Jump to content

Leaderboard


Popular Content

Showing content with the highest reputation since 04/08/21 in Blog Comments

  1. 2 points
    НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА Лествица. Фрагмент иконы Покаяние – это наше примирение с Богом. Святой Иоанн Лествичник Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога. Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы. Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало. Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас – как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу». Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру. Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Аминь. Митрополит Антоний Сурожский Источник и продолжение: https://pravoslavie.ru/1659.html ПОНЕДЕЛЬНИК 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА О памятозлобии Лествица 1. Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные страсти – узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая, и одна другою укрепляясь, низвергают в бездну. И как мы ныне слышали от безумного гнева, что памятозлобие есть одно из собствленных порождений его: то по порядку будем теперь об нем и говорить. 2. Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная. 3. Памятозлобие, сия темная и гнусная страсть, есть одна из тех страстей, которые рождаются, а не рождают, или еще и рождают. Мы не намерены много об ней говорить. 4. Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие. 5. Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвременные труды. 6. Трапеза любви разоряет ненависть; и дары искренние смягчают душу. Но трапеза без внимания есть матерь дерзости; и чрез окно любви вскакивает чревообъядение. 7. Видал я, что ненависть расторгала долговременные узы блудной любви; а потом памятозлобие чудным образом не попускало им вновь соединиться. Дивное зрелище! Бес беса врачует; но может быть, это дело не бесов, но Провидения Божия. 8. Памятозлобие далеко от твердой естественной любви, но блуд удобно приближается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей. 9. Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно. Ибо плоть сия есть друг неблагодарный и льстивый: чем более мы ей угождаем, тем более она нам вредит. 10. Памятозлобие есть лукавый толковник писания, который толкует речения Духа по своему разумению. Да посрамляет его молитва, дарованная нам Иисусом, которой мы не можем произносить с Ним, имея памятозлобие. 11. Когда после многого подвига ты не возможешь исторгнуть сие терние, тогда кайся и смиряйся, по крайней мере, на словах перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестию, как огнем. 12. Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу: но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься. 13. Памятозлобный безмолвник есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный. 14. Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием. В дереве, внутри гнилом, зарождается червь; а в видимо кротких и безмолвных, но не поистине таковых, скрывается продолжительный гнев. Кто извергает из себя гнев, тот получает прощение грехов; а кто прилепляется к нему, тот лишается милосердия Божия. 15. Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их. Отпустите мало, и отпустят вам много (Лк. 6, 37). 16. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит. 17. Видал я зараженных памятозлобием, которые увещевали других забыть обиды, а потом, устыдившись слов своих, страсть свою оставили. 18. Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна; ибо часто она вкрадывается и в духовных мужей. 19. Степень девятая. Вступивший на нее с дерзновением да просит разрешения грехов у Спасителя Иисуса. «Лествица», преподобный Иоанн Лествичник 31 марта 2014 г. Источник и продолжение: https://pravoslavie.ru/1662.html 12 апреля началась пятая неделя Великого поста 2021 В понедельник 12 апреля у православных христиан началась пятая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2021 года. Эта седмица выделяется тем, что на утрени ее четверга (обычно в храмах – в среду вечером) совершается особая служба - «Стояние Марии Египетской». На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской (+ 421 г.). Эта женщина является в православии примером того, как человек может пройти путь от великого грешника до великого праведника. На утрени в субботу этой же недели в храмах совершается Суббота акафиста – особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу. Именно по образцу этого акафиста в дальнейшем стали составляться и другие православные акафистные пения. Завершается пятая седмица Великого поста днем памяти преподобной Марии Египетской. Великий пост 2021 года начался 15 марта, а завершится он праздником Пасхи Христовой 2 мая. Источник и продолжение: https://foma.ru/12-aprelja-nachalas-pjataja-nedelja-velikogo-posta-2021.html Утреня с чтением канона прп. Андрея Критского 14 апреля 2021, Храм Христа Спасителя, г. Москва
