Батюшка Илий о возрождении Оптины ко дню памяти преподобного Амвросия Оптинского
Жизнь только во Христе
Если не будет молитвы и жизни во Христе, то бытие начнет свертываться. Оно и так свертывается. Коммунизм посеял безбожную заразу. Людей хороших почти не стало. И жизнь в России умаляется. Раньше у нас были тысячи монастырей, люди молились, жили благочестиво. Каждое доброе дело, тем паче молитва, имеет не только индивидуальное, – только для тебя, – и социальное, но космическое значение. Молитва не только монаха или старца, но каждого человека. О том, как молитвами возродилась Свято-Введенская Оптина пустынь в преддверие дня памяти прп. Амвросия Оптинского рассказывает схиархимандрит Илий (Ноздрин):
Оптина среди монастырей Русской Православной Церкви занимает особое место. Может быть поставлена в разряд лавр. История пустыни многим известна: особый расцвет ее пришелся на XIX век, когда здесь подвизались великие оптинские старцы: Нектарий, Макарий, Амвросий – последний особенно возвысил Оптину, которая встала по высоте духовной жизни и силе притяжения верующих душ в ряд с обителями прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского. Русский народ, который особенно почитает и любит монашество, тянется к этим духовным оазисам почерпнуть благодатного опыта. Тем более сейчас жизнь исполнена многих тревог, соблазнов, печалей. Куда поехать после Троице-Сергиевой лавры? Многие и в прошлом XIX веке посещали Оптину. Старцы этого века не были уже так, как древние подвижники, отгорожены монастырской стеной от светского мира. И души из безотрадной суеты, прежде всего городского – уже тогда губительного – образа жизни, стремились к этой духовной почве, чтобы исповедав свои грехи, исполниться радости и мира. Тянулся не только простой люд, за этой духовной трапезой окормляться были не против и высокообразованные творческие личности. Достоевский, Гоголь, Толстой.
У последнего в Шамордино, где Амвросий Оптинский основал женскую обитель, подвизалась сестра Мария – ехал к ней, посещал и Оптину. Но не внял он голосу православного исповедания. Не послушал старца Амвросия, который беседовал с ним, желая спасти его душу. Кичливый разум графа искал чего-то рационального. Это болезнь всего XX века. Потом, когда Оптину разорили, в храме Иоанна Предтечи был музей Льва Толстого – бюст стоял в центре не месте аналоя. Богоотступничество, разрушение обителей и храмов, поругание святынь обернулось против России нападением Гитлера – Господь избрал его как орудие. А сколько к тому времени людей было умучено в этой колыбели революции. 800 тыс. – только голодомором, в том числе мой отец.
Пока были целы обители, когда оптинские старцы подвизались в скиту и пустыни, они молились, они сдерживали это зло. Если не будет молитвы и жизни во Христе, то бытие начнет свертываться. Оно и так свертывается. Коммунизм посеял безбожную заразу. Людей хороших почти не стало. И жизнь в России умаляется. Раньше у нас были тысячи монастырей, люди молились, жили благочестиво. Каждое доброе дело, тем паче молитва, имеет не только индивидуальное, – только для тебя, – и социальное, но космическое значение. Молитва не только монаха или старца, но каждого человека. Какая-нибудь старушка может быть совсем незаметной, но она настолько близка к Богу, и молитва у нее живая и крепкая, что Господь милует, животворит мир.
В период советского режима Оптина была в разорении. Каждый, кому попадали в руки книги с духовным наследием старцев, с воздыханиями просили Господа о возрождении обители. В 1987 г. монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Взорам предстало страшное зрелище, которое отзывалось болью во всех любящих Господа, чтущих Его святыни сердцах. Разрушенные храмы, оскверненные могилы старцев… Сам Господь призывал к возрождению. Резко начался этот процесс с приходом архимандрита Евлогия (Смирнова; в 1988 г. назначен наместником Оптиной пустыни, ныне епископ Владимирский и Суздальский – прим. ред.). Он со всем усердием поднимал духовную жизнь и восстанавливал физическое состояние обители.
