Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 27.11.2011 в Записи блога
-
5 балловНадобно, познавши суету мира, воистину бесполезную, уклоняться от нее и искать в себе средств к исполнению воли Божией. Но пока мы служим миру, мы не видим тьмы страстей, помрачающей наш смысл, и, находясь в таком усыплении, не заботимся о том, что, угождая миру, являемся преступниками заповедей Божиих; и еще от некоторых малых исправлений мним быть себя истинными христианами; а сим прельщаемся ложно, не занимаясь учением Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа... Прелесть мира сего и рассеянная жизнь есть пространный путь, вводящий в пагубу, а удаление от оных и сопряженные с сим скорби, поношения и гонения суть тесный путь, вводящий в жизнь вечную (Мф. 7, 14). Господь наш Иисус Христос пречистыми устами Своими в учении Своем изрек: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15, 18—19); а святые Апостолы учат христиан — св. Иоанн: не любите мира, ни яже в мире; аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Яко вся еже в мире: похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская; несть от Отца, но от мира сего есть (1 Ин. 2, 15—16). Св. апостол Иаков: не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть: иже бо восхощет друг быти миру — враг Божий бывает (Иак. 4, 4); и св. Павел научает, что мудрование плотское вражда на Бога есть; закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7). Должно же знать, что учение сие не только к монахам относится, но и ко всем православным христианам, в мире живущим. Мир, столько для нас вредный, борется в отношении к страстям и к обычаям, принятым в мире за правило, но не богоугодным. Те, кои следуют оным, вредят себе, хотя и думают быть премудрыми; но премудрость мира сего буйство у Бога есть (1 Кор. 3, 19). Те, кои пользуются Его учением и исполняют оное, получают спасение. Но и тех, кои, хотя предаются миру, т. е. страстям и обычаям его, ежели они имеют доброе сердце, силен Бог исторгнуть из челюсти его судьбами Своими и привести в чувство. Из писем прп. Макария Оптинского
-
1 баллБеседа на Святой Литургии в понедельник тридцать шестой недели по Пятидесятнице, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого. "Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергаетcя вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека." (Матфей 15, 12-20; Зач. 61) Речь идет о законе Моисеевом, который Бог дал евреям. Но они были духовно незрелыми, как дети, для которых нужны определенные заповеди о том, что можно делать, а чего делать нельзя. А нам, христианам, так как мы к тому времени уже достаточно развились и созрели, дали общие принципы: любовь к Богу и любовь к ближним. Если мы будем любить Бога, то не будем поклоняться идолам, а будем внимать Его словам. Если мы будем любить своих ближних, то будем все делать по закону Моисея и даже несравнимо больше. Поэтому Господь через Моисея и дал им законы, в которых перечисляется пища, которую нельзя есть, чтобы они отличались от других языческих народов и по пище. В этом смысл. Таким образом, если они ели, например, свинину или мясо животных, у которых нет копыт и которые считаются нечистыми, а в Законе указано, что эта пища является нечистой, то они совершали грех. Мы же, воздерживаясь от пищи за время поста, делаем это не потому, что пища является нечистой, ведь в таком случае эту пищу мы не смогли бы есть и после поста - нет, мы воздерживаемся потому, что, по словам Святого Василия Великого "пост установлен в Раю, чтобы укреплять волю свою, не вкушая пищи", так как растительная пища постная, легкая, и для того, чтобы приобрести возможность ясно видеть свое духовное состояние и исправляться, избавляться от вредных привычек и делать добро. Нужно знать, в чем разница между нашим постом и законом еврейским. Господь сказал: "входящее в уста исходит из сердца, а это: злые помыслы, злые речи, поступки и так далее. Это оскверняет человека". Он сказал, что евреи есть соблазн для фарисеев, потому как "горе миру без соблазнов". "Соблазны", сказал он, "всегда должны быть там, где есть плохие люди. Но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Матфей, 18, 7). Между тем, Он не заостряет на этом внимания и никогда не говорит о том, что есть соблазн. А их - фарисеев, садукеев и остальных, имеющих плохие привычки, из-за которых они не принимали Господа Иисуса как Святителя, вводило в соблазн то, что Он говорил. Поэтому Он говорит: "Они слепые вожди слепых, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Итак, старайтесь быть людьми с чистыми очами, чтобы не только видеть этот мир и смотреть на него так, как смотрят остальные живые существа, но и держать открытыми чистые душевные очи, свой разум, для того, чтобы видеть этот мир и сущность всех вещей и заповедей. Так будем же иметь уши, чтобы слышать, что есть добро и иметь глаза, чтобы видеть, что есть добро, и не смотреть на зло. Когда мы видим зло, мы можем отвернуться и убежать, а можем и закрыть глаза, чтобы это зло не повлекло нас за собой. Христос осудил соблазн, когда мы, имеющие больше, совершаем грех и соблазняем, вовлекаем во зло тех, кто слабее нас. Он осуждал это больше всего. Но нигде нет Его слов о том, что блаженны те, кто соблазняется. У нас есть ум, разум и сила, чтобы воспротивиться соблазнам и таким образом избежать их губительной силы, которая ввергает в грех. Благослови вас Бог! 3 февраля 1997г.
