Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 15.07.2012 в Записи блога
-
4 баллаВсе мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22), и потому нередко ищем счастия земного и отрады временной в заботах житейских и привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагий Господь всепремудрым Своим промыслом и разрушает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы. И делает это Господь с нами по безмерной любви Своей к человекам, как говорит Апостол: егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6). Велика вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что чрез эту скорбь вы включены в число сынов Божиих, по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое сие достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и с благодарением. Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим, не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры и бури, и сверх того неурожай и голод, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению. Так как в благополучии большей частию он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению. Из писем прп. Амвросия Оптинского
-
2 баллаЯ назвал Скит тихой и мирной пристанью для немощных душ человеческих… Поистине, отцы и братия, здесь тихая и мирная пристань для спасения душ людских... Совершаются величайшие мировые события. Некогда могучее наше государство, занимавшее шестую часть всего мира, видимо разлагается, как разлагается мертвый безжизненный организм. Ум пытливый в смущении стоит и спрашивает: где причина сему? Отчего так быстро рушится такое великое государственное тело?.. Видел я, отцы и братия, мертвые тела, начавшие вскоре же после смерти разлагаться и спрашивал тогда ум мой: что за причина такого быстрого распада организма и сам же отвечал: взят дух от тела, оттого и распадается оно… Сие мыслю и по отношению к отечеству нашему. Мысленно пробегаю всю его историю, начиная со Св. Владимира и до последних времен и ищу в теле Отечества нашего духа, скрепляющего и утверждающего его могущество и силу и славу его, и нахожу сию живительную силу, сию душу государства нашего. Что, как не святое Православие зародило, вырастило и укрепило землю русскую? Какие тяжелые времена приходилось переживать нам. Татарское иго… Полная государственная разруха после Грозного Иоанна, когда столица – Москва была уже занята врагами нашими. Войны Великого Петра. Частые перевороты в высших сферах правления после смерти этого гиганта преобразователя – Императора. Война 1812 года. Севастопольская кампания и много, много других горь и бедствий народных. Но не ослабили они могущества нашего, не расшатали сил наших, а всегда после них были и радости и крепло и росло государство наше… Отчего же было это? Оттого что весь народ был в Православии. Вся душа его была пропитана Православием. Как ни грязен, ни темен был он душой своей, а он все-таки был православным, а Православие сообщало духу его смирение и кротость. Это-то смирение и кротость и делали народ наш великим пред Господом, оттого Он и посылал ему свое благословение и была наша Держава Великая и Могучая... Но враг рода человеческого, ненавистник всякого добра, посеял в умах и сердцах народа нашего горделивые мысли самомнения, и стали все думать, что каждый знает много и знает правильно, и стал каждый возрастать в гордости. Злое семя дало богатый урожай. Народ настолько помутился в разуме от гордыни сердца, что свергнул с престола своего законного повелителя – царя, но он не остановился на этом. Бог попустил ему идти дальше. Из гордыни родилась злоба, а из той и из другой родилась ненависть к святыне народной – святому Православию, и о ужас, позор, вскормленные и вспоенные духовною материю Святой Православною Церковью, ея чада возстали, движимые духом антихриста на св. Церковь. Народ забыл Бога, но не ложно слово псалмопевца: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). Поистине безумен стал народ и в безумии стал рубить корни дерева-государства, от которых оно – государство и питалось. Стал гнать Церковь Божию. Вот отчего случилась такая разруха на нашей земле. Вот отчего столь великое государство падает в один год. Таковы законы Всевышнего. До неба вознесшийся, до ада низвергается, и все от того, что в сердце своем возрастил семена диавола: гордость, самомнение, злобу и разврат... Теперь время гонений на Церковь Божию. Кругом чувствуется, что близко, близко то время, когда верные побегут в горы по слову тайнозрителя… Летопись Скита Оптиной Пустыни, 1918 год
-
