов императорской семьи. Возглавили шествие преосвященные архиереи. Около 07:00 часов утра колонна крестного хода достигла монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. Паломников и духовенство братия монастыря встречала колокольным звоном. По прибытии к шахте №7, в которой цареубийцы пытались скрыть улики своего злодеяния, состоялся молебен. К верующим обратился правящий архиерей Екатеринбургской епархии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. «Крестный ход прошел не только по улицам города, по полям и лесам. Он, главным образом, коснулся душ наших. Вряд ли сейчас найдется хоть один человек, который остался бы равнодушен к сегодняшнему дню, к службе и крестному ходу, который является образом нашего покаяния и нашей любви к Царю и к нашей Родине – святой Руси. Мы благодарим всех вас, дорогие братья и сестры, и надеемся, что каждый год, когда Господь даст нам милость, мы будем и в дальнейшем проходить священным крестным шествием к этому святому месту», – сказал митрополит. В сообщении митрополии подчеркивается, что никаких чрезвычайных происшествий зафиксировано не было. Основными посетителями медпункта монастыря стали люди со «стертыми» ногами, которым своевременно оказывалась помощь. Продолжительность маршрута составляет 21 км. Новостная служба | 17 июля 2017 г. Источник :http://www.pravmir.ru/bolee-60-tyisyach-chelovek-prinyali-uchastie-v-tsarskom-krestnom-hode/ Вячеслав Попов: «Мы нашли следы от сабельного удара на черепе № 4» Вячеслав Леонидович Попов – российский криминалист и судебный медик, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского университета морского и речного флота. Родился 25 марта 1938 года. В 1961 году окончил Военно-медицинскую академию и на протяжении 33 лет служил военным судебно-медицинским экспертом, последовательно пройдя путь от специалиста до начальника судебно-медицинской лаборатории – главного судебно-медицинского эксперта Туркестанского военного округа. В течение 20 лет возглавлял кафедру судебной медицины Военно-медицинской академии. В настоящее время работает в Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинградской области. Председатель Судебно-медицинской ассоциации Северо-Запада России, президент Международного конгресса судебных медиков, сопредседатель Санкт-Петербургского фонда ревнителей памяти Государя Императора Николая II, автор книги «Где Вы, Ваше Величество?». Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/104826.html Смотри также Епископ Тихон: «Получено разрешение от Следственного комитета» «Екатеринбургские останки»: епископ Тихон о ходе расследования Епископ Тихон: Экспертиза «Екатеринбургских останков» выявила много новых фактов
  13. Пименовская икона Божией Матери

    Церковь чтит память Пименовской иконы Божией Матери Название иконы происходит от имени митрополита Пимена, который в 1381 году привёз её из Царьграда в Москву. Образ прославился чудесами излечения больных, помазанных миром, которое истекло из иконы Богоматери во время совершённого перед ней молебна в доме купца Тотрумова. Новостная служба | 19 июня 2015 г.h Источник:ttp://www.pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-pimenovskoy-ikonyi-bozhiey-materi/ День празднования: 6 июня (принесение в Москву) Иконографический тип Пименовской иконы Божией Матери - Богородица Одигитрия. Первое упоминание об иконе относится ко второй половине XVI века. Краткая запись в Книге Степенной царского родословия о двух мироточивых иконах в Москве - Богоматери и Николая Чудотворца была дополнена следующим сообщением: "Сию чудесную икону Богоматери Пимин, митрополит всея Руссии, принесе из Царяграда, и многа лета стояла в соборной велицей церкви на Москве. Тютрум же некто, славный купец, умоли собора того служителей, да принесут в дом его образ той Богоматери и молебная сотворят, яко же обычай есть, иже от веры мнозу желаху тогда видети в дому своем образ той Богоматери. Ныне же поставлена бяше святая икона в царском дворе в церкви у Благовещения пресвятыя Богородицы во святем олтари". Название иконы связано с именем митрополита Пимена, который, по преданию, привез чудотворную икону из Константинополя в 1381 либо 1386 году. Источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/914232. htm https://days.pravoslavie.ru/name/2944.htm ПИМЕНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Пименовская икона Божией Матери. 80-е гг. XIV в.Иконографический тип - Богородица Одигитрия-Перивлепта. Искусствоведами отмечаются черты, свойственные балканскому искусству. Первоначальный фон ярко-желтой охры. На оборотной стороне изображение Благовещения. Икона из собрания Государственной Третьяковской галереи (Инв. № 28638). По преданию, икона привезена из Константинополя митрополитом Пименом. Митрополит возвращался из Константинополя дважды (во время третьей поездки умирает в Халкидоне), поэтому в описаниях иконы две предположительные даты привезения - 1381 или 1386 г. Находилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, не ранее второй половины XVI в. перенесена в Благовещенский собор, до 1918 г. находилась в Мироваренной палате Кремля, раскрыта в 1918 г., после раскрытия находилась в Государственном Историческом музее, откуда в 1930 г. передана в Третьяковскую галерею. Источник:http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/m_00195.htm
