Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation on 01/20/21 in all areas

  1. 4 points
    Да, так и есть. В Оптиной есть такие отцы, которые умудряются различать даже богослужебные песнопения: это духовное, а вот то - точно нет ) Да, и это тоже так. Граница четкая: вот это Святой Дух приемлет, а вот от этого удаляется. Но дело еще в том, что Бог всеведущ, Он может сегодня потерпеть несовершенство человека, точно зная, каким тот станет в будущем. Так что, все зависит от Промысла Божия, а его подробности нам неведомы.
  2. 3 points
    ,,Настоящее искусство способно вызвать наслаждение, но оно бессильно переродить душу Некоторые говорят, что науки и искусства, особенно музыка, перерождают человека, доставляя ему высокое эстетическое наслаждение; но это неправда. Под влиянием искусства, музыки, пения и т.д. человек, действительно, испытывает наслаждение, но оно бессильно переродить его."( преп. Варсонофий Оптинский) ,,Земля – это место изгнания, ссылка. За уголовные преступления людей осуждают на каторгу, кого на двенадцать лет, кого на пятнадцать, а кого и навсегда, до смерти. Вот и мы провинились перед Господом, и осуждены на изгнание, на каторгу. Но так бесконечно любвеобилен Господь, что даже в этом месте изгнания оставил Он нам много красот, много отрады и утешения, которые особенно понимаются натурами, обладающими т.н. художественной чуткостью. Эти красоты здешнего мира только намек на красоту, которой был преисполнен мир первозданный, каким его видели Адам и Ева. Та красота была нарушена грехом первых людей. Представьте себе чудную статую великого мастера, и вдруг ее хватили обухом – что от нее останется? Осколки. Мы можем подобрать их, отыскать шею, часть лица, руки; признаки красоты сохраняются и в этих отдельных осколках, но уже не получить нам прежней гармонии, прежней цельности, красоты еще не разрушенной статуи. Так и грехопадение первых людей разрушило красоту Божьего мира, и остались нам только осколки ее, по которым мы можем судить, как прекрасно все было раньше, до грехопадения. Но придет время всемирной катастрофы, весь мир запылает в огне. Загорится земля, и солнце, и луна – все сгорит, все исчезнет, и восстанет новый мир, гораздо прекраснее того, который видели первые люди. И настанет тогда вечная радость, полная блаженства во Христе. По этой-то блаженной жизни и тоскует теперь на земле человеческая душа. Есть предание, что раньше, чем человеку родиться в мир, душа его видит те небесные красоты, и, вселившись в тело земного человека, продолжает тосковать по этим красотам. Так Лермонтов объяснил присущую многим людям непонятную тоску. Он говорит, что за красотой земной душе снился лучший, прекраснейший мир иной. И эта тоска по Боге – удел большинства людей. Так называемые неверы сами по себе верят и, не желая в этом признаваться, тоскуют о Боге. Только у немногих несчастных так уж загрязнилась душа, так осуетилась она, что потеряла способность стремиться к небу, тосковать о нем. Остальные ищут. А ищущие Христа обретают Его по неложному Евангельскому слову: "Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам" (Мф. 7, 7). "В дому Отца Моего обители многи суть" (Ин. 14, 2). И заметьте, что здесь Господь говорит не только о небесных, но и о земных обителях. И не только о внутренних, но и о внешних. Каждую душу Господь ставит в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию. Это и есть внешняя обитель. Когда душа исполняется мира, покоя и радости – это внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его." ( преп. Варсонофий Оптинский). Не помню, у кого из Отцев читала, что писатель, который своим безнравственным произведением губит души читающих, даже если и не сотворил при жизни особо тяжких личных грехов, после своей смерти находится в худшем адском месте, чем отпетые убийцы- разбойники-маньяки. Последние - погубили определенное количество душ и все, а писатель продолжает губить своим творчеством, даже после смерти, число жертв постоянно увеличивается.