1 баллВо имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4,1). Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого. Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных. Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными. Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость. Камень недвижимый в основании Церкви – Петр; движущая сила – Павел; тот Церковь держит, этот – строит. И вот эти два человека, столь тяжко согрешившие – один как гонитель Церкви Христовой, другой как предатель, отрекшийся от своего возлюбленного Учителя и Господа, – были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение. Святая Православная Церковь почитает их как первоверховных апостолов, ибо апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. Мы должны всегда иметь перед глазами примеры этих апостолов и помнить, что Господь не только восставил их от тяжких согрешений, но и сподобил величайшей благодати. Потому и мы не вправе отчаиваться или унывать. Нам нужно помнить, сколь ревностными людьми были апостолы Петр и Павел. Святитель Иоанн Златоуст даже так говорит об апостоле Павле: «...он, как дух и огонь, обтекал всю вселенную и очищал землю» Подошел к концу Петровский пост, в течение которого христиане готовились к этому дню. 12 июля - день, когда, согласно преданию, главные христианские апостолы, "учителя среди учителей", Петр и Павел были казнены в Риме. Что нам известно о них? Если мы возьмем акафист апостолам, то узнаем, что они: - Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии; - Ангели благовестницы; - звезды светозарные; - красото Церкви вселенские. Петр и Павел - два столпа веры - два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор - приходят к единому окончанию своего земного пути. Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) - еврейское слово, означающее "скала, камень", было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного, и оба они промышляли рыбной ловлей. Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере - горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос - и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда, после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь, по слову Христа сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: "Выйди от меня, ибо я человек грешный". Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время - его страданий в Гефсиманском саду. Там горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы. Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Петр был иногда слишком строг, а если бы он был и безгрешным, то какое снисхождение могли бы получить от него поучаемые им? Поэтому Божественная благодать попустила и ему впасть в грех, дабы в том, чем сам он страдал, он был снисходителен к другим». Апостола Петра называют Апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами - "паси овец моих". К возвышенным истинам, собственно – к Истине, невозможно прийти одними человеческими усилиями, ибо только Бог может открыть человеку Истину, утвердить его в ней и сохранить в ней до конца его дней. «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». В этих словах речь идет о вере апостола Петра. Самого Петра нельзя назвать камнем, ведь мы помним о его троекратном отречении, знаем, что почти сразу после этой похвалы, когда апостол захочет проявить неуместное милосердие по отношению к Господу, Он скажет ему: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16, 23). Итак, камнем назван не сам Петр как немощный человек, а его вера, дарованная ему Богом. А поскольку его краткое, но искреннее исповедание веры «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» будет сохраняться и каждым верующим человеком, в первую же очередь, сохранялось апостолами и святыми отцами, подвизавшимися во все времена, постольку и «врата ада не одолеют» ни какого-то отдельного христианина, ни всю Церковь, составляющую народ Божий. Апостол Петр нас учит, что, если делая добро и страдая, мы терпим, то это угодно Богу. «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы пошли по следам Его» (1Пет.2,20-21). Имя Павла, первоначально Саул, или Савл, было дано ему в честь первого иудейского царя. Богатые и знатные родители, принадлежавшие фарисейской партии, воспитывали мальчика в строгом религиозном духе. Семья имела римское гражданство. Повзрослев, "книжник и фарисей" Павел становится настоящим иудейским "инквизитором". По своей особой ревности он выпрашивает разрешение повсюду преследовать и приводить в Иерусалим связанными христиан. Избрание апостола Павла на апостольское служение абсолютно непостижимо и даже абсурдно с позиции человеческого разума. Человек, яростно сопротивлявшийся распространению учения Христа, вдруг становится пламенно верующим. Ему является Сам Христос со словами: "Я Иисус, которого ты гонишь". В том, кто еще вчера был всего лишь распятым неудачником, Павел узнает Бога. Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого - еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу с Христом, Павел свидетельствует о нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и... терпит гонения. Им основано множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания, которые получают название "Павлово Евангелие". Сам апостол Павел признает, что ораторскому искусству он не был обучен, но зато владеет истиной. С гневом Павел отражает все нападки, но с нежностью и любовью заботиться о своих возлюбленных чадах, которым хочет подарить не только Евангелие, но и себя самого. Сейчас многие относятся к евреям с презрением, потому что они отреклись от Христа, но мы знаем, что первыми проповедниками Евангелия были почти исключительно евреи и лишь немногие происходили из язычников. Известно, что апостол Лука был эллином, подавляющее же большинство апостолов и вообще первых христиан были евреями. И поскольку многие лжеучителя, используя то уважение, которое первые христиане испытывали к евреям как к носителям истины, похвалялись своим происхождением, то апостол Павел был вынужден говорить о себе: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я». «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного». Тридцать девять ударов палкой – это, конечно, страшное наказание. Иудейский закон не разрешал давать более сорока ударов. «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников». Обратите внимание – мы обычно молимся о том, чтобы у нас не было никаких неприятностей, чтобы нам избежать скорбей, не подвергнуться насилию со стороны других людей, например, разбойников или воров. А святой апостол Павел – избранный сосуд Духа Святого – терпел необыкновенные скорби: он тонул, на него нападали и, наверное, грабили разбойники, его жизнь подвергалась всяческим опасностям. Почему же Господь не хранил его от этого? Он хотел закалить его, как металл в горниле, чтобы его ревность стала видна всем. «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах». Кроме всех этих скорбей, к апостолу ежедневно приходили толпы людей со всей вселенной с разными вопросами. Тот, кто вынужден постоянно общаться, знает, как это необыкновенно утомительно. Бывает тяжело принять за день даже десять человек и побеседовать с ними по разным вопросам. А у апостола Павла было ежедневное «стечение людей», которые приходили спросить о вере или получить указания, как им поступать в тех или иных обстоятельствах в уже основанных им церквах. На апостоле лежала забота не об одной какой-нибудь церкви, допустим коринфской, а обо всех церквах, основанных им во многих городах вселенной. При всем том и время тогда было небеспечальное: отовсюду гонения и скорби. И люди приходили к апостолу и спрашивали, что им делать в каких-либо затруднительных ситуациях. Он один носил тяготы всех этих людей, заботясь о том, чтобы во всех церквах было благополучие, укреплялась духовная жизнь и сохранялся мир между братьями. "Бог, - по мысли Иоанна Златоустого, - призвал Павла за его искренность, за способность к служению". В Павле не было лукавства, он был всем открыт: "Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? - пишет он в своих посланиях, - кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (2Кор. 11:29). И не будем забывать слова апостола Павла, который говорил нам: «радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны – и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор.13,11). «Любовью служите друг другу. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.4,13-15). А преп.Амвросий Оптинский об этом также: «Кто уступает, тот больше приобретает». Именно Павел "гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти" (2Кор. 11:23). Павел принял мученическую кончину: его, как римского гражданина, обезглавили. Судьбы этих двух удивительных христианских первопроходцев наводят на мысль о таинственной глубине человека, которую один только Бог может увидеть. Как, например, в рыбаке Симоне кроется "камень" Петр, и как в гонителе Савле сокрыт "избранный сосуд", Павел? Божий человек потому стоит так твердо, что как бы высоко ни вознес Бог, его сокрушенное сердце всегда помнит о глубине падения. Павел говорил о себе, что "недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию".(1Кор.15,9). А Петр до самой смерти плакал, слыша пение петуха. Главная особенность православных праздников в том, что в каждом дне заложен свой особый смысл - просто вспоминать даже очень важные события - едва ли принесет много пользы человеку. Церковь вспоминает те или иные события с тем, чтобы помочь человеку понять, что он должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, но Богом. День апостолов Пера и Павла - это призыв к миссионерству, если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя - поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом увидеть то, чего он пока не знает. Конечно, сегодня ходят в миссионерские походы, но не для всех это возможно. Но есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку, - быть для всех , светом, как говорил прп. Амвросий Оптинский: "Жить - не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение"! Будем постоянно помнить и такое наставление апостола Павла: « Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу»(2Кор.4,17). «Привлецыте нас ко сладости евангельские истины, свяжите узами любве Христовы» - молим от всего сердца мы вас, апостолы Петре и Павле. Аминь. игумен Мелхиседек
-