-
1 баллСейчас я пришел от всенощной и заканчиваю это письмо… Господи, какое счастье! Какие чудные глаголы вещаются нам в храме! Мир и тишина. Дух святыни явственно чувствуется в храме. Кончается служба Божия, все идут в дома свои. Выхожу из храма и я. Ночь чудная! Легкий морозец. Луна серебряным светом обливает наш тихий уголок. Иду на могилки почивших старцев, поклоняюсь им, прошу их молитвенной помощи, а им прошу у Господа вечного блаженства на небе. Могилки эти много вещают нашему уму и сердцу – от этих холодных надгробий веет теплом. Пред мысленными взорами встают образы почивших исполинов духа. Эти дни я неоднократно вспоминал батюшку Варсонофия. Мне вспоминались его слова, его наставление, данное мне однажды, а может быть, и не однажды. Он говорил мне: «Апостол завещает: «Испытывайте себя – в вере ли вы?» – и продолжал: «Течение скончах, веру соблюдох, а теперь мне уже готовится венец». Да, великое дело – сохранить веру. Поэтому я и вам говорю, испытывайте себя, в вере ли вы? Если сохраните веру – можно иметь благонадежие о своей участи». Когда все это говорил мне почивший старец, а говорил он хорошо, с воодушевлением, насколько помнится, вечером, при тихом свете лампы в его дорогой, уютной старческой келлии, я почувствовал, что он говорит что-то дивное, высокое, духовное. Ум и сердце с жадностью схватывали его слова… Я и прежде слышал это апостольское изречение, но не производило оно на меня такого действия, такого впечатления. Мне казалось, что особенного – сохранить веру? Я верую, и верую по-православному. Никаких сомнений у меня нет. Но тут я почувствовал – не скажу, что понял, а именно почувствовал , что в изречении этом заключается что-то великое, – несмотря на все искушения, на все переживания житейские, на все соблазны, сохранить в сердце своем огнь святой веры неугасимым, и неугасимым даже до смерти, ибо сказано: «течение скончах». …Ведь надо знать и то, что веру соблюсти может тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего. А это, последнее, может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха, кто хранит свою нравственность. О Господи! Сохрани меня в вере благодатию Твоею!.. Оптина Пустынь, 15/28 ноября 1922 года (из письма прп. Никона Оптинского матери)
-
1 баллКогда я был уже офицером, то в моде были сочинения Шпильгагена. Однажды уговорили меня прочесть «От тьмы к свету». Начал я читать и разочаровался. Все там только тьма, герои и героини тоже исполнены мрака; когда же явится свет-то, думал я, но читал, читал, так до света и не дочитал, все только одна тьма. Оставил я эту книгу недочитанной. Вхожу я однажды в комнату денщика, дать ему некоторые распоряжения: вижу, он спит, а на столе рядом с ним пятачковая книжечка о Филарете Милостивом. Заинтересовался я ею, разбудил денщика, чтобы он открыл двери, если кто придет, а сам взял книжечку и вышел в сад. С первых же страничек я не мог удержаться от слез и с большою охотою прочитал (я вообще читал скоро) всю повесть. Отдал книжечку денщику. Он улыбается: – Понравилась ли вам моя книжечка? – Очень понравилась, – отвечаю, – читал с удовольствием. – А я, барин, вашу книгу пробовал читать, как ее… Шпиль… Шпиль… не могу выговорить… – Шпильгагена? Ну, что, понравилась? – Где уж нравиться, прочел одну страничку, ничего не понял, прочел другую – тоже, ну и бросил. – Да и мне она не по вкусу, твоя лучше. – Так зачем же вы читаете? – Начал читать с чужого голоса, а теперь бросил. – Да, – заключил глубокомысленно мой денщик, – там одна пустота. И он был прав. Я читал много и светских книг, и большею частию в них, действительно, одна пустота. Правда, блеснет иногда что-то, как будто отдаленная зарница, и скроется, да и опять мрак. Нынешняя же литература Андреевых и Арцыбашевых совсем уж ничего полезного и утешительного не дает ни уму, ни сердцу. Страшно становится за молодое поколение, которое воспитывается на подобных литературных отбросах. И поэзия, и художество сильно влияют на душу человека и облагораживают ее. Например, талантливо исполненная картина, особенно если имеет сюжетом что-либо высокое, случается даже, что перерождает душу – конечно, по благодати Божией. Из бесед прп. Варсонофия Оптинского