  3. 3 points
    Как показывает опыт, духовное (Дух) - это само по себе, музыка - сама по себе. История1 Жена когда-то в давние времена вывела меня на концерт. Там были молодые начинающие группы (на разогреве), и профи в возрасте (в конце). Вот одна группа молодежная и их солистка так пели (ну ничего особенного, и вокал весьма скромный), но всем захотелось танцевать. Они свое отпели, и пришли на смену профи. Играли очень знаменитые произведения. Без фальши. Но так скучно.... Что буквально в течении пары минут все танцующие с танцпола ушли. История2 В храмовом Богослужении главное - Бог. Если служишь Богу, то и простой обиход будет очень впечатляющий. И партесное пение может быть одухотворено. А может быть все иначе. История3 До рукоположения пел в кладбищенском храме, и там были часты отпевания. Там тоже Бог решает - если нужно человека хорошо отпеть, то все сразу в ноты попадают, фальши нет, все плакать прекращают, и после отпевания успокоенные уходят. А иногда такое отпевание. Вообще никто в ноты не попадает, воздуха нет, все рваное, жуткая жуть. Эпилог Вообще в келейной молитве пение запрещено. Это само по себе говорит о том, а большое ли значение имеет музыка. Вывод очевиден.
  4. 2 points
    Я считаю, что искусство созданное человеческими руками - это суррогат, топорная подделка, мелкое, осколочное подобие настоящего Искусства, Автор и Создатель, которого наш Творец. Душа чувствует эту искусственность, подделку, но тем не менее стремится утешиться, даже этим осколком и я, к сожалению, в том числе. Вчера в Праздник Богоявления, после Праздничного Богослужения, увидела в храме на лавочке горько плачущую и молящуюся нашу местную нищую, просящую милостыню в нашей округе. На улице мороз, очень холодно, а она в без теплой верхней одежды, в какой-то жилетке и в резиновых тапочках. Сначала подумала, что ей больно от того, что она отморозила себе ноги. На мой вопрос, ответила, что она в двух очень теплых носках и не замёрзла, а плачет от того, что ей очень больно, все болит, она после аварии, вся поломанная, еле собранная и в ней куча металла, с помощью которого ее собирали. Все очень болит. Сапоги не может обуть, потому что не влезают ноги, ступни не сгибаются. Попросила ее не выгонять, она иногда заходит к нам греться. Я ужаснулась. Сразу подумалось, мы тут несколько дней об искусстве, душевности рассуждаем, а вот реально живой человек, тяжело страдающий и ему это искусство абсолютно все равно, он кроме боли и страдания ничего не видит. Контраст. Одни от скуки и безделья ищут дополнительное эстетическое наслаждение, другие - неимоверно страдают от болезней и нищеты. А тем временем времечко бежит...) Неумолимо..)) Это для себя, мысли. Это такие мои праздничные думы- размышления, так сказать, мысли вслух, поделилась под большим впечатлением, после беседы с нашей нищей. Возможно у кого-то имеется другое мнение, не хочется споров. Простите.
  5. 2 points
    В большинстве случаев так не бывает, так как Бог в воспитательных целях старается преподать пример людям, как добродетельная жизнь приводит к добрым плодам и творениям. Но в силу какого-то особого промысла Божия, может и такое быть. Вспоминается некий римский актер, который желая поглумиться над христианством, кощунственно на сцене крестился, но потом на него сошла благодать, и он перед всеми исповедовал себя христианином и принял мученическую смерть. Вряд ли он был сильно добродетелен в жизни, хотя и в этом случае, Бог заранее предвидел нечто доброе в его душе и сподобил его мученической кончины. Да, именно так. Грешные творцы и после смерти продолжают грешить, и когда их творения наносят очередному человеку вред, их адские муки при этом усиливаются. Им не позавидуешь...