1 балл12 июля святая православная Церковь чтит память славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь которых освящён главный Престол храма, являющегося ныне московским подворьем ставропигиального мужского монастыря Введенской Оптиной Пустыни. Накануне вечером и в самый день праздника здесь прошли торжественные богослужения, собравшие под гостеприимным кровом Петропавловского храма в Ясеневе большое число молившихся, как постоянных прихожан, так и многочисленных паломников, прибывших на оптинское подворье, чтобы почтить память выдающихся проповедников Слова Божия, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы ко Христу приведших» (см. величание праздника). Вечером 11 июля служение Всенощного бдения возглавил настоятель подворья игумен Мелхиседек (Артюхин), которому сослужили клирики храма, а также насельники Оптиной Пустыни в священном сане, специально прибывшие из монастыря по благословению отца-Наместника – архимандрита Венедикта, дабы разделить радость торжества со своими московскими прихожанами. За богослужением был прочитан акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. По окончании полиелея отец Мелхиседек обратился ко всем собравшимся со словами проповеди, в которой привёл высказывания свт. Иоанна Златоуста о подвиге воспоминаемых ныне столпов Церкви, которым мы должны всемерно подражать в своей жизни. В самый день праздника позднюю Божественную литургию на подворье совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх. Ему сослужили благочинный Параскево-Пятницкого благочиния г. Москвы протоиерей Анатолий (Кожа), настоятель оптинского подворья игумен Мелхиседек (Артюхин), секретарь Юго-Западного викариатства г. Москвы протоиерей Алексий Ладыгин, клирики храма – протоиерей Алексий Сысоев и иерей Александр Мишин, а также иные священнослужители храмов Юго-Зарадного церковного округа г. Москвы. По заамвонной молитве было совершено молебное пение святым первоверховным апостолам Петру и Павлу и состоялся Крестный ход вокруг храма, во время которого было прочитано праздничное евангелие, а верующие окроплены святой водой. По окончании Крестного хода отец Мелхиседек обратился к епископу Иринарху со словами приветствия и искренней благодарности за согласие возглавить торжества по случаю престольного праздника оптинского подворья. Как отметил отец-настоятель, епископское служение – это служение особого рода, для которого простых человеческих сил недостаточно и которое осуществляется лишь прямым водительством Божиим. Святые отцы сравнивали епископа с орлом, парящим высоко в небе, но при этом охватывающим своим взором каждую деталь в жизни вверенной ему Господом паствы. «И сегодня в Вашем лице мы имеем именно такого Архипастыря, не оставляющего своим отеческим попечением ни священнослужителей, ни мирян как Ясенева, так и всего обширного Юго-Западного округа столицы», – подытожил своё слово игумен Мелхиседек, пожелав Владыке крепкого здравия, душевных и телесных сил, чтобы и далее столь же достойно нести нелёгкий жребий архиерейского служения. В ответном слове Владыка Иринарх тепло поздравил собравшихся с этим знаменательным для оптинского подворья днём и передал первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, обращённое ко всем его прихожанам. Далее Его Преосвященство подробно остановился на подвиге святых первоверховных апостолов Петра и Павла, особо выделив силу покаяния и ревностной любви апостола Петра и богопросвещенный разум апостола Павла. Говоря о последнем, Владыка напомнил, как тот «был восхищен даже до третияго небесе» (см.: 2 Кор. XII, 2) и, даже обладая тончайшим богословским умом, не смог описать того, что он там увидел. Апостол лишь заметил, что «ихже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его» (1 Кор. II, 9). «Так будем же и мы подражать вере и терпению святых апостолов Петра и Павла и прочих апостолов, потрудившихся в деле благовестия Христова, чтобы и нам сподобиться тех великих благ, о которых первоверховный Павел сказал столь сильные и вдохновенные слова», – заключил свою речь Преосвященнейший Владыка. Закончилось богослужение возглашением многолетия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с его богоспасаемой всероссийскою паствой, епископу Красногорскому Иринарху, настоятелю и прихожанам оптинского подворья и всем православным христианам.
-
1 баллHe замечал ли ты, что и из телесных очей, если они постоянно бывают в дыму, всегда текут слезы, а на свежем воздухе, на лугу, при источниках и в садах они становятся и здоровее и острее. То же бывает и с оком душевным. Если оно питается на лугу духовных учений, то бывает чистым, ясным и проницательным, а если погружается в дым житейских попечений, то непрестанно будет точить и проливать слезы и в этой, и в будущей жизни. Если бы кому-нибудь вздумалось на верных весах взвесить наши слова, то в тысяче талантов житейских разговоров он едва ли найдет и сто динариев духовных слов, а вернее сказать - не найдет и десяти оволов. Не стыдно ли, не смешно ли до последней степени, что мы, имея слугу, употребляем его обычно на дела нужные, а владея языком, с собственным нашим членом не обходимся даже так, как с слугою, а употребляем его, напротив, на дела бесполезные и напрасные? Да если бы только на напрасные! Если бы для нас было полезно то, что мы говорим, то наши речи были бы, конечно, угодны и Богу. А