  2. 1 point
    Пасха, Светлое Христово Воскресение 2021 Христос Воскресе! За время, прошедшее с прошлой Пасхи, каждый из нас осознал, как хрупок окружающий мир, как быстро может разрушиться все, что еще вчера казалось таким привычным и незыблемым. И при этом всем нам был дан шанс по-настоящему ощутить, как неоценимо велик дар, принесенный всем нам распятым и воскресшим Христом. Дар знать: что бы ни случилось с нами и нашими ближними, Он рядом; что каким бы глубоким ни было отчаяние, ничто не может разлучить нас с Ним, а через Него и с нашими любимыми — ни здесь, в этом мире, ни в вечности. И в день Светлого Христова Воскресения мы можем только пожелать и вам, дорогие наши братья и сестры, и самим себе готовности этот безмерный дар принять. Воистину Воскресе Христос! 7 недель после Пасхи Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия (Пятидесятница или день Святой Троицы), обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами. Неделя первая. Светлая, 3-8 мая Пасха Воскресения Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения? В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название — Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель. Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников? Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются! А что меняется в нашей повседневной жизни? Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход. Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны? Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени — торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о ­восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце. Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу. Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18). Артос. Хлеб Артос — так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов. Зачем все это нужно? По одной из версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию, они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на незанятое место за столом или на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель. Раздается артос в субботу Светлой недели, после утреннего богослужения. Есть его полагается натощак и — в особых случаях, например, в болезни. Читайте также другие тексты из серии "7 недель после Пасхи" https://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazdniki/pasha-svetloe-hristovo-voskresene/sem-nedel-posle-pashi Источник и продолжение:https://foma.ru/svetlaja-sedmica.html Об особенностях причащения в Светлую седмицу. - YouTube Фрагмент передачи ТК-Спас "Русский час" от ТК СПАС - 2011-05-01. На вопросы телезрителей отвечают о. Дмитрий Смирнов и о. А. Березовский. О причащении на Светлой седмице (Митрополит Иларион) - YouTube
  3. 1 point
  4. 1 point
    СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. Великая суббота. Сошествие Христа во ад. Протоиерей Олег Стеняев - YouTube Страстная неделя, Великая Суббота - шестой день самой важной для христианина недели в году. Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем особые по величию и важности события из последних дней земного пути Спасителя. Именно поэтому эти дни называются Великими и Святыми. Схождение Благодатного огня. Прямая трансляция из Иерусалима В Великую субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь! Чудесный огонь, который священнослужитель выносит из Кувуклии, символизирует выход из Гроба воскресшего Иисуса Христа. В Великую субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме сошел Благодатный огонь! Чудесный огонь, который священнослужитель выносит из Кувуклии, символизирует выход из Гроба воскресшего Иисуса Христа. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ 1 мая 2021, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную Литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Начало богослужения в 10.00
  5. 1 point
    Страстная седмица в 2021 году с 26 апреля по 1 мая Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Источник и продолжение: https://www.pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kalendar-i-infografika/ https://pravoslavie.ru/1693.html https://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmica/ https://eparhia.info/strastnaya-nedelya/ Страстная седмица. 10 фактов от митрополита Илариона. Цикл «Молитва, храм и богослужение» 26 апреля 2021. Проповедь митрополита Волоколамского Илариона после Литургии Преждеосвященных Даров. Храм Михаила и Федора Черниговских. Москва, Черниговский пер., 3. В. Н. Ильин. Запечатанный гроб. Пасха нетления. Объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Эта книга — путеводитель, открывающий читателю красоту и глубину богословия богослужений Страстной недели и праздника Воскресения Христова.