  6. 2 points
    Очень хорошо вы написали! Действительно, если музыку разложить на ноты и картину на краски ничего не получится. (а у меня вообще работа такая, конструктор - постоянно все раскладывать, а потом обратно собирать)). С другой стороны, чтобы понимать музыку, живопись и пр. нужно знать, из чего она состоит. Не напрасно же сольфеджио в музыкалке)). Во всем должен быть порядок. Или язык. Я, например, только когда начала читать на ЦСЯ, поняла, как не глубоко я знаю русский. А теперь смысл стал открываться. Своему сыну я говорю -а в жизни вообще нет ничего сложного, нужно просто сесть и разобраться.))
  7. 2 points
    Так понимаю, что любое значимое в общечеловеческом плане произведение искусства духовно. Душа, открытая влиянию духа, открытая вдохновению. Сама она служит медиатором. Только вопрос, под чьим влиянием находится душа. И как она это влияние переживает. О творческих неудачах и о потугах людей, не имеющих призвания говорить не интересно - что можно выжать из себя? Продукты жизнедеятельности.
  8. 2 points
    Подумалось, что если пересмотреть существующие видеоролики, созданные насельниками Оптины или др. монастыря, то можно усмотреть духовную составляющую. Сейчас вот в рассылке прошлолетний ролик "Крещенская Иордань". И музыка присутствует, и современные заморочки видеоряда. И тем не менее - как реагирует душа? Лично для меня, все из монастыря от насельников - это уже с некоторым ограничением для душевного. Если не сказать, что вообще без него. А вот ёлочки, украшенные разноцветными лампочками, в этом году в Оптине особенно умилительные. Снег засыпал ветки елок, поэтому вечернее их свечение происходит изнутри снежных шапочек, что дополнительно украшает. И создаёт настроение. Что иногда необходимо.
  9. 2 points
    Ничего подобного, в Писании и Предании нет такого понятия нигде. Возможно вы просто пересказываете мнение людей, которые Но христианство не основывается на своих пониманиях, только на Св. Писании и Св. Предании. Так не бывает. Человек от самого рождения подвержен распаду, с младенчества уже. И только если крестится и станет сознательным христианином, исполняющим заповеди Божии, тогда имеет шанс попасть в рай. В противном случае идет в ад. То есть, еще раз. ХОРОШИХ (безгрешных) людей никогда не существовало, это не в человеческих силах. Поэтому однозначно ответить на ваши вопросы нельзя, вы их уже задали некорректно. 1. ХОРОШИХ людей не было никогда, но НЕХОРОШИЙ может запросто испортиться еще больше. О последнем в христианстве сказано очень много. 2. Таких людей не существует и никогда не существовало. Но НЕХОРОШИХ людей, испортившихся еще больше, в аду очень много, и об этом в христианстве тоже сказано.
  10. 2 points
    Икона Богородицы "Скорбящая о младенцах во чреве убиенных" Эта икона — спасательный круг для тех, кто раскаялся в грехе аборта. Она создана именно для тех женщин, которые, осознав тяжесть содеянного, ищут утешения в своей скорби. История написания этого образа Пресвятой Богородицы не давняя. Известный искренними молитвами к Богу и даром прозорливости насельник одесского Успенского монастыря схиархимандрит Иона (Игнатенко), ученик преподобного Кукши, призвал верующих на проведение крестного хода против абортов. Сам отец Иона был девятым ребёнком в бедной семье. В 1925 году, когда он появился на свет, его матери было уже 45 лет. Шествие было задумано особенное, и икона для его сопровождения требовалась особая. Однако таковой не было. Схиархимандрит Иона стал молиться о её обретении, и произошло чудо. Одна из прихожанок киевского храма в честь св. Макария, прогуливаясь по берегу, увидела на плоском камне очертания, напомнившие ей силуэт Богородицы. Она изобразила увиденное на бумаге, с чем и пошла к настоятелю храма. Священник передал рисунок иконописцу и благословил его на написание образа. Так появилась новая икона. Прошло ещё некоторое время, и святой образ увидел митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Владыка благословил создание иконы большого размера. С этим образом в 2012 году и был совершён Всеукраинский покаянный крестный ход «За спасение нерожденных детей и сохранение семейных ценностей», который прошёл по территории Украины с востока на запад и с севера на юг. Икона, которая во время покаянного шествия заслезоточила, стала открывать сердца многих женщин, прозревавших свой грех, утешала, осознавших и раскаявшихся, а девушек предостерегала от совершения греха детоубийства в будущем. Один из списков этого удивительного образа специально