  14. Почти все люди связывают поворотные моменты своей жизни с каким-то испытанием. Скорбь – вещь неприятная. Но за всем этим – болью, печалью, испытанием – кроется Божье благословение, перерождение, совершенствование человека или его семьи. Почти все люди связывают поворотные моменты своей жизни с каким-то испытанием. Сначала у них все благополучно. Но вдруг Господь забирает у них ребенка. Начинаются слезы, горести. Затем на них снисходит Божественная благодать, и люди успокаиваются. Они приходят в церковь, начинают исповедоваться, сближаются со священниками. Благодаря своему ребенку они попадают в церковь. Боль заставляет их в поисках утешения молиться об упокоении, бывать на богослужениях. Боль смягчает сердце, делая его восприимчивым к слову Божьему, даже если раньше оно, будучи черствым, не принимало это слово. Например, в расцвете юности человек думает лишь о себе, а не о ком-то другом. У него есть дипломы, слава, здоровье, красота – все. Но когда болезнь приковывает его к постели, он начинает мыслить иначе. Земные блага тщетны и бессмысленны, как и все в этом мире. Я могу умереть. И какой во всем этом смысл? И тут к нему, скажем, приходит некий человек и говорит: “Прочти эту книгу, посмотри, о чем там говорится”. Так он впервые слышит слово Божье. Когда он получает эту книгу, боль уже подготовила его сердце, сделала его восприимчивым. Значит, когда он откроет Евангелие и прочтет его, душа человека начнет перерождаться. И когда болезнь отступает, человек, едва поднявшись с постели, начинает пристально анализировать свою жизнь. И более не живет, как раньше, в гордости и фантазиях. Болезнь и скорбь – первоочередные лекарства, дарованные нам промыслом Божьим, через которые Бог старается приблизить нас к Себе и преумножить нашу добродетель. Иов был лучшим человеком на земле, однако Бог пожелал сделать его еще лучше. И лишь пройдя через испытания, Иов прославился. Будучи добрым и благочестивым, он не был знаменит. И лишь с того момента, когда он в трудах и борьбе прошел через испытания, он был увенчан и обогатился. Тогда и было положено начало его славы, продолжающейся и по сей день. Его ярчайший пример способен укрепить каждого человека, проходящего через испытания. Если он был испытан, будучи святым, то гораздо более серьезным испытаниям подвергаемся мы, грешники. И в результате Бог сделал Иова святым, даровал ему долгую жизнь и благословил его двукратно и трехкратно за все то, чего он лишился. Так он стал прекрасным примером на все времена для страждущего человека. Следует лишь сравнить себя с ним, опереться на него и успокоиться, говоря: “Как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!” (Иов 1:21). Человек склоняет голову и говорит: “Бог дал, Бог взял. И, забрав мое дитя, разве не Бог дал его? И взял. Где мое дитя? На небесах. Что с ним? Он пребывает там в покое”. В каждом испытании таится Божественная воля и польза, которую, конечно, человек не может заметить сразу. Однако с течением времени она обнаружится. Известно множество таких примеров. Так случилось и со святыми Андроником и Афанасией. Они были супругами. Андроник был золотых дел мастером и обладал немалым состоянием. На одну часть своих доходов он кормил семью. Вторую раздавал бедным, а третью без процентов давал людям, нуждавшимся в деньгах. В их семье росли две прекрасные девочки. И однажды обе они умерли от болезни. Так родители похоронили обеих дочерей. Безутешная, Афанасия рыдала на их могиле. Плакал и Андроник. Разочарованный, он возвратился домой. Несчастная же Афанасия осталась. Она плакала на могиле и восклицала: “Дети мои, дети мои!” Близился закат, и кладбище должно было закрыться. Вдруг пребывающая в печали и горе Афанасия увидела приближающегося к ней монаха, обращающегося к ней со словами: “Госпожа, почему ты плачешь?” “Как же мне не плакать, отче? – она подумала, что перед ней кладбищенский священник. – Я похоронила своих детей, двух своих ангелов. Положила их в могилу, и мы с мужем теперь совершенно одни. Никакой радости не осталось для нас”. И монах ответил ей: “Твои дети на небесах с ангелами. Они пребывают в счастье и Божественной радости, а ты, дитя мое, плачешь? И еще называешься христианкой”. “Значит, дети мои живы? Они ангелы?” “Конечно же, они ангелы”. Этот монах был святым нашей Церкви. Впоследствии Андроник и Афанасия ушли в монастырь и стали святыми. Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”. Старец Ефрем (Мораитис), проигумен святого монастыря Филофей Источник: Πεμπτουσία 16 июня 2016 г. Источник:http://www.pravoslavie.ru/94339.html