Владыка очень усердно стал возрождать именно духовную жизнь монастыря. Службы были очень долгие. Он сам неопустительно посещал каждое Богослужение, начиная с полунощницы и заканчивая повечерием. Сам служил Литургии. Первые службы стали совершать в Надвратном храме Владимирской иконы Божией Матери. Несмотря на то, что он был разрушен до фундаментов, сначала возвели его c упованием и в знак того, что Богородица поможет в восстановлении монастыря. 3 июня 1988 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, отслужили здесь первую Литургию. Всех желающих молиться за Богослужением храм тогда не вместил, было тесно даже немногочисленной еще братии и послушникам, и многие стояли на улице во дворе.
Пасха 1990 года
Потом стали восстанавливать Введенский собор – стены его сохранились, но весь он был изуродован, на полу валялись огромные детали сельхозтехники. Также и от Казанского храма остались одни стены, выглядел он страшно: вместо алтарной стены – дыра (сюда въезжали машины, когда у здания еще сохранялось подобие крыши), всюду были разбросаны грязные бочки, всякие предметы. На момент передачи руин монастыря Церкви в Оптине располагалось Козельское сельхоз ПТУ. Со временем его перевели, но тогда еще всюду были его ученики. Жили и мирские люди. Вокруг обители было нагромождение различных хозяйственных построек, кладовых, птичников. Не так просто было все это расчистить. С большим трудом убеждали жителей переселиться за пределы святых врат. По монастырю вообще тогда проходила дорога, шел транспорт. Однажды наместник монастыря нынешний владыка Евлогий перекрыл этот автопоток, чтобы у монастыря образовалась своя замкнутая территория, но жители ночью перепилили замок. Начали строить для них дом: некоторые переехали в него, другим покупали жилье. Многие оставались в скиту – претендуя на квартиры. Многие верующие люди, небогатые, приносили свои крохи, сводя концы с концами. Отстраивать надо было и сам монастырь. Находили строителей, мастеров, оплачивали им работу. Господь посылал благотворителей. Сумма всегда в монастыре оказывалась той, которая была нужна. Чтобы возродить Скит, надо было купить хибарку, в которой жил прп. Амвросий Оптинский. Сколько запросил новый хозяин, столько и отдали. Через два дня он приносит назад определенную сумму. Во сне чей-то голос сказал: «Пересчитай деньги». Пересчитал, оказалось несколько больше того, что он требовал.
Последний визит Святейшего Патриарха Алексия II в Шамордино, 2005 г.
Господь милостив, во всем споспешествовал братии. Находились люди: деловые и мастера. Шло возрождение – оно само было чудом.
Сколько паломников сейчас приезжает в Оптину, сколько находят отраду и утешение в молитве, в предстоянии Богу на службе, в поклонении святым мощам. Конечно, обитель может быть еще недостаточно благоустроена. Порой приходится много трудиться – отцы постоянно слишком уставшие. А люди все едут, идут. Но Господь сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). А тем паче, когда собираются тысячи богомольцев на праздники оптинские или на Пасху.
– На Пасху 1993 года иеродиакон Василий, иноки Ферапонт и Трофим приняли мученическую кончину. Зачем, в какое нам назидание Господь попустил такое зло?
Идет борьба. Есть диавол, есть его слуги. Все это темное не могло не реагировать на начало возрождения монастыря. Раньше диавол действовал через систему госатеизма – разгоняли, арестовывали, расстреливали монахов. Сейчас этого нет, значит те, кто не хочет верить в Бога, отрицает Церковь, – добровольно подчиняют себя сатане. Был в истории Церкви период первохристианства – первые четыре века после Рождества Христова. Тогда язычество боролось против веры Христовой. Так и теперь. Тогда были свои мученики, мученицы; и – ныне.
– Что является главным для современных христиан? Что нам сейчас делать?
Больше того, что сказано в Евангелии не скажешь. Для спасения каждый должен приобрести определенный багаж духовного опыта. Сравните смерть праведника и смерть грешника. Состояние безотрадности, в котором умирает последний, и то, в какой радости отходят к Господу души христиан. Как молитва, так и грех не только индивидуален, но имеет космическое значение.
– Батюшка, если для Самого Бога так важна наша свобода, почему монахи отсекают свою волю? Почему не противятся злу, идут под нож, или претерпевают мученичество бескровно изо дня в день?
– Монах предается послушанию, чтобы пресечь свою гордыню – корень всех зол, самую зловредную функцию души.
http://www.znamenye....op=new&s_id=241