для Покровского храма при бобруйском центре Покрова написали на Святой Горе Афон, «чтобы женщины прибегали к ней молиться и по своим молитвам получали исцеление и утешение». Икона очень трогательная: Богородица держит на руках маленького Христа, который принимает от ангела-хранителя спелёнутого младенца. Принимает как отвергнутый людьми бесценный дар, посланный Им свыше. Это скорбь и вместе с нею спасительное понимание того, что Бог не оставляет нерождённого младенца, принимает его, соболезнует о нём и любит его. Поэтому другое название иконы — «Утешительница»: Ведь матери так важно знать, что Бог не оставляет её ребёнка. Господь не оставляет ни младенца, ни женщину, ни мужчину, не принявшего собственного ребёнка. Но чтобы понять это и возродиться к новой жизни, необходимо осознание греха, покаяние и молитва, согревающая сердце и утверждающая веру, надежду и любовь.
  11. 1 point
    «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15) Является ли душевное ступенькой к духовному? Можно ли, стремясь к духовному, использовать душевное? Нужна ли духовному подпорка из душевного? "Культуре не помогают. Не помогают даже умереть. Просто совсем игнорируют. Но многие при этом делают очень умный вид и непрерывно кричат: духовность, духовность. Но нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Как нельзя не понимать, что плохое образование, несмотря на интернет, только добавляет хрупкости цивилизации в целом". Меня спросили как-то, согласна ли я с гипотезой, идущей от Уэллса и Стругацких, о будущем разделении человечества на люденов и человейник. Я бы не стала говорить об этом всерьез, но одно точно: наш человейник очень замусорен, его предстоит вычистить от мусора, грязи и агрессии. Иначе жить будет невозможно. Как невозможна будущая жизнь без способности радоваться, восхищаться, любить, интересоваться и хранить в душе красоту. Работать над собой. Это трудно. Ну что ж. У нас есть время. (Президент Пушкинского музея Ирина Антонова) http://ruspioner.ru/cool/m/single/5702 "но veritas magis amicitiae (истина дороже дружбы.)… Дело в том, что жизнь имеет свои условия… Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным… Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но… тебя тянет от нее, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-а-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно! Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять след<ующим> условиям:" (Письмо А.П.Чехова Н. П. ЧЕХОВУ, Март 1886 г.) https://www.anton-chehov.info/754-n-p-chexovu.html "Душевное это область рассудка и эмоций, обращенность души к земле, семейным и общественным делам, науке, искусству и т.д. А духовное – обращение души к Богу и запредельному, невидимому миру; это порыв из времени в вечность. Без духовного душа мертва. Пробужденный дух возрождает, очищает и просвещает душу. Разумеется, изменить человека может только благодать Божия, и надо, чтобы главным делом нашей жизни было бы стяжание благодати." Сатана, искушая Господа, сказал: «Преврати камни в хлебы». Господь ответил, что истинный хлеб для души - это слово Божие. Господь отказался приобретать себе последователей, кото­рые бы искали в христианстве источник бесплатного хлеба, то есть становились бы христианами ради материальных благ. Современные христиане не хотят искать Христа среди скал и камней безмолвной пустыни. Из призыва сатаны - превратить камни в хлеб - родился современный гуманизм (и, в определенной мере, его дитя - религиозный модернизм). Гуманизм и правда несовместимы: правда обрекает человека на стра­дания, а гуманизм, если прямо не отрицает будущей вечной жизни, то предпочитает не думать о ней. Нам кажется, что богоотступление в са­мой Церкви началось с разрушения единства: любви и правды, цели и средства. Люди надели на свое лицо маску, и Бог не узнает их в этой маске. Потеряв истину, они хватаются за ложь, как за земное оружие; они превратились в артистов любви. Разве Христос может быть в театре христианства? Там могут проявляться милосердие или демонстрация ми­лосердия, произноситься восхитительные проповеди, там будет блеск и внешняя красота, но где нет истины, - там нет Христа. (архимандрит Рафаил Карелин)
  12. 1 point
    Автор этого мира создал его мерои, числом и весом. (Сейчас меня поправят - словом)). Расположил все в мире, точнее.. разлагать - один из профессиональных навыков человека. Прежде чем абстрагировать, мы все равно сначала воспринимаем явление в целом. Другое дело, что из отдельных нот не всякий сложит мелодию.