между тем, мы только и говорим, что внушит дьявол: то насмехаемся, то острословим; то проклинаем и обижаем, то клянемся, лжем и преступаем клятвы; то с досады не хотим вымолвить и слова, то пустословим и болтаем хуже старух, говоря о том, что до нас вовсе не касается. Кто из вас, здесь присутствующих, скажите мне, если спросить, может прочитать хотя один псалом или какое-нибудь другое место из Священного Писания? Ни один! И не это только удивительно, а и то, что вы, будучи так ленивы на дела духовные, на дела сатанинские оказываетесь быстрее огня. Если кто вздумает спросить вас о песнях дьявольских, о напевах распутных и сладострастных, то найдет, что многие знают их прекрасно и пропоют с полным удовольствием. И чем оправдываются, если станешь в том обвинять? Я, говорят, не монах, а имею жену и детей, хлопочу о доме. От этого-то именно и происходит весь вред, что вы думаете, будто чтение божественного Писания подобает одним только монахам, тогда как сами вы нуждаетесь в нем гораздо более их. Кто живет в мире и каждый день получает новые раны, для того особенно и нужно врачество. Поэтому считать излишним чтение Писания гораздо хуже, чем не читать его. Такая мысль - сатанинское внушение. Если тебе хочется узнать, как велика польза от Писания, понаблюди за собой, что с тобою бывает, когда ты слушаешь псалмы, и что - когда слушаешь сатанинскую песню; в каком расположении ты проводишь время в церкви, и в каком сидишь в театре. Тогда ты увидишь разницу между тем и другим состоянием души, хотя душа одна и та же. Вот почему нам и нужны постоянно духовные песнопения. Это - пища души, это - ее украшение, это - ее ограждение; наоборот, не слушать Писания - для души голод и пагуба. Дам им, говорит Господь, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Амос. VIII, 11). Может ли быть что бедственнее, когда ты сам на собственную свою голову навлекаешь то зло, которым Бог угрожает как наказанием, томишь душу ужасным голодом и делаешь ее слабейшею всего на свете? Обыкновенно слово и портит душу, и исцеляет ее; слово и возбуждает в ней гнев, и оно же опять укрощает ее; срамное слово разжигает похоть, слово пристойное располагает к целомудрию. Если же слово вообще имеет такую силу, то как же ты, скажи мне, пренебрегаешь Писание? Если простое увещание так сильно действует, то гораздо более увещания, сопровождаемые действием Духа. Слово, произнесенное от божественного Писания, сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное. Но что, скажешь, за польза, когда иной слушает, а не исполняет того, о чем говорят ему? Не малая польза будет и от одного слушания. По крайней мере человек узнает себя, поскорбит, а когда-нибудь дойдет и до того, что будет исполнять слышанное. А кто не знает даже, что грешит, перестанет ли когда грешить? Может ли придти в познание самого себя? Итак, не будем пренебрегать слушанием Священного Писания. Это - умысел дьявола - не дозволить нам видеть сокровища, чтобы мы не обогатились. Он боится, чтобы слушание у нас не перешло в дело; потому и внушает нам, что одно слушание не имеет никакого значения. Свт. Иоанн Златоуст Толкование на Матфея Беседа II
-
1 баллСмирение – это нечто великое и божественное, а путь к нему – считать себя ниже всех. Что это значит, считать себя ниже всех? Не замечать чужих грехов. Смотреть на свои грехи. Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко всякому греху, к малому или большому, надо усердно молиться Господу о помощи, «да не внидем в напасть». Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека. Если так губительно тщеславие и самолюбие, то надо смиренно и благоразумно, даже с радостью принимать всякие скорби, поношения и бесчестия, как приводящие нас к смиренномудрию и спасению. Между тем замечается, самомалейшее слово и скорбь приводят нас в негодование и сопротивление человекам; даже смирительные действия духовного отца нам не нравятся: мы не видим, не хотим видеть, что они направлены к нашей пользе духовной, мы негодуем, что сказано или сделано нам не по сердцу, не по нашему желанию, мы считаем себя обиженными. О, привязанность наша к миру и его хвале и славе! Разумный раб Божий жаждет покаяния и смирения, видя от них себе душевную пользу, он плачет и скорбит, когда его не смиряют, он радуется, когда лишается славы человеческой. Понудим себя ко всякому смирению. Сказано: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 114, 5). Из бесед прп. Никона Оптинского
-
1 баллСимеон Афонский. О непрестанной молитве и рассуждении. Молитва и отсечение воли не являются самоцелью в духовной жизни. Они лишь приводят к вратам Спасения, которые утверждены на двух опорах – рассуждении и смирении. Чистое сердце, стяжавшее безстрастие, обретает рассуждение и познание пути Спасения и способность видеть Бога, как Он есть. Сердце, освободившееся от эгоизма и ставшее смиренным, получает всю возможную для него полноту благодати и усваивает ее благодаря рассуждению. Чистое и неэгоистичное сердце, имеющее благодатные очи рассуждения, есть обитель Божественной Любви, обитель Самого Христа.