-
1 баллБеседа на Святой Литургии и освящении фрески в Соборной церкви Архангелов Михаила и Гавриила в Белграде, в день Собора Архистратига Михаила "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. " (Лука 10, 16-21; Зач. 51) "Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Помолимся же Богу, братья и сестры, в этот день, как и во всякий другой день, помолимся Всемогущему Богу во Святой Троице о том, чтобы быть вовек с ним, потому что мы знаем, что Он никогда не оставит нас, если мы Его не оставим, и не только своими словами отречения, но и своими делами, которые неугодны Ему и неправедны для нас, для нашего народа и для всего человечества. Помолимся за то, чтобы он был с нами во всем, что свято, истинно и Ему угодно, за то, что сохранило православные народы, в том числе и нас, во всех несчастьях, в которых мы оказывались. Помолимся, братья и сестры, Его и нашим Святым Архангелам Михаилу и Гавриилу и остальным силам небесным, ангельским, в этом храме, который посвящен им нашими предками, где они веками молились и Богу и святым, для того, чтобы остаться народом Божьим, невзирая на трудности, в которых они оказывались. И в мире, и в войне, и в рабстве, и в свободе, и в борьбе за освобождение они всегда знали, что нам предстоит непреходящая жизнь в Царстве небесном, если мы заслужим его, подготовив себя, свою личность, свою душу к Царству небесному тем, что свято и праведно. Святые ангелы были сотворены от Бога до сотворения людей, в самом начале сотворения всего нашего мира. Потому что в Святом Писании говорится "в начале сотворил Бог небо и землю" (1. Моисей. 1,1). "В начале" означает в начале времен, потому что и времени тогда еще не было. Бог есть в вечности, а вечность есть вечное настоящее. Это не время, которое приходит и проходит. Итак, под словом "небо" подразумевается сотворение святых ангелов. Они были созданы так же, как позднее и мы, со свободной волей, но со свободой "уметь не грешить", с тем, что укрепляя эту волю трудом своим однажды смогли достигнуть высшей свободы "не уметь грешить", которая у Бога была всегда, а у святых ангелов и святых людей – тогда, когда они ее достигают и живут ею и ныне, и впредь, до конца света в Царстве Небесном и после конца света, в бессмертии. Между тем, я думаю, вы знаете о том, что некоторые ангелы возгордились и возжелали быть выше всего на свете, потому и отделились от Бога и стали злыми демонами. Потому что, как я уже говорил, существует укрепление своей воли и возрастание до высшего уровня свободы "не уметь грешить". Но есть и падение во грехе, все ниже и ниже, до полной несвободы ("не уметь не грешить"), в которой и оказались злые демоны, так же, как оказываются и люди из-за своих грехов, если до конца жизни не покаются и не исправят свою жизнь. Так что же удержало святых Архангелов Михаила и Гавриила и остальных святых ангелов рядом с Богом, что не дало им впасть в этот грех гордости, суеты и неправедности? Василий Великий сказал, что это была безмерная любовь к Богу. В Святом Писании, из слов святого апостола Павла мы видим, что в душах ангелов, ставших демонами, сначала ослабела любовь, которая потом и вовсе исчезла. Как сказал святой апостол Иаков: "И ангелы" говорит он, "веруют и трепещут", "и бесы веруют и трепещут" (Иаков 2, 19). Итак, они знают о Боге, не могут от Него отречься. Но отказываются от Него своим отступничеством и тем, что идут в противоположном направлении. Он говорит "трепещут". А в другом месте святой апостол Иоанн сказал:"Совершенная любовь изгоняет страх" (1. Иоанн 4, 18). И мы, когда достигнем совершенной любви, не будем иметь никакого страха в себе, а пока в нас есть страх греха, того, что отделяет нас от Бога. Любовь есть то, что удержит и нас в нашей вере в Бога и укрепит в нас ту волю к свободе, которой одарил нас Бог, чтобы мы своим трудом достигли высшей свободы - "не уметь грешить". Все это веками знали и наши предки, которые держались и боролись до конца, живя по этой вере каждую минуту, каждый день, до конца