  13. 1 point
    Уважаемый совершенно незнакомый мне человек. По себе людей не судят. Всего Вам самого доброго.
  14. 1 point
    Музыки самой по себе не существует, вне человека. Один слушает ораторию и славит Бога, а другой поверяет алгеброй гармонию, раскладывает все на составляющие.
  15. 1 point
    Тоже думала об этом. Помните, музыка усмиряла царя Саула? "Хорошие чувства" хорошо бы продолжились и в бытовой жизни, а тут нужна воля - запомнить благодатное состояние. (Если такое и было). Если не удержал его, так хоть не забывай. Теоретизировать легче. Делать выводы из живых наблюдений сложнее. Одна моя знакомая наслаждается партесным пением в храме и даже как-то к домашним мягчает. Настроение меняется - брюзжание сменяется легкостью. Она подобна шампанскому. Мне же, почитателю красного сухого, остается, наблюдая это, только пожимать плечами. Мне-то этот партес кроме долготерпения ничего не дал тогда. И т.д. каждому свое? Одни и те же симптомы болезни лечат разными лекарствами, т.к. этиология болезни отличается. Как в архитектуре и живописи используют золотое сечение.
  16. 1 point
    Оля, я готова бесконечно пересматривать! И с огромной благодарностью авторам!! В конце одного видео есть цитата из Евангелия "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Это же какой потрясающий контекст! Или вот "Зимние зарисовки". Смотрю с высоким разрешением на большом мониторе - ну какая же красота!!! Родная Оптина, так хочется всегда быть с тобой!!!
  17. 1 point
    Ещё знаю случаи. Некоторый круг людей, например, договаривается читать Псалтирь, и при распределении Псалмов за 17 кафизму может случиться небольшое "сражение". Есть люди, для которых она занимает особое место в духовной жизни. Или становится таковой . Без фанатизма, просто вот при частопостоянном чтении одного и того же текста, он с Божией помощью становится более понятным.