  15. Белград, 17 мая 2017 г. В Белграде в музее «Дом короля Петра I» 15 мая открылась очередная фотовыставка «Навстречу Русскому царю. Романовы – царское служение». Выставка проходит в рамках ежегодной акции «Музеи Сербии с 10:00 до 22:00». На выставке представлены фотографии императора Николая II и членов его семьи. По замыслу организаторов выставки, она призвана пробудить память о семье последнего Российского императора и ближе познакомить с ней сербскую общественность. Выставку в «Доме короля Петра I» открыл заместитель градоначальника Белграда Андрей Младенович. В своем выступлении он подчеркнул важность этого события и экспозиции для Сербии. – Речь идет об очень красивой выставке, которую белградцы должны увидеть. Посетители имеют возможность ближе познакомиться с семьей Романовых и их жизнью. Сербский народ помнит то, что царь Николай сделал в очень тяжелые времена для Сербии. Если бы не было ультиматума царя Николая, сербская армия не смогла бы добраться во время своего отступления из Албании на остров Корфу, потому что, не получив кораблей, не могла бы спасти и то, что осталось от вооруженных сил к 1916 году, – подчеркнул заместитель градоначальника. По словам Младеновича, семья последнего Российского императора принесла огромную жертву, а их убийцы думали, что тем самым уничтожат русский народ и Россию. – Тем не менее они остались живыми в христианской памяти народа, и каждое упоминание об их делах, как и все, что они сделали, говорит о величии этой семьи. Они делали много не только для своего народа, но и для других народов. Эта событие – повод, чтобы мы еще раз вспомнили о Романовых и ценностях, которые они отстаивали, – отметил Младенович. На открытии с музыкальными и поэтическими композициями выступили ученики «14-й белградской гимназии», которые прочли тексты об императорской семье. Песенные коллективы «Завет» и «Вез» исполнили русские романсы и стихи. Наряду с фотовыставкой в ближайшие дни в «Доме Короля Петра» запланирована программа, посвященная русской культуре. Вечер русской песни и поэзии состоится 19 мая, а 20 мая – вечер «Литература периода русской эмиграции», посвященный известным русским писателям конца XIX – начала XX века. О произведениях русской литературы будут говорить аспирант Богословского факультета и продюсер Бошко Милосавлевич, священник Далибор Стоядинович и директор издательства «Бернар» Никола Дробнякович. Показ документального фильма «Маэстро» о постановщике Юрии Ракитине, который после революции эмигрировал в Сербию и стал неотъемлемой частью сербской театральной культуры, пройдет 21 мая. Выставка «Навстречу Русскому Царю» продлится в «Доме короля Петра I» до 22 мая. *** Выставка «Навстречу Русскому Царю» подготовлена белградской студией «Русский царь» при поддержке московского Сретенского монастыря и портала «Православие.ru». Начиная с августа 2016 года, выставка прошла на 27 различных площадках в городах и населенных пунктах региона: Сербия Белград Храм Вознесения Господня Храм Сербских Святых Храм Александра Невского Храм Рождества Иоанна Предтечи Храм Петра и Павла Храм мч. Трифона РЦНК «Русский дом» в Белграде Музей «Дом Короля Петра I» в Белграде Народный музей в г. Чачак Народный музей в г. Ужице Народный музей в г. Кралево Народный музей в г. Приеполе Галерея «Спирала» в г. Прибой Музей горнодобычи и металлургии в г.Бор Патриарший двор в г. Сремски-Карловцы Свято-Архангельский храм в г. Зренянин Приход Рождества Пресвятой Богородицы в Батайнице Храм Святой Троицы в г. Нова-Варош ОШ «Светозар Маркович» Велика-Хоча (Метохия) Дом культуры общины Ораховац (Метохия) Монастырь святых Архангелов (Косово и Метохия) Республика Сербской (Босния и Герцеговина) Культурный центр «Банский двор» (г. Баня-Лука) Музей Герцеговины (г. Требинье) Культурно-спортивный центр общины Гацко Спортивный центр «Радолинка» общины Теслич Культурный центр «Сабориште» при церковной общине Билеча Черногория Епископской двор Будимлянско-Никшичской епархии в монастыре Св. Георгия (г. Беране) 17 мая 2017 г. Источник :http://www.pravoslavie.ru/103571.html
×