ОТБЕРУТ ЛИ ЗДАНИЯ У ЭПЦ МП, ЕСЛИ ОНА НЕ РАЗОРВЕТ СВЯЗИ С МОСКВОЙ, И ЛИШАТ ЛИ ВНЖ МОНАХИНЬ?
Через неделю эстонский парламент будет рассматривать в третьем чтении законопроект, согласно которому Эстонской православной церкви Московского патриархата нужно будет изменить устав и выйти из подчинения Москвы. Для изменения устава необходимо получить согласие патриарха Кирилла.
Если в течение двух месяцев после принятия закона ЭПЦ не изменит устав, ей грозит принудительное прекращение деятельности. Глава МВД должен будет сначала обосновать и показать в суде, каким образом сложившаяся ситуация представляет угрозу безопасности и общественному порядку Эстонии. Суд может предоставить организации, нарушившей закон, дополнительное время для устранения недостатков.
Ринго Рингвеэ, советник МВД по делам религии и гражданского общества, заявил, что после принятия закона власти встретятся с приходами и будут ждать их действий.
"Если оттуда ничего не поступит — мы увидим, что нет никаких действий и никакого интереса к приведению их собственной деятельности в соответствие с законом, тогда имеются определенные меры, которые будет необходимо реализовать", — сказал Рингвеэ.
По словам Рингвеэ, часть зданий у церкви могут отобрать.
"Что касается зданий, часть из них действительно передана по договорам 2002 года в аренду ЭПЦ МП. Если дело дойдет до принудительного прекращения деятельности или если эти приходы отдельно от ЭПЦ МП прекратят административную связь с Московским патриархатом, то эти договоры нужно будет пересмотреть и заключить новые.
Кроме того, у Московского патриархата есть собственное имущество, например монастырь в Куремяэ. Также имущество есть у прихода Александра Невского. У приходов есть своя собственность - ряд церковных зданий и другой недвижимости", - сказал он.
Рингвеэ пояснил: если религиозное объединение подлежит принудительному прекращению, то оставшееся имущество после удовлетворения требований кредиторов перейдет государству.
"До тех пор, пока такого прекращения не произошло, возможны разные варианты: может быть, имущество передадут какому-то некоммерческому объединению, которое возьмет на себя управление этим церковным зданием, или создадут фонд или что-то в этом духе. Вариантов здесь много, учитывая разнообразие собственности", - сказал он.
"Что касается духовенства, то тоже все индивидуально. Нужно смотреть, на каких основаниях человек находится в стране, какое у них гражданство и так далее. То же касается и монахинь", - сказал Рингвеэ.
Также он заявил, что русское православие запрещать не будут.
"Совершенно точно никто не планирует запрещать русское православие и его традиции. Если мы посмотрим на предложение, сделанное Эстонской апостольской православной церковью (находится в подчинении у Константинополя – ред.) нашим единоверцам в Московском патриархате, то они предложили возможность практиковать русские православные традиции и в их церкви", — сказал Рингвеэ.