  18. 1 point
    Свт. Феофан Затворник Пс.118:4 Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело В трех предшествующих стихах (Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения его, всем сердцем взыщут его. Не делающии бо беззакония в путех его ходиша) .святой пророк указал общий очерк нравственно-религиозной жизни, с чего она начинается, через что проходит и чего достигает. С четвертого стиха начинаются его богомысленные и молитвенные обращения к Богу по всем сторонам и всем частностям этой жизни. На первом месте поставлено первое и главнейшее, именно, обязательство к зельной ревности о хранении заповедей, зельно заповедуемых. Эта ревность есть неистощимый источник добрых дел и всей богоугодной жизни, есть купина, горящая в сердце и не сгорающая. Заградите источник – прекратится течение освежающей и оживляющей воды; подавите ревность – престанет всякое доброделание и всякая мысль о богоугождении. Погасите огонь – не станет ни света, ни тепла; погасите ревность – душа не будет лежать ни к чему доброму, совсем охладеет к жизни по Богу. По такой существенной важности ревнования о хранении заповедей, прежде всего о ней и упоминает святой Давид. Но, чтобы поддержать ее, тут же напоминает он, что такая зельная ревность потому обязательна, что сами заповеди зело заповеданы, зельное заповедание заповедей естественно вызывает и зельное хранение их. Слово зело блаженный Августин относит и к заповедал, и к слову сохранити, хотя очевидно более и прямее идет оно к последнему. Таким образом, Бог зело заповедал заповеди, то есть заповедал нам их не как нечто только более полезное и более гожее, а как дело существенно необходимое, без которого для нас неизбежна погибель. Вот вам тесный путь заповедей: идите им, и придете в живот. Но есть и широкий путь беззакония; если им пойдете, то он ввергнет вас в вечную погибель. Зело заповеданы заповеди и в том смысле, что Господь нигде и никогда не показал равнодушия к исполнению их; не мимоходом, так сказать, проговорил их, держа Себя потом так, что Ему как будто дела нет, исполняют ли их или нет; а, дав заповеди, ревнует о том, чтоб они были исполняемы. Для того и громы и молнии при законодательстве; для того угрозы и действительные страшные казни неисполнителям и благословения исполняющим их. Потому-то святые Божии и исповедали, что Он есть Бог ревнитель. К заповедям Своим вот в какое отношение ставит Он Сам Себя: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте; аще ли не хощете и не послушаете, мечь вы пояст. Помяни изгнание из рая, потоп, Содом и Гоморру, пагубу египтян, истребление хананеев, плен вавилонский, разорение Иерусалима и храма с рассеянием народа еврейского и многие подобные суды Божии на грешников, и ты не можешь не сказать, что Бог заповеди Свои заповедал зело. Если не станешь холодно относиться к таким событиям, то не можешь и сам не сделаться зельным ревнителем хранения заповедей. Зело заповедавший заповеди Господь требует, чтоб и мы зело хранили их. «Такое зельное хранение, говорит патриарх Анфим, требует, чтобы мы со всяким тщанием и постоянным усердием, без ропота и рассеяния, хранили заповеди; не кое-как, прибавляет Феодорит, а во всей точности, – требует, чтобы мы не с рассеянною мыслию и беззаботным сердцем действовали в кругу заповедей, но всеусердно, со всем вниманием, тщанием и попечительностию исполняли повеления Божия, с благоговением к Тому, Кто дал их; только при этом наши дела послужат к нашему преспеянию в вере. Если же мы будем делать их с нерадивым сердцем и умом, занятым другими помышлениями, то только внешне, членами тела будем исполнять долг, что, по причине сердечной небрежности, не имеет достоинства богоугодного действования», как замечает святой Иларий. Таким образом, указание на зельное хранение заповедей предостерегает нас не от явного нарушения их, а от неисправного, неполного, неугодного Богу исполнения их и, следовательно, граничащего с их нарушением. Больше всего погрешаем мы в этом отношении бессердечностью. Дела исправны, но в них не бывает сердца, да и душа-то не всегда. Потому-то мы встречаем у святых учителей наших беспрестанное напоминание: смотри, чтобы где тело, там было и сердце с умом. Кладешь поклон – и в сердце благоговейно падай перед Всевидящим и Вездесущим; подаешь милостыню – делай это с сердцем, обращенным к Тому, Кто готов невидимо принять ее, если так поступишь; прощаешь обиду – прощай, разумея ее как епитимию, посланную от Бога для исходатайствования тебе самому прощения. Так