жизни. Поэтому они сейчас в Царстве небесном восхваляют Господа вместе со святыми ангелами. Служба святых ангелов, как известно из Святого Писания, состоит в том, чтобы своей верой, своей любовью прославлять Бога и себя, и выполнять, что им велит Бог, во имя спасения людей. Служение есть то, что и нас, и их возвышает перед Богом и перед вечностью. Нужно быть готовыми к служению всем и во всем, что есть добро, для их и для нашего спасения. Сколько раз в Святом Писании Нового Завета упоминалось служение святых ангелов перед рождением Святого Иоанна Крестителя и перед рождением Господа, когда появился святой Архангел Гавриил, и при рождении Господа, когда появляется множество ангелов небесных. Из Святого Писания мы знаем, что когда настанет конец света, Господь ниспошлет нам ангелов своих, которые трубными голосами позовут и призовут всех ранее умерших со всех концов земли. И те праведники услышат глас Господний, Господа Иисуса, Судьи Праведного: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Матфей 25, 34). И ныне, и впредь, братья и сестры, будем же молиться Богу и нашим предкам о помощи, чтобы мы оказались в их числе, потому что это и смысл, и цель нашего рождения и рождения всех людей, которые смогут достигнуть всего этого своим трудом и с Божьей помощью. В этом году мы празднуем церковную Славу, Собор Архистратига Михаила, в этом прекрасном святом храме, Соборной церкви, благодаря пожертвованиям и помощи добрых людей, предприятий, а также правительства Республики Сербии и Скупщины города, и, повторяю, пожертвованиям людей и, конечно, средствам Соборной церкви. Благодарю всех за то, что они совершили добро во славу Бога и на пользу нам, чтобы мы могли молиться Богу и думать о красоте дома Божьего, Царства небесного, которое нас ожидает. Господи, помоги нам и благослови нас, и пусть святые Архангелы всегда будут с нами. В этом году хозяйкой Славы стала госпожа Майя, да поможет ей Господь и отплатит добром за добро и ей, и ее семье, и ее родителям, которые были хозяевами праздника до нее. Пусть Господь и святой Архангел благословят и хозяина Славы, который будет принимать гостей в следующем году, пусть благословят его и его дом. Пусть же Он благословит всех нас, всех вас, а в особенности тех, кто празднует день святых Архангелов как свою семейную Славу. Благослови вас Бог!" 21 ноября 1996г.
-
1 балл"Когда рождается маленькое, но только на вид слабое существо по имени человек, он первым делом хмурится и плачет. Когда ты родился, все радовались, а ты плакал. Постарайся прожить жизнь так, чтобы когда придёт конец, ты радовался, а все плакали. Чтобы плакали, что такой человек ушёл. Вот жизненная программа для каждого человека, кто мыслит серьёзно. Проведём же жизнь так, чтобы когда она закончилась, мы не пожалели, что ошиблись и растратили её напрасно." Это высказывание широко известно. Известная писательница Марина Раевич взяла у патриарха интервью в 1996 году и впоследствии включила его в свою книгу. В этом интервью патриарх Павел высказал свои взгляды по основным жизненным вопросам, таким как добродетель, любовь, церковь, женская эмансипация и т.д. Тем не менее решил включить это высказывание в свой блог. Так случилось, что в 2009 году мой друг оказался в Белграде с 16 по 20 ноябре 2009 года. За день до его поездки умер 44-ый Сербский Патриарх Павел. События тех дней показали, что Патриарх прожил именно так. "Когда рождается человек, весь мир радуется, а только он плачет. Но жить надо так, чтобы когда умрет, то весь мир бы плакал и только он радовался." Мой друг по результатам поездки написал книгу: "Пять дней в Белграде". Одна из глав книги посвящена похоронам Патриарха Павла. Тема Белграда, Сербии увлекла нас. Вот спустя два года должна появиться новая книга "Белградский дневник". Отдельная тема про Сербского Патриарха Павла. Требуется время, чтобы еще глубже изучить тему. Она столь сложна и многогранна. Радует, что с изучением этой темы и сам растешь. Фотография 2009 года ( подготовка к похоронами Патриарха Павла), автор мой друг. http://beocity.ru/beoposts/hram-svyatogo-savvyi.html