  6. 1 point
    ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ.. ПРАЗДНИКИ ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Вербное воскресенье. Протоиерей Олег Стеняев Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста. Какой смысл поступка Марии, помазавшей ноги Христа драгоценным миром? Почему Господь доверил вору (Иуде) носить денежный ящик? Что означает Вход Господа во Иерусалим? Почему Господь входит во Иерусалим на ослице и молодом осле, и какой смысл сего действия? Об этом удивительном событии размышляем вместе со священником Олегом Стеняевым в нашем цикле видеолекций "Библия отвечает". Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Проповедь святителя Луки в Вербное Воскресенье. О чём плакал Христос. Слово в неделю Ваий. Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста. Озвучивание проповеди свтителя Луки (Войно-Ясенецкого): "Благодатный жар покаяния". Великопостные проповеди. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Вход Господень в Иерусалим. Избранные песнопения. Часть 1 - Иеродиакон Герман (Рябцев) Вход Господень в Иерусалим. Избранные песнопения. Часть 2 - Иеродиакон Герман (Рябцев)
  7. 1 point
    Проповедь перед Субботой Акафиста (2021.04.16). Протоиерей Александр Березовский Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Историческое содержание В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда Патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы[1] по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил город Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист – греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни – риза и пояс Ее. Но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. Примечание [1] Согласно афонскому преданию, это была икона Богородицы Акафистная Дионисиатская (Мироточивая). (В статье С. Снессоревой, посвященной празднику Похвалы Богородицы говорится о том, что патриарх Сергий носил на своих руках икону Богородицы Влахернскую). Источник и продолжение :https://azbyka.ru/days/prazdnik-pohvala-presvjatoj-bogorodicy-subbota-akafista https://pravoslavie.ru/1674.html https://foma.ru/pohvala-bogoroditsyi-2018.html https://predanie.ru/tema/pohvala-presvjatoj-bogorodicy/ Акафист Пресвятой Богородице с комментариями https://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-presvyatoj-bogorodice-s-kommentariyami.html
  8. 1 point
    БЛАГОВЕЩЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ В очередной серии авторского документального цикла "Праздники" Митрополита Илариона (Алфеева) речь пойдет о Благовещении. В этот день Православная Церковь вспоминает о том, как Архангел Гавриил передал Пресвятой Деве Марии благую весть о скором рождении Спасителя. Почему это событие называют "началом нашего спасения"? И как следуют отмечать праздник, который приходится на период Великого Поста? Фильм митрополита Илариона (Алфеева) Студия "НЕОФИТ" по заказу благотворительного фонда имени Григория Богослова 2014 БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Протоиерей Олег Стеняев В сегодняшнем праздничном чтении с протоиереем Олегом Стеняевым мы будем говорить о Благовещении Пресвятой Богородицы. и коснемся следующих тем: История возникновения праздника. Явление архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. У сил зла есть предел, выше которого оно не распространится. Мечта каждой праведной девы стать матерью Мессии. Принятие Благой Вести Богородицей. Знамение, данное Елизавете - родственнице Пресвятой Девы. Посвящение в великую тайну. Смирение праведной Девы. Встреча небесного с земным. Свершение непорочного зачатия Благовещение Пресвятой Богородицы. Избранные песнопения. Часть 1 - Иеродиакон Герман (Рябцев) - YouTube Благовещение Пресвятой Богородицы. Избранные песнопения. Часть 2 - Иеродиакон Герман (Рябцев)
  9. 1 point
    Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную? Кто это спрашивает, тот пусть ведает, что сия именно, а не иная какая-либо смерть могла быть спасительною для нас, и ее-то претерпел Господь для нашего спасения. Ибо если Он пришел для того, чтобы Самому на Себе понесть бывшую на нас клятву, то каким бы иным образом соделался Он клятвою, если бы не понес смерти, бывшей под клятвою? А такая смерть и есть крестная, ибо написано: «Проклят всяк, висяй на древе» (Гал. 3:13). Во-вторых, если смерть Господа есть искупление всех, если ее разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2:14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками. Святитель Афанасий Великий
×
×
  • Create New...