и во всем, во всех делах должно быть присуще истинное благонастроение внутреннее, от которого получает всю свою цену и внешняя деятельность. Великое наше несчастие, что мы все обращаем в форму и не только тогда, когда начинаем с формы, увлекаясь одним подражанием, но и тогда, когда начинаем действовать с настоящим строем сердца. После нескольких приемов делания одного и того же с участием сердца сердце начинает равнодушничать, мысль блуждать и дело делается только по форме. Этим недугом могут страдать все благочестивые навыки, даже те, которые сопряжены с своего рода трудами и тяготою в исполнении. Как же быть? – Никакого против этого нет средства, кроме наложения на себя такого правила, чтобы всегда начинать только, не думая, что делаемое когда-либо было делано. Всякий раз, приступая к нему, приступай как в первый раз. Когда святой Павел говорил, что он простирается вперед, забывая все заднее, то хоть и не сказал он, что потому и стремится вперед, что заднее забывает, а в существе дела это так. Положивший себе такой закон приобретает навык все делать усердно, с сердцем и вниманием, и избегает того приговора, который изрекается в Апокалипсисе: ни тепл еси, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам. То несомненно, что постоянное, горячее ревнование о хранении заповедей есть дело благодати Божией, она возбуждает его, она и хранит; но это не значит, что нам самим можно и руки опустить. Напротив, наш долг постоянно разжигать самих себя собранием разнообразных побуждений к хранению заповедей и обложением ими сердца своего. Это будет то же, что подкладывать дрова в горящую печь. Когда будет такое усилие с нашей стороны, то и благодать будет воздействовать, превращая наше малое в большое; а когда не будет, то и благодать отойдет. Часто спрашивают: от чего охлаждение? – Да всегда почти от того, что сознательно, по рассеянности, допущена небрежность в том деле, к которому оказалось охлаждение. Это есть внутреннее наказание от вразумляющей нас благодати. Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном *** Кафизма 17 по церковному Уставу читается во время будничной Полунощницы. Т.е. ежедневно в будние дни все насельники слушают псалмы 17 кафизмы. «Каждый стих есть молитва, но всё об одном — об исполнении закона Господня. Душа, сознавшая, что спасение только в Боге, чрез исполнение святой Его воли, беседует с Богом, моля Его просвещать, вразумлять, укреплять, избавлять от искушений внутренних и неприятностей внешних, восстановлять от падений, избавлять от врагов, словом — даровать ей, по милости Своей, быть благоугодною Ему» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).
  19. 1 point
    Или когда, наоборот, себя постоянно помнишь, о себе мыслишь, о том, что думаешь, делаешь, говоришь. Как воспринимаешь людей. Как откликается душа, ум, сердце на их слова, поступки. Чтобы это все было для Христа, во имя Его. Нельзя не обратить внимания на то, что насельники монастыря никогда не позволяют себе слов за пределами чистоты речи. Это как одна из составляющих духовного человека. Сколько бы мы ни читали текстов духовных людей, мы никогда не прочитаем унизительных сравнений, критических замечаний к недостаткам других, высмеиваний, ерничания. Вода ключевая. Предполагаю, что они не заставляют себя так поступать, это их образ мысли, жизни, чистота, начиная с малого. Постоянное пребывание перед лицом Божиим. Эти навыки приобретаются с помощью Божией по мере своего стремления к Нему. А как бы поступил Господь в той или иной ситуации? Смог ли бы Он вот так ответить ? Нередко читаем восторженные, душевные комментарии посетивших монастырь - ах, как там хорошо! Как благодатно! Это верно, и это не без участия, в том числе, всех проживающих, их мыслей, их речи, их внешнего вида... В духовной жизни нет мелочей. И к этой ключевой фразе относится очень многое, если не сказать вообще все. Бывает тяжело возвращаться домой, где комфортно, все условия, удобства, именно потому, что нет чистоты образа жизни своего и рядом живущих. И при этом нет осуждения, есть боль от того, что мы не справляемся. И к свету и чистоте монастыря тянет...
  20. 1 point
    Немного не так.... Конкретику очень даже можно выделить. С помощью Божией. Через дар вразумления. Только вместе с этим даром возлагается и обязанность по исполнению делом. И эту обязанность уже никто с тебя снять не может, потому что ее дал Бог. Например, много конкретики: ...Если возненавидишь безумных, то не исправишь душу...
×
×
  • Create New...